Причины проведения военной реформы. Изданы манифест о введении всеобщей воинской повинности и устав о воинской повинности

Военные реформы, касающиеся реорганизации армии и преобразования военного ведомства, растянулись на несколько лет. Настоятельная необходимость в них возникла после неудачи в Большинство преобразований было проведено под руководством Д. Стремясь уменьшить денежные расходы, он сократил срок службы до пятнадцати лет. Причем, отслужив семь лет, каждый солдат мог уйти в отпуск, вследствие чего в мирное время армия существенно сокращалась. В ротных школах начали систематически обучать солдат грамоте, были отменены побои, физические наказания.

В 1864 году было реформировано местное военное управление. С этих пор территория государства делилась на несколько военных округов. Это привело к тому, что управление стало ближе к своим войскам, а значит, и могло их намного быстрее мобилизовать по необходимости. Армия стала намного стабильнее. С 1865 года войсками стал управлять Генеральный штаб - центральный орган. Кадетские корпуса, в которых раньше готовили офицеров, преобразовали в военные гимназии; открывались военные училища по подготовке будущих офицерских кадров. Созданные юнкерские училища позволяли молодым людям, не имеющим дворянского происхождения, со временем попасть в офицерский корпус. Новая система потребовала от Академии Генерального штаба и создания новой

Теперь больше времени стали отводить на боевую подготовку. Пехоту и кавалерию оснастили винтовками Бердана, корпуса упразднили, а войска разделили на местные и полевые. Впервые артиллерия получила новые орудия, нарезные, которые заряжались с казенной части. Весь комплекс этих мероприятий привел к необходимости создания иной военной повинности.

Военная реформа 1874 года заключалась в утверждении Александром II Устава о воинской повинности. Согласно новому указу, все мужчины, достигшие 21 года и до 40 лет включительно, обязаны были нести военную службу. В армии служили шесть лет и еще девять лет пребывали в запасе, а на флоте - семь лет и три года в запасе. Затем все военнообязанные зачислялись в государственное ополчение (там же числились и те, что были освобождены от призыва). Настоящий срок действительной службы в армии зависел и от уровня образования, что являлось привилегией не всех сословий. Военная реформа 1874 года послужила значительному повышению грамотности среди мужчин, так как полный срок служили только неграмотные, которые в армии обучались чтению, письму и математике. Для имеющих служба сокращалась до четырех лет, бывшие гимназисты служили полтора года, а лица с высшим образованием - всего полгода.

С одной стороны военная реформа 1874 года, как ни одна другая реформа Александра II, касалась всего общества, всех сословий. А с другой - в ней наиболее выражался принцип социального неравенства. Дело в том, что от сословия призывника и от его материального благосостояния напрямую зависели всевозможные изъятия и льготы. Некоторые народы Средней Азии, Дальнего Востока, Кавказа освобождались от службы по национальным и религиозным соображениям.

Военная реформа 1874 года не была одобрена частью генералитета во главе с фельдмаршалом Барятинским А. И. Он и его единомышленники упрекали Милютина в том, что армия погрязла в бюрократии, а командный состав очень ослаб. Однако участие в русско-турецкой войне показало, что армия боеспособна, а офицеры и солдаты отлично выучены.

Военная реформа 1874 года не смогла изменить сословный характер корпуса офицеров, да и не преследовала этой цели, зато сделала армию современной. Среди недостатков преобразований можно отметить и тот момент, что мало внимания было уделено интендантской части, что все же дало о себе знать во время войны России с турками.

Максим Новичков

Создание Красной Армии

Первоначально советская Красная Армия, создание которой произошло на фоне начинающейся гражданской войны, обладала утопическими чертами. Большевики считали, что при социалистическом строе войско должно строиться на добровольных началах. Этот проект соответствовал марксисткой идеологии. Такая армия противопоставлялась регулярным армиям западных стран. Согласно теоретической доктрине в обществе могло быть только «всеобщее вооружение народа».

Создание РККА

Первые шаги большевиков говорили о том, то они действительно хотели отказаться от прежней царской системы. 16 декабря 1917 года был принят декрет об отмене офицерских званий. Командиры теперь избирались своими же подчиненными. По замыслу партии, в день создания Красной Армии новое войско должно было стать по-настоящему демократическим. Время показало, что эти замыслы не смогли пережить испытания кровопролитной эпохи.

Большевикам удалось захватить власть в Петрограде с помощью немногочисленной Красной гвардии и отдельных революционных отрядов матросов и солдат. Временное правительство было парализовано, что до неприличия облегчило задачу Ленину и его сторонникам. Но за пределами столицы оставалась огромная страна, большая часть которой была совсем не рада партии радикалов, чьи лидеры приехали в Россию в пломбированном вагоне из вражеской Германии.

К началу полномасштабной гражданской войны большевистские вооруженные силы отличались слабой военной подготовкой и отсутствием централизованного эффективного управления. Служившие в Красной гвардии руководствовались революционным хаосом и собственными политическими убеждениями, которые в любой момент могли измениться. Положение только что провозглашенной советской власти было более чем шатким. Ей нужна была принципиально новая Красная Армия. Создание вооруженных сил стало вопросом жизни и смерти для людей, сидевших в Смольном.

