Французский театр эпохи классицизма. Соблюдение закона трёх единств

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР(17 -18 В. В.) § Основные принципы драматургии и театра классицизма: 1. Строгое следование лучшим античным традициям. 2. Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия. 3. Верность природе, правдоподобие. 4. Постоянство характеристики героев. 5. Строгое деление на жанры. 6. Неожиданная поучительная развязка действия.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (1600 - 1681) знаменитый испанский драматург сумел выразить дух эпохи барокко § В 1635 г. он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г. принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в 1681 г. Духовный сан нисколько не мешал Кальдерону, как и Лопе де Вега; он писал для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Светские пьесы Кальдерона можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедий Кальдерона лежат три чувства: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606 -1684) В 1624 году Корнель становится юристом, но, чувствуя влечение к театру и поэзии, уезжает в Париж и уже в 1629 году ставит свою первую комедию, "Мелиту". В 1633 г. молодого драматурга представляют кардиналу Ришелье. Вместе с "Сидом", премьера которого состоялась в начале 1637 года, к Корнелю приходит слава. Людовик XIII жалует драматургу дворянство. В начале 1660 -х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более, что его все больше и больше затмевает новый драматург, Расин. Старость поэта печальна. В 1674 году, один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года, Людовик XIV приказывает поставить в Версале "Цинну", "Горация", "Помпея", "Эдипа", "Сертория" и "Родогуну". Корнель знаменит на всю Европу. Великий французский драматург умирает в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.

ЖАН РАСИН (1639 -1699) § Французский драматург. В начале шестидесятых годов перед Расином открываются двери придворных салонов и начинающий драматург расширяет круг литературных знакомств. В то же время Расин приобретает покровительство Людовика XIV и его любовницы, госпожи де Монтеспан. Следующие два десятилетия становятся вершиной славы Расина. Величайшими трагедиями Расина являются "Андромаха" (1667) и "Федра" (1677). Именно в них наиболее ярко проявляются новшества, привнесенные Расином в драматургию: изображение слепых страстей, неизменно приводящих к катастрофе, неукоснительное следование правилу трех единств, и др.

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622 -1673) Жан-Батист Поклен родился в Париже; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. Чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г. , берет псевдоним Мольер и организовывает труппу. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан" , "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной", Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) § Уже в первых, так называемых, «мещанских драмах» - «Евгения» (1767), «Два друга» (1770), Бомарше правдиво рисует картины социального неравенства. «Мемуары» Бомарше (1773- 1774) - четыре памфлета, в которых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. § Пьесой «Севильский цирюльник» открывается самый блестящий период в творчестве Бомарше. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только «нерв интриги» , но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) Картина Головина: Эскиз декорации к комедии Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лег в основу 2 -й части трилогии о Фигаро - комедии «Женитьба Фигаро» (постановка 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности - всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократических привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличительные черты Бомарше-комедиографа. В дальнейшем драматург отходит от того типа комедии, который принёс ему мировую славу. В 3 й части трилогии - «Виновная мать» (1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.
Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более интеллектуальным, возвышенным, и в тоже время, в основном благодаря комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества.

Файлы: 1 файл

«Золотой век» французского театра классицизма.

Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.

Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более интеллектуальным, возвышенным, и в тоже время, в основном благодаря комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества. Простые и понятные, они заставляли зрителей за частую смеяться над самими собой. И даже сегодня сатирические Мольеровские образы имеют право на существование.


Что касается трагедии, она воспевала величие народа, героизм и патриотизм, став мощным инструментом воспитания нового мыслящего поколения. Драмы Расина во Франции, Шиллера и Гете в Германии и Австрии оказали огромное влияние на мировоззрения всей Европы. Они оказались настолько сильным оружием, что созданные по их мотивам постановки 1940-х гг. вызвали всплеск движения сопротивления и крайнее негодование нацистских властей.

Классический театр надолго пережил всю эпоху классицизма, оставаясь современным и по сей день.

Как известно, родиной классицизма является Франция. Именно здесь закладывались основные принципы и идеалы этого направления. Можно сказать, что пошло все со слов двух знаменитых людей, Короля-Солнца (т.е. Людовика XIV), изрекшего "Государство - это я!" и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего: "Я мыслю, следовательно - существую". Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т.е. отечеству, и торжество разума над чувством.


Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.

Архитектура создавала строго симметричные формы, подчиняя не только пространство, но и саму природу, стремясь хоть немного приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу будущего. Который, кстати, так и остался исключительно в чертежах архитектора.

Живопись, благодаря Пуссену, Давиду, Энгру, обращается к пропорциям и сюжетам античности, мотивируя это тем, что перенося зрителя из привычного окружения в другой мир, можно достичь наилучших результатов восприятия и понимания. Но даже картины, написанные на современные художникам сюжеты, как «Смерть Марата» Давида, так же не отходят от идеалов античности, и прежде всего, от идеалов героизма и патриотизма.

Литература, и прежде всего, поэзия так же служили высоким идеалам патриотизма, обобщая в своих героях все прекрасное и негативное, что они видели в людях своей эпохи. Почему именно поэзии принадлежит ведущая роль в создании литературы классицизма? Красота, четкий размер строф и гармония – все, почитаемое классицистами - выдвинули поэзию на первый план, сделав ее весомым пропагандистским инструментом.

Таким образом, классицизм методично завоевывал свое место в истории искусства, и не только французского.

Архитектура французского классицизма

Главным памятником архитектуры французского классицизма, без сомнения, можно назвать Версаль – эту великолепную королевскую резиденцию, призванную, в соответствии с принципами классицизма, прославлять монарха, торжество разума и природу, украшенную не без его помощи.

Созданный Андре Ленотром Версальский дворец и парк соответствуют строгим геометрическим формам – круг с отходящими от него аллеями-лучами. Вся архитектура Версаля была призвана воспевать Людовика XIV, Короля-Солнце. Не даром дворцовые галереи брали свое начало именно от спальни, или точнее, от ложа монарха, олицетворяя сияние его разума и просвещенности. Тот же принцип действует и в устройстве парка. Кроме этого Версальский парк – идеальный образец столь любимой классицистами симметрии: четко выверенные линии аллей, расположение прудов, клумб и скульптур, расставленных в подражание античному стилю.

Построенный в соответствии с идеалами классицизма Версаль прекрасен и статичен, словно масштабное трехмерное воплощение картины неизвестного художника. Однако самым претенциозным проектом эпохи классицизма стал Шо – город будущего, так и не воплощенный в жизнь Клодом Леду. Этот город создавался в чертежах зодчего не просто, как скопление необходимых административных и жилых зданий. Для Леду Шо стал настоящей социальной моделью, в которой царит мир, просвещение и покой. Эта идея выражалась в таких предполагаемых постройках, как Дом образования, храм, где люди могли бы проводить свои семейные обряды, Храм Мира и т.д. Проект города Шо стал утопической философской моделью целого мира, выраженной в статичных архитектурных формах, так и не перенесенных с чертежей в камень.

Париж, будучи столицей просвещенного европейского государства, так же не мог не подвергнуться переменам классицизма. И по сей день, мы можем наблюдать следы этой эпохи в архитектурной правильности площади Согласия, Елисейских полей, в величии собора Дома Инвалидов, призванном, в соответствии с идеалами эпохи, показать не только заботу народа о государстве, но и государства о тех, кто принес жертву ради его блага.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Предположите, что окажется важным для создания модели понятия «классицизм»? Определите основные компоненты модели этого понятия

Cлайд 4

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым понять: Концепцию человека в восприятии художников-классицистов; Картину мира, отраженную в произведениях классицистов; Основные эстетические принципы классицизма, то есть концепцию прекрасного.

Cлайд 5

Почему век классицизма называют «золотым»? Ответить на этот вопрос вам помогут разные виды искусства: Живопись (какова концепция человека, отраженная в живописи классицизма?); Архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии?); Скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре?) Садово-парковое искусство (в чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?)

Cлайд 6

Эпоха возникновения классицизма как литературного направления Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.

Cлайд 7

Людовик четырнадцатый – «король-солнце» Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера.

Cлайд 8

Возникновение классицизма в России В Россию классицизм пришел почти на век позже и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру. Похоже, не правда ли, на ситуацию во Франции: хаос и гармония, разрушение и расцвет.

Cлайд 9

Золотой век Екатерины При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.

Cлайд 10

Cлайд 11

Проверьте свои предположения: Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства; Основной пафос искусства – служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга; Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).

