Битлз играет губная гармошка. На какой гармонике Джон Леннон сыграл вступление к "Love Me Do" и в других песнях The Beatles? The Beatles Harmonica – “именная” модель от Hohner

Должно быть, тысячи игроков на губной гармонике впервые взяли в руки инструмент, услышав дрожащий рифф, который сыграл Джон Леннон во вступлении к песне The Beatles “Love Me Do”. А вот как именно сыграл?

Первая часть настолько проста, что тудно не сыграть ее! 5 вдох, 5 выдох, 4 вдох, 2 вдох на диатонике в С – наверное, простейший из гармошечных риффов. Вам даже не нужно стараться точно играть одиночне ноты – любой, кто в последние сорок лет слушал радио, сразу же узнает его на слух. Так значит, Леннон играл именно так? Скажем сразу – нет!

Как я уже сказал, первая часть достаточно проста, но когда песня доходит до слов “Someone to love…”, положение вещей несколько меняется. Гармоника играет ноты A A G F#, но на обычной диатонике в C ноты A* и F# (Прим.:* – в данном диапазоне) не доступны для извлечения обычным способом. Конечно, с хорошей техникой бендинга вы сможете получить эти ноты, тем не менее они не будут звучать так же, как на записи у Леннона. Стоит заметить, хотя и без тени неуважения к Леннону, что во время, когда делалась запись песни, его игра на гармонике была далека от стандартов Говарда Леви. Даже более того, заметно, что у него были трудности с извлечением чистых одиночных нот, поэтому маловероятно, что он смог бы сыграть ноты с помощью бенда, сохраняя при этом такую точность высоты и даже тембра, как это прослушивается в записи. Возможно, Леннон сыграл вступительный рифф на С гармонике, а затем сменил ее на диатонику в ключе G, чтобы сыграть часть “Someone to love…”. Хотя, если вы замедлите воспроизведение записи и вслушаетесь внимательнее, то поверить в то, что кто-либо может настолько быстро поменять гармоники за крошечный интервал времени между последней нотой вступительного риффа и нотой А в начале следующего риффа, будет очень тяжело. Разве что вместо двух гармоник использовалась одна диатоника в G, но имеющая специальную настройку, хотя ничто более не указывает в пользу этого предположения.

Итак… это должна быть хроматическая гармоника, но вот вкаком ключе? В своей статье Little Child: Гармоника в музыке битлов, Грег Пэнфайл высказывает мнение, что Леннон использовал хроматику в ключе G. Да, на хроматике в G можно сыграть оба риффа – правда, это можно сделать на хроматике в любом ключе.Но все же Леннон точно не использовал хроматику в G. В некоторых моментах во вступительном риффе он запинается на мгновение, и играет ноты, следующие за той, что он намеревался сыграть. В частности, когда звучит первая нота вступительного риффа (F), он попадает в соседнюю дырку выше нее. Замедлив этот фрагмент на компьютере, можно определить эту соседнюю ноту как А. Но нота на отверстие выше, чем F, на G-хроматике должна быть G, следовательно, мы имеем дело не с G-хроматикой. Хроматика же в ключе С, по-видимому, будет более правдоподобным вариантом, и это находит подтверждение в паре легких ошибок, когда Леннон играет ноту G и случайно задевает ноту С вместе с ней. Последним доказательством является тот факт, что F# – это единственная нота в этой мелодии, для извлечения которой на С-хроматике кнопка слайдера должна быть утоплена – когда Леннон играет рифф “Someone to love…” второй раз в середине песни без вокала, можно услышать легкий щелчок в начале звучания ноты F#, по звуку очень похожий на позднее нажатие кнопки. Также примечательно и то, что у F# отсутствует характерное вибрато с помощью рук, которое сопровождает все остальные ноты. Я полагаю, что рука Леннона в этот момент как раз и была занята нажатием кнопки слайдера!

