Битва за да винчи. Загадочная фреска леонардо

Битва в Анджарии (при Ангиари)

рукописный художник мадонна ангиари

Подготовка и работа над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари) ". Реальное сражение при Ангиари в 1440 году, в котором флорентийцы нанесли поражение миланцам, было незначительным: за время всей военной кампании погиб один человек. Тем не менее, один эпизод этого сражения глубоко тронул Леонардо: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени.

Эскизы Леонардо да Винчи для большой настенной картины показывают, что он намеревался дать общую панораму сражения, в центре которого происходила схватка за знамя. Если одной фразой (которая, увы, прискорбно однообразна в нашем повествовании) описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно Леонардо утрачено. Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Как и в случае с "Тайной вечерей", Леонардо экспериментировал - и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась. Центральный рисунок Леонардо для "Битвы при Ангиари" изображает клубок людей и животных, столь тесно переплетенных между собой, что работу можно принять за эскиз для скульптуры. Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо "Поклонение волхвов", однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются. Картину можно рассматривать как выражение отношения Леонардо да Винчи к воине, которую он называл "pazzia bestialissima" - "самое зверское сумасшествие " - и образ которой, без сомнения, был слишком свеж в его памяти, хранившей впечатления от военных кампании Чезаре Борджиа. Он считал свою картину обвинительным актом. Добавим: не менее актуальным и для нашего времени. В картине нет декорации, а фантастические костюмы воинов не имеют отношения ни к какому определённому периоду. Чтобы сделать свое обобщение еще более впечатляющим, Леонардо устремил все линии своей композиции: мечи, лица людей, конские тела, движение конских ног - внутрь. Ничто не уводит глаз от центра этого ужасающего "вещественного доказательства " как бы одиноко лежащего на голом столе перед прокурором.

В Италии ученые раскрыли тайну, которая почти 500 лет была спрятана на самом видном месте. Фреска Леонардо да Винчи считалась уничтоженной, но все эти столетия находилась в центре Флоренции, в одном из самых известных дворцов.

Для искусствоведов результаты исследования группы ученых во главе с экспертом Маурицио Серачини стали настоящей сенсацией. До сих пор считалось, что фреска Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари" была утрачена безвозвратно.

Она была создана в самом начале XVI века и украшала стену одного из самых известных зданий Флоренции - Палаццо Веккио всего около 60 лет. Согласно историческим документам, в 1563 году при реконструкции дворца ее похоронила под собой фреска другого мастера - Джорджо Вазари - "Битва при Марчиано".

Маурицио Серачини, посвятивший себя изучению творчества великого соотечественника, был чуть ли не единственным, кто не верил в печальную судьбу творения Леонардо. Ученый предположил, что Джорджо Вазари, восхищавшийся в своих дневниках фреской да Винчи, не мог уничтожить ее собственной рукой. Чтобы сохранить оригинал, он предварительно закрыл его своего рода фальш-стенкой, на которую уже и легла его собственная батальная сцена.

Недавние акустические исследования подтвердили, что между фреской Вазари и основной стеной имеется зазор не больше 3 миллиметров. Эксперты во главе с Маурицио Серачини с помощью специального зонда проникли в обнаруженную полость и взяли образцы материалов. Результаты экспертизы подтвердили самые смелые надежды.

"В пробах мы обнаружили химические вещества, в том числе черный пигмент, которые использовались только в работах Леонардо да Винчи. И это не может быть простым совпадением", - говорит искусствовед Маурицио Серачини.

Любопытно еще одно обстоятельство, на которое в своих исследованиях обратили внимание эксперты. На фреске Вазари можно прочитать едва различимую фразу, в переводе: "Ищите и обрящете", или на современный лад "Кто ищет, тот всегда найдет. Не исключено, что таким образом художник хотел намекнуть потомкам на то, что скрывается под его работой.

В ближайшее время ученые и искусствоведы должны решить, что делать со вновь обретенным шедевром гениального да Винчи.

