Жанр произведения толстого война мир. Анализ «Война и мир» Толстой. Как социальный роман

«Война и мир» — грандиозное эпическое полотно, часто сравниваемое с «Илиадой» Гомера, охватывающее ши-рочайшую панораму России первой четверти XIX века, но обращенное при этом к проблемам современной писателю жизни 1860-х годов и поднимающее важнейшие нравственно-философские вопросы. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, больших и малых, затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. То, что обычно изображается в произведениях раз-личных жанров. Толстой сумел слить в одно целое.

Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стре-мился Толстой. Необходимо было преодолеть разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Все это определило жанровое своеобразие произведения Толстого. В нем присутствуют черты двух основных эпических жанров — эпопеи и романа.

Эпопея — самый крупный повествовательный жанр литературы, монументальная форма эпоса, изображающая события, в которых решаются судьбы нации, народа, страны. Эпопея отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния. Она охватывает боль-шой период исторического времени. Эпопея возникает в фольклоре как героический эпос, опирающийся на предания и представления о жизни нации («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Калевала»).

Роман — наиболее распространенный жанр эпической, повество-вательной литературы, крупное произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, обычно большой круг жизненных яв-лений, показанных в их развитии. Характерные свойства романа: разветвленный сюжет, система равнозначных персонажей, времен-ная протяженность. Различают семейно-бытовые, социально-психологические, исторические, любовные, авантюрные и прочие виды романа. Но есть еще особая жанровая разновидность, весьма редко встречающаяся в литературе. Она получила название роман- эпопея. Это особая жанровая разновидность эпической литературы, сочетающая черты романа и эпопеи: изображение объективно-исторических событий (чаще героического характера), связанных с судьбой целого народа в переломный момент, и повседневной жизни частного человека при огромной широте охвата проблем, масштабно-сти, многогеройности и разветвленности сюжета. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести произведение Толстого.

Для «Войны и мира» как романа-эпопеи характерны следующие черты эпопеи: 1) изображение эпического события национально-исторического значения (война 1812 года, завершающаяся разгро-мом Наполеона); 2) ощущение эпической дистанции (историческая отдаленность событий 1805 и 1812 гг.); 3) отсутствие единого героя (здесь — это вся нация) 4) эпическая монументальность, статич-ность образов Наполеона и Кутузова.

В романе-эпопее «Война и мир» выделяются следующие черты романа: 1) изображение личной судьбы отдельных героев, продол-жающих жизненные искания в послевоенную эпоху; 2) постановка проблем, характерных для 60-х годов XIX века, когда создавался роман (проблема объединения нации, роли в этом дворянства и т.д.); 3) внимание к нескольким центральным персонажам (Анд-рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова), истории которых составляют отдельные сюжетные линии; 4) изменчивость, «теку-честь», неожиданность «героев пути».

Сам автор помогает понять своеобразие его художественного за-мысла и построения произведения. «Цемент, который связывает вся-кое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, — пишет Толстой, — есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Толстой дал название этому «самобытному нрав-ственному отношению» к предмету «Войны и мира» — «мысль на-родная». Эти слова определяют идейно-композиционный центр про-изведения и критерий оценки его основных героев. Кроме того, «мысль народная» — это понятие, определяющее основные черты нации как единого целого, особенности русского национального ха-рактера. Наличием таких общенациональных черт проверяется че-ловеческая ценность всех героев романа. Вот почему при кажущейся хаотичности изображаемых событий, многочисленности персонажей, представляющих самые разные слои и сферы жизни, наличии не-скольких автономных сюжетных линий «Война и мир» обладает уди-вительным единством. Так формируется идейно-смысловой центр, который цементирует грандиозное сооружение романа-эпопеи.

Хронологическая последовательность событий и структура всего произведения в целом такова. Первый том охватывает события 1805 года: сначала рассказывается о мирной жизни, а затем в цен-тре внимания оказываются картины войны с Наполеоном в Европе, в которую втянута русская армия, участвующая в сражениях на стороне своих союзников — Австрии и Пруссии. В первом томе представляются все основные герои, которые проходят через все действие романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Рос-това, Мария Болконская, Николай Ростов, Соня, Борис Друбецкой, Элен Курагина, Долохов, Денисов и многие другие персонажи. По-вествование строится на контрастах и сопоставлениях: здесь и ухо-дящий екатерининский век (умирающий князь Безухов, отец Пье-ра; старый князь Николай Болконский, отец князя Андрея), и молодое поколение, только вступающее в жизнь (молодежь в доме Ростовых, Пьер Безухов). В сходных ситуациях оказываются разные группы персонажей, которые проявляют присущие им черты (на-пример, ситуация приема гостей в салоне Шерер, на именинах у Ростовых, в доме Болконских). Такие сюжетно-образные параллели помогают автору показать все многообразие русской жизни довоен-ной поры. Военные сцены также изображены по принципу контра-ста: Кутузов — Александр 1 на поле Аустерлица; капитан Тушин — штабные офицеры в Шенграбенском сражении; князь Андрей — Жерков — Берг. Здесь же начинается контрастное противопостав-ление образов, проходящих через все действие эпопеи: Кутузов — Наполеон. Картины мирной и военной жизни постоянно чередуют-ся, но судьбы основных романных героев (Андрея Болконского, Пьера, Наташи, княжны Марьи, Николая Ростова) еще только на-чинают определяться.

Второй том представляет события 1806-1811 годов, связанные в основном со светской и политической жизнью русского общества накануне Отечественной войны. Предчувствие трагических катаст-роф поддерживается образом кометы, повисшей над Москвой. Ис-торические события этой части связаны с Тильзитским миром, под-готовкой реформ в комиссии Сперанского. События в жизни основных героев тоже в большей мере связаны с мирной жизнью: возвращение из плена Андрея Болконского, его жизнь в имении и затем в Петербурге, разочарование в семейной жизни и вступление в масонскую ложу Пьера, первый бал Наташи Ростовой и история ее отношений с князем Андреем, охота и святки в Отрадном.

Третий том целиком посвящен событиям 1812 года, а потому в цен-тре внимания автора русские солдаты и ополченцы, картины сраже-ний, партизанская война. Бородинское сражение представляет собой идейно-композиционный центр этого тома, к нему стянуты все сюжет-ные нити и здесь решаются судьбы главных героев — князя Андрея и Пьера. Так писатель реально демонстрирует, как неразрывно связаны исторические судьбы всей страны и каждого отдельного человека.

Четвертый том связан с событиями конца 1812-1813 годов. Здесь изображается бегство из Москвы и разгром наполеоновских войск в России, много страниц посвящено партизанской войне. Но открывает-ся этот том, как и первый, эпизодами салонной жизни, где происходит «борьба партий», что показывает неизменность жизни аристократии и отдаленность ее от общенародных интересов. Судьбы главных героев в этом томе также полны драматических событий: смерть князя Андрея, встреча Николая Ростова и княжны Марьи, знакомство в плену Пьера с Платоном Каратаевым, гибель Пети Ростова.

Эпилог посвящен послевоенным событиям 1820 года: здесь рас-сказывается о семейной жизни Наташи и Пьера, Марии Болкон-ской и Николая Ростова, линия жизни Андрея Болконского про-должается в его сыне Николеньке. Эпилог, а вместе с ним и все произведение, завешается историко-философскими размышления-ми Толстого, в которых определяется общечеловеческий закон бес-конечных взаимосвязей и взаимовлияний, определяющий истори-ческие судьбы народов и отдельных людей. Материал с сайта

В художественной ткани романа-эпопеи он проецируется как своеобразный «лабиринт сцеплений» (название принадлежит Л.H. Толстому) — главный композиционный принцип, обеспечи-вающий единство и цельность произведения. Он проходит через все его уровни: от образных параллелей между отдельными персонажа-ми (например, Пьер Безухов — Платон Каратаев) до соотносимых сцен и эпизодов. При этом меняется значимость обычных единиц по-вествования. Так, например, меняется роль эпизода. В традицион-ном романе эпизод представляет собой одно из звеньев в цепи собы-тий, объединенных причинно-следственными связями. Будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становится предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автоном-ных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделяет его новым свойством. Эпизоды в «Войне и мире» скрепляются не только сюжет-ной, причинно-следственной связью, но и вступают в особую связь «сцеплений». Именно из бесконечных сцеплений состоит художест-венная ткань романа-эпопеи. Они скрепляют воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в кото-рых принимают участие совершенно разные действующие лица. На-пример, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — о встрече парламентера Александра 1 генерала Балашова с марша-лом Мюратом. И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью «сцеплений», в «Войне и мире» громадное количество. Благодаря им в единое целое соединяются столь разные величины, как судьба народа, решаемая в грозные годы военных испытаний, и судьбы отдельных героев, а также судьбы всего человечества, опре-деляемые особой толстовской историко-философской концепцией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • можно ли слово мир в заглавии эпопеи отнести к первой части первого тома
  • война и мир композиция и построение романа
  • эпизод святки в "войне и мире"
  • роль каждого тома в композиции романа война и мир
  • роль каждого тома романа война и мир

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

«Война и мир» – это легендарный роман-эпопея Л.Н. Толстого, положивший начало новому жанру прозы в мировой литературе. Строки великого произведения созданы под влиянием истории, философии и общественных дисциплин, которые досконально изучал великий писатель, поскольку исторические произведения требуют максимально точных сведений. Изучив множество документов, Толстой осветил исторические события с максимальной точностью, подтверждая сведения мемуарами очевидцев великой эпохи.

