Основные субкультуры молодежи. Молодежные субкультуры

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

Субкультура - это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура - это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по-следнего.

Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России - движение «Идущие вместе».

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

Во-первых , это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры - признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

В современной культуре присутствуют инновации, кото-рые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меня-ющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.


Во-вторых , удлиняетсяпериод социализации молодого поколения. Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональ-ную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, ро-жденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрело-стью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

В-третьих , в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ-лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно-ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры - это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статус а. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость - одна из главных черт самосознания.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию , высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Большинство молодежных субкультур имеют свою символику . Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики - это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».

Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», про-дуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка по-зволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты , пацифисты , отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс-капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выде-лявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг-рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстанов-ления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи , панков и других.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неуме-лыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровожда-лось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значитель-ным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен-денций в развитии молодежной субкультуры.

Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари-тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.

– это уже третье мероприятие международного масштаба, организованное . В 2013 году состоялся трехдневный , а в 2015 – Международная Юбилейная Конференция «Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей».



– Какие наиболее яркие молодежные субкультурные практики и сообщества можно выделить в современной России?

– Эта конференция тем и примечательна, что как раз делает акцент на новых типах городских сообществ и формирований, взаимодействий и коммуникаций молодёжи как в российских городах, так и в глобальном измерении. Сложно сказать, какие новые культурные молодежные типы появились в современной России. Мы отмечаем несколько ключевых тенденций, которые нам кажутся наиболее интересными в современном молодёжном пространстве. Во-первых, некоторое угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Дело не в том, что субкультуры исчезли. Скорее речь идёт о том, что какие-то ключевые и значимые, ядровые ценности, вокруг которых формировалась именно субкультурная солидарность, становятся более подвижными и «мягкими». И эти ценности могут восприниматься более широкими аудиториями, т.е. субкультуры теряют свою закрытость, которая была им присуща в классическом понимании. При этом, внутри самих субкультурных сцен происходит постоянное фрагментирование, выделение новых и новых подвидов, таких более точечных формирований, которые, сохраняя самую значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их отделяет, выделяет и делает узнаваемым среди других субкультур.

Что же означает угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте?

– На примере готической сцены мы видим, что они (субкультура готов) фактически исчезают. Этот вывод мы сделали, в том числе, опираясь на данные, собранные в ходе опроса студентов, которые признали готов как отдельную субкультуру только в Петербурге (опрос проводился в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани, Махачкале). И то очень небольшой процент молодёжи знаком с тем, кто такие готы, и только единицы признались, что входят в эту субкультуру. Но сама идея продвижения культа темных сил или чего-то непонятного, таинственного, потустороннего смысла воспринялась самыми разными более мелкими группами, мелкими сообществами и эти идеи продолжают собирать «последователей», но в основном это уходит в музыкальную сцену.



– То есть субкультуры перестают быть такими уж закрытыми?

– На примере классических субкультур мы видим, что они формировались, опираясь на 4-5 ключевых идеи. Например, для хиппи такими идеями были унисекс, принципиальный отказ от насилия, пацифизм, антикапиталистические ценности, культ движения и путешествия, легкие наркотики, поиски другой реальности, отказ от обязательного следования принятой в обществе успешной карьеры, культ природы и всего естественного, в том числе близких отношений, отказ от милитаризма, войны и т.д. Если, например, говорить о «Стилягах» или «Teddy Boys» – это все-таки культ стиля и особой коммуникации, это молодежь, которая более высокого статуса за счет достаточно эпатажного, особого стиля, который приближает их (хотя бы символически) к более высокому классу. Если это скинхеды, то здесь преобладают идеи рабочего, мужского братства, жёсткой гетеросексуальной маскулинности, силы, агрессии, защиты локальных ценностей (своей территории), такая мужская солидарность. Если говорить о панках, то это символический вызов обществу потребления, культу глянца, пренебрежение деньгами и богатством. И они развивают экономику DIY, веганство, вегетарианство и так далее. Все эти и другие ключевые «точки», идеи они начинают восприниматься более широкими молодежными группами, модифицируются, преломляются через локальные особенности, реализуются в более многообразном субкультурном молодёжном пространстве, участии.



– Это все касалось первой тенденции, а какие еще вы выделяете?

– Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить в молодёжном пространстве сегодня – это развитие спортивных практик, которые по другому определяют городской функционал, т.е. переформатируют город, с точки зрения удобства и применимости конкретного места или мест для занятия спорта. И здесь мы видим спорт «натуральный» и «коммерциализированный» – фитнес. Под первым мы понимаем такие виды спортивных практик, как паркур, трейсинг, воркаут, где молодые люди отказываются от любых коммерческих форм (платный фитнес, тренер и т.д.), а делают акцент на натуральном. Здесь мы также видим другие типы карьеры, не связанные с финансами или коммерческим успехом.

Третья популярная тенденция – акцент на ЗОЖ, который, кстати, пересекается с предыдущей тенденцией. И здесь стоит сказать о реальном ЗОЖе, где практики реализуются через аскетизм в потреблении, который может проявляться не только в отказе от алкоголя, курения, наркотиков, но и в просто определенной идеологии аскетичной еды (веганы, вегетарианцы и проч.), а также в виртуальном ЗОЖе, например, сообщества во Вконтакте, страницы определенных людей в Instagram, в которых появляются фотографии, советы по ведению здорового образа жизни и данные группы и страницы собирают сотни тысяч подписчиков.

Четвертым хотелось бы выделить активизм, который за последние пять лет стал также трендом в молодёжной среде. Молодые люди и девушки включаются в формально организованные структуры или движения, которые могут финансироваться, а могут и не финансироваться, например студенческие организации или организованные НКО. Но все чаще мы встречаем разнообразные инициативы, неформально созданные, отказывающиеся от коммерциализации, действующие исключительно самостоятельно. И здесь тоже проявляется тенденция на моду быть вовлеченным в какую-то гражданскую активность и участвовать в каком-то виде в управлении городом.

Все эти тренды характеризуют молодежь как очень гетерогенную социальную группу, и это многообразие помогает увидеть и понять новые типы включенности молодёжи в город.


– А как вы решаете эту задачу?

– Если говорить о депроблематизации на методологическом уровне, на уровне исследовательских практик и техник, то мы решаем эту задачу, используя разные методы. Мы не только пытаемся снять общую картину с помощью опросных техник, но и стремимся понять различные смыслы и интерпретации молодежи относительно тех или иных политических, культурных практик, обращаем внимание на особенности молодёжной риторики для того, чтобы избежать каких-то моральных, оценочных суждений, что может проявляться в формулировке вопросов или ведения интервью. Мы пытаемся максимально точно и полно воспроизвести молодежную повседневность, мы слушаем саму молодёжь и вступаем с ней в равную коммуникацию. В этом как раз и проявляется понимание молодежи как активного, рефлексирующего субъекта, а не как объекта политических манипуляций и управления.

Ну, и наконец, очень важна собственно риторика академического письма. Очень важный момент – как мы представляем результаты исследований: презентации, статьи, книги. Мы стремимся к максимально включенному и откровенному взгляду, чтобы не искажать своей собственной оценкой то, что мы услышали на интервью или увидели в ходе наблюдения. Таким образом, если нам удается все это многообразие показать и найти общие черты и тренды, то нам кажется, что методология реализована успешно.



– Представьте, пожалуйста, профессора Хилари Пилкингтон как исследователя. Почему вы сочли важным пригласить ее?

– Профессор Хилари Пилкингтон работает в Манчестерском университете, она социолог. Мы с ней работаем вместе более 20 лет и очень много совместных проектов, исследований реализовали вместе. В ходе совместной работы выработалась главная стратегия, концепция молодёжных исследований. Трудно сказать, чей вклад больше. Это скорее похоже на такой общий совместный проект, в ходе которого мы все учились друг у друга. Мы её считаем формально и неформально академическим руководителем школы молодёжных исследований. Кроме того, совместно с ней были написаны ключевые книги – «Глядя на Запад» и книга про скинхедов «Russia’s Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives» , много совместных статей и общих академических мероприятий. Хилари очень честный и заслуженный, широко известный социолог со сложившейся репутацией в Британии и Европе. При этом она очень эффективный руководитель. Под ее руководством реализуется уже третий международный проект, в каждом из которых участвует более 15 европейских стран. Это глобальные и очень амбициозные проекты. Получение таких грантов и таких крупных проектов говорит о её репутации.

Первый такой проект MyPlace , был посвящен исторической памяти и отношению молодёжи к истории в странах, переживших войну и ситуацию тоталитарного режима, второй (HORIZONT 2020) – это проект о включенности молодежи в общество, новых формах молодежного участия и исключения. Третий проект мы как раз сейчас начинаем вместе, он посвящен радикализации молодёжного активизма, прежде всего связанного с религией. Она очень сильный исследователь. К слову, книгу, которую она написала «Loud and Proud: Passion and Politics in the English Defence League (New Ethnographies)» . Британская социологическая ассоциация недавно признала лучшей книгой 2016 года.

