Соль земли соколов микитов читать онлайн. "на своей земле". посвященный писателю Ивану Сергеевичу

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

На теплой земле

© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954

© Жехова К., предисловие, 1988

© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ

Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.

Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.

Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…

Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.

Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.

В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.

После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.

«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.

Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.

Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.

Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.

Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.

Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.

Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.

В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».

В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.

Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.

Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.

Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.

Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.

Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.

«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.

При чтении книг нас с детства учат обращать внимание на автора, а уже в начальных классах, нужно знать краткую биографию писателя. Давайте разберем жизнь русского прозаика, знакомьтесь, Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Биография для детей будет описана мной как для школьников 2-3 классов, также и для пятиклассников.

  1. Биография в полной версии
  2. Краткая биография для 2-3 классов

Здравствуйте уважаемые читатели блога, сегодня мы с вами чуть глубже окунемся в мир литературы. Недавно мною была приобретена прекрасная книга с рассказами о зиме. Мы прочли ее с сыном за один вечер, но так как мальчик учится во 2 классе, пора заводить читательский дневник. Проштудировав информацию о том, как это правильно делать, а также вспомнив свой школьный опыт, я решила начать именно с биографии.

Еще в раннем детстве, читая сыну книги, я всегда называла кто их написал. Впоследствии, научившись читать, он стал это делать сам. Но ведь все мы понимаем, что стиль и тематика автора зависит от его судьбы, которая накладывает отпечаток на знания и предпочтения. Здесь мы постараемся понять почему Иван Сергеевич писал в основном о природе и животных.

Соколов-Микитов: биография для детей

Соколов-Микитов это русский писатель, родившийся в мае 1892 г. Он прожил 82 года и умер в феврале 1975. Сначала его семья проживала в Калужской губернии (сейчас Калужская область), где его отец Сергей Никитич, работал управляющим лесными угодьями у купцов Коншиных. Когда Иван был трехлетним мальчишкой, семья переехала в село Кислово (Смоленская область), откуда родом и был его отец. Но уже через семь лет, в десятилетнем возрасте, он поступил в Смоленское Александровское училище, где учился всего до 5 класса, так как был выгнан за участие в подпольных революционных кружках.


Автор фото: Сергей Семенов

В 1910 Иван Сергеевич продолжил обучение, но уже в Санкт-Петербурге, где поступил на курсы сельского хозяйства. Именно в это время была написана его первая сказка “Соль земли”, которая известна сегодня всем русским людям. С этого момента Соколов-Микитов начинает всерьез думать о писательской деятельности, посещать литературные кружки, знакомиться с коллегами того времени. Будущий писатель устраивается секретарем газеты “Ревельский листок” в городе Ревеле (сейчас Таллин), затем, продолжая искать себя, уходит на торговое судно, с которым путешествует по миру.

Началась Первая Мировая война и нужно было вернуться в Россию, шел 1915 год. Во время войны он совершал полеты на бомбардировщике Илья Муромец. А после ее окончания, в 1919 вернулся матросом на торговое судно, на этот раз “Омск”. Но через 12 месяцев случилось непредвиденное: в Англии корабль арестовывают за долги. Вынужденно писатель проживает в течение года на территории чужой страны. А в 1921 находит возможность добраться до Берлина (Германия), где ему посчастливилось встретиться с Максимом Горьким. Тот и помог сделать документы, которые требовались для возвращения в Россию.

Вернувшись в Россию Соколов-Микитов ходит в экспедиции по Северному Ледовитому океану на ледоколе “Георгий Седов”. Затем он путешествует на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю и даже участвует в спасении ледокола “Малыгин”. Об увиденном он пишет для газеты “Известия”, в которой работает корреспондентом.

Всего за два года (1930-1931) прозаик публикует свои работы: “Заморские рассказы”, “На Белой Земле” повесть “Детство”. Проживая и работая в Гатчине к нему приезжают такие известные личности как Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В 1934 году Соколова-Микитова приняли в члены Союза советских писателей, а в последствии трижды наградили Орденом Трудового Красного Знамени.

Во время Второй Мировой войны продолжает работать для газеты “Известия” в Перми (тогда Молотово). И после наступления победы возвращается в Ленинград.

Личная жизнь Ивана Сергеевича достаточно трагична. В 1952 году он начинает жить в собственном домике, в селе Карачарово со своей женой Лидией Ивановной Соколовой. У них было трое детей: Ирина, Елена и Лидия. Все девочки умерли еще во время жизни родителей. У писателя остался только внук – профессор Александр Сергеевич Соколов.

Краткая биография для детей 2-3 классов

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель, который написал много рассказов о природе, птицах и зверях. И это не удивительно, потому что его отец был управляющим лесными угодьями. Мальчик рано узнал лес, полюбил его. В юности он обучался сельскому хозяйству, что также пополнило знания о нашей Земле. Но поняв, что ему нравится литература, отправился работать матросом на кораблях. Он побывал в разных странах, ходил в экспедиции на север нашей страны.

Писателю удалось пережить две войны: Первую мировую и Вторую мировую. Во время первой, он летал на бомбардировщике. Во вторую, остался в тылу и работал корреспондентом газеты.

Свою первую сказку “Соль земли” Соколов-Микитов написал в возрасте 18 лет. В 1951 году он поселился с семьей в сельском домике, который построил сам. Там у него было достаточно времени, чтобы заниматься литературной деятельностью. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, дожив до 82 лет.

Заключение

Уважаемые читатели, согласитесь, что поняв жизнь автора, детям будет легче проникнуться в прочитанные произведения. Надеюсь, что вам понравилась наша с сыном работа над биографией. Вы можете поддержать проект, это очень легко сделать, просто поделитесь статьей в соц. сетях, нажав на кнопочки ниже. А я прощаюсь с вами, в следующей статье поговорим о рассказах этого великого русского прозаика.

© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954

© Жехова К., предисловие, 1988

© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ

Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.

Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.

Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…

Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.

Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.

В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.

После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.

«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.

Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.

Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.

Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.

Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.

Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.

Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.

В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».

В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.

Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.

Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.

Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.

Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.

Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.

«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.

Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…

Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»

Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.

Сценарий литературного вечера,

посвященный писателю Ивану Сергеевичу

Соколову-Микитову

(подготовительная группа)

Подготовила: Селютина Я. Л.

Цель:

-развивать интерес к творчеству И.С. Соколова-Микитова

-способствовать приобщению детей к книге

-прививать умение эмоционально воспринимать произведение русской литературы

-получать радость от занятий чтением, испытывать потребность в нем

Задачи:

-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

-воспитывать нравственные качества

Предварительная работа:

-знакомство с биографией писателя

-чтение рассказов и сказок И. С. Соколова-Микитова

-рассматривание иллюстраций

-отгадывание загадок о животных

Оборудование:

-портрет И.С. Соколова-Микитова

-книги писателя

-картинки со следами диких животных

-загадки о диких животных

-карточки(путаницы) с дикими животными

-жетоны

-шоколадные медали

Ход:

Дети входят в зал под музыку « В мире животных»

(рассаживаются по стульчикам, делятся на две команды, выбирают капитанов команды)

Первая команда «Знайки»

Девиз: Чтоб незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить

Вторая команда «Почемучки»

Девиз: Где! Зачем! И Почему! - тайну разгадаю, в руки книгу я возьму и ответ узнаю.

Воспитатель: Ребята в мире много разных рассказов и сказок, но сегодня мы будем разговаривать не обо всех сказках и рассказах, а одного автора И. С. Соколова-Микитова. (показать портрет)

Давайте вспомним рассказы И. С. Соколова-Микитова. (Кукушонок, Бобры, Ежи, Русский лес, Лисицы)

А сказку? (Соль земли)

А чем отличаются рассказы от сказки?

(ответы детей)

Молодцы, я думаю вы очень хорошо знаете И. С. Соколова-Микитова, и сейчас мы это проверим. А у нас первый конкурс, за каждый правильный ответ команда получает жетон.

  1. « Ответь на вопрос»
  2. Какие животные строят двух этажные дома для жилья? (Бобры)
  3. Из какого рассказа вы это узнали? (Бобры)
  4. Какую самую первую сказку написал И. С. Соколов-Микитов? (Соль Земли)
  5. Каких героев этой сказки вы запомнили? (ответы детей)
  6. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  7. Как называется рассказ, в котором это описано? (Кукушонок)
  8. Чем питаются ежи? (вредные насекомые, молоко, змеи, мыши…)
  9. Кто написал рассказ «Ежи»? (И. С. Соколов-Микитов)

Молодцы, с первым заданием. Команды справились отлично, а теперь настало время поиграть.

  1. П / и « Замри»

Дети действуют согласно тексту игры.

Разбежались по лужайки (бег в рассыпную)

Мишки, лисоньки и зайки

Стали весело кружится(кружатся на носочках)

Стали звери веселиться

Раз-прыжок, два-прыжок (прыжки на двух ногах)

Замирай скорей дружок (замереть пока не будет команды отомри)

Игру можно повторить несколько раз.

А теперь посмотрим, какие вы сообразительные и заработаете жетон для своей команды.

  1. «Угадай, чьи следы?»

На двух столах раскладываются картинки животных и их следы, дети должны правильно подобрать следы к животным.

От каждой команды выбираются три человека, которые подбирают следы. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет следы.

Выигравшая команда получает жетон.

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и получаете жетон. А следующий конкурс у нас «Загадки»

  1. «Загадки»
  2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора

  1. Косолапый и большой,

Спит в берлоги он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

  1. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

И с деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины

  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

  1. Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кар перечла

И с собой унесла

  1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

  1. Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой,

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Воспитатель: Все загадки вы отгадали правильно и получили жетоны. А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каждой команде я дам карточку-путаницу, а вы должны увидеть на этой карточке одно дикое животное и назвать его, после этого передать карточку соседу. Сначала одна команда называет животных, потом другая. Какая команда назовет больше животных, та и выиграет.

  1. Конкурс «Путаница»

Дети поочерёдно ищут на карточки-путанице одно дикое животное, называют его и передают карточку соседу.

На этом наша викторина подходит к концу. Обе команды справились со всеми конкурсами отлично. Капитаны команд посчитайте жетоны. А теперь я предлагаю обменять ваши жетоны на сладкие монеты.

Талантливый ученый профессор Персиков открыл луч жиз­ни, усиливающий жизнедеятельность организмов. В совхоз «Крас­ный луч» Смоленской губернии забирают аппарат Персикова, чтобы выращивать гигантских кур. Беда была* в том, что аппарат еще не опробован в лаборатории, да и яйца впопыхах перепутали: вместо куриных прислали яйца пресмыкающихся - змей и рептилий. В «одну прекрасную ночь» в оранжерее совхоза из яиц стали вылупливаться гигантские змеи и ящерицы, которые, пожирая все и всех вокруг, дви­нулись на Москву. Сделался страшный переполох и смятение. Газе­ты разносили ужасающие вести. Озлобленные и испуганные моск­вичи убили на улице профессора Персикова, посчитав его виновником всего происшедшего. Страшное нашествие прекратил неожиданно грянувший мороз, который погубил гигантских гадов.

Вопросы к классу.

1. Зачем понадобился М Булгакову фантастический сюжет?

Фантастика здесь играет другую роль, чем в произведениях А. Беляева. Не научное открытие само по себе интересует автора и читателей, а сатирическое изображение царящих вокруг беспоряд­ков, которое усиливается при помощи фантастического сюжета.

2. Во вполне реальных «Записках юного врача» Булгаков при­думывает название местности, а в фантастической повести, наобо­рот, дает довольно точный адрес - действие происходит в Смоленс­кой губернии. Зачем это ему понадобилось? Или он желал осмеять недостатки жителей именно этой губернии?

Повесть, конечно, имеет обобщающий смысл. А «точный» адрес понадобился для того, чтобы придать характер правдоподобия фантастическому сюжету.

Самостоятельная работа Формулирование вывода для записи в тетрадь «Чем запоминаются произведения М. Булгакова, связанные со Смоленщиной».


Жизнь И.С. Соколова-Микитова. Самые яркие и волнующие воспоминания детства И.С. Соколова-Микитова в его творчестве.

И. С. Соколов-Микитов

В записных книжках Ивана Сергеевича Соколова- Микитова (1892-1979) есть коротенькая запись: “Так памят­но далекое утро, когда разбудили на рассвете в радостный праздничный день: “Погляди - солнце играет”. В то далекое yipo и уходят корни особой солнечной атмосферы шорчества писателя, которому он был верен до конца своей лизни.

Свое физическое и духовное начало Соколов-Микитов (иязывает с деревней. С деревней, с привычным ей кругом дел н забот связывает писатель самые светлые и радостные свои чувства, ей он обязан лучшим в своем характере: “Лучшую пору моей жизни - детство - провел я в деревне. И с этой драгоценной порою связано все, что есть во мне лучшего”.

На формирование человека влияет атмосфера родитель­ского дома, взаимоотношения родителей между собой, ибо и судьбе, вкусах и характере человека огромное значение имеет его детство, влияние людей, среди которых он поспитывался и вырастал”.

“Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, (п рущим начало свое в недрах земли. РуЧейки эти, сливаясь, образуют величественные реки общей человеческой жизни… из светлого родника материнской и отцовской любви им гекал искрящийся ручеек моей жизни”, - записал Соколов- Микитов в своих воспоминаниях. Потом наступает черед первых детских впечатлений будущего писателя, был синий, звучащий ослепительный мир”. Материнское и

■ чцовское тепло и ласка в детском восприятии сливаются с н плом “синего, звучащего ослепительного мира”. С годами

■ руг его открытий и знакомств расширяется, речушка | и ходит за пределы родного дома: перед ним открывается притягательный синий полог леса, голубое бездонное небо,

шая неразгаданных тайн… свет смоленской незатейливой

природы льется в распахнутую душу ребенка. На этой основе | ножнлся и сформировался художественный мир будущего писателя И. С. Соколова-Мшштова.

Родился Иван Сергеевич Соколов-Микитов в лесном \ рочище Осеки, под Калугой, в семье управляющего лесными Vi одьями богатых московских купцов Коншиных - Сергея

I Iiikii гьевича и Марии Ивановны Соколовых. Домик, где и семья управляющего, со всех сторон был окружен

сосновым бором. Над крышей днем и ночью шумели высоми корабельные сосны.

В Калужских Осеках Сергей Никитьевич прожил с семьей всего три года. У него начались неприятности по службе из-за гуманного отношения к “порубщикам”. Хозяин потребовал от своего управляющего более жесткого к ним отношения, на что Сергей Никитьевич согласиться не мог. Неприятности по службе, доводы старшего брата, Ивап;| Ншситьевича, о необходимости иметь свой собственный угол склонили Сергея Никитьевича к переезду на родную Смоленщину. Сложившись, братья купили на родине небольшое имение Кнслово.

В те времена, как и теперь, переезд был делом сложным, да еще на такое большое расстояние. Готовились к нему долго: отбирали, укладывали на подводы имущество, увязывали - все это создавало в доме атмосферу тревожной приподнятости. Ехали на лошадях большаками, проселками, лесами и перелесками. Мальчику открывался большой мир, переливающийся всеми цветами и оттенками радуги. Не удивительно поэтому, что переезд он запомнил на всю жизнь.

Пришлась будущему писателю по душе и тогда еще не тронутая природа Смоленщины, особенно берега полновод­ной и полной неповторимой прелести и очарования реки Угры, на одном из берегов которой располагалось Кнслово. Здесь и прошло детство писателя.

В те времена смоленская деревня еще сохраняла свой старинный быт и уклад. И первые услышанные им слова “были народные яркие слова, первые сказки - народные устные сказки, первая музыка - крестьянские песни, которыми был некогда вдохновлен великий русский композитор Глинка”. В Кислове мальчик почти не разлучался с отцом. Мягкий и добрый по своей натуре, он покорил сына не только родительской любовыо, но н глубокими знаниями природы, любовыо к ней. Сергей Никитьевич, чрезвычайно занятый по службе, свои редкие выходные дни проводил с сыном. Он обязательно брал его с собой на охоту, нередко и в служебные командировки, были и специальные прогулки в природу, во время которых мальчик знакомился с животным и растительным миром родного края.

“После переезда в Кнслово, - напишет Соколов-Мгаси- и>н, я почти не расставался с отцом. Ночью мы спали на Н И (ОЙ постели, днем уходили в залитые солнечным светом Поля, любовались зелеными рощами, в которых встречали нас веселые голоса птиц. Глазами отца я видел раскрывший- (н передо мною величественный мир русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками”.

Пробудившаяся у мальчика любовь к природе родного

I рая под влиянием отца крепла год от года и перерастала в настоятельную потребность общения с ней. Любовь к родному языку, к образной народной речи будущий писатель у наследовал от матери - Марии Ивановны, которая знала неисчислимое множество сказок и поговорок и каждое слово которой было к месту. Читать и писать мальчика научила идова младшего брата его отца, женщина глубоко несчастная, рано потерявшая мужа и единственного сына. Ома владела настоящим художественным даром вырезать и | неить из цветной бумаги детские игрушки. Любовь к детям, по воспоминаниям писателя, у нее была необыкновенной и она щедро дарила ее близким ей людям. В доме Соколовых парило любовное, уважительное отношение между всеми его обитателями.

После окончания начальной школы, в 1902 году, маль­чика определили в Смоленское реальное училище. Свой переезд в Смоленск он переживал тяжело. Привыкший к ьнагодатной тишине деревенской жизни, уюту и теплу 1>одного дома, он попал в довольно шумный и оживленный

I ород, в среду ему совершенно незнакомую Ни крепостная

< I ена - шедевр известного русского а р Хйтект о р а - с а м о у чк и Федора Коня, ни обилие памятников войны 1812 года не могли сгладить в душе мальчика горечь разлуки с родными и ( низкими ему людьми. Определяя свое состояние после переезда в Смоленск, Соколов-Микитов впоследствии ни пишет: “Уже в десять лет впервые круто сломалась моя | ишь”. Настоящей отдушиной для мальчика были | аппкулы. Они заполнялись до отказа: “тут и святочные неревенские гулянья с ряжеными, и катание с гор на нубяиках, и поездки в гости, и домашние праздничные вечера. Впечатлениям не было конца. Но каникулы

пишсь, приходилось возвращаться в Смоленск, в

имосферу казенщины и зубрежки. И впечатлительная

натура мальчика не выдержала отторжения от родной стихии - тяжелая душевная болезнь свалила его в постель. После выздоровления по доносу соученика в его комнате был произведен обыск, и по подозрению в принадлежности к революционным ученическим организациям он бы и исключен из училища с “волчьим билетом”. Это был второй крутой перелом в жизни будущего писателя. Юноши вынужден был вернуться в родную деревню. Жизнь, казались ему, зашла в тупик. От гибели спасли его семья и природа: “От гибели, от обычной печальной судьбы многих отчаявшихся молодых людей спасли меня природа, чуткое! г. и любовь отца, помогавшего мне в трудный час жизип сохранить веру в людей, в себя и в свои силы”.

Целый год провел Соколов-Микитов в родном Кислове, жадно и много читал, пытливо всматривался в жизнь. Спал он под открытым небом, укрывался пропахшим конским потом армяком, с неизменной книжкой под головой. По- прежнему его окружала родная природа, по-прежнему чудесны были теплые летние ночи, по-прежнему его будил до рассвета пчелиный гуд. Хотя и медленно, но наступало выздоровление.

^, В жизни и быте смоленской деревни того времени мно­гое начинало меняться. Долгие зимние вечера кисловские мужики коротали миром, в специально откупленной на всю зиму избе. На вечерних сходках мужики обсуждали все тревожащие деревню вопросы. Постоянным посетителем этих сходок был и Соколов-Микитов. Он внимательно слушал крестьянские речи, запоминал метко сказанное слово, записывал удачные выражения.

В 1910 году юноша отправляется в Петербург, надеясь поступить в какое-нибудь учебное заведение - надо было как-то определяться в жизни. В государственные учебные заведения доступ ему был закрыт из-за “волчьего билета”. Подвернулись частные сельскохозяйственные курсы, и юноше ничего не оставалось, как поступить туда - там не требовалось свидетельство о благонадежности. К этому времени относится знакомство Соколова-Микитова с известным в то время путешественником 3. В. Сватошом, сыгравшим важную роль в судьбе будущего писателя. Сватош, узнав, что юноша занимается сочинительством, познакомил его с известным писателем А. С. Грином, а Грин, в свою очередь познакомил юношу с А. И. Куприным, с

которыми у Соколова-Микитова установились теплые дружеские отношения.

В 1910 году Соколов-Микитов написал сказку “Соль Земли”. Весьма примечательно, что свою творческую деятельность он начинает в жанре сказки. Первое свое произведение начинающий писатель отнес А. М. Ремизову. 1"му сказка понравилась, и он обещал напечатать ее в Олижайшее время в журнале “Заветы”. Но “Заветы” вскоре были закрыты, и произведение Соколова-Микитова увидело свет только в 1916 году" в журнале “Аргус”.

В сказке “Соль земли” Соколов-Микитов поведал о тех. далеких временах, “когда земля была черная, плодоносная, не то что теперь”. И было так до тех пор, пока не нарушен был извечный земной порядок. Нарушил его Лесовик: он у Водяного дочь украл. Начинается враждебное противостоя­ние Леса и Воды - основных экологических элементов извечного обновления жизни. Узнал Водяной, что Лесовик 1-ю дочку украл, рассердился, расходился, посинел весь - и пошла тут сумятица в природе. Хочет Водяной с Лесовиком расправится, но не тут-то было! Увидел Водяной, что не

i овладать ему с Лесовиком, просить стал:

Порешили на том: Лесовик отдаст Водяному дочь, но с непременным обязательством добыть Лесовику Соль Земли. (Созвал Водяной помощников своих старых и малых, но никто не знал, как Соль Земли достать. И только один (юлотяник Яшка вызвался достать Соль Земли. “Есть Земля на земле. Верстами не измерена, шагами не мерена - ни длины, ни ширины. А стоит на той Земле дуб. На дубу два иорона сидят. В них-то и есть Соль Земли”.

Добрался болотяник Яшка до той земли. И уже совсем близко, уже видит дуб, а никак к дубу не подойти - лететь надо. Приметил гнездо ястреба, подобрался к гнезду и стал ждать. Прилетел ястреб в гнездо. Размахнулся болотяник Яшка палкой - вот и крылья. Отодрал он крылья у ястреба, привязал ястребиные крылья лыком себе и очутился на дубу. Сцапал болотяник Яшка воронов, а слезть не может - руки заняты, а надо торопиться. И тогда он одного ворона пустил, а вместо него на дороге поймал черную птицу грача н понес Водяному. Обрадовался Водяной, даже кусочком пиаря наградил болотяника Яшку. Не понял Водяной, что

натура мальчика не выдержала отторжения от родцоП стихии - тяжелая душевная болезнь свалила его в поен м… После выздоровления по доносу соученика в его комнате был произведен обыск, и по подозрению в принадлежности к революционным ученическим организациям он бын исключен из училища с “волчьим билетом”. Это был второй крутой перелом в жизни будущего писателя. Юноши вынужден был вернуться в родную деревню. Жизнь, казалась ему, зашла в тупик. От гибели спасли его семья и природа: “От гибели, от обычной печальной судьбы многих отчаявшихся молодых людей спасли меня природа, чуткость и любовь отца, помогавшего мне в трудный час жизип сохранить веру в людей, в себя и в свои силы”.

Целый год провел Соколов-Микитов в родном Кнслово, жадно и много читал, пытливо всматривался в жизнь. Спал он под открытым небом, укрывался пропахшим конским потом армяком, с неизменной книжкой под головой. По- прежнему его окружала родная природа, по-прежнему чудесны были теплые летние ночи, по-прежнему его будил до рассвета пчелиный гуд. Хотя и медленно, но наступало выздоровление.

В жизни и быте смоленской деревни того времени мно­гое начинало меняться. Долгие зимние вечера кисловские мужики коротали миром, в специально откупленной на всю зиму избе. На вечерних сходках мужики обсуждали все тревожащие деревшо вопросы. Постоянным посетителем этих сходок был и Соколов-Микитов. Он внимательно слушал крестьянские речи, запоминал метко сказанное слово, записывал удачные выражения.

В 1910 году юноша отправляется в Петербург, надеясь поступить в какое-нибудь учебное заведение - надо было как-то определяться в жизни. В государственные учебные заведения доступ ему был закрыт из-за “волчьего билета”. Подвернулись частные сельскохозяйственные курсы, и юноше ничего не оставалось, как поступить туда - там не требовалось свидетельство о благонадежности. К этому времени относится знакомство Соколова-Микитова с известным в то время путешественником 3. В. Сватошем, сыгравшим важную роль в судьбе будущего писателя. Сватош, узнав, что юноша занимается сочинительством, познакомил его с известным писателем А. С. Грином, а Грим, в свою очередь познакомил юношу с А. И. Куприным, с которыми у Соколова-Микитова установились теплые дружеские отношения.

В 1910 году Соколов-Микитов написал сказку “Соль Земли”. Весьма примечательно, что свою творческую деятельность он начинает в жанре сказки. Первое свое произведение начинающий писатель отнес А. М. Ремизову. Гму сказка понравилась, и он обещал напечатать ее в ftнижайшее время в журнале “Заветы”. Но “Заветы” вскоре были закрыты, и произведение Соколова-Микитова увидело спет только в 1916 году в журнале “Аргус”.

В сказке “Соль земли” Соколов-Микитов поведал о тех далеких временах, “когда земля была черная, плодоносная, пето что теперь”. И было так до тех пор, пока не нарушен был извечный земной порядок. Нарушил его Лесовик: он у Водяного дочь украл. Начинается враждебное противостоя­ние Леса и Воды - основных экологических элементов извечного обновления жизни. Узнал Водяной, что Лесовик его дочку украл, рассердился, расходился, посинел весь - и пошла тут сумятица в природе. Хочет Водяной с Лесовиком расправится, но не тут-то было! Увидел Водяной, что не совладать ему с Лесовиком, просить стал:

Отдай, товарищ старинный, дочушку, пожалей меня.

Порешили на том: Лесовик отдаст Водяному дочь, но с непременным обязательством добыть Лесовику Соль Земли. Созвал Водяной помощников своих старых и малых, но инкто не знал, как Соль Земли достать. И только один болотяник Яшка вызвался достать Соль Земли. “Есть Земля па земле. Верстами не измерена, шагами не мерена - ни длины, ни ширины. А стоит на той Земле дуб. На дубу два ворона сидят. В них-то и есть Соль Земли”.

Добрался болотяник Яшка до той земли. И уже совсем близко, уже видит дуб, а никак к дубу не подойти - лететь надо. Приметил гнездо ястреба, подобрался к гнезду и стал пдать. Прилетел ястреб в гнездо. Размахнулся болотяник Яшка палкой - вот и крылья. Отодрал он крылья у ястреба, привязал ястребиные крылья лыком себе и очутился на дубу.

< цапал болотяник Яшка воронов, а слезть не может - руки заняты, а надо торопиться. И тогда он одного ворона нус гил, а вместо него на дороге поймал черную птицу грача н понес Водяному. Обрадовался Водяной, даже кусочком шпаря наградил болотяника Яшку. Не понял Водяной, что

его надул болотяник Яшка. Посадил Водяной птиц в клетку и понес Лесовику.

Получай Соль Земли.

Встретила Водяного дочь - и в ноги отцу.

Батюшка Водяной… хорош был Лесовик со мною… хочу жить у него.

Обрадовался Водяной - давно ему хотелось в дружбе с Лесовиком жить.

Велика была радость в лесу. На радостях чуть было про птиц не забыли, да вспомнила дочка-русалка:

Нынче всем праздник, - и выпустила на волю ворона и черную птицу-грача. А Соль-то Земли в двух воронах заключалась, как одного не стало, побелела земля наполови­ну. Упали высокие деревья, приувяли цветы, не стало вечного дня. Впервые сошла на землю темная ночь. Это ворон вылетает искать своего брата, и его печаль “темная” закрывает солнце, и сходит тогда на землю мрак. Раньше люди не знали ночи и ничего не боялись. Не было страха, не было преступлений, а как стала ночь, под ее темным покровом начались злые дела”. И одно лишь утешение от горя Земли: Лесовик и Водяной в превеликой дружбе живут: даже один без другого жить не может: где вода - там и лес, а где лес повырубят - там и вода усыхает”.

Большой и шумной компанией студенты сельскохозяй­ственных курсов частенько заглядывали в харчевню на Рыбацкой улице. В этой харчевне Соколов-Микитов познакомился с владельцем газеты “Ревельскнй листок” Липпе, который предложил ему стать сотрудником его газеты. Соколов-Микитов охотно согласился, и зимой 1912 года переехал в Ревель на должность секретаря редакции.

На первых порах газетная работа захватила начи­нающего писателя - он много и плодотворно пишет в газету сам - почти в каждом номере “Ревелъского листка” печатаются его передовицы, рассказы, стихи. Вместе с тем Ревель после Петербурга показался молодому человеку глухим захолустьем, а близость моря и ревелъского порта будоражили воображение. Страсть к путешествиям не давала покоя. Знакомый корреспондент “Ревелъского листка”, дьякон церкви Николы Морского, узнав о сграсти Соколова- Микнтова, через связи в военно-морском штабе помог ему устроиться матросом на пароход “Могучий”. На нем и уходит


и свое первое морское плавание Соколов-Микитов. Впечатление от него было потрясающим, оно и утвердило юношу в решении стать моряком и положило начало его: юрским скитаниям.

Трудно, скорее даже невозможно уточнить, что появи­лось раньше у Соколова-Микитова - любовь к природе или

■ грасть к путешествиям/ Да он и сам не может ответить на нот вопрос: “Еще в*г8Йы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир… Воображение с необычной силою переносило меня в далекие страны. Закрыв

I паза, я предавался страстным мечтаниям. И я уже видел себя путешественником, искателем приключений. В этих мечтах нс было ничего житейского. Я мог думать об открытии неведомых земель, о грудах золота и алмазах, страсти к наживе и богатству у меня никогда не было, даже в детских мечтах”.

На пароходах русского торгового флота Соколов- Микитов избороздил почти все моря и океаны, побывал в Турции, Египте, Сирии, Греции, Англии, Италии, Нидерлан­дах, Африке. Он был молод, полон сил и здоровья: “Это было гамое счастливое время моей юношеской жизни, когда я сходился и знакомился с простыми людьми, а сердце мое фепетало от полноты и радости ощущения земных просторов”. И где бы он ни был, куда бы ни забрасывала его ма фосская судьба, он прежде всего интересовался жизнью простых людей труда.

Первая мировая война застала матроса Соколова- Микитова на берегах Эгейского моря. Без единого гроша в кармане бродил он по Халкидонскому полуострову, жил мопахом-отшельником на мраморной горе Старого Афона.

С великим трудом морским путем добирался он до России. Прибыв в Петербург, он поступает на курсы братьев милосердия, с тем чтобы после их окончания отправиться на фронт. В свободное от курсов время много пишет. К 1914 го­лу относятся первые выступления Соколова-Микитова в печати. В литературно-художественном сборнике “Пряник осиротевшим детям” он выступает под двумя фамилиями. Под фамилией Соколов он печатает рассказ “Торопь непшяя”, а под фамилией Мнкитов - “Кукушкины дети”. It 1915 году в сборнике “Современная война в русской по пин” опубликовал два своих стихотворения: “Славянские орлы” (“Над грозной тучей, что легла”) и “Ушли” (“Все глуше стук колес”).

Не закончив курсов, Соколов-Микитов добровольно уходит на фронт. Его назначают санитаром в санитарно­транспортный отряд принцессы Саксен-Альтенбургской. В отряде Соколов-Микитов столкнулся с открытым преда­тельством. Пронемецкое руководство отряда, не стесняясь, потакало явным и тайным немецким агентам. Ясно, что Соколова-Микитова с его обостренным чувством патрио­тизма предательство оскорбляло. И после нескольких стычек с руководством отряда, его отчислили. Новое назначение оказалось удачей - он попал в “Эскадру воздушных кораблей” младшим мотористом на бомбардировщик “Илья Муромец”, командиром которого был земляк Соколова- Микитова, известный в те времена летчик Глеб Васильевич Алехнович. Фронтовая обстановка, личные впечатления давали обильный материал молодому писателю. Он создает несколько рассказов о войне. В одном из них - “С носилка­ми”, показана будничная фронтовая жизнь, неорганизован­ность и неразбериха, от которой страдают простые солдаты, которые “бездумно сидят в окопах без хлеба и без патронов, измученные бесконечными боями и артобстрелами. В рас­сказе “Глебушка”, посвященном Г. В. Алехновичу, Соколов- Микитов с любовыо писал о своем командире: “У Глебушки птичья кровь. Глебушка родился в птичьем гнезде, ему отроду летать написано. Отними у поэта песшо, у Глебушки - летание - и пожухнут оба”.

Соколов-Микитов был одним из первых русских писате­лей на заре воздухоплавания, разрабатывающих в литературе “летный пейзаж”-" Он дал художественное описание земли с высоты птичьего полета, рассказал о необыкновенных ощущениях покорителей неба: “Полет - плавание, только воды нету: смотришь вниз, как смотрел на опрокинутое в зеркальной глади облачное небо. Да ведь я видел все это во сне! Каждый раз меня не оставляло очарование сна, - когда же? Нет, не во сне! Это пробуждение “птичьего” в человеке, дающее ощущение необыкновенного счастья, доисторическое воспоминание о времени, когда и человек на собственных крыльях летал над дремучей землею, покрытой водой и лесами.

После Февральской революции депутатом от фронтови­ков Соколов-Микитов приезжает в Петроград. В столице в

in премя выходят десятки газет разнообразных направле- nnii от большевистской “Правды” и Горьковской “Новой -I н иш” до монархического “Нового времени” и черносотен­ного уличного листка. В городе было пусто. Жители в попках хлеба насущного разъезжались по уездным городам и деревням.

Соколов-Микитов поселился в пустующей квартире на четырнадцатой линии Васильевского острова, рядом с Л. М. Ремизовым. По соседству, на тринадцатой линии, жил М. М. Пришвин. Встречались они ежедневно то у Ремизова, ю у Пришвина. Пришвин работал тогда в газете “Воля народа” и редактировал литературное приложение этой ызеты “Россия в слове”, сотрудничать в котором пригласил п Соколова-Микитова.

В Пришвинском приложении последний опубликовал «Рассказы уездного быта”. В них он поведал “о запущенных г войною полях, обнищании деревень, о безлюдье”. It приложении были опубликованы и другие его рассказы. И этих рассказах и очерках предоктябрьских месяцев Соколов-Микитов отразил, правда, не давая авторской оценки, общественную жизнь и текущую политику России.

11 нее же лиризм его произведений этого времени сам по себе шучал публицистично, отражая черты и характер „межреволюционного безвременья”. В этом впервые и проявилось мастерство писателя Соколова-Микитова: во внешне простой картине жизни показывать социальное содержание, присущее времени.

Соколов-Микитов, как и некоторые другие крупные русские писатели, его современники, не до конца понимал смысл и значение “второй, главной, народной революции 1‘)17 года”. Определенная часть писателей в первые месяцы и даже годы Октябрьской революции, помня беспорядки, попарившиеся с ее приходом, заняли выжидательную позицию. Некоторые не понимали, другие открыто иозмущались приходом большевиков к власти и ратовали за

< пасение Учредительного Собрания, третьи, в том числе и ("околов-Микитов, Пришвин, Шишков, Ремизов полагали, что Октябрьская революция вызвала в стране еще большие беспорядки, смуту и раздражение в народе. Их насторажи­вали и царящий хаос, и анархические настроения возвра­щающихся в родные деревни солдат, разорение деревенских поместий и усадеб. Все это и находило отражение в их произведениях, публиковавшихся в периодической печати от Горьковской “Новой жизни” и газеты социалистоп- ревошоционеров “Воля страны” до монархического “Нового времени”. Так в рассказе “Смута” Соколов-Микитов отразил душевную смуту, смятение деревенского люда в период революционной ломки.

В начале 1818 года Соколов-Микитов демобилизовался и уеХал из Питера на Смоленщину, где учительствовал до весны 1919 года.

Раннее творчество Соколова-Микитова, питавшееся опытом его сложной юношеской судьбы: неизбежными в то время раздумьями о судьбе родины и богатейшей русской культуры, общением с людьми разных цветов кожи и верований, разных социальных и культурных уровней: с матросами, с анатолийскими крестьянами-рыбаками, окопными солдатами, с друзьями - русскими писателями - А. И. Куприным, И. А. Буниным, А. М. Ремизовым, с их нелегко сложившимися в те годы судьбами, с М. Горьким, А. Н. Толстым, М. М. Пришвиным, нашедших свое место в советской литературе, - было как бы преддверием в большую литературу. И не будь этого преддверия, может быть, получился бы совсем иной писатель, по-другому пони­мающий “жизнь мира-лада людского”.

К 1922 году Соколов-Микитов сформировался и как человек, и как писатель. Как человек он являл собой особый тип жизнеповедения, который сложился на основе исконнорусского крестьянского миропонимания и миро­ощущения и которое наиболее полно являло русский национальный характер, а в литературе - особый тип русского писателя, сложившегося на лучших традициях русской классической литературы, для которого характерно обостренное чувство правды, чувство меры и уравновешен­ности, единство мировоззренческой, этической и эстети­ческой сторон писательской деятельности.

А. И. Куприн хорошо понимал, какой писатель в лице Соколова-Микитова входил в русскую литературу. Скупой на похвалы, он, прочитав в ноябрские дни 1917 года рассказы Соколова-Микитова, заметил: “Писать Вы можете, а пожалуй, и хорошо”. А спустя три года он же и расшифро­вал свое понимание писательской манд>ы Соколова- Микитова: “Однажды в печати я заявлю, что очень ценю Ваш писательский дар за яркую изобразительность, iii гинное знание народной жизни, за краткий, живой и правдивый язык. Больше же всего мне нравится, что Вы шпили свой собственный, исключительно Ваш стиль и свою форму: и то и другое не позволит смешать Вас с кем-нибудь. Л >то самоедорогое”.

“Свой собственный, исключительно свой стиль” и форма Соколова-Микитова, тонко подмеченные Д. И. Куприным, и есть творчество как жизнеповедение, при котором каждое писательское слово обеспечено золотым мпасом души и жизненным поступком. И уже в первом ьольшом сборнике его, отредактированном товарищем по чмшрации А. Н.Толстым и вышедшем в Берлине в 1922 году, ж по проступает своеобразная творческая манера писателя. Почти все его произведения, разные по жанру (рассказы, сказки, очерки, зарисовки, миниатюры) и по теме (быт монахов, морские рассказы, былицы о смоленской деревне), помещенные в книгу “Об Афоне, о море, о Фурсике и пр.” подтверждали оценку А. И. Куприна. Эта книга вместе с другими произведениями, печатавшимися в эмигрантской периодике, приносят Соколову-Микитову известность в мигрантских литературных кругах.

Из родных мест Соколова-Микитова снова потянуло | гранствовать. И ранней весной 1919 года, по приглашению юварища и однокашника Гриши Иванова, в качестве уполномоченных “Предпродел Запсевфронта” они в юбетвенной теплушке отправились на юг. Не раз путе­шественники были на волосок от смерти. В Мелитополе они чудом вырвались из рук махновской контрразведки, были в пиону у петлюровцев, а начальник деникинской контрраз­ведки чуть не расстрелял Соколова-Микитова, приняв его за in епта Дыбенко и Коллонтай.

В конце 1920 года на океанском судне “Омск”, загру- | еппом хлопковым семенем, Соколов-Микитов отправился в Англию. В Англии судно было продано, а команда мп горнирована. Прожил там Иван Сергеевич около двух лет,

■ I in алея по ночлежным домам, не имея работы, перебиваясь | нучайиыми заработками.

В 1921 году ему удалось перебраться в Берлин, который “ 1920-е годы был переполнен русскими эмигрантами. Вскоре и Ьерлин из Франции перебрался и А. Н. Толстой. Он помог

< „Колову-Микитову издать в Берлине книгу “Об Афоне, о миро, о Фурсике и пр.”

В 1922 году в Берлин из Советской России приехал М. Горький. К нему, как очевидцу последних событий на Родине, потянулись эмигранты. Вместе с А. Н. Толстым отправился к Горькому и Соколов-Микитов. Во время этой встречи Соколов-Микитов поделился с ним своими планами возвращения на Родину, на что Горький сказал ему так: “В Россию захотел вернуться? Смотри, Иван, большевики тебе пузо вспорют, кишки вынут, гвоздем к столбу приколотют, всю жизнь тебя вокруг столба гонять будут, пока все кишки не вымотают”. И все же Горький обещал ему свое содействие и слово свое сдержал.

Летом 1922 года Соколов-Микитов вернулся на родину

и, устроив свои дела с помощью К. Федина, к которому Горький дал Соколову-Микитову рекомендательное письмо, Иван Сергеевич поспешил на родную Смоленщину. После длительных скитаний жизнь в родительском доме, кругу семьи, показались ему настоящим раем. Дома и жилось хорошо, и работалось легко. Это был самый плодотворный

деревне им были написаны

рассказов о деревне, повести “Чижикова лавра”, “Елень”, “Детство”.

Вставал он обычно далеко до рассвета, наскоро переку­сив и выпив крынку молока, с ружьем за плечами уходил в лес. Там он обдумывал свои творческие планы, охотился, а на обратном пути заходил к знакомым мужикам-охотникам побеседовать и отдохнуть. Охотничьи вылазки перемежались с интенсивной творческой работой.

В 1924 году в Ленинграде при содействии К. Федина вышла книжка Соколова-Микитова “Кузовок”. В 1925 году издание было повторено. В первом издании “Кузовок” имел подзаголовок: “Сказки всех народов”. В собрании сочинений в 4 тт. подзаголовок уже другой: “Сказки для детей”. В 4-томном издании в “Кузовок” вошли сказки и рассказы о природе, написанные специально для детей.

В рассказе “От весны до весны” писатель воспроизводит поэтапное движение, развитие времен года. Заявляет о себе весна цветением вербы: “На огороде распустилась верба: белые пуховки”. С каждым днем все жарче светит солнце, днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Под солнцем темнеют зимние дороги, синеет на реках лед. Тает на крышах снег, оголяется земля вокруг деревьев и на пригорках. Ожили, повеселели воробьи,


проводили зиму и рады-радешеньки. Прилетели грачи и и ажно ходят по дорогам. Это первый этап весны, первые ее признаки.

По-своему начинается весна в лесу. “В лесу точно кто-то проснулся, смотрит голубыми глазами. Первый признак начинающейся весны в лесу - обилие запахов, от которых кружится голова. Появляются первые подснежники. 11а березе буреют ветви, наливаются почки и сама береза так наливается соком, что из каждой царапины сочатся прозрачные слезы. Неуловим час пробуждения леса. Первой зеленеет ива, а за нею, отведешь невзначай глаза - весь лес стал зеленым и нежным”.

Небо беззвездно, а ночью так темно, что “не разглядишь п собственных пальцев. В небе слышен свист крыльев перелетных птиц. А весна идет своим ходом, чередом: прогудел жук, задудел над болотом комар. Солнце уже высушило палый прошлогодний лист, забегал по сухому листу хорь, заиграл в небе первый баранчик - бекас, человечьим голосом завопила сова, жалобно откликнулись си зайцы. Взмыл в небо первый зазябший вальдшнеп. И чем увереннее и результативнее поступь весны, тем громче и громче играет глухарь. Поднимается в небо с межи первый жаворонок.

Быстр и неуловим переход ночи в день. Вначале, как окошечки, закрываются звезды, золотится небо, дохнуло предрассветным ветерком, запахло лесной фиалкой. И не успеешь ахнуть - солнце уже взошло. И заиграло лучами, засмеялось. И нет сил сдержаться. И раскрываются цветы, приветствуют солнце.

Наступает красное лето. Первые его признаки - раскры­ваются белые лилии и желтые кувшинки, буйно цветет водяная кашка. Дикая утка выводит своих утят, появляются н летают над водой стрекозы, гудят пчелы, по воде бегают паучки-челночки.

Своей чередой лето гонит в рост траву, в траве лилове­ют колокольчики, пушатся воздушными шарами одуванчи­ки, затрещали кузнечики, а высоко в небе - быстрые ласточки.

Наступает сенокос. Созревает земляника, муравьи

■ гроят дома-муравейники. Закуковала кукушка, прибли­жается макушка лета, омываемая грозовыми дождями.

11 вливается и созревает рожь.

А когда высыпает по опушкам Иван-да-Марья, а паук оплел кусты и деревья паутиной, можно идти в лес за грибами, застучал по сушняку дятел, в лесу свежо и пахуче. И так тихо, что слышно, как падает первый сухой листочек. Начинается жатва. Кончается лето.

Наступает золотая осень. Затяжелели пчелы и не выле­тают из ульев, в садах снимают антоновку. Вступает в свои права ветер-листодер. Холоднеет.

Появляются бабочки-траурницы и осенние крапивницы. Далеко слышна пастушья труба. Наступает время уборки картофеля, капусты, моркови и репы. Запасается на зиму орехами белка, меняет на зиму шубку, строит свой дом под еловой зеленой лапой заяц-беляк, забирается под старый пень хорь-скакун, накрывшись палым листом, заснул Еж Ежович, зарылся в землю крот, лесные мыши и белые ласочки забрались под древесные корни, зарывшись в мох, забрался в берлогу Михайло Михайлович. И только волк бездомен.

Наступает зима. Голые стоят в лесу деревья, а ели и сосны стали еще. зеленее. Много раз большими хлопьями начинает падать снег и, просыпаясь, люди не узнают поля, такой необыкновенный свет светит в окна.

Протянулся через дорогу и скрылся в ельничке заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дороги.

На рябине рассыпались грудастые краснозобые снегири.

По улицам ходит ночью мороз, сине в окнах, кот Васька забрался на печку. Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звездная, окна синие, на окнах мороз ледяные цветы нарисовал - никому таких не вырисовать.

Это экономная, но яркая, почти осязаемая, настоящая живопись словом. В родном Кнслове на Смоленщине Соколов-Микитов прожил почти шесть лет, время от времени наезжая в Ленинград по литературным делам. С обостренным интересом присматривался писатель к тому новому, что входило в жизнь и быт деревни после револю­ции.

“Смоленская глухая деревня, - писал Соколов-Мики­тов,- болезненно пережила переходное время. Борьба старого с новым еще продолжалась. Самые нелепые, подчас, смешные и трагические формы принимала эта борьба”/

Впечатления от деревенских наблюдений вламывались в работу над “Морскими рассказами”. Одновременно он начинает работать над рассказами о деревне. При этом необходимо иметь в виду, Соколов-Микитов не принял новые, коллективные формы хозяйствования на земле. Трагедия русского крестьянства обернулась творческой

I рагедией писателя. И если он и писал о деревне, то писал отстраненно, своей подчеркнутой отстраненностью как бы протестуя против всего того, что происходило тогда в деревне. В основном это были рассказы о жизни предрево- нюционной Смоленской деревни или рассказы о деревенских охотниках.

Все свои деревенские рассказы Соколов-Микитов впо­следствии объединил в цикл “На речке Невестнице”. Они не замысловаты по содержанию, но с глубоким подтекстом и настолько поэтичны, что читатель даже при беглом знакомстве с ними испытывает настоящее наслаждение. Вот, например, описание весны в рассказе “Глушаки”.

“Вернулась весна в апреле - хмельная, в зипуне нарас­пашку, прошлась по лугам, опростала из снегов кочки, (гтворила ручьи, синею водою налила овражки.

Трое деревенских мужиков-охотников Тит, Хотей и ветродуй Васька отправились в лес на первую весеннюю охоту. Ночь они проводят в лесу у костра. И как всегда среди охотников, дело не обходится без страшных рассказов. Рассказывает Хотей, как он с барином в бывалые времена охотился на глушаков. Рассказывает и Тит страшную историю, которая приключилась с ним на охоте. И сами рассказчики верят в то, о чем рассказывают.

В рассказах Тита и Хотея, в их описании, в описании леса ясно просматриваются языческие интонации. Вот, например, описание самочувствия Тита в ночном лесу: “Наступал торжественный, напряженный полуночный час. Тит стоял на полянке, окруженной лесом - свой в своем - и долго слушал глубокую наступившую тишину”.

И. С. Соколов-Микитов - один из немногих писателей, и творчестве которого поражает обилие солнца, света и небесной синевы. Особенно много их в “Морских рассказах”.

“Я гляжу на звезды, на море, на зеленую полосу рассвета п говорю себе вслух то, что буду говорить всегда - человеку одна на земле радость: видеть, узнать и полюбить мир”. Имеете с тем “Морские рассказы” полны драматизма.

Их конфликты остры, в них немало трагических ситуаций: уходит любимая женщина от Соколова (“Любовь Соколо­ва”), все свои сбережения проигрывает японец-матрос Танака (“Танакино счастье”), уходит жена от матроса Глухого (“Туман”). Но при всей трагичности, изломанности и тяжести жизни, человек видится писателю всегда человеком, природа - сияющая и лучезарная красота ее и помогает простому человеку всегда оставаться человеком.

В рассказе “Голубые дни” майское голубое небо вызы­вает у матросов светлые воспоминания: “поднимет от работы какой-нибудь из матросов свою светловолосую голову, уставится в голубое и, вспоминая далекую родину, вдруг молвит:

Веселое, братцы, наше село! Земля у нас сахарная, мужики сытые, бабы круглые. Скотинки худой у нас не найдешь”. Герой рассказа - старый матрос Лановенко, настоящий русский богатырь, у которого “силы даже очень много”. Он семерых соленых греков один уложил. А когда Лановенко обнял циркового борца, чтобы бороться с ним, у того “аж косточки заплакали”.

Он один, только благодаря своей богатырской силе, спас пассажиров и экипаж парохода “Константин”, наскочившего на камень и разломившегося. И несмотря на то, что за свой героический подвиг получил “черта лысого и дулю под нос”, Лановенко не озлобился, не зачерственел сердцем, потому что “над морем солнце, счастливый голубой день”.

В рассказе “Медовое сено” Соколов-Микитов излагает по сути своей очень грустную историю болезни и смерти деревенской девушки Тоньки, на долю которой выпала нелегкая судьба. После разорительной поездки в Сибирь за лучшей долей, умер ее отец Федор Сибиряк. Мать ее, Марья, после смерти мужа в самое голодное время нашла в себе мужество и силы - устояла, выжила и детей спасла от голодной смерти, но от нужды и горя оглохла и оглумела. И пришлось Тоньке самой впрягаться в работу. И хотя ни красотой, ни статью, ни хорошим характером бог Тоньку не обидел, но доли не дал, замуж Тонька выйти не смогла беден был вдовий двор.

Надорвалась она в лесу на тяжелой работе - трудилась вровень с мужиками. С тех пор и слегла Тонька в постель, ожидая свой смертный час. Но даже и смертельно больная, Тонька работала: зиму пряла, тянула своими пальцами кудель, чистила картошку. Тонькино жизнеповедение перед смертью - это не жертвенность, не аскетизм (она очень хотела жить), а трезвое понимание простой деревенской девушкой своей ненужности в жизни. Прощаясь с жизнью, она не впадает в отчание, а любуется весенним буйством зелени - теплотой, солнцем, наливающейся в полях рожью и медовым запахом сена.

“Она долго сидела под березами, прощаясь с зеленым, родившим и выкормившим ее миром. А много было в этом сверкающем, счастливом мире такого, как она сама”. Тонька - частица этого земного сверкающего мира. В извеч­ном его круговороте вдет непрерывное обновление: что-то отмирает (а много было в этом сверкающем счастливом мире такого, как она сама) и что-то нарождается. Веселая заливистая песня жаворонка, пронизывающая рассказ, утверждает рождение весны, новой жизни. И в этом рассказе четко просматриваются языческие мотивы.

Вступивший в литературу с деревенской темой, Соко­лов-Микитов и будущее России связывал с развитием деревни и крестьянства. Не деревни вообще, и не кре­стьянства в целом, а с духовно и нравственно здоровыми силами. Воплощают и являются носителями добра и справедливости, по мнению Соколова-Микитова, беднейшие слои, “низы крестьянства”. С ними писатель связывал нравственные основы и скрепы всего общества.

В 1930 годы Соколов-Микитов отошел от деревенской "темы и ушел в путешествия. Правда, какое-то время он работал на дореволюционном деревенском материале. В 1926 году он публикует повесть “Чижиковы лавры”, в 1929 - повесть “Елень”, а в 1931 году - повесть “Детство”, которую он считал главным своим произведением. Помимо картин русской деревни конца прошлого и начала нынешнего века, в ней с поразительной психологической тонкостью показано зарождение, становление, развитие творческой личности.

В эти годы Соколов-Микитов трижды побывал в Арк­тике. Арктические экспедиции “Георгия Седова”, “Малыгина”, “Ломоносова^, вызвали"1 к жизни целую “арктическую” литературу. Была она, в основном, очеркового жанра. Свое, незаемное слово сказал об Арктике и Соколов-Микитов. Ей он посвятил очерковый цикл “Белые берега”. В своих очерках об Арктике ему удалось избежать сложившегося штампа. Прежде всего при изображении Арктики Соколов-Микитов из своей художественной палитры выбросил мрачные краски. Кроме того, он дал понять читателю, что на Севере интересна не экзотика природы, а природа сама по себе, которая может и должна стать такой же обжитой, как и Большая земля.

Страсть Соколова-Микитова к путешествиям, стремле­ние увидеть и полюбить мир неудержимо влекла к новым путешествиям. Пешком, с неизменным ружьем за плечами, он исходил едва" ли не всю страну. Он побывал за Полярным кругом, на Таймырском полуострове, на Земле Франца- Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Астрахани, в Баку, Ленкорани, в единственном в нашей стране месте зимовок - Кызыл-Агаче, на Кольском полуострове, в горах Тянь-Шаня и Кавказа. Этим путешествиям посвящены очерковые циклы: “У синего моря”, “По горам и лесам”, “У края землн”./в них пейзаж становится таким же полноправным героем, как и человек. Зоркость и чуткость писателя к явлениям природы порою просто поразительна. Он, например, слышит, как дышит земля, слышит запах ветра. Пейзаж его очерковых произведений - это живописный портрет нашей страны, созданный настоящим “кудесником слова”, как справедливо назвал Соколова-Микитова Н. И. Рыленков.


И.С. Соколов-Микитов «Медовое сено». Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя.

Восемнадцатилетний А. Твардовский познакомился с Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым в 1928 году в редакции газеты «Рабочий путь» (тот был вдвое старше, ему было 36 лет) и влюбился в него до конца дней, гордился дружбой с ним, восхищался, перепи­сывался, написал о нем одну из лучших своих статей «О родине боль­шой и малой». Следы этой влюбленности в удивительного человека видны в письме, которое стало эпиграфом урока.


Вопрос к классу.

1. Как исповедуется в своей любви поэт?

Он называет Соколова-Микитова милым и мудрым, говорит о любви и уважении к нему, высоко ценит его талант, ум и сердце. Для него Соколов-Микитов - честнейший, красивейший русский че­ловек, в котором поэту все так понятно и дорого, судьба которого не баловала удачами на пути, но не сломила, не подмяла и не подомнет

Сообщение ученика о биографии и творчестве И.С. Соколова- Микитова (по материалам хроники жизни и творчества писателя в книге «Воспоминания об И.С. Соколове-Микитове» - М., 1984. - С.529).

В 1902 году десятилетнего Ивана Соколова-Микитова из по­этических охотничьих приволий, от лесной привычной тишины села Кислово Дорогобужского уезда, где прошло детство, привезли в го­род, украшенный древними годуновскими стенами, Смоленск. Он поступил в реальное училище, открытое в 1877 году (теперь здесь мемориальная доска писателю - ул. Коммунистическая, 4).

Размеренная городская жизнь, ежедневное посещение малоин­тересных занятий показались мальчику настоящей каторгой. Спаса­ясь от однообразия училищной жизни, он увлекается театром, посе­щает городские митинги. Пребывание его в училище совпало с годами Первой русской революции. Городской сад - Блонье, возле которого находилось училище, в 1905 году был местом массовых революци­онных выступлений молодежи. В рядах демонстрантов, с песнями шедших по улицам города, был и Соколов-Микитов. Впоследствии по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям он был с «волчьим билетом» (свидетельство о небла­гонадежности) исключен из реального училища, как потом с юмо­ром скажет, «за тихие успехи и громкое поведение».

Он был молод, жизнь неудержимо влекла к себе. Нанявшись матросом, побывал во многих азиатских, африканских, европейских портах, прошел пешком Старый Афон в Греции, где, сидя на камне, спутник его монах Боголем посвящал его в чудеса и сокрытые тайны святой Афонской горы. Добровольцем ушел на фронт I мировой вой­ны, летал на тяжелом бомбардировщике «Илья Муромец» (до этого он пытался в родном Кислове построить своими силами планер), окон­чил курсы авиамотористов, подружился с летчиком Алехновичем, командиром «Муромца». Учительствовал в 1918 году в родном До­рогобужском уезде. Затем оказался на юге, где чуть не угодил в лапы к петлюровцам, сидел в плену у деникинского генерала Бредова. В 1920 - 22 гг. жил на чужбине: в Англии, затем в Германии. Широка география его поездок в 30 -7 50 годы: Кольский полуостров и Тай­мыр, Тянь-Шань и Каспий, Приуралье и Закавказье, Карелия и Ка­менная степь - Воронежский край, сухой водораздел Волги и Дона. И столь же неутомимой была работа писателя. Источником для со­здания цикла «Морские рассказы» послужили первые морские путе­шествия (1913 -14 гг.) на судах «Меркурий», «Королева Ольга», «Мо­гучий»; плаванье матросом во время гражданской войны на шхуне «Дых^Тйу», а затем на океанском судне «Томск». Материалом для создания книг «Белые берега», «Спасание корабля», «Водолазы» яви­лись многочисленные арктические экспедиции, в которых принимал участие Соколов-Микитов: летом 1929 года он вместе с исследовате­лями Севера был в экспедиции в Ледовитом океане, в 1930 году - на Земле Франца Иосифа, зимой 1931 - 32 гг. - в экспедиции, организо­ванной для спасания корабля «Малыгин», в 1933 году - в Мурманс­ком и Северном краях, участвовал в экспедиции по подъему в Канда­лакшской губе ледокола «Садко», затонувшего в 1916 году.

Читая его книгу «У синего моря», мы пройдем по всему побе­режью Каспийского моря, побываем в Астрахани, на нефтяных про­мыслах Баку, у края знойной пустыни в портовом городе Красновод- ске, и на соленом заливе Кара-Бугаз, и в шумных птичьих заповедниках, куда прилетают на зимовку птицы из наших краев.

Книга путевых очерков «По горам и лесам» перенесет нас в горы Тянь-Шаня и Кавказа, а цикл «У края земли» расскажет о зи­мовщиках Таймыра, природе и людях этого края.

Смоленщина встает со страниц его повестей «Детство», «Елень», рассказов «На теплой земле», «На речке Невестнице», запи­сей давних лет «На своей земле», которые автор называет «былица- ми»; своеобразный язык и предания нашего края нашли отражение в «Озорных сказках» и сборнике рассказов и сказок для детей «Кузо­вок», в воспоминаниях автора.