Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима. К. Юон картины «Волшебница зима» и «Русская зима. Лигачёво

Юон много своих работ посвятил зиме. Он любил рисовать снег, передавать морозное настроение. В каждой его картине снег имел разное обличие. Где-то он всегда сохранял свежесть и чистоту, а где-то был рыхлым и грязным. Много времени художник проводил в деревне Лигачеве. Там он написал два полотна «Волшебница-зима» и «Русская зима. Лигачево». Нужно детальней ознакомиться с обеими вариантами, чтобы можно быть сравнить пейзажи.

Особенности картины «Волшебница-зима»

Эта работа была написана на заре творческой карьеры Юона. Он еще не нашел свой стиль, поэтому много экспериментировал. Полотно демонстрирует радость, которую приносит зима. Все вокруг сияет, люди заполонили улицу. Все хотят прикоснуться к сказке. Белоснежный снег сумел спрятать все серое и невзрачное. Пейзаж демонстрирует всю красоту зимних развлечений. Можно покататься на санках, лыжах, коньках или просто прогуляться. Название картины полностью соответствует изображению.

Художник наблюдает за всем немного свысока. Скорее всего, он разместился на каком-то холме. Перед зрителем раскрывается удивительный пейзаж хорошего денька в деревне. Вдали видно домики местных жителей. На заднем плане расположился лес. Он полностью покрытый снегом. Можно увидеть купол церкви, которая символизирует добро и свет. Благодаря людям и животным пейзаж смог ожить, стать более динамичным.

Секрет написания полотна «Русская зима. Лигачево»

Прошло 35 лет с момента написания картины «Волшебница-зима». Уже опытный мастер посетил Лигачево. Он также решил осмотреть окрестности и оказался на холме, где на заре своей карьеры творил. Его посетила муза, и он написал другую картину на той же локации. Она известная как «Русская зима. Лигачево».

Ракурс немного смещенный, но тематика осталась неизменной. Теперь кистью орудует опытный мастер, который давно нашел свой стиль. И времена сейчас тяжелые. Деревня показана после войны, когда страна пыталась хоть как-то восстановиться.

Вокруг буйствует снежная зима. Все вокруг находится под надежным белым одеялом. Из леса в деревню направляется группа мальчишек. Впереди них бежит собака. Чуть дальше можно увидеть несколько домов. Там играет детвора. Она радуется снегу и приятной зимней погоде.

В картинах отличается настроение. Если первая полна волшебства и радости, то на второй все выглядит более умиротворенным. Не чувствуется никакого праздника. Художник показывает обычный обыденный день.

Известный русский художник-пейзажист Константин Федорович Юон с большим удовольствием и любовью писал пейзажи Подмосковья и в частности селение Лигачево, где у него был свой дом.

Картина Юона К. Ф. «Русская зима. Лигачево» художник написал это произведение в 1947 г. Живописец изобразил один из ясных зимних дней за околицей деревни. Пред нами предстает владение Снежной королевы и лесной массив, который погружен словно в забытье зимнего сна. Нет ни малейшего ветерка. На переднем плане – укутанные белоснежным покровом рослые сосенки, будто околдованные морозом, замерли, да так и оцепенели. Сквозь веточки в серебристом инее, с трудом пробивается лучик неяркого солнца.

На заднем плане видны небольшие елочки, наряженные в белые пушистые шубки. От сверкающего снега буквально слепит глаза. Заденешь ненароком веточку, и посыплется на тебя целый ворох пушистого холодного и колючего снега. А веточка, лишь немного покачнется и вновь замрет. Ребятишки рады и морозцу и снежным сугробам. Целой ватагой высыпают они на деревенскую улочку: поиграть в снежки, прокатиться с пригорка на санках и, в шутку поборовшись вдоволь поваляться на снегу. Рядом с домом с небольшого холма на санках и салазках съезжают детишки.

На картине изображен полдень, потому что ребята уже возвращаются домой после школьных занятий. Озорной дворовый песик заливается лаем, хватает ребят за полы пальтишек, приглашая поиграть с ним, весело гоняется за летящими с горки санками.

Картина с первого же взгляда покоряет задушевностью и кажется, что мы тоже причастны к изображенным действиям ребятишек. Юон написал большое количество зимних зарисовок. Он восхищался русской природой, зимними пейзажами, летящими сверкающими снежинками, и с большим талантом рисовал снег - то свежий и сверкающий белизной, то немного подтаявший и уже посеревший.

Юон часто посещал эту деревню, черпая здесь свое вдохновение, здесь же его воплощал. Посмотрев на картину Русская зима, зрителя охватывает задорное настроение, вспоминаются детские шалости и проказы. Зима, словно в сказке преображает все вокруг, укрывает под снежным одеялом скуку ненастной осени и серые будни. Она приносит нам чистоту морозного воздуха, легкий хруст снега под ногами, катание на санках, лыжах или коньках, прогулку в санях, запряженных тройкой лихих коней. Поэтому Юон часто называл это время года - волшебным.

Притихший сказочный лес после обильного ночного снегопада. Покрытые жемчужным инеем деревья. Елочки, словно прижавшиеся друг к другу сестрички. Нарядные березки. Весь пейзаж наполнен русским колоритом и поэзией. Так и хочется воскликнуть, как же здорово зимой в русской деревне.

Хотя художник скуп в красках. Преобладают светлые тона голубого цвета. Это снег и проглядывающие стволы деревьев. Контрастом смотрятся темные фигурки людей и лошадей. Ясно, что это обычный зимний будничный день в деревенской жизни, но все-таки какой-то запоминающийся своим настроением. Недаром Юона часто называли поэтом русского зимнего пейзажа. А сам он говорил, что ему хочется писать картины похожие на русские песни.

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» звучит, как гимн жизни и красоте русской природы. Художник сумел показать даже легкий морозец, пощипывающий нос и щеки. Ветви могучих деревьев, согнулись под тяжестью выпавшего снега. Удивительная красота серебристого инея на ветвях елей и сосен, словно кружевная кисея.

Людмила Буркотенко-Буркот

Конспект подгруппового открытого занятия по развитию речи (подготовительная группа ) - "Волшебница зима " (К. Юон)

Программное содержание :

Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.

Материалы :

Две снежинки, репродукция картины К . Юона «Волшебница зима » .

Ход занятия

Просмотр видеофильма «Зима » под музыку П. И. Чайковского.

Логопед :

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.)

Почему зиму называют царицей?

На какой тройке прилетела зима ? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние

Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима , какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и. т. д.)

Это вы описали зиму.

А как описывают зиму художники? (картина К . Юона «Волшебница зима » )

Изображение зимы, когда она еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.

Логопед : Какие чувства вызывает у вас эта картина ?

Дети : Чувство света, покоя.

Дети : Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.

Логопед : Какие характерные особенности русской зимы передает художник?

Дети : Кругом много пушистого снега.

Дети : Замерзший пруд.

Дети : Дети катаются на коньках.

Логопед : И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме.

Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?

Дети : Облака белые и есть желтоватые.

Логопед : Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях - все имеет множество оттенков, которые в большинстве свом желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный . Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?

Дети : Художник был далеко.

Дети : Он нарисовал все это не очень крупно.

Логопед : Да, он находился на пригорке и немного вдалеке.

Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)

Физкультминутка

Морозы детям не беда

Не страшны им холода,

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем

И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,

А метель все завывает.

Сколько снегу намело!

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

И в снежки играть пойдем.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку.

Дыхательные упражнения.

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

Кто хочет научиться делать волшебную снежинку ?

Пройдите пожалуйста на свои места. Итак, мы начинаем творить волшебство . Перед вами лист бумаги со схематичным изображением снежинки. Обводим клеем изображение снежинки, затем обсыпаем волшебным порошком . Как вы думаете, из чего состоит волшебный порошок ? (из манной крупы, окрашенной в голубой цвет)

Прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(потряхивания расслабленными ладонями) .

Обильно обсыпаем клей порошком. Но чтобы снежинка получилась настоящей, нужно немного времени дать ей подсохнуть, а мы с вами еще немного поговорим о времени года – зима .

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)

Что вам больше всего понравилось?

Литература :

1. Журнал "Ребенок в детском саду" №3, 2006 г.

2. Интегрированные занятия . Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Л. Г. Селихова, Изд.: Айрис – пресс, 2007 г.

3. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г.

4. Развитие речи детей 5- 7 лет, О. С. Ушакова, Изд.: Сфера, 2010 г.

Описание картины Юона «Волшебница-зима»

Этого художника считают одним из самых талантливых.
Одной из знаменитых его картин является «Волшебница-зима», которую он нарисовал в 1912 году, будучи молодым, энергичным живописцем, ищущим свои, неповторимые способы выражения на холсте русской природы.
На этой картине мы видим забавы зимнего времени года.
Глядя на нее, мы словно оказываемся в белоснежной сказке, и эту сказку по моему мнению создает снег, который украшает землю и все мрачное своим белоснежным ковром.

На картине художник запечатлел окраину деревни.
Вся краса зимнего пейзажа освещена ярким солнцем, которое отливает в снежных сугробах драгоценными кристаллами.
Задний план картины занимают деревенские дома, а за нами виднеется густой, но заснеженный лес.
Все деревья художник нарядил в белоснежные одеяния, и даже изображенный купол храма, едва заметен из-под снега.
Передний план картины занимает пруд, вода которого замерзла от трескучих морозов.
На этом пруду местная детвора устроила каток.
С берега за детьми наблюдают взрослые и престарелые, и мне кажется, они вспоминают свою молодость и юность, как когда-то сами могли сутками напролет кататься на санях и перекидываться снежными комками.
У самого пруда мальчишки играют задорно в снежки, многие просто валяются в снегу.
Я увидел, что на картине изображена женщина, она спешит на каток на пруду со своим маленьким ребенком.

Эта картина пропитана радостью, и весельем.
Люди выглядят счастливыми, дети радостно забавляются и веселятся.
Сразу хочется окунуться в их атмосферу, оказаться рядом, нацепить коньки и пуститься вперед, или налепить снежки и играть с местной детворой, пока не стемнеет.
Мне понравилась эта картина еще и тем, что на ней изображено мое любимое время года.
Я очень люблю зиму, за ее белоснежный наряд.

Константин Федорович Юона всегда считали самым талантливым живописцем,которому в своих картинах удавалось запечатлеть не только всю красоту русского пейзажа, но и передать те изменения, которые постоянно происходили в природе. Один из великолепных пейзажов Константина Юона имеет красивое название - «Волшебница–зима». Известно, что это полотно было написано им в 1912 году. Именно в эти годы живописец все больше наблюдает за природой, поэтому его картины - это изображение лесов, полей и обязательно русских сел и деревень.

Основной фон картины Константина Юона - белый, так живописец задумал показать своему зрителю сказку и чистоту природы. Приятно смотреть и ощущать, что этот белоснежный снег словно проникает в душу и какая-то радость и чистота начинает появляться в душе человека, который задержит свой взгляд на этом полотне. Живописец не показывает само село, а лишь его окраину, запорошенную снегом. На переднем плане картины виднеется небольшой пруд, который замерз, но не оттолкнул людей, а позволил им увлечься новым занятием. Местные жители каждый день спешат к этому пруду, покрытому серебрянным инеем. Они приходят к нему, чтобы насладиться любимым зимнем развлечением. И тогда становится весело всем: и детям, и взрослым.

Люди целыми семьями спешат на каток, который небольшой, но он так аккуратно и так спокойно и уютно разместился между деревьями. Но деревья тоже светлого цвета, так как на них падает солнечный свет, а его коричневые стволы и ветки, с которых уже облетели все листочки,покрылись инеем. Необычное морозное утро оказалось настолько приятным, что многие жители деревни вышли на прогулку. Может быть, это даже выходной день, так как герои картины никуда не спешат и просто наслаждаются тем, как блестит и переливается этот снег.

Необычная красота привлекает не только местных жителей, но и зрителю очень хочется смотреть на эту необычную картину, которая притягивает взгляд. Чистый и белоснежный снег под яркими зимними лучами солнца искриться так, словно его усыпали драгоценными камнями.

Некоторые люди едут на санях, запряженных лощадьми светлого окраса. Они идут не спеша, легко переступая по дорожке, которая уже давно протоптана. Среди людей виднеются и собаки, которые выскочили со своего двора, спеша за хозяевами. Они наблюдают за тем, как люди наслаждаются прекрасным морозным днем и катаются по льду.

На заднем плане картины виднеется небольшая деревня, которая просто утопает в белоснежных деревьях. Так удивительно увидеть дома с белыми крышами и деревья, на ветвях которых вместо зеленых листочков повис серебристый и искристый иней. Ровные и аккуратные дома словно окунулись в большие снежные сугробы. А вдалеке, где-то совсем на невысоком пригорке, выглядывает невысокая церковь. Но даже этот купол легко сливается в одно белоснежное и прелестное облачко.

Справа от деревни и церкви виднеется хвойный лес, который темным пятном виднеется на всем этом белом фоне. А люди спешат на прогулку. Девушки, нарядно одетые, не спеша идут по улице, пытаясь показать свою красоту и привлекательность. Им хочется выглядеть самыми красивыми. Ведь сейчас перед ними молодые парни, оседлав верных лощадей, стараются показать себя. Некоторые из ребят, которые не участвуют в катании на льду, решают поиграть в снежки. Они гоняются друг за другом, смеются и резвятся.

Все люди на картине Константина Юона выглядят счастливыми. Все они заняты каким-то развлечением, которое позволяет им забыть о проблемах и отвлечься от каждодневных злободневных дел. Такой прекрасной зиме рады и взрослые, и дети. Поэтому на улицу развлекаться тоже вышли всей деревней. И пожилые люди, которые не могут уже побегать или покататься на коньках, просто наблюдает за ребятишками и радуются, что жизнь подарила им такой замечательный день, который можно провести вместе со своей семьей на лоне великолепной и белоснежной природы. Это поможет понять друг друга и тот мир, который их окружает.

Зима - это самое замечательное и прекрасное время, когда люди могут в свое свободное время увлечены зимними забавами. Живописная картина Константина Юона не сможет оставить ни одного зрителя спокойным. Великолепное полотно позволяет понять,как прекрасна зима, как много увлекательных занятий она приготовила для человека. Но поражает эта картина еще и тем, как точно и детально просто изобразил прекрасное время года художник. Умело подобранные цвета в полной мере отражает весь колорит деревенской жизни.

Такой необычный пейзаж помогает зрителю понять, как прекрасна и изумительна русская земля, которая с изменением время года преображается и каждый раз дарит человеку новые радости и развлечения. С любовью и с большим воодушевлением показывает Константин Федорович свою любовь к родной стране, земле и к русской деревни.