Cлайд 12

Классицизм в живописи Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18 век). Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека. Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания.

Cлайд 13

В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как герой Танкред берет в плен прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.

Cлайд 14

Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас. Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?

Cлайд 15

«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную философскую тему: подчинен человек законам мироздания или противостоит им?

Cлайд 16

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве. По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.

Cлайд 17

Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюбленным рыцарем? Как в этом отразилась классицистическая концепция человека?

Cлайд 18

Русский парадный портрет 18 века Один из крупнейших портретистов 18 века – Дмитрий Левицкий. Его творчество включает все виды портрета – от монументально-парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.

Cлайд 19

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного в Россию Потёмкиным в качестве придворного живописца. Как вы думаете, почему эти картины так схожи?

Cлайд 20

Камерный портрет Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.

Cлайд 21

Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену. Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий. В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок. Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».

Cлайд 22

Классицизм в архитектуре Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира. Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.

Cлайд 23

Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей. Как это обнаруживает классицистический идеал прекрасного?

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором Василием Баженовым. Какие черты классицизма вы видите?

Cлайд 27

Русская дворянская усадьба Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли: Архангельское, Останкино, Кусково и многие другие. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах – крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру.

Cлайд 28

Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу реки или холме, а потому был виден издалека. Белые колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – «золотой век», зеленые крыши вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость, обширные поляны и лужайки – Елисейские поля.

Cлайд 29

Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей нежной поэтичностью, легкой печалью, тонкой красотой (картины С.Жуковского и В.Борисова-Мусатова).

Cлайд 30

Идеал античности в эстетике классицизма Всмотритесь в эти архитектурные произведения: Парфенон – храм Афины Парфенос в Греции, созданный в середине 5 века до нашей эры; колоннада Казанского собора в Петербурге, Пантеон в Париже. Что общего вы в них находите? Что это обращение к идеалу античности открывает нам в классицистической концепции Прекрасного?

Cлайд 31

Cлайд 32

Этьен Фальконе «Медный всадник» В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Доставка цельного камня, прозванного «гром-камнем», на котором высится фигура Петра, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем переправляли на барже по воде.

Cлайд 33

Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют: Вздыбленный конь. Россию, которую реформы Петра превратили в мощное государство. Цельный камень в виде огромной волны. Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю. Змея, которую попирает конь Петра. Противники петровских реформ. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость. Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.

