Отношение фонвизина к своим героям. Д.И. Фонвизин "Недоросль": описание, герои, анализ комедии. Классические традиции в произведении

Рассмотрим особенности комедии, которую создал Фонвизин ("Недоросль"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Пьеса эта является шедевром отечественной литературы 18 столетия. Это произведение входит сегодня в фонд русской классической литературы. Оно затрагивает целый ряд "вечных проблем". А красота высокого слога и сегодня привлекает множество читателей. Название этой пьесы связано с изданным Петром I указом, согласно которому "недорослям" (молодым дворянам) запрещается без образования поступать на службу и жениться.

История создания пьесы

Еще в 1778 году возник замысел этой комедии у ее автора, которым является Фонвизин. "Недоросль", анализ которой нас интересует, была написана в 1782 году и в этом же году представлена публике. Следует кратко осветить время создания интересующей нас пьесы.

Во время правления Екатерины II написал Фонвизин "Недоросль". Анализ героев, представленный ниже, доказывает, что они являлись героями своего времени. Период в развитии нашей страны связан с господством идей Они были заимствованы русскими у французских просветителей. Распространению этих идей, их большой популярности в среде образованного мещанства и дворянства способствовала во многом сама императрица. Она, как известно, переписывалась с Дидро, Вольтером, д’Аламбером. Кроме того, Екатерина II открывала библиотеки и школы, поддерживала различными средствами развитие искусства и культуры в России.

Продолжая описывать комедию, которую создал Д. И. Фонвизин ("Недоросль"), анализируя ее особенности, следует отметить, что, как представитель своей эпохи, автор, безусловно, разделял идеи, господствовавшие в то время в дворянском обществе. Он постарался отразить их в своем произведении, перед читателями и зрителями обнажив не только положительные моменты, но и указав на заблуждения и недочеты.

"Недоросль" - образец классицизма

Анализ комедии "Недоросль" Фонвизина требует рассматривать эту пьесу как часть культурной эпохи и литературной традиции. Это произведение считается одним из лучших образцов классицизма. В пьесе наблюдается единство действия (в ней не найти второстепенных сюжетных линий, описывается лишь борьба за руку Софьи и ее имущество), места (персонажи на большие расстояния не перемещаются, все события происходят либо около дома Простаковых, либо внутри него), и времени (не более суток занимают все события). Кроме того, использовал "говорящие" фамилии, которые являются традиционными для пьесы классицистической, Фонвизин ("Недоросль"). Анализ показывает, что, следуя традиции, он разделил своих персонажей на положительных и отрицательных. Положительные - это Правдин, Стародум, Милон, Софья. Их противопоставляет Простакову, Митрофану, Скотинину Д. И. Фонвизин (пьеса "Недоросль"). Анализ их имен показывает, что они дают читателю понять, какие черты в образе того или иного персонажа являются превалирующими. Например, олицетворением морали и правды в произведении является Правдин.

Новый жанр комедии, его особенности

"Недоросль" на момент создания стала важным шагом вперед в развитии литературы нашей страны, в частности, драматургии. Денис Иванович Фонвизин создал новый социально-политической. В ней гармонично совмещается ряд изображенных с сарказмом, иронией, смехом реалистичных сцен из жизни некоторых заурядных представителей высшего общества (дворянства) с проповедями о морали, добродетели, необходимости воспитания человеческих качеств, которые были свойственны просветителям. Поучительные монологи при этом восприятия пьесы не отягощают. Они дополняют это произведение, в результате чего оно становится более глубоким.

Первое действие

На 5 действий поделена пьеса, автор которой - Фонвизин ("Недоросль"). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы - а Софья и Правдин - положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума - это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.

Развитие событий в пьесе, которую создал Фонвизин ("Недоросль")

Анализ произведения продолжим описанием того, как развивались события. 2-е, 3-е и 4-е действия - это их развитие. Мы знакомимся со Стародумом и Милоном. Простакова и Скотинин пытаются понравиться Стародуму, но их лесть, фальшивость, необразованность и огромная жажда наживы лишь отталкивает. Они выглядят глупо и смешно. Наиболее смешной сценой этого произведения является опрос Митрофана, во время которого обнажается глупость не только этого юноши, но также и его матери.

Кульминация и развязка

5-е действие - кульминация и развязка. Следует заметить, что мнения исследователей о том, какой момент следует считать кульминацией, разнятся. Существует 3 самых популярных версии. Согласно первой, это похищение Простаковой Софьи, согласно второй - чтение Правдиным письма, в котором говорится о том, что под его опеку переходит имение Простаковой, и, наконец, третья версия - ярость Простаковой после того, как она понимает собственное бессилие и пытается "отыграться" на своих слугах. Справедлива каждая из этих версий, поскольку рассматривает с разных точек зрения интересующее нас произведение. Первая, например, выделяет сюжетную линию, посвященную женитьбе Софьи. Анализ эпизода комедии Фонвизина "Недоросль", связанного с женитьбой, действительно, позволяет считать его ключевым в произведении. Вторая версия рассматривает пьесу с социально-политической точки зрения, выделяя момент, когда в поместье торжествует справедливость. Третья внимание акцентирует на исторической, согласно которой Простакова является олицетворением ушедших в прошлое обессиливших принципов и идеалов старого дворянства, которые, однако, еще не верят в собственное поражение. Это дворянство, по мнению автора, основано на непросвещенности, необразованности, а также низких моральных устоях. Во время развязки все покидают Простакову. У нее не осталось ничего. Указывая на нее, Стародум говорит, что это "достойные плоды" "злонравия".

Отрицательные персонажи

Как мы уже отмечали, главные персонажи четко делятся на отрицательных и положительных. Митрофан, Скотинин и Простаковы - отрицательные герои. Простакова - женщина, ищущая наживы, необразованная, грубая, властная. Она для получения выгоды умеет льстить. Однако Простакова любит своего сына. "Тенью" жены предстает Простаков. Это безвольный персонаж. Его слово мало значит. Скотинин является братом госпожи Простаковой. Это столь же необразованный и глупый человек, довольно жестокий, подобно его сестре падкий на деньги. Для него прогулка к свиньям на скотный двор - лучшее занятие. Митрофан - типичный сын своей матери. Это избалованный юноша 16-ти лет, унаследовавший от дяди любовь к свиньям.

Вопросы и наследственности

В пьесе, следует отметить, важное место отводит вопросу родственных связей и наследственности Фонвизин ("Недоросль"). Анализируя этот вопрос, скажем, например, что Простакова лишь замужем за своим супругом ("простым" человеком, который не желает многого). Однако она на самом деле Скотинина, сродни своему брату. Сын же ее вобрал качества обоих своих родителей - "животные" качества и глупость от матери и безвольность от отца.

Похожие родственные связи можно проследить и между Софьей и Стародумом. Оба они честны, добродетельны, образованы. Девушка слушает дядю внимательно, уважает его, "впитывает" науку. Пары противоположностей создают отрицательные и положительные герои. Дети - избалованный глупый Митрофан и кроткая умная Софья. Родители любят детей, однако к их воспитанию подходят по-разному - Стародуб беседует на темы правды, чести, морали, а Простакова лишь балует Митрофана и говорит о том, что ему не пригодится образование. Пара женихов - Милон, видящий идеал и своего друга в Софье, любящий ее, и Скотинин, подсчитывающий состояние, которое он получит после женитьбы на этой девушке. Софья при этом как человек ему не интересна. Скотинин даже не пытается обустроить своей невесте удобное жилье. Простаков и Правдин являются в действительности "голосом правды", своеобразными "ревизорами". Но в лице чиновника мы находим активную силу, помощь и реальное действие, а Простаков - персонаж пассивный. Единственное, что смог сказать этот герой - упрекнуть в конце пьесы Митрофана.

Проблемы, которые поднимает автор

Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении. Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем. Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным.

Как показал проведенный нами анализ пьесы Фонвизина "Недоросль", главная идея и тема произведения - необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны.

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением - комедией «Недоросль» - Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени. Это проявилось и в проблематике (автор заставляет задуматься над вопросами воспитания, государственного устройства, общественных и семейных отношений), и в изображении героев. Несмотря на то что в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои четко разграничены, отношение к ним читателя (или зрителя) не всегда однозначно. Попробуем разобраться: почему?

Классические традиции в произведении

Начнем с того, что в комедии Фонвизина отмечается единство времени (сутки) и места (имение Простаковых), любовный треугольник и наличие резонера, говорящие фамилии. Главные персонажи группируются вокруг Стародума и Простаковой, второстепенные примыкают к одним либо другим. Так формируются группы: молодой необразованный дворянин Митрофанушка - он и есть недоросль - положительные и отрицательные герои, отличающиеся нравственными убеждениями, отношением к окружающим, речью и т.п.

«То бранюсь, то дерусь…»

Фраза, произнесенная Простаковой, в полной мере характеризует персонажей, вызывающих негативную оценку. Могущественная (до определенной поры) владелица поместья - это главный отрицательный герой.

«Недоросль» - пародия на то, что творилось во многих дворянских семьях, не отличавшихся умом и грамотностью, но имевших деньги и власть. Госпожа Простакова безраздельно правит всем домом - ее боится даже безвольный муж. «Мошенник», «болван», «харя», «каналья» и под. - это обычное ее обращение к окружающим. Только сына она называет «душенькой» и дает понять, что все делает для его счастья. Простакова - необразованная и злобная особа, которая прекрасно чувствует обстановку. Она знает, кто гроша ломаного не стоит, а кому следует улыбнуться, угодить.

По мере развития действия в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои характеризуются с разных сторон. Так, историю жизни Простаковой мы узнаем из ее общения со Стародумом. Все свои она унаследовала от таких же невежественных родителей. В свою очередь, она привила их любимому Митрофанушке.

Мало чем отличается от сестры Скотинин. Этого героя Фонвизин практически полностью лишил человеческого облика. И фамилия звучит как не людская, и единственное увлечение, переходящее в страсть, - свиньи, и лексикон соответствующий. А когда речь заходит о женитьбе, родной племянник, также желающий ухватить богатое наследство невесты, превращается для него в соперника.

Митрофанушка - отрицательный герой

Недоросль - так называли в России молодого несовершеннолетнего дворянина, который еще не поступил на службу. Именно в таком возрасте находится Митрофанушка - «похожий на мать». Он такой же безграмотный, грубый, двуличный, хитрый, как и Простакова. К тому же ленивый, презрительно относящийся ко всяким наукам и учителям, но при этом в полной мере усвоивший законы безнравственности, обмана, умения угождать. Он уже в полной мере ощутил вкус власти, которую давало ему положение. Даже к отцу Митрофанушка относится как к лицу незначительному, о чем свидетельствует его «сон». Однако можно отметить, что недоросль пойдет дальше своей матери. В этом плане становится показательным поведение героя в финальной сцене, когда он довольно грубо отталкивает ее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кстати, именно после комедии Фонвизина слово «недоросль» приобрело обобщающее значение с негативной оценкой.

Антиподы Простаковых - положительные герои

«Недоросль» отличается четко обозначенной авторской оценкой исторических событий конца XYIII века. В этом немалую роль играет образ Стародума. Это шестидесятилетний муж, который в свое время собственным трудом нажил небольшое состояние, работая в Сибири. Затем воевал, после отставки служил при дворе. Как человек справедливый и много повидавший, он дает не совсем лицеприятную характеристику чиновникам, общественным отношениям. Особое внимание Стародум уделял необходимости служить на пользу Отечеству, подчеркивал роль просвещения. Не случайно многие его высказывания, например, «Имей сердце, имей душу, и будешь человек…» - сразу стали афоризмами.

Были и другие положительные герои - «Недоросль» в этом отношении строго соответствует традициям. Это московский чиновник Правдин (он приехал, чтобы разоблачить злонравие), племянница и наследница Стародума Софья, долгое время испытывавшая притеснения в доме Простаковой, молодой офицер, мечтавший посвятить жизнь Отечеству, Милон. Их высказывания и поступки еще больше обнажают пороки таких людей, как Простаковы и Скотинин. Они практически не имеют недостатков, поэтому могут называться

Таким образом, в комедии «Недоросль» положительные и играют строго определенную роль. Первые разоблачают зло и жестокость, а их речи утверждают принципы справедливого общественного порядка. Вторые воплощают в себе наиболее распространенные человеческие пороки: невежество, деспотичность, эгоизм, уверенность в собственном превосходстве и т.п.

Новаторство автора

При всем соответствии традициям, комедия имела ряд отличий от своих предшественниц. Приверженность к реализму - это то новое, что внес в пьесу Фонвизин. «Недоросль», герои которого показаны ярко и многопланово, отличается стремлением к типизации. Произошедшее в семье Простаковых рассматривается через призму общественного устройства и заставляет задуматься о таких вопросах, как крепостное правления в государстве, значение воспитания. В результате речь идет уже о нарушении триединства как одного из требований классицизма.

Неожиданным становится и то, что в финале читатель сочувствует жестокой Простаковой, ставшей жертвой собственного злонравия. На этом фоне еще красноречивее звучат слова Стародума: «Имей серд-це, имей душу, и будешь человек во всякое время», - которые не теряют актуальности и сегодня.

Современники Фонвизина высоко ценили "Недоросля", он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания.

Особенности жанра

По жанру это произведение - классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования "трех единств" (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа ("резонер", "злодей" и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло - а если мы вспомним "Недоросль", то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, "порок наказан", зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..." - и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым.. Да и с "единством действия" всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не "работают" на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии "Недоросль", речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина "Недоросль" стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от "злонравия", способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Система образов

Проведем анализ системы образов комедии "Недоросль", которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных "лагеря" - положительных и отрицательных героев. Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки - Кутейкина. С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой - не прочь, коль подвернется возможность, "урвать свой кусочек", за что и подвергается осмеянию. Или "мама Митрофана" Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием...

Образ Простаковой в комедии "Недоросль"

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню - госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами - деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить "сон в руку" Митрофана о том, как "матушка" колотит "батюшку"?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, - за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: "Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому"!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит "обучение" Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: "Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка"...

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что "мы свое возьмем" - и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из "рода Скотининых". Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось "предприятие", в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: "За людей приниматься?". Разительно "превращение" госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, "вскочив с коленей", с жаром обещает: "Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки". Сколько сладострастия в этом троекратном "теперь-то", и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: "Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…".

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам "Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?"? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее "любит"... До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе...

Образ Митрофана

Образ Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. "Недоросль", которому нравится быть "маленьким", который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд. Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется. Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о "людях"), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о "двери"), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него. Вероятно, когда он "послужит", он - если это будет выгодно - переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: "По мне, куда велят". Следовательно, образу Митрофана в комедии "Недоросль" также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только "злодеями".

Положительные образы

В создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж. Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин - это не живые люди, а выразители "определенного типа сознания", они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство.

Образ Стародума

Во времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии "Недоросль". Уже в самой "говорящей" фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление "века нынешнего веку минувшему": в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда "В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные" Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи - по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых.

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: "Тщетно звать врача к больным неисцельно"? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ "идеального чиновника".

Милон и Софья

История любви Милона и Софьи - это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне "скотининского" отношения к той же Софье ("Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку") она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный "плодовитости" отрицательных героев.

Значение комедии "Недоросль"

Пушкин называл Фонвизина "сатиры смелым властелином", и комедия "Недоросль", анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии "Недоросль" для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.