«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ. Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю. П. Казаков): краткий пересказ, характеристика главных героев, тема, впечатление о книге (Литература XX века) Проблема в рассказе тихое утро

Конспект урока литературы

Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели урока:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.

Слайд 2

Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

  1. Работа над темой урока.
  1. Постановка задачи урока.

Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

Слайд 3

Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?

Дети: Добро и зло существуют в душе человека.

Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Дети: ответы детей.

Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».

Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.

  1. Анализ произведения.

Слайд 4

Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа , ответив на вопросы:

  1. Где живет мальчик?
  2. Как он чувствует себя в деревне?
  3. Каково отношение героя к рыбалке?

Ответы детей.

Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.

Слайд 5

Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

1 группа – заполнение таблицы.

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» , чтобы лучше понять настроение Яшки.

Слайд 6

Прослушивание музыкального произведения.

Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

Дети: чтение по ролям

Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

Слайд 7.

Дети: Сначала мальчики идут молча.

Учитель: Как ведет себя Яшка?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Когда Володе становится весело?

Слайд 8

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

Рассмотрим эпизоды рыбалки.

Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Слайд 9

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?

Ответы детей.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

Ответы детей.

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

Слайд 10

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Ответы детей.

  1. Домашнее задание.

1 ряд – характеристика Яшки.

2 ряд – характеристика Володи.

3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.

Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.

Слайд 11

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Плюс – минус – интересно»

  1. Выставление отметок.

Предварительный просмотр:

Характеристика героя.

Яшка


Подписи к слайдам:

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

ДОБРО И ЗЛО

Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?

По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»

Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю


Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

Цели:

- воспитание нравственных качеств, таких, как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку;

- кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова;

Продолжить работу по формированию умений составлять характеристику литературного героя, отвечать на вопросы, аргументировать;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.

А.И. Солженицын.

2. Слово учителя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека…
Штрихи к портрету. Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса. Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького. Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.
Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.
С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.
А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни. Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании, когда читаешь рассказ «Тихое утро».

3. Жанр произведения . Тема, идея.

а) - В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.

Что такое рассказ?

Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

б) План
1. Ранним утром.

2. Яшка будит Володю.

3. По дороге на рыбалку.

4. Ловля рыбы.

5. Володя тонет.

6. Спасение Володи.

в) - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

Какова тема рассказа ? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь).

3. Работа над эпиграфом, темой урока.

Как вы понимаете смысл эпиграфа? (человек совершает добро или зло, пропускает через своё сердце, и оно обязательно отразится в его душе, оставит какой-то след, чему-то научит, выработает какие-либо качества: хорошие или плохие).

Тема нашего урока « И некому было крикнуть о помощи…». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова « Тихое утро». Исходя из темы, эпиграфа, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (будем говорить о главных героях - Яше и Володе; рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали, чувствовали; о добре и зле, понять идею рассказа).

Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова, обратим внимание на роль пейзажа в произведении.

В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов?

(Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло - поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей).

Расскажите, что вы знаете о Казакове? (презентация учащихся, рассказ о Ю.Казакове) 3. Анализ рассказа «Тихое утро».

Вспомним главных героев рассказа.

а) Викторина «Узнай героя»

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на

сырой траве».

б) Работа с текстом.

С чего начинается рассказ? (с описания утра). Такое утро обещает прекрасный день.

Сравнить героев:

    как они проснулись

    собирались на рыбалку

    по дороге на рыбалку

    во время рыбалки

    спасение Володи.

Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

Какие черты их характера и поведения здеся проявляются?

Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

Запишите ключевые слова в характеристику героев:

Яшка

Володя

«жаворонок», волевой, «переборол себя»

ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе

высокомерный, язвительный, смелый

неловкий, несобранный, медлительный

городской, сдержанный, целеустремлённый

язвительный, грубый, импульсивный

скромный, сдержанный

хвастун, отходчивый

честный

знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

умеет ценить красоту

любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

умеет ценить красоту

оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу

Какое выразительное средство использует здесь автор? (Метафора, разговорная лексика)

Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ. Ирония = осмеяние, насмешка.

Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?
- Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку.

Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

О чем еще разговаривали ребята? (об услышанных звуках, об осьминогах)

Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

в) Художественный пересказ «Описание реки».

Какой увидели ребята реку, подойдя к ней? «Вышли на бугор…» до слов: «Володя готов был…») - Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

О чем разговаривают мальчики во время рыбалки? (о том, как правильно ловить рыбу)

Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

г) «Володя тонет».

Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. Выборочный пересказ этого испытания. «Но в этот момент земля…» до слов: «Глаза Володи потемнели…»

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?
(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на

свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

Поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша?

д) Сделайте вывод-характеристику обоим мальчикам.

- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

Какую роль играет описание природы в рассказе? Как изменяется природа? Раннее утро, туман, тишина - звучит мотив настороженности, непонятности, возможно, трагичности и даже смерти; солнце - мотив света, радости, жизни; опять мёртвая тишина, описание омута - опасность; солнце – победа жизни над смертью. В самом начале рассказа нет гармонии человека и природы. И только в конце рассказа, действительно, тихое утро: ярко светит солнце, земля радуется новому светлому дню, и Яшка с Володей очень рады, счастливы, что Володя не утонул…

5. - Какова идея рассказа?

(Идея – остаться человеком в любых обстоятельствах; взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Дружба познается в беде).

6. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так

думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

7. Рефлексия.

1) - Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

Вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили, что в человеке добра должно быть больше, сейчас каждый из вас на стикерах напишет, что такое добро.

Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?
2) «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение - героическим?

3) - О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина.
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности – от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай –
И на помощь маму не зови…
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви.
Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль полюбишь по расчету
И на сердце приголубишь ложь.
Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна – повинись.
Всё же люди, а не автоматы мы,
Всё же непростая штука – жизнь…

Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Дома: Напишите характеристику Яши или Володи, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». Подготовила учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Художник С. А. Виноградов. г.Светлый, Калининградской области Цели: -проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»; -раскрыть проблему выбора между добром и злом. Задачи: -обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи; -способствовать самовыражению ученика как личности; -развивать любовь к природе, к родному краю; -на примере литературного произведения дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом. План урока: Тест на повторение. Сведения об авторе. План рассказа. Незнакомые слова. Сценка. Описание природы в рассказе: а) птицы, б) рыбы, в) растительность. 7. Демонстрация навыков работы с удочкой. 8. Работа по вопросам: а) что произошло в бочаге? б) по чьей вине произошло несчастье? в) охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации, г) какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями, д) о конкурсе «Что делать в трудной ситуации?». 9. Составление рассказа о трудных жизненных ситуациях. 10. Составление памятки о поведении на воде. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2. Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны. И. Кузьмичёв 3. План рассказа. 1. Ранним утром. 2. Яшка будит Володю. 3. По дороге на рыбалку. 4. Ловля рыбы. 5. Володя тонет… 6. Спасение Володи. 7. Яшка и Володя по дороге домой… Е. Чернышева «Толя, Витя и Вова из деревни Кишарино». 4. Незнакомые слова Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Косарь - большой нож с толстым и широким лезвием. Сруб на колодце. Бадья. Полещанский бочаг. Выпозки – черви для наживки. Перекатки – открытое место на реке, где из-за неровностей ландшафта волны перекатываются одна через другую. Омут – глубокая яма на дне реки, озера. Ветряк на горке – ветряной двигатель, ветряная мельница. Лощина – долина с пологими склонами. Вывод. Значения многих слов и выражений, незнакомых для нас, трактуются в толковых словарях как общеизвестные русские слова. 5. Сценка. Работа по вопросам. 1) Что произошло в бочаге? 2) По чьей вине произошло несчастье? 3) Охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации. 4) Какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями. Заполните таблицу в соответствии с характеристиками героев. Чувства и переживания Яши А не рано? – сипло спросил он, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу. <…> сразу же вцепился <…>, стал быстро-быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки: «Уаа… Уааа». Он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул <…>своё счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной <…>. <…>немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать<…>. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой… Чувства и переживания Володи Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал <…>, <…> выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Тогда <…>вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз. <…>наконец справился с ботинками и, подрагивая и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая. Он готов был отказаться от рыбалки разреветься, но он так ждал этого утра! <…>разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…, а встал-то он сегодня из-за этого… заморыша – хотел места рыбные ему показать, - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано»! Чувства и переживания Яши Чувства и переживания Володи Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал <…>, <…> А не рано? – сипло спросил он, выскочил на луг и кинулся к деревне, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу. но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. <…>наконец справился с ботинками и, Тогда <…>вдруг сморщился, подрагивая от обиды и глядя перед зажмурился, из глаз у него брызнули собой невидящим взглядом, вышел слёзы, и он заревел, заревел горько, из сарая. Он готов был отказаться от безутешно, сотрясаясь всем телом, рыбалки? разреветься, но он так ждал задыхаясь и стыдясь своих слёз. этого утра! Он осторожно вытащил из-под <…> сразу же вцепился <…>, стал живота большого леща, повернул быстро-быстро перебирать руками, <…>своё счастливое широкое лицо, цепляясь за рубашку и сумку, засмеялся было, но улыбка его наваливаться на него, по-прежнему внезапно пропала, глаза испуганно выдавливая из себя нечеловеческие, уставились на что-то за спиной <…>. страшные звуки: «Уаа… Уааа». <…>разозлился: он встал на целый час <…>в трёх метрах от берега бил, раньше, червяков накопал, удочки шлёпал по воде руками, притащил…, и встал-то он из-за… этого запрокидывая к небу белое лицо с заморыша – хотел места рыбные выпученными глазами, показать, - и вот вместо благодарности и захлёбываясь и окунаясь в воду, всё восхищения - «рано»! силясь что-то крикнуть… <…>стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! - Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя. Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом <…>, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину. - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь? - Да-а.. - выговорил <…>, что есть силы стараясь не плакать и вытирая глаза штанами, - ты уто-о… утопать…, а мне тебя спа-а… спасать… Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. <…>голова валится на подушки, и глаза слипаются, но <…>переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь? Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. <…>голова валится на подушки, и глаза слипаются, но <…>переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. <…>немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать<…>. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой… <…>стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом <…>, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину. - Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя. Домашнее задание: Прочитайте главы из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная». Ответьте на вопросы на стр. 198.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -


1887г.


В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета – такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать , подняться , прервать , дать , шепнуть ,усилить .
Размер – пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями – вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики – ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», – в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя. И действительно, в фетовском стихотворении ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире – только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой – его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим …. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком – как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном универсуме: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз, которая из-за постоянных ритмических повторов (каждая нечетная строка – полноударная, в каждой четной пропущено ударение на 4-й стопе) и некоторых повторяющихся слов (одной в первой строфе,дать во второй) произносится будто бы как заклинание, нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, – такое утверждение и завершает стихотворение:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая – ударно произносятся указательные частицы вот . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения. Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца , то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное. Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара. Эти строки вводят в стихотворение тему творчества, что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную) , то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным , чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец) , разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком) , двигать (согнать ладью живую) .
Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии. Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным , его дело –признак и венец ). Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета, как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»). Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия – это таинственный дар, ниспосланный свыше («К востоку я стремлюсь душою! // Прелестная впервые там // Явилась в блеске над землею // Обрадованным небесам», – пишет Жуковский в «Явлении поэзии в виде Лаллы Рук»; «Она с небес слетает к нам – // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», – читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес: процесс творчества, каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.