Сочинение моя национальность русская. Когда появилась национальность «русский Национальность - это

В современном мире довольно остро стоит вопрос: "Национальность - это политическое, социальное или биологическое понятие?" Прежде чем говорить о национальности, следует познакомиться с сопутствующими терминами.

Народ. Этнос. Нация

Народ - "новый род", "народившийся род" людей, объединенных одной общей территорией, - основополагающее понятие в нашей теме. Из определения ясно, что это исключительно биологический термин - люди, имеющие близкое родство.

Этнос - это народ, то есть с течением времени сформировавшаяся из близких народов группа людей, которые имеют один язык (относятся к одной и общее происхождение, корни, но не связаны территориально.

Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями. Если один народ создаст свое он будет называться нацией. Таким образом, это уже более агрессивное, политическое понятие. Нация может включать в себя несколько близких национальных групп.

Национальность - это...

Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, - их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией.

Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики.

Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие - социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению.

Хотя в некоторых странах слово "национальность" - это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

Народная национальность

Народ - это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния - национальность народов или народная национальность.

Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы - вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

У русских насчитывается около тридцати по всей территории России и за ее пределами. И всего два диалекта - севернорусский (окающий) и южнорусский (акающий).

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа - немец, мама - немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось - народы, этносы, нации... Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.

Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения - субъективный и объективный. Первый - это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй - это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность - это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

Bagir_sharifov — 15.12.2010

Здравствуйте, а не салам скажу я Вам, так как отец учил меня уважать дом, в котором я живу и его обычаи. Мой отец научил меня танцевать и лизгинку и гапак, так как уважал свои корни и историю династии своей возлюбленной, мамы. Он всегда учил меня что честь и достоинство не демонстрация силы, что сила выражается в разуме и мудрости.
Отец цитировал суры Корана, в которых всевышний говорит о милосердии, мама просила поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Да, я признаюсь, если кто-то умышленно причинит боль близкому мне человеку, я буду искать возмездия, но не стану причинять боль невинным приумножая ее. Так как это не признак силы, а признак слабости.
Так уж сложилось, что мне известно что такое «БУНТ», кто его родители, какова форма, содержание, как тяжелы его последствия. Это не способ решения вопроса, поверьте, это страшно, это ЗЛО! СМЕРТЬ! БОЛЬ! СТРАДАНИЯ!
НО! Важно, что сложившаяся ситуация располагает и обязывает к диалогу. Способствует объединению близких по духу и ценностям людей самых различных национальностей и вероисповеданий. Создает предпосылки для понимания безнадежности сложившейся ситуации и поиска цивилизованных, созидательные путей решения. Это ВАЖНО!
У шакалов, подлецов, негодяев нет вероисповедания, люди любой национальности могут быть корыстными, брать взятки, творить беззаконие, причиняя боль и страдания слабым и беззащитным. Вот что недостойно и требует осуждения и призрения.
Среди моих близких есть достойные люди из Русских семей, Кавказских диаспор.
Я прошу небо быть с ними рядом в трудную минуту и обрушить свой гнев на плечи тому, кто причинит им боль и страдания.
Среди моих знакомых есть не достойные люди из Русских семей, Кавказских диаспор.
Я попрошу небо вразумить их, а мне дать мудрости не искушать себя гневом.
Но попрошу испепелить сердца неутолимой жаждой алчности тем, кто вселяет в неокрепшие умы и сознание моих соотечественников, братьев и сестер ненависть друг к другу.

Мой отец говорил мне - обличать беззаконие, проявлять сострадание, милосердие, стремиться жить в мире и согласии есть проявление любви и уважения Всевышнему.
Я не раз ощущал его дыхание и знаю что это так!

У тебя есть отец? Спроси его. Если нет, спроси Всевышнего, он живет в твоtм сердце.

Говорят что национальность это фамилия человека перед Богом.
Моя национальность Шарифов и я РУССКИЙ!

Сохранено

Здравствуйте, а не салам скажу я Вам, так как отец учил меня уважать дом, в котором я живу и его обычаи. Мой отец научил меня танцевать и лизгинку и гапак, так как уважал свои корни и историю династии своей возлюбленной, мамы. Он всегда учил меня...

"/>

Цель: познакомить с традициями, обычаями, костюмами, кулинарией, праздниками русского народа.
Развивать мышление, воображение.
Воспитывать толерантность, чувство товарищества.

Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации костюмов, головных уборов, обуви.

1. Сообщение темы

2. Беседа
- Россия – многонациональная страна мира. В ней проживает более 160 народов.
- Что такое национальность? (Ответы детей.)
- Давайте прочитаем в словаре. (Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.)
- Назовите свою национальность.
- Дети каких национальностей учатся в нашем классе? (Русские, армяне, азербайджанцы.)
- Влияет ли национальность на отношение между детьми? (Нет.)
- Как живут дети в нашем классе? (Дружно, помогают друг другу.)
- Люди всех национальностей должны жить дружно, помогать друг другу. (Пример: землетрясение в Армении.)
- Сегодня мы поговорим об обычаях, одежде, кухне, праздниках людей разных национальностей.
(Армине рассказывает об Армении, Айсун – об Азербайджане.)

3. Старинная русская одежда
- О том, какой была старинная русская одежда, можно узнать из сказок, народных песен.
- Какой была любимая женская одежда? Что любили носить и девочки, и женщины, и царевны? (Сарафан).
- Под сарафан надевали длинную рубашку с рукавами. Для работы сарафаны шили тёмные. Нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили красный цвет. (Показ сарафанов.)
На голове молодые девушки носили ленты, венки, женщины – платок, кокошник. Показ.
- А какую одежду носили мужчины? (Широкие штаны и рубашки – косоворотки. На работу надевали тёмную рубаху, а праздничные рубахи были яркими, нарядными, с вышивкой.) Показ.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходной – суконный кафтан, зипун (он похож на халат из шерсти.)
- Что носили из обуви, вы узнаете, отгадав загадки.

Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти )

И зимой, и летом крестьяне и крестьянки носили на ногах лапти. Они сами плели их из коры липы или берёзы.

Весь в шерсти,
А кожи нет. (Валенки)
Два родных брата
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги )

Богатые люди ходили в сапогах из цветной кожи. Сапоги часто расшивали золотом.

4. Старинные обычаи
- Что это за обычаи?

Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что есть в печи, на стол мечи!

(Гостеприимство)
На свадьбы, именины, праздники звали родственников, соседей. Но не только! Бывало, вечером кто – то постучит в окошко, хозяева его впускали и оставляли на ночлег даже незнакомого человека. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах, несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. Такими гостеприимными были и бедные, и богатые люди.
- А сейчас этот обычай соблюдается?
- У кого гостеприимные родители?
- Почему вы так считаете?
- О каком обычае говорят добрый, как вы думаете?

(1 ученик)

Самым распространённым в старину обыча­ем было помогать тем людям, у которых случи­лась беда, кто оказался в нужде.
А таких случаев было немало. Вот болезнь унесла в могилу матушку, а отца летом убила молния - остались дети сиротами. Или ещё од­но несчастье - остались больные старики од­ни, нет у них никаких помощников.
Нередко случалась в России и такая беда - неурожай. То град побьёт весь хлеб, то засуха сожжёт всё на поле. Трудно тогда приходилось тем семьям, у которых не было запасено зерна. А пожары - деревня-то вся из дерева! Они при­носили большое несчастье семье.
Когда приходила к кому-то беда, люди не жда­ли, чтобы их попросили о помощи, они сами до­гадывались об этом и всегда старались помочь в несчастье или в нужде.

А сейчас соблюдается этот обычай?

Послушайте рассказ, который называется «Два брата».

В одном бедном селении жили два брата, землю пахали, хлеб сеяли. У младшего брата было четверо детей, мал – мала меньше, а у старшего не было вовсе. Жили братья дружно, земли не делили, а пахали и сеяли сообща. Поспел хлеб, они убрали и поделили зерно поровну.
Пришла ночь. Лёг старший брат, не спится ему, он думает: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата – то семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду – ка я, да положу ему своих зёрен». И сделал, как задумал.
Проснулся ночью и младший брат и думает: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы – то с женой молодые, здоровые, дети нам на подмогу растут. А брат один с женой, и старше они нас, надо ему хлеба от себя прибавить». И сделал, как задумал.
Днём смотрят братья – зёрен не убыло: обе части у обоих равны. Подивились братья и ничего друг дружке не сказали.
И так несколько ночей: братья хлеб перекладывали, пока не застали друг друга на месте. Ещё крепче стала любовь между братьями. И всю жизнь они прожили счастливо, во всём друг другу помогали и нужды – горя не знали.

Как вы думаете, почему братья помогали друг другу украдкой?
- Вот ещё один обычай:

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
- Чему учит этот обычай?
- Объясните пословицу: «Доброе дело два века живёт».
- Подумайте каждый молча, про себя: делали ли вы добрые дела своим близким или чужому человеку?
Вы ведь помните, что сделал доброе дело, не нужно хвалиться им. Поэтому рассказывать можно только о добрых делах ваших знакомых, родных людях.

Помощь, конечно, нужна тем, кто в ней нуждается. А нужна ли помощь тому, кто сам приходит на помощь?
- Почему так в пословицах говорится:
Худо тому, кто добра не делает никому?
- Что испытывает человек, который помог другому?
- Кому живётся лучше – доброму или недоброму человеку?
- Какой вывод сделаем? (Добрые дела может делать только добрый человек).

5. Физминутка

6. Старинная русская кухня
- Какой продукт был самым главным, самым почитаемым? Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? (Хлеб)

(2 ученик).

К хлебу в старину от­носились свято, ведь хлеб доставался тяжёлым тру­дом. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под икона­ми стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с со­лонкой.
Хлеб можно было брать только чистыми рука­ми. Хлеб нельзя было выбрасывать.
А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно по­целует!
Почему нельзя было выбрасывать хлеб?
Оказывается, рядом с тем, кто любит это де­лать, всегда чёрт. Как только вы бросили кусок хлеба, чёрт - раз! - и схватил его. А потом-то и будет самое страшное, считали наши предки. Когда вы умрёте, то душа ваша попадёт к чёрту. А это значит, она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё потому, что вы плохо обращались с хлебом.
Хлеб - это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали и даже крошки собирали в ладош­ку - и в рот.
Так относились к хлебу в старину.

Объяснить пословицу: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда».

КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА

Разгадайте, какие блюда были самыми любимыми? (Щи, каша, блины, пироги).
Настоящим народным продуктом была капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.
Ну, а царицей всех горячих блюд из капусты были… (щи). Их ели и в царских хоромах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде.
Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам.
А как же?
Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.
- Что означает эта пословица?
- Какие каши вы знаете?
- А в старину были ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая.
Каша – мать наша.
- Почему так говорили?
В России были и особенно любимые праздничные блюда: блины, пироги, пельмени. Пельмени делала с разными начинками: с мясом, с капустой и мясом, с картошкой.
- А какие ваши любимые блюда?

7. Праздники
- Какие праздники отмечали в старину? (Святки, пасха, масленица, праздник Ивана Купалы и др.)
- Мы сегодня поговорим о празднике Ивана Купалы.
- Кто знает, когда его отмечают? (7 июля)
Это был самый весёлый, самый любимый летний праздник. Появился он более 1000 лет назад на Руси. И посвящался он богу солнца и земных плодов Ивану Купале. Древние люди считали, что огонь и вода – самые главные вещи в жизни, безе них нет и самой жизни. Они очищали человека, убирали от него всё ненужное, плохое.
В день Ивана Купалы всё веселье было связано с водой. Много разных правил, обычаев, развлечений, легенд придумали люди для этого дня.

Ещё что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас!
Иванов день!

Люди верили, что в эту ночь оживала вся природа, животные и растения. Деревья переходили ночью с места на место. А когда они шелестели листьями, это они разговаривали между собой. И травы всю ночь шептались друг с другом. Это бывает только один раз в году. В купальскую ночь ведут между собой беседы коровы, овцы, медведи и лисицы.
В Иванов день главным растением становится папоротник. Он никогда не цветёт. Но, по легенде, в эту ночь с ним совершается чудо.

(3 ученик)

В полночные часы с папоротником проис­ходят необыкновенные превращения. На его широких листьях вне­запно появляется поч­ка. Она поднимается всё выше и выше. То заколышется, то оста­новится - и вдруг за­шатается, перевернёт­ся и запрыгает.
Ровно в полночь раздаётся треск - и вмиг всё освещается вокруг. Почка превращается в огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть. Цветок сияет огнен­ным пламенем. И тут же раздаётся чей-то го­лос и непонятное щебетание. Это голос нечи­стой силы. Чудный, редкий цветок - волшеб­ный. Он появляется только на миг.
Тот, кто отыщет цветок папоротника и ус­пеет сорвать его, - тот получит невиданную власть. Этот человек сможет повелевать всем на свете: и царями, и королями, и простыми людьми, и нечистой силой. Он станет сильнее их всех. Он узнает, где скрыты клады с сокро­вищами и сможет легко пройти через все пре­грады к ним. Двери сами распахнутся перед тем, кто завладеет цветком - стоит только при­ложить его к замку. Невидимкой проберётся он к любой красавице. Вот какой чудесной си­лой наделён цветок!
Но отыскать и сорвать его очень трудно. Ес­ли кто-то и разыщет чудо-цветок, завладеть им нелегко. Невидимая рука тут же срывает огненный цветок. Но всё равно в купальскую ночь многие караулили в лесу дивный цветок.

Купальские обычаи

Чтобы уберечься от бедствий и несчастий:
1. Собирают большой костёр из шиповника, крапивы, колючек и сжигают. Так сжигают все беды и несчастья.
2. По заросшим прудам собирают одолень – траву – это белая кувшинка. Её сохраняют целый год. Только в эту купальскую ночь одолень – трава набирает чудесную силу.
В Иванов день собирают лечебные травы. В это время в них накапливается большая сила. Их сушат на зиму. Все травы, которые собирают в Иванов день, имеют большую силу. Они берегут дом от пожара во время грозы. Ими лечат больных. Травы прогоняют злых духов. Они делают мужчин смелыми. Девицы носят с собой траву в одежде и с её помощью добиваются любви парня.
( 4 ученик)

Этот обычай соблюдали девушки

Они все хотели стать красавицами. А сделать это было очень просто.
Рано-рано утром в Иванов день уходили девушки в луга. С собою у каждой была боль­шая скатерть и миска. Трава в лугах вся свер­кала капельками росы. Её-то и собирали. Рас­стилали скатерть и волокли её по траве. А по­том отжимали росу в миску. Умылась девица росой - и стала красавицей!

(5 ученик)

А этот обычай особенно нравился парням

Они отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку. Потом шли по улице, и кто бы ни встретился - ведро воды на него. Только старых да малых не трогали. Особенно лю­били обливать девушек. Если их не оказы­валось на улице, парни врывались в дом. Вы­носили на руках девицу и с головы до ног об­ливали водой. А девушки тоже не оставались в долгу. Тоже за вёдра - и бегом на реку! На­чиналась всеобщая свалка, крик, смех! А по­том молодёжь гурьбой отправлялась на речку купаться.
Веселье продолжалось всю ночь. На высоком месте за деревней устраивали забавы с огнём. Раскладывали костёр и прыгали через него. Так освобождались от всего нехорошего. Через костёр прогоняли скотину, чтобы защитить её от беды.
Были в Иванову ночь свои приметы. Кто выше прыгнет, у того всё будет хорошо: и хороший урожай, и здоровье. Если парень и девушка не разомкнут рук при прыжке, у них будет свадьба.
Напрыгавшись через костёр, молодёжь устраивала весёлые и шумные игры. Бегали наперегонки. Мерялись силой – боролись. Играли в горелки. Таким был этот весёлый и красивый старинный праздник.

8. Итог
- Что нового вы узнали?
- Что вам запомнилось?
- Какие выводы для себя сделали?

По национальности я русский, потому что мои родители русские. Моя семья состоит из 5-ти человек. Бабушка, мама, папа, я и брат. А раньше русские семьи были большие. Например, в семье у каждой из моих бабушек было 8 человек, из них пятеро детей.

Семьи

Мы живем в городе в благоустроенной квартире. А раньше в основном русское население жило в селах и деревнях в деревянных избах и занималось сельским хозяйством. Я знаю что бабушкины родственники жили в селе Аткино, Вадинского района Пензенской области. А родственники моего дедушки и сейчас живут в селе Кувака, Каменского района. Я там был и пробовал воду «Кувака», которая известна с давних времен.

Быт

В домах обязательно была русская печка, которую топили дровами, чтобы нагреть избу. На ней готовили еду и, ещё, на ней можно было спать. Воду носили из колодца в деревянных ведрах. При этом часто использовали коромысло. В избе были деревянные стол и лавочки. Ещё была прялка, на ней пряли нитки, а потом ткали (делали из ниток ткань) и шили одежду. Посуда была деревянная, глиняная или чугунная. И, обязательно, в доме был медный самовар, у которого за чаем собиралась вся большая семья. Я видел все эти предметы в краеведческом музее. Сидел на лавке у стола и даже примерял русский костюм.

Одежда Русская национальность Доклад к уроку

Русский народный мужской костюм состоит из широких штанов, длинной рубахи с косым воротником, которую носили навыпуск с поясом, головного убора – картуза — немного похожего на фуражку. На ноги раньше одевали лапти или сапоги. Женщины носили длинную рубашку, а поверх нее сарафан. На голову женщины раньше одевали кокошник или ходили без головного убора, а волосы у них всегда были длинные, и они заплетали их в косы.

Раньше в семье обязательно главным был мужчина, который работал и кормил всю семью, а женщины не работали, а занимались воспитанием детей и домашним хозяйством, и полностью зависели от мужчин. Поэтому мальчиков сразу воспитывали в строгости и с малых лет приучали к работе. А сейчас у нас в семье работают и мама и папа.

Еще в русских деревнях было принято по праздникам петь песни и частушки под гармошку, и играть в русские игры: салки, лапту, прятки, ручеек и др. Об этом я тоже узнал в краеведческом музее и даже играл в некоторые игры на празднике «Ночь в музее».

Мои любимые русские блюда: блины, щи, каша, а так же, окрошка. А мой папа очень любит пельмени и русский напиток квас.

Я горжусь тем, что у меня русская национальность Доклад к уроку

За последние четверть века самоидентификация граждан нашей страны многократно претерпевала изменения и чаще всего на фоне политических волнений. Ну а за последние несколько лет даже стало модно быть «русским». Не зря считается, что национальность «русский» - это больше, нежели просто понятие «народность», это состояние души. Сколько же всего в мире национальностей, как они образовывались и чем они отличаются от гражданства? Все эти вопросы стали очень актуальными в последнее время.

Происхождение национальностей

Еще буквально несколько веков назад такого понятия как «национальность» даже не существовало, подсчитывались лишь данные о носителях того или иного языка. Собственно, так происходит и ныне во многих других странах нашей планеты. Человечество всегда стремилось разделить себя на некие этнические группы, например в племена первобытнообщинного строя. Позднее, в эпоху рабовладения и феодализма, уже начало формироваться понятие народности. А когда общество пришло к буржуазному строю, появились понятия «нация» и «национальность», как следующий этап развития этносов. В большинстве стран мира эти определения относятся к идентификации гражданства, тогда как в России и некоторых других странах они имеют более широкое значение.

В мировых масштабах

Понятия «народность», «нация» и «национальность» практически идентичны, и сложно вычленить основное различие между ними, ведь разделение на этнические группы существует намного дольше, нежели любое из этих определений. На сегодняшний день все национальности мира подсчитать невероятно сложно, ведь они находятся в постоянной динамике, сливаясь между собой, в результате чего многие исчезают. По приблизительным подсчетам на планете сейчас существует около двух тысяч национальностей с тенденцией их постоянного уменьшения. Это несколько больше, нежели самоидентификация по языковому или территориальному признаку, ведь при наличии 251 официального государства в мире существует около шести тысяч языков, каждый из которых является для кого-либо родным. Поэтому сложно определить, сколько национальностей существует на самом деле. Помимо самых распространенных и известных, таких как американцы, англичане, немцы, французы, испанцы, итальянцы, греки, болгары и другие, есть небольшие и мало кому известные этнические группы: белуджи, гольды, ингры, лаппи, мишари и множество других.

Сложности определения

Национальностью принято называть принадлежность к определенному этносу. Она имеет наследственный характер, потому как ее основными признаками являются фамилия и внешность человека, а также некоторые черты характера, которые определяются как менталитет. Но понятие это достаточно условное. В связи с постоянной динамикой к смешению этнических групп в родословной того или иного человека возможно присутствие представителей самых разнообразных народностей, что затрудняет само определение национальности. Таким образом, несмотря на тот факт, что во многих странах основным признаком такого определения является гражданство или язык, национальности все больше остаются понятием самоидентификации личности.

От Империи к Федерации

В Российской империи в 1897 году проходила перепись населения, тогда принадлежность гражданина к той или иной этнической группе определялась по языковому и религиозному признаку. Чуть позднее стало применяться понятие «народности» и «народы», а графа «национальность» в паспортах появилась уже в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Совет Национальностей Верховного Совета СССР имел такое название для более точного определения представленных в нем территориальных образований (республик, автономных областей и округов). Ну а на сегодняшний день Конституция Российской Федерации закрепляет право на самоопределение в выборе национальной принадлежности.

Такие разные «русские»

Многих очень интересует вопрос, почему все национальности мира - это имена существительные (латыши, поляки, румыны, татары и другие), и только у русских - это прилагательное. Сложно наверняка ответить на этот вопрос, и разные ученые выдвигают разные теории. Начать следует с того, что это самая большая народность в мире. Национальность «русский» имеют по разным подсчетам от 130 до 150 миллионов людей по всему земному шару, проживающих не только в России, но и далеко за ее пределами. Русские являются самым многочисленным восточнославянским этносом. Это основная часть населения и коренной народ России, а также большая часть населения бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдавия и других. Но русские распространены не только на постсоветском пространстве, в США, Германии, Канаде и Бразилии, а также в других крупных государствах они представлены большими диаспорами. Языком национальности считается русский. Некоторые субэтносы русского народа в других странах имеют собственные названия: горюны (регион Украины), липоване (регион Румынии), албазинцы (регион Китая), некрасовцы (регион Турции). Что касается непосредственно территории России, то, несмотря на общую национальность «русский», население делится также и на более узкие этнические группы, такие как казаки, саяны, тудовляне, поморы, колымчане, сибиряки, марковцы и многие другие, в зависимости от региона проживания.

Что определяет русского?

Считается, что как национальность «русский» - это слишком сжатое понятие. Это не просто некоторые антропологические признаки или окончания фамилии на -ов/-ев. У В. И. Даля, великого русского ученого, писателя и лексикографа, была своя точка зрения на определение национальности человека, и рациональное зерно в этом мнении, несомненно, присутствует. Он считал, что в зависимости от того, на каком языке человека думает, к тому народу он и принадлежит. На русском языке говорит огромная часть населения земного шара и, помимо России, подавляющее большинство населения некоторых бывших республик СССР, при этом причисляя себя к другим национальностям по территориальному признаку. Русские - это более чем национальность, это цивилизация, самобытная и неповторимая, соединяющая в единое целое язык, культуру, менталитет.