Есть еще несколько песен The Beatles, выбор гармошки Ленноном в которых также может оказаться не столь очевидным. Основной рифф песни “Please Please Me” в этом плане очень похож на вступление к “Love Me Do”. Рифф играется в тональности E-мажор и фразировка нот вполне соответсвует диатонике в E. Тем не менее, если вы будете играть этот рифф на обычной Е-диатонике, начиная с 7 на вдох (Прим.: нота D#), мелодия будет звучать на октаву выше оригинала. Если же вы начнете с 4 на выдох, то вам придется делать бенд на 3 дырке на целый тон, чтобы получить C# – а Леннон, очевидно, не бендит ни одной ноты в этом риффе. Как же он тогда играл? По-видимому, здесь использована хроматическая гармоника в ключе E – Hohner Super Chromonica была доступна в этом ключе в то время. Конечно, эти ноты можно сыграть на хроматике любой тональности, но мы не находим доказательств какой-либо работы кнопки слайдера, к тому же фразировка риффа по рисунку вдохов-выдохов соответсвует инструменту в ключе Е. Другой возможный, и, скорее всего, более правдоподобный вариант – Леннон использовал 12-дырочную Echo Vamper. Это была версия Marine Band 364 для рынка Европы и она была тогда доступна во всех 12 ключах. Echo Vamper в Е была настроена на октаву ниже, чем обычная 10-дырочная Е-гармоника, а это как раз то, что нам подходит. Но, поскольку гармоника и гитара играют очень слитно в этом риффе, то сказать определенно, что же все-таки играет – хроматика или низко настроенная диатоника, только лишь на слух будет весьма тяжело.


The Beatles Harmonica – “именная” модель от Hohner

Изготовленная фирмой M. Hohner, Inc. в 1960-х годах, эта оригинальная 5-дюймовая коробка содержит «именную» гармонику. Существует два варианта коробок: на изображенной здесь имена Джорджа и Пола перепутаны местами, на других же они написаны правильно. Правильная версия встречается редко и является практически раритетом. Коробка с гармоникой продавались прикрепленными к открытке-планшету размерами 7 на 11 дюймов (см. картинку), на одной стороне которой представлена фотография «The Beatles», а также ноты и тексты их песен на обратной.

Еще один легко узнаваемый битловский рифф звучит во вступлении к песне “From Me To You”. Как и все классические темы Beatles, этот рифф сам по себе очень простой – C D E D C D D A. Но все же, если вы сыграете ее на обычной С-диатонике, начиная с 4 на выдох, вам придется бендить, чтобы получить нижнюю А и опять же, эта нота слишком чисто сыграна для Леннона, чтобы быть полученной с помощью бенда. Вы можете проще сыграть эту мелодию, начав с 7 на выдох, но в этом случае рифф будет на октыву выше, чем на записи. Другой вариант – сыграть его на G-гармонике, начав с 5 на вдох. В этом случае все ноты риффа можно получить, не используя бенд, но так ли играл Леннон? Нет. Опять, с настойчивостью Колумба, он допускает небольшие ошибки, похожие на те, что мы рассматривали выше, и более детальное их изучение дает нам убедительное доказательство. Пару раз, играя ноту D, Леннон случайно задевает следующее отверстие, которое издает ноту F, что позволяет идентифицировать гармонику как настроенную в С-мажоре (если не принимать во внимание маловероятный случай, что он играет на хроматике в ключе В с нажатой кнопкой слайдера). Итак, чтобы получить ноту А чистой, он должен был играть или на хроматике в C, или на низко настроенной диатонике в С, начиная с 7 на выдох. 12-дырочная Hohner Echo Vamper в C была настроена на октаву ниже обычной С-гармоники, так что это подходящий вариант.

В песне “All Together Now” представлены сочетания вокала с гармоникой в виде “вопрос-ответ”. Песня исполняется в ключе G с простым рисунком аккордов, сыгранных на G-диатонике. Песня “Rocky Raccoon” звучит в ключе C и Леннон слекга наполняет ее “кряканьем” на С-гармонике.

Что касается остальных песен The Beatles, в которых звучит диатоническая гармоника, то Леннон, как правило, использует вторую, или перекрестную, позицию. Песня “I Should Have Known Better” звучит в ключе G и Леннон использует С-диатонику; песня “I’m a Loser” также в ключе G и тоже сыграна на С-гармонике; песня “Thank You Girl” – в ключе D и сыграна на G-гармонике; песня “I’ll Get You” также, похоже, звучит в ключе D (хотя на записи кажется, что она играет несколько ниже) и играется на G-гармонике; песня “Little Child” – в ключе E, и Леннон играет на A-гармонике.

В песне “Being for the Benefit of Mr. Kite” из альбома “Sgt Pepper’s…” гармоники используются как составная часть в круговороте звуков заднего плана. В сущности, невозможно определить, какие именно гармоники используются, хотя есть снимки того периода, на которых Джон Леннон и Джордж Харрисон играют на басовой и аккордовой гармонике. Они могли действительно играть на них на записи песни, а может, это были лишь рекламные фото.

И, наконец, еще в паре вещей представлена хроматическая гармоника. Песня “Chains” звучит в ключе Bb и гармоника играет простую вступительную партию – F Eb D F Eb D. Гармоника – это явно хроматика в ключе С, поскольку Леннон, переходя с ноты F (6 на вдох, с отпущенной кнопкой слайдера) на ноту (5 на вдох, с нажатой кнопкой), он случайно задевает F# (6 на вдох, с нажатой кнопкой). Возможно, что он мог допустить такую ошибку, играя на Bb-хроматике (начиная фразу с 6 на выдох), но, играя ее на инструменте в ключе Bb, ему не пришлось бы нажимать кнопку слайдера вообще, при этом он мог бы сыграть партию гораздо легче, извлекая ноты Eb как 5 на вдох с отпущенной кнопкой, а не как 5 на выдох с нажатой. В этом случае, если бы он ошибся и зацепил соседнюю верхнюю дырку, то он получил бы ноту G, а не F#, поэтому я считаю, что верным будет вывод о том, что Леннон использовал здесь C-хроматику.

Песня “There’s A Place” меня немного озадачивала, но недавно я достал запись этой песни лучшего качества, на которой гармоника оказалась практиче выделена на одном из стереоканалов во время затихания дорожки, что позволило мне идентифицировать ее как C-хроматику. В этой песне, которая играет в ключе E, гармоника представлена простой партией D# E D# C#. Это можно было бы легко сыграть на диатонической Е-гармонике, но, как и в случае с песней “Please Please Me”, на обычной Е-гармонике требуется делать бенд, чтобы получить ноту C# в этом диапазоне. Впрочем, в конце дорожки ошибка Леннона опять выдает его. В самом последнем повторении риффа непосредственно за окончательным умолканием дорожки, он делает ошибку, которую возможно совершить только на хроматике. Когда он собирается перейти от ноты D# (5 на вдох с нажатой кнопкой) к ноте E (6 на выдох с отпущенной кнопкой), он отпускает кнопку слайдера чуть раньше, и выходит чистая D. Там также наблюдаются и другие ошибки, которые могли получиться лишь токда, когда бы Леннон играл на C-хроматике: нажатие кнопки чуть ранее и извлечение ноты F вместо E (6 на выдох с нажатой кнопкой, вместо 6 на выдох с отпущенной), попадание в другую дырку с получением ноты F# вместо D# (6 на вдох с нажатой кнопкой, вместо 5 на вдох с нажатой кнопкой), и др. Их трудно услышать при нормальной скорости воспроизведения, однако 8-кратное замедление оригинала с помощью компьютера делает их вполне очевидными.

© 2002 P.Missin
перевод © 2005 А.Цвинтарный

I Should have Known Better звучит в фильме A Hard Day"s Night в моменте, где Битлз выступают перед толпой девчонок. Среди них Джордж Харрисон и повстречал свою будущую жену, Патти Бойд (Patty Boyd), с которой он прожил в браке до 1974 года.

Песня «I Should Have Known Better» звучит в эпизоде, где битлы играют в карты в вагоне поезда. На самом деле этот эпизод снимался в фургоне, приводимым в движение членами съёмочной группы, для того, чтобы создать эффект движущегося поезда.


Источник: Dowlding, William (1989). Beatlesongs.

Звучание губной гармошки во вступительной части композиции очень напоминает манеру игры американского поэта-песенника Боба Дилана. «I Should Have Known Better» является одним из плодов «страстного увлечения» (как его охарактеризовал музыкальный критик Иан Макдоналд) «Битлз» творчеством этого музыканта.

Музыканты впервые услышали о Бобе Дилане в январе 1964 года во время трёхнедельных гастролей в Театре Олимпии в Париже. А после того, как приобрели его пластинку «The Freewheelin» битлы стали частенько наигрывать песни с этого альбома. Американский журналист Эл Ароновитз представил «Битлз» Бобу Дилану во время их визита в Нью-Йорк в феврале 1964 года.

Боб Дилан оказал большое влияние на творчество «Битлз», и, в частности, на Джона Леннона, который даже начал носить кепку, как у Гекльберри Финна (литературного героя, упоминавшегося в творчестве Дилана).

Пол Маккартни отмечал, что у песен Дилана была «великолепная лирика», а Джон Леннон неоднократно говорил о том, что музыка Боба вдохновила его на написание песен с более глубоким смыслом.


Источник: «Антология The Beatles». - Лондон: Кассел и Ко, 2000. Билл Гарри «Энциклопедия The Beatles: Пересмотренная и обновлённая». - Лондон: Virgin Publishing, 2000. Иан МакДоналд «Революция в голове: Записи The Beatles и шестидесятые». - Нью-Йорк: Генри Холт и к

Композиция открывается игрой Джона Леннона на губной гармошке. «I Should Have Known Better» - одна из последних композиций «Битлз», в записи которой музыканты использовали этот инструмент.

Использование губной гармошки - своеобразная отличительная черта ранней музыки «Битлз». Гармошка звучит в таких песнях, как «Love Me Do», «Please Please Me» and «From Me To You».

Середина песни, состоящая из шестнадцати секций, показывает совершенно новое звучание гитары Rickenbacker 360/12 Джорджа Харрисона.


Источник: Иан МакДоналд «Революция в голове: Записи The Beatles и шестидесятые». - Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1994. Крейг Кросс «The Beatles: День за днём, песня за песней, запись за записью»

Первая запись песни состоялась 25 февраля 1964 года на студии «Эбби Роуд». Были записаны три версии песни, но только последняя была полной. Во время второй записи песни, сессия была прервана из-за того, что Леннон рассмеялся во время игры на губной гармошке. На следующий день были сделаны некоторые изменения в аранжировке композиции, и песня была перезаписана.

Должно быть, тысячи игроков на губной гармонике впервые взяли в руки инструмент, услышав дрожащий рифф, который сыграл Джон Леннон во вступлении к песне The Beatles "Love Me Do". А вот как именно сыграл?

Первая часть настолько проста, что тудно не сыграть ее! 5 вдох, 5 выдох, 4 вдох, 2 вдох на диатонике в С - наверное, простейший из гармошечных риффов. Вам даже не нужно стараться точно играть одиночне ноты - любой, кто в последние сорок лет слушал радио, сразу же узнает его на слух. Так значит, Леннон играл именно так? Скажем сразу - нет!

Как я уже сказал, первая часть достаточно проста, но когда песня доходит до слов "Someone to love…", положение вещей несколько меняется. Гармоника играет ноты A A G F#, но на обычной диатонике в C ноты A* и F# (Прим.:* - в данном диапазоне) не доступны для извлечения обычным способом. Конечно, с хорошей техникой бендинга вы сможете получить эти ноты, тем не менее они не будут звучать так же, как на записи у Леннона. Стоит заметить, хотя и без тени неуважения к Леннону, что во время, когда делалась запись песни, его игра на гармонике была далека от стандартов Говарда Леви. Даже более того, заметно, что у него были трудности с извлечением чистых одиночных нот, поэтому маловероятно, что он смог бы сыграть ноты с помощью бенда, сохраняя при этом такую точность высоты и даже тембра, как это прослушивается в записи. Возможно, Леннон сыграл вступительный рифф на С гармонике, а затем сменил ее на диатонику в ключе G, чтобы сыграть часть "Someone to love...". Хотя, если вы замедлите воспроизведение записи и вслушаетесь внимательнее, то поверить в то, что кто-либо может настолько быстро поменять гармоники за крошечный интервал времени между последней нотой вступительного риффа и нотой А в начале следующего риффа, будет очень тяжело. Разве что вместо двух гармоник использовалась одна диатоника в G, но имеющая специальную настройку, хотя ничто более не указывает в пользу этого предположения.

Итак... это должна быть хроматическая гармоника, но вот вкаком ключе? В своей статье Little Child: Гармоника в музыке битлов, Грег Пэнфайл высказывает мнение, что Леннон использовал хроматику в ключе G. Да, на хроматике в G можно сыграть оба риффа - правда, это можно сделать на хроматике в любом ключе.Но все же Леннон точно не использовал хроматику в G. В некоторых моментах во вступительном риффе он запинается на мгновение, и играет ноты, следующие за той, что он намеревался сыграть. В частности, когда звучит первая нота вступительного риффа (F), он попадает в соседнюю дырку выше нее. Замедлив этот фрагмент на компьютере, можно определить эту соседнюю ноту как А. Но нота на отверстие выше, чем F, на G-хроматике должна быть G, следовательно, мы имеем дело не с G-хроматикой. Хроматика же в ключе С, по-видимому, будет более правдоподобным вариантом, и это находит подтверждение в паре легких ошибок, когда Леннон играет ноту G и случайно задевает ноту С вместе с ней. Последним доказательством является тот факт, что F# - это единственная нота в этой мелодии, для извлечения которой на С-хроматике кнопка слайдера должна быть утоплена - когда Леннон играет рифф "Someone to love..." второй раз в середине песни без вокала, можно услышать легкий щелчок в начале звучания ноты F#, по звуку очень похожий на позднее нажатие кнопки. Также примечательно и то, что у F# отсутствует характерное вибрато с помощью рук, которое сопровождает все остальные ноты. Я полагаю, что рука Леннона в этот момент как раз и была занята нажатием кнопки слайдера!

Есть еще несколько песен The Beatles, выбор гармошки Ленноном в которых также может оказаться не столь очевидным. Основной рифф песни "Please Please Me" в этом плане очень похож на вступление к "Love Me Do". Рифф играется в тональности E-мажор и фразировка нот вполне соответсвует диатонике в E. Тем не менее, если вы будете играть этот рифф на обычной Е-диатонике, начиная с 7 на вдох (Прим.: нота D#), мелодия будет звучать на октаву выше оригинала. Если же вы начнете с 4 на выдох, то вам придется делать бенд на 3 дырке на целый тон, чтобы получить C# - а Леннон, очевидно, не бендит ни одной ноты в этом риффе. Как же он тогда играл? По-видимому, здесь использована хроматическая гармоника в ключе E - Hohner Super Chromonica была доступна в этом ключе в то время. Конечно, эти ноты можно сыграть на хроматике любой тональности, но мы не находим доказательств какой-либо работы кнопки слайдера, к тому же фразировка риффа по рисунку вдохов-выдохов соответсвует инструменту в ключе Е. Другой возможный, и, скорее всего, более правдоподобный вариант - Леннон использовал 12-дырочную Echo Vamper. Это была версия Marine Band 364 для рынка Европы и она была тогда доступна во всех 12 ключах. Echo Vamper в Е была настроена на октаву ниже, чем обычная 10-дырочная Е-гармоника, а это как раз то, что нам подходит. Но, поскольку гармоника и гитара играют очень слитно в этом риффе, то сказать определенно, что же все-таки играет - хроматика или низко настроенная диатоника, только лишь на слух будет весьма тяжело.

Еще один легко узнаваемый битловский рифф звучит во вступлении к песне "From Me To You". Как и все классические темы Beatles, этот рифф сам по себе очень простой - C D E D C D D A. Но все же, если вы сыграете ее на обычной С-диатонике, начиная с 4 на выдох, вам придется бендить, чтобы получить нижнюю А и опять же, эта нота слишком чисто сыграна для Леннона, чтобы быть полученной с помощью бенда. Вы можете проще сыграть эту мелодию, начав с 7 на выдох, но в этом случае рифф будет на октыву выше, чем на записи. Другой вариант - сыграть его на G-гармонике, начав с 5 на вдох. В этом случае все ноты риффа можно получить, не используя бенд, но так ли играл Леннон? Нет. Опять, с настойчивостью Колумба, он допускает небольшие ошибки, похожие на те, что мы рассматривали выше, и более детальное их изучение дает нам убедительное доказательство. Пару раз, играя ноту D, Леннон случайно задевает следующее отверстие, которое издает ноту F, что позволяет идентифицировать гармонику как настроенную в С-мажоре (если не принимать во внимание маловероятный случай, что он играет на хроматике в ключе В с нажатой кнопкой слайдера). Итак, чтобы получить ноту А чистой, он должен был играть или на хроматике в C, или на низко настроенной диатонике в С, начиная с 7 на выдох. 12-дырочная Hohner Echo Vamper в C была настроена на октаву ниже обычной С-гармоники, так что это подходящий вариант.

