Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей
Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.
ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ развитие интеллектуальной культуры личности и познавательных мотивов деятельности; формирование навыков мыслительной деятельности учащихся; совершенствование у учащихся навыков рациональной организации учебного труда; формирование научного мировоззрения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах.
Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.
Д ИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений); развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса; влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций).
Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам. Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей Нравственные чувства – субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности. Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.
К РИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ глубина осмысления правил морали; степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения; характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях; степень принципиальности; меры нравственной требовательности к себе, к людям; характер поведения наедине с собой и в коллективе; наличие гуманистических черт характера и поведения; степень уважительного и доброжелательного отношения к людям; уровень развития чувства собственного достоинства; уровень развития совести, чести, стыда.
Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов. Эстетический идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте. Эстетическое суждение – идейно- эмоциональная оценка эстетического явления.
Ф УНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Раскрытие мира реально существующей красоты. Воспитательная функция искусства. Художественно-эстетическое просвещение. Функция развития (способность к художественному творчеству). Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время). Средство самовыражения. Катарсис.
ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследием; формирование эстетических отношений; развитие эстетических чувств; формирование эстетических потребностей; формирование эстетического идеала формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
П РАВО это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе.
З АДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.
1 слайд
Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск
2 слайд
Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.
3 слайд
Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
4 слайд
В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
5 слайд
Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.
6 слайд
Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
7 слайд
Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
8 слайд
Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).
9 слайд
Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
10 слайд
11 слайд
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.
12 слайд
Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.
13 слайд
Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.
14 слайд
Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.
15 слайд
И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие
16 слайд
Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
17 слайд
Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
20 слайд
Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8
Урок 79-80
Обществознание 11, профильный уровень
Мораль и нравственность
Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),
источник (с.326-327)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном мире личности;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
- Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.
- нравственная культура;
- мораль;
- нравственность;
- этика;
- добро и зло;
- долг;
- совесть;
- честь и достоинство личности;
- моральный идеал;
- этические категории;
- моральное сопротивление
Изучение нового материала
- Нравственные ориентиры личности.
- Нравственная культура
Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?
Этика
Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.
В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.
Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант
Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .
Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?
МОРАЛЬ
Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое, классовое
Предмет изучения этики
МОРАЛЬ
оценочный
аспект
Познавательный
аспект
регулятивный
аспект
Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Не лги
Не укради
Не убий
Смысл жизни
Свобода
Счастье …
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
Нормы
поведения
Моральные
качества
Высшие
моральные
ценности
Моральные
требования и
представления
Нравственные
принципы
Морально-
психологические
механизмы
Долг
Совесть
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
РОЛЬ МОРАЛИ
Один вариант
Регулирует
поведение
человека во
всех сферах
общественной
жизни
Обеспечивает
единство и
согласованность
взаимодействия
людей при
различных
обстоятельствах
Является
жизненным
ориентиром для
человека,
стремящегося к
самосовершен-ствованию
Формирует
нравственный
облик
личности,
нравственное
сознание
Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Управляющая поступками человека
Регулятивная
Утверждение человеческого в человеке
Другой вариант
Ценностно-
ориентационная
Координационная
Функции
морали
Единство и согласованность действий людей
Мотивационная
Конститутивная
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Функции морали
- оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!
Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании
моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы
Примени к проявлениям своего поведения!
Нравственность
принципы реального практического поведения людей,
специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
Мир сущего
Мир должного
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,
определяющих
отношения людей
в социуме, их
обязанности друг
перед другом и перед
обществом
Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
долг
достоинство
совесть
счастье
честь
моральный идеал
Моральный выбор
Долг
- совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
- на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
- требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Совесть
- способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
- манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .
Честь и достоинство
- Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Счастье
- Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.
Моральный идеал
Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности
Нравственная культура личности:
- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;
- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.
- Общая культура
- Социальные интересы
- Цели жизни и деятельности
- Степень нравственных переживаний, сопереживания
- Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
Этапы формирования нравственной культуры личности
Определите, на кокой стадии находитесь Вы!
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
- Низкая общая культура людей;
- Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
- Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
- Паралич эмпатии;
- Социальная мимикрия.
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
- люби людей – и ближних, и дальних;
- твори добро, не видя в том заслуги;
- люби мир в себе, а не себя в мире.
- будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
- учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
- чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
- будь совестлив: вся мораль в совести;
- чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
В. С. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
Контрольные вопросы
- В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
- Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
- Чем мораль отличается от нравственности?
- Какие вопросы решает этика?
- Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
- Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;
7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress
8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136
Елизавета Фёдоровна Романова
История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княжна Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III . Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб от бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её наполняло жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Федоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение.
Уходя, она оставила ему Евангелие и икону.
Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель, при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей. Прославившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей.
Просмотр содержимого презентации
«Человек – творец и носитель культуры»
Человек – творец и носитель культуры
духовно-нравственной
культуры
- Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
- Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.
- Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.
С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.
Работа с текстом учебника (чтение)
- Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
- Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
- Какой бы вы дали ему совет?
- Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.
Пословицы и поговорки народов России
- Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица );
- Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица );
- Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. (Татарская пословица );
- Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (Татарская пословица );
- Богач не насытится, а богатырь не отступиться. (Бурятская поговорка);
- В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).
- Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
- Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.
- Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.