Вышеградское кладбище и усыпальница славин. Мистическая прогулка по Вышеградскому кладбищу. Прага, Чехия От Средневековья до национального возрождения

Кладбища обычно не входят в программу стандартной туристической экскурсии – как правило, это не самые веселые и интересные места. Но исключения случаются, когда в одном месте хоронят большое количество выдающихся людей, а к оформлению надгробий и самого кладбищенского пространства относятся как к работе над произведением искусства. Именно так произошло с Прагой, где есть сразу несколько примечательных мест захоронений. Одно из них – Вышеградское кладбище.

От Средневековья до национального возрождения

В 1070 году был основан Вышеградский капитул, независимый от пражского епископа и подчинявшийся непосредственно папе римскому. По такому нетривиальному случаю решено было заложить храм. Решено – сделано, и сегодня этот капитульный костел известен как базилика Петра и Павла. Он-то и стал отправной точкой для появления на этом месте кладбища.

Исследования археологов показывают, что хоронить людей у этого костела начали в XI–XII столетиях, то есть фактически сразу. Возможно, поначалу захоронения были более-менее стихийными, а кладбище как таковое образовалось при капитульном храме в 1260 году. На нем стали хоронить прихожан и членов этого самого капитула. В самой базилике, к слову, находится стеклянный ларь с останками, которые, как предполагается, принадлежат членам чешской династии Пршемысловичей. Их могилы были разорены, а сами кости раскиданы по всей территории кладбища.

Время шло, кладбище росло и к XVII столетию уже имело вроде как официальный статус места захоронения прихода Вышеградского капитула. В 1784 году оно внезапно оказалось на особенном положении: император Иосиф II издал указ, которым предписывалось упразднить все кладбища в черте города, причем в это число были включены даже гробницы в монастырях и церквях. С 1 июня 1786 года были созданы кладбища за воротами муниципалитета, где пражане и принялись хоронить свих усопших. В качестве одной из причин такого решения называлась гигиена. Как бы там ни было, но единственным местом, которому императорский указ был не указ, оказалось Вышеградское кладбище – для него сделали исключение. В остальном же оно оставалось обычным местом для захоронений и было таким до второй половины XIX столетия, когда чехов охватило чувство национального самосознания.

Революция и идея организация мемориала

Весна 1848 года вошла в историю как Весна народов – этим термином стали обозначать революции, которые охватили сразу несколько европейских государств. Австрийская империя, частью которой тогда была современная Чехия, не стала исключением. Восстания прокатились и по самой Австрии, и по Венгрии, и по Чехии – вся империя бунтовала от края до края. Наций в государстве было много, разногласий между ними – еще больше, а вот свободы – маловато. Чехи стремились получить политическую и культурную автономию, установить гражданские права.

Кое-чего добиться удалось. Была создана национальная гвардия, а чешский язык был официально признан равноправным с немецким на территории Чехии. К началу лета революция была подавлена, но главное чехи получить успели. Они почувствовали себя единым народом, который способен бороться за свое будущее и у которого, как и у других наций, есть свои герои и выдающиеся деятели. Народное самосознание стало появляться во многих сферах, и вскоре появилась идея организовать общее место погребения всех тех, кто внес большой вклад в национальное возрождение. В «больших» европейских странах подобные кладбища уже существовали, и чехам хотелось иметь свое.


Мысль эта зародилась в товариществе чешских писателей «Сватобор», которое учредил в 1862 году Франтишек Палацкий – политик, историк, важная фигура национального движения, основатель чешской историографии. Словом, один из отцов и столпов нации. Когда концепция будущего мемориала оформилась окончательно, пришло время искать место. Достойнейшим сынам и дочерям народа не пристало покоиться бог знает где – нужно было что-то особенное.

Выбор пал на Вышеград. Это место, ассоциирующееся с древнейшими чешскими легендами; полноценный и неиссякаемый источник чешской истории. По преданию, местную крепость основал сам князь Крок, сын Чеха – легендарного прародителя чешского народа. Здесь была резиденция принцев и королей Чехии, а самый известный из них, Карл IV, установил традицию начинать путь коронационной процессии именно на Вышеграде. Более подходящей локации для захоронения современных национальных героев и выдающихся деятелей было не найти, тем более что кладбище там и так уже существовало.

Обустройство мемориала

Поначалу устанавливали только отдельные надгробия. Первым вечным обитателем мемориала выдающихся чехов стал Вацлав Ганка – писатель, библиотекарь, славяновед, хранитель архивов и просто патриот. Его могила расположена у центрального входа, памятник над ней стал первым на этом кладбище, и его венчает символ «Сватобора» – три руки, которые держат кольцо. Эта композиция символизирует девиз общества – «Помогай – Просвещай – Помни».

Благодаря усилиям священника-патриота Вацлава Штульца небольшая площадь для захоронений была увеличена и к концу позапрошлого столетия достигла нынешних размеров. Южная и восточная части стали местами активной, скажем так, застройки – там один из другим появлялись прекрасные памятники. Со временем они сложились в настоящую выставку мемориальной скульптуры, где больше думаешь об искусстве и вечности, чем о смерти.


Над композициями трудились лучшие творцы своего времени, среди которых, например, Богумил Кафка и Франтишек Билек . Здесь можно увидеть скульптурные группы и одиночные статуи, в которых проступают романтические, античные и христианские мотивы. Композиции пластичны, выполнены из бронзы и мрамора; одни произведения реалистичны и точны, другие – абстрактны, третьи выполнены в стиле модерн. Ниши усыпальниц позолочены и расписаны, украшены мозаикой, а обрамляет это великолепие кружево металлических фонарей и оград. Есть на что посмотреть.

В 1885–1887 годах храм Петра и Павла пережил реконструкцию в неоготическом стиле, и одновременно с этими работами началось продуманное и концептуальное оформление Вышеградского мемориального кладбища. Первым архитектором, который распланировал пространство Вышеградского кладбища в Праге стал Антонин Барвиттиус .

Большой вклад в оформление мемориала внес Антонин Виель , создавший аркады в стиле неоренессанса с тосканскими колоннами, которые украшают периметр кладбища. Он же создал Славин – монументальную усыпальницу, доминанту всего этого благородного пространства.

Славин и знаменитости кладбища

В переводе с чешского слово «slavín» значит «пантеон». В контексте Вышеградского кладбища так называется общая могила, где похоронены самые замечательные и выдающиеся люди Чехии. Эта монументальная усыпальница строилась в период с 1883 года по 1893 и представляет собой каменный прямоугольный постамент, воздвигнутый на площадке, к которой поднимается украшенная балюстрадами лестница из гранита.

Сверху постамент украшен статуей грустного ангела, наклонившегося над покойным; этого ангела называют Гением Родины. По бокам постамента установлены фигуры, которые символизируют победы и скорбь Чехии. На передней части усыпальницы прикреплена табличка, где указаны первые 15 человек, похороненные в пантеоне. С трех сторон композицию окружают стены с мемориалами и предназначенными для установки урн нишами.

В 1929 усыпальницу реконструировал Йозеф Франта – она получила двери, окна, освещение, декор из бронзы. Внутри склеп украсили мозаикой, стены были отделаны итальянским мрамором.

Заметим, что тут не хоронили политиков – это место предназначено для ученых и творческих людей. Первым в Славине упокоился поэт Юлиус Зейер , умерший в 1901 году. Сейчас там нашли последний приют более пяти десятков мужчин и женщин, составляющих пантеон славы чешского народа.


В Славине и вообще на Вышеградском кладбище Праги находятся могилы более чем 600 славных деятелей культуры и науки Чехии. К наиболее известным, пожалуй, можно отнести писателей Карела Чапека, Божену Немцову и Яна Неруду , композитора Антонина Дворжака , скульптора Альфонса Муху .

Кроме того, здесь можно увидеть фамилию Кафка, что вводит некоторых людей в заблуждение. На Вышеграде похоронен Богумил Кафка, скульптор, а не его однофамилец-писатель Франц Кафка, который является, вероятно, самым узнаваемым представителем пражской культуры. Франц покоится на Новом еврейском кладбище, но и без него на Вышеграде достаточно интересного, красивого и величественного. Это место и эти люди достойны посещения.

Вышеград — исторический район Праги, расположенный над рекой Влтавой. Эта река славится среди местных горожан различными историческими событиями. Несколько веков назад на этой территории проживала целая династия королей Пржемысловичей.

Сегодня Вышеград - это древний район, на котором гордо возвышается собор святых Петра и Павла Пражский Град, состоящий из древней крепости и других памятников архитектуры, когда-то был очень важным местом для проживающих тут князей, и даже король Вратислав II взял часть этих мест под свое владение.

С того времени в Вышеграде произошло много исторических событий: была отчеканена первая монета, выстроен каменный замок в романском стиле, возводились царские дома и святые строения. Под руководством Карла IV был обновлен дворец королей, строились новые крепости. Однако уже в XVII веке Вышеград стал местом, защищенным со всех сторон прочной кирпичной стеной, а местное кладбище отныне предназначалось для погребений важных чешских персон.

С XIX века кладбище стало местом захоронения почти 600 крупнейших фигур чешского национального возрождения. Надгробия созданы лучшими скульпторами того времени. Территория кладбища разделена на 15 секторов.

В восточной части кладбища находится усыпальница Славин (Slavín) — общая могила мужчин и женщин, своими делами прославивших чешский народ. Славин возник в 1889—1893 годах по проекту архитектора Антонина Виела.

Список похороненных

Композиторы, музыканты:
Бедржих Сметана (1824—1884) — чешский композитор, основоположник национальной композиторской школы.
Антонин Дворжак (1841—1904) — выдающийся чешский композитор.
Зденек Фибих (1850—1900) — чешский композитор, представитель романтического направления.
Отакар Острчил (1879—1935) — чешский композитор и дирижёр.
Вилем Курц-младший (1872—1945) — пианист и педагог.
Карел Анчерл (1908—1973) — дирижёр.
Рафаэль Кубелик (1914—1996) — дирижёр и композитор.

Художники, скульпторы:
Альфонс Муха (1860—1939) — живописец, театральный художник, иллюстратор, представитель стиля «модерн».
Миколаш Алеш (1852—1913) — художник и иллюстратор.
Макс Швабинский (1873—1962) — художник.
Йозеф Мысльбек (1848—1922) — скульптор.
Ладислав Шалоун (1870—1946) — скульптор.

Писатели, поэты:
Карел Чапек (1890—1938) — выдающийся чешский писатель и драматург.
Карел Гинек Маха (1810—1836) — чешский поэт-романтик, родоначальник национальной поэзии.
Ярослав Врхлицкий (1853—1912) — чешский поэт, драматург и переводчик.
Сватоплук Чех (1846—1908) — чешский писатель и поэт.
Франтишек Грубин (1910-1971) — чешский поэт, прозаик, переводчик.
Божена Немцова (1820—1862) — чешская писательница, родоначальница национальной прозы.
Ян Неруда (1834—1891) — чешский прозаик.
Витезслав Незвал (1900—1958) — чешский поэт-сюрреалист.
Вацлав Бенеш Требизский (1849—1884) — чешский писатель.

Прочие:
Милада Горакова (1901—1950) — жертва коммунистических репрессий.
Ярослав Гейровский (1890—1967) — химик, лауреат Нобелевской премии.
Йозеф Бицан (1913—2001) — футболист.
Власта Буриан (1891—1962) — актёр.
Зденек Копал (1914—1993) — астроном.

Археологические исследования показали, что в средневековье на Вышеграде хоронили на нескольких местах - у костёла Усекновения головы св. Яна Крестителя, св. Мартина, св. Вавржинца. В капитульном костёле находилась крипта Пршемысловичей, и в своём храме были погребены некоторые члены капитула. Прямо у костёла хоронили в 11-12 веках, и тут постепенно образовалось кладбище.

На кладбище около костёла стояла колокольня. Говорят, что декан Вацлав Климеш построил её на месте колокольни Карла IV.

Каноник Штульц стремился превратить небольшое невзрачное кладбище в действительно национальное. Кладбище было расширено. В конце 19 века были построены аркады. Кладбище обрело свои нынешние размеры - 81 ар.

На этом небольшом пространстве теснится более 600 могил преимущественно известных всем людей или выдающихся в своей области деятельности. Покоятся здесь и обычные люди, зажиточные мещане, сегодня уже совсем забытые.

Кладбищенская часовня с усыпальницей капитула на Вышеградском кладбище была построена как часть северной аркады в 1899 году. Роспись аркад и неоренессансный декор исполнил художник Рудольф Ржиговский, вдохновлённый римскими катакомбами и лоджиями Рафаэля в Ватикане.

В 60-е годы 19 века возникло общество чешских писателей «Сватобор», и его отделение под руководством Франтишека Ладислава Ригера (1818-1903) занялось организацией Славина - национального Пантеона для погребения в нём самых заслуженных представителей народа.

Для Славина было выбрано кладбище на Вышеграде, овеянном старыми чешскими преданиями и славой княжеской и королевской резиденции. Кладбище, расширяемое с 60-х годов 19 века, постепенно превратилось в национальное захоронение. Усыпальница Славин стала доминантой кладбища, его завершением. О благоустройстве кладбища и строительстве Славина позаботился каноник Карлах. Капитул предоставил для Славина участок на кладбище. В начале 90-х годов необходимые средства для строительства усыпальницы предоставил по своей инициативе Пётр Фишер, продавец дров и бывший староста Смихова.

Строительство было возложено на архитектора Антонина Виля, скульптуру исполнил Йозеф Маудер. Славин был достроен в 1893 году, но меценат Пётр Фишер не дожил до этого момента и был похоронен поблизости от финансируемой им усыпальницы.

Скульптурное оформление представлено аллегориями родины опечаленной и родины ликующей по бокам, и саркофагом с Гением родины наверху. Композицию дополняет торжественная надпись. Цитируя цветистый язык, Славин был предназначен «для погребения выдающихся, больше остальных заслуживших перед чешским народом, людей, которые знаменитыми сочинениями, художественными произведениями, важнейшими открытиями или необычными жертвами, суровой борьбой или благотворными успехами расширяли честь и славу чешского народа и за границами своей родины».

Идея хорошая, но с трудом реализуемая. Многие из великих не желали обрести последний покой на Славине, а хотели быть похороненными на других кладбищах. Иногда возражали родственники. Но время - неумолимый судья. Сейчас здесь можно увидеть и всемирно известные имена, и известные только в Чехии, и также практически забытые.

В Славине покоятся: Julius Zeyer (1841-1901), поэт, писатель и переводчик; Wácslav Wladiwoj Tomek (1818-1905), историк; Josef Ladislav Píč (1847-1911), историк и археолог; Josef Václav Sládek (1845-1912), поэт и переводчик; Jaroslav Vrchlický (1853-1912), поэт и переводчик; Josef Král (1853-1917), профессор филологии; Ružena Svobodová (1868-1920), писательница; Jan V. Novák (1853-1920), литературный историк; Jan Klecanda (1855-1920), писатель и журналист; Josef Václav Myslbek (1848-1922), скульптор; Jan štursa (1880-1925), скульптор; Josef Gruber (1865-1925), профессор экономики; Vojtích Hynais (1854-1925), художник; Ema Destinnová (1878-1930), певица; Kamil Hilbert (1869-1933), архитектор; Jaroslav Hilbert (1871-1936), драматург; Antonín Klášterský (1866-1938), поэт и переводчик; Alfons Mucha (1860-1939), художник; Jan Kubelík (1880-1940), скрипичный виртуоз; František Křižík (1847-1941), изобретатель; Oldřich Hujer (1880-1942), профессор филологии; Bohumil Kafka (1878-1942), скульптор; František Xaver Svoboda (1860-1943), писатель; Josef Hora (1891-1945), поэт, журналист и переводчик; Josef Gočár (1880-1945), архитектор; Václav špála (1885-1946), художник; Karel Toman (1877-1946), básník; Jan Heřman (1886-1946), фортепьянный виртуоз; Ladislav Jan Saloun (1870-1946), скульптор; Karel Engelmuller (1872-1950), театральный критик и историк; Vilém Zítek (1890-1956), певец; Jaroslav Kocián (1883-1950), скрипач; Marie Pujmanová (1893-1958), писательница; Jan Lauda (1898-1959), скульптор; Karel Honzík (1900-1960), архитектор; Ferdinand Pujman (1899-1961), режиссер; Otakar Mařák (1872-1939), певец; Karel Hoffmann (1871-1936), скрипач; Josef štefan Kubín (1864-1965), писатель; Jaroslav Fragner (1898-1967), архитектор; Antonín Pelc (1895-1967), художник; Richard Kubla (1890-1964), певец; Vojta Novák (1886-1966), актер и режиссер; Otilie Beníšková (1882-1967), актриса; Zdeník Stípánek (1896-1968), актер; František Maxián (1907-1971), фортепьянный виртуоз; Kamila Ungrová (1887-1972), певица; Vítízslav Vejražka (1915-1973), актер; Antonín Strnadel (1910-1975), malíř; Eduard Kohout (1889-1976), herec; Ladislav Boháč (1907-1978), актер; Jaroslav Marvan (1901-1974), актер; Václav Bednář (1905-1987), певец; Rafael Kubelík (1914-1996), дирижер; Oskar Nedbal (1874-1930), дирижер и музыкант.

Вышеградское кладбище в Праге по праву считается одним из красивейших некрополей мира. Однако, причина его популярности иная: на любом другом кладбище в Чешской республике вы не найдете такого скопления великих имен, как здесь. В этой земле покоятся сотни выдающихся деятелей, которые в свое время способствовали развитию чешской культуры, образованности, национального самосознания и государственной независимости.

Оформление и архитектура

Изначально на Вышеградском кладбище устанавливали только отдельные памятники. Первый из них появился над могилой писателя и филолога Вацлава Ханки недалеко от центрального входа на кладбище. На его вершине символ Святобора – три руки, удерживающие круг, как символ главного девиза сообщества «Помогай! Освещай! Помни!».

Первым архитектором кладбища был Антонин Барвитиус, а окружающие его территорию неоренессансные аркады с тосканскими колоннами и усыпальницу Славин спроектировал талантливый архитектор Антонин Виел.

Над оформлением кладбищенских надгробий работали Йозеф Мысльбек, Франтишек Билек, Богумил Кафка и другие выдающиеся скульпторы. Разнообразие стилей и форм, которые они применяли в своих работах, несомненно, восхищает и позволяет проследить этапы развития чешского художественного искусства. Прогуливаясь по кладбищу, можно увидеть скульптуры из мрамора и бронзы, роспись, мозаику, позолоту, кованые ограды, металлическое кружево и множество других интересных с точки зрения искусства декоративных элементов.


Усыпальница Славин

Доминантой всего кладбища выступает усыпальница Славин, которая была построена в 1889-1893 годах в конце главной аллеи. К небольшой прямоугольной площадке – плато ведет гранитная лестница с балюстрадами. Вершину центрального каменного постамента венчает скульптура «Крылатый гений Родины» Йозефа Маудера. Она изображает ангела, склонившегося над саркофагом усопшего, а у ее подножия по бокам установлены две фигуры, символизирующие Отечество Скорбящее и Отечество Побеждающее. В фасад усыпальницы вмонтирована табличка с именами первых 15 захороненных в Славине чехов, надпись над которой гласит «Вы мертвы, но еще говорите». Постамент с трех сторон окружен стенами с погребальными нишами для урн и мемориальными табличками.

В 1929 году под руководством архитектора Йозефа Фанта была проведена реконструкция усыпальницы: ее снабдили дверями, окнами, лампами и декоративными бронзовыми элементами. Интерьер внутреннего склепа был дополнен мозаикой и облицовкой стен из итальянского мрамора, а под потолком появилась эпитафия писателя Франтишека Таборского.

Известные личности

На Вышеградском кладбище покоятся тела и прах более 600 деятелей чешской культуры. К самым известным похороненным здесь литераторам относятся: , Божена Немцова, Карел Гинек Маха и Витезслав Незвал. Кстати, увидев на плите фамилию «Кафка», многие туристы ошибочно полагают, что в Славине захоронен один из крупнейших представителей чешской культуры – писатель . Однако, это простое совпадение имен. Франц в соответствии со своим вероисповеданием похоронен на , в то время как в Славине покоится скульптор Богумил Кафка, автор конной статуи на .


Последнее пристанище на Вышеградском кладбище нашли чешские художники и скульпторы: , Юлиус Маржак, Карел Пуркине, Отакар Шпанель, Вацлав Левы, Йозеф Мысльбек, Станислав Сухарда и известный всему миру . Список дополняют выдающиеся музыканты Зденек Фибих, и , в честь которого ежегодно проводится престижный музыкальный .


История

До появления современного кладбища на здесь находились захоронения капитульного храма. До начала 60-х годов XIX века кладбище занимало лишь небольшой участок в непосредственной близости от .

После падения в стране абсолютистского режима и возникновения революционного движения 1848 года, началось бурное развитие национального сознания. Одним из его проявлений стало желание создать общее захоронение тех, кто принимал непосредственное участие в национальном возрождении, как это уже было принято в некоторых других европейских странах.

Эта идея возникла в писательском сообществе Святобор, которое основал в 1862 году Отец нации - историк Франтишек Палацкий. После рассмотрения нескольких вариантов расположения кладбища выбор пал на Вышеград, как символ многовековой чешской истории.

По Вышеградскому кладбищу можно бродить часами, которых едва ли хватит, чтобы осмотреть все надгробия, росписи и скульптуры. Это особое место – вечная память о тех людях, которые посвятили свою жизнь и творчество родной стране.

Дарлинги, скажите, а любите ли вы, находясь в другом городе, вставать рано, съедать на завтрак яишенку и тост с апельсиновым джемом и отправляться гулять по сонному, сладко зевающему городу? Вот и я люблю. Только несёт меня, как правило, не на центральные площади и в сладкие туристические кварталы, а в места не столько популярные для утренних прогулок. В Чехии в Праге таким местом оказалось Вышеградское кладбище . Мы вышли на улицу и сразу попали в густой туман. Ощущение такие, будто ты залез в бороду к Деду Морозу и нашёл там целый город.


«Погода - самое оно для посещения кладбищ» - подумала я и мои смелые утреннепрогулколюбительные коллеги, и мы вместе смело шагнули в туман.


Вышеградское кладбище расположено недалеко от центра города, оно находится вне шумного уличного движения, высоко над набережной Влтавы. Мы отправились туда пешком. Также туда можно добраться на метро (линия С) до станции «Вышеград».


Мы на месте.


При входе указаны часы посещений и карта со списком усопших с указанием мест захоронений.


Интересное наблюдение: в Америке над могилами скорбят ангелы - преимущественно молодые женщины, склонившись к имени усопшего, закрыв лицо руками, или, в безутешном горе, опадая на каменные плиты. На Кубе - на кладбище Колон каждый второй мемориал венчают пузатые молочно-мраморные жизнерадостные младенцы с трогательными голубиными крылышками. В Праге - на Вышеградском кладбище мы несколько раз встретили ангелов, пронзенных стрелами.

Также нам встречались ангелы в традиционном исполнении


И ангелы без крыльев. Пожалуй, один из самых трогательных образов.


На территории существующего Вышеградского кладбища с 1260 года было расположено старое кладбище. С 17 века здесь проводили погребение прихода Вышеградского капитула. В 60-х годах 19 века церковные чиновники Штульц Вацлав и Карлах Микулаш провели инициативу по организации национального кладбища.


Так, Вышеградское кладбище стало местом погребения почти 600 выдающихся представителей национальной культуры и науки, а также галереей кладбищенских пластик и надгробий, созданных лучшими скульпторами того времени. Такими как Й. В. Мысльбек, Ф. Билек, Б. Кафка, О. Шпаниел и другие.


Они также были похоронены на Вышеградском кладбище


Аркады А. Виегла с перекрёстными сводами опираются на тосканские колонны, они выполнены из песчаника и декорированы художественной росписью.


Главная аллея на кладбище привела нас к пантеону самых известных личностей национальной культуры Чехии (по-чешски, Slavín ). Франтишек Палацкий, будучи в 1862 году главой объединения Сватобор (Svatobor), предложил заложить такую усыпальницу для всех чешских знаменитостей того времени.


Среди известных погребенных на кладбище - писатели: Карел Гинек Маха, Карел Чапек, Божена Немцова, Витезслав Незвал, Ян Неруда. Чешские художники, чьим телам стала на кладбище земля пухом: Я. Маржак, М.Голы, М.Алеш, А.Хуттисси, К.Пуркине. Скульпторы Вацлав Левы, Отакар Шпанель с достоинством занимают почетные места. Мне почему-то непременно хотелось увидеть и засвидетельствовать своё почтение Альфонсу Мухе. Да-да, тому самому Альфонсе Мухе, чьи работы получили второе рождение за последние 5-7 лет в современной культуре. Теперь уже в массовой.


Погребены тут и чешские ученые Я.Гейровский, разработавший метод полярографии, и известнейший цитолог Ев.Пуркине. Композиторы А.Дворжак, Б.Сметана, З.Фибих и другие.


Здесь много необычных скульптур.


Словно перед скульпторами стояла задача выделить каждого погребенного, обратить на себя внимание.


Похоже на птицу


Лебедь


.


Лица


и выражения


.


Мы гуляли по Вышеградскому кладбищу утром. В четверг. По совершенно пустым аллейкам.


Кроме прогуливающихся нас троих, на территории кладбища не спеша работали уютные аккуратные монахини.


Они сметали с плит опавшие листья. И было в их движениях что-то невероятное спокойное. Основное. Неизменнное. Мне почему-то сразу подумалось, что они то уж точно знают, в чем смысл жизни. Вот и не торопятся никуда.


Быть может, в полдень в выходной день, когда здесь много посетителей, магия этого места чувствуется не так ярко, по-другому. Но тем утром в четверг была совершенно удивительная атмосфера спокойствия и умиротворения. Легкой струящейся органзой стелился туман, оставляя капельки влаги на почти прозрачных крыльях ангелов.


Еще одно волшебство, от которого сложно отвести взгляд.

Ещё


Крылья, забытые ангелом


И совершенно мистически в туман уходят башни базилики святого Петра и Павла


И еще... Ты постоянно чувствуешь, что здесь, кроме тебя есть кто-то еще. Неожиданно


Быть может, потому, что здесь и много цветов в горшках, свечей и заботливо выложенных каштанами крестов.


Во время погребального обряда тело умершего в гробу или его прах в урне выставляли возле стены для последнего прощания с любящими родственниками и людьми.


Еще настроения


День просыпался и лучи солнца пробивали себе дорогу сквозь туман


Рождение нового дня


Мы провели на территории Вышеградского кладбища не больше часа. Быть может, если бы нам не нужно было возвращаться к работе, мы бы задержались и нам открылись бы новые интересные детали. Однако мне было достаточно этого времени, чтобы почувствовать умиротворение и необычность этого места.


Быстрым шагом мы направились в сторону центра. Туман рассеивался, а вслед нам улыбался лысый белый человечек, очень похожий на Каспера.


>

>
>
>
Тем, кому интересна тема мистического и кладбищ, приглашаю сюда