Рука на талии рисунок. Как нарисовать кисть карандашом поэтапно

Не считая лица, руки являются главным передатчиком эмоций людей. Кисти человека гибкие, поэтому способны передать эмоциональное состояние лучше, чем множество других частей тела. Если у вас есть желание научиться рисовать кисти правильно и естественно, то этот урок научит вас изобразить человеческую руку пошагово. Урок будет идти от простых элементов к сложным. Чтобы уметь изобразить кисти людей, их портреты, фигуры правильно и реалистично, требуются знания о том, как правильно изобразить руку. А для того, чтобы научиться этому, необходимо знать некоторые правила и много тренироваться.

Пропорции

Чтобы уметь правильно рисовать руки, для начала обязательно нужно знать пропорции и применять данные знания в работе. Это не столь сложно, как может показаться. Выучив несколько правил, вы получите возможно повысить навыки рисования. Нарисованные руки будут выглядеть естественно, выдавая эмоции. Чтобы правильно нарисовать кисть, нужно немного знать анатомию, а точнее, строение рук.

Общие сходства

Забавный факт — кисти рук имеют сходства с лопаткой, состоящей из пясти и пальцев. Длина пальцев совпадает с длиной пясти. Данное соотношение нужно запомнить и обязательно уметь применять на практике. Рисунок вы можете начать со схематического обозначения. Схему изобразите в виде формы руки и разделить ее на две одинаковые части.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы.

Пальцы

Пальцы длины и гибки благодаря суставам. Кости пясти более длинные и крупные, к ним прикреплены суставы пальцев. Каждая последующая фаланга построена более тонко. Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей.

На изображении красным отмечена первая фаланга, рыжим — вторая, а желтым — третья.

Четыре пальца (большой исключается) состоят из четырех суставов. Большой палец поставлен в сторону по отношению к оставшимся пальцам. Длина пальца, как правило, доходит до первой фаланги следующего пальца. Длина мизинца доходит до длины последней фаланги предыдущего пальца.

Направления

Если провести наблюдения над разными людьми, можно заметить дополнительную черту, которую обязательно нужно применять при рисовании. Если над пальцами провести линию, то в итоге получится полуокружность. Вершиной этой полуокружности является средний палец.

Стоит также обратить внимание на внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Если проводить сравнительную линию у кончиков пальцев, получится дуга, которая начинается у указательного пальца, а заканчивается у мизинца.

На изображении ниже все отметки выделены красным цветом. Начать изображение можно со схемы в виде варежки. Постепенно нужно отмечать нужные направления. Со временем можно добавлять дополнительные детали, превращая схему в рисунок.

Выступы на внутренней стороне имеют одно направление, а именно — спускаются от указательного пальца к мизинцу.

Кулак

Немного дополнительной информации о том, как правильно и естественно рисовать кисти. Например, в изображении должен быть сжатый кулак. Одинаково согнутые пальцы должны также образовать полуокружность.

Посмотрите на самую маленькую руку на изображении. На схеме можно увидеть, что ширина каждой последующей фаланги сужается. Стоит учитывать это, не забывая применять в работе.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, которая подчеркивается чертой зеленого цвета на изображении выше. Добавив эту складку в рисунок, вы сможете более точно передать образ сжимающей что-либо руки.

Важные дополнительные детали

На рисунке ниже представлено изображение кисти скелета. На месте соединения суставы толще. Это нужно знать, чтобы уметь более реалистично передать образ. В частности, это касается худеньких или пожилых людей. На месте изгиба палец всегда должен быть немного толще, чем по длине фланги.

Обратите внимание, как изображена изогнутая кисть в профиль. На инструкции выше красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти. Зеленым цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги.

Если обратить внимание на кисть в профиль, то можно заметить, что внешняя сторона является плоской, выступают только костяшки. Внутренняя же наоборот является мягкой, равномерно распределены выступы.

Поэтапное рисование руки

Прежде чем приступить к рисованию, определитесь с расположением запястья и предплечья. Для тренировки желательно начать со своей руки. Попробуйте перерисовать ее.

1. Для начала нужно слегка обозначить схему кисти. Затем нужно выделить форму большого пальца, не добавляя деталей. Линиями следует изобразить положение остальных пальцев.
2. Сначала изобразите указательный палец, далее обозначайте форму остальных.
3. Теперь можно добавлять детали: костяшки, подушечки, ногти и пр.
4. С помощью нанесения штрихов рисунок можно сделать объемным.
5. По желанию можно добавить цвета и тень под кистью.

