Г гессе. Герман Гессе – вечный степной волк. Герман Гессе – последний немецкий интеллигент

Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.

Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.

В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.

Юность

Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре. Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь. Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».

Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители. Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва. Но все это не приносило радости юному Герману.

В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене. Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего. Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.

Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.

Начало профессиональной карьеры

В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю, стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.

После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии. По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим. В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.

В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.


Венное время дальнейшая деятельность

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья. В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему. Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».

Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.

На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн. Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии. После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма». В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.

Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе. Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге». «Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.



В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему – тему разности бытия мирского и духовного. В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе. Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.

В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.

Личная жизнь

Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин. В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу. Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его. После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.

Цитаты и афоризмы

  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
  • Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
  • В безопасный путь отправляют только слабых.

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения

Этот человек прожил необычную, полную событий жизнь. Тысячекратно он убегал из дома и возвращался туда вновь. Один из самых известных немецких писателей прошлого века, лауреат Нобелевской премии, автор глубинных романов. Еще не догадались? Раскрою завесу тайны. Это Герман Гессе.

Родился он в тишайшем, почти райском уголке Германии, милой Швабии. 1877 год был ознаменован этим событием. Детство маленького Германа напрямую связано с Индией – этим чудным, таинственным краем, где был миссионером его дед и откуда мать привезла столько всего интересного и необычного: статуи божков, ароматические масла и прочие причуды. Оттого все сущее казалось мальчику неправдоподобным, глупой выдумкой взрослых.

И уже тогда появляется его маленький черный человек — степной волк. Он будет сопровождать мальчика всю жизнь. И все время, что бы ни приказал этот альтер эго, Герман все будет выполнять с точностью. Примирить двух существ внутри себя – вот, что будет вечной мукой писателя. Ещё ему досталась в наследство от отца нервная болезнь, подарившая припадки, депрессии и головные боли. Но, несмотря на это, малыш был невиданным озорником. Его мать мучилась от многочисленных жалоб на сына. А имя шалуна знал и произносил по нескольку раз на дню весь город, от мала до велика.

Однако, на удивление легко давались мальчику и знания. Он писал стихи, чудесно рисовал, задавал такие философские вопросы, над которыми ломали голову профессора. В 12 (!) он сказал: «Я буду поэтом или никем!»

Но родители не вняли просьбам сына и отправили его по духовной стезе, а именно — в Латинскую школу в Гёттингене.

И вот он – экзамен, решающий судьбу семинариста Гессе. До события – одна ночь. Что бы стал делать сегодняшний студент? Сидеть за учебниками в надежде хоть что-то запомнить, строчить шпаргалки, чтобы списать или просто придавил бы подушку в надежде на русский авось. Что делает Герман? Страх перед экзаменом сваливает его в постель не хуже болезни! Кашель, ухудшение зрения – вот каковы последствия этого ужасного чувства. Но Гессе отлично сдает экзамен. И… в 14 лет из монастыря Клостер, где ему обеспечено бесплатное образование, бежит куда глаза глядят. Потом, правда, его возвращают. Но беглец остался внутри до поры до времени.

Помните себя в 15 лет? Переходный возраст, ломка сознания, мысли о суициде, о переменах. Знакомо? Вот и Гессе знал об этом не понаслышке. Да, человечество могло потерять величайший талант. Имя причины этого – Евгения Кольб. Она – настоящая красавица, да еще и музыкальна. Разрыв между телесным желанием и опасностью наказания мучает Германа до такой степени, что он аж дважды пытается покончить с собой! Но эта любовь будет самой сильной и крепкой.

Итогом несчастной любви становится клиника для душевнобольных, куда прячут ребенка заботливые родители в надежде изгнать из него дьявола и вернуть в лоно церкви. Однако, даже там, в своей темнице, Герман открыто ропщет на Бога. И это в 15 лет!

После отказа Евгении Гессе снова становится беглецом. Он бежит из лицея, потом — из типографии, куда пристроили его родители, начинает гулять, дебоширить, неоднократно попадает в полицейский участок, становится завсегдатаем таверн. Это саморазрушение будет длиться три года.