Какие сложности стояли перед большевиками? Партия не могла формировать собственную армию на прежнем аппарате. Лучшие кадры периода монархии и Временного правительства едва ли хотели сотрудничать с левыми радикалами. Вторая проблема заключалась в том, что Россия уже несколько лет вела войну против Германии и ее союзников. Солдаты устали – они были деморализованы. Для того чтобы пополнить ряды Красной Армии, ее основателям необходимо было придумать общенародный стимул, который стал бы веской причиной вновь взять в руки оружие.

Большевикам для этого не нужно было далеко ходить. Они сделали главной движущей силой своего войска принцип классовой борьбы. С приходом к власти РСДРП(б) выпустила множество декретов. Согласно лозунгам крестьяне получили землю, а рабочие – заводы. Теперь они должны были защитить эти завоевания революции. Ненависть к прежнему строю (помещикам, капиталистам и т. д.) являлась фундаментом, на котором держалась Красная Армия. Создание РККА произошло 28 января 1918 года. В этот день новое правительство в лице Совета народных комиссаров приняло соответствующий декрет.

Первые успехи

Также был учрежден Всевобуч. Эта система предназначалась для всеобщего военного обучения жителей РСФСР, а потом и СССР. Всевобуч появился 22 апреля 1918 года, после того как в марте решение о его создании было принято на VII съезде РКП(б). Большевики рассчитывали, что новая система поможет им быстро пополнить ряды Красной Армии.

Формированием вооруженных отрядов занимались непосредственно советы на местном уровне. Кроме того, для этой цели были учреждены ревкомы (революционные комитеты). На первых порах они пользовались значительной самостоятельностью от центральной власти. Из кого состояла тогдашняя Красная Армия? Создание этой вооруженной структуры повлекло наплыв самых разных кадров. Это были люди, служившие в старой царской армии, крестьяне-ополченцы, солдаты и матросы из числа красногвардейцев. Неоднородность состава отрицательно сказывалась на боеготовности этого войска. Кроме того, отряды часто действовали несогласованно из-за выборности командиров, коллективного и митингового управления.

Несмотря на все изъяны, Красная Армия в первые месяцы гражданской войны смогла добиться важных успехов, ставших залогом ее будущей безоговорочной победы. Большевикам удалось удержать Москву и Екатеринодар. Локальные восстания подавлялись за счет заметного численного преимущества, а также широкой народной поддержки. Популистские декреты советской власти (особенно в 1917-1918 гг.) сделали свое дело.

Троцкий во главе армии

Во время гражданской войны этапысоздания Красной Армии быстро сменяли друг друга. 22 апреля 1918 года выборы командного состава были отменены. Теперь руководители частей, бригад и дивизий назначались в Наркомате по военным делам. Первым главой этого ведомства в ноябре 1917 года стал Николай Подвойский. В марте 1918-го его заменил Лев Троцкий.

Именно этот человек стоял у истоков Октябрьского переворота в Петрограде. Революционер руководил захватом городских коммуникаций и Зимнего дворца из Смольного, где находилась штаб-квартира большевиков. На первом этапе Гражданской войны фигура Троцкого по своим масштабам и важности принимаемых решений ничуть не уступала фигуре Владимира Ленина. Поэтому неудивительно, что Лев Давидович был избран народным комиссаром по военным делам. Его организаторский талант во всей своей красе проявился именно на этом посту. У истоков создания Красной Армии стояли те самые первые два наркома.

Царские офицеры в РККА

Теоретически большевики видели свое войско, отвечающим строгим классовым требованиям. Однако отсутствие опыта у большинства рабочих и крестьян могло стать причиной поражения партии. Поэтому история создания Красной Армии сделала очередной виток, когда Троцкий предложил укомплектовывать ее ряды бывшими царскими офицерами. Эти специалисты обладали значительным опытом. Все они прошли Первую мировую войну, а некоторые помнили и Русско-японскую. Многие из них по происхождению были дворянами.

В день создания Красной Армии большевики провозгласили, что она будет очищена от помещиков и прочих врагов пролетариата. Однако практическая необходимость постепенно корректировала курс советской власти. В условиях опасности она была достаточно гибкой в своих решениях. Ленин был прагматиком гораздо больше, чем догматиком. Поэтому он согласился на компромисс в вопросе с царскими офицерами.

Наличие в РККА «контрреволюционного контингента» долго было головной болью большевиков. Бывшие царские офицеры не раз поднимали восстания. Одним из таких стал мятеж под предводительством Михаила Муравьева в июле 1918 года. Этот левый эсер и бывший царский офицер был назначен большевиками командующим Восточным фронтом, когда две партии еще составляли единую коалицию. Он попытался захватить власть в Симбирске, который в то время находился рядом с театром военных действий. Мятеж был подавлен Иосифом Варейкисом и Михаилом Тухачевским. Восстания в РККА, как правило, происходили из-за суровых репрессивных мер командования.

