Трагическое в произведении собачье сердце. Трагическое и Комическое в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца. булгакова «собачье сердце» и «роковые яйца»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук Комическое и трагическое в творчестве М.Булгакова (К 125-летию со дня рождения. М. А. Булгакова) Новосибирск-2016

2 Содержание Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы 2 Булгаков: персонажи, прототипы, произведения 5 Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы 1. Акимов, Владимир Михайлович. Свет правды художника: перечитывая М. Булгакова: размышления, наблюдения, полемика / Владимир Акимов. - Санкт-Петербург: Ладога, с. : ил. ; 20 см экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/А391 Ч/з Боборыкин, Владимир Георгиевич. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов / В.Г. Боборыкин. - Москва: Просвещение, с., л. ил. - (Биография писателя). - ISBN Г кх Бояджиева, Людмила Владиславовна. Москва булгаковская / Людмила Бояджиева. - Москва: Олимп, с. : ил. ; 21 см экз. - ISBN (Астрель) в пер.). - ISBN Ш5(2=Р)7/Б869 Ч/з3 4. Булгаков без глянца / проект, [сост. и вступ. ст.] П. Фокина. - Санкт- Петербург: Амфора, с. ; 21 см. - (Без глянца). - Библиогр.: с экз. - ISBN (в Ш5(2=Р)7/Б907 Ч/з3 5. Варламов, Алексей Николаевич. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. - Москва: Молодая гвардия, с., л. ил. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ; вып. 1339(1139). - Библиогр. в примеч.: с Библиогр.: с экз. - ISBN Ш5(2=Р)7/В182 Ч/з Галинская, Ирина Львовна. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях: сб. науч. тр. / И. Л. Галинская; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - Москва: ИНИОН, с. ; 21 см. - (Серия "Теория и история культуры"). - Библиогр.: с экз. - ISBN: 30 р. Г кх

3 7. Качурин, М. Г. Вот твой вечный дом... : Личность и творчество М. Булгакова: Кн. для юношества / М.Г. Качурин, М.А. Шнеерсон. - Санкт-Петербург: Папирус, с. - ISBN: Б. ц. Г кх Мягков, Борис Сергеевич. Булгаков на Патриарших / Борис Мягков. - Москва: Алгоритм, с., л. ил. : ил. ; 21 см. - (Литература с географией). - Библиогр.: с, библиогр. в примеч.: с экз. - ISBN (в пер.) : 150. Ш5(2)/М990 Ч/з3 9. Неизвестный Булгаков / [Сост. и коммент. В. Лосева]. - Москва: Кн. палата, с. : ил. - (Из рукописного наследия). - ISBN X: Б. ц. Г кх Новиков, Василий Васильевич. Михаил Булгаков - художник: монография / В.В. Новиков. - Москва: Моск. рабочий, с. - ISBN: Б. ц. Г кх Панфилов, Алексей Юрьевич. Загадка "АИР" : неизвест. страницы творч. биогр. М. А. Булгакова 1920-х гг. / А. Ю. Панфилов. - Москва: Спутник+, с. ; 21 см экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/П167 Ч/з3 12. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / Виктор Петелин е изд., доп. - Москва: Центрполиграф, с. : портр. ; 21 см. ; л. ил. : факс экз. - ISBN (в пер.) : 420 р. Ш5(2=Р)7/П291 Ч/з3 13. Рыжкова, Татьяна Вячеславовна. Диалоги с Булгаковым: [кн. для учителя] / Т. В. Рыжкова. - Санкт- Петербург: САГА: Азбука-классика, с. ; 21 см. - (Методический мастер-класс). - Библиогр.: с экз. - ISBN: 60 р. Г кх Сахаров, Всеволод Иванович.

4 Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы: [сборник] / В. И. Сахаров. - Москва: Жираф, с. : ил. ; 22 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С221 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Булгаков. Мистический Мастер: / Б. В. Соколов. - Москва: Вече, с. : ил. ; 21 см. - (Человек-загадка) экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 16. Соколов, Борис Вадимович. Булгаков: персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья: энциклопедия / Б. В. Соколов. - Москва: Эксмо, с. : ил. ; 24 см. - (Энциклопедии великих писателей) экз. - ISBN (в пер.) :. Ш5(2=Р)я20/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Булгаков: энциклопедия / Б. В. Соколов. - Москва: Эксмо, с. : ил. ; 24 см. - (Энциклопедии великих писателей). - Имен. указ.: с Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 390 р., р. Ш5(2=Р)я20/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. - Москва: Вагриус, с. ; 22 см экз. - ISBN (в пер.) : Ш5(2)/С594 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Михаил Булгаков: загадки творчества / Борис Соколов. - Москва: Вагриус, с. ; 22 см экз. - ISBN (в Г кх Творческая личность в публицистике и прозе Михаила Булгакова: учебное пособие / Иркут. гос. ун-т; сост.: С. Р. Смирнов [и др.]. - Иркутск: Издательство ИГУ, с. ; 21 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN: Б. ц. вр2015 Ш5(2=Р)7/Т285 Ч/з3 21. Черкашина, Марина Викторовна. Михаил Булгаков: в строках и между строк / М.В. Черкашина. - Москва: Диалог-МГУ, с. - ISBN: Б. ц.

5 Г кх Яблоков, Евгений Александрович. Художественный мир Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. - Москва: Языки славян. культуры, с. - (Studia philologica). - ISBN: 150 р. Д кх Яновская, Лидия Марковна Записки о Михаиле Булгакове: биография отдельного лица / Л. Яновская. - Москва: Параллели, с., л. ил. ; 22 см. - Имен. указ.: с экз. - ISBN (в пер.) : 150 р. Д кх Булгаков: персонажи, прототипы, произведения 24. Белобровцева, Ирина. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" : комментарий / Ирина Белобровцева, Светлана Кульюс. - Москва: Кн. клуб "36.6", печ, с. ; 22 см. - Библиогр.: с Указ. имен: с экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. Ш5(2=Р)7/Б435 Ч/з Бузиновский, С. Б. Тайна Воланда: опыт дешифровки / Сергей Бузиновский, Ольга Бузиновская. - Санкт-Петербург: Лев и Сова, с. ; 22 см экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. На пер. 1-й авт.: О. Бузиновская Ш5(2=Р)7/Б904 Ч/з Булгаков, Михаил Афанасьевич. Белая гвардия: роман; Дни Турбиных; Бег: пьесы: / Михаил Булгаков. - Москва; Тверь: Мартин, 2015 (Тверь) , с. ; 20 см. - (Избранная культовая классика) экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. ц. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 27. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Бег: [сборник: 16+] / Михаил Булгаков. - Москва: Эксмо, с. ; 21 см. - (Крым). - Содерж.: Белая гвардия: ранняя редакция последней главы романа "Белая гвардия" ; Бег; Жизнь господина де Мольера; рассказы: Необыкновенные приключения доктора; Красная корона; Китайская

6 история; Налет; Богема; В ночь на 3-е число экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. ц. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 28. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 1: Записки юного врача; Записки на манжетах; Рассказы; Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Белая гвардия с. - ISBN Б. ц. Б907/N1 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 2: Жизнь господина де Мольера; Записки покойника: Театр. роман; Мастер и Маргарита с. - ISBN Б. Б907/N2 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Избранные сочинения [Текст] : в 3 т / М.А. Булгаков. - Москва: [б. и.] Т. 3: Пьесы с. - Содерж.: Полоумный Журден; Дон Кихот; Дни Турбиных; Зойкина квартира; Багровый остров и др. - ISBN Б. ц. Б907/N3 кх Булгаков, Михаил Афанасьевич. Малое собрание сочинений / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, с. ; 22 см. - Содерж.: Мастер и Маргарита: роман; пьесы х годов: Зойкина квартира: пьеса в 4 актах; Александр Пушкин: пьеса в 4 д. ; Иван Васильевич: пьеса в 3 актах; проза 20-х годов: Морфий; Записки на манжетах; Дьяволиада: повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя; Роковые яйца: повесть; Собачье сердце: чудовищная история экз. - ISBN (в пер.) : вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 32. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита: / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, с. ; 21 см. - (Мировая классика) экз. экз. - ISBN вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 33. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Полное собрание романов и повестей в одном томе / Михаил Булгаков. - Москва: Эксмо, с. ; 22 см. - (Полное собрание сочинений). - Содерж.: романы: Белая гвардия; Жизнь господина де Мольера; Театральный роман (Записки покойника) ; Мастер и Маргарита; повести:

7 Записки юного врача; Морфий; Записки на манжетах; Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце экз вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 34. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце: повесть, рассказы, фельетоны: / Михаил Булгаков. - Москва: Э, 2015 (Ульяновск) , с. ; 21 см. - (Русская классика). - Содерж.: Собачье сердце; рассказы, фельетоны: Неделя просвещения; Торговый ренессанс; Спиритический сеанс; Москва красноказарменная; Похождения Чичикова; N 13-дом Эльпит-Рабкоммуна; Столица в блокноте; Чаша жизни; В школе городка III Интернационала; 1-я детская коммуна, и др экз. экз. - ISBN (в пер.) : Б. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 35. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений в одной книге / Михаил Булгаков; [вступ. ст. и коммент. И. Сухих; худож. Н. Переходенко]. - 2-е изд., доп. - Белгород; Харьков: Клуб семейного досуга, с. : ил. ; 22 см. - Содерж.: Театральный роман: (записки покойника) ; Записки юного врача. Морфий; Дьяволиада: повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя; Роковые яйца; Собачье сердце: чудовищная история; Жизнь господина де Мольера; Тайному другу; Мастер и Маргарита; Черный маг; Копыто инженера: черновики; рассказы: Ханский огонь; Я убил; главы романа "Мастер и Маргарита" (дописанные и переписанные в гг.) экз. вр (2Рос=Рус)6/Б907 аб 36. Королев, Анатолий Васильевич. Обручение света и тьмы: о романе "Мастер и Маргарита" и Михаиле Булгакове: эссе / Анатолий Королев. - Москва: Издательство Литературного института, с. ; 21 см. - Библиогр. в примеч. в конце ст экз. Ш5(2=Р)7/К682 Ч/з3 37. Лесскис, Георгий Александрович. Путеводитель по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. Лесскис, К. Атарова. - Москва: Радуга, с. : ил. ; 25 см. - Указ. имен и произведений: с Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 210 р. Ш5(2=Р)7/Л512 Ч/з Соколов, Борис Вадимович. Расшифрованный Булгаков: тайны "Мастера и Маргариты" / Борис Соколов. - Москва: Эксмо: Яуза, 2010 (Гатчина, Ленинградская область). -

8 603, с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN (в пер.) : 270 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 39. Соколов, Борис Вадимович. Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия" / Борис Соколов. - Москва: Эксмо: Яуза, с. ; 21 см. - (Белая гвардия. Главная телепремьера сезона!) экз. - ISBN (в пер.) : 90 р. Ш5(2=Р)7/С594 Ч/з3 40. Степанян, Елена Грантовна. О Михаиле Булгакове и "собачьем сердце" / Е. Г. Степанян. - Москва: Оклик, с. ; 17 см. - ISBN: 30 р. Ш5(2=Р)7/С794 Ч/з3 41. Сутормин, Виктор Николаевич. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты: [о романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"] / Виктор Сутормин. - Москва: Центрполиграф, с., л. ил. : ил. ; 21 см. - (Путебродитель) экз. - ISBN (в пер.) : 300 р. Т3(2)/С906 Ч/з3 42. Филатьев, Эдуард Николаевич. Тайна булгаковского "Мастера..." / Эдуард Филатьев. - Санкт- Петербург: Азбука, с. ; 21 см экз. - ISBN (в пер.) : 270 р. Ш5(2=Р)7/Ф518 Ч/з3 43. Якимова, Анастасия Викторовна. Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М. А. Булгакова "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич" / А. В. Якимова; Минобрнауки России, Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т. - Комсомольск-на- Амуре: Издательство АмГПГУ, с. ; 20 см. - Библиогр.: с экз. - ISBN: 60 р. Ш5(2=Р)7/Я453 Ч/з3 44. Яновская, Лидия Марковна. Последняя книга, или Треугольник Воланда: с отступлениями, сокращениями и дополнениями / Лидия Яновская. - Москва: ПРОЗАиК, с. : ил. ; 25 см экз. - ISBN (в пер.) : 390 р. Ш5(2=Р)7/Я646 Ч/з3


Иркутский государственный технический университет Научно-техническая библиотека Отдел художественной литературы Мастер многообразия Каталог книг Иркутск 2011 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 1940) Родился

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (К 125-летию со дня рождения) Б43 Белозерская-Булгакова, Л.Е. Воспоминания / Л.Е. Белозерская-Булгакова.

Булгаков М. А. Произведения. Литература из фонда абонемента 1. Булгаков Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений. В 10т.: повести, рассказы, фельетоны, очерки. 1919-1924. Т.1: Дьяволиада / Булгаков Михаил

1 Фольклор. Художественная литература 1. Ш6(2Р)6 Б907 Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891-1940). Жизнь господина де Мольера / М. Булгаков; коммент. Г. Н. Бояджиев. - 3-е изд. - Москва: Молодая гвардия,

Список литературы к обзору, посвящённому 130-летию со дня рождения советского поэта, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского 1. A695695 Чуковский, К. И. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1 / К. И. Чуковский

386 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ РАБОТ Н. Н. СКАТОВА Хроника жизни и творчества / сост. : Н. Н. Скатов, К. И. Тюнькин; вступ. ст. Н. Н. Скатова. М. : Издат. центр «Классика», 2008. 536 с. Чехов А. П. Ваш

К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина: рекомендательный библиографический список. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой

Распутин Валентин Григорьевич (1937-2015). Произведения писателя и литература о нём из фондов библиотеки ТОГУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Распутин, Валентин Григорьевич. Собрание сочинений: в 3 т. / Распутин Валентин

Список экспонируемой литературы к выставке «Мастер психологического портрета» (А. И. Куприн) 1. 934625, 934890 Куприн, А. И. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. Произведения 1889-1896 / А. И. Куприн; вступ.

Список экспонируемой литературы к выставке «Сложность простоты», посвящённой 155-летию со дня рождения А. П. Чехова 1. A696811, A697217, A697218, A697219, A697220, A697221 Чехов, А. П. Полное собрание

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968). Произведения писателя и литература о нём из фондов библиотеки ТОГУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Паустовский, Константин Георгиевич. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1-9

Московский государственный институт культуры Информационно-библиотечный центр Ж Е Н Щ И Н Ы В Е Л И К И Х М У Ж Ч И Н 8Р1.3/8(с)Р Ж 42 Жданов, В. А. Любовь в жизни Льва Толстого / В. А. Жданов. - М. :

Михаил Булгаков писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман «Мастер

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ Искусство Январь 2015 года 1. 85 Ш 54 Шехтер, Татьяна Ефимовна. Искусство как пространство смыслов. : Избранные работы по теории и истории искусства

Экспонируемая литература к выставке «ВЕЛИКАН ПО ИМЕНИ ЧУКОША» Произведения К. И. Чуковского 1. А695695 Чуковский, К. И. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 1. Произведения для детей / К. И. Чуковский; сост.,

Список книг к выставке: «Неизвестная война» 63.3(2)52 А 18 Августейшие сестры милосердия: [сборник архивных документов и воспоминаний / авт.-сост. Н. К. Зверева]. Москва: Вече, 2006. 461, с.,

Список экспонируемой литературы к выставке «Человек есть тайна» (к 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского) 1. Айзерман, Л. Достоевский профильный и непрофильный / Л. Айзерман // Литература в школе.

1 Алексей Константинович Толстой. Литература в наших фондах ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Толстой, Алексей Константинович. Т. 1. - 1980. - 495, *1+ с. 2. Толстой, Алексей Константинович. Т. 2. - 1980. - 397, *3+ с.

Список экспонируемой литературы к выставке «В мире русской литературы» 1. N000106 А. Блок. Тайный жар [Видеозапись] : учеб. пособие / стихи А. Блока читает Б. М. Бим-Бад. Москва: УРАО-студия, 2002. 1

1 Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения и литература о писателе из фондов библиотеки ТОГУ Произведения 1. Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений *Текст+ / Вересаев Викентий Викентьевич; В. В.

Список литературы к выставке «Прерванный полёт» к 75-летию В. С. Высоцкого из цикла «Литературные юбилеи» 1. Аннинский, Л. А. Вечная разгадка: Владимир Высоцкий / Л. А. Аннинский // Барды: сб. биогр.

1 Литературоведение 1. Ш5(2Р)6 Б124 Бабенко, Наталья Григорьевна. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна / Н. Г. Бабенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Либроком, 2010. - 304 с.; 21 см

Список экспонированной литературы к выставке «Марина Ивановна Цветаева. 125 лет со дня рождения» 1. A874675 Айзенштейн, Е. О. Борису Пастернаку - навстречу! Марина Цветаева. О книге М. Цветаевой "После

Список экспонируемой литературы к выставке «Непримиримый враг самодержавия», посвящённой 175-летию со дня рождения Д. И. ПИСАРЕВА (1840 1868), русского публициста, литературного критика 1. A973507, A973508

Список литературы к выставке «Антология детства», посвященной 180-летию со дня рождения Марка Твена, американского писателя. 1. 780952, 729395, 780529, 780951, 780953, 782333, 784905, А360795, А760182

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

83.3(2=411.2)5 Ж91Журавлева, Анна Ивановна. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Журавлева, Анна Ивановна; А.И. Журавлева, М.С. Макеев. - М. : Изд-во

Список литературы Doc_Id 334 68 3 689 4 33489 5 35685 6 35985 3648 8 4440 9 433439 Пол. индекс Авт. знак 63.3(Р)46 С89 83.84(=4.)5 Б3 83.84(=4.)53-4 Б95 84(=4.)6-46 Т55 63.3()5.-8 Г39 63.3()4-33 К 4.00.5

9 сентября 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого 28.08 (09.09) 1828-7(10).11.1910 Лев Николаевич Толстой один из самых известных писателей и философов в мире, участник

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Универсальный читальный зал Наталья Столярова в пространстве Солженицына

87.3(2) А 35 Азаренко, Е. К. Мировоззрение М. В. Ломоносова [Текст] / Е. К. Азаренко; М-во высш. образования СССР, Белорус. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Минск: Изд-во БГУ, 1959. - 268, с. : портр.

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Универсальный читальный зал «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ»

1 Фольклор. Художественная литература 1. Ш6(2Р)6 А872 Архангельский, Александр. Тем временем: телевизор с человеческими лицами: [худ. публицистика] / А. Архангельский. - Москва: Аст: Астрель, 2010.

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Научно-педагогическая библиотека Отдел обслуживания, документохранения и библиографической работы Библиографический

«Могучий талант России» - 145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1 апреля 1873-1943) Подготовила: главный библиотекарь отдела обслуживания в Институте культуры и искусств Писарева М.Е.

Виртуальная книжная выставка «Писатели и поэты - юбиляры октября 2019» отдел обслуживания Учебный корпус Арбат 2 октября 2019 года - 115 лет со дня рождения Грэма Грина (1904-1991), английского писателя

Список экспонируемой литературы к выставке «Адвокат человечества», посвящённой 205-летию со дня рождения Чарльза Диккенса (1812 1870), английского писателя 1. 468991 Диккенс, Ч. Собрание сочинений. Т.

Список экспонируемой литературы к выставке «Василий Шукшин», посвящённой 90-летию со дня рождения русского советского писателя (1929 1974) Произведения В. М. Шукшина 1.А682268 Шукшин, В. Собрание сочинений.

Памяти Валентина Распутина (1937-2015)... Библиографический список 1. Боборыкин, Владимир Георгиевич. Испытание делом [Текст] : сборник статей / В. Г. Боборыкин. - М. : Сов. писатель, 1986. - 240 с. 2.

Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики ГУК «Национальная библиотека Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии Центр формирования

Список экспонируемой литературы к выставке «Художник и время», посвящённой 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. 1. А287686, А286166 Паустовский, К. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. Романы и повести

Список изданий, представленных на выставке, посвященной 80-летию со дня рождения Галины Николаевны Антоновой Антонова Г. Н. Чернышевский и Добролюбов о типе лишнего человека / Г. Н. Антонова // Научный

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР «Он баснями себя прославил» Иван Андреевич Крылов (1768 1844) «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое» И. А. Крылов Иван

Список экспонируемой литературы к выставке «Московский Художественный театр: 115 лет со дня открытия» 1. 853107, 853108, 853109, 853405, A869948 Андроников, И. Я хочу рассказать вам... : Рассказы; Портреты

14 апреля 2014 года исполняется 270 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дениса Ивановича Фонвизина. Рекомендательный библиографический список литературы в НБ КГПУ, посвященный биографии и

МКУ Новосибирского района «Централизованная библиотечная система» Центральная районная библиотека О земле любимой Указатель новинок краеведческой литературы 2016 год, вып.1 Краснообск, 2016 1 ББК 91.9

Экспонируемая литература к выставке «Юрий Михайлович Лотман. 95 лет со дня рождения» 1. A981421 Автономова, Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров / Н. С. Автономова. Москва: РОССПЭН,

Список экспонируемой литературы к выставке «Алла Александровна Жук. 85 лет со дня рождения» 1. А. А. Жук (1931-1992): Библиография / сост. Л.В. Короткова // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых

Представляем Вам виртуальную тематическую выставку книг, посвященной трагической дате 10 января, день гибели А.С. Пушкина Дуэль Пушкина и Дантеса Дата 10 января (29 января по старому стилю) считается трагической

Издания произведений М.А. Шолохова за 1998 2003 годы Год издания 1998 Шолохов М. А. Они сражались за Родину: [Гл. из романа и рассказы] / Михаил Шолохов. М. : ЭКСМО-пресс, 1998. 668, с. Шолохов М.

М.Булгаков: легенда и быль Выставка подготовлена библиотекой Омского библиотечного техникума, к 125 - летию со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Она начала работать на абонементе

Список литературы к выставке «Вольнодумец. 225 со дня рождения Петра Яковлевича Чаадаева» 1. 389554, 390017, А760086 Андроников, И. Л. Глава четвѐртая. Лермонтов и Чаадаев / И. Л. Андроников // Андроников,

Новые поступления в библиотеку Головина, Светлана Юрьевна. Трудовое право: учеб. для СПО / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина; под общ. ред. С.Ю. Головиной; Крал гос. юрид. ун-т. - 3- е изд., перераб. и доп.

Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить В. А. Сухомлинский Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим

«Судьба художника в «Театральном романе М.А. Булгакова» как тема выпускной квалификационной работы исключительно актуальна, поскольку роман все еще мало исследован в обозначенном аспекте. Интерес к творчеству

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Труды П. А. Вяземского 1. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского: в 12 т. Cанкт-Петербург: изд. гр. С. Д. Шереметева, 1878 1896. Т. 1: Литературные критические

ПАСПОРТ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ (Год театра в России) АНАПА, 2019 Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем, С героем

Жизнь мастера к 120-летию Михаила Булгакова Презентация выставки в отделе художественной литературы Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в

Биография писателя 1. Годы жизни: а) 1891-1940 б) 1901-1940 в) 1895-1941 Тесты по творчеству М.А. Булгакова 2. Родился в семье: а) священника б) профессора Киевской Духовной академии в) чиновника 3. Окончил:

«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, это искупление долга перед теми, кто остался там Я постарался осмыслить их судьбы», говорил Юрий Васильевич. Учительнице русского языка

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР Ю.М. ЛОТМАН: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Новаторская культурологическая мысль плодотворно развивалась благодаря

Список экспонируемой литературы к выставке «Враг лжи и лицемерия», посвящённой 195-летию со дня рождения А. Ф. Писемского 1. 633359, 633919, 633920, 788451, A690461 Писемский, А. Ф. Собрание сочинений.

МБУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. ВОЛОГДЫ» ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ НОВЫЕ КНИГИ (БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСТУПИВШЕЙ В ФОНД МБУК «ЦБС г.

Великий мастер слова. Выставка к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева. «Хороша та книга, которую открываешь предвкушая, а закрываешь обогатившись» И.С. Тургенев О жизни и творчестве. Живые страницы: И.С.

Троицкий Н.А. Список литературы. 1. A880692 Николай Алексеевич Троицкий: библиогр. указ. / авт. вступ. ст. и сост. Ю. Г. Степанов. Саратов: Б. и., 2002. - 49, с. 2. A852436 Лекции по русской истории

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре «Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза никогда!...» Булгаков Михаил Афанасьевич - русский писатель,

Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»

Кафедра русского языка, литературы и языкознания

ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТЯХ М. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» и «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»

Курсовая работа

Выполнил(а):
студент(ка) группы ФОБ1-10-01
гуманитарно-педагогического фа культета
направления подготовки (специальности)
050300.62 Филологическое образование
Быкова Виктория Эдуардовна
Научный руководитель:
П. И. Болдаков, к. фил. н., декан
гуманитарно-педагогического факультета

Иркутск 2011
Содержание

Введение………………………………………………………… ………...3

1.1. Эстетическая категория «комическое»…………………… ………..5
1.2. Эстетическая категория «трагическое»…………………………….7
1.3. Способы выражения комического и трагического……………....8
Глава 2. Выражение комического и трагического в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»………………………..….......9
2.1.Комическое и трагическое в повести «Собачье сердце»…………………………………………………………… …...................10
2.2. Комическое и трагическое в повести «Роковые яйца»………….15
Заключение ……………………………………………………………...19
Библиографический список…………………………………………..…20

Введение
В 1925 году Михаил Булгаков написал повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», которым мы не устаем удивляться сегодня и которые постоянно перечитываем с упоением. Они объединяют в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. Булгаков относится к той категории писателей, которые, используя комические приемы, изображают трагедию жизни. При всей фантастичности повестей, они отличаются удивительным правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства писателя.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена неугасающим интересом к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова, а также недостаточной исследованностью проблем отражения комического и трагического в произведениях писателя. Данные категории занимают важное место среди эстетических категорий и давно находятся в поле зрения философов, литературоведов и филологов. Эти феномены в литературе представляются сложными и неоднозначными, а понятия «комическое», «трагическое» и их теоретическое осмысление привлекало внимание исследователей со времён античности (Аристотель) и до наших дней (Б. Дземидок, В. Я. Пропп, Ю. Б. Борев).
Целью данной работы является исследование комического и трагического в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи проводимого исследования:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть произведения М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» с точки зрения выражения в них эстетических категорий «трагическое» «комическое»;
3. На основании проведенного исследования сделать выводы об эстетических категориях трагического и комического в повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Объектом исследования послужили произведения М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца», рассмотренные в аспекте проявления в них эстетических категорий комического и трагического.
Предмет исследования – трагическое и комическое как эстетические категории в повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
Практическая значимость заключается в использовании курсовой работы при подготовке докладов, в работе на семинарских занятиях и в проведении дальнейших научных исследований.
Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Глава 1 – теоретическая, – посвящена эстетическим категориям трагического и комического, способам их выражения. Глава 2 – практическая, – рассматривает выражение данных эстетических категорий в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». В заключении представлены итоги проведенного исследования.

Глава 1. Эстетические категории «комическое» и «трагическое»
1.1. Эстетическая категория «комическое»
Все существующие теории (Классическая теория (Бергсон, Готье); психологическое направление, включающее когнитивный (Кант, А. Кестлер, В. Раскин, С. Аттардо) и биосоциальный (Дж. Салли и Л. Робинсон) подходы) рассматривают комическое как чисто объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей человека, или как следствие взаимоотношений субъекта и объекта [Борев, 1970, с. 5].
Так что же такое «комическое»?
Для понимания комичности явления требуется активная работа человеческой мысли, другими словами, комическое ориентировано на образованного и умного человека, оно оставляет на долю зрителя и читателя мыслительную работу, как писал Анри Бергсон, «Оно обращается к чистому разуму» [Бергсон, 1992, c. 11].
Ю. Борев в книге «Комическое» называет его «прекрасной сестрой смешного». Можно с уверенностью сказать, что комическое смешно, но не все смешное комично. Смех могут вызывать и комические, и любые другие, самые глупые явления. Комическое же читается между строк, как отмечал Белинский: «Нет, господа! Комическое и смешное – не всегда одно и то же… Элементы комического скрываются в действительности так, как она есть, а не в карикатурах, не в преувеличениях» [Борев, 1970, с. 10-12].
Граница между смешным и комичным трудно различима. Одно и то же явление в одних обстоятельствах может выступать как смешное, а в других – как комическое. Комично явление, в котором несоответствие его «истинному назначению» раскрывается в нарочитой форме, когда появляется конкретная цель, и смех становится предметным.
Часто комическое критикует современность, оно существует в повседневной жизни. Анри Бергсон считал, что смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей [Бергсон, 1992, с. 14-16], т. е. истинный смех современен, злободневен, а также гуманен.
В комедийном произведении обязательна оригинальность. В комическом образе всегда особенно развито субъективное начало, он вбирает в себя опыт своего творца, поэтому возникает высокая степень оригинальности юмора и сатиры.
Юмор, сатира и ирония – основные категории комического. Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Он совершенствует явление, очищает его от недостатков, помогает полнее раскрываться всему общественно ценному в нем. Объект юмора, заслуживая критики, сохраняет свою привлекательность. Таким образом, юмор – это легкая насмешка, используемая с целью вызвать смех, развеселить.
Иное дело, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно и способно нанести серьезный ущерб обществу. Здесь уже не до дружелюбного смеха, и рождается смех бичующий, изобличающий, сатирический. Сатира отрицает, казнит несовершенство мира во имя его коренного преобразования в соответствии с идеалом. Авторы используют сатиру с целью исправить явление. Повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» написаны в жанре сатиры, а сатира М.А.Булгакова является многоаспектной, многоуровневой художественно-эстетической системой [Гигинешвили, 2007, электронный ресурс, URL: http://www.gramota.net/ materials/1/2007/3-1/24.html].
Ирония – это явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать явление, обратить внимание на его недостаток, который в ироническом изображении представляется достоинством. Согласно кандидату философских наук Т.А. Медведевой, ирония понимается так: «В сознании большинства людей европейской культуры данное понятие связывается с насмешкой, скепсисом, отрицанием, критикой» [Медведева, 2007, с. 3-5, 218-222]. Таким образом, ирония – это скрытая насмешка.
Итак, комическое – одна из самых сложных и разноплановых категорий эстетики. Под «комическим» подразумеваются как естественные (то есть появляющиеся независимо от чьего-либо намерения) события, объекты и возникающие между ними отношения, так и определенный вид творчества, суть которого сводится к сознательному конструированию некой системы явлений или понятий, а также системы слов с целью вызвать эффект комического.

1.2. Эстетическая категория «трагическое»
«Трагическое» – категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становятся ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.
В трагедии, как драматическом жанре, осмысливается тот наиболее острый момент, когда противоречие доведено до предела, когда невозможен выбор одной из сторон противоречия с точки зрения высших ценностей.
Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (так называемая трагическая ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для трагического патетический (страдальческий) элемент, трагичны не как результат вмешательства какой-либо случайной внешней силы, но как последствия действий самого человека.
Трагическое имеет всегда определённое общественно-историческое содержание, обусловливающее структуру его художественного формирования (в частности, в специфичности разновидности драмы – трагедии) [Борев, 1970, с. 108].
Итак, трагическое – это эстетическая категория, подразумевающая неразрешимый конфликт, развивающийся в процессе свободного действия героя, сопровождающийся страданием, гибелью его самого или его жизненных ценностей.

1.3. Способы выражения комического и трагического
Комизм в искусстве возникает благодаря особенной обработке явлений жизни. Этой цели служат особые художественные средства: интрига и преувеличение (гипербола и гротеск, пародирование, окарикатуривание).
Сильным средством изобличения и осмеяния зла и фальши могут стать поступки положительного героя, цинизм персонажа.
Созданию комического эффекта служат так же остроты, каламбуры и иносказания, омонимы, контраст (слова из различных языков, функциональных стилей, ритма и смысла, тона и содержания).
Трагизм в искусстве возникает благодаря разладу, конфликту в сознании личности.
Каждая эпоха вносит свои черты в понимание трагического и наиболее выпукло подчеркивает определенные стороны его природы.
Трагическое искусство выявляет общественный смысл жизни человека и показывает, что бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа.
Таким образом, комическое может выражаться в тропах, на уровне построения фразы, на уровне композиции, а трагическое – в столкновении интересов, конфликте, однако иногда комизм может заключаться в конфликте, а трагизм – отражаться в композиции.

Глава 2. Выражение комического и трагического в повестях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
М. А. Булгаков обладал многогранным талантом и прозаика, и драматурга. Он вошел в историю русской литературы как автор рассказов, повестей, романов, комедий и драм. И характерно, что во всех этих жанрах давал о себе знать очень яркий и самобытный талант Булгакова-сатирика. Важно отметить, что уже в его ранней прозе обличаются такие отрицательные явления, как мещанство, приспособленчество, бюрократизм. В более зрелые годы творчества сатирический талант писателя приобретает большую идейную и художественную зрелость. Наблюдательный и чуткий художник все больше обращает внимание на те отрицательные тенденции, которые давали о себе знать в господствующей бюрократической системе тоталитарного общества.
Как и других честных художников слова 20-х годов, таких, как Е.Замятин, А.Платонов, Б.Пильняк и др., М. А. Булгакова очень волновала явно обнаруживавшаяся тенденция вытеснения коллективным, общим началом всего индивидуального, личного – известная девальвация человеческой личности. Ему трудно было смириться также с насаждавшейся вульгарной социологией, которая требовала от художника во всем искать какие-то классовые конфликты, требовала «чистоты» пролетарской идеологии.
Таким образом, пролетарская идеология и революция стали мишенью для сатиры Михаила Булгакова. М. А. Булгаков не является сатириком в чистом виде, так как в его сатирических произведениях под комизмом скрывается глубокая трагедия общества, и смех рождает слёзы. За свою сатиру Михаил Афанасьевич был полностью запрещен, его не принимали на работу. На самом деле, Булгаков хотел сохранить нейтральную позицию относительно революции, как он отмечал в своем письме правительству СССР: «…я хотел стать бесстрастно над красными и белыми», однако он «… получил аттестат белогвардейца-врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР». Булгаков вынужден был просить выдворения из СССР, задавался вопросом: «Мыслим ли я в СССР?» и считал, что «… не может быть полезен у себя, в отечестве». Можно представить все смятение и горечь, которые охватили Булгакова. После отправки письма к правительству Булгаков получил работу, его не выдворили из страны, но и творить и публиковаться свободно тоже не позволили. В этом заключается личная трагедия Михаила Афанасьевича Булгакова. Возможно, М.А.Булгаков из старой «нормальной» жизни вынес чистый и светлый образ России – теплого и доброго общего дома, просторного и дружного. Образ ностальгический и невозвратный. Образ войны и революции, увы, обнаружил неосновательность романтических упований. Россия в реальной жизни не сумела устоять перед напором чудовищных сил исторического взрыва, и поэтому повести М. А. Булгакова полны трагизма, грусти и боли за страну.

2.1. Комическое и трагическое в повести «Собачье сердце»
Говоря про эстетические категории, следует отметить, что и в жизни, и в художественном творчестве они находятся в сложной и гибкой взаимосвязи и взаимопереходах. Трагическое и комическое в повести существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, а контраст, который возникает между ними, еще более усиливает эффект того и другого. Именно поэтому писатель применяет в своих произведениях этот прием.
Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, смешивая реальную действительность нэповской России и оригинальную выдумку, писатель создает увлекательную и зловещую историю. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести, замысел которой необычен, в нем сочетается комическое и трагическое.
Один из главный героев «Собачьего сердца» – профессор Преображенский – интеллигент, хирург, человек высокой культуры, хорошо образованный. Он критически воспринимает все, что творится с марта 1917 года:
«Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему убрали ковер с парадной лестницы? На какого черта убрали цветы с площадок?», «Что такое это ваша разруха?», «Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза […] настанет разруха. […] разруха не в клозетах, а в головах» [Булгаков, 1990, с. 300-301].
Во взглядах профессора много общего с взглядами автора. Они оба скептически относятся к революции и выступают против террора и пролетариата: «Именно гражданин, а не товарищ, и даже – вернее всего – господин», «Да, я не люблю пролетариата», «…до сих пор еще неуверенно застегивают свои штаны!» [Булгаков, 1990, с. 296, 301]. Преображенский считает пролетариев глупыми, недалекими.
Примеров тому, что М. А. Булгаков определенно ненавидит и презирает весь советский строй, отрицает все его достижения, можно привести множество. Но профессоров таких мало, Шариковых и Швондеров подавляющее большинство. Это ли не трагедия для России? По мнению профессора, людей надо научить элементарной культуре в быту, на работе, в отношениях, тогда разруха исчезнет сама собой, будет мир и порядок. Причем делать это надо не террором: «Террором ничего поделать нельзя», «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему» [Булгаков, 1990, с. 289]. Действовать надо лаской, убеждением и собственным примером. Единственным лекарством против разрухи Преображенский признает обеспечение порядка, когда каждый может заниматься своим делом: «Городовой! Это и только это! И совершенно неважно – будет ли он с бляхой или же в красном кепи» [Булгаков, 1990, с. 302]. Но эта его философия терпит трагическое крушение, ведь даже сам он не может воспитать в Шарикове разумного человека. В чем же причины неудачи гениального эксперимента? Почему Шарик не стал развиваться дальше под влиянием двух образованных и культурных людей? Дело в том, что Шариков – тип определенной среды. Поступки существа определяются инстинктами пса и генами Клима. Контраст между интеллектуальным началом Преображенского и Борменталя и инстинктами Шарикова настолько разителен, что переходит из комического в гротеск и окрашивает повесть в трагические тона.
Вот существо, еще будучи псом, готово лизать сапоги профессору и променять свободу на кусок колбасы. «Еще, еще лижу вам руку. Целую штаны, мой благодетель!», «Иду-с, поспешаю. Бок, изволите ли видеть, дает себя знать. Разрешите лизнуть сапожок», «Бейте, только из квартиры не выгоняйте», «Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне» [Булгаков, 1990, с. 277-278]. Шарик довольствуется малым, заурядным «счастьем», как и многие люди в начале 20-х годов, которые стали привыкать жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества.
Получив помощь от профессора и обосновавшись в его квартире, пес начинает расти в собственных глазах: «Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито. [...] Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю – у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович – человек с большим вкусом, не возьмет первого попавшего пса-дворнягу» [Булгаков, 1990, с. 304]. Но мысли этого пса продиктованы лишь условиями жизни и его происхождением.
Даже будучи псом, понял Шарик трагедию людей, падение их нравов: «Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо! Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует!» [Булгаков, 1990, с. 276]. Рассуждения пса вызывают улыбку, но это всего лишь прикрытый тонким слоем комизма гротеск.
И вот «барский пес, интеллигентное существо», как сам себя обозвал Шарик, который зажмурился от стыда в кабинете профессора, превратился в недалекого хама и пьяницу Клима Чугункина.
Первые слова, которые говорит это существо – вульгарная ругань, лексикон низших слоев общества: «Он произносит очень много слов… и все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе», «Ругань эта методическая, беспрерывная и, по-видимому, бессмысленная», «…событие: впервые слова, произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а были реакцией на них. Именно когда профессор приказал ему: «Не бросай объедки на пол», – неожиданно ответил: «Отлезь, гнида» [Булгаков, 1990, с. 318, 320-322]. Он несимпатичен внешне, одет безвкусно, и девственно чист в отношении любой культуры. Шариков во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, но не понимает, что для этого надо проделать долгий путь развития, требуется труд, работа над собой, овладение знаниями.
Шариков становится участником революционного процесса, то, как он идеально подходит к нему, воспринимает его идеи, в 1925 году выглядело, как злейшая сатира на процесс и его участников. Через две недели после того, как он превратился в человека, он располагает документом, удостоверяющим его личность, хотя личностью на самом-то деле он не является, что и высказывает профессор: «То есть он говорил?», «Это еще не значит быть человеком» [Булгаков, 1990, с. 310]. Еще через неделю – Шариков уже мелкий чиновник, а натура у него осталась такая же, как и была – собачье-уголовная. Чего стоит одно его сообщение о работе: «Вчера котов душили-душили». Но какая же это сатира, если тысячи таких же, как Шариков, через несколько лет так же «душили-душили» не котов – людей, работников, ничем перед революцией не провинившихся?
Полиграф Полиграфыч становится угрозой для профессора и обитателей его квартиры, да и всего общества в целом. Он, ссылаясь на свое пролетарское происхождение, требует от профессора документы, жилплощадь, свобод, а на справедливые замечания огрызается: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». В его речи появляется терминология правящего класса: «В наше время каждый имеет свое право», «Я не господин, господа все в Париже» [Булгаков, 1990, с.327-328].
По совету Швондера Полиграф Полиграфович пытается освоить переписку Энгельса с Каутским и подводит под это свою весьма комическую черту, следуя принципу всеобщей уравниловки, который он вынес из прочитанного: «Взять все, да и поделить». Конечно, звучит это смешно, что и замечает профессор: «И вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе» … «подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…» [Булгаков, 1990, с. 330]; но разве не так поступало руководство молодой республики, уравнивая во благах честных крестьян, трудящихся в поте лица, и таких лентяев, как Чугункин? Что же ждет Россию с такими Шариковыми, Чугункиными и Швондерами? Булгаков был одним из первых, кто понял, что она придет к трагическому финалу. В этом и заключается трагикомизм Булгакова: заставить читателя засмеяться и заплакать на пике смеха. Необходимо также заметить, что "шариковщина" получается лишь в результате "швондеровского" воспитания.
На жилплощадь, выделенную ему в квартире профессора, Полиграф Полиграфыч приводит подозрительных личностей. Терпение обитателей квартиры иссякает, а Полиграф, почувствовав угрозу, становится опасным. Он исчезает из квартиры, а затем появляется в ней уже в другом виде: «На нем была кожаная куртка с чужого плеча, кожаные потертые же штаны и английские высокие сапожки на шнуровке до колен». Вид достаточно комичный, но за ним скрывается образ служащего ГПУ, теперь он – заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ. И здесь мы можем увидеть скорую трагедию. Ощутив вкус власти, Полиграф грубо ею пользуется. Он приводит в дом невесту, а после того, как профессор объясняет ей сущность Полиграфа, и несчастная дама уходит, грозится ей отомстить: «Ну ладно, попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов» [Булгаков, 1990, с. 363]. Булгаков ставит ребром вопрос уже не о том, будет ли трагический финал или нет, а вопрошает о размере трагедии, которой будет подвергнута Россия.
Вдохновленный Швондером, оскорбленный Шариков пишет на своего создателя донос: «… угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал […] спалить в печке, как явный меньшевик…», «Преступление созрело и упало как камень, как это обычно и бывает», «Шариков сам пригласил свою смерть» [Булгаков, 1990, с.365]. На просьбу Филиппа Филипповича покинуть квартиру он ответил решительным отказом и направил на доктора Борменталя револьвер. Перенеся обратную операцию, Шарик ничего не помнит и все думает, что ему «так свезло, просто неописуемо свезло» [Булгаков, 1990, с. 369]. И трагический финал Булгаков скрашивает комической нотой: Шарик окончательно убежден в своем необычном происхождении и в том, что такое благоденствие сошло на него неслучайно.

2.2 Комическое и трагическое в повести «Роковые яйца»
Повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» разные, и в то же время в них есть нечто общее. Они как бы сопряжены, пронизаны единой болью и тревогой – за человека. Совпадает по ряду параметров и их художественная конструкция. В сущности, каждая содержит дилемму: Рокк – Персиков («Роковые яйца»), Шариков – Преображенский («Собачье сердце»).
Красный луч, случайно открытый профессором, очень похож на луч революции, переворачивающей все основы бытия общества вообще и каждого человека в частности. Внешне это выглядит как шутка, остроумная выдумка писателя. Персиков, настраивая для работы микроскоп, неожиданно обнаружил, что при особом положении зеркал возникает красный луч, который, как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, злыми, бурно размножаются и вырастают до огромных размеров. Даже безобиднейшие амебы становятся агрессивными хищниками под действием луча. В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга, рвали в клочья, и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильнейшие. И эти лучшие были ужасны... Борьба за выживание напоминает революционную борьбу, в которой нет места жалости и в которой победившие начинают бороться уже друг с другом за большее влияние и власть. Революционный процесс, как утверждает Булгаков, далеко не всегда идет на пользу народу и приносит ему благо. Он может быть чреват катастрофически тяжелыми для общества последствиями, потому что пробуждает огромную энергию не только в честных, мыслящих людях, сознающих свою огромную ответственность перед будущим, но и в людях недалеких, невежественных, таких, как Александр Семенович Рокк.
Порой именно таких людей революция возносит на небывалую высоту, и уже от них зависят жизни миллионов людей. Но кухарка не может управлять государством, как бы ни хотелось некоторым доказать обратное. И власть таких людей, соединенная с самоуверенностью и невежеством, приводит к народной трагедии. Все это чрезвычайно ясно и реалистично показано в повести.
В самом деле, до революции Рокк был всего лишь скромным флейтистом из оркестра Петухова в городе Одессе. Но «великий 1917 год» и последующие за ним революционные события круто изменили судьбу Рокка, сделав ее роковой: «выяснилось, что этот человек положительно велик», и его деятельная натура не успокоилась на должности директора совхоза, а привела его к идее возрождения куриного поголовья, истребленного мором, с помощью красного луча, открытого Персиковым. Но Рокк – человек невежественный и самоуверенный, он даже не представляет себе, к чему может привести неосторожное обращение с новым, неизвестным научным открытием. И в результате вместо гигантских кур он выводит гигантских гадов, что приводит к гибели сотен тысяч ни в чем не повинных людей, в том числе и его жены Мани, которую он, очевидно, любил.
На первый взгляд может показаться, что все несчастья вызваны тем, что кто-то перепутал ящики с яйцами и отправил в совхоз не куриные яйца, а яйца пресмыкающихся (гадов, как они названы в повести). Да, действительно, в сюжете повести много случайностей и стечений невероятных обстоятельств: и само открытие Персикова, сделанное только потому, что его отвлекли во время настройки микроскопа, и невесть откуда взявшийся куриный мор, уничтоживший всех кур в Советской России, но почему-то остановившийся на ее границах, и восемнадцатиградусный мороз в середине августа, спасший Москву от нашествия гадов, и многое другое.
Автор, кажется, совсем не заботится хотя бы о минимуме правдоподобия. Но это только видимые «случайности», за каждой из них стоит своя логика, своя символика. Например, почему грозные события, приведшие к массовым жертвам, происходят именно в 1928 году? Случайное совпадение или трагическое предвидение будущего страшного голода на Украине в 1930 году и «ликвидации кулачества как класса» при сплошной коллективизации, что привело к гибели миллионов людей? Или что это за гады, так стремительно плодящиеся в нэповской России под действием красного луча? Может быть, новая буржуазия, которую затем тоже полностью «ликвидировали»? Таких совпадений много в повести, и это делает ее пророческим произведением.
«Роковые яйца» – не просто сатирическая фантастика, это предостережение. Глубоко продуманное и тревожное предостережение от чрезмерного увлечения давно, в сущности, открытым красным лучом – революционным процессом, революционными методами строительства «новой жизни».
В глубине невероятно смешных историй, скрыты трагизм, грустные размышления о человеческих недостатках и инстинктах, которые порой ими руководят, об ответственности ученого и о страшной силе самодовольного невежества. Темы вечные, актуальные, не утратившие своего значения и сегодня.

Заключение
В данной курсовой работе комическое и трагическое было рассмотрено как эстетические категории в повестях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца», проанализирован характер, цели их употребления и средства выражения.
Жанр сатиры, в котором написаны «Собачье сердце» и «Роковые яйца», дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» и «Роковые яйца» в этом отношении произведения очень характерные. Однако в них соотношение смешного и трагического очень неравномерно, поскольку к первому относится незначительная часть внешней событийной линии. Все остальные грани – приоритет второго.
М. А. Булгаков использует для передачи комизма и трагизма прием гротеска, иронии, комичного построения фраз, обращает внимание на общественно значимые противоречия, конфликт. «Новый» социально-бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета. Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и глупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей.
При всей фантастичности сюжета повестей они отличаются удивительным правдоподобием, что говорит о величии и непревзойденности мастерства Михаила Афанасьевича Булгакова.

Библиографический список

    Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. – Киев: 1994
    Бергсон, А. Смех [Текст] / А. Бергсон – М.: Искусство, 1992. – 127 с.
    Борев, Ю. Б. Комическое [Текст] / Ю. Б. Борев. – М.: Изд-во «Искусство», 1970. – 270 с.
    Борев, Ю. Б. Введение в эстетику [Текст] / Ю. Б. Борев. – М.: Изд-во «Советский художник», 1965. – 328 с.
    Булгаков, М. А. Из ранней прозы [Текст] / М. А. Булгаков. – Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1999. – 384 с.
    Бычков, В. В. Эстетика [Текст] / В. В. Бычков. – М.: 2004. – 500 с.
    Гигинешвили, Г. А. Своеобразие сатиры М. А. Булгакова [Текст]. – электронный ресурс. URL: http://www.gramota.net/ materials/1/2007/3-1/24.html (27.12.2012)
    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. – электронный ресурс. URL: http://vidahl.agava.ru/ (30.10.2012)
    Дземидок, Б. О комическом [Текст] / Б. Дземидок. – М.: Прогресс, 1974. - 224
    и т.д.................

Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)

Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке - А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеять­ся, изображают ими самими ощущаемую траге­дию жизни.

М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в Рос­сии после революции 1917 года как предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.

Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.

В повести соотношение смешного и трагическо­го очень неравномерно, поскольку к первому отно­сится незначительная часть внешней, событий­ной линии. Все остальные грани - приоритет второго.

Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», - говорит про­фессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и \. говорил) о России после захвата власти большеви­ками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, внося­щими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитыва­ют» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.

Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духов­ность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.

Нет ничего смешного и в образе новопроизве­денного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщен­ных и самовозвеличивающих внутренних моноло­гах Шарика), ибо над уродством - духовным и телесным - смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера - большевиков - Сатаны.

Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Влас­телин Тьмы, на котором для читателя уже нет ни­какой маски. Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим (в том числе и читателю) все человеческие и общест­венные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постиже­нию истинного.

Таким образом, мы видим, что сочетание коми­ческого и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе русской литературной сати­ры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного и внима­тельного читателя) показывает глубочайшую тра­гедию, осмысливаемую в плане внутреннем.

Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке - А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеять­ся, изображают ими самими ощущаемую траге­дию жизни.М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в Рос­сии после революции 1917 года как предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.

В повести соотношение смешного и трагическо­го очень неравномерно, поскольку к первому отно­сится незначительная часть внешней, событий­ной линии. Все остальные грани - приоритет второго.Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», - говорит про­фессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и. говорил) о России после захвата власти большеви­ками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, внося­щими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитыва­ют» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.

Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духов­ность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.Нет ничего смешного и в образе новопроизве­денного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщен­ных и самовозвеличивающих внутренних моноло­гах Шарика), ибо над уродством - духовным и телесным - смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера - большевиков - Сатаны.Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Влас­телин Тьмы, на котором для читателя уже нет ни­какой маски.

Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим (в том числе и читателю) все человеческие и общест­венные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постиже­нию истинного.Таким образом, мы видим, что сочетание коми­ческого и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе русской литературной сати­ры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного и внима­тельного читателя) показывает глубочайшую тра­гедию, осмысливаемую в плане внутреннем.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской...

  2. Загрузка... В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М. Шелли), представленный позднее у Г. Уэллса («Остров доктора Моро»),...

  3. Загрузка... Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те...

  4. Загрузка... Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил...

  5. Загрузка... Свою главную книгу, называвшуюся первоначально “Черный маг” или “Копыто инженера”, М. А. Булгаков задумал зимой 1929/30 года. Последние вставки в роман он диктовал своей...

Нужно искать сердцевину, самое глубокое

средоточие человеческого в человеке.

М. Булгаков

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — про-изведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести свои мысли, свое виде-ние мира, в котором трагического гораздо больше, чем смешного.

Сатира Булгакова — смех сквозь слезы над современ-ной реальностью, и это отчетливо прослеживается в рома-не «Мастер и Маргарита». Булгаков — удивительный пи-сатель. Только он смог сделать главным «сеятелем» смеш-ного в произведении самого властителя тьмы, Сатану, выс-тупающего в облике Воланда. Именно Воланд со своей веселой свитой помогают нам увидеть в смешном (а на самом деле — ужасно неприглядном) виде общество Мос-квы 30-х годов XX века.

Вот сцена в варьете. Воланд устраивает аттракцион невиданной щедрости — исполнение желаний, хотя на са-мом деле это проверка человеческого рода, с которой люди не справляются. Прозвучало ли на этом зрелищном пред-ставлении хоть одно доброе, возвышенное желание, направ-ленное на благо не только для себя, но и еще для кого-нибудь? Нет, людям хотелось денег, роскоши, ценностей материальных — кто же думал о душе? Жадность, непоря-дочность, развращенность, дикий эгоизм, скрытые в челове-ческой натуре, получили, наконец, беспрепятственный вы-ход. Смешно ли это? Скорее, страшно. И не так забавна, как кажется на первый взгляд, сцена наказания Воландом людей за их пороки, когда таяли в воздухе вожделен-ные «червонцы», исчезали богатые наряды. «Гипнотизер», — с гневом кричали обиженные или поставленные в нелов-кое положение москвичи, не желая понять, что это не их кто-то надул, а они сами постоянно себя обманывают.

А происшествие с чиновником, вместо которого начал выполнять должностные обязанности его костюм, и не-плохо, кстати, справлялся — мало кто заметил подмену. До какой же степени должен был укорениться бюрокра-тизм, если сам человек на рабочем месте оказался просто ненужным?! Материал с сайта

Таким образом, выставляя персонажей романа в смеш-ном положении, Булгаков не просто смеется, а помогает нам видеть многие человеческие и общественные пороки и отрицательные стороны жизни. Это своеобразное зеркало, позволяющее посмотреть на себя со стороны и оценить увиденное. Но готовы ли люди к этому сегодня, спустя более семидесяти лет после событий, происходящих в ро-мане? Наверное, сели бы Воланд вернулся на землю, он и о многих из нас смог бы сказать то же самое: «... люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, легко-мысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...».