Тест по комедии «Ревизор. Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии Композиция произведения ревизор

Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии - страница №1/1

Урок литературы в 8 классе

Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии.

Цель : Обобщить знания, полученные при изучении комедии.

Задачи:

Раскрыть особенности построении драматического произведения;

Воспитание любви к русской классической литературе;

Развитие навыков анализа художественного произведения.

Оборудование : ноутбук, проектор, фотоаппарат, карточки.
Ход урока:


  1. Сообщение темы и цели урока.
(тема записана на доске)

II Разминка

Декорация, кулисы, суфлер, антракт, трагедия, комедия, ремарка, монолог, диалог.

Что объединяет эти слова? (все они относятся к драматическому произведению)
- Что такое драма? (произведение, предназначенное для постановки на сцене).

Поясним значение каждого слова


III Вступительное слово учителя. (слайд 1)
Автор «Ревизора» - Н.В. Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью».

Он придавал театру очень большое воспитательное значение. Мечтал о театре как о школе для общества

«В «Ревизоре» я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, в несправедливости, которая делается в тех местах и в тех случаях, где более всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

В какой исторический период создавалась комедия, почему она стала такой актуальной?

(сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя»)

IV Практическая работа
Сегодня мы попробуем окунутся в театральную жизнь и начать подготовку к спектаклю

В создании спектакля задействовано много людей. Какие профессии мы встретим в театре? (режиссер, декоратор, костюмер, осветитель и т.д.)


Я предлагаю выбрать критика, который будет давать оценку всему происходящему.
1.Давайте посмотрим на особенности композиции комедии

5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений, 25 конкретных действующих лиц


-Что является завязкой? (письмо Чмыхова, появление Добч. И Бобч.)

На чем основан комедийный конфликт? (промах городничего и чиновников)

Кульминация? (вранье Хлестакова в явл. 4, в 3 действии)

Что является развязкой? (Почтм. Приносит письмо. Фраза о приезде настоящего ревизора)


- У комедии есть эпиграф. Какой? (3 редакции 36, 41, 42 годы)

Почему Гоголь его взял?

2.Актеры, действующие лица.

Гоголь огромное значение придавал игре актеров. Сам присутствовал на репетициях, давал наставления актерам.

Тщательно прописал характеры и костюмы основных д. лиц.

Давайте перечислим героев и дадим их краткую характеристику.

Пока мы даем характеристику, Кристина побудет костюмером, а Нурлан - декоратором. Подумайте, какими вы видите декорации и костюмы.

(После хар-ки героев, слово Нурлану и Кристине)

С чем не согласен критик?
3. Репетиция отдельных сцен

Анна Андреевна и Марья Антоновна. (Лена, Сауле)

Монолог Хлестакова (Андрей)

Кто же главный герой комедии?

(Хлестаков – самый трудный образ в пьесе, п.ч., сделавшись виновником обмана, Хлестаков никого не обманывал. У него нет реплик в сторону)
Монолог Городничего

Почему городничий принял Хлест за ревизора? Страх подготовил почву для обмана городничий может потерять все


  • . Изображение немой сцены. (сфотографировать)

  • . Сообщение Кристины о немой сцене (пока Кристина говорит, закач. Фото в компьютер)

  • Анализ изображения немой сцены по фотографии. Соотнесение с текстом комедии
V. Итог урока.

Сообщение Нурлана «Ревизор в Малом театре»

VI Д.з. Вопросы учебника

УМК под ред. В. Я. Коровиной; Литература 8 класс.

Цель: развивать навыки анализа текста, выделения композиционных элементов; обобщить материал предыдущих уроков; развивать навыки самостоятельной работы; воспитывать чуткость к слову.

Оборудование: учебники, карточки, словарь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг.момент и целеполагание

Знакомит с темой, целями урока

Ставят перед собой цель выполнить все задания, достичь высокой отметки

Самостоятельная работа по анализу текста и выполнению заданий с односложным и развернутым ответами

Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельно анализируют текст, отвечают на вопросы

Беседа. Анализ композиционной структуры комедии. Ответы на вопросы.

Организует беседу.

Обмениваются мнениями, наблюдениями.

Рефлексия

Подводит итог беседе, анализирует таблицу достижений

Сравнивают полученный результат с предполагаемым

Индивидуальное дом.задание

Попробуйте поставить себя на место героев (Хлестаков и городничий) в данной непростой ситуации.

Желающие записывают.

Стенограмма.

I. Орг.момент и целеполагание.

У.:. Сегодня мы поговорим о композиционных особенностях комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». В основе сюжета произведения - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя. Согласитесь ли вы с данным мнением? Нам предстоит подумать над этим вопросом и ответить на другие. Работаем с разноуровневыми карточками. Первый уровень А предполагает ответы на вопросы на оценку «3» , уровень В - «4», уровень С - «5». Поставьте на полях ту отметку, которую хотите получить. В конце урока сравним. Желаю всем успехов!

II. Работа по карточкам.

Уровень А.

1.Как определяется жанр произведения?

2.Назовите и прокомментируйте эпиграф к комедии.

3.Кому принадлежат данные слова: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»? Как вы понимаете их?

Уровень В.

1.Что является завязкой комедии? (Критики считают, что в первом действии две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.)

2.Где и когда наступает кульминация?

3.Что, по-вашему, является развязкой комедии?

4. Можно ли определить главного героя произведения? Объясните ваше мнение.

Уровень С.

1. Как можно было бы закончить произведение? Объясните роль «немой сцены».

III. Беседа по вопросам.

IV. Рефлексия.

У.: Посмотрите на таблицу достижений. Довольны ли вы результатом?

V. Индивидуальное домашнее задание.

У.: Желающим я предлагаю такое задание: попробуйте поставить себя на место героев (Хлестаков и городничий) в данной непростой ситуации. Как бы вы поступили?

МОУ «Татарская гимназия № 2 им. Ш. Марджани» г. Казани

Шарипова Зиля Нургалиевна

Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю.

Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и логически последовательное сплетение событий. «Пренеприятное известие» о приезде ревизора; переполох среди чиновников; случайное совпадение ― приезд Хлестакова, впопыхах принятого за ожидаемого ревизора, и как результат этого ― ряд комических положений и происшествий; всеобщий трепет перед мнимым ревизором, взятки под видом одолжения денег взаймы при приеме чиновников, сватовство за дочку городничего и «торжество» осчастливленной семьи Сквозник Дмухановского; благополучный отъезд «жениха» и, наконец, неожиданное разоблачение всего случившегося благодаря перехваченному письму Хлестакова, посрамление «торжества», громовое известие о приезде настоящего ревизора, превратившее всех в «окаменевшую группу», ― такова сюжетная канва, по которой вышил Гоголь немеркнущие образы своих героев, дал типы характеры, наделив в то же время свою комедию сатиру смыслом огромной общественной ценности.

Весь ход событий, все поведение действующих лиц, строго мотивированное и вытекающее с полным правдоподобием из личных качеств этих людей и сложившихся ситуаций, связаны в «Ревизоре» единством завязки. Завязка ― ожидаемый приезда ревизора и «ошибка», благодаря которой Хлестаков принят за того, кого ожидали. Гоголь глубоко продуманно выполнил задачу построения своей пьесы, высказанную его же словами: «Комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, кто волнует более или менее всех действующих. Тут всякий ― герой…»

Новаторством Гоголя как автора комедии было то, что в «Ревизоре» нет обязательной любовной интриги, нет традиционных добродетельных лиц и резонеров и необычно показан порок, который по требованию старых литературных законов непременно должен быть наказан: легкомысленная «пустышка» Хлестаков избежал всякого наказания, а плуты чиновники, хотя «окаменели», но зрителю известно, что их ждет с приездом настоящего ревизора. Сам же автор рознил своих героев правдой их изображения, глубоко верным показывая их существа тем с тем самым юмором и смехом, который, по словам самого Гоголя, является единственным «честным», «благородным лицом» в «Ревизоре».

Тест по комедии «Ревизор»

Вариант 1.

Какой из вариантов происхождения комедии «Ревизор» - верный:

в) взят из других источников.

2. Отметьте причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

А) рассказы Хлестакова;

В) недоразумение;

Г) известие о приезде ревизора.

3 Отметьте черты, характерные для чиновников – персонажей комедии:

б) халатность;

в) страх перед начальством;

г) глупость;

д) гостеприимство;

е) использование служебного положения в личных целях.

4 Отметьте, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

Б) сарказм;

В) сатира;

Г) ирония.

А) сравнение;

Б) гипербола;

В) алогизм;

Г) гротеск.

6 Какому персонажу комедии принадлежат эти слова? « И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!...

А) Сквознику-Дмухановскому;

Б) Тряпичкину;

В) Хлестакову.

А) перегруженность комическими ситуациями;

Б) частая смена действия;

В) появление фантастических персонажей;

Г) две развязки сюжета.

8 Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой.

9 Назовите, какие события, происходящие в комедии.

10 Вспомните, какой эпиграф предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Вариант 2

Отметьте, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:

А) чиновничество;

Б) крестьянство;

В) духовенство;

Г) купечество;

Д) мещанство;

Е) помещики.

2 отметьте, как построена система взяточничества в среде чиновников:

А) у каждого чиновника есть такое «право»;

Б) в отношении взяток существует определенная субординация;

В) каждый решает сам, как брать взятки.

3 Отметьте, к какой группе можно отнести город, избраженный в «Ревизоре»:

А) уникальный, вобравший все пороки России;

В) типичный российский провинциальный город.

4 Отметьте, есть ли в комедии положительный герой:

А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;

Б) Мария Антоновна;

В) да, это разоблачительный смех самого.

5 Отметьте, какой прием использован автором в приведенном отрывке: «…в бельэтаже. У меня одна лестница стоит…А люботытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шлели, только и слышно: ж…ж…ж…Иной раз и министр…»?

А) сравнение;

Б) гипербола;

В) алогизм;

Г) гротеск,

6 Какому персонажу комедии принадлежат эти слова: «… потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»

А) Хлестакову;

Б) Тряпичкину;

В) Сквознику- Дмухановскому.

7 Отметьте одну из особенностей композиции комедии:

А) малое количество персонажей;

Б) частая смена лирического героя;

8 Что называется комедией?

9 Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция - …

Завязка - …

Развитие действия - …

Кульминация - …

Развязка - …

10 Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

КЛЮЧ К ТЕСТУ «РЕВИЗОР»

Вариант 1: 1- б;2 – а;б в г; 3 –а б в г е; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7- г;

Вариант 2: 1- а г д е; 2 – аб; 3 –в; 4- в; 5 – а; 6 – а; 7- в.

План сочинения
1. Вступление. Своеобразие художественной структуры комедии.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие «Ревизора».
— Экспозиция в сюжете комедии.
— Завязка.
— Герои-вестники. Развитие действия.
— Первое знакомство Городничего с Хлестаковым. Развитие действия.
— Третий и четвертый акт комедии. Развитие действия в реальном конфликте и кульминационные эпизоды в «миражной» интриге.
— Пятый акт. Кульминация и развязка пьесы/
3. Заключение. Новаторство Гоголя.

В комедии Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь . Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.
Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях..
Завязкой реальной интриги комедии, как мы уже отмечали выше, становится первая реплика Городничего. В.И. Немирович-Данченко в статье «Тайны сценического обаяния Гоголя» отмечал необыкновенную смелость и новаторство Гоголя в создании завязки. «Самые замечательные мастера театра, – говорит он, – не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза, одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», – и пьеса уже начата. Дана фабула, и дан главнейший ее импульс – страх» . Однако стоит отметить, что страха здесь еще нет. Завязка в пьесе отличается и комедийностью, и сатиричностью, и психологизмом. Приезд ревизора – безусловно, неприятное известие, но ситуация традиционна. У Городничего имеется большой опыт в подобных делах (двух губернаторов обманул). Ревизор едет, но его пока не боятся. Инициативу город пока еще держит в своих руках. Однако город уже приведен в движение. Городничий энергично раздает указания чиновникам. Гоголь проявил себя как талантливый драматург, придумав такую завязку, благодаря которой в движение пришли сразу все действующие лица комедии. Каждый из них действует в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Также отметим, что ни в экспозиции, ни в завязке пьесы не присутствует сам главный герой.
Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Нетрадиционно лишь известие, которое они приносят. Из ничего они творят образ ревизора. Приезд незнакомца кажется им неожиданным, поведение его таинственным (живет, наблюдает, о себе не заявляет). И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх. Сцена, изображающая героев-вестников, необычайно важна в художественной ткани пьесы. Часть исследователей считают, что она является своеобразным завершением завязки в реальном конфликте пьесы. Другие критики (обозначившие наличие двух интриг в сюжете – реальной и «миражной») видят в ней завязку «миражной» интриги. Думается, мы можем рассматривать эту сцену как развитие действия после завязки (сообщения Городничего) в реальном конфликте пьесы.
На очень сложном комизме построена сцена первого знакомства Городничего с Хлестаковым. Сцена эта также является развитием действия и в реальном, и в «миражном» конфликте. Хлестаков чувствует страх, считая что его собираются препроводить в долговую яму. Городничий же считает, что собеседник его отличается хитростью и коварством: «какого туману напустил!». Герои не понимают друг друга, находясь как бы на разных волнах. Но Городничий расценивает все поведение Хлестакова как некую тонкую игру, условия которой он быстро принимает. И начинается соблазнение мнимого ревизора. Для начала Антон Антонович дает ему взятку. Это переломный момент в поведении Городничего. Он преодолевает робость и чувствует себя уже более уверенно. Ситуация несомненно ему знакома и привычна. Затем приглашает пожить в своем доме, посетить богоугодные заведения, уездное училище, острог. Словом, активно действует. Отметим здесь комедийность в развитии конфликта. «С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, атакующим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с ревизией, с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его действий одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. <…> Все это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта» .
События третьего действия представляют собой также очень этап в развитии конфликта. Хлестаков, вероятно, начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль, очень непринужденно. Он рассказывает о своей столичной жизни и завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении героя. Однако Городничий и остальные чиновники принимают ложь героя как должное. В чем же причина подобного поведения? Как отмечают исследователи, «страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. <…> …Во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников» . Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу. Как отмечает В. Гиппиус, «единство времени требовало быстрого темпа, но все же давало простор в пределах пяти актов и двадцати четырех реальных часов. Как бы издеваясь над этим правилом, Гоголь вмещает два объяснения, недоразумение с соперничеством, предложение и помолвку в пределы полуакта и нескольких минут, чтобы в последнем акте посмеяться и над этим «фантомом». Таким образом, сцены вранья, взяток и сватовства – это развитие действия в реальном конфликте пьесы и одновременно кульминационные эпизоды в «миражном» конфликте.
В пятом акте мы имеем кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним (эта сцена также является кульминационной в развитии «миражной» интриги). Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось. у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.
Таким образом, Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любовный треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть общественные отношения и связи. Главный герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Ревизора» следует определенному правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство» . Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало. У Гоголя нет в пьесе положительных героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравственный критерий, с позиций которого автор оценивает общественные пороки. По замечанию Гоголя, смех является единственным положительным лицом комедии. Таковы основные черты поэтики Гоголя-драматурга.

1. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, стр.210.

2. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 97.

3. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе. М., 1951, стр.151., с. 152.

4. Манн Ю. В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, стр.118–119.

5. Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 99.