Вещественные источники - это что? Вещественные источники истории. Вещественные источники: примеры. Археологические памятники (вещественные источники) Исторический источник истины вещественные письменные

Тема 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

План

    Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

    Хронологическая классификация источников.

    Типологическая классификация источников.

    Виды исторических источников,

их внешняя и внутренняя критика

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

    период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

    период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

    период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

    период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

    письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

    Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

    Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

    Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

    Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

    Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

    Печати (изучаются сфрагистикой).

    Гербы (изучаются геральдикой).

    Почтовые марки (изучаются филателией).

    Эмблемы (изучаются эмблематикой).

    Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

    Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

    Древние тексты (изучаются палеографией).

    Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

    Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

    Юридические документы (изучаются дипломатикой).

    Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

    Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

    Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

    Имена собственные (изучаются ономастикой).

    Географические названия (изучаются топонимикой).

    Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ-ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открыта микенская культура, предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс (1851-1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальную минойскую культуру первой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

Не оставались в стороне и российские ученые. После учреждения в России в 1859 г. Императорской археологической комиссии началось планомерное исследование греко-скифских древностей в Северном Причерноморье. Археологи приступили к раскопкам курганов и греческих колоний. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Был сделан ряд сенсационных находок, украсивших экспозиции Эрмитажа и других крупнейших российских музеев. Позднее, когда исследования возглавил Институт археологии АН СССР, к ним присоединились ученые и студенты ведущих исторических вузов страны.

Артур Эванс

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

Из книги Катынь. Ложь, ставшая историей автора Прудникова Елена Анатольевна

Вещественные доказательства Кроме самих тел, в могилах было обнаружено и кое-что, принадлежавшее убийцам. В первую очередь это стреляные гильзы и пули, которые оказались… немецкими. Учитывая их количество и то, что гильзы могли попасть в самые разные руки, немцы скрывать

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Проституция в древности автора Дюпуи Эдмонд

автора Эйвельманс Бернар

Первые вещественные доказательства Вообще говоря, начиная с XVII века какой-нибудь Шерлок Холмс от зоологии мог бы только на основании легенд и рассказов доказать существование в Северной Атлантике кальмаров чудовищной величины, сравнимых по размерам с китами. Чтобы

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

В пасти кашалотов находят вещественные доказательства Несколько лет назад Шарль Александр де Калон, генеральный финансовый инспектор Франции, был озабочен исчезновением китобойного промысла в стране. Баски, пионеры в этом деле, были вытеснены с течением веков

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

автора Сказкин Сергей Данилович

Источники Форстен Г. В. Акты и письма к истории балтийского вопроса в XVI и XVII столетиях, вып. 1, СПб., 1889.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Источники Бруно Джордано. Диалоги. Перев. с итал. М., 1949. Галилей Галилео. Избранные труды, т. 1-II. М., 1964. Гвиччардини Ф. Сочинения. М. – Л., 1934. Джордано Бруно перед судом инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано Бруно).-Вопросы религии и атеизма, вып. 6. М "1958.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Источники Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М" 1962. Мор Т. Утопия. Утопический роман XVI-XVII вв. Библиотека всемирной литературы. М" 1971.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Источники Д 0бинье Агриппа. Трагические поэмы. Мемуары. М., 1949. Внутренняя политика французского абсолютизма. Под ред. А. Д. Люблинской. М. – Л., 1966. Документы по истории гражданской войны во Франции 1561-1563 гг. Под. ред. А. Д. Дюблинской. М. – Л., 1962. Документы по истории внешней

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Источники Бэкон Ф. Сочинения. Под ред. А. Л. Субботина, т. 1-И. М., 1971-1972. Везалий А. О строении человеческого тела. Перев. с латин. т. 1-II М 1950-1954. Галилей Галилео. Избранные труды. Перев. с латин. и итальян., T.I-II. М., 1964. Декарт Ренэ. Избранные произведения. Перев. с франц. и латин., М" 1950.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Вещественные памятники Археологический материал для раннего периода истории Италии пред­ставлен довольно богато, хотя и неравномерно по различным районам. Если памятники палеолита встречаются только спорадически, то, начиная с нео­лита и кончая эпохой железа,

Из книги Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале автора Дитерихс Михаил Константинович

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В основание работ этой области следственного производства Соколов положил чрезвычайно детальный, последовательный и всесторонний метод изучения и исследования физического состояния и истории происхождения каждой отдельной вещицы,

автора Семенов Юрий Иванович

Источники Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986; Т. 2. Игры обмена. 1988; Т. 3. Время мира. 1992. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1.

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

Из книги Что говорят ревизионисты автора Брукнер Фридрих

2. Имеются ли вещественные доказательства преступления Если миллионы евреев на самом деле были умерщвлены в газовых камерах, следует ожидать, что найдется множество улик, подтверждающих эти беспрецедентные зверства - подлинные газовые камеры, или хотя бы чертежи этих

Археологические памятники (вещественные источники)

Археологические памятники многочисленны и разнообразны, и классификация их затруднительна. Исходя из их содержания и назначения, можно разделить все археологические памятники на следующие группы: 1) поселения и отдельные жилища, 2) погребения, 3) горные выработки и мастерские, 4) святилища, 5) пещеры, 6) гидротехнические сооружения (древние системы орошения, каналы, плотины, водопроводы, мелиоративные сооружения), 7) поля древнего земледелия, 8) дороги, 9) укрепленные линии (оборонительные валы, засеки и т. п.), 10) петроглифы (наскальные рисунки), 11) отдельные находки.

Пещеры мы выделяем в особую группу, потому что они по назначению и содержанию могут быть отнесены к любой из первых четырех групп: жилища, погребения, мастерские и святилища.

Поселения и отдельные жилища

По форме поселения разделяются на два вида: укрепленные и неукрепленные. По социально-экономическим признакам и по назначению различают следующие их виды: города, ремесленные поселки, земледельческие поселки, охотничьи и скотоводческие стойбища (стоянки), военные лагери и крепости, феодальные замки, царские дворцы.

В русской археологической литературе для обозначения укрепленных поселений применяется термин "городище". Городищами называются остатки поселений, обнесенных валами и рвами, а также древние города, прекратившие почему-либо свое существование, но сохранившие остатки укреплений. В Западной Европе городища появляются в конце неолитической эпохи и широко распространяются в эпоху бронзы и раннего железного века. В лесной полосе Восточной Европы городища эпохи неолита и бронзы не встречаются, но их очень много в раннем железном веке. Обычно они сооружались на высоких мысах при слиянии рек. Верхняя треугольная площадка мыса отгораживалась от плато или, как говорят, с напольной стороны, одним, двумя или тремя валами, между которыми вырывались рвы. По гребням валов иногда забивали стоймя бревна, устраивая частокол. Таким образом, городища были защищены с напольной стороны валами и рвами, со стороны реки-обрывами мыса. Валы делали или просто насыпные или более сложным способом: на месте валов насыпали слой глины, а на его поверхности разводили костры; повторив эту операцию несколько раз, получали вал, состоящий из пластов обожженной глины, более устойчивый, чем насыпной. Так называемые болотные городища сооружали на болоте, используя естественные холмы и возвышенности или создавая искусственные. Они обычно круглой формы. Вообще же формы городищ разнообразны: круглые, трехугольные, четырехугольные, многоугольные, квадратные, трапециевидные и др.

Ранние городища не велики, обычная их площадь от 2 до 10 тыс. кв. метров. Это не только поселения, но и временные убежища на случай опасности. В "их укрывались жители окрестных неукрепленных поселений во время нападения врагов, хранились запасы продовольствия. Обнаружить городище очень легко: время уничтожило деревянные стены и наземные сооружения, но валы и рвы остались.

Более поздние городища имеют другой вид. Значительно увеличивается их площадь, достигая иногда нескольких квадратных километров. В странах, богатых строительным камнем, земляные валы обкладывались крупными камнями или возводились каменные стены. Там, где не было камня, применяли кирпич и дерево.

В средневековой Руси городские укрепления сооружали следующим образом. На высоких земляных валах ставили бревенчатые срубы, внутренность которых засыпали землей, камнем, щебнем, а (на них устраивали бойницы и башни. Крепостные стены окружали глубокими рвами, наполненными водой. С XII в. для сооружения укреплений начинают применять камень и кирпич.

Для обозначения неукрепленных поселений употребляют термины: "поселение", "стоянка", "селище". "Селище" чисто русский термин, обозначающий остатки неукрепленного сельского поселения феодальной эпохи. Под стоянками обычно разумеются неукрепленные поселения палеолитической и неолитической эпохи, а иногда и эпохи бронзы. Название это неточное, условное, возникшее в археологии в XIX в., когда полагали, что люди каменного и бронзового веков были бродячими охотниками и скотоводами и поселения их носили временный характер, т. е. были стойбищами (стоянками). Потом выяснилось, что это далеко не так, что люди еще в каменном веке подолгу жили на одном месте, но термин остался и живет поныне.

Палеолитические стоянки, если они не пещерные, обычно находятся глубоко в земле, под слоями почвы, песка и глины. Они обнаруживаются или при производстве больших земляных работ, например при рытье котлованов, каналов, железнодорожных выемок, или в осыпях оврагов и береговых обрывов. Жилые остатки палеолитических стоянок очень скудны. Стоянки нижнего палеолита содержат только золу от костров, каменные орудия и осколки и кости животных, редко кости самого человека.

Костные остатки нижнепалеолитического человека в сопровождении кострищ и орудий найдены только в одном месте земного шара. Это - пещерная стоянка Чжоукоутянь в Китае, близ Пекина. Нижние слои этой стоянки некоторые исследователи относят к ашельскому периоду. Орудия шелльской эпохи нигде костными остатками человека не сопровождаются.

Стоянки мустьерского времени несколько богаче. В них масса отбросов охоты и других остатков, значительно толще их "культурный слой", т. е. слой почвы, содержащий жилые (культурные) остатки. Это говорит о том, что многие из них служили обиталищем для нескольких поколений охотников. Более чем на 40 стоянках обнаружены кости человека. Положение некоторых костяков свидетельствует о намеренном захоронении. На некоторых мустьерских стоянках обнаружены следы очажных ям.

Еще богаче стоянки верхнего палеолита. Здесь уже обнаруживаются остатки жилых и даже подсобных сооружений в виде землянок, очаги, ямы для хранения запасов, не говоря уже о разнообразном инвентаре.

Мезолитические и ранненеолитические стоянки мало чем, кроме инвентаря, отличаются от верхнепалеолитических: те же землянки, очаги, ямы.

Особое положение занимают местонахождения мезолитических поселений, называемые "кьёккенмеддингами" - "кухонными остатками". Это огромное скопление пищевых отбросов в виде высоких и длинных куч, содержащих устричные раковины, кости рыб, водоплавающих птиц и, в меньшем количестве, млекопитающих животных. Среди этих остатков обнаруживаются очаги, сложенные из плоских камней, орудия, иногда костные остатки человека.

Мезолитические и ранненеолитические стоянки располагались обычно в низких местах, у воды, что обусловлено рыболовческим характером их хозяйства.

Поздненеолитические поселения, а тем более поселения бронзового века отличаются большим разнообразием и ко многим из них уже совершенно неприменим термин "стоянка". В конце неолитической эпохи в Южной Европе появляются свайные поселения, а в Египте возникают города, строятся ирригационньФ сооружения, воздвигаются пирамиды.

Общий комплекс всех поселений, укрепленных и неукрепленных, от палеолитической стоянки до античного и средневекового города, состоит из многочисленных и разнообразных объектов, как-то: помещения (жилые, хозяйственные и общественные), укрепления, гидросооружения (колодцы, водопроводы, канализация), очаги и кострища, горные, кухонные и прочие отбросы, погребения, инвентарь, мостовые и др.

Под условным термином "помещения" мы разумеем постройки, предназначенные для жилья, хозяйственных нужд, трудовой и общественной деятельности, разделяя их по назначению на четыре вида: 1) жилые, 2) хозяйственные (ремесленные, торговые, постройки под склады, для скота, бани и пр.), 3) общественные (дома для собраний, гимнастические залы, театры, храмы и т. п.), 4) комплексные (представляющие соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений).

Все эти сооружения различаются по материалу и по форме. Их основной материал: камень, глина, дерево, кость, шкуры. Камень употреблялся!как обработанный, т. е. отесанный, так и необработанный, в виде валунов. Каменные кладки из неотесанного камня обычно скрепляли каким-нибудь цементирующим веществом (глиной, илом и т. п.). Каменные кладки из отесанных камней, особенно так называемые циклопические кладки-из огромных камней, возводили без цементирующих веществ, плотно пригоняя камень к камню. Большинство античных и восточных сооружений построено именно таким способом. Глина применялась в виде кирпичей, в виде обмазки и способом трамбовки. Кирпич употреблялся обожженный и сырцовый, т. е. только высушенный на солнце. Сырцовый кирпич - материал весьма не стойкий, он легко размывается и выветривается; для связи в глину добавляли крошенную солому или скотский навоз. Сырцовый кирпич широко применялся на Востоке, в безлесных районах, где не хватало топлива не только для обжига кирпичей, но и для варки пищи. Глину, смешанную с навозом, употребляли для обмазки стен, сплетенных из ветвей или сделанных из жердей, а также для глинобитных сооружений. Дерево, древесная кора, ветви, кустарниковые породы использовались различными способами и в различных комбинациях. Кость и шкуры животных широко применялись на ранних ступенях развития - в эпохи палеолита, мезолита и неолита. Кости животных использовались для укрепления стен землянок и для каркасов, на которые натягивались шкуры. Для этого употреблялись черепа, бедренные кости и ребра мамонтов, носорогов, в приморских районах-китов, и других крупных животных.

Формы построек весьма разнообразны. Они зависят от назначения сооружения, от материала, от общего культурного уровня строителей, от обычаев и традиций. Можно насчитать сотни и тысячи видов построек - от ветрового заслона до царского дворца. Понятие формы весьма широкое. Форму постройки составляют: ее геометрические очертания, отделка, расположение деталей, вообще вся ее архитектоника. Сооружение может быть круглым, овальным, прямоугольным, многоугольным, одноэтажным, многоэтажным; оно может иметь плоскую крышу, коньковую, купольную или не иметь никакой крыши; может быть с колоннами и без колонн и так далее без конца. Поэтому мы не будем делать попыток классифицировать формы построек, а ограничимся рассмотрением простейших видов.

Самым примитивным жилым сооружением считается ветровой заслон. Это щит, сделанный из древесной коры или ветвей, или из шкур животных, в тропических странах из огромных пальмовых листьев, и поставленный на землю в наклонном положении. Такие заслоны (встречали путешественники у отсталых народов Южной Америки (в Бразилии), в Австралии, в Центральной Африке.

Наиболее распространенными формами жилых и хозяйственных построек являются землянки и полуземлянки. Землянкой называется яма, покрытая плоской или коньковой (двускатной), конусообразной или куполообразной кровлей, причем края кровли упираются в верхний слой почвы. Полуземлянка - это тоже яма, покрытая кровлей, но стенки которой возвышаются над горизонтом. Стенки землянок и полуземлянок укрепляются или дерном, или костями крупных животных, или жердями, или плетнем, или камнями. На более высокой ступени развития стенки укрепляли бревенчатыми срубами. Каркас для кровли сооружали из жердей, иногда из костей животных. Кровлю делали из шкур, ветвей, древесной коры и пр. Иногда ее обмазывали глиной и покрывали дерном или просто засыпали землей. Древнейшие ископаемые землянки и полуземлянки относятся к верхнему палеолиту. Археологи иногда применяют термин полуземлянка в отношении жилищ, пол которых лишь незначительно углублен в землю. Таковы, например, древнерусские жилища эпохи Киевской Руси.

Другую группу простейших архитектурных сооружений составляют наземные постройки. Для их обозначения не существует в русском языке обобщающего термина и каждая разновидность называется по-своему. Это шалаши, чумы, хижины и т. п. Все эти виды построек несомненно существовали еще в эпоху палеолита, они представляют дальнейшее развитие (ветрового заслона.

Более совершенным видом наземных сооружений являются мазанки, глинобитные и срубные (бревенчатые) постройки.

Особо выделяются постройки на сваях и на плотах или настилах. Настилы были обнаружены на болотных мезолитических стоянках культуры маглемозе в Дании. Они делались из березового валежника, который накладывали на тростник, росший на болоте. Валежник покрывали древесной корой и засыпали песком для безопасного разведения огня. В неолитическую эпоху настилы делали уже из бревен в виде плотов. На таких настилах и плотах вероятно сооружали легкие хижины или шалаши. Свайные постройки сооружались на воде (т. е. сваи вбивали в дно водоема), на болотах и на суше. Свайные сооружения в археологической литературе часто называются палафиттами и террамарами * .

* (Археологическими исследованиями за последние 20 лет установлено, что на большинстве поселений, относящихся к так называемой "культуре террамар", не было свайных построек. Это укрепленные поселения, состоящие из наземных построек. )

Весьма важные объекты изучения в комплексе поселения - очаги и кострища. Очаг - это источник и символ жизни. Недаром древние чтили очаг как святыню и воздвигали ему храмы. Культ Весты - это культ домашнего очага. Человек, вошедший в дом эллина и севший у его очага, становился священным и неприкосновенным, если даже он был злейшим врагом хозяина. Вокруг очага или костра концентрировалась вся жизнь первобытного человека. Как археологические памятники очаги и кострища содержат различные культурные остатки. Прежде всего они содержат золу и угли, по которым, путем анализа, устанавливается флора данной эпохи. В них находят каменные орудия, обожженные кости животных, черепки глиняной посуды.

Древнейшие кострища, содержащие культурные остатки, относятся к ашельскому периоду, древнейшие очаги - к мустьерскому. Мустьерские очаги - это, собственно, очажные ямы, в которых разводился костер. В дальнейшем для очагов служили плоские камни и глина.

Особое место занимают горны: керамические - для обжига глиняной посуды и металлургические - для плавки руды. Находки целых горнов, особенно металлургических, крайне редки. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, горны обычно обнаруживаются вне жилого комплекса, иногда за пределами поселка, и поэтому они не охватываются площадью раскопок; во-вторых, после каждой выплавки горн ломали, чтобы извлечь металл, и поэтому они доходят до нас в относительно сохранившемся виде только в случае внезапной гибели поселения, например стихийного бедствия или нашествия неприятеля. Материалом для горнов служат также камни и глина. К вопросу об их устройстве и функциях мы еще вернемся.

Весьма интересным объектом исследований являются всевозможные отбросы: остатки пищи, хозяйственный и строительный мусор, металлические шлаки, осколки кремня и т. п. Первобытные люди не имели обыкновения устраивать какие-либо специальные выгребные ямы или отхожие места. Остатки пищи бросали там, где ее потребляли. Помойка - одно из позднейших достижений человеческой культуры. Даже в античную и средневековую эпохи в большинстве поселений помои выливались прямо на улицу. Не трудно представить, в каком зловонии жили наши предки. Но археологи должны быть им благодарны, ибо их нечистоплотность способствовала образованию так называемого "культурного слоя" - неисчерпаемого архива археологии.

Погребения

Погребения, т. е. намеренные захоронения покойников, появляются еще в мустьерскую эпоху, на неандертальской стадии развития человека. Наибольшей сложности и пышности достигает ритуал погребений в Египте в эпоху бронзы. Ритуал погребений, обусловленный представлениями человека о загробной жизни, различен и многообразен в разные эпохи и у разных народов, однако можно различить два основных вида: 1) погребения с трупосожжением и 2) погребения с трупополо-жением (когда труп не сжигался). Традиция трупоположений возникает раньше традиции трупосожжений, видимо потому, что ритуал тру-посожжений связан с более развитым представлением о загробной жизни, именно - очищением огнем. Способы сооружения могил очень разнообразны. Наиболее распространены курганы, грунтовые могильники, мегалиты, гробницы.

Курганом называется холм, насыпанный над могилой или содержащий погребения внутри себя. Курганы располагаются в одиночку и группами, иногда более сотни курганов в одном месте. Такие группы называются курганными могильниками. Большинство курганов правильной круглой формы, диаметром 4-5 м и от 20 до 150 см высотой. Иногда вокруг кургана имеются следы канавки, из которой брали землю. Иногда курган окружен кольцом из средней величины камней. Эти небольшие курганы содержат обычно одно, иногда два погребения, как с трупосожжением, так и с трупоположением, и принадлежат рядовым земледельцам, скотоводам и воинам.

Так называемые "большие курганы", достигающие нескольких десятков метров в диаметре и до 15 м высоты, содержат или коллективные погребения или погребения царей, племенных вождей и вообще высокопоставленных лиц. Курганы с коллективными погребениями имеют иногда не круглую, а удлиненную форму, в виде длинных насыпей. Такие курганы образуются постепенно, по мере присоединения новых погребений.

Внутреннее строение курганов также различно. В некоторых покойник помещается в могильной яме, в некоторых - на горизонте, в некоторых - в самой насыпи. Могильные ямы также имеют различное устройство. Иногда яма укреплена камнями, иногда бревенчатым срубом, иногда в ней делается дополнительная боковая пещерка для покойника. Большие курганы часто имеют очень сложные сооружения в виде целых домов с несколькими помещениями - для главного покойника и для сопровождающих его лиц: жен, рабов, а также для хранения запасов пищи.

Также различны и положения покойников. При трупоположениях покойники или лежат на спине в вытянутом положении, или на боку с подогнутыми слегка ногами и с рукой, подсунутой под голову, или находятся в скорченном сидячем или лежачем положении, или, редко, в стоячем положении. При трупосожжениях обожженные кости или лежат кучкой, или помещены в специальные погребальные урны самых разнообразных форм. Курганные погребения в Европе появляются в конце неолитической эпохи и исчезают в средние века в связи с распространением христианства.

Грунтовыми могильниками называются погребения в могильных ямах без насыпей. Возможно, что иногда и грунтовые могилы имели холмики наподобие современных, но они исчезли. Погребальный ритуал могильников обычно такой же, как и курганный. Они также содержат трупоположения и трупосожжения, различны и положения покойников. Некоторые грунтовые могильники имеют наземные сооружения в виде небольших камней, расположенных по окружности или образующих какую-нибудь другую геометрическую фигуру. Грунтовые могильники, не имеющие внешних признаков, трудно обнаружить. С точки зрения археолога в этом есть некоторое преимущество их перед курганами и вообще перед погребениями, имеющими наземные сооружения. Последние обычно находят ограбленными, грунтовые же могильники в большинстве случаев не тронуты. Грунтовые погребения старше курганных и появляются еще в палеолитическую эпоху.

Наиболее сложны и по сооружению и по ритуалу мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней (мегалит буквально - большой камень).

Мегалитические сооружения в Европе появляются в конце неолитического периода и широко распространяются в эпоху бронзы. Классической страной мегалитов является Бретань (Франция). Самый распространенный тип бретонских мегалитов - это дольмены (от бретонского dol-стол и men - камень). Дольмен состоит из нескольких вертикально поставленных камней, покрытых огромной каменной плитой, образующей плоскую крышу. Средние размеры дольменов 2 X 3 м и до 2 м высотой. Но есть и более крупные, достигающие 15 м длины, 5 м ширины и до 3 м высоты. Вес отдельных камней некоторых дольменов превышает 40 т. В древности все промежутки между большими камнями были тщательно заделаны и все сооружение покрыто защитным слоем земли. Таким образом, дольмен представляет собой продолговатую или квадратную каменную камеру с боковым входом. Дольмены не являются одиночными и единичными погребениями. Обычно они содержат несколько погребений, причем разновременных.

Каждый дольмен использовался в качестве гробницы из поколения в поколение, причем при новых погребениях к старым покойникам относились не совсем почтительно - древние останки отгребали в сторону, а иногда просто выбрасывали. Этот бретонский тип мегалитов в различных вариантах широко распространен во многих, преимущественно приморских, странах: во Франции, Англии, Дании, Швеции, Северной Германии, Португалии, Италии, на средиземноморских островах, в Северной Африке, Сирии, Индии, Японии, в Крыму, на Кубани и в Абхазии.

Почти везде дольмены сопровождаются, правда в меньшем количестве, другим видом мегалитических сооружений - менгирами (от бретонского men - камень, hir - длинный).

Менгиры - это отдельные прямостоящие каменные столбы, длинные и узкие, округлой формы, иногда грубо обработанные. Самый большой менгир находится в Локмарьяне, в Бретани, близ Морбига-на. Длина его 21 м, вес около 300 т. Иногда менгиры сконцентрированы в одном месте в большом количестве. В Карнаке (Бретань) большие группы менгиров (2813 шт.), поставленных (рядами, образуют длинные каменные аллеи.

Иногда камни (валуны или менгиры) расположены в виде круга. Такое сооружение называется кромлех (от бретонского crom - круглый, lech - место).

Все эти мегалитические термины, как и сам термин "мегалиты", весьма условны. Мегалитами называют гробницы, сооруженные не только из больших, но и из маленьких камней, т. е. все каменные погребальные сооружения. Такое широкое применение термина вполне закономерно и оправданно, ибо оно обусловлено тем, что погребальные сооружения из мелких камней в большинстве случаев повторяют архитектурные формы настоящих мегалитов. Мегалитическими называются также гробницы, высеченные в скале и в естественных пещерах, если они имеют дополнительные искусственные сооружения из камней. Предполагают, что европейские мегалитические гробницы имеют восточное происхождение и продолжают традиции пещерных захоронений.

Самые грандиозные гробницы - египетские пирамиды, а грандиознейшая из них - пирамида Хеопса.

Пирамида Хеопса находится близ селения Гизэ, недалеко от Каира. Высота ее 14672 м, площадь основания около 53 тыс. кв. м. На ее сооружение пошло примерно 2 300 тыс. гранитных каменных глыб весом около 2хI2 т каждая. Внутри пирамиды и под ней масса всевозможных помещений, храмов, коридоров, тайников и пр. Пирамиду Хеопса исследуют более 150 лет, но она еще не раскрыла всех своих тайн. Совсем недавно у ее подножия обнаружен тайник. В нем находилась, солнечная барка фараона Хеопса, одна из пяти барок, на которых он отправился в загробный мир.

Другим видом гробниц в Египте были так называемые "маетабы". Маетаба (скамейка, завалинка) - длинное прямоугольное сооружение с плоским верхом, несколько напоминающее завалинку. Иногда у маета бы боковые грани скошены и она имеет вид усеченной пирамиды. Погребения могут находиться в пещерах, в специально (сделанных катакомбах, в подземных и надземных склепах.

В палеолитическую и ранненеолитическую эпохи был распространен обычай погребать покойников в жилых помещениях.

Древнейшие такие погребения, как уже говорилось выше, восходят к мустьерскому времени. Мустьерские погребения обнаружены в естественных пещерах и гротах. Покойников помещали в специально вырытые могилы или в очажные ямы и покрывали камнями. В знаменитом гроте Тешик-Таш, в Узбекской ССР, вокруг костяка лежало несколько рогов горных козлов, расположенных в определенном порядке, что, как впрочем и самый факт намеренного захоронения, дает основание предположить какой-то примитивный ритуал. На верхнепалеолитической стоянке в Мальте (Восточная Сибирь) в полу жилой землянки обнаружено погребение, также с некоторым подобием надгробия из плоских камней. В неолитических жилищах погребения встречаются довольно часто в разных странах.

Горные выработки и мастерские

Остатки древних мастерских, рудников и каменоломен представляют особый интерес для археолога. Они дают наиболее точное, подробное и яркое представление о трудовых процессах и технологии производства. Картина производства восстанавливается здесь не по отдельным законченным вещам, а в самом его процессе. Археолог находит вместе и орудия труда, и готовую продукцию, и сырье, и вещи еще не доделанные, и вообще весь производственный антураж.

Древнейшими мастерскими считаются некоторые нижнепалеолитические (шелльские) местонахождения с большими скоплениями необработанных кремней, готовых орудий, кремневых отщепов и т. п. Конечно, назвать эти местонахождения мастерскими можно только весьма условно. Мастерская - это уже какая-то определенная организация труда, предполагающая выделение ремесла в особую отрасль хозяйства. Ясно, что звероподобный шеллец не был способен на такую организацию.

Для того чтобы какая-то часть общества, пусть незначительная, могла заниматься изготовлением орудий и вообще ремеслом, не добывая себе непосредственно продуктов питания, другая часть общества должна добывать их столько, чтобы безболезненно для себя прокормить своих ремесленников. Такая возможность появляется, по-видимому, только в конце палеолита или в начале мезолита, в связи с изобретением метательного охотничьего оружия, облегчившего охоту и позволившего получать излишки пищи. Вот тогда-то и появляются мастерские.

В неолитическую эпоху, в связи с развитием земледелия и необходимостью расчистки лесов под пашню, возрастает потребность в высококачественных макролитах, т. е. больших каменных орудиях,- топорах, кирках, мотыгах. Поверхностные местонахождения кремня, вполне удовлетворявшие палеолитических охотников и собирателей, оказались теперь недостаточными. Следствием этого было развитие добычи кремня в копях.

Неолитические кремневые копи обнаружены во многих местах Западной Европы: в юго-восточной Англии, во Франции, в Португалии, на острове Сицилия, в южной Швеции, в Польше и др. Располагаются они главным образом в меловых районах. Наиболее развитые копи исследованы в Спьенне, в Бельгии. Там имеются довольно глубокие (более 15 м) шахты и боковые штольни. Разработку начинали с поверхностных залеганий, а затем углублялись в землю, следуя за уходящей жилой. Жилы с кремнем низкого качества обходили, пробивая штольни, потолок которых укрепляли столбами. В шахтах находят и орудия производства. В Праймз-Трейвзе (Англия, Норфолк) "в двух штольнях найдено 244 кирки из рога благородного оленя. В одном месте обнаружены кирки, вонзенные в стены шахты, что позволило понять, как происходил процесс добывания породы. В другом месте был найден труп раздавленного обвалом рабочего, державшего в руке кирку. Кроме кирок, находят заступы из лопаточных костей, клинья, светильник, выдолбленные в меловых брусках, следы веревок на стенах шахт, при помощи которых поднимали породу наверх, и т. п.

В неолитической Европе гончарное дело было преимущественно домашним ремеслом: каждая хозяйка сама лепила горшки для своего обихода. Процесс производства был настолько примитивен, что на изготовление самого грубого и неуклюжего горшка требовалось немало часов. Ясно, что никакой мастер не мог обеспечить себе существование производством горшков. Только с изобретением гончарного круга, на котором искусный мастер делал горшок в течение нескольких минут, появилась возможность организации мастерских. По расчетам английского археолога Г. Чайлда, распространение гончар-лого круга датируется следующим образом: Индия, Сирия, Египет - 3000 лет до н. э., запад Малой Азии-2000 лет, Крит-1800 лет, континентальная Греция - 1600, Китай - 1400, Западное Средиземноморье- 800, Западная Европа к северу от Альп - 250, Англия - 50 и Шотландия - 40 гг. н. э. В Америку гончарный круг завезен европейцами. В соответствии с распространением гончарного круга, появляются и гончарные мастерские.

Различают по социально-экономическому значению два вида мастерских. Первый вид - это домашние, подсобные мастерские, т. е. места, специально отведенные и оборудованные для того или иного-производства. Так, например, женщины одной общины лепили и обжигали горшки, каждая для своего очага, в одном месте, где была подходящая глина и где сооружалась печь для обжига. Таковы нижнепалеолитические "мастерские" кремневых орудий, таковыми могли быть и некоторые кремневые копи. Второй вид - это мастерские, производящие продукцию не только для внутреннего потребления, но и для обмена. Таковы гончарные и иные мастерские в восточных странах древней цивилизации, таковы многие неолитические копи и мастерские кремневых орудий и полуфабрикатов в Европе - например-знаменитые кремневые мастерские в Гран-Пресиньи, во Франции, к юго-западу от Орлеана, продукция которых, из особого, только там встречающегося полосатого кремня обнаруживается в Бретани,. в Бельгии, в Швейцарии.

С открытием металла, в первую очередь меди и бронзы (сплав меди и олова), возникают рудники и металлургические мастерские (кузницы). Местонахождений меди и особенно олова значительно-меньше, чем местонахождений кремня, а тем более глины. Поэтому снабжение металлом, в котором нуждались все, могло осуществляться только путем обмена. Отсюда необходимость добычи руды и ее первоначальной обработки специалистами, освобожденными от всякой другой деятельности, и, следовательно, организации рудников и мастерских второго вида. Точно определенных мест, где добывались и обрабатывались металлические руды в древности, очень мало. Это объясняется тем, что древние рудники совершенно разрушены позднейшими разработками. На основании прямых и косвенных данных можно наметить следующие основные месторождения меди и олова, разрабатывавшиеся в бронзовом веке: Синайский полуостров, острова Кипр, Крит и Лесбос, Кавказ, Тоскана (Италия), Альмерия и Мурсия (Испания), Корнуэлл (Англия), Рудные горы (Сев. Германия), горы Марта (Венгрия), Зальцбург (Австрия), Тироль (Швейцария), Эро (Франция), Урал, Алтай, Гунгерия (Индия, Мадхья). В рудниках, так же как и в кремневых копях, находят орудия из рога и камня, различные следы работы и т. д. Что касается мастерских (кузниц), то наряду с мастерскими, изготовлявшими орудия и полуфабрикаты, т. е. слитки бронзы, для обмена, широкое распространение имели домашние мастерские (горны и кузницы). Домашних металлургических мастерских значительно меньше в раннем железном веке. Температура плавления бронзы 700-900°, поэтому отливка из нее орудий была возможна в любой печи; температура плавления железа 1530°, и для плавки железной руды требуются специальные печи и сравнительно зысокая квалификация рабочего. Поэтому железная металлургия совершенно обособливается от домашнего хозяйства, и иногда выделяются целые общины, занимающиеся только этим ремеслом.

Большое поселение металлургов и кузнецов скифского времени открыто и исследовано на Днепре близ Никополя археологом Б. Н. Граковым в 1937-1940 и 1949-1952 гг. Это знаменитое Ка-менское городище, вероятно, бывшее в III в. н. э. политическим и ремесленным центром скифского государства. По всей площади городища (12 кв. км) обнаружено большое количество железных и медных шлаков, остатки металлургических и кузнечных горнов, куски кричного железа, кузнечный инструмент и литейные принадлежности, готовые изделия из железа и бронзы, оружие, предметы конского снаряжения, украшения, утварь и т. п. В окружающих городище неукрепленных поселениях также обнаружены следы древних кузниц.

По мере развития производительных сил и образования классового общества ремесло все больше и больше отделяется от сельского хозяйства, все больше появляется ремесленников разных специальностей и больше организуется мастерских для различных специализированных производств. Появляются мастерские кожевенные, сапожные, ткацкие, прядильные, оружейные, посудные, ювелирные и др. Организуются предприятия по заготовке пищевых продуктов: масловар-ные, салотопенные, мельничные, по засолке рыбы и т. п.

Святилища

К этой группе археологических памятников относятся все сооружения и места, имеющие ритуальное назначение: храмы, алтари, жертвенники, священные гроты, деревья, рощи, источники, камни и т. д.

Человечество До XIX в. не сооружало ничего более грандиозного по величине и роскоши, чем храмы. Пожалуй, только Circus Maximus и термы Каракаллы в Риме могут соперничать с храмами. Египетские пирамиды в сравнение не идут, ибо они также являются храмами.

На Востоке строительство храмов начинается за 4000 лет до н. э. В Эгейском мире отдельные храмы, не входящие в общий комплекс царских дворцов, появляются не ранее I тысячелетия до н. э.г т. е. уже в железном веке. В Италии храмостроительство начинается еще позднее и развивается в императорское время. В Центральной, Северной и Восточной Европе каменное храмостроительство развивается только в средние века.

Восточные, античные и средневековые храмы дошли до нас в различном состоянии. Некоторые в неприкосновенном виде, некоторые в той или иной степени поврежденными, некоторые в развалинах, от некоторых остались только следы. Многие древние храмы неоднократно реставрировались, достраивались и переделывались, иногда с целью приспособления их к другой религии. Так, античные храмы Греции и Рима превращались в христианские, а христианский храм св. Софии в Константинополе переделан в мусульманскую мечеть.

Археология занимается изучением всех храмов, в каком бы состоянии они ни находились, но наибольший интерес представляют, конечно, их развалины или следы. Как бы ни был разрушен храм, почти всегда остается фундамент, заваленный обломками и мусором. Обломки и мусор содержат капители колонн, мраморные карнизы и парапеты, куски стенных фресок, разбитые статуи и другие остатки, по которым храм можно реконструировать. Иногда сохраняется только фундамент, и в таком случае можно реконструировать только план храма.

Первобытный человек храмов не строил, и его святилища имеют иной вид. Под первобытным святилищем мы разумеем всякое место, специально предназначенное для совершения религиозных или магических действий, так или иначе связанных с представлениями о сверхъестественных силах, независимо от того, почитались ли эти силы как божества или нет. В таком смысле древнейшими святилищами являются верхнепалеолитические пещеры со стенной живописью и скульптурами. Совершенно очевидно, что никаких эстетических целей эти произведения искусства не преследовали, уже по одному тому, что они находились в темноте и были недоступны для обозрения. Рисунки и лепные фигуры изображают обычно животных, пронзенных копьями и истекающих кровью. Иногда рядом с животными нарисованы условные изображения копий, копье-металок, охотничьих изгородей и сетей. Кое-где на полу пещер сохранились отпечатки босых человеческих ног - иногда всей ступни, иногда только пяток. Основываясь на этих ископаемых данных и на данных этнографии, предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания с целью заворожить и околдовать животных, чтобы они позволили убить себя.

В неолитическую эпоху появляются, по-видимому, первые ритуальные сооружения. На острове Мальте находится ограда из огромных камней, весом в несколько тонн каждый. Внутри ограды найдены каменные вазы и фигурки толстых человечков, возможно, идолов.

К эпохе бронзы относится крупное ритуальное сооружение "Стоунхендж", что значит "Висящие камни", в Англии у Салисбюри. Стоунхендж представляет собой круг, составленный из четырехугольных вертикально стоящих камней высотой 8,5 м, на которые положены плиты весом до 7 т каждая. Внутри большого круга находится второй круг из камней меньшей величины, а внутри него овал из огромных камней, также покрытых плитами. Огромное ритуальное сооружение обнаружено в Эвбюри (Англия). Оно также круглой формы, окружено валами и рвами, внутри имеет несколько концентрических кругов из камней, снаружи к нему ведет аллея из менгиров.

Но строительство каменных святилищ не получило распространения в варварской Европе. Местами магических действий, жертвоприношений и поклонений служили пещеры, рощи, отдельные деревья, иногда небольшие городища. На Урале, на р. Чуоовой обнаружена пещера, называемая "Камень Дыроватый". В пещере найдено несколько тысяч костяных (большинство) и железных наконечников стрел. Вероятно, охотники, отправляясь на охоту, стреляли в пещеру, чтобы обеспечить успех в охоте этими магическими выстрелами. На реке Каме открыто Гляденовское костище, представляющее огромное скопление костей животных. Площадь костища 2,5 тыс. кв. м, толщина слоя 1,5 метра. Среди костей найдено несколько тысяч стрел и свыше тысячи бронзовых плоских фигурок, изображающих людей - всадников и стрелков из лука, домашних и диких животных, пчел и т. п. По-видимому, это жертвенное место, где некогда стояло священное дерево или идол.

Священное значение имели также различные камни и каменные изваяния: пограничные столбы, гермы, каменные бабы и т. п.

Инвентарь и отдельные находки

Все вещи, находимые на поселениях, в погребениях, в святилищах и вообще входящие в общий комплекс археологического памятника, называют инвентарем. К отдельным находкам относятся вещи, найденные вне жилого, погребального или иного комплекса. Это могут быть вещевые или монетные клады и просто потерянные когда-то предметы: оружие, брошенное на поле битвы, зарывшийся в пашню сошник от плуга, любая потерянная в пути или забытая на привале вещь. Надо сказать, что судьба таких случайно найденных вещей весьма капризна. Попадая в руки людей честных и понимающих, они достигают лаборатории археолога или музея; найденные же людьми недобросовестными или невежественными, они, если имеют продажную ценность, присваиваются, а если не имеют, выбрасываются и так или иначе пропадают для науки. Но отдельно найденная древняя вещь - это неполноценный археологический источник. Отдельная находка не имеет специального художественного или исторического значения и приобретает истинную научную значимость в том случае, если может быть связана с целой группой таких находок, с типологическими рядами, представляющими научную абстракцию, с которой имеет дело археолог. Для археологии наибольшее значение при исторических реконструкциях имеют комплексы находок.

Инвентарь поселений, погребений и других памятников весьма разнообразен и по назначению, и по форме, и по материалу. Мы не будем делать попыток разбивать его по группам, видам и типам, ибо это завело бы нас в такие классификационные дебри, из которых мы едва ли сумели бы выбраться. Поэтому перечислим только основные виды вещей, наиболее часто встречающиеся и наиболее ценные с научной точки зрения.

Прежде всего это орудия труда, т. е. орудия, при помощи которых человек производит продуктивную работу, что-то создает или добывает. Орудия труда - наиболее ценный археологический источник, ибо он, как никакой другой, определяет степень развития производительных сил. Только этими орудиями создана вся человеческая культура. Орудия труда находят как на поселениях, так и в погребениях.

Весьма ценными источниками являются домашняя утварь и прочие вещи домашнего и личного обихода: посуда, мебель, одежда, украшения, игрушки и т. п. Самый массовый и определяющий материал- керамика (глиняная посуда). Невозможно подсчитать, сколько целых глиняных сосудов и черепков от них собрали уже археологи, и невозможно представить, сколько их еще хранится в земле. Такое огромное количество черепков объясняется двумя противоположными свойствами глиняной посуды: она очень хрупка, часто бьется, приходит в негодность и требует замены, но материал ее необычайно стойкий, он не разлагается, не окисляется и потому сохраняется тысячелетиями. Украшения и остатки или следы одежды находят преимущественно в погребениях. Украшения были слишком дороги во все времена и поэтому их редко теряли, но всегда клали в погребения как личную собственность покойника.

Значительное место в жилом и погребальном инвентаре занимает военное оружие и снаряжение: копья, мечи, кинжалы, шлемы, панцири и латы, щиты, шпоры, стремена и т. п. Оружие всегда сопровождает погребение воина. Вообще оружие - частая находка.

Часто встречаются предметы религиозного культа: всевозможные изображения богов - от маленьких идольчиков до мраморных статуй. К этой категории вещей археологи часто относят предметы, значение которых они не сумели разгадать.

Весьма ценны, но крайне редки находки лодок, повозок, саней и других средств передвижения.

Особую группу источников составляют не сами вещи, а изображения вещей: рисунки и модели. Рисунки на скалах, на стенах пещер, на вазах, на стенах храмов и гробниц воспроизводят вещи, которые до нас не дошли,- например палеолитические хижины и шалаши, повозки и корабли эпохи бронзы и т. п. Многие рисунки изображают трудовые процессы, бытовые сценки, религиозные обряды и т. д. В погребениях часто встречаются модели вещей, обычно дорогих или громоздких, которые жалко или невозможно положить в могилу, но которые необходимы покойнику в загробной жизни. Самая древняя колесная повозка известна нам только по ее модели, найденной в одном из шумерских погребений.

Здесь, пожалуй, уместно сказать несколько слов и о лжеисточниках, т. е. о подделках. Подделки древних вещей появились одновременно с началом собирания древностей. К концу XIX в. фальсифи-каторство достигло высокого уровня развития, превратившись в настоящее искусство. Подделывалось буквально все, даже человеческие черепа. Некоторые подделки получили мировую известность и прославились больше многих уникальных древностей. Так, в Одессе была сфабрикована золотая тиара скифского царя Сайтафарна (III в. до н. э.). Подделка была за большую сумму куплена Луврским музеем. Первым, кто в печати указал на факт подделки, был русский археолог Н. И. Веселовский. После шумных дебатов французы вынуждены были признать, что их обманули. Однако поддельную тиару не выкинули из Лувра, а перенесли в зал современного ювелирного искусства. Только в последнее время возможности подделок сократились, благодаря совершенным научным методам анализа, в том числе химического. Тем не менее опытные мастера и теперь изготавливают подделки древних вещей с большим мастерством из материала, по составу напоминающего древний. В этом отношении показательна история с афинской декадрахмой, находящейся в коллекции Государственного исторического музея в Москве, подлинность которой до сих пор подвергается сомнению, несмотря на проведенные музеем всесторонние исследования - химические, рентгенологические и т. д.

Культурный слой

Подавляющее большинство археологических памятников добыто из земли, вернее из ее культурного слоя.

Культурным слоем в археологии называется слой земли на местах поселений как давно покинутых человеком, так и обитаемых поныне, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, органических перегнивших веществ, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной, нанесенными ветрами и намытыми водой. Культурным он называется потому, что хранит в себе остатки деятельности человека, т. е. остатки его культуры.

Природные силы - ветра и воды - могут прикрыть культурный: слой наносами песка или ила и тем сохранить его, но могут также раз? дуть или размыть и уничтожить. Особенно хорошо сохраняется кульг-турный слой в пещерах и гротах, где он не подвергается действию ветра и воды. Хуже всего он сохраняется на песчаных дюнах, которые находятся в постоянном движении. Особенно страдают от этого дюнные неолитические стоянки.

Культурный слой образуется и растет медленно, но неуклонно из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Но толщина культурного слоя зависит не столько от времени, сколько от интенсивности человеческой деятельности. Чем больше человек трудится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. В значительной мере толщина культурного слоя зависит от материала различных сооружений. Деревянные постройки обычно сгнивают и прибавляют к культурному слою несколько миллиметров, каменные и кирпичные сооружения, разрушаясь, не уменьшают объема материала и образуют более мощные пласты. Поэтому толщина культурного слоя разных памятников различна, она колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре достигает 8 м. Самый мощный культурный слой в мире - в древних городах Месопотамии - 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии - 34 м.

Внешне культурный слой резко отличается от естественных почв. Он обычно темнее, от присутствия в нем частичек угля и перегноя, растительность на нем гуще и ярче. Археологические памятники с культурным слоем бывают однослойными и многослойными. Однородный, т. е. относящийся к одной исторической эпохе, культурный слой образуется на поселении, жизнь на котором не прерывалась в течение какого-либо времени и протекала из поколения в поколение, причем без особых культурных изменений и переворотов. Сплошной, но разнородный слой образуется на поселениях, где жизнь не прерывалась, но где происходили значительные культурные изменения и леревороты. Так одно и то же поселение могло переходить из одной археологической эпохи в другую: из неолита в энеолит, из энеолита в эпоху бронзы, из эпохи бронзы в эпоху железа. Такие переходы могли совершаться без особых потрясений, т. е. на поселении могла эволюционизироваться одна и та же этническая группа, как это мы часто встречаем в древних городах Востока, но они могли и сопровождаться какими-то катаклизмами, например нашествием неприятеля и заменой одной этнической группы другой. Если же на поселении жизнь почему-либо прекращалась, а через какой-то промежуток времени, иногда очень длительный, возобновлялась, то образовывались перемежающиеся слои. Более древний культурный слой, или, как говорят, нижний, покрывался наносами песка, ила, или глины, а позднейший (верхний) отлагался уже на этом наносе. Природный слой, не содержащий культурных остатков и разделяющий разнородные культурные слои, называется в археологии стерильной прослойкой. Некоторые памятники содержат все возможные комбинации наслоений.

Слои земли, лежащие ниже культурного слоя и не содержащие остатков жизни человека, называются в археологии "материком".

Сохранность археологических памятников

Почти все археологические памятники, все древние вещи дошли до нас в той или иной степени поврежденными. Строго говоря, ни хэдна древняя вещь не сохранилась в том виде, какой она имела, когда была создана. Даже целые, не сломанные и не разбитые вещи из камня или металла обычно покрыты патиной, кремневые орудия окатаны и стерты. Подавляющее большинство вещей сильно повреждено, причем некоторые разбитые или разломанные вещи сохранили все свои части, от иных остались лишь куски. Некоторые вещи совершенно исчезли, оставив только следы в виде отпечатков на грунте.

Степень сохранности древних вещей зависит от их формы, материала и окружающей среды.

Может показаться странным, что сохранность вещи зависит от ее формы. Однако это так. Глиняный горшок, попавший в землю, может быть легко ею же и раздавлен, глиняная табличка безболезненно претерпевает и давление и смещение пластов земли. Но, конечно, решающее значение имеют материал и среда.

Вещи из неорганических веществ, как правило, сохраняются лучше вещей из органических, хотя есть и исключения. Хорошо, например, сохраняются кости. Наиболее стойкий материал - кремень. Кремневые орудия лежат в земле сотни тысяч лет, претерпевая лишь незначительные изменения. Кремень изменяется в результате латинизации и окатывания. Латинизация - химический процесс, происходящий под действием солнечного света, выветривания и других факторов. В результате кремень обезвоживается, делается хрупким и менее твердым. Окатыванием называется воздействие на кремень текучих вод, несущих песок и другие твердые частички, в результате чего поверхность кремня стирается. Латинизация, химически изменяя вещество кремня, не изменяет его внешнего вида, так что на орудии остаются следы работы в виде полосок и бороздок, по которым археологи научились определять функции орудий. Окатывание, не изменяя кремня химически, изменяет его внешний вид, шлифует и стирает следы работы.

Металлы обладают различной степенью стойкости. Совершенно не изменяется химически золото. Медь и бронза подвергаются латинизации в большой степени. Самый неустойчивый металл железо.

Большой устойчивостью обладают изделия из обожженной глины, т. е. керамика. При хорошем составе глины и доброкачественном обжиге керамика не уступает в стойкости даже кремню. Но и она претерпевает некоторые изменения.

Остатки керамики, находящиеся в земле, подвергаются влиянию почвообразовательных процессов, в силу чего меняют окраску. Почти вся керамика с развеянных дюнных стоянок светлого цвета, а из торфяников и стоянок с хорошо сохранившимся культурным слоем, т. е. хранящаяся в перегное, темно-серая. Иногда черепки одного и того же сосуда различны по цвету. Неолитическая керамика из тощих глин с естественными примесями или с примесями из органических веществ значительно больше подвергается разрушению, чем керамика из жирных глин с примесью речного песка. Так же хорошо сохраняется обожженный кирпич, претерпевая те же изменения. Сырцовый кирпич разрушается очень быстро. В странах Востока, где преобладают сооружения из сырцового кирпича, он иногда разрушается до такой степени, что превращается в массу, не отличимую от окружающей почвы, и потому раскопки там крайне затруднительны и требуют особого внимания и осторожности. Очень хорошо сохраняется стекло. Оно только несколько тускнеет от действия влаги.

