Занятие по изо "грачи прилетели" в подготовительной группе. НОД «Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».

Ход занятия

Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)



- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.


(Дети рассаживают птиц на дерево)



- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.


(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.



(Исполнение заклички)



Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!

Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Грачи прилетели"

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7,г. Бутурлиновка Воронежская область

Описание :Данный конспект непосредственно-образовательной деятельности будет полезен воспитателям подготовительной группы.Это конспект занятия по рисованию,направленный на развитие творческих способностей детей и воспитание любви к природе родного края

Цель: Развитие творческих способностей детей

Задачи:
Познакомить с картиной художника А.К.Саврасова "Грачи прилетели".Учить передавать на бумаге характерные признаки весны,делать лёгкий набросок простым карандашом,гармонично располагать сюжет на листе бумаги
Развивать наблюдательность, чувство композиции.
Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к природе родного края.

Ход занятия:

Воспитатель включает аудиозапись грачиного гомона.
Воспитатель: Ребята, а крики каких птиц мы слышим? Отгадайте загадку:

Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица... (грач)


Воспитатель: А как называется место, где живут грачи? (грачовник)


Воспитатель: А на каких деревьях грачи обитают?
Дети: На старых деревьях с толстыми ветками
Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнезда?
Дети: Из веточек и палочек
Воспитатель: Ребята, а мы можем назвать грачей своими друзьями?
Дети: Да, грачи питаются насекомыми и уничтожают вредителей.

Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив
Я с детских лет к грачам привык

Себя их слушать приохотив
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом - дома,
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозёма.
А. Жемчужников

Воспитатель: Ребята, а грачи какие птицы?
Дети: Перелётные
Воспитатель: А если грачи прилетели, то какое время года наступило?
Дети: Весна

Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи
А вы видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели,гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята,
Смотрят на гостей весны.
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
О.Костина


Воспитатель: Грачи действительно удивительные птицы и с прилётом грачей в народе сложились пословицы и поговорки.А какие из них вы знаете?
Дети:
-Увидел грача - весну встречай
- Грач на горе - весна на дворе

Воспитатель: Много стихотворений написано поэтами о грачах.А сегодня мы с вами познакомимся с картиной художника-пейзажиста А.К.Саврасова "Грачи прилетели"


- Посмотрите на картину.Перед нами скромный сельский пейзаж.На переднем плане художник изобразил ряд старых кривых берез,а на их голых ветках расположились грачиные гнезда.А вдали виден бревенчатый забор, а за ним возвышается сельская церковь.Весеннее небо художник изобразил с нежно-голубыми облаками.
- Ребята, а какими красками написал художник картину?
- Что написано голубым цветом?серым?коричневым?
- Что самое яркое в картине?
- Какое настроение передает художник?

Физминутка:
Как-то раннею весной
На опушке лесной
(стоят в кругу)
Появилась стая птиц:
Не скворцов и не синиц,
(бегут на носках, чуть подняв согнутые руки в локтях)
А большущих грачей
Ночи черной черней
(приседают)
Разбежались по опушке
Прыг-скок, крак-крак!
(бегут в разных направлениях)
Там жучок, там червяк
Крак-крак-крак!
(наклоняются вперед, вниз)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю стать художниками и нарисовать прилет грачей в нашем городе.
Самостоятельная работа детей
Дети рисуют.Звучит музыка П.И. Чайковского "Апрель" из фортепианного цикла "Времена года"

Итог. Выставка детских работ.Дети выбирают наиболее удачные работы, рассказывают чем они им понравились и почему?

Воспитатель: Молодцы,ребята.Вы сегодня постарались и на ваших рисунках видно, что грачи прилетели, а вместе с ними просыпается и оживает природа.

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Занятие в подготовительной группе с использованием ИКТ.

Рассматривание картины “Грачи прилетели” художника А.К. Саврасова

Задачи:

* Закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев).

* Расширять словарный запас детей

* Воспитывать бережное отношение к природе.

* Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей.

Чтение отрывка из стихотворения Инны Лиснянской.

И кажется, сама весна в разведку

Послала птицу, и, пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

Как думаете, дети, о чем сегодня наш разговор? (О весне, птицах)

Сегодня я покажу вам картину русского художника Саврасова Александра Кондратьевича “Грачи прилетели”.

Давайте ее рассмотрим.

(Дети рассматривают картину вместе с воспитателем на интерактивной доске)

Скажите, какое время года изобразил художник Саврасов на картине?

Как вы узнали, что это весна? Что вы видите на небе? (выслушать детей)

Верно. На небе видны кучевые облака (как белые кучи ваты плавают в голубом небе).

Как вы думаете, художнику нравится весна? (выслушать)

Докажите.

Художнику очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал голубоватый снег, яркое солнце, бегущие звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.

Что случилось со снегом?

Снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки места, где стаял снег и уже виднеется земля.

Почему снег поголубел?

Солнце ярко светит и греет, от тепла снег тает, и как в зеркале, отражает голубое небо.

Что хотел рассказать нам Александр Кондратьевич

Саврасов этой картиной? (выслушать детей и обобщить).

Верно. Русский художник Саврасов очень любил весну, особенно раннюю. У него много картин о весне, этого художника называют певцом русской природы. Он любил писать снег, деревья, небо, русские церкви, дороги, деревенские домики. И везде мы чувствуем, с какой любовью относился художник к родной природе.

Скажите, дети, какая самая любимая краска у художника? (голубая)

Вы верно подметили. Голубой снег, голубое небо - во всем заметены голубые проблески, даже в стволах этих деревьев.

Вспомните загадку!

Встали в ряд сестрицы,

Стройные девицы,

Платьица беленые,

Шапочки зеленые.

Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, какими их нарисовал художник?

Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант? (выслушать)

Давайте прочтем стихи и послушаем музыку

И.П.Чайковского из сборника “Времена года” (запись)

Стихотворение А. Прокофьева

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

Похожи березы, нарисованные Саврасовым на те, березы,

о которых рассказал поэт? (выслушать и обобщить)

Разминка.

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы )
Чёрные сидят грачи (
присели )
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой )
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны )
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам )
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево )
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах )
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках )
Полетели, прилетели (
летают )
И опять все в гнёзда сели. (
присели )

Продолжим наше рассматривание.

Расскажите, что вы видите на березах? (гнезда грачей, грачиные гнезда)

Верно. На березах грачи свили большие гнезда, где они будут выводить птенцов. Грачи недавно прилетели к своим старым гнездам и сейчас ремонтируют их. Грачи самыми первыми прилетают к нам весной. О граче говорят: “Грач - птица весенняя.”

Грачей называют еще вестниками весны.

Почему, как думаете? *

Где зимой были грачи? (Грачи улетали в теплые страны, где можно найти себе корм)

Так, какие же это птицы? (перелетные)

Зачем грачи строят себе гнезда? (Для того, чтобы выводить птенцов.)

Что изображено на картине? Деревня или город? Почему вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревянные постройки)

Как бы вы назвали эту картину? (выслушать)

Русский художник Александр Саврасов назвал свою картину “Грачи прилетели”.

Чтение рассказа.

Наступила долгожданная весна. Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко, снег поголубел. Показались первые проталины, освободилась первая земля.

Обрадовались грачи, мигом примчались к нам, торопятся поправить свои старые, растрепанные гнезда. Они кружат над березовой рощей, ломают ветки, целыми днями строят гнезда. Грачи рады, что могут ковырять носом в поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки, пахнет талым снегом. Все теплее, шумнее и краше весна.

А теперь вы сами попробуйте составить рассказ по картине, а помогут вам картинки-подсказки.


Программные задачи:

Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину» . Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.

Кррекционно-воспитательная - воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.

Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели» , цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.

Ход занятия

(Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу)

Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.

Д: -Это ранняя весна.

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?» . Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга) .

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат) .

Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью) .

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной) .

Ой, ребята, что это там за окном?

(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)

Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.

(Вношу письмо, читаю)

- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна» .

Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?

Д: - Его написала Весна.

Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?

Д: - Грачей.

Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?

Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели» . Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.

(Даю детям время рассмотреть картину)

Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?

Д:- Пейзаж.

Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?

Д: - Натюрморт, портрет.

Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.

Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?

Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.

Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?

Д: - Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.

Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?

Д: - Грачевник.

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)

Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели» .

Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…

Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…

Солнце – неяркое, ленивое,

Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…

Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.

Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.

Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит.

Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.

Весна, весна красная!

Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.

С великой милостью:

С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.

С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.

С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы) .

"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?

Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.

Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости) .

  1. Итак, берем квадратный лист черного цвета.
  2. Сгибаем его по диагонали.
  3. Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
  4. Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
  5. Разогнуть нижние стороны.
  6. По линиям сгиба сделать надрезы
  7. По надрезам загнуть кверху.
  8. Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
  9. Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.

Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник) .

Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» ?

Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.

Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.