Тории – граница между параллельными мирами. Японские ворота тории своими руками

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Ворота и калитки в японских садах

В древности в Японии ворота являлись показателем уровня благосостояния человека и его социальной значимости. Возводить их разрешалось только знатным людям. И лишь с XIX века этот элемент сада смогли себе позволить и простолюдины. Входные ворота в то время состояли из двух столбов с верхней поперечиной. Впоследствии, под влиянием китайской культуры, над воротами стали делать крышу. Такие варианты могут украсить вход в ваш японский садик или выход из него.

Однако наиболее уместны ворота и калитки в садах чайного типа. Эти сады появились в конце XVIначале XVIII веков. Назначение ворот здесь имеет определенный смысл. Когда гости, приглашенные на чайную церемонию, в назначенный час подходят ко входу, они видят двери или приоткрытыми, или же вовсе распахнутыми настежь. Это является признаком того, что хозяин готов принять участников действа. Как только гости проходят через ворота на территорию внешнего чайного сада - «сото-родзи », они закрывают за собой дверь, тем самым давая понять хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что они собрались. Но это – не только сигнал о готовности. Проход через ворота означает для гостей то, что они перестали быть частью внешнего мира, и теперь должны настроиться на умиротворение, покой, духовность. Далее все участники располагаются в небольшой крытой беседке и молча ждут. Через некоторое время к внутренним воротам подходит хозяин, отпирает их, и в молчаливом поклоне приглашает собравшихся войти во внутренний чайный сад – ути-родзи .

Ворота в чайных садах бывают внешние (сотомон ) и внутренние (тюмон ). И те и другие должны соответствовать размеру и облику сада. Так, в маленьком саду высокие тюмон с крышей вряд ли уместны, они просто будут выглядеть нелепо. Зато в большом саду мы смело можем их ставить, такие ворота только украсят наш сад.

Чаще всего вместо внутренних ворот используется простая калитка, сделанная из бамбука или деревянных реек. Бывают даже случаи, когда калитка стоит, а ограды практически нет (такой вариант подошел бы небольшому уголку в японском стиле). Это говорит скорее о символическом, чем функциональном назначении калитки.


Одна из разновидностей калитки в чайном саду – содзи-гути . Как правило, она располагается в дальнем углу сада и предназначена для уборки.

Калитки и ворота уместны не только в маленьких чайных садах, но и в больших. Сады такого типа появились в Японии в эпоху Эдо (1600-1868). Они представляли собой чередующиеся картинки, созданные для напоминания зрителю об определенных событиях. Это могли быть сцены из мифологии, культуры, истории, и даже миниатюрные копии известных садов. Часто переходом из одного места в другое служил овраг, заросли растений или же холм. Если у вас появилось желание и возможность создать такой сад у себя, то частью его может быть и чайный сад. Тогда без калиток здесь нельзя будет обойтись.

Существует еще один вид ворот – ворота тории. Это – один из самых известных символов Японии. Лишь в древние времена такие ворота использовались как обычные. Поначалу они выглядели довольно просто: две деревянные стойки и две перекладины. Дерево не красили и не обрабатывали. И лишь позже, под влиянием Китая, тории приобрели тот вид, который они имеют сейчас. Дерево постепенно заменялось камнем, металлом, а то и бетоном, окрашивалась вся конструкция в красный цвет и украшалась иероглифами или небольшими узорами. Несомненно, такие ворота очень красивы. Особенно впечатляют «плавающие тории» святилища Ицукусима, расположенные прямо в воде. Во время отлива до них можно дойти по дну моря, а во время прилива ворота отражаются в воде, как в зеркале. Японцы говорят, что «в эти тории входит солнце».

Однако, несмотря на их красоту, размещать такие ворота в саду не стоит. Дело в том, что тории – ритуальные ворота. Они устанавливаются, в основном, при входе на территорию синтоистского святилища (реже – перед кладбищами) и символизируют грань между земным и духовным миром. Проход через них, как считается, способствует внутреннему очищению. Одно время на территории Японии даже существовал закон, по которому тории разрешалось устанавливать исключительно при государственных храмах и некоторых святилищах. Но даже после снятия запрета такие ворота старались не использовать в других местах. Кое-где можно встретить целые аркады из близко расположенных тории. Например, в храме Фусими Инари в Киото красные ворота стоят практически вплотную друг к другу, образуя длинный проход. Особенно красиво эта картина смотрится в лучах солнца, пробивающихся сквозь щели.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо очень хорошо подумать, прежде чем поставить такие ворота на своем участке.

С появлением городских дворцов, загородных особняков и замков возникла потребность в кованых воротах — визитной карточке дома. Парадный въезд становится гордостью владельца поместья или замка, и здесь зачастую рождаются очень достойные и привлекательные творения мастеров декоративно-прикладного искусства. Многие кузнечные работы ни одно десятилетие, а зачастую и столетия радуют городской ландшафт совершенной формой и удивительной красотой.

Сейчас мы ознакомим наших почитателей с некоторыми интересными объектами, и начнем мы нашу фотовыставку с ворот зарубежных.

В Чехии в одном из изумительных замков установлены умопомрачительной красоты ворота.

Дугообразный каркас центральной нераздвижной арки обильно насыщенный волютами и акантами очень гармонично по центру дополнен родовым гербом и короной. Рука талантливого художника приложилась к данному творению в виде чрезвычайно воздушного и очень притязательного рисунка створок и боковых решеток.

На фото №2 утонченные ворота Пражского замка.

На фото №3 удивительная решетка на Вацлавской площади.

В Испании ограничимся Воротами работы великого Гауди в стиле модерн, установленными в Барселоне.

В предыдущих статьях мы подробно описывали его творческий стиль в ковке.

Нельзя пройти стороной и мимо музея под открытым небом Италии. Хотя в ближайшее время мы и посвятим этой стране отдельную огромную статью с обилием фотографий и все же несколько работ мы представим.

На двух фотографиях ниже представлены решетки ворот в Венгрии.

Очень ажурный рисунок ворот в барочном стиле украшает площадь перед замком Фертёд.

А это работа известного мастера Генриха Фазолы сохранилась в венгерской столице Будапеште в районе Эгер.

Очень привлекательные ворота украшают и замки в Германии и в Австрии.
Величественные ворота встречают посетителей уникального замкового ансамбля Бельвебер в Австрии.

Кажущая простота створок ворот, состоящих из череды вертикальных прутьев, грациозно дополнено превосходной аркой в стиле раннего барокко с большой короной в самой верхней части ворот.

Ворота вновь отреставрированного комплекса в Шлосс Хофе (Австрия) поражают своей массивностью и основательностью.

Отлично сохранились кованые ворота 1885 года руки Карла Фидлера.

Установленные в уличной арке Зальцбурга, ведущей на кладбище, они призывают к спокойствию и скорби.

Один из лучших замков земли Гессен расположен в городке Ханау.

Это замок Филиппсруэ, который к тому же является и старейшим в стиле барокко на восточном берегу Рейна. Под стать замку и его очаровательные кованые ворота с металлическими стойками, оканчивающими исключительной красоты фонарями. А также с обилием позолоты в рисунке решетки, которая фантастически переливается в солнечные дни.

Роскошны и ворота в г.

Вюрцбург, Германия.

И в замке Альт-Шверин.

В США сохранился ряд ворот в особняках таких знаменитых районов как Лонг Айленд (Нью-Йорк) и Ньюпорт.

Высокие двухстворчатые ворота в духе решеток эпохи Европейского Средневековья преграждают путь во дворцы. У всех ворот выделяется красивый кованый декор секций.

Перенесемся в Аргентину.

Вход в парк города Мендоза выглядит именно так.

А теперь мы во Франции в её чреве.

Париж – это праздник навечно и он всегда с нами. Очень роскошны кованые ворота дворца Правосудия, Большого Дворца, Малого Дворца и одного из госучреждений.

