Литературные викторины и загадки для дошкольников. «Викторина по художественным произведениям для речевого развития детей старшего возраста. Викторины для дошкольников: по сказкам и ПДД. Литературные викторины для дошкольников

Материал может быть использован воспитателями старших групп как развлечение, проводимое во вторую половину дня. В викторине использованы разнообразные игры, иллюстрации для закрепления у детей знаний о различных сказках.

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Необходимый материал: кроссворд, нарисованный на бумаге; картинки с изображением атрибута сказки; иллюстрации Красной Шапочки, Колобка, Машеньки, Медведя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по сказкам. Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай сказку» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю.

Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он - не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке.

Начались тут приключенья:

Серый заяц тут как тут,

Да волк зубастый и опасный

Нашего героя ждут.

И медведь уж на подходе,

Все ревёт на беглеца.

Обманул их беглец румяный,

Тут навстречу ему лиса.

Притаилась глуховатой,

Стала ласкова к нему.

Говорит: «Сядь на нос, милый.

Что поёшь ты? Не пойму.»

Сел беглец лисице на нос,

А лисица его «Ам».

Поделом тебе, румяный,

Виноват во всём ты сам! (Колобок)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

Лисичка - сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика - трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

Ребята, пора нам отправляться на вторую станцию . На этой станции нам предстоит разгадать сказочный кроссворд

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующее наша станция - «Угадай из какой это сказки?» . Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

(Воспитатель показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Дырявый и заплатанный кафтан (Сказки про Алдара Косе)

Воспитатель : - Давайте с вами отправимся на следующую станцию , в которой мы будем сочинять сказку. (Воспитатель предлагает детям игровой приём из ТРИЗа «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути - это Красная Шапочка, Колобок, Машенька, Медведь. Сочините с их участием сказку.

Какие интересные сказки у вас получились. Вы настоящие фантазёры!

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины - «Сказки перепутались».

«Жила - была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать .

Однажды медвед ь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте , всех впускайте .

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом .

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем .

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь , попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель : - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей подготовительной группы детского сада

Литературная викторина «В гостях у сказки».


Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
прививать любовь к устному народному творчеству;
развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;
способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование:
загадки о сказках и сказочных героях:
разрезные картинки по сказкам;
раздаточные карточки по сказкам
фишки;
книги со сказками для оформления

Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Ход викторины:

Ведущий: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши участники поделятся на 4 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда, которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.
Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах.
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку - Косолапый?
Медведь.....
5. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути...
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные

Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.

Царевна-мушка
По кошачьему велению
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок - золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками (Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!

Татьяна Ерошенко
Познавательно-речевая викторина для старших дошкольников «По страницам художественных произведений»

Цель:

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

Задачи.

Образовательные:

1. Закрепить, расширить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, их авторов, формировать запас литературных художественных впечатлений.

2. Обогащать активный словарь детей.

Развивающие:

1. Развивать речь, умение быстро отвечать на вопросы.

2. Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, память, воображение, образное восприятие, творческое мышление.

3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к книгам.

Воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный настрой на участие в познавательно-речевой викторине.

2. Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

3. Воспитывать у детей желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Предварительная работа:

1. Чтение и слушание в аудиозаписи сказок с беседами по содержанию.

2. Оформление тематической выставки книг.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Материал и оборудование:

ПК, экран, проектор, презентация РР, костюм сказочницы для педагога, стенд с книгами русских сказок.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход викторины:

СЛАЙД 1

Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, их встречает логопед в костюме сказочницы.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Прекрасная, я - сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вы любите сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

«Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру! И прилежному труду.

Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить»

Со сказками вас знакомят с самого раннего детства. Вам ваши родители и воспитатели их всегда читают. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного.

Итак, в нашей викторине сегодня участвуют две команды; в каждой свой капитан. Капитаны представьте свои команды!

Команда «Знайки»

Наш девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»

Команда «Почемучки»

Наш девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаем, Книгу в руки мы возьмем и ответ узнаем!»

Логопед: А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

Вопросы надо слушать внимательно; друг другу не мешать, отвечать будет по очереди каждая команда;

За правильный ответ будет начисляться один бал, но если команда ответит не правильно или не даст ответа, тогда право ответа переходит ко второй команде;

Победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше очков.

Разрешите представить вам наше уважаемое жюри: …

Жюри будет оценивать ваши знания детских литературных произведений. За каждый правильный ответ на вопрос команда получит 1 балл.

Отправляемся, друзья, В чудо сказку – вы и я!

Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!

Внимание!

СЛАЙД 2 По иллюстрации узнать сказку:

СЛАЙДЫ 3-14

СЛАЙД 15 Посмотри и отгадай!