"Мы планируем сначала аккуратно снять части фрески Битва при Марчиано Вазари, те что уже неоднократно реставрировались. Это позволит нам проверить состояние фрески Леонардо "Битва при Ангиари". В том, что это именно она, мы теперь уверены", - говорит мэр Флоренции Маттео Ренци.

Кстати, стену напротив той, где изначально была фреска да Винчи, должен был расписывать другой гений Возрождения - Микеланджело. Однако он так никогда и не реализовал свой замысел.

Упоение скорбно-пассивным отречением, которое пронизывает картины Боттичелли и Перуджино , Боргоньоне и Франча, с дальнейшим развитием итальянского Возрождения стало сменяться оптимизмом радости и юности. Художником, который превозмог тогдашние декадентские настроения, начал новый период итальянского гуманизма и после эпохи скорби и отречения вернул человеку его право на жизнерадостность, на чувственное наслаждение жизнью был Леонардо да Винчи .

Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо , он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Если верить Вазари, он изобрел во Флоренции особый вид мандолины, форма и звук которой очень понравились знаменитому флорентийскому герцогу Лоренцо Великолепному , который будто бы и побудил его принести ее от его, Лоренцо, имени герцогу Милана Людовико Моро из династии Сфорца. Но в сохранившемся до нашего времени письме, собственноручно написанном Леонардо герцогу Людовико, речь идет, однако, более об услугах, которые он может оказать как военный инженер. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Он прожил там до 1499.

«Лучшее, что может сделать талантливый человек, – писал однажды Леонардо, – это передать другим плоды своего таланта». Так, по его инициативе, была основана герцогом Академия Леонардо да Винчи. В Милане он читал лекции и, вероятно, многие из дошедших до нас его рукописей были не более чем конспектами лекций.

В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г.

В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Леонардо покинул город. Для него началась пора беспокойных скитаний. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы Д"Эсте. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. руб. на наши деньги). Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Его ученик Франческо Мельци сопровождал его и жил с ним в вилле Клу, по соседству с дворцом, на самом конце города.

О его смерти Мельци сообщал его родным во Флоренцию: «Все оплакивают вместе со мной смерть человека, столь великого, что у природы не хватило сил создать еще одного, ему подобного».

Какое значение имел он для мира в качестве художника? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть по очереди картины Леонардо да Винчи и попытаться уяснить себе, что они содержали нового в смысле чувств, форм и красок.

Юношеские картины Леонардо да Винчи

Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо, изображающая крещение Христа. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. Если это так, то Леонардо нашел с самого начала ту основную нотку, которая звучит во всем его творчестве, ибо уже от этой фигуры ангела исходит свойственный всем его образам своеобразный аромат красоты и грации. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

На изображающей Благовещение картине плащ Марии наброшен так естественно, что образует широко ложащиеся складки.

Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", 1472-1475

На изображающей Воскресение картине Леонардо да Винчи оба молодых святых, в мечтательном экстазе взирающие на Воскресшего, расставлены так, что линия их спин образует вместе с фигурой Христа прямоугольный треугольник. А святой Иероним стоит на коленях и двигает руками так, что весь силуэт фигуры отличается не прямыми, а волнистыми линиями.

Исполненный Леонардо портрет Джиневры де Бенчи, в свою очередь, лишен той меланхолии, которой веет от девичьих головок Боттичелли. В этом бледном лице сквозит такая экзотическая прелесть, да и выделяется оно так своеобразно на темном фоне бамбуковой рощи!

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

За этими юношескими произведениями, относящимися к ранней молодости художника, следуют картины, созданные Леонардо да Винчи в Милане. Портрет любовницы миланского герцога Чечилии Галлерани («Дама с горностаем»), хранящийся в Амброзиане, возвращается с тонкой изысканностью к излюбленному в дни Пизанелло профилю, тогда как томный, затуманенный взор и тонко изогнутые губы полны таинственной, чувственной прелести.

Дама с горностаем (портрет Чечилии Галлерани?). Картина Леонардо да Винчи, 1483-1490

Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Тайная вечеря трактовалась до Леонардо двояко. Художник или изображал, как Христос подходит к ученикам и наделяет их гостией, или же, как они сидят за столом. В обоих случаях не было единства действия.

В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. И не только лица. Все тело отражает данное душевное движение. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он...

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Над окном, перед которым сидит Христос, вздымается дуга свода, а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия. Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами.

Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. К мягкости стремятся и краски. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Леонардо да Винчи был слишком живописец, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью. Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. К остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же, как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли. Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды! Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е

«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Богородица ли она вообще? Не наяда ли она, или сильфида, или с ума сводящая Лорелея? В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы, известные из «Крещения» Верроккьо, из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины, и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.

Картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо. В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине, изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Он сажает Мадонну, изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора.

В отличие от своих предшественников, в композиции картины Леонардо не обратил внимания и на возраст действующих лиц. У всех прежних художников святая Анна – в соответствии с текстом Евангелия – добрая бабушка, часто довольно фамильярно играющая со своим внучком. Леонардо не любил старости. Он не решается изображать увядшее тело, испещренное складками и морщинами. У него святая Анна – женщина чарующе красивая. Вспоминается ода Горация : «О, прекрасной матери более прекрасная дочь».

Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам.

Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»

О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Картина, как известно, не была окончена. Единственное представление о ней дает этюд, сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и выгравированный Эделинком. В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Она еще раз показывает, с какой уверенностью Леонардо подчинял в все мелочи единому сконцентрированному ритму. Борются люди и кони. Все спуталось в дикий клубок. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Вся картина имеет очертания полукруга, вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»

Совершенно в таком же отношении, в каком находится эта батальная картина Леонардо к более ранним произведениям Уччелло и Пьеро делла Франчески , стоит «Поклонение волхвов» к аналогичным картинам Джентиле да Фабриано и Гоццоли. Эти художники придавали композиции форму фриза. Мария сидит на одном конце картины, а с противоположной стороны к ней приближаются цари-волхвы с их свитой.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481-1482

Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. В центре картины находится Мария, изображенная не сбоку, а фронтально. Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий. Такой же новизной, как проникнутая единством композиция, отличается и проникнутая единством драматическая жизнь, которой дышит вся сцена. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов, изображалось лишь равнодушное «присутствие». У Леонардо все полно движения. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»)

«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Как известно, итальянская портретистка развилась из медали. Этим объясняются резкие профили дамских портретов у таких художников, как Пизанелло, Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа. Пластически высечены контуры. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Но это была грация элегическая. Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды, и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Что в особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи, так это демоническая прелесть улыбки Джоконды. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль; однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.

Картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»

Вероятно, в последние годы пребывания Леонардо да Винчи в Милане был создан также хранящийся в Лувре «Иоанн Креститель». Сколько неслыханной новизны чувствуется и в этой картине, особенно когда вспомнишь более ранние изображения этого святого. В течение всего XV в. Иоанн Креститель изображался диким пустынником, одевавшимся в верблюжью шкуру, питавшимся саранчой. То он является фанатиком, как у Рогира ван дер Вейдена и у Коссы, то кротким созерцателем, как у Мемлинга . Но всегда он оставался пустынником. А как поступает Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1513-1516

На таинственно-темном фоне грота выделяется сверкающее тело юного бога, с бледным лицом и почти женской грудью... Правда, правую руку он держит, как Предтеча Господа (praecursor domini), зато на голове у него венок из виноградных лоз, а в другой руке покоится тирс. Из евангельского пустынника Иоанна Крестителя, питавшегося саранчой, Леонардо сделал Вакха-Диониса , юного Аполлона ; с загадочной улыбкой на устах, положив мягкие ноги друг на друга, Иоанн Креститель смотрит на нас волнующим взором.

Особенности художественного стиля Леонардо

Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. У Леонардо нет линии, есть только формы. Еле заметны, еле уловимы переходы. Содержание его рисунков самое разнообразное. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. И в самом деле, трудно описать прелесть этих линейных мелодий Леонардо да Винчи, этих складок, ниспадающих, сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше.

Леонардо также интересовал рисунок волос. Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся. Уделял он внимание и рукам. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Они придавали жестам руки грациозное изящество, рисовали пальцы, сгибающиеся, как сучья дерева. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. Точно так же прославлял он со знанием специалиста, у которого не было в этой области соперника, очарование пышных, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч.

Значение Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства

Резюмируя, мы можем следующим образом определить значение картин Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства.

В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Если на одной картине соединено несколько фигур, то она распадается на перпендикулярные полосы, точно незримые пилястры разделяют фигуры. Руки или висят вдоль тела, или поднимаются перпендикулярно вверх. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.

Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Нет более углов. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Тела приобретают округлые формы. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки, изогнутые кувшины. Даже тот факт, что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, объясняется теми же соображениями. В портретах в профиль, которым XV в. отдавал предпочтение, речь шла о резко выступающих угловатых линиях, тогда как анфас больше подчеркивает мягкие, округлые формы головы.

Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. Об оттенках они не заботились. У них все блестит и сверкает. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Это упоение созерцанием красивых красок сменилось в конце столетия стремлением к гармоничности. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся.

Так Леонардо стал основателем «живописного» стиля.

Наступила эпоха «светотени».

Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски; что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. Чтобы это почувствовать, необходимо вспомнить конец XV в., время, когда монах Савонарола еще раз воскресил дух Средневековья. Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Никогда не изображал он отречение и муки. Невозможно представить себе Леонардо да Винчи творцом картин, изображающих Распятие, или Страшный суд, Избиение вифлеемских младенцев, или осужденных в чистилище, или истязуемых мучеников, в голове которых торчат топоры, а в ногах кинжалы.

На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, нет места ни раю, ни аду, ни крови, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Мария превращается у него в богиню любви, рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха.

Дитя свободной любви, красивый как бог, он прославлял только красоту, только любовь.

Говорят, будто Леонардо да Винчи любил прогуливаться по рынку, покупать пойманных птиц и отпускать их на свободу.

Так освобождал он и людей из клетки, куда их заперла монашеская теория, снова указывая им путь из тесного монастыря в широкое царство земной, чувственной радости.

Возвращение во Флоренцию. «Битва при Ангиари»

Почти двадцать лет провел Леонардо в Милане, устраивая празднества, работая над «Тайной вечерей» и памятником Франческо Сфорца. Одновременно было написано еще несколько картин – таких как «Портрет музыканта» и «Портрет Чечилии Галлерани» («Дама с горностаем»). Кстати, картина «Дама с горностаем» может служить прекрасной иллюстрацией такого приема, как контрапост, который постоянно использовал Мастер. Контрапост позволяет придать динамизм изображению за счет того, что положение покоя создается из противоположных движений (тело дамы на портрете повернуто в одну сторону, а голова – в другую).

Очень много времени Леонардо потратил на научные изыскания. Именно в Милане он стал систематически, а не время от времени делать записи. Здесь изучал латынь и математику. Но внезапно размеренная и, наверное, счастливая жизнь Мастера круто изменилась.

Леонардо был далек от политики, и французы, вступившие в Милан, его, похоже, нисколько не волновали. Да, гасконские стрелки фактически уничтожили несчастного «Коня», но самому Леонардо опасность не угрожала. Однако у него не было больше покровителя, не было и доходов, так что оставаться в захваченном герцогстве также не имело смысла. В конце 1499 года Мастер покинул город, где к нему наконец пришла запоздалая слава. Он решил вернуться во Флоренцию – правда, окружным путем – через Мантую и Венецию. В родном городе он появился только в 1500 году.

Сразу же по возвращении во Флоренцию он получил заказ на написание запрестольного образа от монахов-сервитов. По словам Вазари, монахи взяли Леонардо «к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ».

Однако картину для монастыря Леонардо так и не написал. Разочарованным монахам пришлось обратиться к другим художникам, пускай менее именитым, зато более надежным в плане исполнения заказа.

А Леонардо вскоре покинул город, так как поступил на службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. На службе у Борджиа он должен был выполнять карты и планы военной кампании.

Стоит сказать несколько слов о самой Флоренции, пока Леонардо путешествует с Борджиа и рисует карты, а заодно ведет беседы с Никколо Макиавелли. Семейство Медичи, правившее Флоренцией более полувека, было изгнано, Савонарола, буйствовавший недолгое время в городе, сожжен на костре. Флоренция вновь ненадолго стала республикой. Оживились искусства, все в городе говорили о новом гении – Микеланджело Буонарроти.

Вскоре после недолгой службы у Борджиа и возвращения в город Леонардо получает заказ на грандиозную картину. Скорее всего, тут не обошлось без помощи Никколо Макиавелли, с которым Леонардо сдружился во время недолгой службы у Чезаре Борджиа – Макиавелли был не последним человеком в правительстве Флоренции.

Городской совет решил в честь изгнания Медичи заказать двум великим мастерам роспись стен в зале Сеньории – на одной стене Леонардо предлагалось написать картину на тему «Битва при Ангиари» (когда флорентийские войска победили миланцев), а через год пригласили Микеланджело сделать роспись на другой стене в том же зале. Он должен был изобразить «Битву при Кашине». Между этими двумя фресками планировалось разместить мраморную статую Христа Спасителя в память об изгнании Медичи 9 ноября 1494 года. Великие победы флорентинцев на самом деле выглядели весьма скромно (так, в битве при Ангиари погиб только один человек), но художники должны были прославить эти победы своим неподражаемым искусством.

Питер Пауль Рубенс. «Битва при Ангиари. Копия фрески Леонардо да Винчи. Около 1603 года

Микеланджело был на двадцать пять лет моложе Леонардо, но не менее прославлен – он уже был признанным мастером во Флоренции, после того как изготовил из огромного мраморного блока своего Давида. Но и слава Леонардо гремела по всей Италии – о чудесном «Коне», с которым не могла сравниться ни одна скульптура, и о фреске, копировать которую отправлялись художники со всех концов Италии, говорили повсюду. Французский король даже расспрашивал своих инженеров – нет ли возможности выломать стену с фреской и увезти ее в Италию.

Есть версия, что властители Флоренции решили устроить что-то вроде соревнования между двумя самыми знаменитыми художниками города.

Новая фреска по своим размерам (6,6 на 17,4 метра) оказалась почти в три раза больше «Тайной вечери». Она должна была располагаться в северной части восточной стены.

Как уже говорилось, фреска должна была возвеличить победу флорентийского оружия 29 июня 1440 года в битве с миланскими войсками. У миланцев в этом сражении было куда больше солдат, но их разгромил небольшой флорентийский отряд.

Договор на работу Леонардо заключил в мае 1504 года. Леонардо положили жалованье 25 флоринов в месяц. В качестве мастерской выделили зал при церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь Леонардо сконструировал особые леса, с помощью которых поднимался на нужную высоту при работе над картоном. Учитывая размеры фрески, просто стоя на табуретке или на лесенке добраться до места росписи было невозможно.

Для своих фресок и Леонардо, и Микеланджело сделали множество подготовительных рисунков, а затем изготовили картоны, которые были выставлены в зале Синьории на всеобщее обозрение. Картоны эти называли верхом совершенства, и зрители не уставали восхищаться рисунками.

По словам Вазари, картон Леонардо поражал воображение, так как являлся вещью «выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительных наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…»

Разумеется, вынужденные работать над фресками для одного зала, Леонардо и его более молодой соперник намеренно или невольно соревновались друг с другом. Каждый решил сделать упор на то, что у него лучше всего получалось.

Да Винчи, прежде всего, стремился передать эмоции и движение. На его картоне люди и кони переплелись в яростном сражении, всадники вырывают из рук друг друга миланское знамя. Кони бьют другу друга копытами и кусают. Ни картон Леонардо, ни сама фреска не сохранились – и судить о работе Леонардо мы можем, в основном, по копии, сделанной спустя сто лет Питером Паулем Рубенсом. Однако, если представить, что фреска должна была быть огромной (люди на ней в полтора раза крупнее натурального размера), две боковые части картины должны были также изображать от дельные схватки, а на заднем плане Мастер планировал написать пейзаж, мы можем вообразить, какое впечатление могла бы оказывать эта работа, будь она закончена и если бы она сохранилась…

Микеланджело в своей «Битве при Кашине» планировал изобразить момент, когда воины купаются в реке, но тут происходит нападение, и труба зовет их к битве. Микеланджело расположил на картоне восемнадцать человек, которые либо вылезают из воды, либо одеваются, хватаются за оружие, чтобы вступить в схватку. Если судить по сохранившейся копии картона, у картины нет центра, все восемнадцать фигур одинаково равноценны, и если каждый рисунок и эскиз поражают совершенством изображаемого тела, то вся картина в целом больше похоже на сумятицу и кашу. По законам композиции у картины не может быть более девяти точек притяжения внимания. До совершенства фресок Сикстинской капеллы еще далеко, в то время как композиция Леонардо безупречна по своей законченности и цельности. Но флорентинцы обожали своего нового молодого гения, подарившего им мраморного Давида, и посему восхищались картонами обоих мастеров одинаково, никому не от давая предпочтения. Несколько месяцев картоны были выставлены на обозрение публики. Бенвенуто Челлини, видевший оба картона спустя какое-то время (они еще были целы), назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».

После изготовления картона к лету 1505 года Леонардо загрунтовал стену и написал центральную часть фрески – сражение за знамя. Какую именно технику он использовал, спор среди искусствоведов идет до сих пор. По одной версии – он снова решил делать роспись темперой и маслом по сухой штукатурке.

По второй версии – Леонардо нашел рецепт написания фрески восковыми красками у Плиния Старшего, но неверно интерпретировал латинский текст. Упомянутая у Плиния техника называется энкаустика, краски изготовляются на основе расплавленного воска. В технике энкаустики выполнялись фаюмские портреты. Краски с расплавленным (горячим) воском наносились на доску специальной кистью или лопаточкой, воск застывал, мазки получались неровными, но талантливый мастер мог использовать эту особенность для придания изображению объема. Чтобы создать гладкую, будто лакированную, поверхность, мастер подносил жаровню к написанной работе, воск разогревался, и поверхность картины сплавлялась в единое целое. В пользу этой версии говорит известие, что из-за того, что огромную стену не сумели равномерно высушить (жар от жаровен не доставал доверху), фреска потекла. Можно предположить, что Леонардо захотел сделать поверхность центральной части фрески гладкой, будто покрытой лаком, и стал разогревать поверхность стены жаровнями. Более шести метров высоты – такой участок стены разогреть равномерно просто невозможно. Где-то жар просто «перегрел» поверхность картины, и восковые краски потекли. Версия, что Леонардо пытался жаром закрепить живопись, но не смог, кажется странной. Леонардо писал эту фреску не день и не два. Пока он работал над одной частью картины, другая должна была уже давно высохнуть.

Если вы попробуете писать масляными красками по самой примитивной грунтовке на штукатурке, эта роспись вполне может простоять двадцать – тридцать лет без серьезных повреждений, – но влага уничтожит роспись очень быстро. Однако сами по себе течь масляные краски могут лишь в первое время, пока не высохли, и только если сделать их очень жидкими. А вот сообщение, что Леонардо пытался исправить фреску масляными красками, но ореховое масло не впитывалось в стену, опять возвращает нас к версии восковых красок. Возможно, Леонардо в самом деле пытался писать масляными красками новым слоем, но восковая основа не позволяла маслу впитываться. Однако, пока фреска не найдена – а есть шанс, что она может быть найдена, – нам остается только строить версии.

Так или иначе, фреска начала разрушаться в процессе создания, и после безуспешных попыток ее исправить Леонардо забросил работу.

В это время как нельзя кстати французский король Людовик XII, который был большим поклонником Леонардо, обратился к Синьории с просьбой отпустить Мастера в Милан. Совет Десяти был не в восторге от этого предложения – они уже заплатили Леонардо немало денег и хотели бы увидеть великолепную картину готовой. По договору Совет мог взыскать с мастера полученную сумму, но Леонардо был слишком известен, чтобы обойтись с ним таким образом. Посему Совет довольно долго препирался с королем. Но в конце концов в мае 1506 года Леонардо отправился в Милан.

Работа над фреской так и не была возобновлена. Не приступил к своей работе и Микеланджело. Но те два картона, которые видели многие художники и многие копировали (так сохранился набросок чернилами с фрески Леонардо, сделанный Рафаэлем), положили начало двух новых стилей в западноевропейской живописи – классицизма и барокко. В 1605 году свой рисунок сделал Рубенс (скорее всего, с чьей-то копии).

В середине XVI века семья Медичи (они опять вернулись во Флоренцию) решила наконец завершить украшение Зала Совета Пятисот в палаццо Веккио. Ту стену, над росписью которой в начале века работал Леонардо, теперь отдали в распоряжение Вазари. Тому самому Вазари, что написал многотомный труд о ваятелях и живописцах и который оставил нам жизнеописание Леонардо. Как мы знаем, деятели эпохи Возрождения славились своей разносторонностью.

Итак, на стене вместо творения Леонардо появилась фреска Вазари «Битва при Марчиано» со скучными вымученными фигурами, без намека на динамику. Хотя лошади у Вазари якобы скачут, а люди энергично машут руками, передавать движение так, как это делал Леонардо, Вазари явно не умел.

Только в двадцатом веке итальянский искусствовед Маурицио Серачини задался простым опросом: а что сделал Вазари с остатками фрески Леонардо, когда стал готовить стену для своей картины? Неужели Вазари, написавший хвалебный отзыв о фреске Леонардо и подробно описавший работу Мастера (а значит, видевший ее в таком состоянии, что мог оставить эти восторженные строки), осмелился разрушить пускай и поврежденное творение гения? Что, если Вазари решил не трогать фреску великого Леонардо, а создал новую стену параллельно той, на которой Леонардо написал свою картину, и скрыл в тайнике творение Мастера? Ведь, прежде чем начать расписывать стену, Вазари перестроил зал. Серачини указывал на зеленый вымпел на фреске Вазари с надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит»). Вдруг это намек, что за стеной находится фреска Леонардо? Акустические исследования показали, что за стеной с фреской «Битва при Марчиано» в самом деле находится небольшой (от одного до трех сантиметров) зазор, вполне достаточный, чтобы предположить, что на параллельной стене, скрытая от глаз, по-прежнему сверкает восковыми немеркнущими красками «Битва при Ангиари». Фаюмские портреты и спустя тысячи лет кажутся написанными только вчера. Кт о знает, может быть, когда-нибудь фреска Леонардо вернется к людям, пускай и поврежденная, но по-прежнему непревзойденная.

Под руководством Маурицио Серачини, при помощи зондов, которые удалось провести через шесть отверстий в стене с работой Вазари, ученые смог ли взять образцы со скрытой стены – в пробах были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак. Проанализировав полученные образцы, ученые установили, что черная краска соответствует той, что была использована при создании «Моны Лизы».

Дальнейшие работы в зале Сеньории были запрещены из-за боязни разрушить фреску Вазари. Так что, пока не появится безопасного способа заглянуть внутрь обнаруженного зазора, мы так и не узнаем, есть ли надежда снова увидеть «Битву при Ангиари» такой, какой написал ее Леонардо.

Но даже при созерцании огромной фотографии работы Рубенса, увеличенной до реальных размеров фрески Леонардо, у зрителей бегут мурашки по коже.

На днях стало известно, что судьба , останется неизвестной.

Исследование в Палаццо Веккио. Photo: David Yoder / National Geographic / AP

Амбициозный проект по поиску работы, считавшейся утерянной, приостановлен на неопределенный срок, а строительные леса, возведенные в Палаццо Веккио, будут демонтированы в конце сентября. В общей сложности, более десяти месяцев команда исследователей пыталась обнаружить фреску под сводами бывшего здания флорентийского совета.

Чтобы минимизировать повреждения фрески Вазари, было выбрано семь областей, уже поврежденных временем, либо уже подвергавшихся реставрации, где министерство культуры Италии разрешило вести работы.

Описанная мэром Флоренции как «великая тайна Ренессанса», «Битва при Ангьяри» была задумана в 1503 году, когда Леонардо и Микеланджело получили заказ написать две фрески на тему исторической флорентийской победы на противоположных стенах Палаццо Веккио. 6 июня 1505 года, в возрасте 53 лет, Леонардо начал работу над центральной сценой битвы, известной как «Битва за Кассину».

В своей книге Вазари упоминет, что Леонардо отказался от проекта из-за технических проблем, связанных с его экспериментами по смешиванию масляных красок. Историки, однако, ставят под сомнение его заключение. Некоторые предполагают, что Вазари придумал эту историю, и что на самом деле фреска была завершена. А спустя десять лет на этом месте была написана фреска самого Вазари. И, как уверяют историки, фреска да Винчи не единственная, которая «растворилась» под кистью Вазари.

В 1861 году в церки Санта Мария Новелла была найдена фреска «Троица», написанная Мазаччо. Фреска была замурована (но не уничтожена) тем же Вазари, который, по приказу герцога Козимы I, написал сверху свою «Мадонну с четками».

В 2000 году на конференции, посвященной да Винчи, впервые была высказана мысль о необходимости удаления фрески Вазари в Палаццо Веккио. И лишь в 2012 году были получены убедительные факты о возможном существовании шедевра Леонардо под работой Вазари. Однако, далеко вперёд исследователям продвинутся не удалось. Для продолжения работы требуются сложные исследования с применением XRD/XRF томографии, которые возможны лишь в условиях Европейского центра синхротронного и радиологического излучения в Гренобле, Франция.

В связи с этим, ряд ученых встал на защиту творения Вазари. Сесилия Фросинини (Cecilia Frosinini), директор по росписи лаборатории художественной реставрации Opificio, немедленно подала в отставку в знак протеста против продолжения работ. “Это этический вопрос. Я должна защитить произведение искусства от разрушения”, - заявила Фросинини.

После её реакции, многие историки искусства подписали петицию с требованием прекратить дальнейшее сверление фрески, некоторые стали ставить под сомнение и само существование под ней работы Леонардо.

“Вазари бы никогда не уничтожил работу художника, которым он столько восхищался. Вся эта история хороша для Дэна Брауна, но не для искусстововедов”, - скзал Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), историк искусства из Университета Федерико II в Неаполе.

Кристина Асидини (Cristina Acidini), смотритель Polo Museale Fiorentino, в ответ на запрос группы исследователей, разрешила проведение эндоскопического исследования седьмого отверстия, но исключил возможность дальнейшего сверления. Такое решение вызвало жёсткую полемику в заинтересованных кругах. Но не смотря ни на что, несколько дней назад пришло окончательное решение министерства культуры Италии о необходимости заделать отверстия в фреске Вазари и демонтировать строительные леса. Так закончился поиск таинственной работы Леонардо да Винчи.

Анна Сидорова