Рисование кистей постоянно требует усовершенствования и развития. Из-за того, что кисти рук достаточно гибкие, положения и ракурсы могут быть абсолютно разными.

Ракурсы

Если кисть находится в сложном ракурсе (необычном расположении), изобразить ее куда сложнее. Существуют способы, помогающие избавиться от возможных ошибок.

Самым популярным и эффективным вариантом создания кисти в оригинальном положении является обозначение линий каждого пальца по отдельности.

Бывают случаи, когда использования одних только линий недостаточно. Решением проблемы могут стать дополнительные формы, такие, как цилиндр или параллелепипед. С помощью вспомогательных предметов можно обозначить фаланги.

Если вы решили создать оригинальное положение руки, то для начала стоит проверить это положение на себе. Поставьте руку и расположите пальцы так, как они должны быть на рисунке. Если кисть выглядит естественно, можно ее нарисовать. Кисть и пальцы взаимосвязаны, поэтому стоит учитывать, что изменяя положение пальцев, возможно, придется полностью менять положение рук.

К примеру, можно попробовать согнуть мизинец, пытаясь при этом оставить кисть в прямом положении. Результат есть? Вряд ли. Подобных примеров очень много, поэтому, прежде чем начать рисовать, нужно хорошо подумать и составить предварительное изображение в голове.

Изображение рук, а точнее кистей рук довольно сложное занятие. Даже многие преуспевающие художники, с мастерством и пейзажи, избегают композиций, связанных с руками. Поэтому, поставив перед собой задачу – научится правильно рисовать руки, стоит понимать что это долгая и кропотливая работа. Прежде всего нужно изучить строение ладони, физиологическую основу – скелет. Самый лучший способ для этого – это рисование с натуры.

Многие отказываются от обучения рисованию. Страхи, что они не смогут преодолеть трудности, что они не достаточно талантливы, мешают даже попробовать освоить начальные навыки рисования. Они ищут причины и виновных, ведь легче отказаться от затеи, чем хорошенько попотеть. И это на самом деле печально. Ведь стоит понимать, что процесс обучения не будет лёгок. Некоторые уроки легче, и достаточно потренироваться в течение нескольких часов, чтобы получить удовлетворительные результаты. А некоторые моменты «с наскока» не изучить, нужно долго и упорно трудиться прежде чем появятся первые положительные результаты. Как в жизни, так и в рисовании, легче отказаться от препятствий, чем напрягаться и двигаться дальше.


Для того чтобы приступить к рисованию вам понадобятся: обычная бумага для черчения, карандаш HB и 2B, резинка. Первый эскиз лучше делать едва заметным карандашом HB, а для дальнейшего придания тона и добавления деталей используем маркировку 2B.

Поэтапная инструкция

Переверните бумагу в горизонтальное положение и разделите его пополам. На одну половину положите руку, а на другой начнем рисовать. Представьте себе, что ваши пальцы — цилиндры, руки и запястья – геометрические формы. Таким образом, мы можем представить объемы из которых состоит рука человека.

Сначала нарисуем несколько прямых линий, повторяющих оси пальцев. Затем установим верхнюю часть среднего пальца, мизинца и большого пальца. Между крайними точками осей большого пальца и мизинца проводим соединяющую линию, чтобы помочь вычислить расстояние и легче оценивать при дальнейших расчетах расстояния между суставами.

Сделанные наброски могут показаться бессмыслицей, и возможно у вас возникнет вопрос: « Как из этих линий и черточек выйдет рука?». Помните, что даже великое начинается с малого, и невозможно грамотно построить ладонь, не обращаясь к физиологическому строению.

Прорисуйте толщину пальцев по отмеченным эллипсам так, чтобы образовались тонкие цилиндры.

Вытрите стеркой темные линии построения и сгладьте изображение и добавить мелкие детали такие как ногти, складочки и морщинки.

Затем с помощью ластика выбирите светлые тона и оттенки, вытрите лишние линии, что остались от эскизов вокруг руки.

Помните, что настрой с которым вы приступаете к работе определяет успех или неудачу вашей затеи.

На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и "правильной" картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой "картинки", с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом "разбиваете" на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице .


Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться "ватными". Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.


Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.