Баальбекская терраса – космодром древней цивилизации. Баальбек. История Террасы баальбека

Баальбек - древний город в долине Бека в Ливане, расположенный примерно в часе езды от столицы Ливана, города Бейрут. Несмотря на то, что эта местность была заселена с глубокой древности (первые поселения возникли здесь около 5000 лет назад), никаких сведений о городе не встречается вплоть до IV века до н.э. Тогда город назывался Гелиополем и был крупнейшим религиозным центром. В I-III веках н.э. Гелиополь стал римской колонией, и здесь сразу было построено множество римских храмов. В VII веке он покорился арабам и был переименован в Баальбек (по имени бога Ваала).

Руины Баальбека хранят грандиозный храмовый ансамбль римской эпохи. Это Большой храм (храм Юпитера), хорошо сохранившийся Малый храм (храм Меркурия) и круглый храм (храм Венеры). Также археологический и туристический интерес представляют руины Большой мечети и минарета. Современный Баальбек насчитывает более 70 тысяч жителей. Ежегодно (в июле-августе) здесь проводится Баальбекский Международный Фестиваль средиземноморской и ближневосточной культуры.

В истории нашей планеты осталось еще множество не разгаданных тайн, например сложнейшие древние постройки, которые были воздвигнуты неизвестно кем, когда и как.

Одну из таких тайн хранит древний город Баальбек , который находится в Ливане. Когда-то это был великий город, который являлся одним из религиозных и культурных центров древнего мира. Но сейчас Баальбек практически полностью разрушен и всеми забыт.

Грандиозные террасы

Наиболее интересными сооружениями в Баальбеке считаются огромные террасы. Они выложены из громадных каменных блоков весом от 300 до 1000 тонн (к примеру, средний вес каменных блоков в пирамиде Хеопса 2,5 тонны), причем уложены они без какого-либо связывающего состава и настолько точно и аккуратно, что просунуть даже иголку между ними весьма проблематично.

Крупнейшей террасой в Баальбеке является терраса на которой римляне построили храм своему верховному богу - Юпитеру. Храм Юпитера не дожил до наших дней, он был разрушен мощным землетрясением. От него осталось только 6 колон высотой по 22 метра, но и они производят очень сильное впечатление.

Три стены этой террасы выложены из девяти рядов монолитных блоков, каждый размером 11 х 4,6 х 3,3 метров и весом более 300 тонн. Четвертая стена - особенная, ее сделали из трех чуть ли не самых крупных обработанных камней в мире. Вес каждого из них около 1000 тонн, размеры впечатляют не меньше - 29 х 4 х 3,6 метров. Эта стена больше известна как Трилитон .

А это южный камень - собственно самый крупная обработанная каменная глыба в мире, вернее будет сказать почти обработанная - ее часть так и не была отделена от скалы. Южный камень был найден в камнеломне в километре от города. Вес монолита более 1000 тонн.

Храму Вакха повезло намного больше, он сохранился гораздо лучше, чем большинство построек в Баальбеке.

Кто и когда?

На сегодняшний день не найдено ни одного источника, который пролил бы хоть немного света на вопросы кто и когда строил шедевры Баальбека. Поэтому историкам и исследователям остается лишь гадать. Достоверно известно только то, что Баальбекские террасы уже были построен в 5 тысячелетии до н.э и даже были отнесены к чудесам света того времени.

Существует такое мнение, что все храмы и в том числе основания, на которых они стоят построили римляне. Эта теория не очень популярна, но некоторые историки являются ярыми ее приверженцами. Однако большинство исследователей считают эту версию абсурдной, так как ей противоречит множество исторических фактов. Естественно, того факта, что римляне действительно были в Баальбеке и строили там свои храмы никто не отрицает - это факт, как факт и то, что было это гораздо позднее 5 тысячелетия до нашей эры (первое упоминание о Древнем Риме приходится на 754 год до н.э., а непосредственно Римская империя образовалось в 27 году до н.э.). Второе "но" - совершенно точно можно утверждать, что римляне не обладали ни знаниями ни технологиями при помощи которых можно было передвигать 1000-тонные глыбы и тем более поднимать их на высоту (вообще ни одна известная древняя цивилизация не обладала подобными знаниями и технологиями). Ну и третий аргумент против "римской гипотезы" заметен с первого, даже невооруженного взгляда на Баальбекские храмы - уж слишком велика разница в масштабе и стиле между самими храмами и террасами, на которых они стоят.

Кто же тогда построил Баальбек? Предположения на этот счет, конечно, имеются, но почти все они довльно экзотичны. Кто-то приписывает чудеса Баальбека древним сверх развитым, которые канули в веках практически не оставив за собой никаких следов. Кто-то утверждает, что не обошлось тут без пришельцев с других планет, так как цивилизации того времени попросту не могли обладать достаточными знаниями и развитыми технологиями, чтобы производить подобные постройки (кстати, эта версия относительно распространена и среди египтологов). Ну и напоследок, есть мнение, что Баальбек строили великаны некогда населявшие нашу планету...

Как?

Этот вопрос не менее интересен, ведь речь идет, наверное, о самых сложных сооружениях на нашей планете, на фоне которых меркнут такие великие творения как: египетские пирамиды, пирамиды майя, камбоджийский Ангкор-Ват... Как, при помощи каких технолий и какой техники строились мегалитические террасы Баальбека?

Единственное о чем можно говорить с уверенностью это то, что гигантские каменные блоки обрабатывались с помощью самых обыкновенных зубил. Тяжело даже представить сколько уходило времени у рабочих на отделку одного такого блока...