Пленительные ворота ограждают вход в парк Монсо и в сад Елисейского Дворца.

Первоклассное барочное воротное сооружение установлено в одном из кафедральных соборов столицы.

Вход в известнейший Версальский дворец преграждают высокие ворота, окрашенные царским составом.

К сожалению, это изделие новодел.
Блистательные ворота на площади Станислава в Нанси, исполненные замечательными мастерами Ламур представлены на фото.

Волшебство приветствует людей при входе в городской парк Лиона.

В сказочном лесу Варшавы стоит вот такое чудо.

Перенесемся в Великобританию, довольно чопорную, но всё же гостеприимную.
Кафе бар Лондон.

Королевский военно-морской колледж.

Вход в один из Лондонских парков.

Ворота 18 века Ирландия.

Англия 14 век.

Ворота города Вустер.

Неотразимые ворота английского суда 18 века.

Ворота Брэдфорда.

И напоследок несколько Российских изделий.
На фото ещё стоящие в Костроме (правда в ужасающем состоянии), необычные для такого провинциального городка, бесподобные барочные ворота 19 века.

На фото также требующие капремонта отличные ворота в Бобров переулке Москвы.

На фото №42 представляем прелестные ворота гостиницы Метрополь с очень живописной модерновой композицией.

На фото №43 непревзойденные ворота Зимнего дворца.

На фото 44 и 45 удивительное барочное полотно ворот Екатерининского дворца.

На фото №46 фрагмент удивительно легких ворот Летнего сада в Питере.

И завершающей фотографией №47 нашего экскурса станут ворота питерского особняка Спиридонова по ул.Фурштатской.

японские красные ворота (Тории)

Тории (яп. 鳥居, букв. «птичий насест») - ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищамияпонской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами.

Верхняя перекладина тории носит название «касаги» (яп. 笠木), а нижняя, расположенная сразу под ней, называется «нуки» (яп. 貫).

Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном.

Тории святилища Ицукусима

Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю.

Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит.

Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматэрасу увидела своё отражение, мир снова озарился светом.С тех пор тории стал символом удачи и процветания.Кроме того, в прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, которые нередко отдыхали на этих сооружениях.

В настоящее время тории является одним из самых легкоузнаваемых символов Страны восходящего солнца.

Самые знаменитые тории - ворота в святилище Ицукусима. Нынешняя конструкция врат, высотой 16 метров, была возведена в 1875 году, сделаны они из камфорного дерева. С моря тории открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят близко к морю недалеко от святилища - на территории залива. Каждый раз во время прилива тории слегка погружаются в воду.

Такими они и предстают всему миру.

Садовые ворота и калитки

Предлагаем Вашему вниманию садовые ворота, изготовленные из качественных материалов (изделие сварено, сварные швы зачищены и зашлифованы, нанесено покрытие-грунт ГФ красно-коричневого цвета)
Приобретая, наши ворота и калитки Вы получаете надежное изделие высокого качества, которое будет радовать Вас многие годы.

Установка ворот (монтаж ворот), в это входит бурение лунки на глубину столба, делается подсыпка из щебенки на которую ставится столб и бетонитуется навсю глубину отверстия.

Японские ворота в ландшафтном дизайне

Весь материал и работа в ключена встоимость.

Заказать ворота можно по телефону не приезжая к нам!!!

Выбрав нужные Вам товары Вы можете просто позвонить по телефонам +7-921-796-89-14, +7-921-633-54-26, и согласовать с менеджером стоимость и время доставки. В течение нескольких дней мы доставим Вам заказ.

© sadovod47.ru 2014
телефон:
+7-921-796-89-14
+7-921-633-54-26
mail: [email protected]
адрес: Ленинградская область,
Поселок Мга.

Розничная продажа товаров для дачи, садоводства и огородничества на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В наличии различные виды теплиц под сотовый поликарбонат, большой выбор садовых ворот, заборных столбов и сетки рабицы.

Предлагаем услуги по монтажу садовых ворот, теплиц и различных видов заборов.

Многие японские традиции могут показаться вечными, потому что со времен средневековья они практически не изменились. Жители страны восходящего солнца все также бережно относятся к чайным церемониям, костюмам, японской литературе и театру. А созерцание цветущих садов и полной луны на небе, несмотря на растущий темп жизни, осталось важной частью жизни японцев. Все это связано с верой в духовный мир и в то, что с ним существует какая-то связь.

История

Сегодня мы поговорим об одной из таких традиций, а именно об установке ритуальных ворот – торий. Смело называем тории ритуальными, потому что их появление в архитектуре Японии связано с множеством мифов и легенд. Одна из таких легенд объясняет значение слова тории: в переводе с японского – это насест, гнездо. История гласит, что, сидя на высоком насесте, стая птиц (голосистых петухов) пыталась выманить из пещеры божество. Это божество было воплощением Солнца и, когда оно вышло из пещеры, в мире снова засиял свет.

Поговорим в этой статье о том, какое место ворота, в частности тории, занимали в культуре японцев. И какие виды ворот можно выделить.


Священные ворота в Японии

Как и во многих культурах, в Японии социальное положение человека определяется конкретными признаками. Ограда перед домом могла многое поведать о том, какая семья живет за ней. Вплоть до 19 ст. только японская аристократия могла позволить себе такой элемент архитектуры, как ворота. Знать устраивала даже что-то вроде соревнований на улицах города по их постройке. И хотя сейчас ворота перед домом не определяют так ярко социальное положение, считается, что они все равно могут многое рассказать об их обладателе.

Также ворота были обязательной архитектурной частью чайных садов. Для чайных церемоний строили дома, к которым вел сад с воротами и дорожкой.

Тории нельзя назвать полноценной оградой, потому что они не имеют створок и состоят всего из двух, чаще деревянных, вертикальных столбов и нескольких перекладин. Скорее это ориентир. Приглашение войти. Японцы считают их границей между двумя мирами. Неудивительно, что тории можно увидеть перед входом в синтоистский храм или кладбище. Иногда их можно встретить возле дерева, горы или источника. Редко над дорогой.

Материал для тории

Сооружают тории из дерева драгоценных пород (криптомерия, камфорное дерево), красят традиционно в красный цвет и расписывают неброским узором или иероглифами. В наше время материал, конечно же, разнообразней. Можно встретить тории из бронзы, гранита, железобетона. Как и во многих других странах, деньги на постройку культовых сооружений выделяю верующие спонсоры.

В Токио находится знаменитая аллея из стоящих вплотную торий. Длинной дорогой они ведут к храму.


Аллея из торий в Токио

Самыми узнаваемыми считаются тории в храме Ицукусима. Ворота возведены прямо в воде и со стороны моря приглашают войти в важнейшую святыню страны.


Ворота в Ицукусиме

Каменные тории установлены при входе в храм в городе Нагасаки. Они чудом устояли при взрыве атомной бомбы.

Ясно, что никто не может запретить Вам построить тории у себя в саду (тем более, что своими руками это сделать не сложно), но не забывайте, что целый народ вкладывает в это сооружение символический смысл и сакральное значение.

Предназначение торий

Тории имеют такое же название, как и храмы, перед которыми они стоят. Тории являются самым узнаваемым символом современной Японии.

Каждый турист, который побывал в этой стране, должен иметь хотя бы одно фото на фоне этих таинственных ворот. Увидеть их можно также на фамильных гербах и флагах.

Конечно, кроме торий, японцы устанавливают и другие ворота возле храмов и святилищ. Это полноценные массивные ворота со створками и их можно запирать на ночь. Некоторые из них выглядят потрясающе, потому что покоятся под крышей. Храмовые ворота можно поделить на два вида.

До 19 столетия в синтоистских храмовых комплексах находились храмы буддистов, проходили буддистские обряды. Элементы культа заимствовались друг у друга, а учения смешивались. Но после Революции Мейдзи 1868-1889 г.г. вышел указ о разграничении синто и буддизма. Это положило начало новым традициям. В это время строились ворота в синтоистском стиле без примесей других религий. Они имели простую конструкцию: неокрашенные балки под тростниковой, черепичной, медной крышей. Пример таких ворот можно встретить в самом крупном синтоистском святилище Мейдзи Дзингу в Токио. Храм был построен в честь императора Мейдзи и его жены. А также в храме Ясукуни, Токио, который является центром религиозных церемоний синто.


Простые ворота

Буддизм

Второй вид ворот – это внушительных размеров сооружение. Эти двухэтажные ворота выкрашены традиционно в красный или черный цвет и роскошно украшены. Образ завершают скульптуры по сторонам от ворот. Это могут быть парные стражи – лев, собака, олень. От вандалов и вреда они защищены оградой. Стиль этих ворот был сформирован тогда, когда в Японии доминировали буддистские учения. Пример таких ворот – ворота Ёмэймон. Они поражают своей архитектурной и дизайнерской задумкой. Почти 3 сотни изображений культовых японских животных, мудрецов и всевозможных узоров оживляют стены ворот. Они по праву считаются культурным и национальным наследием Японии. Ворота перед храмом Ясака тоже достойны отдельного внимания. В традиционном красном цвете под замысловатой крышей (японские крыши начали строить над воротами под влиянием китайской культуры) они постоянно привлекают к себе множество верующих и туристов.


Ворота Ёмэймон

Чайные сады

Свои сады японцы украшают воротами более простой конструкции. Это два столба с калиткой, плюс простая или двускатная крыша (или без нее). Буквально за одно столетие в Японии появилась традиция разбивать чайные сады. И ворота в них ставились со смыслом. По традиции гостей встречали либо приоткрытыми, либо настежь распахнутыми воротами. За последним приглашенным закрывалась калитка и церемония начиналась. Интерес ко всему сакральному побуждал их верить, что суета и бренность остались там, за садом и ворота разделяют два мира.

Японцы известны своей любовью к гармонии, поэтому в маленьких чайных садах Вы не встретите высоких ворот.

В больших садах чередовались картины, изображающие определенные исторические события. В них устанавливаются массивные ворота и калитки, отделяющие одну сцену от другой.


Чайный сад с торией

Тории сегодня

Но не обманывайтесь видимой простотой конструкции японских ворот. Ворота из двух столбов с перекладиной без крыши легко превращаются в простую перегородку, если окружающий ландшафт не выдержан в нужном стиле. Если Вы задумали разбить сад в японском стиле у себя на участке, то избегайте использования разных стилистических направлений. Тогда ворота или какой-то сюжет не будут выглядеть нелепо. Также советуем обратить внимание на материал ворот – традиционно это дерево. А крышу можно крыть медью, железом или мелкой/крупной черепицей.


Современные тории

Выбор растений

Ну и конечно, если мы говорим про сад, нельзя не упомянуть о растениях. Чтобы создать японские нотки у себя в саду, парадные ворота украсьте холодоустойчивым бамбуком. Используйте декоративные сорта слив, яблонь и абрикос. Добавьте ярких красок с помощью барбариса и айвы. В японском стиле прослеживаются преобладающие цвета: красный, зеленый, белый. Важно не переборщить с пестротой. Пусть цвета будут натуральными. Японские сады не пышные, должны побуждать к уединению, умиротворению. Ну и конечно же камни. Мелкий гравий, щебень, рокарий, – камни в любом виде. В Японии камни считаются самым совершенным материалом.


Растения для японского сада

В японских садах ворота создают единый образ с арками и беседками. Это достигается иллюзией, что даже объекты созданные людьми, на самом деле созданы природой. Но не переживайте, на самом деле это не такая уж сложная задача. Японские сады хотя и довольно экзотичны, их обустройство больших затрат не требует. И ворота, к примеру, из бамбука обойдутся не дороже установки обычных.

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.