Урок для начальных классов "правописание не с глаголами". Урок русского языка на тему «Не с глаголами» (5 класс) Урок: не с глаголами. написание -тся и -ться в глаголах

Технологическая карта урока русского языка в 4Б классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Ф.И.О. : Иванова Татьяна Алексеевна
Предмет: русский язык
Класс:

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: первичное закрепление новых знаний учащихся

Тема

«Правописание не с глаголами».

Цель

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Основное содержание темы

формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.

Термины и понятия

Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

Индивидуальная –

Парная -

Групповая -

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Доброе утро, ребята!

Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! (слайд 1)

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Пусть у нас у всех будет хорошее настроение.

И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

А начать урок я предлагаю словами

Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает.

Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.
Марсель Ашар
(слайд 2)

Вы согласны с Марселем Ашаром?

Готовы все к уроку?

Как вы думаете, к какому разделу русского языка будет относиться наш урок?

Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе.

Подготовка класса к работе.

Высказывания учащихся

Правописание

Активными, внимательными, помогать друг другу

Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Разминка для рук. Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к письму.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Запишите сегодняшнее число.

На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (слайд 3)

Запишите, используя данную закономерность.

и иииии…

Какой темой можно объединить слова?

Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

Дружба творит чудеса. (слайд 4)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Эта пословица будет девизом нашего урока.

А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Василий Ключевский. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

− Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Слайды 5-6.)

− Разгадайте анаграмму и ответьте на мой вопрос.

− Что мы знаем о глаголе?

Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд 7)
1.Глагол - это…
б) часть речи
2.Глагол отвечает на вопросы:
в) Что делать? Что сделать?
3.Глагол обозначает:...
в)действия предмета
4.Глагол бывает:
а)совершенного и несовершенного вида
5.Глагол изменяется:
б) по числам и родам
6.Глагол…
а) не употребляется с предлогами
б) с частицей НЕ пишется раздельно
7. В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …
а)сказуемым; грамматическую основу предложения

Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд)

Что значат глаголы для нашей речи?

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Разминка для рук.

Гласная и.

Прописывают закономерность

Приятель, товарищ, друг.

Объяснение пословицы.

Записывают пословицу.

Дружба творит.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

4.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

Работа в парах.

Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.

2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

3.Бросай друга в несчастье.

4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

Что это за предложения?

Вам они понравились?

Почему пословицы звучат бессмысленно?

Перед какой частью речи надо поставить не?

Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.

А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайды 9)

Какие задачи поставим перед собой на уроке? (слайд 10)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. Не забываем, что мы сегодня исследователи.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Составляют пословицы.

Пословицы

Не хватает не.

Предположение детей.

Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно.

Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этогонам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах.

(слайд «План исследований»)

1) Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

(дети работают самостоятельно) Словарная работа.(слайд)

1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)

2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)

3)Военный человек, воин.(солдат)

4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)

5)Желание есть. (аппетит)

6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)

7)Душистый, приятный запах.(аромат)

Ч ерника, ма ляр, с олдат, газет а, аппети т, ц итата, а ромат

Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? ()

-Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд)

Исследование №2.

Какой следующий пункт нашего плана?

Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование в группах и поделитесь своим выводом.

План исследования

1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? (они отвечают на вопросы, являются членами предложения)

2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение)

3. Вспомните о служебных частях речи? (к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.)

Какой будет второй вывод?

Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи . (слайд)

Исследование №3

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3.

1.Прочитайте предложения.

Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.

Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

4. Есть ли в русском языке такие слова? (любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

(если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.

Давайте ещё раз прочитаем и объясним их значение.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидет ь – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось?

Частица не пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не . Если без не

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92.

Какой же смысл придаёт глаголу частица не ? (отрицание)

Алгоритм (слайд)

физкультминутка

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Дети работают в группах по плану

Частицей

Служебной

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так:

ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь;

негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях.

Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ?

- Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите, используя алгоритм.

Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения.

Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями?

Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа

Мало знать, надо и применять.

Р.т. пишем грамотно стр. 32 упр.2

Проверка по эталону. Самооценивание.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок!

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.

Над какой темой мы сегодня работали?

Какую цель перед собой ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?

В чём были трудности?

Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу.

Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.

В самом деле, мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание.