Появление комиссаров

Собственно, дата создания Красной Армии является не единственной важной отметкой в календаре для истории становления советской власти на просторах бывшей Российской империи. Так как состав вооруженных сил постепенно становился все разнороднее, а пропаганда противников – сильнее, в СНК решили учредить должность военных комиссаров. Они должны были проводить партийную пропаганду среди солдат и старых специалистов. Комиссары позволяли сгладить противоречия в разношерстном по политическим взглядам рядовом составе. Получив значительные полномочия, эти представители партии не только просвещали и воспитывали красноармейцев, но и сообщали наверх о неблагонадежности отдельных лиц, недовольстве и т. д.

Таким образом, большевики насаждали в военных частях двоевластие. С одной стороны были командиры, а с другой - комиссары. История создания Красной Армии была бы совсем другой, если бы не их появление. В чрезвычайной ситуации комиссар мог стать единоличным руководителем, оставив командира на втором плане. Для управления дивизиями и более крупными формированиями создавались военные советы. В каждый такой орган входил один командир и два комиссара. Ими становились только самые идейно закаленные большевики (как правило, люди, вступившие в партию до революции). С увеличением армии, а значит и комиссаров, властям пришлось создавать новую образовательную инфраструктуру, необходимую для оперативного обучения пропагандистов и агитаторов.

Пропаганда

В мае 1918 года был учрежден Всероссийский главный штаб, а в сентябре - Реввоенсовет. Эти даты и дата создания Красной Армии стали ключевыми для распространения и укрепления власти большевиков. Сразу после Октябрьской революции партия взяла курс на радикализацию ситуации в стране. После неудачных для РСДРП(б) выборов в Учредительное собрание этот институт (необходимый для определения российского будущего на выборной основе) был разогнан. Теперь оппоненты большевиком остались без легальных инструментов для отстаивания своей позиции. Быстро в разных регионах страны зародилось белое движение. Бороться с ним можно было только военным путем – именно для этого и понадобилось создание Красной Армии.

Фото защитников коммунистического будущего стали печататься в огромном ворохе агитационных газет. Большевики поначалу пытались обеспечить приток новобранцев с помощью броских лозунгов: «Социалистическое отечество в опасности!» и т. д. Эти меры давали эффект, но он был недостаточен. К апрелю размер армии увеличился до отметки в 200 тысяч человек, однако этого не хватило бы, чтобы подчинить партии всю территорию бывшей Российской империи. Не стоит забывать и о том, что Ленин грезил о мировой революции. Россия для него была лишь начальным плацдармом наступления интернационального пролетариата. Для усиления пропаганды в РККА было учреждено Политическое управление.

В год создания Красной Армии в нее вступали не только по идейным соображениям. В измотанной долгой войной с немцами стране уже давно чувствовался дефицит продуктов. Опасность голода особенно остро наблюдалась в городах. В таких безрадужных условиях бедняки стремились любой ценой оказаться на службе (там гарантировался регулярный паек).

Введение всеобщей воинской повинности

Хотя создание Красной Армии началось в соответствии с декретом Совета народных комиссаров еще в январе 1918 года, форсированные темпы организации новых вооруженных сил наступили в мае, когда восстал Чехословацкий корпус. Эти солдаты, взятые в плен во время Первой мировой войны, приняли сторону белого движения и выступили против большевиков. В парализованной и раздробленной стране сравнительно небольшой 40-тысячный корпус стал самой боеспособной и профессиональной армией.

Вести о восстании взбудоражили Ленина и ВЦИК. Большевики решили пойти на опережение. 29 мая 1918 года вышел декрет, согласно которому вводился принудительный набор в армию. Он принял форму мобилизации. Во внутренней политике советская власть приняла курс военного коммунизма. Крестьяне не только лишались своих урожаев, которые уходили государству, но и массово забирались в войска. Обыденным делом стали партийные мобилизации на фронт. К концу Гражданской войны половина членов РСДРП(б) оказалась в армии. При этом почти все большевики становились комиссарами и политработниками.

Летом Троцкий стал инициатором введения всеобщей воинской повинности. История создания Красной Армии, кратко говоря, преодолела еще один важный рубеж. 29 июля 1918 года все подходящие по здоровью мужчины, которым было от 18 до 40 лет, были взяты на учет. Даже представители вражеского буржуазного класса (бывшие купцы, промышленники и т. д.) включались в тыловое ополчение. Такие кардинальные меры принесли свои плоды. Создание Красной Армии к сентябрю 1918 года позволило направить на фронт более 450 тысяч человек (еще около 100 тысяч оставалось в тыловых войсках).

Реввоенсовет

Троцкий, как и Ленин, на время отмел в сторону марксистскую идеологию, для того чтобы повысить боеспособность вооруженных сил. Именно он в качестве наркома стал инициатором важных реформ и преобразований на фронте. В армии была восстановлена смертная казнь за дезертирство и невыполнение приказов. Вернулись знаки различия, единая форма, единоличная власть руководства и многие другие признаки царского времени. 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве прошел первый парад РККА. На полную мощность заработала система Всевобуча.

В сентябре Троцкий возглавил только что образованный Революционный военный совет. Этот государственный орган стал вершиной управленческой пирамиды, руководившей армией. Правой рукой Троцкого был Иоаким Вацетис. Он первым при советской власти получил должность главнокомандующего. Той же осенью были образованы фронты – Южный, Восточный и Северный. В каждом из них был свой штаб. Первый месяц создания Красной Армии был временем неопределенности – большевики разрывались между идеологией и практикой. Теперь курс на прагматизм стал основным, и РККА стала принимать те формы, которые оказались ее фундаментом на протяжении следующих десятилетий.

Военный коммунизм

Без сомнения, причины создания Красной Армии заключались в защите большевистской власти. Поначалу она контролировала совсем небольшую часть европейской России. При этом РСФСР находилась под давлением противников со всех своих сторон. После того как был подписан Брестский мирный договор с кайзеровской Германией, в Россию вторглись силы Антанты. Интервенция была незначительной (она охватывала только север страны). Европейские державы поддерживали белых в основном поставками оружия и деньгами. Для РККА нападение французов и англичан стало только дополнительной причиной для консолидации и усиления пропаганды в рядовом составе. Теперь создание Красной Армии кратко и доходчиво можно было объяснить защитой России от иностранного вторжения. Такие лозунги позволили увеличить приток новобранцев.

В то же время на протяжении всей Гражданской войны существовала проблема снабжения вооруженных сил всевозможными ресурсами. Экономика была парализована, на предприятиях часто вспыхивали забастовки, в деревне нормой стал голод. Вот на таком фоне советская власть начала проводить политику военного коммунизма.

Суть ее была проста. Экономика становилась радикально централизованной. Государство полностью брало в свои руки распределение ресурсов в стране. Промышленные предприятия были национализированы сразу после Октябрьской революции. Теперь большевикам нужно было выжать все соки из деревни. Продразверстка, урожайные налоги, индивидуальный террор крестьян, не желавших делиться с государством своим зерном, – все это шло в ход для того, чтобы прокормить и профинансировать Красную Армию.

Борьба с дезертирством

Троцкий лично выезжал на фронт, для того чтобы проконтролировать исполнение своих приказов. 10 августа 1918 года он приехал в Свияжск, когда неподалеку от него шли бои за Казань. В упорном сражении один из красноармейских полков дрогнул и бежал. Тогда Троцкий публично расстрелял каждого десятого солдата в этом формировании. Такая расправа, больше похожая на ритуал, напоминала древнеримскую традицию - децимацию.

По решению наркома расстреливать стали не только дезертиров, но и симулянтов, отпрашивавшихся с фронта по мнимой болезни. Апогеем борьбы с беглецами стало создание загранотрядов. Во время наступлений позади основного войска вставали специально подобранные военные, которые расстреливали трусов прямо по ходу боя. Так с помощью драконовских мер и невероятной жестокости Красная Армия стала образцово дисциплинированной. Большевикам хватило смелости и прагматического цинизма на то, на что не решались командиры белых армий. Троцкого, не брезговавшего никакими методами для распространения советской власти, скоро стали называть «демоном революции».

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23

Александр II известен своими многочисленными реформами, затронувшими все стороны жизни российского общества. В 1874 году по поручению этого царя военный министр Дмитрий Милютин изменил систему призыва в отечественную армию. Формат всеобщей воинской повинности с некоторыми изменениями существовал в Советском Союзе и сохраняется и сегодня.

Военная реформа

Эпохальное для тогдашних жителей России введение всеобщей воинской повинности произошло в 1874 году. Состоялось оно в рамках масштабных реформ в армии, предпринятых в период правления императора Александра II. Этот царь взошел на престол в тот момент, когда Россия позорно проигрывала Крымскую войну, развязанную его отцом Николаем I. Александру пришлось заключить невыгодный мирный договор.

Однако настоящие последствия неудачи в очередной войне с Турцией проявились только через несколько лет. Новый царь решил разобраться в причинах фиаско. Они заключались в том числе и в устаревшей и неэффективной системе пополнения личного состава армии.

Недостатки рекрутской системы

До того как произошло введение всеобщей воинской повинности, в России существовала рекрутская повинность. Она была введена по в 1705 году. Важная особенность этой системы заключалась в том, что повинность распространялась не на граждан, а на общины, которые выбирали молодых мужчин, отправляемых в войско. При этом срок службы был пожизненным. Мещане, и ремесленники выбирали своих кандидатов посредством слепого жребия. Данная норма была закреплена законодательно в 1854 году.

Помещики, владевшие собственными крепостными, сами выбирали крестьян, для которых армия на всю жизнь становилась домом. Введение всеобщей воинской повинности избавило страну и от еще одной проблемы. Она заключалась в том, что юридически не существовало определенного Он колебался в зависимости от региона. В конце XVIII века срок службы сократили до 25 лет, но даже такие временные рамки отрывали людей от собственного хозяйства на слишком долгий период. Семья могла остаться без кормильца, а когда тот возвращался домой, он уже был фактически недееспособен. Таким образом, возникала не только демографическая, но и экономическая проблема.

Провозглашение реформы

Когда Александр Николаевич оценил все минусы существовавших порядков, он решил поручить введение всеобщей воинской повинности главе Военного министерства Дмитрию Алексеевичу Милютину. Тот прорабатывал новое законодательство несколько лет. Разработка реформы закончилась в 1873-м. 1 января 1874 года окончательно произошло введение всеобщей воинской повинности. Дата этого события стала знаковой для современников.

Рекрутская система отменялась. Теперь призыву подлежали все мужчины, которые достигли 21 года. Государство не делало исключений для сословий или чинов. Таким образом, реформа затронула и дворян. Инициатор введения всеобщей воинской повинности Александр II настаивал на том, что в новой армии не должно было быть привилегий.

Сроки службы

Основной теперь составлял 6 лет (на флоте - 7 лет). Также были изменены временные рамки пребывания в запасе. Теперь они равнялись 9 годам (на флоте - 3 годам). Кроме того, формировалось новое ополчение. В него на 40 лет попадали те мужчины, которые уже отслужили фактически и в запасе. Таким образом, государство получало четкую, регламентированную и прозрачную систему пополнения войска на любой случай. Теперь, если начинался кровопролитный конфликт, армия могла не беспокоиться о приливе в свои ряды свежих сил.

Если у семьи был единственный кормилец или единственный сын, он освобождался от обязанности идти служить. Также была предусмотрена гибкая система отсрочек (например, в случае низкого благосостояния и т. д.). Период службы сокращался в зависимости от того, какое образование было у призывника. Например, если мужчина уже отучился в университете, он мог пробыть в армии всего полтора года.

Отсрочки и освобождения

Какие еще особенности имело введение всеобщей воинской повинности в России? Кроме всего прочего появились отсрочки для призывников, у которых были проблемы со здоровьем. Если по своему физическому состоянию мужчина был не способен служить, его вообще освобождали от обязанности побывать в армии. Помимо этого исключение делали еще и для служителей церкви. Люди, имевшие специфические профессии (медицинские доктора, ученики в Академии художеств), сразу зачислялись в запас без фактического пребывания в армии.

Щекотливым был национальный вопрос. Так, например, представители коренных народов Средней Азии и Кавказа вообще не служили. В то же время такие льготы в 1874 году были отменены для лопарей и некоторых других северных национальностей. Постепенно эта система менялась. Уже в 1880-е годы на службу стали призываться инородцы Томской, Тобольской и а также Тургайской, Семипалатинской и Уральской областей.

Участки комплектования

Появились и другие новшества, которые ознаменовало введение всеобщей воинской повинности. Год реформы запомнился в армии тем, что теперь она стала комплектоваться согласно региональному ранжированию. Вся Российская империя была поделена на три крупных участка.

Первый из них был великорусским. Почему его так назвали? К нему отнесли территории, на которых проживало абсолютное русское большинство (выше 75 %). Объектами ранжирования стали уезды. Именно по их демографическим показателям власти решали, к какой группе отнести жителей. Второй участок включал земли, где также были малороссы (украинцы) и белорусы. Третья группа (инородческая) - это все остальные территории (в основном Кавказ, Дальний Восток).

Данная система была необходима для комплектования артиллерийских бригад и пехотных полков. Каждая такая стратегическая единица пополнялась жителям только одного участка. Делалось это для того, чтобы избежать в войсках межнациональной розни.

Реформа в системе подготовки военных кадров

Важно, что проведение военной реформы (введение всеобщей воинской повинности) сопровождалось и другими нововведениями. В частности, Александр II решил полностью изменить систему офицерского образования. Военно-учебные заведения жили по старым костным порядкам. В новых условиях всеобщего призыва они становились неэффективными и затратными.

Поэтому в этих учреждениях началась своя серьезная реформа. Ее главным проводником стал великий князь Михаил Николаевич (младший брат царя). Главные изменения можно отметить в нескольких тезисах. Во-первых, специальное воинское образование было окончательно отделено от общего. Во-вторых, был облегчен доступ к нему для мужчин, не принадлежавших к дворянскому сословию.

Новые военные образовательные учреждения

В 1862 году в России появились новые военные гимназии - средние учебные заведения, которые были аналогами гражданских реальных училищ. Еще через 14 лет были окончательно отменены все сословные цензы при поступлении в подобные учреждения.

В Санкт-Петербурге основали Александровскую академию, которая специализировалась на выпуске армейских и юридических кадров. К 1880 году количество военно-учебных заведений по всей России заметно увеличилось по сравнению с цифрами в начале правления царя-освободителя. Функционировало 6 академий, столько же училищ, 16 гимназий, 16 училищ для юнкеров и т. д.

Реферат

По курсу: «История отечественного государства и права»

Военная реформа 1863-1874 г.г. Реформа военной юстиции

Выполнил: студент 1 курса

специальности «Юриспруденция»,

Проверил:

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю…………...4

Глава II. Программа военных преобразований……………………………8

Глава III. Преобразования в военной юстиции……………………………9

Глава IV. Реформа военно-учебных заведений…………………………..11

Глава V. Всеобщая воинская повинность………………………………...12

Глава VI. Итоги проведенной реформаторской деятельности…………..15

Заключение………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………17

Введение.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.

В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

Глава I . Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю

Дмитрий Алексеевич Милютин родился в 1816 г. в Москве. Семья воспитала сыновей в духе любви к труду, чуждому «чванному тунеядству источнику зла». В Д.А. Милютине успешно сочетались энциклопедически образованный ученый, государственный и военный деятель с широчайшим диапазоном интересов и сфер деятельности.

В 1832 г. Д.А. Милютин после окончания губернской гимназии закончил с серебряной медалью пансион при Московском университете и тотчас, переехав в Петербург, поступил на военную службу в 1-ю артиллерийскую гвардейскую бригаду фейерверкером, а через шесть месяцев в 17 лет получил первый офицерский чин, который открыл ему дорогу, благодаря блестяще сданному экзамену, сразу в старший класс Императорской военной академии. Окончив ее с малой серебряной медалью, что было показателем выдающихся способностей, Д.А. Милютин был произведен в поручики и причислен к Генеральному штабу.

К тому времени А.В. Суворов был почти забыт, и Д.А. Милютину принадлежит заслуга «создания суворовского культа. Он первый дал научную разработку суворовских принципов, благодаря которым полководец одерживал свои блестящие победы». Автор писал, что А.В. Суворов «в отношении к военному делу стоял выше своего века, никто не мог постигнуть, что он создал совершенно новый образ войны прежде, чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики». Он критически оценивал деятельность других военачальников, поэтому по цензурным соображениям статья «Русские полководцы XVIII столетия» не была опубликована.

В 1839 г. началась служба Д.А. Милютина в штабе Чеченского отряда на Кавказе. Д.А. Милютин принимал участие в военных операциях против горцев.

В одном из боев Д.А. Милютин был ранен пулей в плечо с повреждением кости. За участие в боевых действиях Д.А. Милютин был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени.

Вернувшись в Петербург в чине капитана, Д.А. Милютин вступил в должность квартирмейстера 3-й гвардейской пехотной дивизии. С 1843 г. он - обер-квартирмейстер войск Кавказской линии и Черноморья. Опыт личного участия в боевых действиях, подкрепленный академическим образованием, позволил ему написать в помощь войскам «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений и деревень и других местных предметов», которое в то время было высоко оценено офицерами.

В 1845 г. Д.А. Милютин был назначен на должность профессора Императорской военной академии по кафедре военной географии. Через некоторое время он пришел к выводу о научной несостоятельности курса военной географии в программе академии вообще: «Чем больше я читал и обдумывал, тем более убеждался в том, что составлять специальную военную науку из одних чисто географических знаний - немыслимо». И Дмитрий Алексеевич становится основоположником новой дисциплины - военной статистики, которая учитывала с военной точки зрения все многообразие различных сведений о государстве, его территории, населении, государственном устройстве, финансах, вооруженных силах и т. д.

Появлению нового курса предшествовала публикация двух обстоятельных статей: «Критическое исследование значения военной географии и статистики» и «Первые опыты военной статистики». Вторая работа была отмечена в 1850г. Демидонской премией. Для введения в курс академии нового предмета понадобилось всего два года.

Обращаясь сегодня к военно-научному наследию Д.А. Милютина, следует отметить, что по существу, он принял эстафету от Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, поддержал военную школу, в том числе Василия Никитича Татищева, досконально изучившего древние истоки русской истории. Военная география и военная статистика составляли в интерпретации Д.А. Милютина начала геополитики и заняли с его легкой руки четверть всего учебного времени.

Академия Генштаба стала при нем авторитетнейшей кузницей научных кадров страны, и ее диплом был наиболее предпочтителен при назначении на любую государственную должность. Этому способствовало открытие к двум существовавшим курсам в академии третьего, на который зачислялись офицеры, проявившие исключительные способности на первых двух курсах. Они получали звание «офицер Генштаба», особые знаки различия, ряд преимуществ по службе.

Широкая эрудиция и научный подход к разрешению военных проблем выдвинули Д.А. Милютина на должность директора Канцелярии военного министерства при военном министре В.А. Долгоруком. Сменивший его Н.О. Сухозанет, возможно, видел в Милютине соперника и не позволил ему активно включиться в работу военного министерства. И осенью 1856 г. новый командующий Отдельным Кавказским корпусом князь А.И. Барятинский предложил Д.А. Милютину пост начальника Главного штаба Отдельного Кавказского корпуса (в дальнейшем - Кавказской армии).

Реорганизация управления войсками и военными учреждениями края, выполненные по предложениям Д.А. Милютина, сыграли положительную роль, а после пленения Шамиля в 1859 г. при штурме аула Гуниб, в котором принимал личное участие Д.А. Милютин, Кавказская война была закончена. В значительной мере именно Д.А. Милютину русская армия была обязана успешным завершением Кавказской войны. За боевые заслуги он был награжден орденами, произведен в генерал-лейтенанты и вскоре удостоен звания генерал-адъютанта.

По предложению А.И. Барятинского Д.А. Милютин в 1860 г. был назначен товарищем военного министра, а после назначения Н.О. Сухозанета наместником в Царство Польское, он был утвержден военным министром.

Двадцатилетняя его служба на этом посту была тесно связана с проведением глубокой военной реформы. Необходимость ее была обусловлена поражением русских в Крымской войне и реформированием армий Западной Европы.

Глава II . Программа военных преобразований.

От системы снабжения, при которой провиантские и комиссариатские департаменты были рассадниками злоупотреблений, армию перевели на снабжение Главным интендантским управлением, и резко сократили число чиновников. Были созданы неприкосновенные запасы на всех уровнях снабжения. Архаичная система хозяйства полка - боевой единицы русской армии, при которой командир полка единолично и безотчетно распоряжался расходованием полковых сумм, была заменена системой траты средств только на основании составленной предварительно сметы. Согласно закону, контроль хозяйственной деятельности осуществляли провиантские комиссии и выборные хозяйственные комитеты.

Д.А. Милютин писал: «С этого времени полковые командиры перестали смотреть на хозяйство полка, как на собственное, свое личное хозяйство». Это позволило увеличить размер солдатского пайка, оклады строевых офицеров, для улучшения их финансового положения были введены офицерские заемные капиталы и военно-эмеритальная касса.

По случаю введения всесословной воинской повинности Александр II направил военному министру именной рескрипт, в котором писал: «Тяжелейшими трудами Вашими в том деле и просвещенным на него взглядом Вы оказали государству услугу, которую ставлю себе в особое удовольствие засвидетельствовать и за которую выражаю Вам мою истинную душевную признательность. Закон, мною утвержденный и ныне обнародованный, да будет - при Вашем содействии приводиться в исполнение в том же духе, в каком он составлен». Благодарность императора и слова, обращенные им к Д.А. Милютину, могут быть распространены на всю его реформаторскую деятельность.

Глава III . Преобразования в военной юстиции.

15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в пери од войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления.

По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение.

По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра. Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи, с чем многие дела переходили в ведение военных суд.

В 1863 г. было утверждено «Положение о сохранении воинской дисциплины и наказаниях дисциплинарных», которое устанавливало порядок наложения дисциплинарных взысканий и определяло границы их применения начальствующими лицами. Впервые в русской армии были введены «Дисциплинарный устав» (1869) и новый устав «Внутренней службы» (1877). Дисциплинарная практика стала соответствовать правовым нормам гражданских буржуазных законов, вызванных к жизни судебной реформой в стране. Были введены офицерские суды чести и офицерские собрания.

Глава IV . Реформа военно-учебных заведений.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров.

Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Глава V . Всеобщая воинская повинность.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии - заменой старой, рекрутской системы всесословной (т.е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х - начале 70-х годов XIX в.в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешне политической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом Франции Пруссией в 1870 г. и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто, заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и вынесен на обсуждение Государственного совета. 1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.

По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс.

Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брали в армию 25-30%. От действительной службы освобождались, в первую очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось от действительной службы до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий.

Как имевшие льготу, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а проистечении этого срока - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.

Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

Глава VI . Итоги проведенной реформаторской деятельности.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Заключение

Реформы 50 - 70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Общий ход социально-экономического развития России вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые в свою очередь дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы 60 - 70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер.

Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные пре имущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные, прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Д.В. Каракозова в 1866 г.

Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии "контрреформ" в царствование Александра III.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Исаев И.А., История государства и права России, М., 2000.

2. История России с древности до наших дней / под редакцией Зуева М.Н., М., 1998.

3. История государства и права России. / Под ред. Титова Ю.П. М., 1999.

4. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А., История России с древнейших времен до 1917 года, М., 1998.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории., М., 1993

6.Федоров В.А. История России 1861-1917 Полка букиниста.web:(http://polbu.ru/fedorov_rushistory/)

Крымская война вскрыла вопиющие недостатки николаевской армии и всей военной организации России. Армия пополнялась рекрутскими наборами, падавшими всею своею тяжестью на низшие классы населения, ибо дворянство было от обязательной военной службы свободно (с 1762 г.), а богатые люди могли от рекрутчины откупиться. Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с такими тягостями, невзгодами и лишениями, что население, сдавая свою молодежь в рекруты, прощалось с ней, в большинстве случаев, навсегда. Отдача на военную службу рассматривалась как тяжелое наказание: помещики стремились сбыть в рекруты самый порочный (или непокорный) элемент из своих деревень, а в уголовном законе отдача в солдаты прямо предусматривалась в числе наказаний, наравне со ссылкою в Сибирь или заключением в арестантские роты.

Пополнение армии офицерским составом находилось также в весьма неудовлетворительном положении. Военных школ далеко не хватало для пополнения армии необходимыми офицерскими кадрами; большинство офицеров (из дворянских «недорослей» или из выслужившихся унтер-офицеров) было весьма невысокого уровня. Мобилизация армии в военное время была затруднительна в виду отсутствия обученных резервов, как офицерских, так и солдатских.

В самом начале царствования Александра II были устранены наиболее вопиющие тяготы и несправедливости предшествовавшей эпохи: палочные школы «кантонистов» - солдатских детей - были закрыты и кантонисты были уволены из военного сословия.

{1805 -1856г.г.- Кантонистами («Кантон» – с нем.) называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также принудительно отправленных на подготовку к службе детей раскольников, польских повстанцев, цыган и евреев (детей евреев брали с 1827г.- при Николае I, до того был денежный налог) . – ldn-knigi }

Военные поселения были упразднены. В 1859 году срок обязательной военной службы для вновь поступающих нижних чинов был установлен в армии - 15 лет, во флоте - 14.

Со вступлением в управление военным министерством

Д. А. Милютина, в 1861 году, началась энергичная и систематическая работа в целях коренной и всесторонней {244} реформы армии и всего военного ведомства. В 60-х годах Милютин преобразовал центральное военное управление. В 1864 г. «Положением» о военно-окружном управлении были введены местные органы военно-административного управления. Вся Россия была разделена на несколько военных округов (в 1871 году их было 14: 10 в Европейской России, три в Азиатской и Кавказский округ) с «командующими» во главе, и таким образом центральное военное управление в Петербурге было разгружено от множества мелких дел и, с другой стороны, были созданы условия для более быстрого и организованного проведения мобилизации в отдельных частях государства.

В заботах о подготовке офицерского состава армии, Милютин совершенно реорганизовал систему военного образования. Прежние немногочисленные кадетские корпуса (состоявшие из общеобразовательных и специальных классов) были преобразованы в «военные гимназии» с общеобразовательным курсом реальных гимназий, а старшие их классы были отделены для специально военной подготовки будущих офицеров и образовали особые «военные училища». В виду недостаточного количества существовавших военных школ, были созданы «военные прогимназии» (с 4-хлетним общеобразовательным курсом), и «юнкерские училища» (с 2-летним курсом). В 1880 году в России было военных училищ (включая специальные) 9, юнкерских училищ 16; военных гимназий 23, прогимназий 8. Для высшего военного образования существовали академии: генерального штаба, инженерная, артиллерийская и военно-медицинская; вновь была создана еще военно-юридическая академия.

Но главной реформой Милютина и главной его заслугой является введение в России всеобщей воинской повинности. Проект, выработанный Милютиным, встретил сильную оппозицию в Государственном Совете и в «особом присутствии о воинской повинности». Заскорузлые консерваторы и сторонники дворянских привилегий возражали против реформы и пугали царя будущей «демократизацией» армии, но при поддержке государя и вел. князя Константина Николаевича, {245} председательствовавшего в Государственном Совете, Милютину удалось провести свой проект.

(3-го декабря 1873 г. государь сказал Милютину: «Есть сильная оппозиция новому закону..., а более всех кричат бабы» (Дневник Милютина). Конечно, то были не деревенские бабы, а окружавшие царя графини и княгини, которые никак не хотели примириться с мыслью, что их Жоржики должны будут становиться в солдатские ряды вместе с деревенскими Мишками и Гришками. В своем дневнике за 1873 год Милютин замечает о прохождении проекта: «идет туго, много споров», или: «горячее заседание», или: «На сцену снова является гр. Д. А. Толстой, и снова раздражительные, желчные, упорные препирательства». Занятно, что министр народного просвещения граф Толстой больше всего спорил против тех льгот по образованию, на которых настаивал военный министр Милютин.) .

1-го января 1874 года был издан Манифест о введении всеобщей воинской повинности. В тот же день был опубликован Устав о воинской повинности, первая статья которого гласила: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности». По новому закону, каждый год (в ноябре) производится призыв к отбыванию воинской повинности.

Все молодые люди, которым исполнилось 20 лет к 1-му января этого года, должны являться на призыв; затем из тех, которые будут признаны годными к военной службе, по жребию отбирается такое число «новобранцев», которое требуется в текущем году для пополнения кадров армии и флота; остальные зачисляются в «ополчение» (которое призывается на службу лишь в случае войны). Срок действительной службы в армии был установлен 6-тилетний; отбывшие этот срок зачислялись на 9 лет в запас армии (во флоте соответственно сроки были 7 лет и 3 года).

Таким образом милютинский закон впервые создавал для российской армии обученные резервы на случай мобилизации. - При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Освобождались от призыва на действительную службу молодые люди, которые были единственными кормильцами своих семей {246} (льготу 1-го разряда имел единственный сын), а для лиц, получивших образование, срок действительной службы значительно сокращался, в разной степени в зависимости от уровня образования. Лица, имевшие известный образовательный ценз, могли (по достижении ими 17-ти-летнего возраста) отбывать воинскую повинность в качестве «вольноопределяющихся», причем срок действительной службы для них еще более сокращался, а по окончании службы и по выдержании установленного экзамена они производились в первый офицерский чин и образовали кадр офицеров запаса.

Под влиянием «духа времени» и благодаря заботам и стараниям

Д.А. Милютина в 60-е и 70-е годы совершенно изменился весь строй и характер жизни русской армии. Из нее была изгнана суровая муштровка и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями.

(Телесные наказания сохранились только для оштрафованных», т. е. серьезно провинившихся и переведенных в «дисциплинарные батальоны» нижних чинов.) . Их место заняло разумное и гуманное воспитание и обучение солдат; с одной стороны повышалась боевая подготовка: вместо «церемониальных маршей», они обучались стрельбе в цель, фехтованию и гимнастике; улучшено было вооружение армии; вместе с тем солдаты обучались грамоте, так что милютинская армия, в некоторой степени, возмещала недостаток школьного образования в русской деревне.