Произведение в аптеке проблема опасности равнодушного отношения. Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость. Несколько интересных сочинений

В аптеке

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. «Словно к богатой содержанке идёшь или к железнодорожнику,- думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами.- Ступить страшно!» Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За жёлтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами - по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решёткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две тёмные фигуры. Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: - Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! - Ja! - послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос. Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру. - Ja! - послышалось из другого угла. Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету. - Через час будет готово,- процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился. - Нельзя ли поскорее? - пробормотал Свойкин.- Мне решительно невозможно ждать. Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щёлкнул ключом. В глубине одна из тёмных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы. Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флёр, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове... Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором... - Должно быть, у меня горячка начинается,- сказал он.- Доктор сказал, что ещё трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб... Ещё счастье моё, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал... Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой... Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи... Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum"ы, semen"ы, с названиями одно другого мудрёнее и допотопнее. «Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! - подумал Свойкин.- Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!» С полок Свойкин перевёл глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос... В аптеку вошёл мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи. - Скажите, пожалуйста, для чего употребляется бычачья желчь? - обратился учитель к провизору, обрадовавшись теме для разговора. Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. «Странные люди, ей-богу! - подумал он.- Чего ради они напускают на свои лица учёный колер? Дерут с ближнего втридорога, продают мази для ращения волос, а глядя на их лица, можно подумать, что они и в самом деле жрецы науки. Пишут по-латыни, говорят по-немецки... Средневековое из себя что-то корчат... В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры...» Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, учёной физиономии и стука мраморной ступки... Болезненное утомление овладело всем его существом... Он подошёл к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил: - Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен... - Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь! Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир. «Полчаса ещё только прошло,- подумал он.- Ещё осталось столько же... Невыносимо!» Но вот, наконец, к провизору подошёл маленький, чёрненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошёл от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал её перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал её к горлышку склянки и потянулся за печаткой... «Ну, к чему эти церемонии? - подумал Свойкин.- Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут». Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками. - Получите! - проговорил он наконец, не глядя на Свойкина.- Взнесите в кассу рубль шесть копеек! Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки... - Рубль шесть копеек? - забормотал он, конфузясь.- А у меня только всего один рубль... Думал, что рубля хватит... Как же быть-то? - Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету. - В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю... - Этого нельзя... У нас кредита нет... - Как же мне быть-то? - Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите. - Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого... - Не знаю... Не моё дело... - Гм...- задумался учитель.- Хорошо, я схожу домой... Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой... Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять... Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть... Какая-то сила потянула его голову к подушке... Он прилёг, как бы на минутку... Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание... Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

2 А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться,

3 а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна

4 находит удачный выход игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё «сеятеля доброго и вечного» увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос

5 автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.

6 Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «Притесняют меня, Игнитич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать». Так и поднимается в

7 повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он не создан для блаженства, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, желание покоя, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.


ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2017/2018 РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ Равнодушие и отзывчивость Какого человека можно назвать «отзывчивым»? Какого человека можно назвать «равнодушным»? Чем опасно равнодушие? Может ли

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». «Верность и измена» В рамках

Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Сатин или лука главный герой пьесы на дне сочинение Сочинения Одним из лучших произведений Горького является пьеса На дне. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, Главный

Ткаченко Екатерина Александровна, учащаяся 11 «Б» класса ГОУ ЦО 1466 им. Н.Рушевой Идеал самопожертвования в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» План I. Введение II. Тема самопожертвования в повести

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Классный час. Все мы разные, но общего в нас больше. Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания Этот классный час строится в форме диалога. В начале классного часа ребята садятся

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Нужно ли всегда слушаться родителей? ДА, ПОТОМУ ОМ ЧТО ВЗРОСЛЫХ.. Да, но Взрослые заслуживают уважения детей? Все ли взрослые достойны уважения? Всегда ли послушание выражает уважение? Можно ли проявить

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Консультация для родителей на тему: «Когда ребенок говорит неправду?» Подготовил педагог: Скаткова Е. Н. Рано или поздно возникает момент, когда мы уличаем ребенка во лжи. И несомненно это открытие ранит

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «ПЕВЕЦ ДЕРЕВНИ» ПОДГОТОВИЛА: БУЙВИДОВИЧ А.В. 14 марта 2015 года не стало Валентина Распутина. Одного из немногих творцов, для которого Россия была не просто географическим

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери >>> Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Вечерний Выпуск 13. 13 февраля 1869 г. ПЕТЕРБУРГ. Исповедь убийцы. Эксклюзивное интервью с Родионом Раскольниковым!!! Читайте на стр. 2-6. Родион Раскольников: Я не жалею о том, что признался. ЛЕТОМ 1866

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru - Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств» Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических наук ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Как психолог, я регулярно слышу истории домашнего насилия от клиентов. И сейчас мне важно начать говорить о том, каким образом это насилие рождается, где истоки, и что с этим делать. Как это ни печально,

Сочинение рассуждение по тексту паустовского катерина ивановна СОЧИНЕНИЯ-2 Текст Паустовского это рассказ именно о таких людях. Катерина Ивановна, героиня рассказа, одна на белом свете. В рассуждениях

Вежливость это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственноморальных

Сочинение на тему творить добро на радость людям Напишите сочинение-рассуждение на тему: Что такое добро, взяв в качестве тезиса Добро светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость.

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных

Как мы обижаемся и почему это делаем вопрос неоднозначный, о котором кто-то размышлял. А вот КАК справиться с обидой? Как справиться с обидой на мужа, парня, мужчину? об этом девушки задумываются и разумные

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» Загарских С.А. «Люби других, как себя» «Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

Сочинение на тему судьба человека в бесчеловечном мире сочинению по направлению Темы данного направления ориентируют обучающихся на войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе

Сочинение наказание преступления по закону совести в романе преступление и наказание ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Что перевесит: кровь по совести или душа, свободная от этого периода получила тема преступления и наказания,

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Ищем место празднику, исполняем желания и лакомимся мороженым Как воспитать папу? В любимой детской песне «Папа может» речь точно идет о Михаиле Барановском Малыш, я же лучше собаки! Продолжение истории

Классный час на тему «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?» Цель: показать, что прощение это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной. Оборудование: мультимедиа установка,

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ) Содержание занятия: 1.Работа с домашним заданием "Психологическое пространство семьи". 2.Новый материал СТРУКТУРА СЕМЬИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ. ВЛИЯНИЕ

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Воспитываем ребёнка. КАК? Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями. Любите своего ребенка

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

Урок по ОРКСЭ. Модуль: Светская этика. Тема урока: «Стыд, вина, извинения» Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению. Задачи урока: - познакомить с понятиями «стыд», «вина»,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс Даты Кол-во Тема урока Плановая Фактическая п/п часов дата дата 1 Шедевры русской литературы 1 06.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

Сочинение на тему прав или виноват раскольников Но то, что человек не может не согрешить, а значит, виноват перед Богом, более или менее самоочевидно. ли сумел бы столь убедительно изобразить Раскольникова

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ). Содержание занятия: 1.Работа с домашним заданием "Психологическое пространство семьи". Вопросы для самопроверки. 2. Новый материал «Структура семьи. Характеристики психологически

Отчет по внеклассному чтению Учитель Лагуткина О.Ю. Урок внеклассного чтения по повести А. Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс «Б» Цель прочтения: Показать, как из маленьких добрых поступков складывается

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества многих учителей) автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Слова о маме С т р а н и ц а 1 Мы говорим СПАСИБО мамам Все знают, что самым дорогим и любимым для нас человеком может быть только мама. Ведь она всегда дает своему ребенку только нежность и внимание.

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Сочинение на тему идея раскольникова и ее проверка Сочинения по произведению Достоевского Ф.М. Преступление и наказание Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Достоевского. Раскольников живет

Гимазова Дина Табрисовна Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан» ПРЕКРАСНО ТАМ, ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ МИЛОСЕРДИЕ

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Исаева Юлия Владимировна 10 класс 14 декабря 2018 года «Но боже, какая малость порой нужна человеку для счастья» Тип урока: урок внеклассного чтения. Вид урока: урок-размышление. Виды работы на уроке:

315 лет Санкт-Петербургу «Литературные прогулки по Петербургу» Литературная карта Петербурга Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают

Борис Петрович Екимов А говорили всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны живёт в народе И бродит, как в берёзе сок. А. Селезнёв Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться

Почему я взялся писать о счастье? Вместо предисловия Счастье для меня никогда не было целью и смыслом жизни. Но я всегда знал, что оно есть. А теперь, исполняя свое призвание, как священник и психолог,

I. Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень) п/п план Дата факт Тема урока Раздел 1. Введение (4 часа) 1. Общая характеристика русской классической литературы XIX века. 2. Общая характеристика

Сочинение «Отчизны славные сыны» выполнила ученица 5 А класса Забирова Дарина Наша история держится на людях. Будут люди помнить прошлое будет у них будущее. Но кто это мы? Надо начинать с себя. Родители

Сочинение на тему символом чего является вишневый сад Вишневый сад - это сложный и неоднозначный образ - символ, который объединяет и Ани - дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, герой - рассказчик вспоминает историю, которая произошла с учителем Егором Алексеичем Свойкиным в аптеке. Мужчина был серьезно болен и сразу после посещения врача отправится в аптеку. Там он отдал рецепт провизору, который не поторопился собирать лекарства для Егора Алексеича. Больной учитель был вынужден ждать, хотя находился в ужаснейшем состоянии. (Пр. 2 – 12).

Цель автора – убедить читателей в том, что в любых жизненных ситуациях нельзя оставаться равнодушным. Егор Алексеич испытывал ужасные боли в руках и ногах, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, у него начиналась горячка.

Провизор не обращал на него никакого внимания. Собрав лекарства, аптекарь с черствой физиономией вымолвил: «Внесите в кассу рубль шесть копеек!». У Свойкина был только рубль, он пообещал занести шесть копеек в тот же день, но провизор был не согласен на эти условия и отправил больного учителя прочь. (Пр 23 – 37).

Писатель прямо не высказывает свое отношение к происходящему, но мы читатели понимаем, что равнодушие, безучастие – ужаснейшие вещи, которые должен избегать каждый человек. С этим нельзя не согласиться, потому что лишь человек обладающий способностью к сочувствию и состраданию, сумеет понять боль другого человека.

Многие отечественный писатели поднимали проблему равнодушия в своих произведениях.

Одна из них – В. С. Токарева, произведения которой заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ «Сволочей тоже жалко».

Главные герои – рассказчица, ребенок которой серьезно болен и врач Фаина. Героиня, встретившись с Фаиной в доме генерала, рассказала о своей трагедии. Увидев, минор отчаявшейся матери, женщина – врач вызвалась помочь.

Придя в палату девочки, Фаина осмотрела больную. Врач подошла к матери и заявила, что девочке надо срочно делать операцию, а если после нее ребенок и выживет, то на всю жизнь может остаться слабоумным. Мать впала в ступор. Ошарашенная женщина спросила у Фаины: «Я должна вам что то?», на что врач потребовала оплатить ей такси до ателье, поскольку она потратила свое время. Поступок Фаины иллюстрирует полное равнодушие и безучастие по отношению к бедной отчаявшейся матери.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ А. Геласимова «Жанна». Героиня рассказа –Жанна, девушка с тяжелой судьбой, школьница, с ребенком на руках. Юная мама, сама оставшись сиротой, ежедневно, как умеет, борется за свою жизнь и за жизнь своего ребенка и, словно в стену. Почти всегда упирается в людское безразличие.

Жанна приходит в школу, в которой училась. Зайдя в кабинет к директрисе, девушка просила принять ее на работу, потому что ей очень нужны были деньги, для того, чтобы прокормить своего маленького ребенка. Директриса отказала ей, сославшись на то, что Жанна сгубила собственную мать, и своей репутаций будет оказывать на учениц негативное влияние. Женщина проявила апатию по отношение к молодой девушке и выказала полное нежелание ей помочь.

По моему глубокому убеждению, сочувствие и сострадание – это истинные ценности, которые делают человека человеком. Эти ценности утверждаются прежде нравственными поступками. Безразличие и безучастие губят все хорошее в людях.

Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).

Литературное направление, жанр

«В аптеке» - газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» - т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет. Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Равнодушие и отзывчивость – это два противоположных явления, которые очень часто встречаются в нашей жизни. На улице нередко можно встретить человека, которому нужна помощь. Например, пожилой человек не в состоянии сам перейти через дорогу – равнодушный человек пройдёт мимо, а отзывчивый обязательно поможет ему. Нередко случается такое, что на улице кому-то становится плохо, равнодушные люди, видя это, обычно проходят мимо, а отзывчивые стараются помочь. В литературе также встречается немало добродушных персонажей, готовых протянуть руку помощи в трудную минуту. Наряду с ними встречаются и совершенно противоположные герои. Они эгоистичны, безразличны к окружающим, у них нет желания помогать людям, ведь они живут только для себя.

Равнодушный человек всегда пройдёт мимо. Именно о таких людях идёт речь в произведении Антона Павловича Чехова «В аптеке». В этом произведении мы знакомимся с тяжелобольным учителем, который с огромным трудом смог добраться до аптеки, где столкнулся с безразличием провизора. Печально, что такая проблема существует и по сей день. Как писал сам Чехов: «Равнодушие – это паралич души». Не оставайтесь равнодушными, ведь в беду можете попасть и вы, только представьте, что люди будут также молчаливо реагировать на ваше горе.

Яркий пример истинной отзывчивости мы наблюдаем в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». В произведении речь идёт об обедневшей семье, дети которой болеют и голодают. Отец семейства, не справляясь со всем этим грузом, решается даже на самоубийство. В трудный час мужчине повстречался доктор, который узнав о проблеме, сразу же начинает помогать семье. Этот поступок показывает нам, какие душевные и добросердечные дела могут совершаться самыми обычными людьми. Никогда нельзя думать только о себе. Вокруг есть немало людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость» читают:

Поделиться: