Значение вивальди в истории музыки. Вивальди: список произведений, самые известные композиции и история их создания 5 известных произведений антонио вивальди

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция – 28 июля 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Ранние годы

Антонио Вивальди появился на свет в Венецианской республике, произошло это 4 марта 1678 года. Ребенок родился недоношенным и был очень слаб. Позднее стало ясно, что мальчик болен астмой, его мучили припадки удушья, ходить пешком ребенку было тяжело, а подъем по лестнице приравнивался к пыткам. Но никакие физические недостатки не повлияли на удивительный внутренний мир Вивальди. Его фантазия не знала преград, а жизнь изобиловала красками, только происходило это в мире музыки. Важный этап жизни Антонио начался, когда его отец – цирюльник Джованни Батиста получил приглашение в капеллу собора Сан-Марко. Тогда это был крупнейший оркестр всей Италии. Четыре органа, оркестр и большой хор обеспечивали величественное звучание. Это настолько поражало воображение семилетнего Антонио, что он никогда не пропускал репетиций и жадно вслушивался в музыку выдающихся мастеров. Такое беззаветное самопогружение в искусство не могло остаться незамеченным. Вскоре мальчиком заинтересовался известный скрипач и педагог Джованни Легренци. Помимо музыкальных знаний он привил Антонио желание экспериментировать. Чтобы точнее и ярче выражать свои мысли, Вивальди стал создавать произведения и искать новые формы. Кстати, до наших дней дошли творения композитора, созданные им в 13 лет. Но в этом возрасте юного Антонио ждали серьезные перемены.

Рыжий священник

Учитывая слабое здоровье сына, Джованни Батиста решил, что будет лучше, если Антонио станет священником. Вивальди не ослушался отца. Со временем он получил тонзуру и звание «вратаря» – он отворял врата храма. Позже он принял еще несколько степеней посвящений, чтобы получить звание священника и иметь право служить мессы. Несколько лет молодой Вивальди постигал церковные знания, хотя его сердце постоянно тяготело к творчеству. Судьба смилостивилась над Антонио, и однажды он получил возможность заниматься любимым делом. Ходили слухи, что во время одной из служб «рыжий священник» (так его прозвали за характерный цвет волос) постоянно уходил за алтарь, чтобы быстрее записать посетившую его голову мелодию. После таких вольностей Вивальди отстранили от служб, и музыка снова стала его главным занятием.

Остроумный молодой человек с выразительными глазами и длинными волосами виртуозно владел скрипкой и другими инструментами, он всегда проявлял к окружающим участливость и был желанным собеседником. Благодаря полученному духовному сану он смог стать преподавателем в одной из женских консерваторий города-республики. Будущее представлялось Антонио весьма перспективным. Его не тревожили даже разногласия с духовенством. Вивальди окунулся в мир творчества и стал в Венеции всеобщим любимцем.

Он увлеченно работал в консерватории «Пиета». Консерваториями тогда называли приюты при монастырях, которые давали неплохое образование, и музыкальное в том числе. Антонио сначала официально назывался руководителем хора, а позже стал и дирижером. Также Вивальди обучал воспитанников «Пиеты» игре на различных инструментах, преподавал вокал и постоянно писал музыку. Эта консерватория была хорошо известна венецианским ценителям музыки, а теперь под руководством Антонио Вивальди превратилась в лучшую во всей республике. Богатые горожане спешили отдать туда своих дочерей.

Начало композиторской деятельности

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни. В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года».

Возвращение на Родину и период упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете. Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио – одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735 год), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736 год). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы. 16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, – писал композитор, – что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро». По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Ш.де Бросс, познакомившийся с Вивальди в 1739 году, писал из Венеции: «К моему большому изумлению, я нашел, что его здесь ценят далеко не столь высоко, как он того заслуживает, – здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодняя музыка уже не делает сборов».

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой. Последнее упоминание его имени в документах консерватории связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию. На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь. У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

Значение Вивальди в истории музыки

Гениальный композитор эпохи барокко, Вивальди внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Его поразительные прозрения во многом опередили свое время. Вивальди испытал мучительные противоречия времени – тех высоких идеалов гуманизма, гармонии человека и мира и той суровой, порой мрачной действительности, с которой ему пришлось столкнуться и как человеку, и как музыканту.

Раздвоенность человека – один из лейтмотивов Барокко – остро переживал Вивальди – больной человек и страстная творческая личность, священник – и глубоко светский художник, для которого полноценная чувственная сторона жизни отнюдь не была закрыта, поденщик в консерватории и оперном театре, обязанный непрерывно сочинять,– и музыкант, заглянувший в душу музыки. Образцы, которые он оставил, созданная им предклассическая форма скрипичного концерта, ранняя симфония, программная музыка – все это оказало глубочайшее воздействие на Баха и Генделя, Тартини, Джеминиани, Локателли и многих других композиторов и скрипачей. Гайдн использовал, к примеру, тему его виолончельного концерта в своем концерте для этого инструмента, не говоря уже о «Временах года».

Вивальди дал импульс новым музыкально-художественным концепциям, новому уровню музыкального инструментального мышления. Своим творчеством он показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения, построения идеальной модели мира и человека. Его богатейший мелодический и гармонический дар, новаторский музыкальный язык, где основным средством выражения выступала скрипка, позволил ему воплотить в звуках самые трепетные движения души, самые пылкие и тонкие человеческие мысли о мире и о себе.

Известные сочинения

Антонио Вивальди – плодовитый композитор. Он является автором 90 опер, в том числе «Роланд Неистовый», «Нерон, ставший Цезарем», «Коронация Дария», «Обман, торжествующий в любви», «Фарнак», «Кунегонда», «Олимпиада», «Гризельда», «Аристид», «Тамерлан», «Оракул в Мессении», «Ферасп». Оратории – «Моисей, бог фараона», «Торжествующая Юдифь», «Поклонение волхвов» и другие.

Несколько интересных фактов

  • Вивальди родился семимесячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный».
  • Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом.
  • В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.
  • Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
  • Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

Видео

Источники

    http://diletant.media/articles/28123145/ http://blagaya.ru/skripka/history-books/isi/vivaldi2/ http://propianino.ru/antonio-vivaldi

(кое-кто называл его виртуозом), помогал ему попробовать музыкальную карьеру и записал его в оркестр Капеллы Святого Марка, где он был поциновуваним виолончелистом .

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 49 кончерти Гросс;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виолы д"амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины)
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин)
  • 32 концерта для 3-х и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо.
  • Автор более 100-я соната для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.

Один из самых известных произведений - первые 4 концерта с 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - "Четыре времени года" - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внес существенный вклад в развитие инструментовки, он первым применил гобое , валторны , фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.


3.1. Список произведений

  • 27 опер, в частности
    • Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же),
    • Коронация Дария (L"incoronazione dи Daria, 1716, там же),
    • Обман, торжествующий в любви (L"inganno trionfante in amore, 1725, там же),
    • Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель Понта),
    • Кунегонда (1727, там же),
    • Олимпиада (1734, там же),
    • Гризельда (1735, театр "Сан-Самуэль", Венеция),
    • Аристид (1735, там же),
    • Оракул в Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Ферасп (1739, там же)
  • оратории -
    • Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714),
    • Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716),
    • Поклонение волхвов (L"Adorazione delli tre Re Magi, 1722);
  • 56 светских кантат, в том числе
    • 37 для голоса с бассо континуо,
    • 14 кантат для голоса со струнным оркестром
    • большая кантата Глориа и Гименей (1725);
  • серенады для 1-4 голосов-
    • в том числе Сена, который празднует (La Senna festeg-giante, 1729);
  • духовная музыка (около 55 произведений) в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и другие;

4. Мультимедиа

Фрагменты из цикла "Времена года" в формате Ogg vorbis
  • Весна. Часть 1 Allegro описание файла
  • Весна. Часть 2 Largo описание файла
  • Весна. Часть 3 Allegro описание файла
  • Лето. Часть 1 Allegro non molto описание файла
  • Лето. Часть 2 Adagio описание файла
  • Лето. Часть 3 Presto описание файла
  • Осень. Часть 1 Allegro

