Для чего составляется план рассказа. Как составить план произведения. Что это такое

В условиях вечно поднимающихся цен на топливо у многих автовладельцев возникает вопрос о возможности уменьшить автомобилем потребления топлива. И задумываются об этом как владельцы новых современных авто, так и подержанных, «отмотавших» не одну сотню тысяч км. советских моделей, к примеру – ВАЗ-2106. И расход действительно можно уменьшить, и как это сделать, рассмотрим на указанной модели Волжского автозавода. Но в целом, указанные советы подойдут практически для любой машины.

Двигатели ВАЗ-2106 и их расход

Сначала разберемся, какое же количество бензина расходует «Шестерка». Начнем с того, что за время производства, на этот автомобиль устанавливалось 3 разных двигателя – от ВАЗ-21011 с 1,3-литровым объемом (модификация 21063), 1,5-литровый агрегат от ВАЗ-2103 (модификация 21061) и мотором на 1,6 литра (базовая модель ВАЗ-2106).

Количество потребленного бензина у каждого из моторов был свое. Так, расход топлива ВАЗ-2106 1,3 в городских условиях в условиях города составляет примерно 10,5 литра, на трассе – 7,7 литра, а в смешанном режиме – около 11 литров.

Недалеко от указанных показателей ушла модификация 21061. Расход топлива Ваз-2106 1,5 литра составляет: город – 12,0 л., трасса – 8,0 л., смешанный – 12 л.

В городских условиях – 8,0 л, на трассе – 10,9 л. и в смешанном режиме – 12,0 л. – такой расход топлива ВАЗ-2106 1,6 карбюратор.

Сразу отметим, что это приблизительные показатели, которые варьироваться могут в достаточно значительном диапазоне. Некоторые отмечают, что после определенного периода эксплуатации увеличился расход, причем сильно – до 14-16 литров в условиях города. То есть, получается, что обычный легковой автомобиль с посредственными характеристиками мотора, а расходует бензина как полноразмерный внедорожник.

Что влияет на расход?

Далее мы рассмотрим, что может повлиять и как уменьшить расход топлива на ВАЗ-2106. Здесь отметим, что ниже определенных показателей снизить потребление не получится, поскольку двигатель на воздухе работать не будет, но минимизировать расход насколько это возможно – вполне реально. Здесь также не будет рассматривать чудо-приспособления и присадки, которые якобы могут существенно помочь в этом вопросе, и чуть ли не наполовину уменьшить потребление бензина. Все это – не более чем очередной способ выманить деньги у автовладельца, а реальной пользы от них нет.

ВАЗ-2106 большой расход топлива, то можно предпринять некоторые шаги, которые смогут действительно положительно сказаться на потреблении бензина.

Основные критерии, которые влияют на расход – это:

  • Техническое состояние авто;
  • Особенности эксплуатации;

Техническая составляющая

Что касается технического состояния, то повышенный расход может давать сама силовая установка, трансмиссия, ходовая часть. Теперь подробно о каждом из них.

Цилиндропоршневая группа

Если двигатель практически полностью исчерпал свой ресурс, то экономного потребления бензина ждать от него не стоит. Сильный износ цилиндропоршневой приводит к тому, что зазоры между стенками цилиндров и кольцами увеличиваются. В результате в подпоршневое пространство в больших количествах проникают как выхлопные газы, так и топливовоздушная смесь.

Из-за износа по причине тех же зазоров падает компрессия в цилиндрах, поэтому условия для нормального сгорания в цилиндрах не соблюдается. При этом топливовоздушная смесь полноценно не сгорает, и часть его просто вылетает в выхлопную трубу.

Износ сказывается на мощностных показателях самого мотора – они снижаются. У автомобиля падают динамические и скоростные показатели. Поэтому чтобы разогнать автомобиль и поддерживать скорость водителю приходится сильнее нажимать на педаль газа.

Поэтому, если вам нужна экономия топлива на ВАЗ-2106, в первую очередь стоит продиагностировать мотор – замерить компрессию, послушать работу мотора на наличие сторонних шумов. Если ресурс силовой установки практически исчерпан, то следует провести капитальный ремонт с заменой изношенных составных частей.

ГРМ

Важную роль при этом играет и газораспределительный механизм. Если на седлах и кромках клапанов образовался слой нагара, то это приведет к тому, что они не смогут плотно прилегать, а это уже потеря компрессии. «Лечиться» это все ремонтом головки блока и притиркой клапанов.

Нарушение фаз газораспределения тоже сказывается на расходе. А влияет на эти фазы степень износа элементов газораспределительного механизма (распределительный вал, клапана, рокеры, приводная цепь), а также тепловой зазор. Поэтому стараясь уменьшить расход топлива на ВАЗ-2106, следует обратить внимание и на ГРМ – заменить сильно изношенные элементы, правильно отрегулировать тепловой зазор, что обеспечит соблюдение двигателем фаз газораспределения.

Система питания

Пройдемся по системам. Естественно, одно из самых больших влияний на расход оказывает система питания и ее основной элемент – карбюратор. Если он сильно засорен, да еще и неправильно отрегулирован, то нарушается дозировка топлива. Поэтому обязательно следует проверять состояние этого элемента и периодически промывать его.

На расходе также сказывается и воздушный фильтр. Если он сильно забит, то его пропускная способность сильно падает, в результате образуется недостаток воздуха и в цилиндры поступает обогащенная топливом смесь. Поэтому фильтрующий элемент менять вовремя следует обязательно.

Теперь по поводу регулировочных работ с карбюратором. Здесь важна правильная регулировка расхода. Дело в том, что при помощи установки жиклеров с уменьшенным сечением и определенных установок винтов качества и количества, можно добиться существенного снижения потребления. Но при этом падают и показатели мощности и динамики авто. То есть, машину практически невозможно разогнать, а о совершении обгонов можно позабыть. Но можно отрегулировать карбюратор и в обратную сторону – двигатель будет «рвать», но и «аппетиты» его сильно возрастут.

Вот здесь нужно отрегулировать карбюратор так, чтобы добиться оптимальной средины между потреблением и мощностью. При этом никаких жиклеров менять не нужно.

Система зажигания

Теперь о системе зажигания, поскольку она тоже влияет на расход. Сильно засоренные свечи, практически исчерпавшие ресурс и работающие с перебоями, неправильно установленное зажигание на двигателе, потери из-за пробоев высоковольтных проводов и наконечников – все это может оказать существенное влияние на расход.

Поэтому обязательно следует проверить состояние свечек, при надобности их заменить. Следует также правильно установить зажигание. Можно заменить штатный трамблер на бесконтактный, что уменьшит потери напряжения, а также облегчит обслуживание и регулировку зажигания.

Всю поврежденную проводку следует заменить (проверить ее несложно – достаточно завести двигатель в темное время суток, и открыть капот. Если какие-то провода пробивают на «массу», то это будет очень хорошо видно).

Система смазки тоже сказывается на расходе, точнее – смазочный материал. Чтобы уменьшить трение между узлами двигателя, следует использовать качественное синтетическое масло, которое дополнительно облегчит запуск двигателя в зимний сезон.

Трансмиссия

Перейдем к трансмиссии. В первую очередь здесь следует проверить состояние все составных узлов, при надобности отремонтировать и отрегулировать. Также необходимо своевременно менять технические жидкости в КПП и заднем мосту, чтобы уменьшить трение и снизить нагрузку на двигатель.

Если на ВАЗ-2106 установлена 4-ступенчатая коробка, то ее можно заменить на 5-ступенчатую. В городских условиях это никакой экономии не даст, поскольку 5-я передача в городе, по сути, особо и не нужна. А вот на трассе, когда используется 5-я скорость – расход снизиться, причем ощутимо.

Ходовая часть

Далее – ходовая часть. Изношенные или сильно затянутые подшипники колес будут создавать сильное сопротивление качению. Чтобы его по максимуму убрать, нужно провести обслуживание ступиц и отрегулировать затяжку подшипников.

Разрегулированые углы развала и схождения дают такой же результат, как и перетянутые подшипники. Поэтому обязательно следует правильно эти углы установить.

Износ составных компонентов рулевого управления обеспечивают сильное колебание колес при движении, что увеличивает сопротивление. Регулировка управления позволяет устранить все это.

Следует постоянно контролировать давление в шинах. Если оно снижено, то пятно контакта колеса с дорогой – увеличено, а это дополнительное сопротивление качению.

Также следует использовать соответствующие по сезону шины. Особенно это касается такого случая, когда на зимних шинах продолжают ездить и летом. Особенность этих шин заключается в том, что используется более мягкая резина, которая будет создавать сопротивление.

На расход влияет и кузов, точнее навесное оборудование. Тюнинговые элементы (бамперы, обвесы и т. д.), а также багажники на крышу сильно влияют на аэродинамические показатели авто, которые у ВАЗ-2106 и так не «на высоте».

Из-за нарушения аэродинамики повышается сопротивление автомобилю встречным потоком воздуха. Если же все навесные элементы убрать (сделать авто стоковым), то удастся убавить потребление.

Эксплуатация и расход бензина

Причины большого расхода бензина ВАЗ-2106 кроются также и в эксплуатации. Агрессивный стиль езды не рассчитан на экономию. Резкие ускорения приводят к существенному перерасходу топлива.

Чтобы экономить, следует перейти на спокойный стиль – с плавными нажатиями на педаль газа, подъезду к светофорам на нейтрали, совершением маневров только при сильной необходимости.

Следует также правильно выбирать нагрузку на двигатель, не давать увеличенных оборотов, а пускать мотор немного «внатяг».

Установлено, что обороты силовой установки ВАЗ-2106, при которых расход является самым оптимальным, находятся в диапазоне 3000-5000 об./мин. Если этого диапазона при движении максимально придерживаться, удастся снизить потребление, причем существенно – до 25%.

Меломанам придется выбирать между музыкой и расходом бензина, особенно это касается тех, у кого используется существенное аудиооборудование (сабвуфер, большое количество динамиков). Сильная нагрузка на бортовую сеть сказывается на потреблении.

Поэтому для экономии во время поездок следует снизить использование электроприборов по максимуму (пользоваться только самым необходимым – фары, светозвуковая сигнализация).

Лишний вес в авто – это граммы топлива. Поэтому стоит из авто выложить ненужное, и оставить действительно полезные вещи – инструмент, запаска и т. д.

Открытые во время движения окна становятся аэродинамической трубой. То есть, поток воздуха заходит на большой скорости в салон, тем самым оказывая сопротивление движению. И чем больше окна открыты, тем действие встречного потока сильнее. Естественно, летом в полностью закрытой машине ехать невозможно (тем более, что кондиционера в ВАЗ-2106 нет), но все же для экономии стоит пользоваться системой вентиляции салона (открытыми дефлекторами), от которых вообще-то пользы в жару не очень много, а если открывать окна, то не все и не полностью.

Все эти рекомендации чуда не сделают, но позволят не только вернуть расход бензина в установленные нормированные показатели, но еще и немного снизить его (в некоторых случая удается уменьшить потребление до 6 литров на трассе).

Напоследок отметим, что на потреблении сказывается не только техническое состояние и особенности эксплуатации. Экономия также во многом зависит от самого топлива. Если оно не качественное и с примесями, то потребляться его будет значительно больше (оно не сможет полноценно сгорать, отсюда падение мощности и надобность в большем нажатии на педаль газа, чтобы получить необходимую динамику движения). Поэтому заправляясь качественным топливом, пусть оно и чуть дороже, в конечном итоге получается экономия.

Видео – Расход топлива с карбюратором ОЗОН-2107

Самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Что это такое?

Художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало - сказочный зачин и логическое завершение - счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. "В некоем царстве-государстве жил царь".
  2. "Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми".
  3. "Сыновья и сделали так, как отец повелел".
  4. "Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки..."
  5. "Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!"
  6. "Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!"
  7. "Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!"
  8. "Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!"
  9. "Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!"

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание - сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено - все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

Героические (борьба героя с волшебной силой);

Социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия - барина, царя);

Семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: "Дюймовочка". Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка - это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.