Но вскоре начинается литературная деятельность писателя. В 27 он выпустил свой первый крупный роман «Петер Каменцинд», и уже никто не узнает в мудром библиофиле бывшего разгульного юношу. И сразу после дебюта появляется широчайший круг знакомых, среди которых сам Зигмунд Фрейд. Более того, Гессе женится на милой Марии, которая стремится окружить его уютом, заботой, домашним теплом…

Но Герман снова сбегает! Причем дважды – незадолго после свадьбы и после рождения третьего сына. После странствий он возвращается к своему тихому мещанскому быту. Его степной волк скалит зубы где-то за занавесом бытия…

В большом семейном доме в стиле ампир Марии чудятся странные вещи – видения, звуки голосов, шаги. Тревога охватывает ее, мрачное предчувствие чего-то ужасного. И это случается. Вот, что странно: сначала ужасы происходят на страницах романа «Рос Хальбе»: в семье, где муж и жена живут вместе только ради сына, малыш заболевает менингитом и умирает. И почти то же самое происходит в реальности – младший ребенок Гессе, Мартин, переносит ту же болезнь, но, к счастью, остается жив, однако, очень слаб и не сходит с больничных коек. Более того, и жену, и младшего сына Гессе охватывает жуткая шизофрения.

Герман Гессе с семьей

В другом романе, «Гертруда», Гессе напророчил себе новую жену – красавицу-певицу с золотым голосом. И ему встречается такая женщина. Ее звали Рут Венгер, и она попалась ему во время одного из побегов от жизни. Увы, счастье писателя продлится вплоть до свадьбы. После торжества пройдет всего три года, которые не принесут счастья ни одному из супругов. К тому же, бедная Рут вдруг потеряет свой дивный голос.

Потом Гессе знакомится с… не ожидайте, что это будет новая жена или любовница, нет. Это один из учеников великого Фрейда — Карл Юнг. Он знакомит писателя с психоанализом, предлагает раскрыть темные стороны своего «я». Вспомнили о черном человеке? Вот его-то Юнг и пытается изгнать из Германа Гессе.

И теперь писатель повторяет кусок из жизни своего персонажа Гарри Галлера. Он разучивает танцы и ежевечерне, надев фрак и лакированные ботинки, начищенные до зеркального блеска, идет на дансинги. Старый 50-летний сухарь танцует с женщинами, чувствует их молодые тела, запахи волос, нежную кожу… И вот уже готов выйти на свет, уже потихоньку зреет самый известный и жуткий роман Гессе – «Степной волк».

Но наступило страшное время в жизни не только Гессе, всей его страны! Пришёл, вскинув в нацистском приветствии руку, коричневый 1933 год.

Вы видели, как горят книги? Как взметаются ранеными птицами страницы, как уничтожаются в адском огне все мысли и замыслы, все понятия и герои? К счастью, Гессе не довелось присутствовать при этом ужасном событии. Однако, в пламени книжных костров одним из первых сожженных людей был Гарри Галлер. Да, да, да. Его создателю лишь швейцарское гражданство спасает жизнь. Вторая мировая проходит мимо Гессе – здоровье не позволяет ему выйти на фронт. Но он остро чувствует потерю духа, ценности человеческой жизни. И за это-то он готов бороться, жертвуя всем на свете. В это время был написан величайший роман писателя – «Игра в бисер».

Это произведение было последним в жизни Гессе. Больше ему нечего было сказать миру. В 1946 году Гессе вручат Нобелевскую премию по литературе за вклад в развитие литературы и пропаганду идеалов гуманизма.

Но что это произошло с бывшим беглецом, странником, бунтовщиком против мещанства? На склоне лет он живет в тихом домике в деревне, с сыновьями и внуками, летом посещает презентабельные курорты, ухаживает за садиком. А в возрасте старше 70 лет (!) старика сажают в тюрьму за совращение юной девушки. И он, сидя в камере, просит дать краски и кисть. Гессе рисует на стене странную картину – пейзаж, на фоне которого поезд въезжает в тоннель в высокой горе. И из темного отверстия клубами валит дым. Утром, когда тюремщики приходят, чтобы отвести писателя на очередной допрос, он глотает какой-то маленький пакетик, уменьшается до размеров кузнечика, прыгает в поезд, снова становится Германом Гессе и скрывается в тоннеле… Однако, это – не пугайтесь – всего лишь один из множества мифов, коими бывает окружено имя любого великого человека…

Герман Гессе – последний немецкий интеллигент

Родившись в семье протестанского пастора, Герман Гессе чуть было не пошел по следам своего отца, и даже целый год проучился в теологическом колледже. Трудно себе даже представить, что бы произошло с немецкой литературой и европейской культурой как таковой, если бы он остался читать проповеди в каком-нибудь немецком городе, и не решил бы в 1904 году, когда первый его роман «Питер Каменцинд возымел успех, навсегда посвятить себя литературе! А ведь впереди у него были такие герметические произведения, как «Дамиан», «Степной волк» и «Сидхартха», которые с одной стороны, восстанавливали философские традиции прошлого, а с другой – создавали новый мир, где разум человека получает заслуженную свободу.

Он вовремя предпочел свободу самовыражения и разум церковным заученным догмам и гимнам, однако это на долгие годы заставило его делать акцент на разуме. Он стал в полном смысле этого слова "человеком головы", однако вовремя остановился благодаря Карлу Густаву Юнгу и Йозефу Лэнгу. Именно психологи заставили его перейти на следующий уровень, благодаря чему Герман Гессе стал больше, чем писателем - целителем, пророком и примером для подражания.

Чтобы как можно лучше понять творчество Германа Гессе, необходимо быть хотя бы немного знакомыми с историей Европы тех лет. Две мировые войны, разрушенные идеалы, потерянное поколение – это лишь краткий список того, с чем пришлось столкнуться Гессе в своей жизни. Возможно именно из-за этих метаний немецкого народа между величием и низостью и заставило его переселиться в нейтральную Швейцарию, где тихие прекрасные пейзажи способствовали глубоким философским размышлениям. Герман Гессе всегда отличался нелюдимостью, а последние годы своей жизни провел на швейцарском озере почти в полном одиночестве. Однако интроверсия Германа Гессе не мешала ему тонко чувствовать человеческую природу и понимать, чего не хватает человечеству для полного счастья.

Дамиан – новый бог для нового мира

Согласно совершенно разным независимым источникам, как сомнительным, так и весьма логичным и достоверным, начало 20 века стало для Земли началом новой эры, которая с одной стороны, принесла человечеству множество проблем (вроде нехватки воды и ресурсов, проблем с экологией, войны и революции, а также полное смещение интересов от морали к материи), но с другой стороны, подарило свободу, которая, признаться, никогда не была свойственна человеку.

То, какой образ жизни мы видим сейчас по всей земле, явление беспрецедентное: особенно впечатляют Интернет (свободное распространение информации), сексуальная свобода (гораздо более полная, чем в древнем Риме или Вавилоне), свобода самовыражения (искусство различных форм и содержаний) и свобода передвижения по всей земле (самолеты).

Герману Гессе выпало жить в период смены эпох – во время перехода от бюргерства и викторианства в Европе к горделивой идее избранности, которая та и не оправдала себя (фашизм) и падению империализма (Франция, Великобритания и Северная Европа). Новые идеалы еще не были достаточно сформированы, а старые – изжили себя. Герман Гессе словно медиум поймал нечто, что просто витало в воздухе – дух свободы от противоречий, дух возрождения духовности Земли, дух не-разделения добра и зла.

Об этом повесть «Дамиан». Совершенно неожиданный сюжет развития немецкого мальчика, пойманного в сети «добра», выраженного в стандартном укладе жизни бюргеров. Как будто сам собой, он становится кем-то, кто значительно превосходит по уровню развития свое окружение. Он напрямую общается с богом, который так далек по своей сущности от племенного божества иудеев, которое дикие в свое время европейцы поставили во главе своего урезанного пантеона.

Бог Дамиана – древний бог александрийских гностиков с головой петуха и хвостом змеи. Он – архонт, создатель вселенной (что в монотеистических религиях зачастую делает его автоматически «благим»), но с другой стороны, он же объединяет в себе и зло – ведь наша вселенная далеко не однозначно блага. Некоторое в особенности, личностное «зло» содержится уже в самих законах природы, и всякий, кто размышлял о них достаточно долго, придет к тому же выводу. Природа создала таких замечательных существ, как зайца и волка, но вместе они не могут ужиться, так как в волке с самого начала заложена программа – съесть зайца.

Так или иначе, это понимание двойственности божества, идея невытеснения, оказывается чрезвычайно продуктивной, как для главного героя «Дамиана» Эмиля Синклера, так и для самого Гессе, который уже после «Дамиана» пишет свои главные шедевры – «Степной волк» и «Сидхартха».

Как известно, Гессе проходил сеансы аналитической психологии у ученика Юнга, Йозефа Ленга, и наверняка был знаком с юнговским Абраксасом – божеством, с которым Юнг не раз входил в контакт. Однако то, как Гессе переложил на художественное повествование явление Абраксаса в Западной Германии в отдельно взятом провинциальном городке, где его в принципе, не могло существовать, доказывает личное знакомство Гессе с этим божеством. Возможность же такого знакомства свидетельствует в свою очередь, в пользу универсальности символа.

Абраксас, как впрочем, и Яхве – это не только некие местные племенные божества, но и принципы, заложенные в самом человеке и в структуре мира. Абрасакс выражает принцип амбивалентности. То, как Эмиль Синклер, герой книги Дамиан, эволюционирует на протяжении повествования, показывает насколько целителен может быть этот символ для разорванного на пронзительные противоположности европейского сознания, хватающегося за соломинку в своем рушащемся карточном доме «европейской цивилизации».
Степной волк – литературный портрет нового человека

Степной волк - от homo vetus к homo novus

Ни один исследователь жизни Гессе не будет спорить с тем, что «Степной волк» - автобиографическое произведение. Одинокий, замкнутый и потерявший нить бытия немец-интеллигент, живущий в неплохих условиях, но совершенно не понимающий своего предназначения, сталкивается с иным, с бессознательным, с магическим театром своей души, где он может быть, пусть не режиссером, но центральной фигурой, а не выброшенным на противоположный берег жизни потерянным человеком.

Проходя сеансы юнганской психологии, Герман Гессе часто сталкивался с образами своих внутренних субличностей, архетипов. Он познал целительную силу Анимы, которая могла подарить ему чувственную и эмоциональную усладу. Он познакомился с внутренним геем-наркоманом – Тенью – полной противоположностью грустному асексуальному философу. Он увидел, что в бессознательном происходят процессы далекие от логического обоснования, с помощью которого Гессе привык подходить к любому вопросу.
Познав все это, Герман Гессе прекрасно изложил свое понимание человеческой природы в книге «Степной волк», и Европа вздрогнула! Она получила не только свой собственный портрет, но, что особенно важно, необходимые краски и оттенки, чтобы изменить себя навсегда. Разумеется, не только Герман Гессе сыграл свою роль в этом изменении, но он был, без сомнения, одной из ключевых фигур того времени, и его влияние не ограничивается 20 веком – все больше молодых людей по всему миру читают его произведения и проникают в самые тайные уголки своей души и разума, навсегда меняя себя и свою судьбу.

Игра в бисер – утопия или будущее планеты?

Все литературные достижения Германа Гессе были бы не полны без его последней и самой удивительной книги – «Игра в бисер». Без сомнения, книга «Игра в бисер» - утопия, коих немало породил инфантильный 20 век, где так много мечтали о светлом будущем. Но утопия Гессе отнюдь не политическая и не экономическая. Она социальная и интеллектуальная. Герман Гессе мечтает об обществе, которое готово было бы оплачивать размышления гениев, которые занимались бы не поучением материальных благ для этого самого общества, а чем-то таким, что было бы в целом далеким от первичных интересов социума (выживания и безопасности), и касалось бы самых тонких интеллектуальных планов.

Собственно, это должен был быть следующий этап свободомыслия и либертарианства – возможность заниматься умственной игрой (даже не трудом). Мечта о сообществе, где вопросы материального выживания давно отошли на задний план, и люди, не лишившись при этом тела, физической красоты и способности к творчеству, имеют возможность уйти с головой в музыку, математику и астрономию.
Без сомнения, Гессе как автора «Игры в бисер» можно сравнить с такими мечтателями, как Олдос Хаксли и Тимоти Лири, а также Рей Бредберри и Джордж Оруэлл (последние трое, однако, скорее паникеры, чем мечтатели в полном смысле этого слова). Он пророк своего отечества, народ которого все реже нуждается в физическом труде, где все больше людей заменяют роботами и компьютерами. Большинство современных европейцев (в отличие от своих дедов и прадедов) живут жизнью вольных художников, и лишь недостаточный уровень гениальности держит их в тех же тисках, в которых был Герман Гессе во времена «Степного волка», но разум многих уже достаточно созрел и далеко ушел от душевных, человеческих и социальных проблем. Их мало, но они сильны. Они принесли вирус свободы, который уже не остановить.

Герман Гессе родился 2 июля 1877 г. в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы. Мальчик с детства мечтал стать поэтом, но родители настаивали на карьере теолога. В 1890 г. юноша поступил в Латинскую школу в Гёттингене. В 1891 г. он перешел в протестантскую семинарию в Маульбронне, однако оттуда его вскоре исключили.

Гессе пришлось сменить немало профессий. Он был подмастерьем, учеником книготорговца. Юноша много и охотно читал. Особенно его привлекали произведения Гёте и немецких романтиков .

Портрет Германа Гессе. Художник Э. Вюртенбергер, 1905

В 1899 г. Гессе стал членом литературного общества «Маленький кружок». К этому времени он уже пробовал писать стихи и короткие рассказы. Первый роман – «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» – был опубликован в 1901 г. Но успех пришел к писателю через три года, после выхода второго романа – «Петер Каменцинд». После этого литературная деятельность стала для Гессе не хобби, а основным источником существования. Он начал жить на доходы от своих произведений. В 1904 г. Герман Гессе женился на Марии Бернуйи, которая стала матерью его троих детей.

«Петер Каменцинд» во многом автобиографичен. Гессе говорит о стремлении личности к самосовершенствованию и цельности. В 1906 г. была создана повесть «Под колесом», где писатель говорит о проблемах творческой личности. В этот период из-под пера Гессе вышло немало очерков и эссе. В 1910 г. вышел роман «Гертруда», в 1913 г. – сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии», в 1914 г. – роман «Росхальде».

Литературный Нобель. Герман Гессе

В 1923 г. Гессе и его семья стали гражданами Швеции. Писатель открыто выступал против агрессивного национализма Германии, что вызвало недовольство многих соотечественников. Во время Первой Мировой войны Гессе оказывал поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне.

В 1916 г. Гессе пришлось вынести несколько ударов судьбы: частые болезни сына Мартина, душевную болезнь жены, смерть отца. Все это вызвало тяжелый нервный срыв, от которого писатель лечился методом психоанализа у одного из учеников знаменитого Карла Юнга . В это время был создан роман «Демиан» (1919 г.), вышедший под псевдонимом Эмиль Синклер. В 1923 г. писатель разводится с женой, в 1924 г. снова женится – на Руфи Венгер. В 1931 г. он женился в третий раз – на Нинон Долбин.

В 1946 г. Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

Гессе был также награжден Цюрихской литературной премией Готфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, удостоен почетной докторской степени Бернского университета.

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse, 2 июля 1877, Кальв, Германская империя — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1890 поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

В 1904 он женился на Марии Бернуйи, у супругов было трое детей.

В 1911 Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 романа «Демиан».

В 1924 Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 году.

В 1946 Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.