В песне "All Together Now" представлены сочетания вокала с гармоникой в виде "вопрос-ответ". Песня исполняется в ключе G с простым рисунком аккордов, сыгранных на G-диатонике. Песня "Rocky Raccoon" звучит в ключе C и Леннон слекга наполняет ее "кряканьем" на С-гармонике.

Что касается остальных песен The Beatles, в которых звучит диатоническая гармоника, то Леннон, как правило, использует вторую, или перекрестную, позицию. Песня "I Should Have Known Better" звучит в ключе G и Леннон использует С-диатонику; песня "I"m a Loser" также в ключе G и тоже сыграна на С-гармонике; песня "Thank You Girl" - в ключе D и сыграна на G-гармонике; песня "I"ll Get You" также, похоже, звучит в ключе D (хотя на записи кажется, что она играет несколько ниже) и играется на G-гармонике; песня "Little Child" - в ключе E, и Леннон играет на A-гармонике.

В песне "Being for the Benefit of Mr. Kite" из альбома "Sgt Pepper"s..." гармоники используются как составная часть в круговороте звуков заднего плана. В сущности, невозможно определить, какие именно гармоники используются, хотя есть снимки того периода, на которых Джон Леннон и Джордж Харрисон играют на басовой и аккордовой гармонике. Они могли действительно играть на них на записи песни, а может, это были лишь рекламные фото.

И, наконец, еще в паре вещей представлена хроматическая гармоника. Песня "Chains" звучит в ключе Bb и гармоника играет простую вступительную партию - F Eb D F Eb D. Гармоника - это явно хроматика в ключе С, поскольку Леннон, переходя с ноты F (6 на вдох, с отпущенной кнопкой слайдера) на ноту (5 на вдох, с нажатой кнопкой), он случайно задевает F# (6 на вдох, с нажатой кнопкой). Возможно, что он мог допустить такую ошибку, играя на Bb-хроматике (начиная фразу с 6 на выдох), но, играя ее на инструменте в ключе Bb, ему не пришлось бы нажимать кнопку слайдера вообще, при этом он мог бы сыграть партию гораздо легче, извлекая ноты Eb как 5 на вдох с отпущенной кнопкой, а не как 5 на выдох с нажатой. В этом случае, если бы он ошибся и зацепил соседнюю верхнюю дырку, то он получил бы ноту G, а не F#, поэтому я считаю, что верным будет вывод о том, что Леннон использовал здесь C-хроматику.

Песня "There"s A Place" меня немного озадачивала, но недавно я достал запись этой песни лучшего качества, на которой гармоника оказалась практиче выделена на одном из стереоканалов во время затихания дорожки, что позволило мне идентифицировать ее как C-хроматику. В этой песне, которая играет в ключе E, гармоника представлена простой партией D# E D# C#. Это можно было бы легко сыграть на диатонической Е-гармонике, но, как и в случае с песней "Please Please Me", на обычной Е-гармонике требуется делать бенд, чтобы получить ноту C# в этом диапазоне. Впрочем, в конце дорожки ошибка Леннона опять выдает его. В самом последнем повторении риффа непосредственно за окончательным умолканием дорожки, он делает ошибку, которую возможно совершить только на хроматике. Когда он собирается перейти от ноты D# (5 на вдох с нажатой кнопкой) к ноте E (6 на выдох с отпущенной кнопкой), он отпускает кнопку слайдера чуть раньше, и выходит чистая D. Там также наблюдаются и другие ошибки, которые могли получиться лишь токда, когда бы Леннон играл на C-хроматике: нажатие кнопки чуть ранее и извлечение ноты F вместо E (6 на выдох с нажатой кнопкой, вместо 6 на выдох с отпущенной), попадание в другую дырку с получением ноты F# вместо D# (6 на вдох с нажатой кнопкой, вместо 5 на вдох с нажатой кнопкой), и др. Их трудно услышать при нормальной скорости воспроизведения, однако 8-кратное замедление оригинала с помощью компьютера делает их вполне очевидными.

2002 P.Missin
перевод 2005 А.Цвинтарный