Лев давыдычев о мальчишеской дружбе. Лев Давыдычев – избранные цитаты Сценарий мероприятия по творчеству давыдычева

Урок – игра по произведению Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника»

"... самое трудное на свете -

не делать глупостей..."

Л. Давыдычев

Демидова Ирина Борисовна

Место работы, должность:

СОШ №1, зав. библиотекой

Пермский край, г. Чайковский

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное образование

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

вызвать интерес к чтению произведений пермских авторов

Используемое оборудование:

Медеопроектор, проекционный экран.

Краткое описание: Две части урока: 1.Виртуальная с использованием CD . 2. Игровая.

деление на команды, вопросы по повести, за правильные ответы выдаются жетончики. В конце подведение итогов.

    Виртуальная часть

Начинается урок с посещения виртуальной гостиной Льва Ивановича (используется диск «Друзья мои приятели и все, все, все…» по творчеству Л.Давыдычева). Посещение видео салона: просмотр документального фильма «Душа не на своем месте» (5-6 минут до отрывка из кинофильма). После просмотра задаются вопросы по фильму:

    Где родился Лев Иванович? (Соликамск)

    Кто привил любовь к книгам? (мама)

    Какое произведение принесло Льву Ивановичу мировую славу? («Жизнь Ивана Семенова»)

Затем можно посетить галерею – посмотреть фотоматериалы. После - Игровую комнату: ответить на вопросы викторины№1.

Попрощаться с виртуальной гостиной и продолжить игру.

    Игровая часть.

    Портреты некоторых героев повести мы с вами угадывали в игровой комнате виртуальной гостиной. Но создатели диска кое о ком забыли. Эти герои тоже сыграли немалую роль в приключениях Ивана Семенова. Вот их портреты - угадывайте:

«… Смешной это был пес. Засоня,.. просыпался он только для того, чтобы поесть и почесаться…»

(Былхвост)

«..Выгнув спину дугой, двигалось чудовище – черное, безухое, трехногое …»

(Бродячий кот Бандюга)

    Что за слова: БАКАНОМ, ГАСТРОЛЕЯ. Ребята, кто сможет объяснить? (Иван по дороге в школу читал вывески и потом переставлял и складывал слоги, получались новые слова) – использовать презентацию для наглядности.(Слайд 2).

    Иван Семенов очень любил болеть, хотя был очень здоровым мальчиком. Почему? (не ходил в школу). Что с ним происходило при виде врача? (Застонет, глаза закатит и не шевелится).

    «Я зайка» - Объясните эти слова Ивана. Что он хотел сказать?

(…что он заика, болезнь у него такая) – (презентация – слайд 3)

    Иван Семенов после очередного нагоняя сказал друзьям: «Хватит. Точка. Не могу больше так жить. Буду проситься на пенсию. Сегодня же напишу заявление…». Каждая из команд получает копию письма Ивана. Задание – исправить ошибки Ивана.

    Вспомнить, о чем мечтал главный герой (презентация: картинки – ответы. Слайды 4,5)

1 мечта

«Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась. Пришел бы он в класс, спокойненько бы сел на свое место, отвинтил бы свою собственную голову и спрятал бы ее в парту. Идет урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить…»

2 мечта

«Вот если бы за один день выучить все учебники за все классы! …»

3 мечта

«…Придумать бы такую специальную ручку, чтобы сама уроки делала! Колпачок бы с нее снял, положил бы ее на тетрадь – и поехали! Вжик- вжик, чик-чирик – готово домашнее задание…»

    Узнай эпизод. На слайдах 7-9 иллюстрации к повести. Необходимо объяснить, какой эпизод проиллюстрирован.

    «… у подъезда стоит голубая «Волга». Дяденька Артист распахивает дверцу, Иван садится на переднее сиденье рядом с шофером и говорит подбежавшей Аделаиде:

Еду выступать по телевидению…»

    Иван с друзьями играл в шпионов. Иван спрятался в квартире №16. Дверь захлопнулась, и он не смог выйти… «…В комнату вошли двое.

Пистолет на стол! Так… Давно заброшены сюда?..»

    Иван пришел к Аделаиде, хотел вернуть золотой зуб, но вышла мама А..

«- Вот! – крикнул он радостно и протянул в щель между досками руку. Мамаша схватила зуб левой рукой, а правой - руку Ивана, спросила:

Второй где?..»

    Конкурс театральный. Предлагается реквизит: черные очки, соломенная шляпа, пистолет, веревка, кепка. После показа: презентация – ответы. Сдайды 10-12.

    Показать шпиона: «…странного человека в пиджаке с поднятым воротником и в соломенной шляпе. Глаза его прятались за темными очками, руки были засунуты в карманы.»

    Показать Ивана – Лунатика (тренировка)

    Показать, каким способом Иван пытался достать свою фуражку, которую уронил в лужу.

    Какую оценку получил Иван Семенов за самостоятельно сделанное домашнее задание.(3+5, 8)

    Кого так звали – ГОЛОВА МОЯ ПЕРСОНА (Дед с собакой Былхвостом)

    Какое событие стало для Ивана поворотным? Когда он решил взяться за ум?