КРАТКИЙ КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

Антонио Вивальди в течение почти сорокалетней творческой жизни написал около 800 сочинений в разных жанрах, став создателем нового жанра - сольного инструментального концерта. Интерес к творчеству венецианского мастера обозначился уже в XX веке, приблизительно с 20-х годов. С этого же времени началась работа по каталогизации его сочинений, без которой практически невозможны исследовательская работа и исполнительская деятельность.

В 1922 году появился тематический каталог туринских находок А. Джентили, в 1939-м - О. Рудге, в 1945-м - М. Ринальди, в 1948-м - М. Пиншерле, во втором томе его фундаментального исследования «Антонио Вивальди и инструментальная музыка», в 1954 году - В. Колнедера и др. Наконец, в 1973 году в Копенгагене датский исследователь Петер Райом издал наиболее полный каталог сочинений композитора, в который вошли как изданные, так и рукописные инструментальные, вокальные и музыкально-сценические сочинения итальянского мастера.

Почти одновременно Итальянский институт Антонио Вивальди положил начало публикации Полного собрания сочинений композитора. Но создать такой труд сегодня еще не представляется возможным. Находки продолжаются.

В 1978 году в Венеции прошла международная конференция, посвящённая Вивальди, на которой было заявлено о новых находках в Манчестере и Дрездене. Выступивший итальянский музыковед Марио Ринальди доложил о двух неизвестных кантатах «Победа в морском сражении» и «Йефте», представляющих собой «pasticcio» из музыки самого Вивальди, Скарлатти и Гаспарини.

Второй пример. На 1973 год было найдено 465 инструментальных концертов А. Вивальди, из которых 49 - concerti grossi, 331 для одного инструмента с basso continue (в том числе 228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины), 38 для двух инструментов с basso continue (в том числе 25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для трёх и более инструментов с basso continue. На начало XXI века уже стало известно о 734 инструментальных концертах, большинство из которых пока остаются в рукописи.

Предлагаем читателям краткий каталог сочинений А. Вивальди, который даст общее представление о творчески разнообразных интересах великого итальянца.

Оперы

«Оттон в деревне», либретто, Д. Лалли. Виченца, 1713

«Роланд, мнимый безумец», Д. Браччоли, Венеция, 1714

«Нерон, ставший цезарем» (утрач.) «паштет», Венеция, 1715

«Арсильда, царица Понта», Д. Лалли, Венеция, 1716

«Коронация Дария», А. Морселли, Венеция, 1717

«Триумф постоянства любви и ненависти» (утрач.), А Марко, Венеция. 1716

«Тиетеберга» (утрач.), А. Луккини, Венеция, 1717

«Армида в Египте» (II акт утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1718

«Артабан», А. Марки, Венеция, 1718

«Скандербег» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1718

«Теузоне», А. Дзено, Мантуя, 1719

«Тит Манлий», М. Норис, Мантуя, 1719

«Истина в творчестве», Д. Палацци - Д. Лалли, Венеция, 1720

«Кандаче» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1720

«Месть за обман» (утрач.), Д. Палацци, Венеция. 1720

«Сильвия» (утрач.), П. Биссарри, Милан, 1721

«Филипп, царь Македонии» (утрач.), Д. Лалли, Венеция, 1721

«Геракл на Термодонте» (утрач.), Д. Бассани, Рим, 1723

«Джустино», Н. Береган - П. Париати, Рим, 1724

«Тигран, или Триумф добродетели», Ф. Сильвани, Рим, 1724

«Обман, торжествующий в любви» (утрач.), М. Норис - Д. Руджери, Венеция, 1725

«Гризельда», А. Дзено - К. Гольдони, Венеция, 1725

«Дорилла», А. Луккини, Венеция, 1726

«Кунегонда» (утрач.), А. Пьовене, Венеция, 1726

«Преданная верность» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1726

«Гиперместра» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1727

«Роланд (неистовый)», Д. Браччоли, Венеция, 1727

«Сирое, царь Персии» (утрач.), П. Метастазио, Реджо-Эмилия, 1727

«Фарначе», А. Луккини, Венеция, 1727

«Розилена и Оронта» (утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1728

«Атенаида», А. Дзено, Флоренция, 1730

«Агриппо» (утрач.), Д. Лалли, Прага, 1730

«Альвида, готская царица» (утрач.), А. Дзено, Прага, 1731

«Верность нимфы», Ш. Маффей, Верона, 1732

«Дориклеа», А. Марки, Прага, 1732

«Семирамида» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1732

«Мотезума» (утрач.), Д. Джусти, Венеция, 1733

«Аристид» (утрач.), К. Гольдони, Венеция, 1733

«Олимпиада», П. Метастазио, Венеция, 1734

«Аделаида» (утрач.), либретто А. Сальви, Верона, 1735

«Баязет (Тамерлан)» «pasticcio», Верона, 1735

«Джиневра, королева Шотландии» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1736 «Катон Утический» (I акт утрач.), П. Метастазио, Верона, 1737 «Оракул в Мессении» (утрач.), А. Дзено, Венеция, 1738 «Розмира» («pasticcio»), С. Стампилья, Венеция, 1738 «Фераспе» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1739

Хоровая и вокальная музыка

Sacrum (полная месса)

части мессы:

Kyrie (два хора)

Laudate Dominum omnes gentes

Sanctorum mentis

Те Deum (утрач.)

Псалмы, в том числе

Beatus vir (псалом 111)

Confitebor tibi Domine (псалом 110)

Credidi (псалом 115)

Dixit Dominus (псалом 109)

Domine ad adiuvandum In exitu Israel (псалом 113)

Laetatus sum (псалом 121)

Lauda Jerusalem (псалом 147)

Laudate Dominum (псалом 116)

Laudate pueri (псалом 112)

Nisi Dominus (псалом 126)

Гимны, антифоны, мотеты, в том числе:

Deus tuorum militum

Оратории

Моисей, бог фараонов (утрач.), 1715

Торжествующая Юдифь, 1716

Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу, 1722

Большая кантата «Глория и Гименей», 1721

Под сенью прекрасного бука

Мой взгляд к нему направлен

Амур, ты победил

Исчезли вы, дни золотые

Его врожденная суровость

Эльвира, Эльвира, душа моя

Стояла ночь

Так плачьте, источники слёз

Волна со стоном уходит прочь

Бедное сердце моё

Напрасно горлица воркует

Порхает бабочка, не зная

Расставаясь с тобой, дорогой мой

Я, кажется, опоздала

Листва шуршит шутливо

Живут бездушными они

Если в мыслях возвысишься

О да, любезные лучи

Розовеет небо

Тебя я понимаю, сердце

Ветерок шелестит по траве

Рука молочной белизны

На охоту, на охоту!

Дорогие леса, родные луга

Проблески радости

Неблагодарная Лидия, ты победила

Коварнейшее сердце

Не в силах я унять рыданья

Рыданья и вздохи

Кто он, незнакомец

В тени подозренья

К чему вздыхать

Вдали от любимого

Отчего не уступаешь

Я к вам стремлюсь

Амур, ты победил

Да перестаньте же

О, пурпур моих сутан

(посв. Ди Баньи, епископу Мантуи)

И хлынул дождик золотой (посв. принцу Филиппу Дармштадтскому)

Серенады

Хвала Гименею Состязание долга

Состязание справедливости и мира Бедное сердце моё Рыбачья эклога (Мопс)