Предпосылки написания романа Война и мир

Идея написания романа возникла в результате впечатлений от встречи с декабристом С. Волконским, который поведал Толстому о жизни в изгнании на сибирских просторах. Это был 1856 год. Отдельная глава под называнием «Декабристы» полностью передавала дух героя, его принципы и политические убеждения.

Спустя время автор принимает решение вернуться вглубь истории и осветить события не только 1825 года, но и начало формирования декабристского движения и их идеологии. Освещая события 1812 года, Толстой изучает множество исторических материалов той эпохи – записи В.А. Перовского, С. Жихарева, А.П. Ермолова, письма генерала Ф.П. Уварова, фрейлины М.А. Волковой, а также целого ряда материалов русских и французских историков. Не менее важную роль в создании романа сыграли подлинные планы сражений, приказы и распоряжения высоких чинов императорского дворца во время войны 1812 года.

Но и на этом писатель не останавливается, возвращаясь к историческим событиям начала XIX века. В романе фигурируют исторические личности Наполеона и Александра I, тем самым усложняя структуру и жанр великого произведения.

Главная тема эпопеи Война и мир

Гениальное историческое творение, написание которого длилось около 6 лет, представляет собой невероятно правдивое настроение русского народа, его психологию и мировоззрение во времена императорских сражений. Строки романа пронизаны нравственностью и индивидуальностью каждого из персонажей, которых в романе больше 500. Цельная картина произведения заключается в гениальном воспроизведении художественных образов представителей всех слоев общества, начиная от императора и заканчивая обычным солдатом. Невероятное впечатление производят сцены, где автор передает как высокие побуждения героев, так и низменные, тем самым указывая на жизнь русского человека в различных ее проявлениях.

На протяжении многих лет, под влиянием литературных критиков, Толстой вносит некоторые изменения в некоторые части произведения – сокращает количество томов до 4-х, переносит часть размышлений в эпилог, вносит некоторые стилистические правки. В 1868 году на свет появляется работа, в которой автор излагает некоторые подробности написания романа, проливает свет на некоторые детали стиля и жанра написания, а также особенности главных персонажей.


Благодаря неугомонной и талантливой личности, каким был Лев Николаевич Толстой, мир увидел великую книгу о самосовершенствовании, которая была, есть и будет актуальной среди огромного количества читателей всех времен и народов. Здесь любой найдет ответы на самые сложные жизненные вопросы, черпая мудрость, философию и гениальный исторический опыт русского народа.

Вопрос о жанре «Войны и мира» является одной их наиболее сложных тем на школьных уроках. Обычно ученики затрудняются с ответом ввиду большого объема данного произведения, который не позволяет с первого раза понять все особенности книги. Поэтому в ходе прочтения необходимо обращать внимание школьников на основные моменты в построении композиции, которые помогут определиться с жанровыми особенностями романа.

Особенности сюжета

Проблема жанра «Войны и мира» напрямую упирается в сюжет произведения. Роман охватывает несколько десятилетий в жизни главных героев. Основное же внимание автор уделяет периоду борьбы русского народа с французской армией Наполеона. Эпический обхват событий определил структуру произведения, которое состоит из нескольких сюжетных линий, посвященных разным семьям, судьбы которых переплетаются в ходе повествования.

Однако русский народ считается главным действующим лицом произведения. Поэтому жанр «Войны и мира» следует определять как эпопею. Широкий обхват событий определил и особенности сюжета. Герои произведения действуют на фоне исторических событий начала 19 века. Они оказываются втянутыми в военные события рассматриваемого периода, и их судьбы и жизни оказываются зависимыми от перипетий войны.

Исторический фон

При определении жанра «Войны и мира» следует учитывать и историческую основу сюжета. Автор не просто ограничился описанием борьбы русского народа за освобождение от французского нашествия, но и изобразил панораму русской общественной жизни начала 19 века. В центре его внимания - жизнь нескольких дворянских семей (Ростовых, Болконских и других). Однако он не обошел вниманием и жизнь простого народа.

В его книге имеются зарисовки крестьянского и деревенского быта, описание жизни обычных людей. Все это позволяет говорить о том, что роман «Война и мир» - это широкая эпопея народной жизни. Книгу можно назвать своеобразной энциклопедией русской истории начала царствования Александра I. Л. Н. Толстой привлек большое количество архивного материала для изображения реальных событий и исторических лиц. Поэтому его произведение отличается правдивостью и достоверностью.

Персонажи

Традиционно принято выделять троих главных героев произведения - Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Именно в их образах писатель воплотил лучшие качества, присущие дворянскому сословию рассматриваемого времени. Кроме того, большую роль в развитии сюжета сыграли и герои второго плана: брат Наташи - Николай Ростов, семья князя Андрея и другие представители дворянского сословия, которые время от времени появляются в ходе повествования.

Такое большое количество действующих лиц придало масштабность художественному произведению, что еще раз доказывает, что роман «Война и мир» - это произведение эпического характера.

Сюжетные линии

Для определения жанра книги необходимо также обратить внимание на большое количество сюжетных повествований в произведении. Помимо главных историй - линии Пьера, Наташи и князя Андрея - в романе имеется большое количество дополнительных вспомогательных зарисовок из жизни общества рассматриваемого времени. Толстой описывает ряд дворянских семей, которые так или иначе влияют на основной сюжет.

Герои романа «Война и мир» принадлежат к самым разным слоям общества, и это осложняет композицию повествования. Помимо светских картин писатель очень правдиво показывает подъем народного духа во время нашествия французов. Поэтому военная тематика занимает видное, пожалуй, даже главное место в повествовании.

Изображение войны

Толстой в своем произведении акцентировал внимание на народном характере войны. Именно простой русский народ по праву считается главным действующим лицом всей книги. Поэтому произведение и принято называть эпопеей. Такая задумка автора определила особенности сюжета. В тексте жизнь дворян во время общей беды тесно переплетается с жизнью простых людей.

Герои романа «Война и мир» на какое-то время вырваны из привычного круга их жизни и оказываются в самом страшном эпицентре событий. Князь Андрей получает смертельное ранение, Пьер попадает в плен к французам и вместе со своим новым другом, обычным крестьянским мужиком Платоном Каратаевым, претерпевает все тяготы неволи, Наташа вместе с семьей покидает Москву и ухаживает за ранеными. Таким образом, писатель показал, как в момент опасности все население России объединилось для борьбы. Это еще раз доказывает, что произведение «Война и мир» - это роман-эпопея.

Основные события

О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, - это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» - это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.

Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения. Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий. Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе "Тихий Дон".

Роман как литературный жанр — это создание литературы нового времени.

Отличительные черты романа:

  • изображение человека в сложных жизненных процессах,
  • многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц,
  • больший по сравнению с другими эпическими формами объем.

На первом плане — образы обыкновенных людей, их личная судьба, события частной жизни и отражение в них событий эпохи, целостного породившего их общественного мира. Обычно действие произведений в жанре романа происходит в современной писателю действительности (исключение представляют исторические и фантастические тексты) или события недавнего прошлого.

Жанры в романе Толстого

Роман «Война и мир» представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.

Как исторический роман

С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого (войны 1805-1807 и 1812 годов).

С этой точки зрения «Войны и мир» можно было бы назвать .

В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать произведение о декабристах, писатель, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем — войне 1805-1807 годов («эпохе нашего позора»). История в «Войне и мире» — это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого автора о глобальных вопросах человечества — вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.

Поэтому жанрово «Война и мир» выходит за рамки просто исторического романа.

Как семейно-бытовой роман

С другой стороны, можно отнести «Войну и мир» к семейно-бытовому роману : Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев, в «Войне и мире» огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев.

Появление на страницах романа образов:

  • купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву «со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга»,
  • ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином,
  • солдат батареи Раевского,
  • партизан Денисова и многих других

выводит роман за рамки семейного жанра.

Как социальный роман

«Войну и мир» можно назвать социальным романом . Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества.

Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для автора и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман писателя не укладывается и в эти жанровые рамки.

Как философский роман

Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы произведения посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды писателя можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который

«подобен ребенку, едущему в карете, дергающему за бахрому и думающему, что он управляет каретой».

И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.

Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, он отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.

Как психологический роман

Толстой — мастер и психологической прозы . Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека — несомненное качество писателя.

С этой точки зрения «Война и мир» можно отнести к жанру психологического романа. Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.

Все названные особенности позволяют ученым определить жанр «Война и мира» как роман-эпопею.

Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают этот роман уникальным в жанровом отношении произведением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь