«Учимся читать дома или как развить у детей интерес к чтению. Современные родители хотят, чтобы дети читали

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.

Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»


Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.


Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.


2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.


Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Чтение нескольких книг одновременно - занятие не для каждого, но иногда бывает полезно и необходимо почерпнуть большое количество информации или же одновременно наслаждаться произведениями различных жанров. Переключаясь между книгами, каждая из них остается для вас новой, и это может быть хорошим способом сравнить их. Если не уверены, что читать, начиная несколько книг одновременно, можно принимать решения о выборе одной из них.


Шаги

    Выделите время для чтения. Если вы не читаете ни одной книги, то начав несколько одновременно, вы и вовсе замедлите процесс чтения. Даже если у вас на чтение есть лишь по несколько минут в день, все равно можете переключаться между различными книгами.

    Выберите несколько книг согласно своим интересам и побудительным причинам для чтения.

    • Книги могут быть связаны или не связаны, в зависимости от вашей цели. Если вы исследуете конкретную тему, то они будут, вероятно, связаны. Если вы читаете для забавы, книги могут быть любым выбором, которого вы пожелаете.
    • Выберите книги, которые привлекают вас. Будет проще возвратиться к книге, которой вы наслаждаетесь.
  1. Проверьте каждую книгу. Вы можете прочитать начало (по одному) или предисловие. Посмотрите на оглавление, прочитайте или просмотрите выводы, введения и заключения.

    Начните читать каждую книгу, в то время как ваше внимание к ней свежо. Попытайтесь начать в день, когда принесли ее домой, или в день, когда начинаете проект. Используйте свой свежий интерес, чтобы прочитать большую часть новой книги в первый заход. Полностью посвятите себя чтению каждой книги поочередно. Прочитав больше за первый раз, вы также получите хорошее преимущество.

    • Вы не должны начинать несколько книг в один день, чтобы читать их одновременно. Вместо этого попробуйте принцип "лестницы", приступая к следующей прежде, чем закончите первую.
  2. Разложите книги кругом. Оставьте одну на вашей тумбочке, другую возле обеденного стола и третью в вашей сумке. Читайте ту книгу, которая ближе к тому месту, где вы находитесь. Выбирайте книгу в соответствии с фокусом или настроением, которое вам присуще при посещении того или иного места.

    • Поместите одну в вашей домашней ванной в легкой досягаемости от туалета, особенно если это - научная литература с большим количеством коротких подтем. Вы будете удивлены тем, как часто вы читаете в ванной. Не помещайте ее там, где душ может ее намочить и обязательно во время приема ванны имейте полотенце, чтобы вытереть руки перед тем как касаться страниц. Возможно, стоит предусмотреть полку для книг в ванной комнате.
  3. Смешайте книги различных типов и форматов. Слушайте аудиокнигу в автомобиле, сохраните книгу в мягкой обложке или электронную книгу в вашей сумке, имейте электронные книги на своем iPad и т.д. В зависимости от вашей цели выберите книги по различным предметам, легкие и трудные для восприятия, так, чтобы у вас был выбор для различных мест и настроений. Чтение на различные темы поможет вам дифференцировать книги.

    • Ваш ум может справиться хорошо с восприятием различных книг, прочитанных в один и тот же период времени, но в различных местах. Так, имейте книги для машины или поезда, на работу и с работы, книги для сонного полудня и чтения перед сном, книги для получения инструкций, например, поваренные книги.
    • Следует иметь в виду, что чтение книжного тома с политической подоплекой перед сном пойдет тяжелее, чем чтение в легком жанре. Это еще одно серьезное основание для того, чтобы иметь несколько книг для чтения сразу! Хороший выбор для чтения перед сном - это перечитывание старого избранного, когда вы знаете, чем заканчивается сюжет, и проще отложить книгу, когда вы уже дремлете.
  4. Планируйте время чтения, даже если и не очень строго. Если библиотека или сроки проекта не заставляют вас читать быстрее, все равно обращайте внимание, когда начинаете каждую книгу и как продвигаетесь. Используйте эту информацию, чтобы сохранять фокус на книге.

    Не игнорируйте никакую из книг так долго, чтобы забыть сюжет или в каком месте читали. Книги, которые вы читаете одновременно, должны конкурировать за ваше внимание. Если книга интересует вас намного меньше, чем другие, измените свой подход. Читайте эту книгу отдельно. Читайте эту книгу вместе с другими такого же уровня интереса. Или вообще откажитесь от ее чтения.

    Читайте за один раз, если можете, всю главу или раздел или по крайней мере найдите хорошее место для остановки. Чтение всего раздела за раз поможет вам сохранять непрерывность, когда вы перейдете от одной книги к другой книге. Чтение одного или двух более коротких разделов книги за раз может также помочь лучше понять трудные для восприятия тексты.

    Пусть ваш фокус и предпочтения ведут вас. Если вы оказались захвачены книгами и испытываете желание продолжать дальше, идите вперед. Читайте книгу, которую вы в состоянии читать в данном настроении.

    Читайте трудную книгу, используя в качестве вознаграждения забавную книгу. Почитайте некоторое время забавную книгу после того, как пройдете через трудной книги.

    Делайте заметки в ключевых местах по мере чтения или отмечайте страницы, которые вы должны будете найти снова для проекта.

    Попытайтесь посвящать чтению концовок больше времени и на время уделять меньше внимания другим книгам. Окончания в беллетристике часто - самая интенсивная часть истории. В научной литературе они обычно содержат выводы, заключения и другую важную информацию. Так или иначе попытайтесь читать с большей непрерывностью ближе к концу.

  5. Библиотека - великолепное место, чтобы получить книгу на пробу, особенно если вы не уверены, что хотите читать.
  6. Делайте письменные заметки при чтении книг исследовательского характера. Вставляйте свои примечания как закладки. Если вы записали что-то, это поможет вам восстановить свой ход мыслей и вспомнить прочитанную информацию. Маленькие эскизы также могут помочь, если вы сможете потом в них разобраться.
  7. Если предпочитаете, можете читать много книг последовательно, особенно если параллельное чтение не приемлемо для вас.
  8. Подсчитайте, сколько книг вы можете одновременно комфортно читать. Начните с двух или трех книг и увеличьте число, когда приобретете опыт переключения между книгами.
  9. Читайте вместе о несвязанных предметах, жанрах и идеях. Это может помочь вам дифференцировать книги. Кроме того, это может иногда приводить к комбинации, которую вы иначе не рассмотрели бы. Воспользуйтесь возможностью, чтобы исследовать различные темы одновременно.
  10. Предупреждения

  • Особенно при чтении многочисленных книг жанра беллетристики, выберите те, сюжеты которых происходят в различные периоды, или имеют абсолютно различные темы, чтобы избежать путаницы персонажей и сюжетных линий.
  • Держите в голове даты и сроки начала и окончания чтения, если они установлены.
  • Примите меры предосторожности, чтобы не потерять и не повредить библиотечные книги.

Хотя ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех в школе. Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов.

Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый изображённый предмет. Если они привлекают вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину.

Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.

Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!

Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ

РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, они всё больше уходят в прошлое.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.

«Книги не говорят, да правду сказываю»,

«С книгой поведешься – ума наберёшься»,

«Хорошая книга – лучший друг».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Игры с книжками

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет - наградой ему будет прочтение этой книги,

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть ил­люстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравив­шийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, на­пример: про Колобка.

Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например: лиса поругала Ко­лобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг - ив другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Мо­жет, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).

Памятка для родителей

♦Наполните день ребенка потеш­ками, прибаутками, уговорками, при­говорками.

♦Введите обязательный ритуал чте­ния книг перед каждым тихим часом (перед сном).

♦Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после пол­дника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребен­ку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день

Как научить ребенка беречь книги:

Не делать в книге пометок, под­писей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам».

