Тренировочный вариант по русскому языку в формате егэ. Роль детства в формировании личности. Сочинение на ЕГЭ. Примеры Суровые требовательные годы совпали для нас

Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. 3а всё подростки брались сами. Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?

Сочинение

Пожалуй, ни для кого не секрет, что именно в детские годы формируется личность человека, его интересы, предпочтения и отношение к окружающему миру. Недаром в данном тексте В.Песков поднимает проблему роли детства в судьбе человека. Автор рассказывает о «военных мальчишках», которые в сложные годы умели делать многое. Они умело выполняли хозяйственные дела, читали книги и тем самым формировали в себе наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. Кроме того, В.Песков говорит о том, что каждый подросток должен трудиться, получать «уроки мужества», которые «надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе»). Ведь человек должен уметь решать жизненные задачи и уметь справляться с ними в случае необходимости.

Авторская позиция заключается в том, что детство и то, чем человек занимается в этот период, какие жизненные уроки получает – все это влияет на его личностное становление, учит необходимым знаниям, которые пригодятся в будущем. Я, конечно же, согласен с позицией автора, ведь действительно все то, что мы узнаем на своем опыте из детства, впоследствии отражается в нашей взрослой жизни.

В качестве аргументации обращусь к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Андрей Болконский вырос в семье военного человека. Вследствие этого герой с самого детства знал о разных тактиках и стратегиях ведения боев, обладал отличной военной подготовкой. Именно поэтому, став взрослее, герой проявил себя в ходе войны с французами. Все его лучшие качества, такие как доблесть, честь, достоинство, безусловно, пришли из детства, в котором герой заложил основы формирования своей личности.

Вспомним также В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором главный герой в своем детстве обманул бабушку и тем самым получил большой жизненный урок. Он, отправившись в лес за ягодами, собрал лишь совсем немного, а всю остальную корзину заполнил травой. Его бабушка на следующий день отправилась продавать ягоды на рынок, а мальчик так и не успел сообщить ей об обмане. И это действие мальчика, которые было вызвано, скорее, детской шалостью, а не подлыми намерениями, очень сильно повлияло на формирование его личности. И наверняка все это повлияет на его взрослую жизнь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что детство действительно играет большую роль в судьбе человека. Оно оказывает огромное влияние на становление ребенка и его будущую жизнь.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы -это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец... (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД1 их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили (18) Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

(По В. Пескову*)

Показать текст целиком

Какова роль детства в жизни человека? Именно эту проблему поднимает в тексте Василий Михайлович Песков.

Автор обращается к актуальной социальной проблеме. Советский писатель рассказывает о суровом военном времени, которое оказалось «главной школой жизни» для подростков. Пять сверстников смогли научиться многому на войне , когда была необходима помощь даже от самых малых. Мальчики «умели косить, подшить валенки, вставить в ведерко дно, почистить дымоход в печке». Но журналист не жалеет об этих событиях и о своей судьбе, понимая, как война подготовила младшее поколение к дальнейшей жизни. Также Василий Михайлович рассуждает о том, что дети и в настоящее мирное время должны учиться мужеству, труду, бесстрашию. В.М.Песков отмечает, что «в нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Автор считает, что с детства ребенка необходимо приучать к преодолению трудностей. Дети должны быть готовы к предстоящим нелегким случаям, ситуациям и уметь находить решения на любую, казалось бы, невозможную задачу.

Я полностью разделяю мнение советского писателя. Именно от воспитания зависит дальнейшее формирование характера, мировоззрения, ценностей, идеалов. Детство отражается в любом из нас и оставляет неизгладимый опечаток на дальнейшую жизнь .

Данная проблема волновала многих велик

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3) (…) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.

2) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

3) Тяжелая работа на каменоломнях оплачивалась, поэтому такую работу крестьяне считали благом: она не позволяла им умереть с голода.

4) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

5) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово ( сочетание слов ).

таким образом следовательно потому что причём да и

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД, -а, м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. 3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н.

4) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

надОлго надЕленный укрепИт понЯв красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.

В июле стояла жара, и, когда по зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли ЖИВУЧЕЙ влаги, вся природа встрепенулась и потянулась навстречу дождю.

Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.

На летние месяцы школьников отправляют в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь, одно из основных направлений деятельности которого - изучение иностранных языков.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ НАИБОЛЕЕ удачно СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками ЕХАЙ прямо ДВЕСТИ четвёртый

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания

6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.

7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.

9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода.


8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

г..рдиться прил..гательное ч..рующий бл..городный сокр..щение

9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

и..коверкать, бе..жизненный

пр..мудрый, пр..образовать

пр..брежный, пр … кратить

во … хождение, бе … рассудный

н … рекание, пр … гулка

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

памятл...вый обозр … вать перешаг...вать милост..вый раскра..вать

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Я

сруб...шь независ...мая движ … мый разве … нный извлека … мый


12. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

(не)исправленная вовремя ошибка;

(не)вспаханное осенью поле;

(не)дописанный роман

решение (не)продумано

отнюдь (не)громко

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ДАЛИ показался катер, (ПО)ЭТОМУ встречающие начали подтягиваться к причалу.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невыносимо душно.

КОГДА(ТО) Архип Петрович довольно хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в себе ещё много загадок.

На улице было (ПО)ОСЕННЕМУ холодно, (ПО)ЭТОМУ мы все надели тёплые куртки.

14. Укажите цифры , на месте которых пишется Н.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.

2) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.

3) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.

4) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

5) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Вера (1) отпрянув от озарённого ярким светом окна(2) испуганно(3) смотрела по сторонам(4)и(5)быстро(6) отошла к столу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) конечно (2) он возьмётся за ум, из него и вправду (3) может (4) выйти неплохой работник.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...

(7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди.

(17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили.

(18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит.

(21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.

(23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует .

(По В. Пескову *)

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казанский собор (1) к фасаду (2) которого примыкает колоннада из 96 колонн(3) выходит на Невский проспект.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.

20. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) С детства ребёнка необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей.

2) В военное время ребята не ходили в школу, но много читали.

4) Ребята знали, что через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? Укажите номера ответов.

2) В предложениях 1-2 представлено описание.

3) В предложениях 18-20 представлено повествование.

4) В предложениях 23 - 25 представлено рассуждение.

5) Предложения 5 и 6 поясняют содержание предложения 4.


22. Из предложений 23-24 выпишите метафору.(словосочетание)

23. Среди предложений 18 - 25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. « Описывая прошлое, В. Песков использует лексические средства выразительности: (А)_______( « суровые, требовательные годы » ) и (Б) ________( « прорастало из детства » , « уроки мужества » ). Автор приглашает читателя к совместному размышлению, прибегая к (В) ________(предложения 18-19). Использование такого синтаксического средства, как (Г)__________(предложения 6, 19, 23), позволяет В.Пескову во всей полноте представить читателю мир своего детства » .

Список терминов:

1) эпитеты

2)однородные члены предложения

4) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

5) восклицательные предложения

3) риторические вопросы

8) метафора

6) цитирование


Основные проблемы

1. Проблема роли детства в формировании личности. (Что «прорастает» из детства? Являются ли военные детские годы главной школой жизни?)

I. Именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности.

задания

Ответ

причём

наделённый

живительной

поезжай

прилагательное

премудрыйпреобразовать

обозревать

развеянный

недописанный

когдатопофранцузски

Урокимужества

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.

Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».

Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.

Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.

Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».