Из органических веществ лучше всего сохраняются, при прочих равных условиях, кости и рог. Особенно стойки мамонтовые и слоновые бивни и вообще зубы. Прочие органические вещества при неблагоприятных условиях разрушаются очень быстро, и степень их сохранности зависит от окружающей среды, т. е. геологических условий, в частности почвы и климата (влажность температуры и пр.). Дерево, кожа, ткани хорошо сохраняются или в воде или в абсолютно сухом воздухе. Сохранность дерева в воде зависит от ее состава и движения. Свая, вбитая в дно реки, разрушается неравномерно. Та ее часть, которая находится в самом дне, разрушается медленно, та же часть, которая возвышается, разрушается быстрее под действием текучих вод, "есущих твердые вещества. Особенно быстро разрушается та ее часть, которая находится на границе воды и воздуха. Дерево, находящееся в земле, богатой подпочвенными водами, сохраняется очень хорошо, особенно если поверхность его обожжена. Так, очень хорошо сохраняется дерево и другие органические вещества в почве Новгорода. Там находят почти неповрежденными целые деревянные срубы, мостовые, канализационные трубы, бочки, сани, кожаную обувь и прочие вещи многовековой давности. Особенно ценными находками являются древние грамоты, написанные на бересте. Хорошо сохраняются органические вещества в свайных поселениях Швейцарии и в других местах. Дерево, кожи и ткани хорошо сохраняются в сухом и неподвижном воздухе. В Египте, в гробнице фараона Тутанхамона, открытой в 20-х годах XX столетия, благодаря отсутствию влаги и отсутствию движения воздуха, почти все вещи очень хорошо сохранились.

Различная окружающая среда оказывает различное действие на материал. В песке вещи разрушаются медленнее, чем в глине; в почве, пропитанной солями, медленнее, чем в почве, не содержащей солей. Хорошо сохраняется органический материал, пропитанный дубильными веществами. Так, в Дании в дубовых гробах были найдены шерстяные одежды и тонкие волосяные сеточки, не подвергшиеся разрушению.

Большое значение для сохранности вещей имеет климат. В сухом климате, например в Египте, хорошо сохраняются все материалы - и органические, и неорганические. Благодаря этому до нас дошло много папирусов, мумий, изделий из дерева, кожи и другие вещи.

Влажный и жаркий тропический климат губительно действует на древности. На археологической карте. Экваториальная Африка до сих пор остается белым пятном в значительной степени потому, что климат все разрушил, не оставив никаких следов. Арктический, сухой и холодный климат действует очень благоприятно. В зонах вечной мерзлоты вещи сохраняются тысячелетиями. В 1901 г. в Сибири, на берегу реки Березовки, притока Колымы, в зоне вечной мерзлоты, был найден труп мамонта, настолько хорошо сохранившийся, что мясо его можно было употреблять в пищу. Сотрудник Академии наук О. Ф. Герц, исследовавший находку, писал: "Мясо выглядело так аппетитно, что у нас явилось желание попробовать его, но все же никто не рискнул этого сделать. Собаки, однако, с жадностью пожирали все, что мы им бросали".

Холод - самый совершенный консерватор археологических древностей. Он сохранил в идеальной неприкосновенности труп мамонта, погибшего за много тысячелетий до сооружения каменных громад египетских пирамид, которые подверглись все же большему разрушению.


Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Так, существует множество пространных надписей, регулирующих отношения между Афинами и их союзниками, например постановление афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-е годы V в. до н. э.) и города Халкиды (445 г. до н. э.). Весьма содержательными являются надписи о законодательно установленных взносах разных городов I Афинского морского союза с 454 по 425 г. до н. э. К концу IV в. до н. э. относится очень важная надпись из Херсонеса (совр. Севастополь), так называемая Херсонесская присяга о государственном устройстве Херсонеса. Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных собраний являются каталоги Британского музея, а также сводка всех кладов греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом в 1973 г. Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. На территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876-1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий). Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади - агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения - орудия труда, оружие, предметы повседневного быта. Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.


Письменные источники Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. В отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобрать действительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять. Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. В свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. В трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот родился в состоятельной семье, получил хорошее образование, принимал участие в политической борьбе в своем городе, был изгнан победившими противниками. Находясь в изгнании, Геродот много путешествовал, объездил почти все страны. Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм. Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества. Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом былПлатон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства. Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена , судебные речи Лисия, торжественное красноречиеИсократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества. Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Вещественные источники во всем их многообразии (от предметов археологии до современных машин и бытовых предметов). Это, кстати, позволяет учесть, что в результате деятельности человека изменялся и растительный и животный мир (флора и фауна). К данному типу можно отнести не только чучела животных, птиц и муляжи плодов, гербарии (выставленные в музеях), но и самих животных, птиц, растения и другие природно-географические источники исторического (искусственного) происхождения.

ПРИМЕР: Орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др. Ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др

Каждая эпоха оставляет за собой след в виде культуры, на основе которой и складывается общественный исторический опыт. Преобладающую часть этих произведений, памятников культуры составляют отнюдь не письменные, а вещественные источники, отображая ту естественную часть, которую мы называем материальной культурой.

Вещи, окружающие нас и наших предков - это предметы созданные человеком для удовлетворения своих многосторонних потребностей. С точки зрения социологии, ни их место в окружающем мире, ни размер не имеют значения; главное - их целесообразность, прямая связь с назначением, т. е. зависимость формы от воли и труда людей. Этот бесконечно многообразный мир (от палки-копалки до космических кораблей) противопоставляется другому миру - миру «не вещей», миру природных объектов

^ Вещественными источниками называются материальные объекты, созданные трудом человека и отражающие информацию о прошлом. Понятие «вещественный источник» является более универсальным по сравнению с категориями «археологический источник», «музейный предмет» или «музейный экспонат». Археологическими источниками называются те предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок. Музейные предметы (экспонаты) -- это вещественные источники, которые находятся в фондах и экспозиции музея. Поэтому вещественные источники включают в себя как археологические источники, так и музейные предметы. Категория «вещественный источник» наиболее близка принятому в западной археологии термину «артефакт» , под которым понимается «любой объект, сделанный или видоизмененный человеком».

Вещественные источники классифицируются по следующим критериям: выполняемой функции, материалу изготовления. По функциональному критерию можно выделить следующие группы: архитектурные сооружения, оружие, орудия труда, мебель, посуда, одежда, обувь, транспортные средства, украшения и др., по материалу изготовления -- каменные и деревянные архитектурные сооружения, каменное, бронзовое и железное оружие и орудия труда и т. д.

Понятие артефакта приближает к пониманию вещественного источника. Ибо последний, являясь носителем социальной информации, включает не только «вещи» в обыденном понимании (то, что имеет определенное функциональное значение), но и то, что мы относим к произведениям искусства.

Артефакты – продукт мировосприятия, представлений людей о том, как объекты должны выглядеть, и как их можно использовать. Каждая культура имеет свои собственные корни, которые диктуют и определяют форму артефактов. Спустя некоторое время возникает разрыв в традиции, усложняющий понимание дошедших до нас вещей. Л.С. Клейн определяет их как «древности» – объект изучения археологии (их еще называют археологическими памятниками). К археологическим памятникам относят ископаемые орудия труда, оружие, одежду, украшения, поселения и остатки отдельных жилищ, надмогильные и культовые постройки, древние архитектурные памятники и т. д. Следует подчеркнуть, что археологи используют письменные и другие источники, позволяющие дополнить и воссоздать мир вещей изучаемого периода.

Изучая и интерпретируя археологические, вещественные памятники, археологи как бы переводят информацию с «языка вещей» в понятную нам знаковую форму – языковую систему, а также систему графической информации.