А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами

Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - враг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если без не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, немолодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не глубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, а маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать


УРОК – ИГРА

Тема:

«Правописание

глаголов с частицей не»

Девиз :

«Что умеете хорошего, то не забывайте,

а чего не умеете, тому учитесь…»

В. Мономах

Учитель начальных классов Маринина И.В.

Санкт-Петербург

Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не»

Цели урока:

Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами.

Ход урока:

    Организационный момент

    Подготовительная работа

Урок с игры я начинаю

Всех в части речи превращаю.

1 ряд – местоимение

2 рад – глагол

3 ряд – имя существительное

    Защищайте себя, уважаемые части речи! Составьте рассказ о себе в виде текста-рассуждения.

Защита:

«Я считаю существительное одной из главных частей речи, потому что оно обозначает предмет и т.д. Местоимение само по себе ничего не значит, оно указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их и т.д. Глагол – обозначает действие предмета, его состояние, отвечает на вопросы…, у глаголов никогда не бывает предлогов». (Может идти диалог между детьми)

    Постановка проблемы

    Вы уже знаете, что перед глаголами никогда не стоят предлоги. Но в русском языке, кроме предлогов, есть еще и частицы. Самая распространенная частица не.

1. Обратите внимание на незаконченные пословицы. Добавьте подходящее по смыслу слово – глагол с частицей не.

Друзей и водой … не разольёшь.

Без беды друга … не узнаешь.

Дружбу на деньги… не купишь.

Хорошие друзья в беде… не оставят.

Новых друзей наживай, а старых… не теряй.

    О чем эти пословицы? Как вы их понимаете?

    Нужно всегда следовать этим мудрым советам?

    Обратите внимание на написание выделенных слов.

    Какой смысл вносит частица не? (отрицание) Как пишется?

    Какой вывод можно сделать? (не с глаголами пишется раздельно)

    … (например Коля) предложил такой вывод, но тогда, как быть с такими примерами?

Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Плохо можется, коли нездоровится.

    Тогда, как надо уточнить вывод? (кроме тех случаев, когда слово без «не» не употребляется)

    Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

    Тема урока

Проверьте! учебник стр. 70

    Прочитайте тему урока и правило. Сравните!

    Упражнение №1 нам разыграет ученик.

Что ты в школе натворил?

Я (не)дрался, (не)сорил,

И (не)бегал, и (не)прыгал,

И ногами я (не)дрыгал,

И девчонок (не)дразнил,

И чернила (не)разлил,

(Не)валялся на полу,

Я стоял себе в углу…

    Так за что же он простоял в углу?

Спишите этот текст, раскрывая скобки.

    Каким правилом вы пользовались?

Учитель: Дружит не с глаголом?

Ученики: Нет! Это вовсе не секрет!

Учитель: И глагол дружить не стал.

Ученики: Между ними – ин-тер-вал. (показывают рукой)

2. Придумайте глаголы с частицей не

Запишите! Не ругайтесь, не деритесь,

не стоните, не дразнитесь,

не кричите, не спешите .

(Если закончить этими глаголами любой набор, то получится стихотворение, которое ребята могут продолжить)

Вместе «не» не напишите.

Не бегал, не прыгал,

Не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался,

И стекла не бил.

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал –

Закончи! И вместе с глаголом

Я «не» не писал.

5.Творческая работа

А сейчас посмотрите на доску. Прочитайте.

Сегодня Илья участвовал в соревнованиях. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал устные объяснения, выполнял письменные работы.

    Можно назвать это текстом? Почему?

Задача! Изменить текст, используя частицу «не».

    Что могло произойти? (мог заболеть)

    Может завершаться текст таким предложением?

(Может, но надо добавить несколько предложений, чтобы связать две части)

Оставьте строчку для заглавия. Запишите измененный текст, связав обе части.

У ребят должен получиться, например такой текст.

Сегодня Илья не участвовал в соревнованиях, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья заболел.

Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли, подняли настроение.

Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!

    Из пословиц, выберите ту, которая могла служить названием этого текста.

Хорошие друзья в беде не оставят.

(Второй абзац у всех получится разный)

6. Итог урока

    Что нового вы узнали? Каким правилом пользовались?