Как перемещали столь тяжелые камни от камнеломни, путь к которой лежит через ухабистые равнины к месту строительства остается большой загадкой. Можно предположить, что строители ложили каменные блоки на бревна (катки) и таким образом пытались их передвигать (считается, что при строительстве египетских пирамид пользовались именно таким методом). Но против этой версии есть два "колких" аргумента. Во-превых бревна не выдержали бы веса и в 300 тонн, не говоря и про тысячу, они бы просто превратились в пресованое дерево. Во-вторых современные исследования показали, что для перемещения такого груза подобным образом потребовались бы усилия приблизительно 50 000 человек, что для древнего мира совершенно фантастическая цифра, лишь несколько древних городов по численности населения могли только немного приблизиться к этому числу. Соответственно, в строительстве Баальбека врядли принимало участие такое количество человек.

Перемещение блоков это даже не половина беды, их еще необходимо было поднять на приличную высоту и идеально ровно уложить друг на друга, что учитывая вес было бы очень непростой задачей даже в наше время и с нашей техникой. Кстати, сейчас в мире есть всего несколько моделей кранов способных оперировать весами более 1000 тонн.

У Вас, наверное, также возник вопрос: Зачем нужно было делать громадные блоки, ведь в разы проще и быстрее было бы работать с камнями меньших размеров...

Потерянная цивилизация

Существует мнение, что строителями мегалитических террас были представители какой-то потерянной неизвестной цивилизации. Исчезла эта цивилизация настолько же резко, насколько она и была загадочна, заметить это можно по общей картине великих Баальбекских построек - все они производят впечатление незавершенности. Возможно эта цивилизация предчувствовала свой близкий "конец" и оставила в память о себе Великие террасы Баальбека, тайну которых нам может и не суждено узнать.

Ближний Восток для нас - это болезнь, потому как побывав там всего раз, начинаешь буквально томиться на родине. А всё благодаря пряному воздуху и отпечаткам древности на каждом камне. Во многих ближневосточных странах мы уже успели побывать, поэтому стало ясно, что на этот раз отправляемся в Ливан, где нас встретят гостеприимные жители, удивительная природа, вкусная еда, и конечно, по истине гулливеровские храмы древнего Баальбека

Одну из тайн нашей планеты хранит Баальбек - древний город в Ливане, который когда-то был настолько великим, что считался крупным религиозным и культурным центром древнего мира. На данный момент большинство построек древнего Баальбека практически полностью разрушены. Самыми интересными объектами Баальбека являются огромные террасы, выложенные из гигантских каменных блоков , вес каждого из которых составляет от 300 до 1000 тонн. Для сравнения вес каменных блоков пирамиды Хеопса достигал в среднем 2,5 тонн. Самое поразительное в том, что блоки Баальбека уложены настолько аккуратно и точно, что просунуть иголку между ними довольно проблематично.

Наиболее крупная терраса в древнем городе Баальбеке - та, на которой римлянами был построен храм в честь бога Юпитера . К сожалению, храм этот до наших дней не сохранился, т. к. некогда был разрушен сильным землетрясением. Однако всё равно есть на что посмотреть: от храма Юпитера остались шесть 22-метровых колонн, которые поражают воображение своими гигантскими размерами. Колонны были построены из мрамора, и на них видны следы эрозии и современные «заплатки», сделанные реставраторами.

А это так называемый «южный камень», который является самым крупным обработанным каменным блоком в мире. Хотя, на мой взгляд, точнее назвать эту глыбу почти обработанной, т. к. её так и не отделили от скального основания. Часто встречается утверждение, что южный камень был попросту брошен строителями на дороге или был потерян при перевозке. Однако на самом деле, его просто оставили в каменоломне.

Во многих источниках говорится о том, что ступени древнего города Баальбека невероятно огромных размеров и рассчитаны они якобы на гигантов. Мягко говоря, мы были удивлены, увидев, что ступени соответствуют обычному росту человека. А вот сама конструкция лестниц Баальбека создана из монолитных блоков, иногда по 7-8 ступенек. Странное решение, да ещё и довольно трудоёмкое - лестницу ведь можно было построить более простым способом.

Есть, конечно, в Баальбеке и лестницы вполне обычные. Однако рядом с ними опять же гигантские каменные блоки.

Если храм Юпитера сохранился лишь частично, то храму Вакха повезло куда больше . Выглядит сооружение очень солидно, так и притягивает к себе взгляд.

Основной двор древнего Баальбека в Ливане находится значительно выше окружающего его уровня земли. А по периметру, внутри каменной кладки, расположены катакомбы очень внушительных размеров. На востоке этих катакомб сейчас находится небольшой музей.

На данный момент в мире пока не найдено ни одного достоверного источника, способного пролить свет на главные вопросы: кто, когда и зачем строил этот потрясающий древний город Баальбек. Поэтому историкам, впрочем, как и нам, остаётся лишь догадываться. К достоверным фактам относится только то, что террасы Баальбека в Ливане были возведены уже в пятом тысячелетии до н. э.

Нам показалось самым невообразимым то, что технологий, использовавшихся для строительства древнего Баальбека, нет в современном мире. Например, сегодня не существует таких станков, которые способны выточить 45-тонные фрагменты и отшлифовать такое количество квадратных метров. Конечно, используя самый мощный из существующих сегодня кранов, возможно поднятие и двух тысяч тонн. Однако, чтобы переместить такой груз, необходима ровная и очень прочная дорога, следов которой на месте древнего города Баальбека нет.

С уверенностью могу сказать только одно: город Баальбек обладает какой-то сумасшедшей энергетикой , и, находясь здесь, мы это почувствовали. Поэтому, если вам посчастливится побывать в Ливане, обязательно посетите это замечательное место.

Баальбек - древний город, что расположен в 80 км к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м. Название этого места переводится как «дом Баала» - финикийского бога грома и молнии. Согласно арабским преданиям, оно принадлежало вавилонскому царю Нимроду, который «послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа».

Главной загадкой полуразрушенного города является терраса Храма Юпитера. Каменные блоки, на которых стоит храмовый комплекс, весят 800-1000 тонн и лежат на восьмиметровой высоте. Для сравнения - самые тяжелые блоки самой большой пирамиды в мире, пирамиды Хеопса, весят не более 80 тонн. При этом секрет возведения египетских строений окончательно не раскрыт, а существующие теории не проверялись на практике в естественную величину.

