Вопросы к рассказу капитанская дочка. Конструкт урока-викторины по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

1. К какому жанру принадлежит произведение «Капитанская дочка»:

1) повесть

3) роман-эпопея

4) комедия

2. Савельич являлся:

1) другом главного героя

2) родным отцом главного героя

3) отчимом

4) дядькой +

3. Петруша, ещё до того, как родился, был зачислен в:

1) Астаховский полк

2) Нижегородский полк

3) Александровский полк

4) Семёновский полк +

4. По какой причине отец Петруши разжаловал Бопре?

1) Потому что он не обладал дипломом учителя.

2) Из-за того, что волочился за женщинами +

3) По причине незнания наук

4) Из-за ведения разгульного образа жизни.

5. Савельича звали:

3) Архипом +

4) Владимиром

6. Реальные исторические лица, действующие в произведении:

1) Степан Разин, Николай I

2) Емельян Пугачёв, Пётр III

3) Ермак, Екатерина II

4) Емельян Пугачев, Екатерина II +

7. Самозванцем какого царя являлся Пугачёв?

3) Петра III +

4) Ивана IV

8. Повествователь произведения

1) Петруша Гринёв +

2) А. С. Пушкин

3) Маша Миронова

4) Емельян Пугачёв

9. Во что играли Гринёв и Зурин при первом знакомстве?

1) В бильярд +

2) В покер

4) В домино

10. Подарок Гриёнва Пугачёву на постоялом дворе:

1) собачья шуба

2) кроличий полушубок

3) заячий тулуп +

4) медвежья шкура

11. Имя дочки капитана:

4) Акулина

12. Какой герой перешёл на сторону Пугачёва?

1) Иван Игнатьич

2) Швабрин +

4) капитан Миронов

13. Основные события произведения разворачиваются в:

1) Светлогорской крепости

2) Бердской крепости

3) Красногорской крепости

4) Белогорской крепости +

14. Гринёв был:

1) штабс-капитаном

2) прапорщиком +

3) поручиком

4) полковником

15. Во время службы в крепости Гринёв был увлечён:

1) математикой

2) литературой +

3) музыкой

16. Гринёв дважды встречается на дуэли с:

1) Максимычем

2) капитаном Мироновым

3) Иваном Игнатьевичем

4) Швабриным +

17. Женой капитана была:

1) Акулина Панфиловна

2) Василиса Егоровна +

3) Марья Ивановна

4) Анна Ивановна

18. Сказка Пугачёва, которую он поведал Гринёву была о:

1) Чайке и Буревестнике

2) Лисице и Вороне

3) Змее и Соколе

4) Вороне и Орле +

19. Что хотел сказать Пугачёв Гринёву рассказанной ему сказкой?

1) Хотел выразить тем самым, что короткая, но свободная жизнь всегда лучше длинной, прожитой в неволе. +

2) Хотел сравнить себя с долговечной птицей.

3) Хотел сравнить единомышленника Гринёва с птицей.

4) Хотел показать Гринёву своё ораторское умение.

20. Почему произведение, которое рассказывает нам в основном о жизни героя, называется «Капитанская дочка»? Укажите одно неверное утверждение.

1) Капитанская дочка является лицом, от которого ведется повествование и на её долю выпадают самые тяжёлые испытания. +

2) Потому что дочка капитана проявила волю и справилась с тяжёлыми испытаниями, выпавшими на её долю.

3) Так как Маша обладает лучшими чертами русского характера.

4) Из-за того, что Маша – дочь капитана Миронова, который не перебежал на сторону самозванца и остался верным Родине и престолу, и воспитал благородную и честную дочку.

Вопросы викторины по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

1. Имена отца и матери главного героя (Андрей Петрович, Авдотья Васильевна)

2. Отец его служит при графе….. (Минихе)

3. В какой губернии была деревня Гриневых (Сибирской)

4. Кто был пожалован Петру в дядьке (стремянной Савельич)

5. Как звали учителя француза, его настоящая профессия(Бопре, парикмахер)

6. «Батюшка вошел на урок ….?. что в это время делал Петр? (географии, приделывал хвост воздушного змея к мысу Доброй Надежды)

7. Продолжите « Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?....(мотать да повесничать. Нет пускай послужит он в армии, да понюхает пороха. Да будет солдат. а не шаматон)

8. Какое варенье варила матушка, когда было оглашено решения отца об отправке в армию.? (медовое)

10. Запишите эпиграф к произведению.. (Береги честь смолоду)

11. Сколько рублей проиграл Петр (100)

12. Чем отблагодарил Гринев вожатого? (заячий тулупчик)

13. – Молчи дядя!- будет дождик, будут и грибки. А будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину – лесничий ходит. Кто с кем разговаривает? (вожатый с хозяином постоялого двора)

14. Я глядел во все стороны, …. Но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом: с другой –скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. (Белогорская крепость)

15. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки. Кто это? (Василиса Егоровна)

16. Что означает слово в повести инвалид? (состарившийся на службе)

17. Как звали коменданта крепости? (Иван Кузьмич)

18. Ежели хочешь. Чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки. То вместо нежных стишков подари ей…. Что?(пару серег)

19. Что последовало после этого разговора? (дуэль)

20. С первых строк я почувствовал, что все дело пошло к черту. Содержание письма было следующее….. О чем пишет отец? (отказывает в благословении)

21. Башкирец с трудом шагнул через порог….. и сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Что так запало в душу? (не было ни носа. ни ушей, вместо языка обрубок)

22. …. Сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Кто это? (Емельян Пугачев)

23. «Вешать его!»- сказал Пугачев!, не взглянув на меня.Мне накинули веревку на шею. Что произошло дальше? (Савельич кинулся к Пугачеву и тот вспомнил их и помиловал)

24. Кто был поставлен в крепости властью самозванца предводителем? (Швабрин)

25. Кто герои калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачев? (орел и ворон)

26. Кто это: на полу в крестьянском оборванном платьебледная худая с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. (Мария Ивановна)

27. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» Кто это? (Екатерина II )

28. Что хранится за стеклом в раме во флигеле гриневского дома? (письмо императрицы)

Ответ оставил Гость

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Пролог - 2 слайд

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка - 3 слайд

1. Сикурса - помощи. 2. Колодник - арестант. 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид - военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная - 2 этапа, без ошибок.

1 агон - 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель . Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла …”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами ?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

2 агон - 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог - 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет - постоялый двор. 2. Жалует - награждает, дарит. 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков - намёков. 5. Грамоту - письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон - 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала - 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал - 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом - Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак - живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул - сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 - нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой - надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Награждение победителей-50 слайд.

Источники информации.

  1. Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского легла в основу данного урока.
  2. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “ Русский язык” 1988 г.
  3. “Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва “Детская литература” 1977 г.
  4. Рисунки С.Герасимова https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .