Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Портрет человека". Социальный портрет класса Проект учащегося по изо портрет

Социальный портрет нашего сверстника


Руководитель: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания, МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
Участники проекта: Косянок Тамара, Ермаченко Анастасия, ученицы 8 б класса, МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
Назначение: исследовательский проект может быть интересен учителям обществознания, социальным работникам, психологам,подросткам.
Описание: Социологическое исследование подростков проходило на базе МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с 16 января 2016 года по 16 мая 2016 года. В исследовании приняло участие 50 учащихся 7 – 8 классов. Возраст участников: от 12 до 14 лет.
Титульный лист
Оглавление
Введение.
I. Основная часть.
1. Кого считать подростком.
2. Социально-психологические характеристики подросткового возраста.
3. Основные параметры характеристики современного подростка
4. Планирование организация и анализ исследования по выявлению основных параметров характеристики моего сверстника подросткового возраста.
5. Составление социального портрета нашего сверстника.
II. Выводы.
III. Заключение.
IV. Приложение
Литература

«Как уникален мир подростка:
Грядущих образов наброски,
Огонь и лёд там, чёт и нечет,
А во главе «Бунтарь» перечит!»

Постановка проблемы
Сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и нам. Сверстники могут жить в других городах, в странах, поселках, деревнях. Сверстники, как и мы, растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь. Сверстники, как и мы, размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей. Каков же он, современный сверстник, каковы его интересы и занятия?


Актуальность исследования: В ХМАО - Югре 2016 год объявлен Годом детства. Безусловно, главными жителями нашего округа являются дети, для них в регионе строят современные детские сады, школы, спорткомплексы, центры дополнительного образования, красивые площадки во дворах. 2016 год – это год мобилизации всех сил и ресурсов для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого поколения новых югорчан. А подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И для того чтобы предъявить требования к подростку без риска, нужно знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления.


Цель: создание социального портрета современного сверстника в результате исследования социально-психологических особенностей подростков.
Основная идея исследования: выяснить те ценности, которые являются первичными для сверстников.
Гипотеза исследования: если мы выясним мнение сверстников о жизни в семье, об их интересах и увлечениях, о ценностях, которые являются для них первичными, то сможем составить портрет современного сверстника.
Объект исследования: подростковый возраст
Предмет исследования: социально – психологические особенности современного подростка
Задачи:
1. Изучить и описать социально психологические особенности современных подростков и закономерности их развития.
2. Дать общую характеристику подросткового возраста как наиболее сложного этапа в развитии ребенка.
3. Составить анкету для диагностики социально-психологических особенностей современного подростка.
4. Выявить отношение учащихся средних классов к учебному процессу в школе и основные формы досуговой деятельности учащихся.
5. Сравнить, обобщить все полученные результаты и составить социальный портрет сверстника.
В качестве методов исследования применялись: анализ научной литературы по проблемам и особенностям подросткового возраста, наблюдения за поведением подростков в различных жизненных ситуациях, анкетирование учащихся для диагностики социально – психологических особенностей современных подростков.
Исследование проводилось в период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года.
Результаты работы: полученные результаты были представлены в виде памяток с рекомендациями для родителей, педагогов, буклет «Переходной возраст» для родителей.
Практическая значимость работы состоит в анализе основных особенностей и проблем современного подростка, на основе которого и получится социальный портрет нашего сверстника.


I. Основная часть.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир. Подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся.
1. Кого считать подростком?
В толковом словаре С.И. Ожегова: «Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству»
В психологии и педагогике принято подростком называть детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Из психологической энциклопедии мы узнали, что: «Подросток - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов».
С юридической точки зрения подросток относится к категории несовершеннолетних.
Современных подростков всё чаще называют «тинейджерами», а в США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».
Почему именно «тинейджерами»? Слово «тинейджер» состоит из двух частей: «teen» - окончание у всех числительных от 13 до 19, и «ager» - причастность к определенному возрасту. Значит, «тинэйджер» – это человек возраста от 13 до 19,то есть подросток.
Для подростка характерно: интеллектуальное формирование мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека, профессионального самоопределения.
Таким образом, вопрос о том, кого считать подростком, зависит не только от возраста, но и от формирования мировоззрения, и от культурных особенностей и национальных традиций семьи ребенка.


2. Социально-психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности.
По возрасту подростков делят: на младших, средних и старших подростков. Младший подростковый возраст 10-13 лет, средний подростковый возраст 13-15 лет, старший подростковый возраст 15-18 лет.
Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста - открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста - любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста - личностное самоопределение.
Ученые утверждают, что подростковый период - это испытание, данное каждому человеку, потому что это время: формирования жизненного опыта; совершения ошибок, глупостей; решения мучительных вопросов; давления определенных социальных правил; повышенной конфликтности. Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным, переломным, критическим возрастом.
Можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально – психологические.


Физиологические причины трудностей.
В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки - подростки выглядят старше своих сверстников.


Психологические особенности подросткового возраста, которые получили название «подросткового комплекса».
К ним относятся:
- чувствительность к оценке своей внешности;
- крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
- внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
- болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью;
- борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.


Социально-психологические причины трудностей.
Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и «я - концепции».
С точки зрения социальной психологии социализация – это становление человека в обществе, вхождение его в социальную среду, усвоение им социальных норм и понятий.
Социализация подростков в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации характерно наличие тех или иных опасностей, которые оказывают негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые категории подростков, которые становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей.
Реальными жертвами являются: инвалиды, подростки с психосоматическими дефектами и отклонениями, сироты и ряд категорий детей находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными жертвами можно считать подростков с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера, подростков родившихся в семьях с низким, экономическим, моральным, образовательным уровнями.
Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки.
Таким образом, подростковый возраст – это время бурного развития и перестройки организма, это годы критики и самокритики, формирование самооценки и самосознания.


3. Основные параметры характеристики современного подростка.
Кто же такие современные подростки?
Современные подростки - это поколение молодых людей, родившиеся в информационном обществе. Они связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет, мобильные телефоны, СМС. Это - «цифровое» поколение», представителям которого легче установить контакт с компьютером, чем друг с другом. Растущие в сети интернета, они привыкают к тому, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но не понимают, чтобы чего – то добиться в реальной жизни, недостаточно просто нажать на кнопку. Развитие цифровых технологий сделало современных подростков зависимыми от сетевой информации, именно она придаёт им уверенность в своих взглядах, которые не всегда правильны.
Как утверждают психологи, современные подростки нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах – поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
Они ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети и в придуманных мирах, но пишут правдиво и откровенно. Они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста.
Современные подростки - поколение next, отличительной чертой которого является, прежде всего, глубокая вовлеченность в цифровые технологии: смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки. Они испытывают трудности межличностного контакта, так как они чаще общаются с друзьями по телефону, Интернету, Skype. Кроме того, им присущи элементы прагматизма, зачастую они циничны, агрессивны.
Со стороны поколение next выглядит иначе. Они взрослеют быстрее своих сверстников конца 80-х. Если ранее молодые люди выбирали свой жизненный путь к 17-18 годам, то у нынешних 14-15-летних уже сформировано представление о своем будущем..
У современных подростков обостряется конфликт отцов и детей, но в то же самое время они ждут, что родители будут решать их проблемы, на них они возлагают моральную ответственность за собственные проблемы: это родители им не дали, не устроили, не научили. Семейный круг, встречи родных не очень их интересуют. Для них достаточно общения по Skype.

Именно к такому поведению современных подростков подталкивает современный образ жизни. Происходит размывание жизненных принципов и ориентиров. Это зависит от следующих причин:
- быстрое изменение жизни (стиль жизни устаревает);
- жизненные принципы старших становятся неактуальны;
- перегруженность.
Казалось, человек приобрёл больше свободы, но не знает, что с ней делать, этой свободой. Как лучше жить, к чему стремиться, как распорядиться своей жизнью правильно?
А какие ценности у современного подростка?
Из проведённого анкетирования для определения ценностей в жизни у современного подростка можно сделать аналогичный вывод.
Ценности здоровья для современных подростков более актуальны. Для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий. Семья в глазах современных подростков оказывается менее важной, чем карьера и благосостояние. Духовная группа ценностей для значительной части современных подростков обесценивается.
Вывод.
Таким образом, у современного подростка другие навыки и другое отношение к жизни. Они лучше своих родителей умеют ориентироваться в информации, более свободно чувствуют себя в мире. Да, им нужно дорасти еще до понимания взрослой жизни. В любом случае лет через десять наше нынешнее поколение next станет переделывать мир. Каким он будет? Посмотрим.


4. Планирование и организация социологического исследования по выявлению основных параметров характеристики современного подростка.
Социологическое исследование подростков проходило на базе МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с 16 января 2016 года по 16 мая 2016 года. В исследовании приняло участие 50 учащихся 7 – 8 классов. Возраст участников: от 12 до 14 лет.
Цель исследования: создание социального портрета моего современного сверстника.
Задачи:
1) провести анкетирование по выявлению основных параметров характеристики современного подростка:
2) проанализировать полученные данные.
Социальное исследование проводилось в 3 этапа:
1. Планирование и организация исследования
2. Анализ результатов и выводы
3. Составление социального портрета нашего сверстника.
Для проведения исследования мы использовали анкету, которая позволила охарактеризовать как социально-психологические особенности, так и социальные проблемы с какими сталкиваются современные подростки.
На основе анализа данных полученных в ходе анкетирования мы пришли к следующим выводам.
Главным для многих подростков становится не учёба (45%), а возможность общаться с друзьями (55%).
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и другое место, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей (52%)
Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников (48%). Отсюда следует, что подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых.


Для современных подростков характерна разбросанность интересов. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов (36%) в другую среду вне школьной деятельности (64%). Активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Интерес к урокам снижается, успеваемость падает. Главным для многих подростков становится не семейные традиции (21%), а возможность общения с друзьями (79%).
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку.
Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение (48%) , а 52% подростков выскажут своё мнение, так как уже считают себя достаточно взрослыми (52%).
Большинство подростков считает необходимым для себя вести здоровый образ жизни(62%).
В свободное от уроков время подростки любят:
проводить с друзьями на улице –52 %,
участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %,
заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %.


Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
В ходе исследования мы убедились в том, что специальные изучения социальных особенностей современных подростков помогает лучше понять их проблемы.
Вывод
Таким образом, для современных подростков характерна разбросанность интересов. Активнее формируются не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Интерес к урокам снижается, успеваемость падает. В свободное от уроков время многие подростки любят проводить с друзьями на улице, участвовать в вечерах и дискотеках, заниматься в спортивных секциях и кружках, но не малая часть тех подростков, которые предпочитают компьютерные игры, просмотр передач по телевизору. При решении жизненных проблем подростки рассчитывают больше на друзей, чем на родителей, учителей.
Анализируя полученные данные, я составила социальный портрет своего современного сверстника.
5. Составление социального портрета сверстника.
Социальный портрет нашего сверстника.
Наш сверстник - это современный подросток, рождённый в информационном обществе, представитель поколения next, ученик средней школы 13-14 лет, небольшого роста (147см), со средним весом – 40-50 кг. Не представляет себе жизни без мобильного телефона, смартфона, компьютера, планшета, их он предпочитает книгам. Может сутками сидеть в социальных сетях. Играет в онлайновые игры, пишет о своей жизни в блогах правдиво и откровенно, общается с друзьями, родственниками в виртуальном пространстве. Не очень любит совершать поездки и выходить из дома, предпочитая виртуальные путешествия. Мало обращается к родителям и учителям за помощью. Всезнающим авторитетом для него стал интернет. Из него он берёт образцы того, как нужно одеваться, что есть, как себя вести, как вообще «правильно жить». Любит отстаивать свою точку зрения, даже если она не верная.
Ведёт здоровый образ жизни, занимается спортом и не имеет таких вредных привычек как алкоголь и курение. Следит за своей внешностью. Он аккуратный, весёлый, добрый, надёжный, романтичный, смелый, энергичный. Любит заниматься в спортивных, технических, художественных кружках. Познавательные интересы ставит на второй план. Теряет интерес к урокам, успеваемость снижается.
Тем не менее, мой сверстник отличается большой информированностью, целеустремленностью, осознаёт необходимость получения образования. Он признаёт трудности современной подростковой жизни. При решении жизненных проблем рассчитывает, прежде всего, на себя и друзей. Считает, что если в обществе отсутствует порядок, то лично ему будет сложно добиться значимых жизненных целей.
Вот такой он мой современный сверстник.


Письмо с рекомендациями для нашего сверстника.
Здравствуй, наш сверстник!
Я хочу, чтобы ты…
1. Несмотря на присутствие в современной жизни компьютеров и сотовых телефонов, не забывал о чтении книг. Именно благодаря чтению художественной и научно - популярной литературы у человека развиваются речь, память, внимание, мышление. Читающий человек лучше адаптируется в обществе. Без труда сможет объяснить и понять других людей.
2. Обязательно помогай родителям. Труд облагораживает человека Совместные семейные дела, обязанности сплачивают семью, делают её крепче.
3. Общайся с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, сверстниками. Говорят, что одинокие люди чаще болеют и раньше умирают. Люди, у которых нет друзей, часто испытывают стресс, депрессии и обычно менее активны физически.
4. Люби жизнь! Не позволяй себе нервничать из-за всякой ерунды. Не воспринимай всё слишком серьёзно. Улыбайся, люби себя и других и всегда смотри на светлую сторону происходящего!
Удачи тебе!
Спасибо за внимание!


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым. Предлагаю родителям ответить на вопросы психологического теста.
Выберите один из ответов «да», «иногда», или « нет» и запишите в скобках.
1.Говорят ли с вами дети «по душам»?()
2. Интересуются ли они вашей работой?()
3. Знаете ли вы друзей ваших детей?()
4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?()
5. Проверяете ли вы, как они учат уроки?()
6. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?()
7. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?()
8. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телевизионные передачи и фильмы?()
9. Бываете ли вы вместе в театрах, на выставках и концертах?()
10. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?()
11. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?()
Ключ к тесту .


Более 20 баллов - Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов - Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

ТЕСТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Выберите один из ответов «да», «иногда», или « нет» и отметьте его в скобке.
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?()
2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?()
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?()
4. Знают ли родители твоих друзей?()
5. Бывают ли они у вас дома?()
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?()
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?()
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?()
9. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?()
10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время школьных праздников?()
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?()
12. А телевизионные передачи, фильмы?()
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?()
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?()
15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?()
Ключ к тесту
За каждое «да» - 2 балла, за каждое «иногда» - 1 балл, за «нет» - 0.
Подсчитайте количество набранных баллов - _____ баллов
Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.
Менее 10 - контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

Приложение II
Памятка для педагогов.
1. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс, ведь современная молодёжь растет в весьма «упорядоченном» мире, ученики требуют такого же порядка и логичности и от учёбы: они хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется.
2. Современные ученики хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки.
3. Сделайте учебный материал ярким и зримым, современные ученики лучше всего воспринимают именно визуальную информацию, в ней они чувствуют себя комфортно.
4. Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, важно подведение итогов каждого этапа обучения и почти немедленная постановка задач на следующий этап.
5. Руководите мудро. Дети не заклеймят вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем ваши, дайте им возможность продемонстрировать эти знания, проявите искреннюю заинтересованность, ведь все дети хотят, чтобы их учитель был умным и мудрым руководителем, а не «знал всё».
6. Помните о важности устной коммуникации: используйте обмен информацией между учениками.
7. Подавайте материал в оптимистическом тоне: именно позитив способствует умственной активности.
8. Ваши требования должны быть ясны, а информация точна.
Ставьте перед учащимися, видимые и реальные цели. Это поколение живёт в мире, перенасыщенном информацией, и обучение лишь один из многих способов этой информацией овладеть.
9. Используйте время эффективно: молодые не способны удерживать внимание на чём – то одном более 15-20 минут. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых ученики будут менять вид деятельности.
10. Ваша информация не должна быть избыточной. Дети хотят получать «концентрированные» знания, не любят многократно повторять: как только суть изучаемого становиться понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают неуместным.
11. Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг. Общение учащихся между собой стимулирует память и делает учебный процесс более динамичным.


Список используемой литературы:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Справочное издание. - 11-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2001. - 568 с.
2. Гуткина Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. – М., 1998.
3. Кушнер Ю. Уметь чувствовать подростка// Воспитание школьников. 1990. №6.
4. Марина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае»// Воспитание школьников. 1994. №6.
5. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка// Воспитание школьников. 1991. №6.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.
7. Рождественская Н. Грань между нормой и патологией// Воспитание школьников. 1995. №5.

Тема:

Выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МОУ Катуаровская СОШ Финаева Юлиана
Руководитель: Чиквасова Екатерина Александровна
2018 год
  1. Введение
  2. Загадочная «Джоконда»
  3. Практическая работа
  4. Выводы
  5. Список используемых источников
Введение
Цель проекта:
Написать «живой» портрет
Задачи проекта:
  • изучить историческое развитие жанра «портрет»;
  • изучить феномен произведения Л. Да Винчи «Мона Лиза»;
  • выяснить художественные приёмы позволяющие портрету «ожить»;
  • попытаться написать «живой» портрет;
  • подведение итогов проделанной работы в форме защиты проекта.
Возникновение жанра «портрет»

Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.

(В.В. Стасов в письме к Репину)

Становление жанра «портрет» происходило на протяжении нескольких веков. Самыми первыми предпосылками изображения открываются для человека ещё в Древнем мире. Однако портрет в привычной для нас форме появляется спустя многие тысячелетия. Первыми изображениями являются религиозные образы. Основным видом изобразительного искусства является икона.

И конопись - (икона и пис а ть) - иконописание, богословие в красках - вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы - образ , говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.

К XVIII веку иконопись начала претерпевать стилистические изменения. Появилась тенденция к большей реалистичности, за стремлением иконописцев преодолеть иконописную условность и подчинить композиции реалистическим законам, начала ускользать духовная составляющая иконописных образов. Появились так называемые парсуны - иконописное изображение живых людей, прародители портрета.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. К концу XVII в. обязательным для художников становится сходство человека с нарисованным образом. Художники начинают писать портреты с натуры, а не как раньше по памяти. Художники начали рисовать людей с их переживаниями и эмоциями, а не только святых угодников. И церковь с этим смирилась. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Следующим этапом развития становится портрет, который активно развивается в XVIII в. В этот период особенно усиливается интерес к человеческой личности. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя. Портрет – образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к личности, наделённой индивидуальными качествами, а не чинами, званиями и титулами. Именно в портретном жанре были достигнуты подлинные вершины художественности. Далеко не сразу были найдены приёмы изображения, отличные от парсунной живописи. В этот период решается проблема сходства и индивидуализации в портрете. Во второй половине века становятся разнообразными портреты, в которых мы уже можем видеть изображения человека в привычной для него домашней обстановке. Портрет того времени начинает решать роль не сословного различия, а воплощает внутренний мир и общечеловеческие достоинства…

Для нас всегда важно «похож» или «не похож» человек. Соответствуют ли воспроизведённые черты лица пропорциям, принятым в художественном мире. Переданы ли особенности поведения изображаемого, его темперамент, манера, поза… Ещё важнее сходство внутреннего мира, то есть характер портретируемого – вдумчивого или деятельного, властного или робкого. Радуется ли этот человек или грустит, любит или наоборот ненавидит? В портрете виден чувственный мир человека, и художник понимает его по-своему, не относится безучастно, равнодушно. Раскрывая портретный образ, художник раскрывается сам. Художник своим чувством организует язык изобразительного искусства, строит свой образ при помощи эмоций, стремиться воплотить свои представления о портретируемом и находит нужные средства выразительности. Это и есть основная задача создания образа.

Загадочная «Джоконда»

Как-то мы с классом изучали творчество Леонардо да Винчи. Мы знакомились с картиной «Мона Лиза (Джоконда)». Это очень загадочная, живая картина. Настроение Джоконды меняется на глазах: изначально её взгляд нам кажется сосредоточенным, задумчивым или напряжённым, иногда даже рассеянным. Если смотреть на нее хмурым взглядом –она посмотрит так же, а вот если улыбнуться ей –она улыбнется в ответ. На смену лёгкой иронии приходит открытая доброжелательность и участие. Все это очень настораживает. Мы смотрели на фотографию картины, и возникает вопрос: «Что тогда вытворяет настоящая картина?»

В портрете художник смог передать образ, эпоху и самую загадочную улыбку. Над портретом Л. да Винчи работал четыре года. Во время работы он приглашал шутов, певцов и музыкантов. Это было необходимо, чтобы художник мог увидеть эмоции и смену настроении на лице Моны Лизы.

В портрете Леонардо изобразил человека, лицо которого передаёт чувство собственного достоинства. Многие до сих пор думают – в чём секрет неувядающей славы этого произведения? Учёные догадываются, что тайну в себе скрывает загадочная улыбка Джоконды. В уголках рта на портрете мы замечаем лёгкие тени создающие иллюзию, то появляющейся, то исчезающей улыбки.

Во всей живописи в мире, я думаю, что нет подобного образа, создающего улыбку «живых» глаз. Глядя на картину, мы замечаем загадочную смену настроения Моны Лизы. Художник обладал особой техникой изображения портрета маслом. Приём заключался в том, что он наносил поверх высохшего масляного слоя несколько десятков слоёв прозрачных и полупрозрачных красок. От этого создавался эффект воздушной дымки и неясной размывчатости, который создавал образ загадочности. Так же я прочитала, что на особое восприятие картины влияет композиция и колорит картины. Ведь Мона Лиза сидит на фоне прекрасного пейзажа, который богат своим разнообразием. И из-за просторного изображения на дальнем плане сам портрет воспринимается большим по размеру, чем он есть на самом деле.

Я вдохновилась необычайной красотой картины и хочу сама попробовать нарисовать «живой портрет».

Практическая часть

В качестве натурщицы я выбрала свою маму, потому что в мое свободное время она была дома, и можно было легко заниматься живописью с натуры. Свою работу я начала с легких штрихов простым карандашом, затем начала прорисовывать контуры и черты лица (это был первый день моей работы). С каждым днем я дорисовывала черты лица, делая их конкретнее. Вскоре я закончила графический эскиз. Затем я начала накладывать краски. Сначала наложила фон, позже закрасила волосы. В следующий день мне пришлось накладывать базовый цвет кожи лица и шеи. На модели я разглядела свет и тень, все это я нанесла на картину. Так поэтапно я писала картину. Как мне кажется самой интересной и загадочной частью лица были глаза, которые я рисовала постепенно, всматриваясь в их блеск и радужку, чтобы правильно наложить цвет.

Вскоре базовые оттенки были нанесены, и я приступила к наложению второго слоя. Нужно было разглядеть мельчайшие детали, как вдруг появились трудности с освещением. Оно должно было быть одинаковым, но сделать это не получалось, потому что я писала портрет в домашних условиях. Вскоре я нашла решение этой проблемы и продолжила свою работу. После того, как я наложила второй слой, осталось нарисовать ресницы и наложить блики.

Наконец моя работа была закончена!

В заключении хочется сказать, что написание картины было довольно сложным и утомительным, но я справилась. У меня все получилось! Я очень горжусь этой длительной работой, а главное результатом!

Вывод:

На основе сделанного проекта я узнала историю возникновения портрета. Приблизилась к отгадке известнейшей работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» и какие техники живописи применял художник для передачи «живого» образа. Все это помогло нарисовать мне «живой портрет». Мне было интересно изучать новый материал, а главное ставить перед собой новые цели и реализовывать их.

Список использованных источников
  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс. От истоков до XVII века – М.: изд-во Дрофа, 2011.
  2. Живопись XIX – начала XX веков из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Каталог выставки. – М.: изд-во «Феория», 2010.
  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175с.: ил.

    http://magisterikon.ru/istoriya-ikonopisi

http://www.o-detstve.ru Презентация проекта «Портрет» Автор: Хлебникова Татьяна Федоровна МАДОУ Центр развития ребенка д/с № 2 «Ромашка» г. Данков Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продукт проекта Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Изучение себя через портрет» обусловлен Выбор цели необходимостью привлечь внимание детей к своему внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Для этого были поставлены следующие задачи: - расширить и углубить знания детей о портрете, знакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.); -знакомить детей с разными техниками выполнения портрета; -учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник; -обогатить чувственный багаж детей; -стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки; - научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику; - учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения; - учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение. - развивать речь через описание созданных работ. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Создание творческой группы: Педагог по ИЗО Музыкальный руководитель, Воспитатель группы, где проводится проект, Педагог по физвоспитанию, Психолог, Родители. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Составление плана реализации проекта: Постановка задач перед специалистами и родителями Предложения специалистов и родителей вариантов проработки темы через совместную деятельность Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 План реализации проекта: http://www.o-detstve.ru Образовательная область Познание Формы работы Фантазийный портрет «Друг с другой планеты», «Мы все такие разные» (черные, белые, красные). Коммуника ция Составление творческих рассказов по теме «Моя любимая мама», «Мой любимый Результат Знания о расовых различиях. Умение создавать фантазийный образ. Творческий рассказ воспитатель», «Фоторобот». Чтение художествен ной литературы Чтение и обсуждение народных сказок («Снегурочка», «Гуси лебеди» и др.) Понятия добро - зло http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Художественное творчество Живой портрет, живой натюрморт Описательный рассказ, календарики Художественное творчество Рисование по темам «Мой любимый воспитатель», «Моя любимая мама», Лепка «Мое любимое животное», «Мой любимый друг», «Я себя рисую» Выставка портретов в Составление композиций «Портрет из овощей», «Игрушка из морковки», «Оживим овощи», «Вкусные портреты» Выставка поделок, книга «Как овощи спешили в детский сад» Труд разных техниках Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Физическая культура Загадки «Угадай, кого я показываю движением», игра «Любимое движение героя» Пластический этюд Социализация «Психологический портрет» Альбом рисунков «Наша группа» Музыка «Музыкальный портрет», «Сказочные портреты в музыке» Умение воспринимать музыкальный образ Работа с родителями Беседа «Как выглядела мама маленькой», «Портрет из семейного архива» Выставка работ для родителей Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продуктивный этап «Мы такие разные» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о планете Земля. 3. Рассматривание альбомов, открыток, картин с людьми разных рас 4. Выявление характерных признаков людей с разным цветом кожи. 5. Самостоятельное рисование детей. 6. Итог. Составление композиции «Все мы живем на Земле». Материалы: акварель, листы бумаги, кисточки, ножницы, баночка с водой, клей. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи понравившихся предметов и костюмов. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: предметы необходимы для составления портрета, различные костюмы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Мой любимый воспитатель» Содержание: 1. Орг. момент. 2. Беседа «Угадай жанр картины». 3. Индивидуальная деятельность детей по созданию портрета в технике барельеф на картоне. 4. Подведению итогов. Составление общей выставки «Я человек». Материалы: картон, цветной пластилин. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Портрет из овощей» Содержание. «Дети из овощей составляют забавные фигурки, составляют сказку «Как овощи в детский сад спешили».Затем составляют кадры из нее и фотографируют. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой натюрморт» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о натюрморте. 3. Показ беседы «Я составлю натюрморт». 4. Индивидуальная работа детей по составлению натюрморта из понравившихся предметов и драпировок. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов натюрморта. 6. Задание на дом – придумать название своему натюрморту. Материалы: предметы необходимы для составления натюрморта, ткани различных цветов. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Я себя рисую» Содержание. Дети получают свой контур во весь рост на сложенном пополам в две длинны.Все работают в парах по очереди, помогая друг другу, сначала маркером, затем красками.(раскрашиваю себя и свою одежду)По окончанию делается выставка свои для портретов для родителей. Материалы. Обои, маркеры, краски(гуашь, акварель), пастель, кисти Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Объемный портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи кусочков белой бумаги и клея ПВА. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: листы белого мелованного картона или плотной бумаги, клей ПВА, гуашь, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Экскурсия в мастерскую художника». Задачи: закрепить ранее полученные умения и навыки, учить детей новым техникам (графика по зеркалу, и отпечаток со стекла), дать возможность самим изучить выставку в мастерской и рассказать другим. Материалы: Картины разных жанров и техник, зеркала, рамки, маркеры, краски, валик, листы, этюдник, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Итоги реализации: Результат - новые знания, навыки, умения; умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, обогащение своего чувственного опыта Продукт – выставки, альбом, книга, поделки, рисунки, этюды, рассказы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Результаты проектной деятельности по линиям развития ребенка в контексте ФГТ Физическое у детей сформировались навыки рационального дыхания, координация движения, сформировался навык осмысленной моторики Познавательноречевое воспитанники приобрели знания о различных портретах и техниках их исполнения; научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи –эпитеты, сравнения, метафоры Художественноэстетическое научились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляют инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментируют с различными материалами, создавая образы Социальноличностное детей сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства, к различным его жанрам; сформировалась любознательность,познавательный интерес к красоте окружающего мира, творческие способности, ручная умелость Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Спасибо за внимание! Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014