Если и это вас не удивляет, то стоит упомянуть, что самый большой блок Баальбека весит 1500 тонн и находится в каменоломне. Очевидно, что он подготовлен для завершения платформы, но по неизвестным причинам так и не был использован. На данный момент это самая большая обработанная каменная глыба в мире. Ливанцы именуют этот камень «Материнским», и считают, что он помогает от бесплодия.

Многих интересует вопрос: кто и каким способом смог заложить столь тяжелые блоки в основание храма? На данный момент не один из известных механизмов тех времён не смог бы выдержать такой нагрузки.

Строился Баальбек гигантами или нет, но его размеры и сложность постройки впечатляют людей и по сей день. Никакие фотографии не смогут передать грандиозности тех ощущений, что испытывает человек, смотря на этот загадочный город.

Видео – Баальбек. Загадки истории

“Такие грандиозные конструкции и такое изящество исполнения, кое можно увидеть в храмах Баальбека, не было повторено или достигнуто во всем, что сделал человек за прошедшие двадцать веков.”

Марк Твен «Простаки за границей, или Путь новых паломников»

Википедия имеет очень размытую информацию о Баальбеке, не приписывая римлянам строительство мегалитической части и упоминая о том, что уже в трехсотых годах до нашей эры Баальбек был “крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Ваалу”. Тема римского строительства как бы умалчивается.

Даже английская википедия , которая продолжает называть трилитоны термином, введенным французским археологом Жаном-Пьером Адамом – “Римские строительные блоки” (“Roman building blocks ”), пишет: “Местоположение современного храма Юпитера вероятно было точкой более древнего почитания [Баала]” (“The site of the present Temple of Jupiter was probably the focus of earlier worship”).

Однако в статье про храм Юпитера прямым текстом написано, что он был построен на финикийском основании – а значит вся идея с “римскими блоками” попахивает подменой понятий. По официальной версии, строительство храма началось в сотых годах нашей эры – значит финикийское основание к тому времени уже существовало, по крайней мере, лет пятьсот.

Метаморфозы официальных версий строительства Баальбека сами по себе очень интересны – если погрешность разрешает им колебаться от финикийцев до римлян (а это 500-1500 лет!), то и возраст в пять-десять-пятнадцать тысяч лет перестает быть чем-то крамольным.

Экспедиция

Это уже третья экспедиция ЛАИ к Баальбеку – могло бы показаться, что это слишком много, но практика показывает, что Баальбека много не бывает.

Девять человек, которые составили эту группу, ехали не просто “еще раз посмотреть”. У нас был список задач и предположений, которые хотелось проверить, большое количество пожеланий по фиксации размеров и увеличению фотобанка конкретных точек.


С момента прошлой экспедиции произошло одно очень важное изменение – был полностью раскопан Южный камень, и почти полностью вычищена от мусора и земли сама каменоломня. Благодаря этому была найдена почти готовая болванка второго, значительно большего, мегалита.

Судя по архивным кадрам и рисункам – за последние несколько сотен лет эти мегалиты никогда не были раскопаны, что дает нам уникальную возможность увидеть законсервированные следы технологий без значительной эрозии и современной реконструкции.

Сам комплекс Баальбека тоже преподнес нам ряд сюрпризов и немного теорий заговора, о которых я расскажу ниже.

Старый и не очень старый Баальбек

Много уже было сказано о вторичном использовании и многократном перестраивании Баальбека, и много было попыток разделить между собой периоды, технологии, назначение сооружений.

Осмотр приводит к неутешительным результатам – бо́льшая часть стен вокруг комплекса сделана из повторно использованных блоков, включая колонны, элементы декора. Это касается не только верхних частей стен, которые ремонтировали после землетрясений, но и почти всех конструкций до основания.

Исключений два – храм Бахуса, который даже по плану явно построен позже остального комплекса и большого интереса не представляет, и комплекс мегалитических стен, окружающий храм Юпитера.

В «Хронике Захарии Ритора» говорится: «Есть храм Соломона в Баальбеке городе […] Молния упала с неба, когда шел мелкий дождь, она ударила в храм и разбила его камни пожаром, разрушила его колонны, разбила и развалила его. Трех камней она не коснулась, и они стояли целыми», что говорит о том что в 470 году н.э. храм Юпитера уже был разрушен, причем уже упоминается мистическая версия разрушения. Одновременно с этим Захария Ритор говорит, что храм построил Соломон, значит, он записывал предания, оставшиеся с девятисотых годов до нашей эры.




Интереса к мегалитическим стенам добавляет и чертеж 1911 года, выполненный в ходе раскопок немецкого археолога Отто Пехштайна. На чертеже очень точно нанесен комплекс Баальбека, а самое главное – произведено разделение периодов строительства на три:

  1. Римский
  2. Византийский или ранний Христианский
  3. Поздний (видимо, имеется в виду Арабский)

Но на самом плане отмечен четвертый период строительства (я выделил его зеленым) – это незаштрихованные объекты. То есть сам Пехштайн выделил четвертую категорию – она полностью включает в себя мегалитический комплекс стен вокруг храма Юпитера. Почему же Отто забыл описать этот вид штриховки?

Архитектор Мария Дудакова подсказывает мне, что незаштрихованными на планах оставляют объекты, не вошедшие в “горизонтальный срез” (т.е. не пересекающие его), но на чертеже Пехштайна слева от храма Юпитера (здесь “Temple of the Sun”) изображен ныне не существующий пассаж (“Arab Passage”), который начинался с уровня двора, но заканчивался самым нижнем уровнем, на котором как раз расположена мегалитическая стена. Пассаж весь выделен одинаковой штриховкой, значит точного соблюдения правил составители не придерживались, аналогичные моменты найдены еще в нескольких местах плана.

Дальнейший разбор “архитектурных полетов” привел к выводу о том, что в этом плане, вероятно, есть минимум четыре горизонтальных среза, которые при этом перекрываются в некоторых местах, а все три стены из мегалитических блоков в нем начерчены с принадлежностью к срезу на уровне пола храма Юпитера, с которым мегалитическое основание никак не пересекается (оно находится ниже).

Продолжая рассматривать этот чертеж, я заметил, что у пустого пространства между северной стеной (на чертеже справа) и стеной храма Юпитера есть название – “Muristan”, что с персидского переводится как “Госпиталь” (такое название носит комплекс улиц в Иерусалиме). К сожалению, найти какую-либо информацию не удалось, и “Муристан” пока остается загадкой – известно лишь, что Баальбек использовался как тюрьма для крестоносцев, а по названию “Muristan” можно сделать предположение, что речь идет конкретно о госпитальерах.

Самое главное

Как ни странно, отдельного названия для комплекса мегалитических стен Баальбека нет ни у классической, ни у альтернативной истории. Он состоит из трех стен, (по крайней мере две из которых имеют общий единый угол), и из стены, образованной сейчас лестницей к храму Юпитера, кроме того, он включает в себя небольшой “хвост”:


Мегалитический комплекс:

  • Фундамент западной стены храма Юпитера (стена с трилитонами)
  • Северный “Мегазабор”* – продолжение стены с трилитонами. Примыкает к ней с юга, расположена параллельно стене храма Юпитера в нескольких метрах от нее.
  • Южный “Мегазабор”** – стена у подножия колонн храма Юпитера (симметрична северному “Мегазабору”)
  • “Хвост”, растущий из южного “Мегазабора”.
  • Лестница, ведущая к храму Юпитера – она вырублена в блоках, очень напоминающих те, что использованы в “мегазаборах”, и явно является частью комплекса.

* “Мегазабор” – термин, введенный для обозначения северной мегалитической стены. Такое название она получила потому, что отстоит от стены храма Юпитера на несколько метров и напоминает заграждения из бетонных блоков, которые ставят вокруг строек для предотвращения проникновения на территорию. На самом деле, эта стенка только кажется отдельно стоящей, а по факту образует угол с западной мегалитической стеной (в которой находятся трилитоны).

** Южный “Мегазабор” – брат-близнец северного забора, который находится параллельно ему с противоположной стороны храма Юпитера, у подножия сохранившихся колонн. Расстояние между забором и стеной храма почти такое же, как и у северного, и заложено каменными блоками, часть из которых имеет размер как у стены храма (маленькие), а часть – более крупные. Уточнить размер сложно из-за большого количества археологического мусора.






Лично я считаю именно этот комплекс наследием “богов”, а остальные объекты уже достройками и перестройками, хотя многие со мной не согласятся. Только в нем и в карьере мы имеем несколько видов высокотехнологичной обработки, которые не просто выделяются на общем фоне, но и умудряются контрастировать даже между собой!

Технологии

Стыки между трилитонами, между которыми не влезает купюра в пятьсот евро – баальбекская притча во языцех. У нас таких денег не было, но мы обратили внимание на еще несколько технологических аспектов:

Прямоугольные выемки, которые несколько хаотично расположены на больших блоках.

Об этих выемках споры идут уже много лет, чаще всего встречается версия о такелажном назначении и о функции крепежа облицовки или балок.

Выемок нет на трилитонах, но есть на камнях поменьше – на тех, на которые уложены трилитоны и из которых состоят “мегазаборы”. Мы даже нашли место, где можно проследить “эволюцию” этих выемок – на “хвосте” (тренировались, что ли, на нем?). Хотя на трилитонах стены выемок нет, в каменоломне мы находили их на породе вокруг “Южного камня” и несколько на нем самом, причем вырезаные не под тем же углом, что камень, а параллельно горизонту.



Я всегда думал, что квадраты вообще вырезали позже, чем построили стены Баальбека – несколько несуразными кажутся такие зацепы для транспортировки гигантских блоков, но участники экспедиции обратили внимание на очевидное различие между блоками с выемками и без них. Блоки с выемками недоделаны! После осмотра всех трех стен стало ясно: выемки убирались после установки и подгонки камней, причем убирались со значительным по объему количеством камня. Скорее всего, этим можно объяснить отсутствие выемок на трилитонах – вероятно, они находились на финальных стадиях обработки (кстати, об этом же говорит отсутствие фаски между ними).




Тот факт, что мы находим полуобработанные или вообще необработанные блоки, говорит о том, что в какой-то момент работы остановили, а общее ощущение подсказывает, что комплекс был брошен еще на этапе строительства – впрочем, эта версия для ЛАИ была основной с момента первой экспедиции.

Итак, по прямоугольным выемкам можно сказать с большой долей уверенности: они имели технологическое происхождение, связанное с изготовлением, транспортировкой, установкой либо подгонкой блоков, а после этого их срезали, чтобы вид не портили.

Мегацарапины, присутствующие на блоках южного “мегазабора” и в каменоломне

По-другому их назвать сложно – следы длиннее трех метров, нарочито грубо оставленные на блоках “мегазаборов” и на скальном основании под “Южным камнем”.




Эти царапины больше всего напоминают следы отбойных молотков, и можно было бы даже усомниться в древности Баальбека, если бы не тот факт, что раскопки южного камня прошли совсем недавно, их процесс неплохо задокументирован, и варварских методов использовано не было.

Кир Булычев в книге “7 и 37 чудес” называет их многочисленными следами римских зубил, но у меня нет сомнений, что эти следы имеют высоко технологическое происхождение – подлезать под “Южный камень”, откалывать его от скального основания в таком маленьком пространстве и оставлять каждую царапину длиной по несколько метров – ненужное усложнение.

Камень снимали небольшими порциями, но оставляя огромные царапины – об этом говорят характерные следы на свежераскопанной части “Южного камня”, где отделение от основания только наметили.


