Выставка в третьяковской галерее сокровища ватикана. Ангелы из рима. Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.

Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции - 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

«Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», – говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Дерево, масло. 107×84 cм. Музеи Ватикана.
Фото: Музеи Ватикана

Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века.

Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Холст, масло. 85×68 cм. Фото: Музеи Ватикана

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В пресс-службе галереи сообщили, что к настоящему моменту все билеты на декабрь раскуплены. Новая партия билетов поступит в продажу только в середине месяца. Посетители будут заходить в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено.

Название"Пинакотека"происходит от греческого слова pinakes,обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины.Согласно античным источникам-это самые первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции.Впоследствии эта техника была перенята римлянами,как и обычай развешивать эти табличка на стенах.Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях,а также в общественных зданиях.Правила античных пинакотек сильно отличались от режима работы современных музеев:двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю,в основном в целях демонстрации престижа и богатства владельцев.

Так и в Ватикане довольно быстро поняли необходимость создания коллекции картин к собранию Музеев Ватикана.Папа Пий VI(Браски,1775-1799 гг.) стал основателем коллекции,ставшей ядром будущей Ватиканской Пинакотеки,разместив ее в Галерее Картин.Она была продолжением Галереи Канделябров, оформленной Симонетти.Папа Пий

VII(Кьярамонти,1800-1823 гг.) после возвращения картин из Парижа распорядился учредить новую Ватиканскую Пинакотеку,и под экспозицию были отведены пять залов Апартаментов Борджиа.Впрочем,вскоре выяснилось,что в Апартаментах Борджиа было недостаточно света,и в связи с этим было принято решение перенести картины в Зал Болонья и на четвертый этаж Лоджии.Папа Григорий XVI(Каппеллари,1831-1846 гг.) восстановил собрание картин в Галерее,называемой сейчас Галереей Гобеленов,но потом выяснилось,что она тоже не подходит для хранения живописных работ,и коллекцию перевели в апартаменты Святого ПияV.Наконец Папа Пий XI(Ратти,1922-1939 гг.) торжественно открыл новое здание в 1932 году,в котором сейчас размешается Ватиканская Пинакотека.Экспозиция размещена в 18 просторных залах,и в соответствии с современными критериями,картины были расположены в хронологическом порядке.В подземных помещениях размещаются вместительные хранилища и реставрационные мастерские,в то время,как на втором этаже располагается библиотека и фотографический архив.


Зал I (XII—XV вв.):Средневековые сиенская,умбрийская и тосканская школы.Работы Джованни ди Никола.

Начав это воображаемое путешествие в мир изобразительного искусства со средневековых канонических форм живописи,важно проанализировать следующие аспекты:

Каков сюжет или тема изображения;

Каковы вариации в технике рисунка и изображения цвета;

Присутствует ли золотой фон;какова композиция картины,и как использована перспектива,светотень,какова роль пейзажа;

Возможно ли идентифицировать персонажей;качество портрета,детали одежды и обстановки;

Какова использованная техника письма и материал основы картины;

Кто заказчик и какова история создания.

Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд -работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу;возможно подобная форма была выбрана художником,чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события.Ведь в Средние Века верили,что Земля имеет форму диска.Скорее всего доска,датированная 12 веком,использовалась как алтарный образ.

Большинство картин в Средние Века исполнялись на досках,на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ.Картины характеризовались отсутствием динамики,так как произведение служило всего лишь звеном между молящимся и священной сущности.Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами,как правило рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры,как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен.В первых двух залах Пинакотеки экспонируются серия средневековых деревянных панно,в свое время названных"Примитивы".Они были частью Ватиканской Библиотеки и в частности -Христианского Музея,основанного Папой Бенедиктом XIV(Ламбертини,1740-1758 гг.) с целью продемонстрировать притягательную красоту христианской истины с помощью художественных свидетельств.Предпочтение отдавалось изображениям Христа и картинам со сценами из жизни Спасителя;богата коллекция и изображениями Пресвятой Девы;интересно также собрание изображений Святых, идентифицировать которых в большинстве случаев можно по атрибутам,связанных с историей их жизни.

Витале да Болонья - Мадонна,XIV в.

Антонио Венециано - Св. Мария Магдалина,XIV в.

Аллегретто Нузи-Мадонна с Младенцем,Св.Михаилом и Св.Урсулой,XIV в.

Школа Джунта Пизано-Св.Франциск и сцены из его жизни,1260-70 гг.

Зал II (XIII—XV вв.):Представлены картины сиенских художников треченто,Джотто ди Бондоне(1267—1337)и учеников:триптих Стефанески (1330—1335 гг.);Симоне Мартини,Бернардо Дадди («Мадонна»),Пьетро Лоренцетти.

Триптих Стефанески был написан для главного алтаря Собора Святого Петра в Ватикане,построенного при императоре Константине по повелению Кардинала Якопо Каэтани Стефанески-заказчика всех работ Джотто.Алтарная картина написана как с лицевой(recto),так и с оборотной(verso)стороны,чтобы ее видели и Папа,восседающий на троне в апсиде,и верующие за ходом литургии со стороны нефа.На стороне,обращенной к прихожанам,в центральной части изображен Святой Петр на троне,к ногам которого склонился заказчик картины-Кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках;в боковых створках по правую руку изображены Святой Иоанн Богослов и Святой Андрей,а слева-Святой Иаков и Святой Павел,от нижней части осталась только одна створка с изображением других Святых.

На стороне,обращенной к апсиде,изображен Христос на троне,у его ног вновь склоняется заказчик,хотя на этот раз в более скромных одеяниях;на боковых створках вместо обычных изображений Святых присутствуют две сцены:Распятие Петра,и Обезглавливание Святого Павла.Произведение датируется первыми годами четырнадцатого века,и для его исполнения Джотто привлек подмастерьев,что было обычно для средневековых мастерских.

Джентиле да Фабриано-Благовещение,1425 г.

Сано ди Пьетро-Бегство в Египет,1440 г.

Зал III (XV в.):Флорентийская живопись времен Ренессанса:работы Фра Беато Анжелико(1387—1455):Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435),Сцены из жизни св. Николая (1437 г.),Святой Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440 г.);Филиппо Липпи: «Венчание Богоматери»,«Мадонна» работы Беноццо Гоццоли.

Художники Возрождения отказались от золотого фона,предпочитая строить сюжеты своих картин в естественной обстановке или в современном им архитектурном антураже:картины как бы становились окном в созданную художником реальность,и это означало,что человек в качестве наблюдателя становился центральной фигурой сцены,а картина,выполненная с учетом закона перспективы-как бы его зрительным восприятием.Истории из жизни Святого Николая Барийского исполнены на небольших четырехугольных дощечках художником из Перудджи,Фра Джованни да Фьюзоле,по прозвищу Беато Анджелико(1400-1455 гг.).Беато Анджелико воскрешает в памяти главные чудеса совершенными Святым Николаем -начиная с самого рождения и завершая его смертью в середине IV века.Святой Николай родился в Малой Азии в благородной семье,стал епископом,сотворил много чудес и оказывал помощь нуждающимся.Самым известным как раз и является эпизод,изображенный последним из серии,и повествующий о трех молодых девушках,которых отец,впавший в нищету,вынуждал торговать своим телом.Однажды ночью Святой Николай подбросил в дом девушек три мешочка с золотыми монетами,чтобы они могли найти себе достойную партию и выйти замуж.Эта картина представляет собой яркий пример historia figurata-художественного метода.Пластические формы,согласованные между собой и гармонирующие с архитектурными сооружениями эпохи Возрождения,и следуя правилам построения перспективы,являлись частью логичного повествования,изображающего героя в различные моменты его жизни.

Фра Беато Анджелико-Истории из жизни Святого Николая Барийского:Рождение Святого,Призвание,Дар трем бедным девушкам,1437 г.

Фра Беато Анжелико-Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником,1435 г.

Фра Беато Анджелико-Стигматы Святого Франциска,1440 г.

Триптих,изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи(1406-1469 гг.) ,выполнен по заказу монастыря.Ф.Липпи был в курсе новых веяний в живописи-его стилю не чужда пластичность поз,а лица персонажей выражают чувства,заимствованные из реальной жизни.Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями,изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором,так же как и перила.Фоном композиции служит голубое небо,а не абстрактный золотой цвет.

Беноццо Гоццоли-Мадонна,1450 г.

Зал IV (XV—XVI вв.)Фреска Мелоццо да Форли-«Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку»,фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.

Специальной буллой,датированной 15 июня 1475 года,Папа Сикст IV официально утверждает Библиотеку Ватикана и назначает ее Управляющим и Хранителем ученого-гуманиста Бартоломео Сакки,по прозвищу Платина. Библиотека делилась на три отделения- греческий,латинский кодексы и папский архив.Булла не только устанавливала правила доступа,хранения и каталогизации томов и обязанности библиотекарей,но и закрепляла за Библиотекой дополнительные помещения.Более того,Сикст IV привлек лучших художников того времени по оформлению новых Залов:Доменико Гирландайо,уже занятому к тому времени работами в Сикстинской капелле,было поручено украсить люнеты Библиотеки портретами античных философов,Учителей и Отцов Церкви;Мелоццо из Форли(1438-1494 гг.) взялся за создание центрального цикла фресок,посвященные истории создания Библиотеки.Фреска Мелоццо была снята со стены в девятнадцатом веке и после переноса на холст выставлена в Пинакотеке.На первом плане картины изображены Сикст IV,сидящий на троне,и Платина,преклонивший перед ним колено в момент получения назначения;по бокам Папского кресла стоят кардиналы,среди которых можно узнать племянника Сикста IV,Джулиано делла Ровере -будущего Папу Юлия II(1503-1513 гг.)

Платина указывает на расположенную ниже памятную надпись, перечисляющая все деяния,которые Сикст IV совершил во благо Рима,что с очевидностью демонстрирует цель создания фрески-прославление Папы.Церемония проходит на фоне грандиозного строения с колоннами, изображенной с учетом перспективы,под кессонным сводом,великолепно украшенной мрамором,золотом и лазуритом.Здание столь впечатляющей архитектуры,должно олицетворять торжество гуманистической культуры,величие Папы и просвещенного двора.

Вскоре после окончания работ над фресками Ватиканской библиотеки Мелоццо была поручена роспись круглого свода римской церкви Святых Апостолов на тему Вознесения Христа.Фреска была заказана Кардиналом Джулиано делла Ровере(будущим Папой Юлием II),затеявший кардинальную реконструкцию церкви.В 18 веке в ходе очередной реконструкции церкви апсида была полностью разрушена,а фрагменты фрески были сняты со стен и переданы на хранение в различные музеи.Фрагмент Христа Благословляющего,был помещен в конце парадной лестницы Квиринальского Дворца(в то время -Апостольского Дворца и официальной резиденции Пап до объединения Италии)Про Квиринальский Дворец пост

Фрагменты с ангелами,играющие на музыкальных инструментах и Головами Апостолов нашли свое место в экспозиции Пинакотеки.

Революционным нововведением Мелоццо стало использование в этой работе "ракурса"-изображения фигур в направлении снизу вверх с учетом изображаемой точки зрения посетителя,находящегося прямо под потолочной росписью апсиды,как того требует наука создания иллюзии перспективы.После открытия в 15 веке и последующего изучения эффекта перспективы на плоскости,встала более сложная задача:как создать потолочное изображение правильных пропорций с точки зрения зрителя,находящегося прямо под ней?

Именно Мелоццо первым опробовал возможные пути решения этой проблемы,впоследствии блестяще разрешенной Рафаэлем и Микеланджело.Композиция предусматривала фигуру Христа в центральной части,окруженного ангелами играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте,сопровождая таким образом чудесной симфонией акт возвращения Спасителя на небеса;в нижней,земной части были помещены изображения Апостолов-свидетелей Божественного Чуда.Набор представленных музыкальных инструментов свидетельствуют о непрестанном внимании к религиозной музыке, рассматривающаяся как необходимый инструмент духовного развития.

Пределла «Чудо Святого Винсента Феррер» рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер.

Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов.Его проповеди на юге Франции,в Швейцарии и Савойе были успешными,большое число еретиков вернулось в католицизм.Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году.Картины, посвящённые святому создали также Тициан,Фра Беато Анджелико,Беллини,Франческо дель Косса,Гирландайо и другие.Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона.В его честь названы два бразильских муниципалитета—Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).

Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)-немецкий живописец и график эпохи Ренессанса,мастер живописных и графических портретов,жанровых и библейских композиций,синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. в следующем посте.
При написании поста также использована информация из энциклопедии Википедия,и из Ватиканского сайта-

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/f8/b_f85d80ec71a2c4b3dba8687b314a3e6c.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Музеи Ватикана, Photo © Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.