Сочинение на тему: символический смысл названия повести-феерии а. грина “алые паруса”. Алые паруса смысл Какой смысл в название алые паруса

Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса»

«Когда краски жизни блекнут, я беру Грина. Открываю его на любой странице, так весной протирают стекло в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественный». Так выразил багатотвірну силу влияния Грина на читателя писатель Даниил Гранин.

Думая о Александра Грина, мы прежде всего вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

Название повести многозначная. Чтобы парусное судно начало двигаться, должен наполнить его паруса ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда оно имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, содержанием его становится мечта. Мечта может так и остаться красивой несбыточной сказкой. Но может и осуществиться.

«Алые паруса» Грина - символ мечты, которая стала реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому что девочка «умела любить, как учил ее отец, умела ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, что «не умели рассказывать сказки и петь песни».

Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.

Белый парусник под пурпурными парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.

«Алые паруса» Грина - это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери.

Александр Грин известен несколькими произведениями. Но не будет преувеличением, если сказать, что у многих он ассоциируется с произведением «Алые паруса». Почти все работы авторов можно отнести к тому или иному жанру. «Алые паруса» называют и рассказом, и феерией, и сказкой, и повестью. И это справедливо. Когда я начал читать это произведение, то не мог оторваться, настолько меня увлек его сюжет. В книге описывается всего несколько основных действующих лиц, но какие они яркие по характеру!

С одной стороны, каждый человек сам кузнец своего счастья. Но с другой - многое все же предопределено свыше. Для обеих точек зрения есть масса доказательств и в литературе, и в жизни. «Алые паруса», которые украшают парусник, сопровождают всю сюжетную линию.

Уже в самом начале феерии главный герой моряк Лонгрен подарил своей дочери Ассоль небольшой кораблик с алыми парусами. К сожалению, этому предшествовали многие трагические события: и ранняя смерть ее матери, и клевета, и тяжелое существование этой бедной семьи. Вся деревня ополчилась на них из-за того, что он не помог своему односельчанину, когда тот оказался в открытом море. Мало кого интересовало, что это было сделано из мести, поскольку тот, в свое время, не помог его жене.

Название повести неслучайно. Автор подчеркивает, что для движения парусов необходим ветер, так же как и для жизни необходимы силы. Чтобы достичь цели, мечты нужно приложить много усилий. Для Ассоль ее мечта осуществилась, несмотря на то, что многие в деревне считали девочку сумасшедшей. Рассказ показывает, что если верить в лучшее будущее, всеми силами стремиться к нему, то оно обязательно наступит. Красный цвет стал для Ассоль символом любви, радости, а белый - олицетворением надежды и светлого будущего.

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.

Повесть-феерия «Алые паруса» - самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной ему действительной истории о красных парусах, за которой он, по его словам, с увлечением следил. Как признавался сам писатель, его «пленяла мысль вмешаться в эту историю, дабы она завершилась как бы написанная мною, и тогда, тогда я описал бы ее...».

Уверенность в необходимости создания подобного произведения окрепла, когда однажды, проходя мимо витрин с игрушками, Грин увидел там прекрасный корабль, который выделялся на фоне других предметов своими парусами, казавшимися под лучами солнечного света ярко-красными. Повесть была создана не сразу. Автор на время откладывал свою книгу, так как долго продумывал «необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное», вытекающее «из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемого кораблем с красными парусами». Но со временем все обстоятельства были продуманы, и реальная история превратилась в чудесную сказку, утверждающую силу чистой любви и веры в мечту.

По первоначальному замыслу А. С. Грина действие должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде. И назвал он свою повесть «Красные паруса»: ведь красный цвет - традиционный символ революции. Но позже явь и фантазия поменялись местами, действие перенеслось в придуманную Каперну (название, созвучное с новозаветным Капернаумом), символизирующую людскую пустоту, глупость и бездуховность. Автор придумал порты и моря и вложил НОВЫЙ смысл в свое произведение. Теперь оно называлось «Алые паруса», писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый - «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот - в многочисленных оттенках своих - всегда весел и точен». Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».

Само название повести «Алые паруса», таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками...» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса.

И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами.

Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту - светлую, чистую, прекрасную, - верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно», - сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц - образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами - важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.