На следующем уроке, мы подробнее остановимся на тех словах, без «не» которые не употребляются.

» под ред. Ладыженской Т. А., опорные карточки, плакат «Не с глаголом».

Задачи урока:

1) знать правило написания Не с глаголами;

Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;

2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;

Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;

Употреблять глаголы с Не в речи;

3) на примере художественных текстов воспитывать у учащихся чувство дружбы.

Ход урока

Целеполагание

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах.

Лингвистическая разминка

Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы в парах.

В это время 4 человека получают индивидуальное задание:

1)составить связный рассказ о глаголе по опорным словам (см. приложение № 1 к уроку);

2)воспроизвести схему «Морфологические признаки глагола» (3 человека пишут на листочках).

Слушаем связный рассказ о глаголе.

Дайте рецензию ответа товарища.

Сдайте листочки со схемами.

Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки.

Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь , дочь.

3)Рисуешь , тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

Самопроверка зелёной ручкой.

Проверяем задание, объясняем .

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не С глаголами на практике.

1)Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).

С добрым делом ((не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ((не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение.(1 человек пишет на закрытой части доски).

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Сделайте пунктуационный разбор предложения.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Изучение нового материала

Работа с учебником

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку , которая называется «Сила любви». (См. приложение № 2 к уроку).

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим Лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не В первом предложении и чем - во втором? (Приставкой, частицей).

Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

(Не Является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, Крайнее недовольство .

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.

Работа с учебником

Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Физкультминутка

Продолжаем работу.

Алгоритм «Не с глаголами»

Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?

Да Нет

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, (ненавидеть, негодовать)

Не хочу)

Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Работа с текстом

В заключение нашего урока вам предстоит творческая работа, которая поможет вам научиться использовать глаголы с Не в речи. Для этого мы с вами познакомимся с двумя текстами, которые есть у вас в учебниках. Один текст - на стр.231 («Твой друг» С. М.Михалков ), другой - на стр.233, упр.619).

Осознание и восприятие текста

1)Читаем оба текста выразительно.

2)Определите тему и идею обоих текстов. Но прежде давайте

Вспомним, что такое тема и идея текста?

(Тема - в текстах говорится о друзьях. Идея - тексты учат нас быть настоящими друзьями).

Лингвистический анализ текста

1)Прочитайте глаголы с изучаемой орфограммой в первом тексте.

1)Обоснуйте выбор Не с глаголами.

3)Найдите контрольную орфограмму во втором тексте, где слова даны с пропусками букв и со скобками.

4)С помощью алгоритма докажите выбор написания Не с глаголами.

5)А что вы знаете о написании предлогов со словами? Найдите орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».

6)Как вы определили, какую букву следует писать в безударном личном окончании глагола?

7)Вставьте пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов?

8)Какую букву следует писать в слове «шептать» и почему?

Творческое задание по группам

1 группа: составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Каким Должен быть настоящий друг», используя опорные слова (глаголы с не , данные в упр.620).

2 группа: можно составить не текст, а отдельные предложения или словосочетания.

Кому задание покажется очень сложным, выполните упр.619, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. На выполнение 3-4 минуты.

Проверяем 2-3 готовые работы.

Вывод : чему учились на уроке?

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу не пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Урок закончен. Спасибо за работу. Удачи в учёбе!

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 5

Г. Морозовска

(Ростовская область)

Матвеева Ольга

Ивановна

Приложение № 1

Расскажи о глаголе, используя опорные слова

ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Правописание НЕ с глаголами»

Подготовила: Винникова Л.В.

учитель русского языка и литературы

г. Костанай, 2011

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Цель: — познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;

— развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;

— воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).

Ход урока:

    Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

знать : правила написания НЕ с глаголами;

уметь : правильно писать НЕ с глаголами;

работать: активно.

    Актуализация знаний.

* Фронтальный опрос.

    Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

    Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)

    Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)

    Как определить вид? (по вопросу и значению)

    Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)

    Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)

** Морфологический разбор (по вариантам)

Дюймовочка решила 3 уйти из леса. Она стала 3 искать себе жильё.

    Объяснение новой темы.

У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).

Стихоправило:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

— Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)

Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии .

«Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» - говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»

Упражнение№1: Записываем стихотворение.

НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

    Закрепление.

Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.

Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:

НЕ раздельно НЕ слитно

Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.

А знаете ли вы, что…

Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо -, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:

Записываем: недосолить — пересолить , недооценить свои возможности — переоценить свои возможности .

Следует различать глаголы с приставкой недо -, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до -, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:

Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) — не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. - Дети часто не доедали за обедом свой суп .

Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)

Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

    Контроль знаний.

Тест.

1 вариант

2 вариант

    Выберете раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)житься В) (не)домогает

С) (не)желаю D ) (не)навидеть

    Укажите слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)доумевать В) (не)слышать

С) (не)поехать D ) (не)верить

    В словах (не)увидел, (не)встретил, (не)попрощался – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

    (Не)здоровится пишется…

А) слитно В) раздельно

А) недослушать В) не приготовить

С) неболеть D ) не выполнить

    Выберете слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)живет В) (не)моет

С) (не)сдобровать D ) (не)узнаю

    Укажите раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)здоровится В) (не)волить

С) (не)взлюбить D ) (не)выпить

    В словах (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

    (Не)заморозил пишется…

А) слитно В) раздельно

    Укажите неверное написание НЕ с глаголом:

А) не прочитал В) не зашить

С) недоумевать D ) невыполнить

Вариант/№

    Домашнее задание.

§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).

    Подведение итогов урока.

Приложение №1.

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

Использованная литература:

    Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамұ ра», 2010.

    Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007

    http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html

    http://claw.ru/book11/017.htm

Тема:

Форма проведения: основа карты «Устный урок - 1». Технология БиС.

Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива – 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты

Образовательные:

    расширить знания детей о служебных частях речи

    углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

    вспомнить и закрепить роль частицы не и её раздельное написание с глаголами

    обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

Развивающие:

    развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

    развивать навыки точного употребления глаголов в речи

    побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

    развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

    развивать внимание и память учащихся

    развивать умение слушать товарищей

Воспитательные:

    воспитание культуры учебного труда

    создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

Ход урока

    Организационный момент (2 мин)

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно.

Слушать будем внимательно.

В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, табл.№1.

    Чистописание (5 мин)

Запись в тетради числа. Классная работа.

(Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

Дети: Это служебные части речи.

Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. Они служат для связи слов в предложении.

Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Ответы детей.

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

    Постановка цели урока

Сегодня мы с вами должны вспомнить и закрепить правописание частицы НЕ с глаголами.

Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию. (Учитель вносит изменения в запись)

Учащиеся выполняют задание учителя.

Проверьте, все ли правильно написали

Итак, тема сегодняшнего урока (Учитель записывает на доске):

Правописание частицы НЕ с глаголами .

Дети записывают в тетради.

    Актуализация субъектного опыта учащихся. (7 мин)

Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе, получим свою первую отметку в МПМ

Перекрестный опрос по теме «Глагол» – первая отметка

    Часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Что обозначает глагол?

    Назовите постоянные признаки глагола (спряжение, вид)

    Назовите непостоянные признаки глагола (время, число, род, лицо)

    Сколько временных форм у глагола? Назови.

    Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (все глаголы, что -еть и на –ать, кроме гнать, дышать, держать, обидеть, с лышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть)

    Ко второму спряжению? (все глаголы, что на - ить, кроме брить, стелить, 7 глаголов, что на - еть и 4, что на –ать)

    На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Назови их формообразующие суффиксы. (что делать? Что сделать? ть, чь, ти)

    Глаголы изменяются по ….(числам, родам, лицам, временам)

    Каким членом предложения выступает глагол? (главный – сказуемое)

    Как подчеркиваем сказуемое? (двумя чертами)

    Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают, то он в форме какого времени? (настоящее)

    Назови вопросы будущего времени. (Что сделает? Что будет делать?)

    Как мы различаем виды глагола? (по вопросу и значению: совершенный вид – что сделать ?, значение законченности действия; несовершенный вид – что делать?, значение назаконченности, незавершенности действия).

    Не с глаголами пишется … (раздельно).

    Определи спряжение глагола РИСУЮ (Н.Ф. – РИСОВАТЬ – 1 СПР.

    Определи спряжение глагола ХОЖУ (Н.Ф.-ХОДИТЬ – 2 СПР)

    Какое правило нужно запомнить при написании тся-ться в глаголах? (есть вопросе Ь - ться, нет Ь в вопросе пишем тся)

    Организация восприятия и осмысления новой информации. (5мин)

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

На доске записаны пословицы без НЕ:

Кто … работает, тот … ест.

Семеро одного … ждут.

Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.

Дети: Работает, ест, ждут.

Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

А все ли глаголы пишутся с частицей НЕ раздельно? (нет)

Почему некоторые глаголы пишутся слитно с частицей НЕ? (без частицы НЕ эти слова не употребляются)

Верно.

Опорные слова – вторая отметка

Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение

Негодовать – сильно возмущаться, бушевать

Недоумевать – удивляться

Неволить – принуждать, заставлять делать

Недомогать и нездоровиться – чувствовать себя нездоровым

Невзлюбить - почувствовать сильное нерасположение, неприязнь к кому-либо, чему-либо.

Неистовствовать – проявлять недовольство, возмущение

Мы остановимся на пяти словах, так как они сложные.

Ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, недомогать.

30 секунд на запоминание, 30 секунд на воспроизведение.

    Первичная проверка понимания (3мин)

Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Учитель читает стихотворение В.Агафонова:

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо…
Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

Последние слова дети говорят хором.

Спишите в тетрадь эти пословицы, подчеркните частицу НЕ.

Кто не работает, тот не ест.

Семеро одного не ждут.

    Физкультминутка. (2 мин)

Из-за парт все встали дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Ноги вместе, руки вниз.
Упражненья начались.

Музыкальная физминутка.

Молодцы. Всё, тихо сели, на меня все посмотрели.

    Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (7 минут + 5минут)

Следующее задание самостоятельное, на карточке – третья отметка за правильное выполнение своего уровня и еще одну отметку четвертую за правильное выполнение всех уровней.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)сверкает, (не)годовать, (не)волить, (не)болеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Уровень 3 . Допиши к выражениям глаголы с частицей не

Водой (…) – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть.

Время на выполнение – 7 минут.

Итак, какое правило мы сегодня вспомнили? Приведи примеры.

Интерактивный метод вовлечения учащихся в подготовку и ведение урока.

Создание позитивного настроя учеников (5 мин)

Сегодня мы составим рекомендации, как надо правильно вести себя на уроках.

Посмотрите на экран и придумайте предложения, используя частицу НЕ.

На экране появляются фото детей во время урока:




Ответы детей.

А можно и так составить предложения:

Кадр на экране с предложениями – правилами на уроке:

Не пользуйся телефоном на уроке.

Неспи во время урока.

Не грызи ручку.

Неразговаривай с соседом.

Прочитайте наши правила. Все в них верно?

Нет. Частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

    Анализ. (5 мин) - резерв

Тематический словарный запас.

За 5 минут записать как можно больше глаголов с частицей НЕ. Не забываем и о глаголах исключениях. Норма 44 слова.

    Итог урока (1 мин)

Какова была тема урока?

Какое правило вспомнили и закрепили?

    Оценки. (1 мин)

Норматив выставления оценок в журнал:

    4-5 отметок – 5 баллов

    3 отметки – 4 балла

    2 отметки – 3 балла

    1 отметка – 2 балла

    Домашнее задание. (2 мин)

Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти 5-7 пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника – стр. 151, упр. 397.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Спасибо за урок.

1. На доске написаны пословицы :Слайд №1

- (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- В чужом доме (не) указывают.

- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

-Лодырю всегда (не)здоровится .

Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой. )

А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске.

Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока, используя опорные слова.

Слайду №2.

Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ.

Что вы помните о написании НЕ с глаголами?

Пробуем распределить все глаголы на 2 группы.

Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется.

Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются?

Такие глаголы составляют исключения.

1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

2.На доске написаны слова .

Развернуть доску. Письменно!!!

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради.

Образец: Принуждать,заставлять–неволить

Сомневаться, удивляться -

Возмущаться –

Испытывать чувство вражды –

Болеть, плохо чувствовать

Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола

.Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».

Обратить внимание на морфему и на частицу!!!

3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай.

3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами

и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь.

4. Перед вами белые листочки с предложениями

Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради.

5.Работа в парах

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.