Изобразительное искусство,1-4 класс

Краткая аннотация проекта

Мона Лиза, Леонардо да Винчи (1503г)

Наш проект о портрете в изобразительном искусстве. Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

Это один из самых распространенных жанров в живописи. Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.

К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо - портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", 1503г), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какую роль изобразительное искусство играет в жизни человека?

Проблемные вопросы

В чем заключается уникальность портретной живописи?

Какую идею несет в себе портрет?

В чем заключается историческое значение портрета в изобразительном искусстве?

Учебные вопросы

Что подразумевается под термином «портрет»?

Кто стал основоположником портрета?

Каковы основные признаки портрета?

Назовите жанры портретной живописи?

В каких странах появились первые портреты?

Назовите знаменитых портретистов эпохи Возрождения?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя



Паспорт проектной работы Тема: «Портрет –зеркало души. Руководитель и консультант проекта – Малинина Галина Павловна, учитель технологии МБОУ СОШ 10 Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ИЗО Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, литература, искусство, МХК. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Авторы проекта: Ученица 6 класса Абашина Светлана, учащиеся 7 класса Дзюба Мария, Пожарова Алина. Тип проекта: творческий Продукт проекта: написание портретов ученицей 6 класса МБОУ СОШ 10 Абашиной Светланой.


Познакомиться с историей возникновения портрета Познакомиться с историей возникновения портрета Сформировать свое отношение к портрету Сформировать свое отношение к портрету Формировать отношение к увиденному Формировать отношение к увиденному проанализировать литературу по данной теме определить основные этапы работы над портретом Теоретический экспериментальный


Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии). Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии




Виды портрета Автопортрет Автопортрет Портрет – картина, жанровый портрет Портрет – картина, жанровый портрет Парадный портрет Парадный портрет Камерный (психологический портрет) Камерный (психологический портрет) Семейный портрет Семейный портрет Исторический портрет Исторический портрет ВИДЫ ИСКУССТВ: ВИДЫ ИСКУССТВ: живопись, графика, скульптура живопись, графика, скульптура


Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.


Без всякого сомнения, ее можно назвать одной из самых известных женщин древности, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками, вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.


Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте IIII веков н. э Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики энкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. ээнкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. э


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).




Западная Европа Рембрандт 1654 Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк и испанский художник Диего де Сильва Веласкес.


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма


Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич Портрет М.И.Лопухиной 1797 Боровиковский Владимир Лукич. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать


Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.


Крамской И. «Христос в пустыне» "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"". Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"".


Вывод: «В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир.


«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» Латур Латур