Она не только сильный социолог, но и хороший друг ЦМИ, поэтому для нас крайне важно и почетно, что она будет открывать эту конференцию.



– Какова цель конференции?

– Цель нашей конференции – посмотреть на многообразие молодежных культурных активностей как пространства обучения, взросления, экспериментирования, протеста, творчества, коммуникации.

Для этого мы предполагаем привлечь к участию в конференции ученых-эмпириков из разных дисциплин и стран для того, чтобы обсудить современные молодежные культурные контексты и новейшие подходы к исследованию молодежи.


– А как стать участником конференции?

– Для участия в конференции необходимо отправить абстракт размером не более 350 слов вместе с сопроводительным письмом, где должны быть указаны Ваше место работы и должность, электронный адреса и номер телефона для связи. Абстракты могут быть подготовлены на русском или английском языках и должны быть отправлены до 28 мая 2017 года на адрес [email protected]. Результаты отбора будут известны 11 июня 2017 года. Мы ждем заявок!

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать: - собственное мировоззрение; - своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д. Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Также она обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения; становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Молодежная субкультура" в других словарях:

    Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 417) См. также Неформальные объединения детей … Педагогический терминологический словарь

    МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - – особая “цельная форма сознания”, массового поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. М.с. определяет стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, а ее носители отличаются своими… … Терминологический ювенологический словарь

    Кибер готы Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

    Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии

    СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… … Философская энциклопедия

    Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… … Новейший философский словарь

    Ы; ж. 1. Субтропическая культура, субтропическое растение. 2. Книжн. Часть, разновидность культуры вообще или культурной, профессиональной общности и т.п. людей. С. интеллигенции. Молодёжная с. * * * СУБКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА (англ. subculture, от… … Энциклопедический словарь

    СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub под и культура), совокупность специфич. социально психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Молодежная культура и субкультура - – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… … Словарь-справочник по социальной работе

    МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА - (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от … Социологический словарь

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура , С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного…
18 февраля 2010, 15:45

Хиппи, молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Гранж, стилистическое направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal») и молодежная субкультура, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х - середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями - четыре сиэтлских коллектива: Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden. Эти группы известны как «Сиэттлская четвёрка». Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металлом и хард-роком. Эмо, субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как " День, моя собака поехала в город", болезненные юноши во всем мире решили носить свои волосы зачесанными набок, шейные платки, черная подводка для глаз, и джинсы, плотно облегающие ноги.
Панк, молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.
Chik, Этот стиль возрождается каждые несколько лет, причем последний из которых еще в полном разгаре, Джонни Депп и Джастин Тимберлейк – яркие представители, клетчатые брюки кроссовки и футболка заправленная в брюки. Рокеры, Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х – начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры – выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и «проблемных» семей. Одежды рокера – кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл – символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. Gansta, Gangsta Rap начал своё развитие в конце 80-х годов. Это направление берет начало в hardcore rap. Стиль gangsta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким, как и грубые небылицы рэпперов о городских непорядках. Иногда тексты отличались точным отображением реальности, а иногда это были просто наполненные преувеличениями комиксы. Это направление стало самым успешным в коммерческом отношении в истории развития hip-hop с конца 80-х до начала 90-х годов. В процессе своего становления gangsta rap стал причиной значительных разногласий, так как некоторые консервативно настроенные организации пытались запретить распространение альбомов этих музыкантов. Новые Романтические (Glam Rock), музыкальное движение, возникшее в Великобритании начала 80-х годов и (как часть новой волны) оказавшее заметное влияние на развитие английской поп-и рок-сцены. «Новая романтика» возникла как альтернатива аскетизму панк-культуры и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) "воспевала гламур". Масленок, отросток культуры Британского Teddy Boy – можно охарактеризовать так: Узкие джинсы, плотная Т-майки и причесанные назад волосы. Музыкальные автоматы, коктейль бар и путешествия в автомобилях.
Dandy Flapper, Dandy Flapper у девочек преобладал. Красная помада, волосы прилипли к голове с лаком и блестками, платья были на повестке дня у девочек, у мужчин только твидовый костюм с котелком.