Как обсуждать с ребенком про­читанную книгу

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произ­ведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рас­сказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запом­нились?

Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой мо­мент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен распола­гаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книж­ки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиться облизыванием и бессмыс­ленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми по­тешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появля­ется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ре­бенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки дет­ских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе кни­га может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вы­резать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет ма­лышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем много­граннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться рас­ширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печат­ного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится чи­тать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представле­ния о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Читайте и рассказывайте детям

Песенки, потешки, заклички. " Наши уточки с утра...", " Пошел котик на Торжок...", " Наша Маша маленька...", Чики, чики, кички...", " Огуречик, огуречик...", " Солнышко, ведрышко...".

Фольклор народов мира

" Три веселых братца"пер. с нем. Л. Яхнина; " Бу-бу, я рогатый", лит. обр. Ю. григорьева; " Котауси и Мауси", англ., обр. К. Чуковского; " Ты, собачка, не лай..", пер. с молд. И Токмаковой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. " Мишка", " Грузовик", " Слон", " Лошадка"(из цикла " Игрушки") , " Кто как кричит"; В. Берестов " Больная кукла ", " Котенок"; С. Маршак " Сказка о глупом мышонке"; Н. Саконская " Где мой пальчик?"; П. Барто "Девочка-ревушка"; А. Введенский " Мышка"; Г. Сапгир " Кошка"; К. Чуковский " Федотка"," Путанница".

Сказки.

Рус. нар. сказка " Колобок", " Репка"; " Теремок" , обр. М. булатова; "Маша и медведь", обр. М. Булатова; " Козлятки и волк" , обр. К. Ушинского.

Проза. Л.Толстой " Спала кошка на крыше", " Был у Пети и Миши конь"; Л. Толстой " Три медведя"; В. Сутеев " Кто сказал " мяу""; Н. Павлова " Земляничка".

Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян " Все спят", " Маша обедает"пер. с арм. Т. Спендиаровой; П.Воронько " Обновки", пер. с укр. С. Маршака; Ч. Янчарский " В магазине игрушек", " Друзья" (из книги " Приключения Мишки Ушастика), пер.с польск. В Приходько.

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Читаем книжки вместе!»

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

История начинается. Не торопитесь и не читайте слишком быстро. Пусть ваши слова станут медленным и нежным потоков, который льется со страниц. Если вы хорошо знаете сюжет истории, то время от времени отрывайтесь от книги, посмотрите на малыша, на его реакцию на услышанное. Если ребенок во время вашего чтения начинает отвлекаться, можно остановиться на время, дать возможность ребенку успокойся и при этом не упустить деталей повествования. Чтение не должна вас обязывать начинать обсуждение прочитанного сразу после того, как закончилось повествования. Стоит позволить в первую очередь именно ребенку высказаться по теме книги, это даст ему возможность составить собственное мнение и продемонстрировать его. А если ребенок начинает «дописывать» историю, придумывать альтернативный сюжет, не мешайте ему, просто послушайте и, доверившись детской фантазии, попробуйте стать соавтором новой интересной истории.

Дети в любом возрасте очень любят, когда им читают сказки. Но лучше всего их не читать, а рассказать ребенку. Для детей сказки – это театр, это маленькое путешествие в страну фантазий. Особенностью детской психики является способность воспринимать и представлять себе образ, который рисуют им родители, читая или рассказывая сказку.

Перед чтением необходимо предоставить ребенку возможность самому выбрать ту или иную книгу, которая для него наиболее интересна. Даже если он в который раз предпочитает одну и ту же сказку, необходимо снова прочитать ему это произведение. Повторяющийся выбор говорит о том, что конкретная книга дает ребенку необходимую информацию для развития, и при чтении в сознании ребенка происходит какая-то работа. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию и побуждает ребёнка к сочинительству. В своих сказках и рассказах ребенок проявляет себя справедливым, защищает обиженных и слабых, наказывает зло.