Жизнь и творчество" (7 класс). Открытый урок по литературе на тему "И.А. Бунин. Жизнь и творчество" (7 класс) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  • предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
  • метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
  • личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся, мотивация восприятия.

1. «Догорел апрельский светлый вечер...»

"А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, —

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля."

2. «Цифры»

"И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!"

3. «Листопад»

"Лес, точно терем расписной..."

Следующий рассказ был написан писателем в эмиграции.

"Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня."

5. «Кавказ»

"Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов."

Этот замечательный рассказ принадлежит к циклу «Темные аллеи», первый рассказ которого дал имя самому циклу, создававшемуся тоже в эмиграции.

Вспомним, что темой рассказа - любовь мужчины и женщины. Именно этой темой и пронизан цикл «Темные аллеи». Но в каждом произведении цикла она преломляется по - разному.

III. «Темные аллеи». Слово учителя.

Любовной теме И. А. Бунин посвятил большую часть произведений, от первых до последних. Сборник "Темные аллеи" воплотил все многолетние размышления писателя о любви. Бунин видел ее повсюду. Для него это понятие было весьма широко.

Рассказы Бунина - это философия. Любовь он видит в каком-то особом свете, в то же время отражая чувства, испытанные каждым человеком. С этого взгляда любовь общая для всех.

Одноименный рассказ стоит первым в сборнике. Названию рассказа поспособствовало стихотворение Огарева «Необыкновенная повесть». Работая над рассказом Бунин вспомнил, что когда-то, читая сборник стихов Огарева, он увидел следующие строки:

«Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея...»

Это вызвало в душе Бунина воспоминания о русской осенней поре,ненастье, старом военном времени... Затем возник рассказ, который Иван Алексеевич назвал взятыми из стихотворения словами: "Темные аллеи". Так возник образ «темных аллей» в его первоначальном значении. Впоследствии этот образ расширяется до образа человеческой души, ее непостижимости.

IV. Чтение и осмысление текста.

(Лес, поздний вечер, мрак, темнота, вой ветра.)

Как вы думаете, какой должна быть тональность произведения?

(По тональности рассказ печальный, грустный, страшный, занимательный.)

Определите, по-вашему мнению, основную мысль?

(Люди считали это место нечистым, поэтому обходили стороной.

Действие происходит в городе с рестораном «Темные аллеи». Однажды туда приехал знаменитый художник и увез с собой официантку. Они жили долго и счастливо, часто вспоминали «Темные аллеи».)

Очень хорошо, но пока четкого представления о рассказе у вас нет. Сейчас я вам назову цепочку слов, а вам нужно будет выстроить сюжет.

  1. холодное осеннее ненастье
  2. тарантас
  3. стройный военный старик
  4. горница
  5. красивая не по возрасту женщина
  6. самовар
  7. хозяйка
  8. чистота
  9. любила
  10. бросили
  11. не простила
  12. поехали дальше
  13. богатеет

(Дети приводят свои прогнозы.Например:

"В холодное осеннее ненастье старый тарантас подъехал к трактиру. Из него вышел стройный военный усатый старик. Он вошел в светлую горницу и увидел высокую красивую не по возрасту женщину. Она поставила самовар.Это была хозяйка. Вокруг все было чисто и уютно. За чаем она поведала, как любила и как ее бросили. Предательство она до сих пор не простила. А мужчина рассказал о своей жене и сыне. После чая он и его слуга поехали дальше. Идет время, а он богатеет.")

Очень интересный прогноз. Кто еще желает рассказать свой сюжет?

«В холодное осеннее ненастье, ...- Эй, кто там!»

(В помещение вошла красивая женщина и она очень понравилась гостю.)

А теперь давайте прочитаем следующую часть рассказа.

«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, ...- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.»

(Это была его бывшая любовь, которую он потерял, а сейчас нашел.)

Мы снова продолжаем чтение, вследим за сюжетом.

"Я, Николай Алексеевич, - ответила она....- Прикажи подавать…»

А как теперь будут развиваться действия?

(Николай Алексеевич посадил Надежду, и они поехали домой к нему и жили долго и счастливо.)

Давайте же узнаем, что на самом деле было.

А сейчас давайте вернемся к нашей цепочке слов. Какие из них, по-вашему, наиболее значимы?

(Учащиеся по очереди называют ключевые слова и объясняют их выбор.).

Как вы думаете, о чем повествует нам рассказ и какие проблемы ставит перед нами Бунин. Свой ответ изложите письменно.

(Чтение эссе.)

А теперь давайте составим вместе с вами синквейны.

1) Николай Алексеевич.

Стройный, несчастный.

Краснеет, вспоминает, жалеет.

Не нашел своего счастья.

2) Надежда.

Красивая, аккуратная.

Любит, прощает, богатеет.

Сложилась удачная жизнь.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке. А сейчас я вам прочту стихотворение Огарева «Обыкновенная повесть».

Из одного произведения появляется другое. Докажите, что рассказ «Темные аллеи» И. Бунина эристичен к сюжету стихотворенияН.Огарева «Обыкновенная повесть» . Вы должны сопоставить произведения. Это ваше домашнее задание.

V. Вывод урока.

Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? Какие уроки вынесли для себя? Над чем задумались?


Полный текст материала Урок по литературе на тему «Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Литература 8 класс, баллада Василий Шибанов.
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану».

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».

Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То все я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо».

И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит,
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли...
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки».