Остается непонятно, какие инструменты или машины оставляли эти следы. Их можно было бы списать на продвинутые, но все же ручные технологии, если бы не одно но – их контраст с сохранившимися почти в идеальном состоянии следами технологии соединения блоков между собой…

Невероятная технология южного “Мегазабора”

Сразу отвечу на вопрос – почему именно южного. Я уверен, что эта технология применялась на всех стыках мегалитов, но южный забор был законсервирован (засыпан землей) – это видно на наиболее старых фотографиях Баальбека. Судя по датировке снимков, расчистка произошла между 1891 и 1920 годами, то есть всего сто лет назад.



В то же время северный “Мегазабор” (имеющий отчетливые аналогичные следы) был совершенно открыт и подвержен сильной эрозии, которая не дает нам увидеть ювелирную тонкость обработки, оставляя лишь намеки на нее.


Стена с трилитонами, вероятно, имела аналогичные следы, но они, как и в случае с квадратными отверстиями, убирались после успешной подгонки. Это снова говорит нам об исключительно технологическом происхождении фасок – если бы они были украшением, то срезать бы их не стали. На блоках под трилитонами такие следы убрали не везде (см. рис 17).

Что особенного на стыках? Да вообще все. Во-первых это стыки практически “нулевой” толщины – в них нельзя запихнуть ни иголку, ни фантик от жвачки. Уже этого обычно хватает, чтобы говорить о высоких технологиях, которые невозможно (или очень сложно) воспроизвести и сегодня, но в Баальбеке мы имеем не только идеально подогнанные блоки, но и уникальные фаски.



Как видно на иллюстрациях, кроме стыка мы имеем сложную фаску (даже несколько вложенных фасок) с характерной для каждой из них обработкой.

На месте изгиба по вертикали фаска тоже изгибается, показывая видом углов, что скалыванием ее точно никто не получал – это больше похоже на барабанную шлифмашину.

Сами по себе фаски не редкость при строительстве из камня. Многие римские постройки в Баальбеке, мегалитические и обычные постройки по всему миру имеют фаски на блоках, но таких, как между камнями “мегазаборов”, я больше не видел нигде. Как и полигональную кладку, такие следы можно считать детекторами технологий, которые мы ищем.

Контраст трехметровых царапин и подгонки блоков до сотых или тысячных долей миллиметра невероятен. А понимание, что эти фаски – следы процесса подгонки, а не декоративный элемент, заставляет мозг закипать. Мне это больше всего напомнило процесс опрессовки пластиковых труб – когда следы и стыки носят чисто технологический характер. Впрочем, следы на трубах потом не убирали, а вот фаски – срезали (сошлифовывали?) на следующих этапах работы.


Отдельно хочется обратить внимание на одну черточку, которая идет вдоль линии сопряжения блоков, ее хорошо видно на макро-снимках блоков, которые разошлись примерно на один сантиметр вдоль, (а может и никогда не были соединены).


Сохранившиеся стыки и фаски – огромная удача! Благодаря тому, что работа была брошена на середине, мы можем наблюдать ее “в разрезе”, как если бы на современной брошенной стройке мы смогли найти опалубку, строительные леса и торчащую арматуру, пока их не убрали и не привели все в порядок.

Даже предположив, что фаски появились как побочный эффект процесса стыковки блоков, пока не удается выдвинуть разумную версию о самом процессе и устройствах, которые применялись в процессе и оставили эти следы. Но даже не зная этого, мы можем представить себе процесс строительства.

Пробуем восстановить технологический процесс:

1. С использованием грубой технологии, оставляющей огромные царапины, формировался блок в карьере. Причем, судя по всему, формировался он так, что вокруг него сразу размечались следующие блоки. Где-то в процессе на бóльшей части блоков грубые царапины были сточены – в карьере они остались только на скальном основании, сам блок уже очень ровный (возможно, кроме метода, оставляющего царапины, параллельно применялся другой)



2. Транспортировка блоков до местоположения – тут мы мало что можем сказать. Замеры показали, что высота над уровнем моря каменоломни по крайней мере на 20 метров ниже, чем у уложенных трилитонов. Это значит, что в ходе транспортировки каменоломня – Баальбек, блоки поднимали, как минимум, на высоту 5-6 этажного дома. Кроме того, трилитоны вырезали не из породы, находящейся на максимальной высоте, а наоборот, из глубины каменоломни. Все это говорит нам о том, что процесс подъема тысячетонного блока не представлял какой-либо проблемы для тех, кто строил Баальбек.



3. После транспортировки блоков происходила их установка и подгонка друг к другу: квадратные отверстия либо уже были на блоках (и использовались для транспортировки), либо создавались в момент установки-подгонки. Я считаю второй вариант более вероятным, потому что в каменоломнях мы обнаружили их на скальном основании, что может намекать на зацепы-фиксаторы для каких-то механизмов.


4. В процессе установки были созданы фаски со специфическими следами и стыки нулевой ширины – причем фаски делались сразу с угловым вырезом, чтобы потом срезать с блока квадратные отверстия. Вероятнее всего, фаски и стык создавались примерно одновременно, о чем говорит очень качественная обработка фасок перед стыком и отсутствие сколов. Большого смысла создавать фаску после того, как камни успешно “притерты”, нет, особенно если учесть, что потом ее собирались убрать.



5. Срезался (как бы сошлифовывался) слой камня, который имел на себе “мегацарапины”, фаски и квадратные отверстия. Эта работа была завершена только в одной точке – вокруг углового камня рядом с трилитонами


P.S. Один из камней южного “Мегазабора” имеет следы, отличные от соседей. Если предположить, что эта обработка делалась значительно позже, чем установка “забора”, то мы увидим промежуточный этап обработки после стыковки блоков – начата уборка материала вокруг квадратных отверстий и одновременно выравнивание верхней части блока.


Теория заговора: что увидит турист?

Баальбек, трилитоны, каменоломни, казалось бы, известны не только альтернативщикам, но вписаны в учебники истории. Что же оказывается на местах? Когда вы проходите кассы – аккуратный, но высокий забор направляет ваше движение, и вы попадаете на лестницу, ведущую внутрь комплекса – ко двору, храмам Юпитера и Бахуса.