В театральном искусстве классицизм способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургического произведения, преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной средневековому театру. Мастерство исполнения классицистской трагедии, поднятое на высоту подлинного искусства, подчинялось эстетическим принципам, вытекавшим из классицистской эстетики Н. Буало. Основным условием творчества актеров становится рационалистический метод, сознательная работа над ролью. Актер трагедии должен был эмоционально выразительно читать стихи, не стремясь к созданию иллюзии подлинных переживаний героя. Но в актёрском искусстве проявлялось характерное для классицизма противоречие - принцип обращения к природе, разуму, истине был ограничен нормами придворного, аристократического вкуса. Классицистский спектакль в целом отличался помпезностью, статичностью, актеры действовали на фоне декорации, лишенной исторической и бытовой конкретности (так, например дворец по желанию). Утверждение Классицизма в актёрском искусстве связано с творчеством французских актёров Мондори, Флоридора, Т. Дюпарк, М. Шанмеле. В 18 в. просветительский классицизм получил выражение в творчестве А. Лекена, И. Клерон, М. Дюмениль. Их этический и гражданский пафос преодолел салонную изысканность придворного классицизма. Демократические тенденции классицизма наиболее отчетливо проявились в сценической практике Мольера. В период Великой французской революции прогрессивные деятели театра, прежде всего Ф. Ж. Тальма, придали классицизму новое, революционно-героическое звучание. Французский Классицизм 17-18 вв. оказал влияние на театр др. стран Европы; крупнейшие его представители - Нейбер в Германии, Т. Беттертон, Дж. Кембл в Англии. Яркое проявление классицизма в театре Франции - творчество Э. Рашель. В 19в. эстетические нормы классицизма сказывались в спектаклях театра «Комеди Франсез», в игре Ж. Муне-Сюлли, Сары Бернар и др. актёров В XVII веке, когда в ряде европейских стран укрепилась королевская власть, ведущим направлением в искусстве стал классицизм. Наиболее ярко это направление проявлялось в жанре трагедии, виднейшими создателями которой были французские писатели Корнель (1606-1684) и Расин (1639-1690). В трагедии классицизма соблюдались «три единства»: единство действия, места и времени. В течение всего спектакля декорации не менялись и действие свершалось в одни сутки. Когда в трагедии «Сид» Корнель попытался продлить действие до 36 часов, его за это осудила академия. В Париже спектакли шли во дворцах короля и в зале для игры в мяч Бургундского отеля. Представления же для народа в то время устраивались на городских площадях и ярмарочных базарах. Спектакль в королевском дворце отличался особенной пышностью. Сам король занимал тронное место перед сценой. Рядом усаживались приближенные, а сзади послы. Далее размещались придворные и приглашенная знать. В городских театрах в партере публика стояла, а знать размещалась по бокам самой сцены, где расставлялись для нее скамьи. Это стесняло актеров, ограничивало их движения на сцене. Действие разыгрывалось в передней части сцены, на фоне декорации, обычно изображавшей дворец. Театральные костюмы делались по образцу «римской одежды». Трагедия классицизма была первой драматургической формой, утверждавшей идеи долга человека перед обществом и государством. Даже сам король в этих трагедиях был обязан подчиняться закону, служить интересам государства и народа, а не угождать своим прихотям. Спектакли отличались напыщенной приподнятостью. Свои роли актеры произносили нараспев. Все это порождало и соответствующую рассудочную, лишенную какой-либо бытовой окраски манеру актерской игры. Но театру классицизма были свойственны не только отрицательные стороны. В трагедиях поднимались важные моральные вопросы, показывались сильные выдающиеся характеры. Новая школа трагического актерского искусства, которая впервые появилась во Франции, оказала влияние на театры других стран Европы. В комедии этой эпохи было больше жизненности, сохранялись традиции театра эпохи Возрождения. Поэтому, исполняя комедии Мольера, актеры играли с гораздо большей правдивостью. В начале XVIII века усилилась борьба «третьего сословия», как тогда называли окрепший буржуазный класс, против феодально-крепостнических порядков и их защитницы - церкви. Выступая против устоев феодализма и религиозных предрассудков, буржуазные идеологи выдвигали идею о просвещении своих народов в духе понимания ими гражданского долга. За это их стали называть просветителями, а век их деятельности, завершившийся Великой французской революцией, - эпохой Просвещения. Публика театров XVIII века стала куда более демократичной. В партере устанавливались простые скамьи для горожан. Раек заполняли слуги, студенты и мелкий ремесленный люд. Во время спектаклей зрители вели себя весьма активно, оживленно реагируя на то, что показывалось на сцене. Философы-просветители XVIII века стремились превратить театр в орудие политического и эстетического воздействия на народ, в школу его свободолюбия. Они старались прививать зрителям чувства гражданственности, нетерпимость к феодальным обычаям и порядкам. В создании театра просветителей выдающуюся роль играли писатели-драматурги и теоретики театра - Вольтер и Дидро. Создавая новый репертуар и новаторские принципы сценического искусства, они противопоставляли их оторванному от народа великосветскому театру классицизма. Благодаря просветителям Франции развился новый буржуазно-демократический театр. Его отличительной чертой была острая постановка общественных вопросов, критика отжившего феодального режима. Во Франции философ-просветитель Вольтер, обращаясь в своей драматургии к животрепещущим общественным вопросам и обличая деспотизм, продолжал развивать жанр трагедии. Одновременно на Французской сцене поддерживалась комедийно-сатирическая традиция. Так, Лесаж (1668-1747) в комедии «Тюркаре» критиковал не только разлагавшееся дворянство, но и ростовщическую буржуазию. Он стремился создать комедии для массового народного театра. Другой просветитель и драматург - Дени Дидро (1713-1784) защищал правду и естественность на сцене. Кроме ряда пьес («Побочный сын», «Отец семейства» и др.), Дидро написал трактат «Парадокс об актере», где развил теорию актерского искусства. В комедии «Севильский цирюльник» Бомарше вывел впервые образ находчивого плебея Фигаро, простого слуги, неутомимого обличителя феодальных порядков. Во второй его комедии - «Женитьба Фигаро» в конфликте с дворянином ловкий Фигаро выходит победителем. Никогда еще с французской сцены не раздавались такие дерзкие речи о существовавшем общественном режиме. Большие изменения наблюдались в то время и в игре лучших французских актеров: Мишеля Барона (1653-1729) и его последовательницы Адриенны Лекуврер (1692-1730). Они стремились преодолеть декламационный стиль классицизма и приблизиться к естественной манере речи даже в классицистической трагедии. В постановке просветительских трагедий Вольтера Выдвинулись актеры нового типа, способные выражать гражданский пафос героических и обличительных тем. Большое место в развитии театра эпохи Просвещения во Франции занимали ярмарочные и бульварные театры. Они широко использовали пародию и сатиру. Демократический характер этого искусства вызывал нападки на него привилегированных театров. Однако именно ярмарочные и бульварные сцены подготовили ряд новых жанров, которые затем способствовали развитию театра в эпоху Великой французской революции 1789-1793 годах

После буржуазной революции в искусстве Франции и других европейских стран проявились три основных направления: классицистическое, романтическое и реалистическое. В годы революции и якобинской диктатуры во французском театре шли революционно-классицистические трагедии Мари Жозефа Шенье (1764-1811): «Карл IX», «Кай Гракх», «Фенелон». В 20-х годах во французском театре начало формироваться романтическое направление. Ведущим драматургом прогрессивного романтизма стал Виктор Гюго. Его предисловие к драме «Кромвель» явилось манифестом романтизма и было направлено против поэтики классицизма. Постановка в 1830 году драмы Гюго «Эрнани» окончательно утвердила романтизм на сцене. Как эти, так и другие пьесы Гюго («Марион Делорм», «Рюи Блаз», «Король забавляется») отличались высокой идейностью, демократичностью и гуманизмом, а написанные перед июльской революцией 1830 года - и революционным духом. Когда после 1830 года в театре укрепилась буржуазная идеология, ее усердным слугой был драматург Э. Скриб. Ведущим актером эпохи буржуазной революции во Франции был Франсуа Жозеф Тальма (1763-1826). Он создал обличительный образ монарха-тирана, стремился раскрывать внутренние противоречия создаваемых им характеров. Тальма внес много изменений в костюм, мимику, жесты и декламацию актеров. Большая слава выпала на долю актрисы Рашель (1821-1858), возродившей в своем творчестве героический пафос классицизма. Особенно прославилась она исполнением «Марсельезы» в дни революции 1848 года

После кризиса эпохи Возрождения наступила эпоха надежд и иллюзий. Одним из направлений, в котором выразилась эта идея, стал Классицизм.


Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, способность служить эталонам совершенства. За эталоны берутся произведения античных авторов.

Развитие классицизма как художественного направления определялось монархическим государством. Центр заинтересованного внимания смещается на театр, а основными формами воздействия на художественную культуру становятся нормативная эстетика и монаршее покровительство.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д"Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д"Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.

Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната.

Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток.


Последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) — воплощали исторические события и рассказывали о великих личностях и их подвигах; низкие (комедия, сатира, басня) — рассказывали о жизни простолюдинов. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Все театральные произведения состояли из пяти актов и были написаны в стихотворной форме.

К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина.

Наиболее яркие представители театра французского классицизма:

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, произносится как Корней; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647).

Жан Расин
Второй великий трагический драматург эпохи французского классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида" Корнеля.

Федра. Но тщетно было всё — и фимиам, и кровь:

Неисцелимая пришла ко мне любовь!

Я, вознося мольбы богине Афродите,

Была погружена в мечты об Ипполите,

И не её — о нет! — его боготворя,

Несла свои дары к подножью алтаря.

Тесей. Мой сын! Преемник мой!

Он сгублен мной самим!

Как страшен гнев богов, как неисповедим!..

Жан Расин. «Федра»

Тит. Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет.

А ты придумал ясный безжалостный ответ?

Чтоб устоять в борьбе,

Найдёшь достаточно жестокости в себе?

Здесь слишком мало быть и стойким, и суровым —

К слепому варварству отныне будь готовым!

Жан Расин. «Береника»

Мольер — французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии. Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.
Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров».

Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.

Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике.
После «Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера — вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в «Мизантропе» (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал «смехом сквозь слёзы» — ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.