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль - и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его все едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!


Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.

Разделы: Литература

Класс: 9

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
  • проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).

Деятельностные:

  • формирование ассоциативного мышления;
  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • развитие навыков смыслового чтения;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказываниюсобственногомнения.

Технологии и методические приёмы : подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.

Ход урока

1. Этап мотивации.

На слайде1 слова фрагмента песни.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В.Высоцкого.

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)

Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)

Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)

– Я расположу их слева от нашего слова.

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)

(Под розой появляется слово ТАЙНА).

На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

2. Этап актуализации и целеполагания.

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу.Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название.Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

На слайде 3: Цели урока добавляют ученики

3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами) .

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы «Николай»
  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
Вопросы группы«Надежда»
  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни.Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

На слайде 4 вопросы к группам

4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)

«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

– Проверим себя по эталону.

«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»

На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»

ТЕСТ

  1. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
  2. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
  3. Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
  4. Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
  5. Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

5. Этап включения в систему знаний.

– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Об этом стихотворение современника Бунина Константина Бальмонта «Люби». Прочитайте выразительно.

(По желанию учащиеся читают стихотворение).

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон,
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Звучит фрагмент песни В Высоцкого:

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

6. Рефлексия.

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– Какие приёмы анализа текста давались легко?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

– Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь».

– Напоминаю структуру синквейна:

  1. Слайд 7.
  2. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  3. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  4. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  5. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  6. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Дети по желанию зачитывают синквейны.

7. Д/з.

Выполните задание на выбор:

  • прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»;
  • напишите собственное понимание этого рассказа;
  • напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Шахно М.А.

МБОУ СОШ №2

п. Краснооктябрьский

Майкопский район

Предмет : литература

Класс : 7

Тип урока : урок-исследование

УМК : программа В.Я. Коровиной и др. (М. : Просвещение, 2013)

Тема

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество.

Цели

Познакомить учащихся с биографией писателя; подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, непревзойденного мастера русского языка, языка точного, простого, выразительного; определить темы творчества.

Задачи

Обучающие: формировать навык проницательного и вдумчивого чтения, отрабатывать навык работы с текстом.

Развивающие: продолжить формировать умение анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать речь учащихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения; развивать умение обобщать и синтезировать знания; развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитывать эстетически подготовленного читателя, формировать навык работы в группе.

Формируемые УУД

Личностные : принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные : способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные : способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные : умение аргументировать свою точку зрения

Основные понятия

Биография

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель : включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Постановка учебной задачи.

Цель : формулирование темы урока

Работа с высказыванием А.Твардовского.

Слово учителя.

Поэзия и проза  …  – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы .

Предложение заранее написано на доске, но не указана фамилия писателя.

Дети рассуждают по данному высказыванию А.Твардовского. Находят в предложении ключевые слова, чтобы определить имя писателя.

После чего обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Работа с высказывание А.Твардовского.

Владение навыками устного аргументированного высказывания

Способность ставить цели и задачи

3.Стадия вызова.

Цель : вспомнить то, что изучалось ранее по теме: Жизнь и творчество И.А.Бунина.

Учитель предлагает обучающимся разбиться на группы и дает задание: сначала вспоминаете и записываете в тетради всё, что знаете по данной теме, это строго индивидуальная работа (продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Приложение №1

Все сведения кратко записываются на отдельных листочках (без комментариев) и прикрепляются на чистом листе бумаге.

После чего учитель показывает небольшую презентацию, чтобы обобщить информацию, полученную ранее.

Дети выполняют задание, представляют результаты своей работы

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

Определение основной и второстепенной информации.

4. Стадия осмысления новой темы. Включение новых знаний в систему знаний.

Цель : включение нового знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся прочитать информацию в учебниках (часть 2, стр. 3-5).

После чего учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю – хочу узнать – узнал(а). ("Таблица-ЗХУ") Приложение 1

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы. Затем учащиеся перечитывают текст, пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, например:

Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)

Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)

Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен, но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях»).

Резервное задание. Приложение №2

Чтобы подтвердить рассуждения учеников предлагается поработать с отрывком из стихотворения «Листопад».

Задача одной из групп – раскрасить каждую строчку стихотворения в зависимости от того, какое настроение, эмоцию она несёт.

Другая группа отвечает на 1 и 2 вопрос. А третья группа – на 3 вопрос.

Ученики читают и оформляют «таблицу-ЗХУ» с последующим прочтением вслух (демонстрацией) и обсуждением нескольких работ.

Каждая группа работает с отрывком из стихотворения «Листопад».

Самостоятельная творческая работа

Создание таблицы, её представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

5. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности.

Рефлексия ученическая и учительская.

Составить синквейн. Приложение 1

Оценивают свою работу на уроке.

Составляют синквейн.

Составление синквейна.

Формирование навыков рефлексии

6. Домашнее задание

1. Подготовить сообщение на тему «Увековечивание имени И.А. Бунина в названиях городов, улиц, площадей и так далее».

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание на следующий урок

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, которые достигает учитель на уроке по ФГОС, предоставляя обучающимся различные задания. В контексте проблемы применения смыслового чтения на уроках особое внимание уделяется таким приемам, как ведение диалога с текстом, учимся задавать вопросы, работа с ключевыми словами. Проведенное теоретическое исследование нашло конкретное применение на уроке литературы в 7-ом классе на тему «И.А. Бунин. Жизнь и творчество».