К трилитонам вы не попадете – чтобы до них дойти, надо обойти комплекс снаружи. Первая стена – у входа, в ней есть калитка, закрытая на замок. Вторая стена – слева от храма Бахуса, в ней тоже есть калитка и замок. Таким образом, путь к трилитонам закрыт, на вопросы к охране внутри территории дается ответ: “Нельзя, закрыто, ходи по комплексу”, а по периметру комплекс обнесен вторым забором, так что пройти к нему, обойдя с обратной стороны, не выйдет – мы пробовали.


Очень удачно случилось, что мы встретили Халиля Аббаса – бессменного гида по Баальбеку, который водил по нему группу ЛАИ еще в первый визит. Халиль подсказал как попасть на закрытую территорию – для этого надо, не проходя через кассу, пройти слева от входа через пассаж под лестницей и дальше обойти весь комплекс. Между прочим, не сразу поняв что имел в виду Халиль, я переспросил у кассы, получив загадочную улыбку и характерный взмах рукой. Через сто метров нас догнал охранник с ружьем и удовлетворившись утверждением, что мы идем фотографировать трилитоны, ушел (кстати, получается, что к трилитонам можно пройти без билета!)



Таким образом мы дважды ходили осматривать северный “Мегазабор” и трилитоны, но на второй раз нас вежливо попросили уйти уже после того, как мы минут сорок бегали по “мегазабору”, прошли трилитоны и ели ежевику у внешней стороны храма Бахуса, то есть сделали полный круг до закрытой калитки и собирались назад. За такую терпеливость и адекватность огромное спасибо местной охране – у меня до сих пор ощущение, что они просто посчитали нас заблудившимися.



Южный “Мегазабор” находится внутри территории комплекса и доступ к нему не закрыт, но все равно складывается ощущение, что его внимательный осмотр не приветствуется. Прямо перед забором равномерно разложены остатки колонн, блоков и какие-то жернова, в основном лежащие так, чтобы неподготовленный турист увидел блоки с расстояния не ближе 3-4 метров. По некоторым из них проложены кабели для подсветки колонн, прикрывающие стыки, и вкручены саморезы.


Удивляет тот факт, что никто не спешит показать туристам самые интересные места Баальбека. На большинстве планов комплекса вообще не прорисован северный “мегазабор”, который является самой главной и самой старой частью комплекса. И хотя про трилитоны упоминания есть, включая варианты их перемещения (например рисунок 32), какой-либо туристической карты “вы здесь, трилитоны здесь” нет – доступ к ним “не открыт”.


Каменоломни. До характерного щелчка

Каменоломни Баальбека находятся в километре от мегалитических стен основного комплекса и состоят из двух объектов, разделенных современной дорогой.

Самая известная часть одновременно и самая маленькая – именно в ней находится знаменитый “Южный камень” или “Камень беременной женщины” – мегалит весом почти в тысячу тонн.

В последние десятилетия каменоломню использовали вместо мусорного полигона и чуть не похоронили и так наполовину засыпанный землей камень под мусором. Его спас Абдул Наби, который теперь живет в сувенирной лавке у мегалита. Между прочим, это тот самый Абдул Наби, имя которого красуется на торце блока и попадает почти на каждую фотографию, включая известное фото ЛАИ.


Официальные группы ЛАИ приезжали в каменоломню трижды: в 2009 и 2014 годах, но раньше чем ее стали активно раскапывать.


За последние полтора-два года археологи убрали почти весь грунт и очистили не только “Южный камень”, но нашли под ним еще, по крайней мере, один почти завершенный мегалит. Он находится сбоку, впритык к первому камню и весит почти 1700 тонн.



Кроме того, под основным камнем находится плоскость, которая может быть заготовкой под следующий блок.

Раскопки прошли настолько удачно, что залезть на “Южный камень” теперь очень нелегко, однако, увидев нашу нетипичную заинтересованность каменоломней, Наби принес нам стремянку, что позволило сделать групповую фотографию.


Раскопки прошли практически незамеченными в официальных кругах – появление нового мегалита зафиксировали на табличке у входа на территорию. Ученых видимо совершенно не смутило, что исполинский камень находится еще ниже своего знаменитого собрата.


Одновременно с новыми мегалитами археологи практически полностью очистили и границы каменоломни – получилось, что она совершенно не готова к изъятию и перемещению из нее мегалита вручную. И дело не только в том, что все трилитоны в каменоломне расположены перпендикулярно к направлению на Баальбек (это еще можно хоть как-то объяснить), а в том, что даже верхний блок находится ниже уровня границ каменоломни – говоря русским языком, он лежит в каменной яме!


Рассмотрим еще раз иллюстрацию со знака у входа в каменоломню:


Даже если предположить, что именно таким методом добывались мегалиты, считать что их перемещали по бревнам не дают факты, которые мы видим в каменоломне. Если судить по стрелочке на чертеже, то единственном возможным вариантом перемещения именно “Южного камня” было тянуть его направо (то есть в гору, причем не просто в гору, а на вертикальную скалу – до нее остается несколько метров.

Кстати судя по скальным выходам выше – этот холм состоит из того же самого известняка, что и трилитон и вероятно можно было вырезать такие же блоки ближе к его вершине, но этого не делали.

Вторая грань, как мы видим, находится в самой нижней части каменоломни, и за нее потянуть тоже не выйдет. Направление в сторону комплекса перегорожено вертикально стоящим столбом – то есть прокатить мегалит, обернув его “колесами” тоже не вариант.

Почему я сказал про колеса? Вариант с катанием – одна часто встречающаяся иллюстрация касающаяся транспортировки мегалитов. Я обнаруживал ее без оригинального контекста и подозревал что она относится не к трилитонам, не к блокам “мегазабора” и даже не к элементам колонн храма Юпитера.

