Перемещение производства в города и пригороды. Воздух в пригородах хуже, чем в центре. Стоимость создания производственной площадки

Что такое субурбанизация, и где она отмечается? 5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных городов развитых стран.

Вопросы 1
1. Численность населения Китая примерно в 10 раз больше числен¬ности населения Бангладеш, а плотность населения в 6,5 раза меньше. Во сколько раз площадь Китая больше площади Бангладеш?
2. Назовите известные вам крупнейшие мегалополисы мира.
3. Одна из агломераций, претендующих на звание крупнейшей в мире (30 млн жителей), расположена на острове. Назовите централь¬ный город агломерации и остров.
4. Самый высокий небоскреб Западного полушария имеет 110 этажей и достигает высоты 447 м. Где он находится?
В Нью-Йорке;
В Сан-Паулу;
В Чикаго.
5. Что такое субурбанизация, и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения вы знаете?
7. Что такое эмиграция?
8. Что такое «утечка умов»? Приведите примеры.
9. Какие бы вы могли выделить виды внутренней миграции, исходя из географических направлений переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся внутри страны.

Ответы 1
1. В 65 раз (если точно, не округляя цифр, то в 62).
2. Босваш (Бостон - Вашингтон),Токио - Осака, Рейнский, Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего).
3. Токио. Хонсю.
4. В Чикаго.
5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных го¬родов развитых стран.
6. Групповое (деревни, села), хуторские или фермерские.

8. Переезд высокообразованных специалистов из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким уровнем. В развитые страны Запада из развивающихся стран.
9. Переселение людей из сельской местности в города, из малых городов в большие, из крупных городов в пригороды, со староосвоенных территорий во вновь осваиваемые районы страны, из районов Севера в центральные районы и др.
10. Войны, другие вооруженные конфликты, этнические конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, преследования на национальной и религиозной почве. Беженцы из Чечни - на остальную территорию России, беженцы из Косова - на остальную территорию Югославии (в настоящее время сербы), в Албанию и страны Западной Европы (недавно - албанцы).

Вопросы 2
1. В многоэтажном доме длиной 125 ми шириной 16 м живет 1500 человек. Какова здесь плотность населения? Имеет ли географический смысл этот показатель? Почему?
2. Назовите известные вам крупнейшие агломерации мира.
3. Мегалополис, претендующий на звание крупнейшего в мире и насчитывающий 60 млн жителей, расположен на острове. Назовите мегалополис и остров.
4. Самый высокий небоскреб Восточного полушария имеет 88 этажей и достигает высоты 450 м. Где он находится?
в Куала-Лумпуре; в Сингапуре; в Пхеньяне.
5. Что такое ложная урбанизация и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения преобладают в переселенческих странах?
7. Что такое иммиграция?
8. Что такое этническая эмиграция?
9. Какие вы могли бы выделить виды внешней миграции, исходя из побудительных причин переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся между государствами.

Ответы 2
1. 750 ООО чел./км2. Этот показатель не имеет географического смысла, так как существуют еще обширные пространства между домами.
2. Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Рио-де-Жанейро.
3. Токио - Осака. Хонсю.
4. В Куала-Лумпур.
5. Рост численности городского населения из-за притока беднейших слоев, образование трущобных районов с фактически сельским укладом жизни. На перифериях крупных городов развивающихся стран.
6. Рассеянное: чаще всего - фермы.
7. Выезд на постоянное место жительства из одной страны в другую.
8. Въезд на постоянное место жительства лиц определенной национальности из определенной страны - обычно в страну, где они принадлежат к титульной нации. Например, немцы - из России и Казахстана (в Германию).
9. Переселение людей из страны в страну на заработки (временно и постоянно), по политическим мотивам, в лучшие экономические условия, из районов вооруженных конфликтов (беженцы), этничес¬кая миграция, репатриация (возвращение на родину из эмиграции) и др.
10. Русские беженцы из Средней Азии в Россию, из Афганистана в сопредельные государства, из Руанды и Бурунди в Конго (Киншаса),из Абхазии в Грузию, из Азербайджана в Армению и др.

Система внешних связей города

Как отмечалось ранее, город характеризуется обширными и разнообразными внешними связями. Население, градообразующие предприятия и объекты городской инфраструктуры нуждаются в различных ресурсах из внешней среды. Однако встречное предложение товаров и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном градообразующая сфера. Отсюда следует, что экономическое положение градообразующих предприятий оказывает решающее влияние на все аспекты жизни города.

Сумма поступающих извне ресурсов в денежном выражении может быть не равна (меньше либо больше) сумме продукции и услуг, отдаваемых во внешнюю среду. В зависимости от этого соотношения город может быть в финансовом плане либо "донором", либо "реципиентом".

Исследование экономических и социально-политических процессов во внешней среде и внешних связей города служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципальном образовании.

Важнейшими элементами внешней среды являются государство, регион и окружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как подсистему в системах государства или региона, то его внешние связи оказываются внутренними связями этих систем. Состояние и развитие внешней среды оказывает серьезное влияние на его функционирование. В свою очередь, развитие города может и положительно, и отрицательно сказаться на состоянии государства, региона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на пригородную зону.

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Под пригородной зоной принято понимать территорию, прилегающую к городу. Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на пригородную зону. Например, быстрый рост вызывает миграцию населения из окружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в них, трудовых ресурсов.

Без пригородной зоны город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.

Исторически пригородная зона располагалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Они размещались рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации обострил проблемы городов. Возник особый образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т.п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. Постепенно последние превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов на предприятия города. В них сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 миллиона человек 35 - 50 км; с населением 0,5 - 1,0 миллиона - 25 - 30 км; с населением 0,1 - 0,5 миллиона - 20 - 25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме взаимодействия крупного города и пригородов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили 4 стадии в развитии городской территории с точки зрения соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (табл. 2.6.1).

Таблица 2.6.1

Стадии изменения соотношений численности

населения города и пригородной зоны

При росте центральной части города за счет пригородов наблюдается начальная стадия рассматриваемого процесса - урбанизация. На второй стадии - дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации. Через эти стадии прошло развитие значительного числа городов, что связано с тенденциями ветшания жилищного фонда в центральных районах крупных городов, развитием автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. К примеру, в 20-х годах прошлого века в США пригороды по темпам прироста населения начали существенно опережать крупные города, что объяснялось двумя причинами: развитием автомобильного транспорта и страхованием кредитов для частного строительства, которое приходилось на более дешевые пригородные земли. Среди жителей центральных районов стали преобладать люди со сравнительно низким достатком и невысоким социальным статусом, тогда как богатые высокостатусные группы предпочитают жить в пригородах.

В 70 - 80-е годы проявилась новая тенденция в развитии западных городов, названная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентрификация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в центральную зону. В связи с ростом спроса на жилье в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выезжать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сельского населения в города, пик которой пришелся на 60 - 80-е годы прошлого века. Однако тогда обозначилось стремление многих горожан приобрести дачные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон многих российских городов является размещение не только сельских поселений, дачных участков и зон массового отдыха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытеснены несельскохозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жилые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура.

В ходе реформы территориальной организации местного самоуправления многие пригородные поселки были включены в черту городов и вошли в состав соответствующего городского округа в качестве его микрорайонов. Недостатком такого подхода является то, что их жители оказались удаленными от органов местного самоуправления. Другие поселки, находящиеся в пригородной зоне, стали муниципальными образованиями и позиционировались как городские поселения в составе муниципального района, окружающего город.

Городские агломерации

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансформировались в районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг крупного города возникло несколько других, менее крупных. Подобное "созвездие" из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков получило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система территориальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система объединена производственными, трудовыми, транспортными, рекреационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемещение сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т.д. Образование агломераций, т.е. агломеризация, возможно двумя способами: "от города" и "от района". Агломеризация "от города" предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация "от района" осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по экономическому потенциалу к центру. Городская агломерация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя единый хозяйственный комплекс.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 30 - 50-е годы прошлого века благодаря форсированной индустриализации. Однако уникальной особенностью российских агломераций оставалась их крайняя неравномерность в распределении на экономическом пространстве страны. Концентрация производственного и кадрового потенциала в крупных населенных пунктах не позволяла пропорционально распределять производительные силы страны между географически приближенными к ним поселениями. Вследствие этого в отдельных случаях численность населения крупных центральных городов превосходила численность жителей районных центров, входящих в состав того же региона, чуть ли не в 50 раз. К примеру, при численности населения областного центра Омской области (г. Омска) 1138 тысяч человек население второго по величине города области Исилькуля составляет всего 27 тысяч человек. Это усиливает центростремительные тенденции в структуре агломерации, вызывает миграционный отток населения районов в центральные города, сдерживая экономическое развитие пригородов.

Неотъемлемый атрибут городской агломерации - маятниковая миграция, охватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего экономическое влияние на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 года, когда были выделены 9 подобных образований: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959 - 1989 годы их число увеличилось с 26 до 49 и составило 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 году достигла половины всего населения СССР. Центрами городских агломераций в современной России является большинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некоторые другие.

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений - создание мегаполисов. Схематически трансформация городского поселения из поселка в мегаполис выглядит следующим образом: Поселок -> Город -> Городская агломерация -> Мегаполис.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 году 33% городского населения мира было сосредоточено в городах с численностью населения более 8 миллионов человек. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 миллионов человек. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье насчитывает 50 миллионов человек. В Бангкоке проживает 50% всего городского населения Таиланда, в Сеуле - не менее 30% населения Южной Кореи, в Стамбуле - 20% населения Турции. В России можно говорить о 2 крупных мегаполисах с центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Особенности управления ими рассматриваются в главе 9.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьезных социальных, экономических и экологических проблем. Так, исследования процессов урбанизации выявили, что по мере расширения границ городов растет отчужденность людей, снижается общественная активность, что компенсируется, однако, усилением процессов этнической и экономической сегрегации на городской территории, а также укреплением родственных и дружеских связей. Экологические последствия мегаполизации заключаются в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т.п.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение для города имеют внешние связи?

2. Что такое пригородная зона?

3. С какими преимуществами и проблемами связано существование пригородной зоны?

4. Что такое городская агломерация?

5. Что такое мегаполисы и как они возникают?

С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.

Дмитрий Брилль, Коммерческий директор, эксперт ООО «Армкомплектсервис ПКФ», Союз производителей нефтегазового оборудования, Санкт-Петербург

В статье даются ответы на вопросы

  • Кому поручить реализацию проекта по выбору производственной площадки
  • Что учесть, выбирая место под производство
  • Какова стоимость создания производственной площадки
  • Что нужно учесть, если Вам предстоит вынужденный перенос производства

Генеральный Директор может столкнуться с необходимостью выбрать новое место под производство в нескольких случаях:

  • при расширении предприятия, когда производственные мощности исчерпывают свой предел загрузки;
  • при изготовлении новой продукции, которую невозможно или невыгодно производить на прежних мощностях;
  • при переносе предприятия за территорию крупных городов или в другие регионы (см. Перенос производства: что необходимо учесть ).

Сегодня к российским производственным площадкам проявляют интерес как отечественные, так и иностранные инвесторы, причем не только производители, но и крупные сетевые операторы (например, розничные сети), открывающие собственное производство. Спрос растет, и в этих условиях Вы вряд ли найдете то, что удовлетворяло бы всем Вашим требованиям. Наверняка Вам придется потратить много сил и времени на решение логистических, ресурсных и кадровых проблем. Однако учесть основные моменты, на которые следует обратить внимание еще до того, как Вы начнете искать новое место для размещения производства, вполне реально.

  • Пути повышения экономической эффективности производства: три полезных совета

Перенос производства : что необходимо учесть

Генеральный Директор производственной компании может столкнуться с необходимостью выбирать новую производственную площадку, если предстоит вынужденный перенос производства. Это может быть вызвано требованиями региональных властей либо администрации города или района. Данные решения весьма сложны как для производственных компаний, так и для властей. Если такой перенос производства экономически не выгоден для Вас, то постарайтесь обрисовать властям города или области те негативные последствия, которые принесет закрытие предприятия. Если же перенос производства неизбежен, то обсудите с властями возможность получения льгот, например налоговых, трудовых, инвестиционных. Также обговорите возможность компенсировать из бюджета затраты на возобновление производства. Данные переговоры Вы можете вести самостоятельно либо через Вашего GR-менеджера.

Производственная площадка : кому поручить реализацию проекта по выбору места

У Генерального Директора не хватит ни сил, ни времени заниматься вопросом выбора самостоятельно. Ваши основные задачи - описать требуемые параметры места под производство, обсудить их с собственником, создать рабочую группу и назначить руководителя проекта. В рабочую группу Вы можете включить директора по развитию, технического директора, директора по производству и др. Одного из этих специалистов назначьте руководителем. При этом Вам надо учесть, что все эти люди в силу их узкой функциональности зачастую не обладают стратегическим видением. И поскольку техническому директору, например, ближе проблемы, связанные с оборудованием и производительностью, приоритетной задачей для него станет покупка производственных мощностей, а другие проблемы (допустим, кадровые, ресурсные) он будет решать в последнюю очередь. Поэтому Вам как Генеральному Директору надо постоянно контролировать процесс и расставлять стратегические акценты.

Теперь расскажу, что надо учесть, выбирая новое место под производство.

Специфика сырья и хранения продукции

Вашим функциональным руководителям, во-первых, надо заранее определить, какое сырье будет поставляться на производство и каким образом. Во-вторых, ответить на вопрос: будете ли Вы упаковывать и хранить готовую продукцию? Если ответ положительный, на производстве должны быть предусмотрены линии упаковки и склад хранения готовой продукции. Проработать эти вопросы поручите логистам, директору по производству.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков , Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

Прежде чем выбирать площадку, Вам необходимо четко представлять технологии производства продукта. Кроме того, Вам и руководителям отделов нужно определиться с уровнем качества готового продукта (с техническими и эксплуатационными характеристиками). После этого Вы сможете сформулировать конкретные требования к режиму работы и техническим характеристикам оборудования, качеству сырья, квалификации персонала.

Например, компания решила построить площадку для производства газового котла. Выяснилось, что часть комплектующих придется закупать у внешних поставщиков, а часть - изготавливать на месте. Для сборки конечного изделия потребуются рабочие с квалификацией, достаточной для чтения и понимания операционных карт или инструкций по сборке. Неотъемлемый элемент котла - теплообменник, а значит, в производстве теплообменников необходимы сварщики высокой квалификации и сварочные аппараты. Для производства корпусов понадобятся листы из оцинкованной стали, лист запускается в листогибочную машину, которой управляет оператор, и т. д.

Наличие подъездных путей, логистика

Одним из основных требований является наличие подъездных путей к производственной площадке. Это не только качественная автомагистраль (или порт, в случае если Вы связаны с морскими или речными перевозками), но и железнодорожная ветка и станция. Наличие железнодорожной ветки рядом с производством снижает затраты на логистику практически в два раза. Однако имейте в виду, что железнодорожная ветка должна быть аттестована в РЖД 1 . Проверить это могут логисты, входящие в рабочую группу. Также пусть они узнают, может ли станция предоставлять вагоны в течение всего периода сотрудничества. Иначе Ваша компания может попасть в ситуацию, когда определенные дни недели будут заняты грузопотоками других поставщиков, и Вы не сможете отгрузить товар потребителю.

Еще логисты должны заранее продумать, как на новую производственную площадку поставлять сырье без перебоев, как Вы будете доставлять товар до потребителей. Скажем, размещение производства офисной мебели в Пензе, а не в Санкт-Петербурге приводит к удешевлению данного процесса на 25-30%. Но транспортировка мебели в тот же Санкт-Петербург на стороннем транспорте, ее предварительное и последующее (после доставки) складирование практически сводят на нет данное преимущество.

  • 5 способов сделать организацию доставки товаров быстрой, качественной и недорогой

Образец (схема) генерального плана пищевого предприятия

Рассказывает практик

Григорий Котипов,

Многие считают, что если производство находится ближе к потребителю, то товар будет дешевле. Однако в ряде областей промышленности это не так. Например, производство муки в северных регионах. В частности, выработка одной тонны муки стоит около 900 руб., плюс стоимость сырья, плюс транспортные затраты. Вся проблема заключается в сырье, так как необходимо несколько видов зерна и каждый нужно доставить до производства. В регионе же, где выращивают данное зерно, затраты на доставку минимальны, и получается, что мука, произведенная в северных регионах (у потребителя), дороже, чем доставленная с юга страны, минимум на два-три рубля за килограмм.

Место размещения, наличие инфраструктуры

При выборе производственной площадки надо учитывать наличие инфраструктуры, необходимой для Вашего вида производства. В частности, подведены ли к месту, где Вы решили построить производство, электричество, вода, природный газ, канализация, системы очистных сооружений. Проработку этого вопроса поручите специалисту, отвечающему за планирование производства, или директору по производству.

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко,

Удаленность коммуникаций даже на расстояние 0,5 км может существенно отразиться на себестоимости конечной продукции. На решение дополнительных инфраструктурных проблем Вы можете потратить до 50% ресурсов, направленных на создание производственной площадки. Именно поэтому для нас при выборе площадки самым главным было наличие инженерных систем и обеспеченность энергоресурсами. Обязательно должны быть электричество, газ и канализация. В меньшей степени для нас важно тепло, поскольку вопрос теплообеспечения можно решить автономно. Желательно и наличие резервных мощностей, чтобы иметь возможность развивать производство.

Своим коллегам при выборе места размещения я бы советовал обращать внимание еще на три важных момента:

  1. Грунт земельного участка. Наличие глины и тем более подтоплений может потребовать значительных финансовых затрат (например, после сильных дождей подъездные пути размывает паводками). И, наоборот, песчаная почва подходит идеально.
  2. Близость других предприятий. Как при выборе квартиры люди смотрят, кто еще живет в подъезде, так и во время выбора производственной площадки нужно выяснить, какие предприятия есть рядом. Ведь совместно построить, например, котельную, дорогу или трансформаторную подстанцию значительно дешевле.
  3. Наличие строений на площадке. Если на территории уже находятся, например, цеха бывшего завода, имевшего совершенно другую специфику, их придется реконструировать, что может отнять дополнительные силы и средства. Стоимость реконструкции в среднем в 1,5 раза выше стоимости строительства. Если строений нет, это сокращает сроки строительства и позволяет получить производственный комплекс, полностью соответствующий Вашим нуждам.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Если потребление электроэнергии большое, то при выборе площадки надо обратить внимание на близость источников, обладающих необходимым ресурсом. Кто-то может спросить: как это учесть, ведь без знания набора оборудования Вы не определите необходимое количество потребляемой электроэнергии? Ответ достаточно прост: так как почти все проекты типовые, можно взять любой нужный проект и посмотреть его характеристики. Если сомнения остались, добавьте запас прочности (процентов 15).

Большое количество предприятий имеют свой автотранспорт или котельные, которые работают на жидком топливе, или оборудование, которое его потребляет. В самом простом случае (склад топлива и заправочные колонки для автотранспорта) необходимо учесть расстояние до жилья и других объектов. Нужен ли топливопровод до места заправки? Приведу пример: в Волгоградской области решили разместить производство. Необходимо было топливо для заправки автотранспорта, на котором доставляли продукцию потребителям. При проектировании этот фактор был учтен. Однако после пуска производства выяснилось, что нефтебаза закрывается в связи с нерентабельностью. Ближайшая рабочая нефтебаза находилась в 150 км от предприятия. Это сильно увеличило затраты на производство.

При выборе места размещения важно заранее продумать вопрос о площади складов сырья или готовой продукции. Например, склады напольного хранения занимают большую площадь, чем склады вертикального хранения, а это повлияет на общую площадь будущего предприятия. Допустим, емкость складов (тарного и бестарного хранения) у предприятия - около трех тысяч тонн. А производительность по готовому продукту - 200 тонн в сутки. Значит, весь складской объем будет заполнен за две недели. На самом деле это очень маленький срок, так как продавцы не успевают реализовать такой объем продукта.

Технология производства

Еще на стадии описания бизнес-процессов будущего производства Вам вместе с директором по производству необходимо решить ряд организационных моментов: идет ли речь о ручном сборочном производстве или об автоматизированных линиях, требуется ли специальное оборудование для принудительной вентиляции, нужны ли специальные помещения для приема пищи, переодевания персонала.

Производственный цикл для конкретного производства - сложный процесс. Часто внести в него коррективы без полной замены оборудования невозможно или затраты на такие изменения не окупятся в ближайший операционный период. Поэтому я рекомендую в случае применения старого оборудования для выполнения поставленных задач не менять производственный цикл. И лишь тогда, когда планируются замена технологии и установка нового оборудования, есть смысл пересматривать весь производственный цикл или его части.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков, Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

При выборе производственной площадки я советую ответить на следующие основные вопросы (хотя, конечно, приведенный ниже список нельзя назвать исчерпывающим):

  1. Как организовать доставку комплектующих в цех?
  2. Как организовать транспортировку собираемого изделия из одного цеха в другой (делается это вручную или с помощью конвейера)?
  3. Где разместить склад готовой продукции (и будет ли он вообще) и как будет осуществляться его заполнение?
  4. Как будет отгружаться готовая продукция?

Если Вы не сформулируете все требования, то у Вас может появиться ряд серьезных проблем. Самые распространенные:

  • фактический объем производства будет ниже ожидаемого (в силу запутанности и неорганизованности внутренних процессов);
  • на каких-то участках производственной цепочки могут возникнуть простои, а на других, наоборот, - постоянная предельная загрузка (не учли время выполнения операции, ее сложность и т. д.);
  • плохо спроектированное производство может вызывать хроническую усталость у персонала (рабочим не хватает света, воздуха и т. д.).

Кадровый вопрос

Поручите Вашему HR-директору изучить кадровый потенциал региона, проанализировать уровень зарплат по требуемым специальностям, а также наличие других производств, вузов. Например, при открытии производства лабораторной мебели и приборов во Всеволожске (пригороде Санкт-Петербурга) выбор руководителей компании определялся не только близостью транспортных магистралей (рядом с кольцевой автодорогой), но и наличием действующих производств, где работает квалифицированный производственный и инженерный персонал.

Требования местного законодательства

В субъектах РФ действуют свои региональные законы. Ставки некоторых налогов могут также отличаться от тех, что введены в Вашем регионе. Это может ограничить действия Вашего предприятия, увеличить или, напротив, снизить налоговые отчисления. Поручите Вашему юристу тщательно изучить законодательство того региона или города, где Вы планируете разместить производство.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Иногда подвох кроется там, где его никто не ожидает. Приведу пример. Предприятие, находящееся в пяти километрах от населенного пункта, имеет свою подъездную дорогу. За рабочий сезон транспорт поставщиков разбил ее. Во время проверки сотрудники ГИБДД выписали предписание на ремонт дороги за счет средств предприятия, несмотря на то что дорога находится в ведении администрации населенного пункта (то есть ремонт дороги должны были делать за счет местного бюджета). Однако администрация населенного пункта закрыла дорогу до «выполнения всех требований по предписанию». Ремонт дороги обошелся предприятию в 2 млн рублей. Заставить компанию отремонтировать дорогу администрации помог Федеральныйзакон «О безопасности дорожного движения». В пункте 3 статьи 6 данного документа написано, что субъекты РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (см. также:Какие документы следует изучить Вашим юристам).

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко, Генеральный Директор компании «Май», Москва

Покупая компанию, нужно ее тщательно проверить (в том числе с привлечением независимого аудитора). , правоустанавливающие документы на земельный участок.

Приобретая земельный участок, в первую очередь необходимо проверить правомерность владения участком, правовой режим участка, возможность строительства на нем. Заключая договор на покупку земельного участка, Ваши юристы должны учитывать требования законодательства, предъявляемые к крупным сделкам, а также, в случае необходимости, нормы антимонопольного законодательства.

Какие документы следует изучить Вашим юристам

Если Вы решили организовать производство в России, то поручите юристам изучить следующие законы и положения:

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №52-ФЗ), а также действующее законодательство в области охраны труда, экологии, безопасности производства.
  2. Пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.06.1997 №116-ФЗ). Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям госстандартов.
  3. Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ).
  4. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» (от 17.11.1995 №169-ФЗ). Содержит много важной информации, которая поможет определиться с местом будущего строительства.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утверждены постановлением Минздрава России от 10.04.2003 №38).

Какую форму собственности выбрать

У Вашей компании есть две возможности владеть производственной площадкой - в качестве собственника или в качестве арендатора. Ряд руководителей компаний считают своим конкурентным преимуществом то, что все производства располагаются в собственных зданиях на собственной земле. Это позволяет в случае свертывания производства при растущем рынке недвижимости и ценах на нее снизить потери и возвратить вложенные средства. Плюсом приобретения площадок и объектов недвижимости может стать их залоговая стоимость в банках. Эти средства как раз и можно направить на реконструкцию или закупку оборудования. Однако в регионах на данный момент сложно найти адекватные мощности по приемлемым ценам для приобретения в собственность. Местные владельцы предпочитают сдавать производственные площадки в долгосрочную аренду без возможности выкупа. С другой стороны, для быстрорастущих компаний затраты на приобретение в собственность коммерческих объектов могут свести на нет многие плюсы проекта. То есть аренда для таких компаний более выгодна.

Поручите Вашему финансовому директору проанализировать, какой вариант - приобретение в собственность или аренда - больше подходит Вашему бизнесу.

  • Как открыть филиал компании: 4 стратегии завоевания нового рынка

Перенос производства за рубеж

Вы можете разместить производственную площадку за пределами России. В данном случае Вам придется учитывать требования зарубежного законодательства, а также более тщательно контролировать работу производства. В первую очередь обращайте внимание на обеспечение гарантий по качеству продукции, срокам поставки, комплектности. Например, большие трудности возникают при работе с китайскими производственниками. Специфика их менталитета такова, что для них условия договора часто не являются чем-то обязательным, нарушение этих условий не становится из ряда вон выходящим событием. Например, нам периодически задерживали поставки заказанной продукции, объясняя это «уважительными», с их точки зрения, причинами: сбой на производстве или национальный праздник. Иногда комплектность поставленного товара не соответствовала указанной в договоре, маркировка товара отличалась от зафиксированной в товаросопроводительной документации, что создавало проблемы с таможней.

Стоимость создания производственной площадки

Зачастую расходами на открытие нового производства или новой линии считают затраты на оборудование, его установку и запуск. На самом деле данная смета может быть увеличена на десятки, а в случае неправильной проработки проекта - на сотни процентов. Так, затраты на подготовку и установку технических средств и линий сравнимы со стоимостью данных линий. Это обязательно надо учесть Генеральному Директору на стадии разработки проекта. Проконтролируйте, чтобы финансисты в смете расходов учли затраты на:

  • площади под складирование сырья и продукции;
  • ремонт и подготовку сетей (электричество, канализация, связь и т. д.);
  • доставку, установку оборудования (возможно, таможенную очистку);
  • строительство или модернизацию зданий и сооружений;
  • налоги с учетом социальных обременений в данном регионе;
  • персонал (с расходами на возможный переезд работников);
  • логистические издержки на поставки сырья, складирование и отгрузку готовой продукции.

Сколько будет стоить такой проект в «живых» деньгах, зависит от региона и потребностей производства. К примеру, для начала надо суммировать стоимость покупки (или аренды) земли и объектов недвижимости, где будет размещена производственная площадка. Для этого есть усредненные характеристики объектов, потребляемого оборудованием электричества и т. д. Стоимость земли в регионе известна с точностью до 5-10%. Скажем, в Воронежской области (в областном центре) на конец прошлого года она составляла 2000 долл. США за сотку с правом аренды на 49 лет. А здание на этом участке с отоплением, трансформатором на 500 кВт и канализацией предлагали в собственность за 500 долл. США за квадратный метр. Как видно из уточнений, все это может как увеличить, так и уменьшить стоимость проекта. Важны и территориальные моменты. Этот объект был расположен в периферийной части города, на левом, более дешевом с точки зрения цен на недвижимость берегу реки. Кроме того, стоимость рабочей силы в данном районе в 1,5 раза ниже, чем на правом берегу. Место под производство также находилась близко к въезду в город со стороны юга области. Этот момент был важен для решения вопросов логистики.

1 Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой путь подвижного состава возможно лишь после того, как этот путь будет сдан в эксплуатацию специально созданной комиссией. Кроме того, у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). В противном случае всегда существует вероятность закрытия ветки и прекращения отгрузки продукции и поставки сырья.

Справка

Национальная технологическая группа (НТГ) осуществляет коммерческое вне- дрение наиболее перспективных разработок, организует их доработку и дальнейшую продажу. Для доведения объектов интеллектуальной собственности до товарного вида и их дальнейшей продажи НТГ создает малые научно-технические предприятия. Компания существует на рынке год, имеет 12 постоянных сотрудников и более 50 привлекаемых (эксперты и предметные специалисты).

ООО «Международная зерновая компания» - дочерняя компания Glencore International. Управляет 12 элеваторами на юге России. Основной бизнес - продажа зерна на экспорт. Glencore International - международный конгломерат с головным офисом в Швейцарии, специализирующийся на добыче, переработке и торговле минералами, металлами, энергоносителями и сельхозпродуктами по всему миру.

Григорий Котипов прошел все производство от грузчика до главного технолога. Последние пять лет работает в холдинговых структурах, занимается вопросами развития, модернизации и реконструкции производств.

Компания «Май» - российский производитель и дистрибьютор чая и кофе. Располагает собственными представительствами на плантациях стран, экспортирующих чай. Интересы компании «Май» на Цейлоне, в Индии и Китае представляет дочерняя структура May Company Ceylon (Pvt) Ltd. Качество продукции и бизнес-процессов соответствует стандарту ISO 9001. Торговые марки компании: чай «Майский», «Лисма» и Curtis.

Оборот - около 170 млн долл. США. Количество сотрудников - 1700.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

1. Перемещение в пригород производственных предприятий

В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

2. Перемещение в пригороды населения

В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.