Образ иудушки в произведении господа головлевы. "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде" (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"). Смотреть что такое "иудушка головлёв" в других словарях

Тема: Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Система образов-персонажей романа. Образ Иудушки.

Цель: - продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомить с романом «Господа Головлевы», его проблематикой, системой образов-персонажей; разобрать образ Иудушки;

Развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;

Воспитывать гражданственность и гуманизм, нетерпимое отношение к неправде и злу, пошлости жизни; формировать читательскую культуру.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Что посеет человек, то и пожнёт.

Из послания Галатам , Евангелие

    Верные и неверные утверждения.

-Мы познакомились с вами с биографией Салтыкова –Щедрина, начали изучать роман «Господа Головлевы». Вспомните и подтвердите или опровергните мои утверждения:

    Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее, где учился и Пушкин.

    Он знаменит своими лирическими стихами, сторонник «чистого искусства в поэзии»,

    Салтыков -Щедрин служил вице-губернатором Рязани и Твери, награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского за заслуги перед Отечеством.

    Был главным редактором журнала «Отечественные записки» после смерти Некрасова.

    За его роман «Господа Головлевы» Салтыкова – Щедрина сослали в Вятку.

    Знаменит как писатель-сатирик, написал более 30 сатирических сказок, несколько сатирических повестей и романов

    Главным героем романа «Господа Головлевы» является Угрюм-Бурчеев

    Попросил похоронить его на Волковом кладбище около Тургенева.

    Целью романа «Господа Головлевы» стало показать, что разрушение общества начинается с разрушения семьи.

    Составление кластера «Семья».

А что такое семья в вашем понимании. Давайте запишем ваши слова-ассоциации. Слайды презентации.

Семья

Внимание уважение

Ответственность забота

Любовь

Прощение взаимопомощь труд

Было ли это все в семействе Головлевых? Какие там царили отношения?

Вспомните, что мы можем рассказать об Арине Петровне? Главе семейства Владимире Михайловиче? Степке –балбесе? Павле? Для чего в 1 главе Арина Петровна собирает своих сыновей на семейный совет?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. - Сегодня мы более подробно поговорим с вами о главном герое этого романа – Иудушке Головлеве. Работа над романом, особенно над образом Порфирия Головлева, сопровождалась напряженными творческими исканиями. «Боюсь одного, - высказывает Салтыков-Щедрин свои опасения Некрасову в 1876 г., - как бы не скомкать Иудушку».

- Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась?

    Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что «Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя.

Во всей мировой литературе найдётся немного образов, по своему художественному совершенству равных образу Иудушки.

Чего больше в образе Иудушки: сатирического или трагического?

Какие мифологические и библейские мотивы использовал автор в произведении?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - Детство Порфирия

-Почему в детстве Порфирий вызывает смутное чувство у матери?

Почему его называют Иудушка, Кровопивушка и откровенный мальчик?

Как раскрывается характер персонажа в его портрете и речи?

Какое мифологическое поверье находит отражение в словах старца незадолго до рождения Порфирия? В чём его смысл?

(чтение стр. 117-118 хрестоматия, стр. 64 романа, стр. 71, 83, 117, 130, 177, 223)

Слайды 9-23 презентации

Иудушка производит впечатление очень религиозного человека, так ли это?

Иудушка убивает родных, обволакивая их сладкой, клейкой паутиной слов. Не случайно он часто сравнивается с пауком, который плетет паутину для своих жертв. А с пауком, как известно, в народном сознании связано представление о злом, темном начале, о дьяволе, искушающем человека.

2 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и братьями?

Какой библейский сюжет трансформируется в этих отношениях?

3 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и матерью?

Какой библейский сюжет находит отражение в этих отношениях?

Когда и за что мать прокляла его?

4 группа

Какой Порфирий Владимирович отец?

Какая евангельская притча преломляется в его отношениях с сыновьями? (стр.113, 124-125 романа)

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Составление таблицы «Образ Иудушки»

-Какие качества Порфирия можно назвать, как доминирующие?

Лицемерие

жадность

пустословие

равнодушие

Хитрость

«Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов»

Обратите внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка. Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти - замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок. Зловещие слова замаскировались, надели маску «приличности», «благодушия».

Иудушка = Иуда + душка

Тот, кто он на самом деле Тот, кем он прикидывается

(Тема предательства)

Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. Образ Иудушки Головлёва стал мировым типом предателя, лгуна и лицемера

Какие заповеди нарушает Иудушка? В душе Иудушки царствует жадность , несытая душа. Этот грех толкает его на преступление заповедей:

Почитай отца твоего

и мать твою

Не желай дома

ближнего твоего

Не убивай

Почему персонаж Салтыкова-Щедрина Иудушка, а не Иуда?

Почему совесть начинает мучить Порфирия в конце недели, с Великой пятницы на субботу?

Так или иначе, именно библейский код на последних страницах романа дает нам возможность прочитать глобальный сюжет романа. Щедрин не случайно говорит, что в душе Иудушки не возникли «жизненные сопоставления» между «сказанием», которое он услышал в Страстную Пятницу, и его собственной историей. Герой и не может провести такие сопоставления, но их должен сделать читатель. Впрочем, обратим внимание и на то, что Порфирий Владимирыч, которого называли не только «Иудушкой», но и «Иудой», сам себя именует Иудой единожды - именно перед смертью, когда он мысленно кается перед Евпраксеюшкой: «И ей он, Иуда, нанес тягчайшее увечье, и у ней он сумел отнять свет жизни, отняв сына и бросив в какую-то безыменную яму». Это уже не просто «сопоставление», но - отождествление.

Учитель: Герой приходит к разрыву с действительностью, с реальной жизнью. Иудушка становится выморочным человеком, страшным прахом, живым мертвецом. Но ему хотелось полного оглушения, которое окончательно упразднило бы всякое представление о жизни и выбросило бы его в пустоту. Здесь и возникает потребность в пьяном запое. Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть. Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность, обреченность его положения. Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства.

Гуманизм Салтыкова –Щедрина.

В трагической развязке романа наиболее отчетливо обнаружился щедринский гуманизм в понимании общественной природы человека, выразилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

Чтение стр. 134 хрестоматии

V . Подведение итогов. Этап рефлексии.

Напишите синквейн или пятистишье о главном герое Иудушке Головлеве

1)Иудушка

Лукавый, жадный

Пустословит, разоряет, убивает

Время собирать камни

Пустыня

2) Иудушка

Хитрый, бессердечный

Лицемерит, интригует, пустословит

Лицемерие истребляет всю сущность добродетели

Паук

Стратегия «Письмо родителям или своим будущим детям»

Что поняли вы сегодня на уроке, разобрав образ главного героя романа «Господа Головлевы»?

Какой должна быть настоящая семья?

К чему ведут нарушения Божественных заповедей и лицемерное отношение к родителям, детям и родственникам?

Напишите письмо своим родителям или будущим детям? О чем бы вы хотели сказать им? (зачитываю свое письмо к дочке Машеньке)

VI . Этап информации о домашнем задании:

Написать эссе «Покаянные слова Иудушки на могиле матери».

Средняя оценка: 5.0

Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде, гениальная находка автора.
Салтыков-Щедрин, создавая свой роман, ставил перед собой задачу: показать механизм разрушения семьи. Душой этого процесса был, без всякого сомнения, Порфишка-кровопивец. Само собой разумеется, что особое внимание автор уделял разработке именно этого образа, интересного помимо всего прочего и тем, что он постоянно меняется, вплоть до последних страниц, и читатель никогда не может быть уверенным в том, каким конкретно окажется данный образ в следующей главе. Портрет Иудушки мы наблюдаем “в динамике”. Увидев впервые несимпатичного “откровенного ребенка”, подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает. В этом имени звучит что-то удивительно подленькое, так верно выражающее внутреннюю сущность этого персонажа.
Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) — лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и не назовешь его политику в отношении родных), словом всё, что он делает, — сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Анниньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.
Но не только подобными “богоугодными” речами изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя всех до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые, приторные речи никого не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает. Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.
Есть в “Господах Головлевых” несколько сильных сцен, которые заставляют читателя почти физически ощутить состояние угнетенности от обволакивающих речей Иудушки. Например, разговор его с лежащим при смерти братом Павлом. Несчастный умирающий задыхается от присутствия Иудушки, а тот, якобы не замечая этих метаний, “по-родственному” подшучивает над братом. Жертвы Иудушки никогда не чувствуют себя столь беззащитными, как в моменты, когда его пустословие выражается в “безобидных” подшучиваниях, которым нет конца. Такая же напряженность чувствуется в том месте романа, где Аннинька, почти обессилев, пытается вырваться из дядиного дома.
Чем дальше длится повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства. Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки — страх перед уходом Евпраксеюшки, то есть боязнь нарушить раз и навсегда заведенный уклад жизни. Однако Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте. Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.
Весь жизненный уклад Иудушки — переливание из пустого в порожнее. Он считает несуществующие доходы, представляет себе какие-то невероятные ситуации и сам же решает их. Постепенно, когда не остается вокруг никого из живых, кого можно было бы заесть, Иудушка начинает изводить тех, кто является ему в воображении. Он мстит всем без разбору, неизвестно за что: попрекает мертвую мать, штрафует мужиков, грабит крестьян. Это происходит все стой же въевшейся в душу фальшивой ласковостью. Только можно ли сказать “душа” о внутренней сущности Иудушки? Салтыков-Щедрин не говорит о сути Порфишки-кровопивца иначе, как о прахе.
Конец Иудушки довольно неожидан. Казалось бы, как может покончить с собой себялюбец, идущий по трупам, скопидом, загубивший всю семью ради своей наживы? И тем не менее Иудушка, видно, начинает осознавать свою вину. Салтыков-Щедрин ясно дает понять, что хоть и пришло осознание пустоты, ненужности, но воскрешение, очищение уже невозможно, равно как и дальнейшее существование.
Иудушка Головлев действительно “вечный тип”, прочно вошедший в русскую литературу. Его имя стало уже нарицательным. Можно не читать романа, но знать это имя. Употребляется оно нечасто, но все-таки изредка слышится в речи. Безусловно, Иудушка — литературное преувеличение, скопище разнообразных пороков в назидание потомкам. Пороки эти в первую очередь — лицемерие, пустозвонство, никчемность. Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента. Как ни преувеличен этот персонаж, но изъяны его — людские, невымышленные. Именно поэтому тип пустозвона вечен.

См. также: Худ.фильм «Иудушка Головлёв» (по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедри на «Господа Головлёвы», Реж: А. Ивановский, СССР, 1933 г.).

Головлев Порфирий Владимирович (Иудушка) — один из главных героев романа «Господа Головлевы». Отдельные черты его характера — елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность — ранее были намечены в образах Фурначева («Смерть Пазухина», 1857), Яшеньки (героя одноименной повести, 1859), Сенички и Митеньки (рассказ «Семейное счастье», 1863). Как эпизодическое лицо фигурировал в очерке «Непочтительный Коронат» из цикла «Благонамеренные речи», куда первоначально входили главы будущего романа. Прототипами Иудушки в определенной мере послужили отец писателя Е. В. Салтыков и в особенности старший брат Дмитрий Евграфович по прозвищу Иудушка. «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы?» — писал Салтыков матери, О. М. Салтыковой, незадолго до начала работы над романом, 22 апреля 1873 г.

Порфирий Владимирович — средний сын Владимира Михайловича и Арины Петровны Головлевых. Накануне его рождения юродивый Порфиша-блаженненький на вопрос матери, кого ей Бог даст, «пробормотал: — Петушок, петушок! востер ноготок! Петух кричит, наседке грозит; наседка — кудах-тах-тах, да поздно будет!». Еще в детстве герой был прозван братом Степаном Иудушкой, кровопивушкой и откровенным мальчиком (то есть наушником). Был любимцем матери, несмотря на возникавшие у нее иногда подозрения на его счет, и сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения — Головлево. В дальнейшем, сохраняя личину крайней почтительности, «петушок» выжил «наседку», а после смерти брата Павла унаследовал и его Дубровино, став одним из богатейших помещиков в округе.

Однако здесь, на вершине преуспеяния, обнаруживается, по выражению автора, «пустоутробие» Иудушки из романа «Господа Головлевы», обретшего «полную свободу от каких-либо нравственных ограничений», лишенного естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдающего лишь формальность. Примечательна сама его речь, изобилующая приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, умиленными восклицаниями и уменьшительно-ласкательными словечками: «Лежи себе хорошохонько... я водички подам... и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью». Мнимый святоша, он всего лишь «отлично изучил технику молитвенного стояния», но дух и суть христианства ему глубоко чужды. Призывая близких жить и поступать «по-родственному», он безжалостно обирает их, отказывает в помощи даже собственным детям, фактически становясь виновником их гибели. Разглагольствуя о морали, сожительствует с экономкой Евпраксеюшкой, а ребенка от нее спроваживает в воспитательный дом; делает недвусмысленное гнусное предложение племяннице, кощунственно ссылаясь при этом на «веление свыше».

На тридцатилетней службе в петербургском департаменте Порфирий Владимирович «приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтоб хотя одна минута его жизни оставалась свободна от переливания из пустого в порожнее». Его деятельность после отставки по-прежнему имела лишь «внешние формы усидчивого, непосильного труда» (таково было заведение «очень сложной отчетности»). И это стремление довольствоваться формой, минуя существо дела, постепенно уводило «прочь от действительной жизни на мягкое ложе призраков», удовлетворявших его «болезненную жажду стяжаний» и доходивших до бреда наяву (разговор с воображаемым мужиком Фокой) и «какой-то неистовой фантастической оргии» цифр мифических доходов и картин ловких финансовых и хозяйственных операций. «Запой праздномыслия» в конце концов сменился настоящим запоем, когда возвратившаяся в Головлево после краха своей артистической карьеры Аннинька стала донимать дядю напоминаниями обо всех «головлевских умертвиях и увечиях», виновником которых он оказался.

При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Иудушка впервые чувствует и чужую боль («Бедная ты! бедная ты моя!»), и свою вину перед всеми. В смятении и запоздалом раскаянии он, полуодетый, отправляется зимней ночью на материнскую могилу и по дороге замерзает. В его образе, написанном в отличие от героев многих других щедринских произведений в строго реалистической манере, отразились не только черты, типичные для пореформенного русского дворянства (неумение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, упования на возврат «старого доброго времени», фантастические проекты обогащения), но далеко выходящие за пределы конкретной социальной среды и эпохи. Так, в одних мемуарах о Крымской войне 1854—1855 гг. говорилось, что «император Николай... вел ее на бумаге. Бумага говорила ему о составе армии и распорядительности командующих, бумага платила продовольствие и жалованье. Эта бумажная система вытеснила действительную». Образ получил самое широкое хождение в последующей отечественной публицистике разных направлений — от Вл. С. Соловьева (см его статью «Порфирий Головлев о свободе и вере») до В. И. Ленина, также прибегавшего в полемике к использованию фигуры щедринского героя.

Образ Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жизни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев - один из членов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иудушка стал сначала полновластным хозяином поместья Головлевых, затем - имения брата Павла. Завладев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

жалости к сыновьям, внучкам-сиротам, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут ввести в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыновья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опасность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

«сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустословия - разного рода афоризмы, послвицы, религиозные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, когда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нормы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сыновья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал - сам и выпутывайся», которые принимались как «камень, поданный голодному человеку». В итоге - Владимир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонечку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Раскрывая образ Иудушки - «кровопивца», защищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нравственные принципы крепостнического общества. Показав в последней главе романа «пробуждение одичалой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает современников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жиз-ни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле-нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыно-вей. «Порфирий Владимирович известен был в семей-стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая ха-рактеристика дана автором уже в первой главе рома-на. Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш-ки, показывают нам, как формировался характер это-го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель-ностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по-лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу-душка стал сначала полновластным хозяином поме-стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За-владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессер-дечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать не-смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро-там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве-сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Ли-цемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыно-вья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опас-ность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьяни-на, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустосло-вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз-ные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделы-вать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, ко-гда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нор-мы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сы-новья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал — сам и выпутывайся», которые принимались как «ка-мень, поданный голодному человеку». В итоге — Вла-димир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонеч-ку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос-подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис-кренне считая себя поборником правды.

Раскрывая образ Иудушки — «кровопивца», за-щищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нрав-ственные принципы крепостнического общества. По-казав в последней главе романа «пробуждение одича-лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со-временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.