Любезная Эвриллия Празднующая Сена Союз Мира и Марса

Инструментальные концерты и сонаты

Как ранее уже было сказано, к настоящему времени известно о 734 инструментальных концертах А. Вивальди, найдены 73 сонаты. В исполнительской же практике нашей страны в основном присутствуют сочинения из четырнадцати опусов, которые были опубликованы ещё при жизни композитора. Их мы и приводим в нашем кратком каталоге:

op. I 12 трио-сонат (Венеция, 1705, Амстердам, 1712–1713)

op. II 12 сонат для солирующей скрипки и basso continuo (Венеция, 1709, Амстердам, 1712–1713)

op. Ill 12 концертов для скрипки соло, двух и четырёх скрипок с basso continuo L’Estro Armonico (Амстердам, 1712), в том числе концерт NNII - фуга

op. IV 12 концертов для скрипки и basso continuo L’Stravagenza (Амстердам, 1712–1713)

op. V 6 сонат, 4 для скрипки и basso и 2 для двух скрипок и basso continuo (Амстердам, 1716)

op. VI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1716–1717)

op. VII 12 концертов для разных инструментов с basso continuo (Амстердам, 1716–1717)

op. VIII 12 концертов «II Cimento dell’Armonia е dell’Invencione» (Амстердам, 1725), в том числе № 1–4 для солирующей скрипки, струнного квинтета, органа и чембало «Quattro Staggione» («Времена года»)

№ 5 - «Буря на море»

№ 6 - «Удовольствие»

№ 7 - посвящён И. Пизенделю, немецкому скрипачу № 8 и № 10 - «Охота»

op. IX 12 концертов «La Cetra» (Амстердам, 1728)

op. X 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе:

№ 1 - «Буря на море»

№ 2 - «Ночь»

№ 3 - «Щеглёнок»

op. XI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе № 2 «Фаворит»

op. XII 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730)

op. XIII 6 сонат для разных инструментов «II pastor fido» (Париж, 1737). Принадлежность этого опуса перу А. Вивальди оспаривается некоторыми исследователями

op. XIV 6 сонат для виолончели с basso continuo (Париж, 1740)

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по

Из книги Наследники Авиценны автора Смирнов Алексей Константинович

Корневой каталог Человек вообще замечательное существо, если убрать шелуху. Прекрасное.Вот случился у одного субъекта инсульт. Довольно серьезный - рука не работает, нога, язык. Голова немного работает.И он отказался есть.Привозят обед, ужин - не кушает, капризничает или

Из книги Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 автора Горелик Е.

Корневой каталог (продолжение) Человека, который показывал паралитику порнографический журнал, чтобы тот кушал, выгнали из палаты по требованию дочери больного.- Папа же болен! - возмущалась она. - А он машет журналом изо всех сил, а папа ведь не может прочитать, что там

Из книги Мелья автора Погосов Юрий Вениаминович

Корневой каталог (окончание) Полковник нашелся.Полковником оказался сосед по палате.Больного зовут - ну, скажем, Иван Семенович Начосов.Полковника тоже зовут Иван Семенович

Из книги Путешествие без карты автора Грин Грэм

Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

За кормой мыс Сан-Антонио Он не заметил, как ночь накрыла море черной шапкой. Воспоминания заставили его на время оторваться от действительности. Когда он вновь посмотрел на горизонт, земли не было. Мелькнуло в голове: «Прошли Kубу Как он не заметил, черт побери?» Так

Из книги Вивальди автора Боккарди Вирджилио

Сан - Антонио В дневное время Сан - Антонио гораздо больше мексиканский, чем американский город, но все же это Мексика не настоящая (тут слишком чисто), а с глянцевитой видовой открытки. В местном соборе под непрерывный стрекот вентиляторов, висевших над фигурами святых,

Из книги Леонид Иванович Соломаткин – жизнь и творчество автора Нестерова Елена Владимировна

18 августа. Родился Антонио Сальери (1750) Антонио заели 18 августа 1750 года в Венеции родился Антонио Сальери, композитор с самой злосчастной репутацией за всю историю мировой симфонической музыки, если не считать Александра Локшина, которого сам Шостакович называл гением и

Из книги Лютер Бербанк автора Молодчиков А. И.

Вирджилио Боккарди. Вивальди СЛАВА, ЗАБВЕНИЕ И ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Антонио Вивальди (1678–1741) - один из самых исполняемых композиторов в наше время, а само его имя звучит как синоним музыки. Его произведения прочно вошли в повседневную жизнь

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АНТОНИО ВИВАЛЬДИ 1678, 4 марта - в Венеции в семье цирюльника и скрипача Джован Баттисты Вивальди родился семимесячный мальчик, получивший при крещении имя Антонио Лучо.1679, 18 июля - рождение сестры Маргариты.1683, 12 января - рождение сестры

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Из книги Воспоминания о Штейнере автора Белый Андрей

3. Необыкновенный каталог Развитие коммерческого садоводства шло настолько хорошо, что Бербанк все больше чувствовал непримиримость двух сторон его деятельности: доходы промышленного питомника, правда, увеличивали средства и позволяли вести более обширные опыты, но

Из книги автора

Глава тринадцатая Каталог борделя для «джи ай» Сентябрь 1980 года. СайгонВ лабиринте проулков между проспектом Чан Хынг Дао и улицей Нгуен Конг Чу обнаруживаю «сайгонский книжный парадиз». Уже в мой следующий приезд в Сайгон летом 1983 года эти проулки стали пустынны и

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Вивальди

В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.


Антонио с рождения страдал физическим недугом - одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное - умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.


В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж - по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы - по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой - опять же из-за пристрастия к музыке.

Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи. По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания - кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.

Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.

Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.



Но Антонио уже был увлечен другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе.

В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.

На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.

Согласно биографии Вивальди, композитор в 1740 году в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных.



Интересные факты:

  • После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег- композиторов, а также близких родственников.
  • Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошел слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов.
  • Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
  • Почитателями искусства Вивальди являлись известные современники музыканта. Среди его слушателей были король Дании Фридрих IV и Папа Римский Бенедикт.
  • В венецианском путеводителе для иностранцев, датированном 1713 годом, отец и сын Вивальди упоминаются как наиболее искусные скрипачи среди музыкантов Венеции.

  • Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
  • «Визитная карточка» Вивальди - цикл скрипичных концертов «Времена года» - в оригинальной версии именуется «Четыре времени года» «Le quattro stagioni».
  • Только у 40 опер из 90, о которых упоминает композитор, удалось подтвердить его авторство.
  • Эпиграфами к концертам, составляющих цикл «Времена года», поставлены сонеты. Автор их неизвестен, но предполагают, что они тоже принадлежат Вивальди.
  • В 1939 году была возрождена «Глория». Она прозвучала в Сиене в рамках «Недели Вивальди», организованной итальянцем Альфредо Казелла.
  • Сиенский институт носит имя Вивальди.
  • В здании бывшей школы «Оспедале делла Пиета» в настоящий момент располагается ресторанно-гостиничный комплекс.
  • Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, там хоронили одних из самых бедных представителей населения.


  • «Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического героя.
  • Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий.
  • «Вивальди-оркестр» - так называется коллектив, создателем которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Его уникальность в том, что в его состав входят исключительно женщины. Это такой своеобразный «ремейк» оркестра воспитанниц, организованного Вивальди при школе «Оспедале делла Пиета» в начале XVIII века.
  • В знаменитом фильме «Красотка» музыка Вивальди, по замыслу режиссеров, стала одной из иллюстраций мира высшего общества. В ленте звучат вивальдиевские «Времена года» - три концерта из четырех.


  • Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
  • Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающее открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времен года» укрепляет память у людей преклонного возраста.
  • Швейцарский фигурист Стефан Ламбьель выиграл серебряную медаль на Олимпиаде в Турине в 2006 году, катаясь под «Времена года» Вивальди.

«Подруга рыжего священника»


В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной - певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.

Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».

Кем бы ни являлась для Вивальди Анна, надо отдать ей должное - она не оставила композитора в трудное для него время и была его преданной спутницей и подругой до последнего его вздоха.

Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства

Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.

  • Именно благодаря Вивальди была укреплена совершенно уникальная по драматическому накалу техника исполнения, которая носит название «ломбардская», когда укорачивалась длительность первой ноты и ритмически опорной становилась последующая.
  • Композиторскому гению Вивальди принадлежит идея нового жанра сольного инструментального концерта.
  • Он поставил на новую ступень развития популярный в Италии жанр кончерто гроссо - ансамблево-оркестрового концерта, за которым закрепил трехчастную форму и вместо группы солистов выделил отдельный солирующий инструмент, наделив оркестр функцией сопровождения.
  • Огромен вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки - он первым ввел в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных.
  • Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин.

Большое влияние сочинения Вивальди имели на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха . Он всерьез увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, активно применял приемы музыкального языка и символику своего предшественника, делая их смысл более глубоким. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений итальянского мастера композиции. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, еще 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.

На рубеже XIX -XX веков австрийский композитор и музыкант Фриц Крейслер, признанный мастер стилизации, пишет Концерт для скрипки с оркестром до мажор, к которому ставит подзаголовок «В стиле Вивальди». Огромный успех, сопутствующий этому яркому творению Крейслера, по инерции вызвал интерес и к сочинениям Вивальди, основательно подзабытым. Так началось победное возвращение знаменитого венецианца и его шедевров на музыкальный Олимп. Сегодня музыка Вивальди является одной из самых любимых у скрипачей всего мира.


Великие и знаменитые о творчестве Вивальди

  • Скрипач и дирижер Владимир Спиваков поэтически именовал «Времена года» «фреской человеческой жизни», поскольку человеку предстоит преодолевать тот же путь, что и природе - от рождения до смерти.
  • По мнению австрийского ученого В. Коллендера, Вивальди на несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в части использования динамики и чисто технических приемов игры на скрипке.
  • Способность Вивальди написать бесконечное количество вариаций на одну и ту же музыкальную тему стала основанием для саркастического замечания И. Стравинского, назвавшего Вивальди «занудой, способным шестьсот раз подряд сочинить один и тот же концерт».
  • «Вивальди - это праздник инструментальной музыки, скрипичная феерия. Он сам был виртуозным скрипачом и лучше других знал, как показать самое эффектное в звучании скрипки», - так отозвался о творчестве великого маэстро современный скрипач, победитель конкурса старинной музыки в Брюгге Дмитрий Синьковский.

Фильмы-биографии:

Личность композитора всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Вивальди сняли несколько картин, которые рассказывают о жизни музыканта.

  • Документальный фильм «4» (2007)
  • «Вива, Вивальди» (Франция, 2000)
  • «Вивальди в Вене» (1979)
  • «Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006)
  • «Вивальди, рыжий священник» (Великобритания, Италия, 2009)
  • «Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016)

Музыка Вивальди в фильмах


Произведение

Фильм

Концерт для скрипки с оркестром до мажор

«Моцарт в джунглях» (2015-2016)

«Времена года. Зима»

«Виноваты звезды» (2014), «Бета» (2014), «Ганнибал» (2013)

«Времена года. Весна»

«Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных» (2016), «Фантастическая четверка» (2015), «Красавица и чудовище» (2014), «Стрела (2015), «Босх» (2015), «Касл» (2014), «Обитель лжи» (2014), «Симпсоны», «Диана: История любви» (2013), Закусочная Боба» (2013), «Гримм» (2012), «Мадагаскар 2» (2008)

«Времена года. Лето»

«Форс-мажор» (2014), «Три ночи» (2013), «Эффект колибри» (2013), «Карточный домик» (2013), «И все же Лоранс» (2012)

«Времена года. Осень»

«Маргарита и Жюльен» (2015), «Эти люди» (2015)

Концерт для скрипки с оркестром № 6

«Агент Картер» (сериал, 2015-2016)

Концерт для виолончели до минор

«Любовь и дружба» (2016)

Соната № 12 «Ла Фоллиа»

«Казанова» (2015)

Концерт для струнных и бассо континуо соль мажор

«Лучше звоните Солу» (2015)

Концерт для лютни и порванных струн

«Отель Гранд Будапешт» (2014)

Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.

Видео: смотреть фильм о Вивальди