Оказалось что это иллюстрация из статьи Жана-Пьера Адама 1977 года “О трилитонах Баальбека. Транспортировка мегалитов”. Ее упорно демонстрируют доказывая, как просто могли перемещать трилитоны и колонны римляне:


На иллюстрации четко определены размеры объектов, для которых предполагается такой метод перемещения. Диаметр колонны 1.72 метра, размер стороны мегалита аналогичный. То есть можно предположить, что такой метод подойдет для перемещения объекта 2х2х6 метров. Размер “Южного камня” 4.5×4.2×21 метр! А это в 15-20 раз больше чем на иллюстрации.

Развернуть махину мегалита на 90 градусов и тянуть его под углом в 15 градусов в сторону и более 15 вверх – совершенно немыслимый вариант.

С точки зрения современных технологий, наименее трудозатратный (в комплексном смысле) способ достать тяжелый предмет из ямы – поднять его. Ни в одной концепции по извлечению-перемещению трилитонов не было вариантов с подъемом мегалитов в воздух. Но в этом случае авторы вариантов догадались, что это практически невозможно, и остановились на примитивных и кажущихся вполне логичными вариантах.

Что же получается?

  1. Вместо известняка на горе повыше – выбрали подножье горы (на 20 метров ниже трилитонов в Баальбеке)
  2. Вместо расширения каменоломни – выбрали ее углубление
  3. Вместо экономии ресурсов – выбрали самый энергоемкий метод подъема

В реальности все и всегда стараются выбрать оптимальный и наименее ресурсоемкий способ получения результата в пределах доступных технологий.

Какие же условия должны быть соблюдены, чтобы описанные выше три выбора были бы оптимальными, если обойтись без фантастических версий? Самый простой пример, который может прийти на ум – перемещение оборудования для вырубания, подъема и логистики мегалитов представляет из себя более сложную задачу, чем увеличение глубины, с которой необходимо поднять блок.

Между тем, даже блок, который находится прямо под “Южным камнем” – не самый нижний из известных трилитонов. Блок весом более тысячи тонн находится еще по крайней мере на 7-10 метров ниже, чем “Южный” и официально называется “Западным”.



Абдул Наби спас только одну каменоломню, в то же время, через дорогу был незаслуженно забыт еще один почти готовый камень. Без табличек и указателей, присыпанный строительным мусором, в самой низкой точке лежит такой же точно трилитон, под тем же самым углом и с таким же направлением.

Сама каменоломня в десятки раз больше верхней, но практически полностью перекрыта грунтом – частично раскопан мегалит, обнажены несколько стенок по краям и одна гробница/помещение на противоположной стороне. Скорее всего, если убрать весь грунт, все пространство размером 250х130м окажется каменоломней, а может быть, на дне обнаружатся еще несколько трилитонов.

Остается ждать, когда найдется еще один Наби, который не даст превратить ее в свалку и привлечет к ее раскопкам археологов.


Стоит рассказать немного о технологических следах в каменоломне. Во-первых, на гранях даже свеже-откопанных мегалитов нет необычных следов обработки – выглядит как обычное скалывание. Про трехметровые царапины между блоком и скальным основанием я писал выше (рисунки 21, 22)


Совершенно непонятно, каким образом сделаны эти следы – что с верхней, что с нижней стороны они подходят практически к самой плоской поверхности. Любой ручной метод оставил бы иной характер следов – они бы шли от центра к краям. Впрочем, отбойный молоток поступал бы так же, но оставил бы другой рисунок.

Несмотря на очевидность того, что камень не отделен до конца от скального основания – существует намеченная линия, по которой он должен отделяться. Эта линия не выглядит процарапанной или пробитой, и она точно не пропилена. Ощущение, что это трещина, но идущая строго там, где было нужно строителям.



Иногда закрадываются мысли, что мегалиты имеют естественное происхождение – просто так идут осадочные породы, между ними есть прослойки, их толщина примерно одинакова. Это могло бы объяснить выбор места каменоломен и добычу блоков с глубины, но природа тут не помогла бы оставить трехметровые зарубки, переместить мегалиты к комплексу, а потом стыковать их, как кубики лего, до характерного щелчка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Историки утверждают, что основной храм комплекса - храм Юпитера - построен римлянами в I веке нашей эры.

Однако хотя это уже довольно подробно задокументированный исторический период, так и не удалось найти ни одного (!) первоисточника, где бы сами римляне упоминали хоть одним словом либо строительство храма.

Либо какие-либо работы, связанные с таким строительством. Все ссылки на римское строительство относятся только к уже современной литературе.

Более того, считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако стены широко известного "золотого храма", который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке - глубокой провинции Римской империи...

Мифология же относит данное сооружение во времена до Всемирного Потопа.

Соседние храмы - храм Венеры и храм Бахуса - не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи. В основном же комплексе храма Юпитера следы многократных переделок и перестроек в самые разные эпохи видны просто в громадном количестве.

Южный камень Баальбека

Вопреки иногда встречающемуся утверждению, т.н. "Южный камень" вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке - он так и остался лежать в каменоломне, и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Вокруг в каменоломне остались вертикально стоящие каменные блоки, также не отделенные от скального основания. Разделяющие их проходы рассчитаны как раз на человека и (равно как и характер поверхности) полностью соответствуют древним каменоломням, где стройматериал добывался вручную.

Однако поверхность Южного камня заметно отличается от поверхности перемычки снизу, которая продолжает соединять его со скальным массивом. Так что не исключен вариант, что сам гигантский блок изготовлен в одно время, а окончательно отделить от скалы его пытались уже позже.

План основного комплекса Баальбека

В первом же помещении т.н. Гексагона (шестиугольной конструкции) остатки колонн уложены в качестве простого фундамента стен. На одной из колонн - следы инструмента, создающие впечатление, что колонна изготавливалась на каком-то громадном токарном станке...

Тогда чем оставлен этот след?

Местами можно встретить следы простой распиловки (возможно и вручную):

Гранитные колонны вокруг т.н. Центрального Двора выглядят чем-то чужеродным, не сочетающимся с окружающими постройками из известняка и мрамора. Колонны обработаны очень хорошо, без видимых погрешностей.

Храм Бахуса хоть издали и выглядит "солидно", но не имеет в своей конструкции чего-то особо выдающегося.

Шесть уцелевших колонн храма Юпитера поражают своими размерами. Сделаны они, правда, не из гранита (как иногда указывается в некоторых источниках), а из мрамора. На колоннах следы сильной эрозии и современные реставрационные заплатки...

Ряд мегалитов с южной стороны храма производит впечатление чего-то недоделанного. Его функциональное назначение непонятно, хотя он и образует стенку длинной платформы, вытянувшейся вдоль всего храма.

Непонятно и назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Объяснение гида о том, что их пробили торговцы для крепления тента над своими лавчонками, вызывает сильные сомнения. Возможно, их могли использовать для обшивки, например, деревом, но и эта версия вызывает сомнения.

Один из блоков нижнего яруса зачем-то попытались дополнительно стесать, не доведя дело до конца. Округлые края обработанной части - не след круглой фрезы, а край выбранного материала (по движению инструмента при ручной обработке).

В северной части храма Юпитера видны остатки колонн, между которыми втиснуты блоки, составляющие небрежную кладку сплошной стены. Считается, что это арабы перестраивали храм в крепость, но вызывает сомнения как версия переделки именно арабами (а не теми же римлянами), так и версия крепости вообще, поскольку комплекс ничем не защищен ни с востока, ни с юга.

На фоне стены с западной стороны храма - остатки колонн, которые никто так и не смог убрать...

Не выдерживает проверки информация о том, что ступени в Баальбеке якобы огромных размеров и рассчитаны как будто на гигантов. На самом деле ступени как раз соответствуют обычному человеческому росту.

Но сама конструкция лестниц вызывает удивление. Лестница составлена из монолитных блоков порой сразу по 7-8 ступенек. Странное и весьма трудоемкое решение, ведь лестницу можно было сделать куда проще.

Между тем есть тут и вполне обычные лестницы:

Но рядом с ними снова блоки громадных размеров...

Большие блоки по краю местами имеют фаску, выполненную не до конца. Причем для этого не зашлифовывали поверхность, а просто снимали миллиметр-два камня...

Основной двор комплекса поднят на значительную высоту относительно окружающего уровня земли. В толще каменной кладки по периметру (не ясно: буквой "П" или по всему периметру) - катакомбы внушительных размеров с небольшими ответвлениями. В восточной части катакомб ныне разместился небольшой музей.

В середине Основного Двора находится то, что называется "алтарем" - небольшая конструкция из каменных блоков (на снимке ниже - в левой части), чуть возвышающаяся над уровнем земли во Дворе. Однако с восточной его стороны есть археологический раскоп, где можно видеть аж 10 рядов кладки. Зачем сделана эта конструкция высотой с трехэтажный современный дом, уходящая в землю, и почему ее назвали при этом "алтарем" - не ясно.

Можно предположить, что в некий период уровень Основного Двора был значительно ниже (возможно на уровне окружающей земли), и лишь позднее Двор был засыпан зачем-то до современного состояния.

В восточной стене Основного двора есть несколько внутренних помещений, в одном из которых можно увидеть составные (!!!) блоки перекрытий. Судя по всему, они соединены внутри металлическими штырями (как это иногда практиковалось в Древней Греции).

Однако поражает, что за столь продолжительное время составные блоки нигде даже не погнулись, хотя на них лежат каменные блоки потолка...

С северной стороны к храму Юпитера примыкает странная конструкция - "мегазабор" из огромных блоков. Он в чем-то аналогичен ряду мегалитов с южной стороны храма (см. выше), но здесь в отличие от южной стороны промежуток между "мегазабором" и стеной храма ничем не заполнен. Образуется пустое пространство непонятного назначения с единственным небольшим проходом снаружи.

На стыках мегалитов в верхней части "мегазабора" зачем-то сделаны выемки странной формы. Причем фаска, снятая по краям мегалитов, повторяет форму выемки.

Конечно, наиболее поражает западная стена платформы под храмом Юпитера, где расположился знаменитый трилитон - три огромных блока (ряд внушительных размеров под трилитоном представляет из себя как бы продолжение северного "мегазабора", повернувшего за угол). Зачем строителям потребовались именно такие запредельные размеры - так и остается загадкой...

Версия:

Южный камень, оставшийся в каменоломне, явно куда-то планировалось разместить. Никаких сопоставимых по масштабам конструкций в окрестностях нет. И единственно напрашивающееся место - поверх трилитона!.. По длине Южный камень сюда вполне подходит.

Согласуется с такой версией и разница по высоте между верхним краем трилитона (на снимке внизу: обломок колонны лежит именно на трилитоне, а край верхней лестницы соответствует уровню пола храма Юпитера).

Однако в таком случае получается, что платформа храма Юпитера так и не была достроена!.. Ведь Южный камень так и остался в каменоломне..

Странные параллельные друг другу полосы на верхней грани трилитона. Причем, линии идут не параллельно краям блоков, а под ярко выраженным углом к ним. При этом пара соседних блоков подтесаны как будто специально параллельно этим линиям. Происхождение их не ясно. Не исключен вариант и прозаического объяснения: полосы оставлены какими-то не очень аккуратными археологами в недалеком прошлом...

Еще большая загадка: округлая поверхность одного из блоков в западной стене. Очень похоже на кусок колонны огромных размеров, уложенный на бок. Блок раскопан совсем недавно - вынутый грунт еще даже не успел покрыться травой.

Однако данный блок находится в кладке под (!!!) трилитоном. И если это - действительно кусок колонны, то получается. что и мегакладка с трилитоном сооружались на обломках еще более древнего сооружения!..

Впрочем, это вполне соответствует легендам, что Баальбек восстанавливался какими-то "гигантами" после Всемирного потопа. То есть исходное сооружение было допотопным. О его же начальной форме в таком случае остается только гадать...

Для снятия напряжения после стольких загадок - снимок комплекса в вечерних сумерках: