Графические рисунки шиле. Эгон шиле

Рисунки из музея Альбертина (Вена)». В галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков привезли 47 рисунков и гравюр Климта и почти столько же Шиле - 49. Это не первый приезд их графики в Пушкинский музей, но впервые - столь объемный. Проект приурочен к объявленному в 2017-м Году туризма Россия - Австрия.

По словам кураторов, выставка проходит на фоне агрессии, давно нарастающей в некоторой части общества, от искусства далекой, но считающей себя вправе оскорбляться. Однако по набору работ этот показ - при всем эротизме некоторых рисунков - вышел вполне невинным, и то, что здесь нет жестких, переходящих грань приличий вещей Шиле, выставку не обеднило. От Климта тут и эскизы к картинам (включая хрестоматийный «Бетховенский фриз»), и рисунок обложки журнала Ver Sacrum («Весна Священная»), и самостоятельная графика - неизменно дышащие томностью и какою-то универсальной привлекательностью портреты. За Шиле, кроме портретов с фирменными «издерганными» линиями, тут отвечают рисунки, сделанные в темнице - собственно тюрьма и натюрморт с философическим названием «Мой путь пролегает над бездной». В 1912 году рисовавший юных особ в разнообразных фривольных ракурсах художник, возмутитель спокойствия 24 дня провел в заключении. Помимо эротических рисунков, представлены портреты его друзей и покровителей, в частности, Генриха Бенеша (который коллекционировал произведения Шиле), отца знаменитого историка искусства Отто Бенеша (он будет писать и о Шиле тоже).

Художники разных поколений, Климт и Шиле были ниспровергателями традиций на фоне fin de siecle и эпохи психоанализа. В смысле маршрутов искусства они встретились в пору модерна и символизма, к которой Климт - если говорить о графике - пришел от академических рисунков (их сейчас тоже показывают), когда линия стала служить ему не для изображения, а для обобщения образа. Шиле же, напротив, из этой эпохи ушел в экспрессионизм, овладев линией нервной, угловатой, прерывающейся. Он не столько обобщает формы, сколько утрирует и заостряет, стремится не к недосказанности, а к гипервыразительности, отчего и с автопортретов мастера, и с некоторых других работ на нас «выпрыгивают» гримасы. К своим героям он подчас бывал беспощаден: линии, которыми он прорабатывает тела моделей, часто напоминают хирургические нитки, будто эти тела разорваны и заново сшиты.

По словам куратора нынешнего показа с российской стороны Виталия Мишина, когда в 1973 году в ГМИИ впервые прошла выставка «Шедевры рисунка из музея Альбертина», на ней было всего три рисунка Климта и два Шиле. Некоторые из них снова привезли в Москву. Кураторы составили графическую историю, в которой рассказывают, как из общих корней (климтовская модерновая линеарность поначалу оказала большое влияние на Шиле) и формальных мотивов темпераменты художников создавали в итоге едва ли не противоположные по духу вещи.

Как рисовальщик Шиле по сравнению с Климтом ушел далеко вперед. Enfant terrible своего времени, Шиле технически виртуознее и разнообразнее - взять хотя бы рисунок с тремя уличными сорванцами, которых художник наделил разом и кукольными глазами, и старческими узловатыми пальцами. Варьируя толщину линии, силу нажима карандаша, он не просто оставил выразительные образы, но рисунок, где настроение художника в конкретный момент, энергия руки становились частью произведения.

Климту, одному из создателей Венского сецессиона, автору портретов весьма респектабельных особ, виделись идеально плавные контуры, будто все его модели - что, например, Фридерика Мария Беер (эскиз к живописному портрету, который хранится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств), что «Юриспруденция» (эскизы к картинам для актового зала Венского университета, чьи оригиналы были уничтожены нацистами, и сейчас об этих композициях можно судить только по черно-белым снимкам и эскизам) - немного родственники. Климт искал красоты, Шиле - хара ктерности.

Изображение: Эгон Шиле / The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле (1890-1918) начинал творческий путь, оказавшийся, увы, весьма кратким - художник умер от испанки, на несколько дней пережив беременную жену, в 28 лет - также традиционно. В Пушкинский привезли два ранних рисунка, на одном - прилежно нарисованный бюстик Вольтера, на втором - «Автопортрет» 1906 года: на нас скромно взирает эдакий отличник, которому, кажется, только что вытерли нос. Когда вы входите в зал - а развеска сейчас очень значима, тот случай, когда она и показывает путь, и расставляет акценты, и позволяет работам вступить в диалог, - эти два ученических, по сути, опуса оказываются сперва за спиной. Тем сильнее удивление, когда вы их обнаруживаете. Поскольку тут же его «фирменные» автопортреты. гримасничающие, с непонятным страданием, то прошитые теми самыми «хирургическими швами», то - другой, рядом - весьма подробный анатомически, но с белыми глазницами, и вдобавок обведенный жирной линией белил, как будто судорожная экспрессия позы с выставленными в стороны локтями скована камнем навсегда. Запечатана.

Нарциссизм Шиле, зацикленный на сексуальности, вероятно, был отражением страхов автора. Беззащитность и одиночество - мотивы, сквозящие во многих шилевских работах. Угловатость его фигур нередко довершается «обрывочностью» - словно у античных статуй с отколотыми конечностями, Шиле оставляет отрубленными ноги или руки. Возможно, в каком-то смысле их можно считать памятниками современности.

Климт и Шиле умерли в один год - это был зловещий 1918-й. Выставка в Пушкинском - первая из череды проектов будущего года, хотя, конечно, работы этих авторов востребованы всегда. Венская Альбертина, в чьем собрании находится 170 климтовских рисунков и 140 Шиле (а кроме того, 40 числящихся на долговременном хранении работ), как рассказал австрийский куратор нынешнего проекта Кристоф Мецгер, отправит выставки, подобные той, что сейчас демонстрируется в ГМИИ, в Бостон и Лондон.

Октябрь 2017 - январь 2018. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В середине октября 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918). Выставка состоится в рамках «Года туризма Россия - Австрия 2017», который открывается в Москве 12 января 2017 года.

На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет представлено около 120 рисунков из собрания Музея Альбертина (Вена). Среди них «Инициал “D”, иллюстрация для журнала “Ver Sacrum”» (1897/98) Густава Климта, а также «Сидящая женщина» (1918), «Лежащая полуобнаженная девушка» (1911), «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом» (1910) и «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) Эгона Шиле. На выставке также экспонируются фантастические, экспрессивные и часто трагические образы другого австрийского графика - Альфреда Кубина (1877-1959), современника Шиле и Климта.

Густав Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его экспрессивные рисунки, в том числе изображения обнаженной модели, шокировавшие современников своей откровенностью, оказали влияние на творчество более молодых художников - Эгона Шиле и Оскара Кокошки.

Шиле начинал карьеру художника в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. В 1906 году шестнадцатилетний мальчик был самым молодым среди учащихся Венской Академии художеств. Всего за несколько следующих лет он овладел различными техниками рисования, усвоил опыт разных художественных направлений - натурализма, символизма, позднего импрессионизма, модерна, освободившись от всех условностей академического искусства.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина на материале первоклассных произведений из собрания Альбертины даст зрителям возможность глубже понять эволюцию творчества выдающихся австрийских мастеров, творческий метод и неповторимый эстетический мир каждого из них.

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки, ведущий сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков, хранитель французского рисунка XVI-XX веков: «Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены «около 1900 года». Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Климт, и Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства. Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность».

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук

Шекспировский образ подходит этому художнику больше всего. Время внесло коррективы в сюжет великого гуманиста. В жизни Шиле не было замков, да и королевской его семью нельзя было назвать: отец - железнодорожник, мать - домохозяйка. Намеком на непростые страсти в скромной чешско-австрийской семье является тот факт, что отец будущего модерниста был болен сифилисом. В конце 19 века вылечиться от этой заразы возможности не было. Безумие, которое поразило отца Шиле, заставило родню забрать мальчика из семьи. Детство Эгона прошло в маленьком чешском городке, в доме родного дяди.

Дядя видел племянника ученым и всеми силами старался дать ему приличное образование. Но учеба не привлекала Шиле совершенно. Он рано начал рисовать и полностью отдался своему увлечению.

Смерть отца случилась, когда будущему художнику исполнилось 15 лет. Это печальное событие подействовало на него удручающе. Кажется, что эта депрессия прошла через все творчество мастера, оставив тревожный и пессимистичный отпечаток в каждой из его 300 работ.

Вместе со смертью отца подростка возмутило равнодушие матери, которая скоро вышла замуж и не особо переживала, избавившись от безумного и деспотичного мужа. Шиле считал, что она предала память отца, отказалась от жертвенного целомудрия после смерти супруга.

Подобные мысли могли появиться у Эгона после подслушанных разговоров многочисленных тетушек в провинциальном городке, повлиявших на впечатлительного молодого человека. Достоверно известно, что Эгон до конца жизни обвинял свою мать в отсутствии любви к нему.

Обучение Эгона Шиле

Когда пришла пора выбирать профессию, дядя окончательно потерял надежду на ученую карьеру племянника. Он был отправлен в с разрешением поступить в школу искусств и ремесел, с упором именно на ремесло, которое сможет прокормить его в будущем.

Несмотря на то, что Шиле поступил в престижную школу без проблем, долго он там не задержался. Его вольная манера письма, нестандартные взгляды на красоту и отсутствие уважение к мастерам прошлого раздражали преподавателей. Подобные взгляды принимались тогда в единственном творческом ВУЗе Вены - Академии художеств. Но и там, проведя несколько лет в постоянных дискуссиях с преподавателями, Шиле не задержался. Единственный преподаватель, который все-таки подписал его диплом, взял со своего ученика обещание никому не говорить, чья подпись стоит под документом.

Творчество Шиле и знакомство с другими художниками

Еще во время своего скандального студенчества Шиле познакомился с , признанным авторитетом в современной живописи. Климт сумел разглядеть в работах молодого коллеги несомненный талант и поддержал Шиле. В 19 лет молодой экспрессионист, впрочем, стилистические рамки всегда были ему тесны, поэтому в его работах можно разглядеть признаки сразу нескольких модернистских течений, выставлялся вместе с , и другими признанными авторитетами.

В мастерской своего покровителя Шиле познакомился с Валери Нойзель, которая стала его музой на 4 года. Это был неоднозначный, сложный период в жизни художника. Со своей молодой подругой Шиле поселяется в маленьком чешском городке, где прошло его детство. Парочка ведет богемный образ жизни, что совсем не нравится местным жителям, настроенным весьма консервативно. Дело заканчивается изгнанием.

В австрийском городке Нойленбах, куда переселились изгнанники, дело закончилось судебным разбирательством: Шиле обвиняют в растлении и производстве порнографии. Некоторые работы молодого художника и вправду могли произвести такое впечатление на провинциальных бюргеров. В дело вмешивается новый покровитель художника, влиятельный коллекционер Бенеш. Обвинение разваливается в суде, все заканчивается символическим заключением на несколько дней.

Первая мировая война не внесла в жизнь художника особых неудобств. Будучи призванным в армию, он имеет возможность использовать небольшую мастерскую и продолжать работать. К этому времени 24-летний художник - яркое и узнаваемое явление в мире искусства.

Потом была и женитьба на дочери слесаря, разрыв с Нойзель. А после смерти Климта критика провозглашает Шиле крупнейшим современным художником и гордостью .

В 1918 году эпидемия гриппа унесла два десятка миллионов жизней европейцев. Среди них был молодой (28 лет!), но весьма самобытный и глубокий художник Эгон Шиле.