Секреты джоконды. Секрет загадочной улыбки моны лизы раскрыли медики Улыбка моны лизы кто художник

Тайна улыбки Моны Лизы

О загадках «Джоконды» исписаны горы бумаги. Искусствоведы, журналисты и просто энтузиасты десятилетиями спорят о том, что означает улыбка Моны Лизы, не подделка ли висит в Лувре и кто вообще изображен на портрете Леонардо?

Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» — картина картин. Что вы видите перед собой? Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса?

Краеугольный камень в основании популярности «Джоконды» — гений Леонардо да Винчи.

Правда, ни своей подписи, ни даты, ни имени модели Леонардо на портрете не оставил. Не сохранилось ни одного предварительного рисунка в альбомах художника, ни одного слова о «Джоконде» в его дневниках. Но сомнений в авторстве Леонардо нет: качество портрета говорит само за себя.

Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Где-то между 1503 и 1506-м. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.

Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы... Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи... Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной». Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.

Кроме того, автору «Жизнеописаний...» будущая суперзвезда обязана удачным «сценическим именем»: Мона Лиза Джоконда. Ведь кроме сообщения Вазари нет ни одного доказательства, что на портрете изображена жена торговца шелком из Флоренции. Наоборот, все этому противоречит. Леонардо был в зените славы, его буквально осаждали толпы коронованных заказчиков. С какой стати ему было писать портрет ничем не примечательной жены некого купца?

Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского — Антонио де Беатису. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы д`Эсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. Но ни Изабелла д`Эсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.

С легкой руки Вазари большинство людей уверены, что на портрете Леонардо — Мона Лиза, жена Франческо дель Джокондо. Отсюда второе название картины — «Джоконда». Настоящая Мона Лиза вышла замуж в шестнадцать лет за вдовца много старше нее, похоронившего к тому времени двух жен. Она прожила скучную жизнь обедневшей дворянки, выданной замуж родителями ради денег.

Решающую роль в подъеме «Джоконды» на высшую ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая, игривая женщина». Романтики же нашли в ней идеал роковой женщины, созданный величайшим гением всех времен и народов Леонардо да Винчи, которому они поклонялись. Эти идеи вызрели в квартале поэтов — Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Потом разошлись по всему миру.

Загадочная улыбка «Моны Лизы» стала открытием картины для интеллектуалов из среднего класса, которые и были основными посетителями Лувра кроме художников и гревшихся там зимой клошаров.

Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» — трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Ее автор — великий фантазер Жюль Верн. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник — молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм.

И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой?

Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет - портрет Джоконды (Моны Лизы). Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой, применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной "ускользающей" улыбке.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ТАЙНА?

Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: “Тайна раскрыта!” Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.

Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды - компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.

Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию — о параличе лицевого нерва — выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Говорят…что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

В улыбке Моны Лизы все - оптический обман..Достаточно посмотреть на нее с непривычной точки зрения.

Российскому любителю искусств довольно редко удается причаститься к великому таинству давинчиевой картины, изображающей Мону Лизу с ее загадочной улыбкой, улыбкой, которую никто из художников так и не смог воспроизвести. Большинству из нас, тех, кто не имеет возможности часто пользоваться своими заграничными паспортами, приходится довольствоваться расхожим утверждением, что эта улыбка загадочна: мы глядим на репродукцию, на причудливо изогнутый женский рот, пытаемся проникнуть в его загадочность и порой, не увидев в нем ничего таинственного, отходим в сторону раздраженные - то ли на себя, то ли на оказавшегося недоступным великого художника Возрождения.

В конце февраля в городе Денвере прошла ежегодная конференция AAAS - Американской ассоциации содействия развитию науки - это у них такое самое главное и самое богатое научной общество. Как водится, много было интересных сообщений из самых разных областей науки, но всеобщее внимание вызвал доклад доктора Маргарет Ливингстон из Гарварда, утверждающей, что она эту самую тайну улыбки Моны Лизы превосходнейшим образом разгадала.

Главная загадка Великой Улыбки заключается в том, что человек то видит ее, то не видит. Сначала мы смотрим на картину - женщина мягко улыбается; чуть присмотримся и видим, что никакой улыбки нет и в помине. От перемены ракурса, кстати, ничего не зависит, что и понятно - полотно все-таки двумерное. Улыбка тем не менее то явится, то пропадает. Чудеса да и только!

Итальянцы даже придумали для Улыбки эпитет - "сфуманто", что означает "неясный, неопределенный". Теперь, похоже, неопределенности поубавилось. Причем, как это порой водится у ученых, почти случайно.

Доктор Ливингстон специализируется по наукам о нервной системе. Область ее интересов - исследования того, как глаз и мозг реагируют на разные уровни контрастности и освещения. Именно этой теме была посвящена книга, которую она писала года два-три назад. Чтобы книга не выглядела окончательно занаученной, издатель попросил г-жу Ливингстон снабдить ее историческими примерами. Так ее занесло в Лувр, к маленькой картине Леонардо, где Джоконда то улыбалась, то не улыбалась неиссякающей толпе из двух-трех сотен спектаторов. "Мерцание улыбки я заметила, но не поняла, в чем дело, - вспоминает г-жа Ливигнгстон, - и осенило меня только тогда, когда я возвращалась домой на своем велосипеде".

По мнению Ливингстон, все объясняется устройством нашей системы визуального восприятия. А система эта включает в себя две области зрения - центральную и периферическую. То, что попадает в центральную область, видится четко, со всеми цветами и деталями, то, что мы видим периферическим зрением, размыто и воспринимается черно-белыми тенями и силуэтами.

Когда люди смотрят на чье-нибудь лицо, они первым делом обычно смотрят в глаза. Концентрируясь на глазах Джоконды, человек видит периферическим зрением ее рот и тени на щеках - тени эти усиливают впечатление кривизны губ. Но когда взгляд наблюдателя перемещается ко рту, тени перестают играть роль "усилителя улыбки" и Мона Лиза мрачнеет.

По просьбе доктора Ливингстон скопировать мерцающую улыбку Джоконды попробовала актриса Джина Дэвис, и говорят, что у нее получилось. Благодаря выступающим скулам ей удалось добиться такого выражения лица, что, даже когда она не улыбалась, лицо оставалось улыбчивым. Возможно, эффект, подобный этому, лежит в основе иконных ликов, прожигающих нас своим взглядом.

Доктор Ливингстон предположила, что великий Леонардо добился столь поразительного эффекта, применив особую технику письма, - по ее мнению, он писал рот Джоконды, глядя в глаза портрета. Теперь, разрешив задачку, которая мучила искусствоведов в течение половины тысячелетия, она принялась за Моне, его знаменитый "Импрессьен - Восход Солнца", пытаясь объяснить ослепительный свет оранжевого шара посреди голубого неба особенностями нашего зрительного восприятия.

Г-жа Ливингстон в своем стремлении сорвать таинственные покровы с великих произведений искусства не одинока. Недавно, мы знаем, схожими способами был раскрыт секрет Ван Гога, поразившего просвещенное человечество цветовыми гаммами своих картин. Оказывается, у него было специфическое заболевание зрительного нерва, он просто не так видел, его мир сильно отдавал в желтизну. А будь он здоров, грош была бы цена его картинам. Каковой она, кстати, и была поначалу.

Так что прощай, великая мистика искусства, здравствуй, Амаяк Акопян! Элементарно, Ватсон!

После 12 лет тщательных изучений, построения теорий и доводов, техасский ученый с гордостью заявляет, что он раскрыл секрет загадочной улыбки Моны Лизы, что никому доселе не удалось за пять сотен лет с момента написания всемирно известного шедевра живописи легендарным итальянским художником (Leonardo da Vinci).

В своей недавно увидевшей свет книге «Леди говорит: Раскрывая секреты Моны Лизы» («The Lady Speaks: Uncovering the Secrets of the Mona Lisa») американский историк Уильям Варвел (William Varvel) утверждает, что Джоконда (La Gioconda) была представительницей феминистского движения 16 века, которая выступала за отведение женщинам особой роли в устройстве католической церкви.

«Джоконда пыталась показать людям, что Новый Иерусалим станет возможным как только они признают теологические права женщин,» — поясняет Варвел, 53, бывший профессор математических наук. — «Джоконда может быть особым заявлением женщин об их правах» . Теория техасского историка стала еще одной среди многочисленных предположений, высказываемых касательно загадочной улыбки изображенной на картине красавицы.

Вот уже более пяти столетий ученые пытаются понять, что же скрывается за необычной улыбкой, которая продолжает пленить сердца посетителей Лувра, где и находится картина.

В истории упоминается некая дама Мона Лиза, известная также как Лиза дель Джокондо (Lisa del Giocondo), замужняя женщина, которая вышла замуж за флорентийского состоятельного торговца и родила ему пятерых детей. По мнению исследователей, именно супруг Лизы и заказал ее портрет Леонардо да Винчи, который писал картину несколько лет, предположительно с 1503 по 1506 годы.

В своей сложной для прочтения и восприятия книге американский историк Варвел поясняет, что за всю его карьеру Да Винчи изобразил на холсте «каждый строчку» последней главы Ветхого Завета, гласящей о Новом Иерусалиме.

Художник сделал это для того, чтобы доказать всем, что «права женщин в церкви должны быть признаны».

Более того, техасский исследователь уверен, что «на заднем фоне своего шедевра Леонардо изобразил 40 отдельных символов из 14 главы Библии.» Так, например, за правым плечом Моны Лизы изображена Голгофа, а напротив можно заметить Елеонскую гору. Варвел утверждает, что для Да Винчи идея Нового Иерусалима «заключалась в всеобщем признании не только мужчин, но и женщин».

И улыбка Моны Лизы, по его словам, — это ни что иное, как отображение идей художника о новом будущем.

Стоит отметить, что сам Варвел за все годы его кропотливой работы, так и не смог побывать во Франции и своими глазами посмотреть на объект его исследований. «Я не собираюсь сражаться с толпой туристов, чтобы взглянуть на Джоконду,» — сказал он. — «Если я и соберусь в Париж, я надеюсь, мне обеспечат личный осмотр картины, в ином случае я просто уйду.»

А тем временем, одна из самых известных картин итальянского художника продолжает покорять мир. Некоторые ценители искусства, побывав в Лувре, заявляют, что глядя на Мону Лизу они ощутили особую магию ее глаза, японские разработчики выяснили как мог звучать ее голос, а некий врач диагностировал у изображенной дамы повышенный уровень холестерина в крови.

«Кто-то даже утверждал, что Мона Лиза — мужчина, автопортрет самого Леонардо да Винчи » — вспоминает историк Лауре Фагнарт (Laure Fagnart).

«Я считаю, что в картине нет ничего скрытого,» — добавила специалист по искусству , отметив, что она не читала книгу его техасского коллеги. — «Это портрет женщины, принадлежащей к буржуазии, один из многих и отличающийся от остальных лишь тем, что его сложнее понять. Да Винчи был художником, который в каждое свое творение вкладывал особую идею.»

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Одна из неразгаданных тайн - это картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи.

Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики - картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка картины явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.

Обязательно зайдите в Лувр, будучи в Париже, и посмотрите на шедевр Леонардо да Винчи. Однако старайтесь не оставаться с картиной наедине, ведь с нею связано много странных случаев. Некоторые люди чувствовали тоску, грусть или начинали плакать после долгого рассматривания картины. Хотя, остаться с этой картиной наедине сегодня практически невозможно, зал обычно буквально забит туристами.

Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.

Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. У некоторых людей возникало чувство страха, что на картине может возникнуть чудовище или ещё что-нибудь. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя. Несмотря на это, картина растиражирована в мире больше любой другой, она везде, включая обои для смартфона (есть такие например на appdecor.org).

Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо. Это можно заметить на картине его учителя, где моделью послужил да Винчи. Именно из-за этого некоторые предположили, что Джоконда - автопортрет художника в женском обличье. Компьютерное сравнение картины с автопортретом не опровергло это предположение. Однако, несмотря на это, рано утверждать, что это правдивая версия.

Судьбу Пачифики нельзя назвать легкой. Замужество было кратковременными из-за смерти мужа, Джулиано Медичи не пожелал брать в супруги любовницу, а сына отравили. Вскоре Медичи пришлось жениться по расчету, он не захотел огорчать невесту портретом любовницы, поэтому Леонардо пришлось изменять картину, которая была уже законченной.

Пачифика обладала склонностью притягивать мужчин и словно забирать их жизни. Есть предположение, что её прозвище было «Джоконда». Это слово переводиться как «играющая». Синьора Пачифика оставила след не только на своем возлюбленном, но и на художнике, которому после написания портрета становилось все хуже. Да Винчи начинает чувствовать себя странно. На него наваливается апатия, которой ранее не было, и усталость. Рука трясется все сильнее и становится сложнее работать.

После окончания написания портрета и отъезда во Францию Леонардо создавал для короля новый дворец, однако работа была уже не того высокого уровня, как раньше. У него пропала энергичность, появилась апатия. Затем неделями он не встает с кровати, а правая рука перестает повиноваться. В возрасте 67 лет художник умирает.

Изначально полагали, что изображенная на картине девушка - это 25-летняя Лиза - супруга флорентийского магната Джокондо. Собственно, поэтому портрет в некоторых альбомах и справочниках имел двойственное наименование - «Джоконда. Мона Лиза».

А. Вентури в 1925 году допустил, что на портрете изображена Констанца д’Авалос - любовница Джулиано Медичи. Предположение было основано на стихотворении поэта Энео Ирпино, но иных доказательств правдивости этой версии нет.

Лишь в 1957 году К. Педретти предложил идею о Пачифике Брандано. Она считается самой верной, благодаря документам и вышеописанным обстоятельствам. Существует мнение, что Пачифика была энергетическим вампиром. Это люди, у которых имеют объём ауры меньше, чем у обычных людей, вследствие этого они могут быть поглотителями жизненной энергии своих родных, вызывая апатию, ослабление организма и серьёзные нарушения самочувствия. Вот почему необычный портрет Пачифики так влияет на людей, которые долго всматриваются в него.

Не стоит забывать и об экспериментах Леонардо, который хотел, чтобы его картины вызывали сильные эмоции. Он мечтал о том, чтобы заставить зрителя ужаснуться или, наоборот, заворожить его. Его познания в анатомии, «сфумато», светотени, загадочная улыбка женщины на портрете и прорисовывание мельчайших деталей - все это создало живое творение.

Уничтожение «Улыбки Джоконды» было бы преступлением, ведь в мире существует немало картин, которые воздействуют на человека. Нужно всего лишь принимать меры, чтобы эти картины меньше влияли на людей. Например, ограничить время, проведенное рядом с ними, или же предупреждать посетителей.

Foto: AP/Scanpix

Личность, черты лица, улыбка и даже пейзаж за спиной нарисованной более 500 лет назад женщины продолжают будоражить умы исследователей. Пока одни с лупой изучают ее губы, другие находят в картине закодированные послания Леонардо да Винчи, а третьи и вовсе считают, что настоящая Мона Лиза - это совсем другая картина.

"Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней "

(Грюйе, конец XIX века).

Портал DELFI знакомит с наиболее популярными тайнами и теориями, которые окружают известную работу Леонардо да Винчи.

Традиционно считается, что на картине да Винчи изображена Лиза Джоконда, урожденная Джерардини. Картину в 1503 году заказал ее муж Франческо Джоконда. Да Винчи, который тогда был без работы, согласился исполнить частный заказ, но не закончил его. Позже художник отправился во Францию и обосновался при дворе короля Франсуа I. Согласно легенде, он подарил "Мону Лизу" королю, представив картину, как одну из своих самых любимых. По другим данным - король просто купил ее.

В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Во всемирно известную икону она превратилась лишь в начале XX века, после того, как в августе 1911 года ее похитил бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину (картину нашли и вернули спустя два года после кражи).

С того времени "Мона Лиза" пережила несколько попыток вандализма и краж и стала главным магнитом для миллионов туристов, ежегодно посещающих Лувр. С 2005 года картина находится в специальном непробиваемом стеклянном "саркофаге" с регулируемым микроклиматом (картина сильно потемнела под влиянием времени из-за экспериментов да Винчи с составом красок). Ежегодно ее осматривает около шести миллионов человек, каждый из которых тратит на осмотр в среднем 15 секунд.

Foto: Arhīva foto

Традиционно считается, что на картине изображена Лиза Джоконда - третья жена зажиточного торговца тканями и шелками Франческо Джокондо. До XX века эта версия особенно не оспаривалась, так как друг семьи и историк (а также художник) Джорджо Вазари в своих работах упоминает как факт, что жену Франческо писал некий известный художник. Этот факт на страницах книги также отразил Агостино Веспучи - клерк и помощник историка Никколо Макиавелли.

Однако многим исследователям этого оказалось недостаточно, так как в то время, когда писалась картина, Джоконде должно было быть примерно 24 года, однако изображенная на картине женщина выглядит намного старше. Также сомнения вызвал тот факт, что написанная картина никогда не принадлежала семье торговца, а осталась у художника. Даже если допустить верность предположения о том, что да Винчи просто не успел закончить картину до того, как переехал во Францию, вызывает сомнение, что семья среднего по всем меркам торговца была достаточно богата, чтобы заказать картину такого размера. Такие полотна тогда могли себе позволить только действительно знатные и чрезвычайно богатые семьи.

Поэтому существуют альтернативные теории, которые допускают, что "Мона Лиза" - это автопортрет самого да Винчи или же на картине изображена его мать Катрина. Последнее объясняет привязанность художника к этой работе.

Группа ученых сейчас надеется разгадать эту загадку, проводя раскопки под стенами монастыря Святой Урсулы во Флоренции. Считается, что там могла быть похоронена Лиза Джоконда, которая удалилась в монастырь после смерти своего мужа. Однако эксперты сомневаются, что среди сотен погребенных там людей можно найти останки именно Джоконды. Еще более утопической считается надежда с помощью компьютерной реконструкции на базе найденных черепов восстановить черты лиц всех погребенных там людей, чтобы найти ту самую женщину, что позировала для "Моны Лизы".

Foto: Arhīva foto

В конце XV и начале XVI веков в моде были полностью выщипанные брови. Можно предположить, что изображенная на картине женщина определенно следила за модой и соответствовала этому эталону красоты, однако французский инженер Паскаль Коте открыл, что у нее на самом деле были брови.

С помощью сканера с высоким разрешением он создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.

Одной из причин их исчезновения могли быть чересчур усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля шедевр на протяжении 500 лет регулярно чистили, в результате некоторые особенно тонкие элементы картины могли и пропасть.

Другой причиной исчезновения бровей могли быть неудачные попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были.

Foto: AFP/Scanpix

В книге "Код да Винчи" Дэна Брауна искусство Леонардо да Винчи кодировать информацию серьезно преувеличено, однако знаменитый мастер при жизни все же любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров. Итальянский Комитет истории национальной культуры открыл, что в глазах Моны Лизы содержатся крошечные буковки и циферки.

Они не видны невооруженным глазом, однако при сильном увеличении заметно, что в глазах действительно написаны символы. В правом глазе спрятаны буквы LV, которые могут быть инициалами самого Леонардо да Винчи, а в левом глазе буквы расплылись и могут быть как S, так и B и даже CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели - комбинация L2 или 72.

На задней части картины также были найдены цифры 149. Можно предположить, что последней цифры недостает и это на самом деле год - 149x. Если это так, то картина была написана не в начале XVI века, как считалось до сих пор, а раньше - в конце XV.

Foto: Arhīva foto

Если смотреть на губы, то видно, что они плотно сжаты, без всякого намека на улыбку. Но в тоже время, если смотреть на картину в общем, появляется ощущение, что женщина улыбается. Этот обман зрения породил не одну теорию об исчезающей улыбке "Моны Лизы".

Эксперты считают, что объяснение у этого феномена совсем простое - изображенная на картине женщина не улыбается, но если глаз зрителя "замылен" или он смотрит на нее с помощью периферийного зрения, то тень от лица создает эффект мнимого подъема уголков губ вверх.

То, что женщина была абсолютно серьезной, доказывают и рентгеновские снимки, которые позволили взглянуть на набросок картины, спрятанный теперь под слоем краски. На нем жена флорентийского торговца ни под одним углом зрения не выглядит радостной.

Foto: Arhīva foto

На ранних копиях работы да Винчи видна куда более широкая панорама, чем на выставленной в Лувре картине. У них у всех по бокам видны колонны, тогда как у "настоящей" картины справа видна лишь часть колонны.

На протяжении долгого времени эксперты спорили о том, как так получилось, и не была ли картина уменьшена после смерти да Винчи, чтобы подойти к какой-то особенной раме или не выбиваться по размерам из других картин при дворе короля. Однако эти теории не нашли подтверждения - края картины под рамой белые, что указывает на то, что изображение не выходило за те рамки, что мы видим сегодня.

Да и вообще, теория о том, что картина была уменьшена, выглядит сомнительно, так как она нарисована не на ткани, а на сосновой доске. Если бы от нее отпиливали куски, слой краски мог бы быть поврежден или бы вовсе отделился, и это было бы хорошо видно.

Foto: Publicitātes foto

По колоннам и пейзажу за спиной у женщины на картине можно сделать вывод, что она сидела на балконе или террасе. Сегодня ученые придерживаются той точки зрения, что изображенные горы, мост, река и дорога - выдуманные, но характерные для региона Монтефелтро в Италии.

Этот факт не столько проливает свет на то, что именно изображено на фоне, сколько в очередной раз поднимает вопрос о личности изображенной на картине женщины. По мнению одного из архивариусов Ватикана, на картине изображена Пацифика Брандани, замужняя дама и любовница Джулиана Медичи. В то время, когда, предположительно, писалась картина, Медичи находился в изгнании и жил как раз в этом регионе.

Но независимо от того, какой регион отражает пейзаж на картине и какова была личность изображенной на ней женщины, известно, что "Мону Лизу" Леонардо да Винчи писал в своей мастерской в Милане.

Foto: Arhīva foto

Американский художник Рон Пиччирилло считает, что открыл в картине да Винчи спрятанный на протяжении 500 лет ребус. По его мнению, художник спрятал изображение голов трех животных - льва, обезьяны и буйвола. Они хорошо видны, если повернуть картину набок.

Он также утверждает, что под левой рукой женщины видно что-то, что напоминает хвост крокодила или змеи. К этим открытиям он пришел, тщательно, в течение целых двух месяцев, изучая дневники да Винчи.

Foto: Arhīva foto

"Айзелуортская Мона Лиза" найденная до Первой мировой войны в Англии, считается еще одной, ранней версией "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Ее название происходит от названия лондонского предместья, в котором ее нашли.

Эта версия картины считается более соответствующей теории о том, что Леонардо да Винчи писал свой шедевр в то время, когда Франческо Джоконде было 24 года. Эта работа также больше соответствует легенде о том, что да Винчи переехал во Францию, не закончив работы над картиной и забрав с собой ее в том виде, в каком она была.

Но в тоже время история этой картины, в отличии от луврского оригинала, неизвестна. Неясно также и то, как работа попала в Англию и кому принадлежала. Эксперты не могут поверить в версию, что известный художник кому-то отдал или продал незаконченную работу.

Foto: Arhīva foto

"Донна Нуда" - портрет частично обнаженной женщины с характерной для шедевра да Винчи улыбкой, явно напоминает оригинал, а вот автор этой картины неизвестен. Интересно, что эта работа не только похожа, но и, определенно, создана в начале XVI века - в одно время с "Моной Лизой".

В отличие от выставленной в Лувре работы, которая редко покидает свое место за пуленепробиваемым стеклом, "Донна Нуда" многократно меняла своих владельцев и регулярно выставлялась на выставках, посвященных творчеству да Винчи.

Историки полагают, что хотя эта работа, скорее всего, и не принадлежит кисти самого да Винчи, она совершенно определенно является копией его картины, выполненной одним из учеников мастера. Оригинал же, по каким-то причинам, был утрачен.

Foto: Arhīva foto

Утром 21 августа 1911 года работники музея в Лувре на месте картины нашли четыре пустых гвоздя. И хотя до этого момента картина не вызывала в обществе особого ажиотажа, ее похищение стало настоящей сенсацией, о которой написала пресса во многих странах мира.

Это создало проблемы для администрации музея, так как оказалось, что в музее не была должным образом организована охрана - огромные помещения с мировыми шедеврами охраняло всего несколько человек. И практически все картины были закреплены на стенах так, что их можно было спокойно снять и унести.

Что и сделал бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину. Картины нашли и вернули спустя год после кражи - сам Перуджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке шедевра. Хотя в Италии его поступок восприняли с пониманием, все же суд приговорил его к тюремному заключению сроком на два года.

Эта история стала катализатором резко возросшего интереса публики к шедевру Леонардо да Винчи. Освещавшая историю с похищением пресса немедленно раскопала случай годовалой давности, когда некий человек совершил самоубийство в музее, прямо перед картиной. Тут же пошли разговоры о загадочной улыбке, тайных посланиях и шифрах да Винчи, особенном мистическом значении "Моны Лизы" и т.д.

Популярность музея в Лувре после возвращения "Моны Лизы" выросла настолько, что согласно одной из теорий любителей заговоров, кража была организована самими руководством музея - с целью привлечь к нему международный интерес. Омрачает эту красивую конспирологическую идею только тот факт, что само руководство музея ничего от этой кражи не выиграло - в результате разразившегося скандала оно было уволено в полном составе.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.