Сейчас на экране будут появляться картинки с изображением предметов. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы. На картинку посмотрите, Сказку быстро назовите.

СЛАЙДЫ 16-21

Корыто - (Сказка о рыбаке и рыбке)

Полено – (Приключения буратино)

Яйцо золотое – (Курочка Ряба)

Тыква карета – (Золушка)

Умывальник – (Мойдодыр)

Замок – (Снежная королева)

СЛАЙД 22 Путаница

Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал: Вы сможете их отгадать?

Дайте правильное название сказок или героев.

Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)

По собачьему велению (По щучьему велению)

Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (братец Иванушка)

Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)

Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)

Баба Бяка (Баба Яга)

Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)

Пашенька и медведь (Машенька и медведь)

Гуси-вороны (Гуси-лебеди)

Молодцы, ребята, справились с заданием, все перевертыши отгадали. Чтобы немного отдохнуть, мы с вами поиграем в игру-сказку. Но сначала отгадайте загадку: На сметане был мешен В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок).

СЛАЙД 23 Физминутка «Колобок»

Жили – были дед и баба на полянке у реки

И любили очень – очень На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, Бабка тесто замесила,

Ну а маленькая внучка Колобок катала в ручках.

Вышел круглый, Вышел гладкий, И румяный он, и сладкий…

Мышка по полю бежала, Колобочек увидала:

«Ах, как пахнет колобочек, Дайте мышке хоть кусочек!»

А мы спрячем колобочек И закроем на замочек!

СЛАЙД 24 Блицтурнир (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

1 команда

1) Весёлый мальчик-луковка (чипполино)

2) Что потеряла Золушка? (туфельку)

3) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)

4) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

5) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)

2 команда

1) Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

2) Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»? (Мочалку)

3) Кого поймал старик неводом? (Золотую рыбку)

4) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)

5) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

СЛАЙД 25 Отгадай загадку, увидишь отгадку

Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки, отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

СЛАЙДЫ 26-31

1) В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).

2) Много серебра и злата В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

3) Красна девица грустна, Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

4) Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).

5) Он хозяина любил, Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах)

6) Что за странный Человек деревянный

На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

СЛАЙДЫ 33, 34 (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)

Вот и подошла к концу наша викторина. Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Понравилось вам путешествовать по стране сказок?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

СЛАЙД 35 Подведение итогов:

Председатель награждает команду-победительницу и всех участников конкурса медалями.

Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит,

Сказка обязательно отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу под музыку).

Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»

Цель:
- Закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера

Интеграция :
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.
Предварительная работа :чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент : дети делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Материал: аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.
Ход викторины:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу.
Здравствуйте ребята! Скажите ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Сказочники» и команду – «Волшебники».Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог.
И так начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс «Разминка»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
12. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
14. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
2 конкурс «Узнай сказку по описанию»
Молодцы вижу что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

5.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»

8. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
«Колобок»

9. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»

10. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки».
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки, и из какой он сказки к нам пришел. (На экране телевизора показываются слайды) Ребята отгадайте про кого загадка

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга).
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ минутка «Баба Яга». (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба», «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят», «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка», «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк», «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью», «Пузырь, соломинка и ботинок».
5 конкурс «Угадай сказку»
Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам).
6 конкурс «Назови волшебный предмет»
Ребята посмотрите на экран телевизора назовите сказочный предмет и в чем его сила.
На экране появляются предметы:
Рукавичка, ковер – самолет, сапоги - скороходы, зеркало, метла, волшебная палочка, клубок, хрустальная туфелька, золотой ключик, золотое яичко, рыба кит, карета из тыквы.
Молодцы, все назвали и ответили.
Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат.
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям.
Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«Путешествие в страну сказок»


Задачи:



Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну сказок»

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях.
Задачи:
1. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью викторины «Путешествие в страну сказок».
2. Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.
3. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление.
4. Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.
5. Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками, использование ИКТ.


Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.


Методические приёмы:
Наглядная: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.
Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.
Практическая: игровые ситуации, музыкальное сопровождение.


Ход игры – викторины.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Королева Сказок. Добрый день! Я королева Сказок. Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на праздник находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие в страну творчества, фантазии и сказок.
И так, за красный стол приглашается команда «Знайки». За синий стол - команда «Почемучки». Соревнование будет оценивать жюри (педагоги). За судейский столик приглашаются: … За каждый правильный ответ команда получает один флажок. В конце викторины жюри подведет итоги.
Приветствие команд.
«Знайки» - Девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить! »
«Почемучки» - Девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю,
Книгу в руки я возьму и ответ узнаю!
Дети, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. «Волшебная книга» хочет предложить вам весёлую игру, во время которой мы вспомним героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
Королева Сказок. Ну, что, готовы? И так, начнем! Первое задание «Отгадайте загадки»
Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Кувыркались, забавлялись,
Петушку не помогали.
«Только не я! », «Только не я! »,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!
Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)
Был у деда он, у бабы,
Стало скучно на окне
Покатил через ухабы,
В лес дремучий вдалеке.
Начались тут приключенья:
Серый заяц тут как тут,
Да волк зубастый и опасный
Нашего героя ждут.
И медведь уж на подходе,
Все ревёт на беглеца.
Обманул их беглец румяный,
Тут навстречу ему лиса.
Притаилась глуховатой,
Стала ласкова к нему.
Говорит: «Сядь на нос, милый.
Что поёшь ты? Не пойму. »
Сел беглец лисице на нос,
А лисица его «Ам».
Поделом тебе, румяный,
Виноват во всём ты сам! (Колобок)
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живёт непростая старушка.
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)
Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
Королева Сказок. 2 конкурс
Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас! »
(слайды с иллюстрациями сказок) .
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению») .
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят») .
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка») .
4. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я. Маршак «Кошкин дом») .
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро «Красная Шапочка») .
6. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка «Три поросёнка») .
7. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») .
8. Поперёк моря-океана лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра врыты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит.
(П. П. Ершов «Конёк-Горбунок») .
9. Но однажды корнеплод
Все тянули - градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла.
(Русская народная сказка «Репка») .
10. «Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели».
(«Цветик –семицветик»)
Королева Сказок.
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Королева Сказок:
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас! »
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним.
Варианты загадок
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди» На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка» Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка» Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»
Почтальон Печкин: (постучавшись, входит) .
Здравствуйте! Я принес вам телеграммы.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
Печкин. Ребята, а у меня для вас есть еще задание.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Сосчитать героев в сказке
- “Репка” (6) “Машенька и медведь” (4)
- “Колобок” (7) “Курочка Ряба” (4) (слайды)
Кому принадлежат слова:
- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (колобок)
- Не садись на пенек, не ешь пирожок… (Машенька)
- Мы с тобой одной крови: ты и я! (Маугли)
- Я – само совершенство! (Мэри Поппинс)
Кто виноват?
- кто разрушил теремок? (медведь)
- кто разбил золотое яичко? (мышка)
- кто украл Иванушку и Аленушки? (гуси)
- кто съел бабушку Красной Шапочки? (волк)
Задание «Назови сказку правильно»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван –царевич и зеленый волк»
«Плавучий корабль»
«Царевна – индюшка» «Волк и 7 тигрят»
«По собачьему веленью»
«Гуси – вороны»
«Пашенька и медведь»
Королева Сказок. Мы будем рассказывать и показывать сказку. А вот какую?
Догадайтесь сами. Сядем рядком да поговорим ладком.
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
(Мышь.)
Летом в болоте Вы ее найдете.
Зеленая квакушка -
Кто это?
(Лягушка.)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Посмотрите на наших зверей. Догадались, какую сказку мы будем показывать? Совершенно верно - «Теремок».
Драматизация сказки.
Стоит в поле теремок-теремок,
Как по полю-полю, Мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Мышка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Королева Сказок: Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Дети:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю Лягушка бежит,
У дверей остановилась, стучит.
Лягушка. Кто-кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живёт?
Воспитатель: Стали жить они вдвоём.
Аналогично вводятся в сценарий Зайка, Лисичка, Волк, Медведь.
Воспитатель: Молодцы! Построили себе новый Теремок, живут наши герои в теремке дружно, весело. Вечерами пьют чай, по утрам делают зарядку.
Королева Сказок.
Задание называется «Доскажи стихотворение… ». Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы должны будете досказать его полностью. Будьте внимательны!
- Уронили мишку на пол…
- Идет бычок, качается…
- Зайку бросила хозяйка …
- Я люблю свою лошадку…
- Нет, напрасно мы решили…
- Наша Таня громко плачет…
Ребята, а кто написал все эти стихи? Агния Барто.
- Молодцы, ребята! За каждое правильно прочитанное стихотворение я вручаю вам флажок.
Почтальон Печкин. задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.
Почтальон Печкин. Передаю вам привет от всех сказочных героев и угощаю вас сказочным сюрпризом. Сладкое любят все дети на свете. Я подарю вам всем по конфете. (Раздает конфеты.)
Королева Сказок: Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте выслушаем наше жюри. И посчитаем флажки.
Продолжайте, дети, любить сказку. Успехов вам!
Дети строятся паровозиком и под песню «Голубой вагон» уезжают в группу.