(1. выступление на телевидении, 2. Аделаида расскажет всем, что он УО )

    Главный враг Ивана Семенова, который никак не позволял Ивану стать самостоятельным. (его лень, бабушка - Слайд 13)

Слайд 14 – памятник Ивану Семенову.

    Заключение.

Подведение итогов.

Обратить внимание на книжную выставку произведений Л. Давыдычева, которые есть в школьной библиотеке.

Веселые повести и рассказы нашего земляка обошли всю страну. Они завоевали сердца и детей, и взрослых. Каждая книга этого писателя – радостный праздник для всех, кто любит читать. Ребята, только намотайте себе на ус один совет: читая веселые повести Льва Ивановича Давыдычева, улыбаясь во весь рот, думайте, вглядывайтесь, соображайте. В них много серьезного, Есть там очень ценные для вас уроки, которые обязательно пригодятся в жизни, - только их надо заметить.

Литература.

    Давыдычев Л.И.. Жизнь Ивана Семенова. Лелишна из третьего подъезда: Повести. – Пермь: Кн. изд.,1990.- 279 с.

    Друзья мои приятели и все, все, все…: CD / Перм. Обл. дет. Библиотека им. Л.И. Кузьмина.- «Литературное Прикамье детям: Золотая коллекция»

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

ЛЬВА ИВАНОВИЧА ДАВЫДЫЧЕВА

Выполнила Тарутина Дарья

Ученица 4 «Г» класса

Средней школы № 3

г. Березники Пермского края

Учитель

Ященко Татьяна Викторовна

г. Березники 2009

Постановка проблемы.

Пермский край – это наша родина, а пермские писатели родились здесь, жили и писали свои замечательные произведения. Лев Кузьмин, Владимир Воробьёв, Евгений Пермяк, Лев Давыдычев.

Я выбрала тему проекта «Жизнь и творчество Льва Ивановича Давыдычева». Во-первых, нам в первом классе подарили книгу Давыдычева «Руки вверх или Враг № 1», а во-вторых, когда я читала книги этого автора, то они мне очень понравились.

Я поставила перед собой цель : больше узнать самой об этом замечательном писателе, заинтересовать ребят своего класса творчеством Давыдычева, создать электронную презентацию о жизни и творчестве Л.И.Давыдычева, провести викторину.

Задачи:


  • найти биографические и автобиографические материалы о жизни и творчестве Л.И.Давыдычева

  • собрать информацию о творчестве писателя и изучить ее;

  • прочитать книги Л.И.Давыдычева;

  • оформить информационную книгу;

  • совместно с учителем сделать электронную презентацию;

  • представить защиту классного проекта на общешкольной конференции.

  1. Проект я начала с посещения школьной библиотеки и сразу столкнулась с определёнными трудностями, так как материалов биографии в школьной библиотеке не оказалось.

  2. Тогда я обратилась к учителю, прочитала книги, которые она мне посоветовала.

  3. Сходила в детскую библиотеку, в библиотеку «Уралкалия» и другие.

  4. Искала нужную информацию в интернете: факты биографии, портреты, фотографии.
Потом перечитала его произведения. Задумалась о том, почему эти произведения такие необычные.

Итогом моей работы стала информационная книга о жизни и творчестве пермского писателя Л.И.Давыдычева, затем, когда ребята моего класса перечитали книги Давыдычева, я провела викторину по одному из его произведений «Жизнь Ивана Семёнова».

Биография

Давыдычев Лев Иванович родился 1 января 1927 года в городе Соликамске Пермской области . С 1939 года жил в Перми, окончил семилетнюю школу. А с 1941 по 1945 год учился в нефтяном техникуме на геологическом отделении, где сделал первые шаги в своей литературной деятельности, был редактором газеты геологов «Побежалось», сатирическом журнале «Псевдоморфоза по Крокодилу», в котором, как пишет его соученик по техникуму Матвеев, доставалось не только учащимся, но и преподавателям. После окончания техникума, год проработал оператором на нефтепромысле в городе Краснокамске. И там вскоре написал свое первое произведение «Бутылочка нефти», которое было напечатано в одном из пермских журналов. В 1946 он поступил на историко-филологический факультет Пермского государственного университета. 1946 год стал началом журналистской деятельности Л.Давыдычева. Он – репортёр пермских газет «Звезда» и «Молодая гвардия». А в 1952 г. Выходит его первая книжка для детей «Волшебник дачного посёлка». «Начал писать со сказок, так как казалось, что сказки писать легче всего…много позже понял, что это труднее всего», - говорит автор.

В 1959 году в Перми выходит книга рассказов Л.Давыдычева «Чужой чемодан». Наиболее удачные из них (по мнению критиков) – «Девочка с тремя косичками», «Рёва». В рассказе «Рёва», пожалуй, впервые юмор становится тем средством, которое ненавязчиво воспитывает читателя.

В день своего шестидесятилетия (1января 1987 г.) в газете «Звезда» Л.И. Давыдычев рассказывает: «На встречах с читателями меня постоянно спрашивают, сколько же моих книг напечатано. А я никогда не считал. А вот перед 60-летием решил всё же. И у меня получилось 45. Но это изданий и переизданий. А в чистом виде – пятнадцать . Получается по два года работы на книгу. Это в среднем. Быстрее не получается».(1, 135)

Лев Давыдычев известен нам, прежде всего, как детский писатель. «Жизнь Ивана Семёнова», «Лёлишна из третьего подъезда» - эти названия сразу всплывают в памяти, когда слышим его имя. По его произведениям сняты мультфильмы, кинофильмы, сделаны театральные постановки. Произведения Давыдычева изданы не только в России, но и в Венгрии, Польше, Чехословакии, в Болгарии.

По повести Л.Н. Давыдычева «Руки вверх! Или Враг №1 » режиссером Владимиром Грамматиковым в 1981 году снят музыкальный фильм. В нем снимались такие известные актеры: Георгий Вицын, Татьяна Пельтцер, Ирина Муравьева и другие. Фильмы Грамматикова в свое время были признаны лучшими в разделе детских и юношеских фильмов на международном фестивале в Москве и Сан-Себастьяно, а «Руки вверх! Или Враг №1», по единодушному признанию критиков, лидировал на всесоюзной неделе детского кино в Минске.

Л.И.Давыдычев неоднократно избирался ответственным секретарем Пермской областной писательской организации, был членом правления Союза писателей РСФСР. За плодотворную литературную деятельность награжден медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина". В 1971 году награжден орденом "Знак Почета", в 1977 году - Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1985 г. Писателю присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Лауреат областной премии имени Аркадия Гайдара.

Портрет Л.И.Давыдычева украшает фойе Пермской Областной Детской Библиотеки им. Л.И. Кузьмина (написал портрет заслуженный художник России, пермский художник Станислав Ковалёв).

24 ноября 1988 года Л.И.Давыдычева не стало. Он умер от инфаркта. Не выдержало сердце той нагрузки, которая сопутствовала его творчеству.

2007 год в Пермском крае – был ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ Л.И.ДАВЫДЫЧЕВА.

9 октября 2008г. была установлена памятная доска на здании краевого отделения Союза писателей России (ул. Сибирская, 30) с надписью: "В этом доме в XX веке работали писатели : Виктор Астафьев, Владимир Воробьев, Михаил Голубков, Лев Давыдычев , Николай Домовитов, Лев Кузьмин, Лев Правдин, Владимир Радкевич, Алексей Решетов".
Инициаторами установки доски стали учащиеся 10 "Б" класса пермской гимназии.

Каковы же особенности произведений Давыдычева?


  1. С каждым новым произведением юмор становится всё более и более сильной стороной творчества Л.И.Давыдычева.
Сказка «О мышке с золотым хвостиком, о мышке с серебряным хвостиком и о мышке, у которой хвостика совсем не было» начинается с диалога, который уже читать смешно:

« Зашёл я в зоологический магазин, спросил:

Тигры есть?

Вчера всех продали,- ответил продавец, - теперь до нового года придётся ждать.

Долго, - сказал я, - а есть какие-нибудь интересные звери?

Сколько угодно. Вот ежи.

Нет, ежа мне не надо. Вдруг не замечу и сяду на него? Мне бы зверя помягче».

Настоящее мастерство писателя проявилось во всех его последующих книгах. Так, например, в книге об Иване Семёнове было очень много смешных моментов.


  1. В полном названии произведения «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии» 31 СЛОВО! И в этом – ещё одна особенность творческой манеры писателя. Повесть об Иване Семёнове была закончена в 1961 году, а через четыре года готова новая – «Лёлишна из третьего подъезда, или повесть о доброй девочке, храбром мальчике, укротителе львов, двоечнике по прозвищу Пара, смешном милиционере и других интересных личностях, перечислить которых в названии нет никакой возможности, потому что оно и так получилось слишком длинным» (38 слов).
В 1969 году закончена повесть «Руки вверх! Или враг №1», в полном названии которой 59 слов!

  1. А ещё Давыдычев большой выдумщик. Если он хочет сказать что-то очень важное, то придумывает необычную строчку . Иногда буквы располагаются столбиком, иногда по диагонали, ступеньками, врассыпную, справа налево. Отдельные слова в произведениях записаны с повторением букв или слогов. Приведём несколько примеров:

  1. Иван девочки не заметил, запнулся об неё и полетел кувырком, считая головой ступеньки.
    Стук!
    Стук!
    Стук!
    Стук!

  2. ОСТАВИЛИ ИВАНА во втором классе
Н А В Т О Р О Й Г О Д!

  1. Под пры

как ра до вал ся!


  1. Ужас!
    Иван проспал!
    ИВАН ПРОСПАЛ!!!
    ПРОСПАЛ ИВАН!!!

  • Читатель обязательно перечитает так оформленную мысль, потому что понимает: автор подчёркивает необычность ситуации.

  • До Льва Ивановича никто так самозабвенно не играл в прозе строками и шрифтами, знаками препинаний (по крайней мере, в Перми). И вот в 1962 году Пермское книжное издательство, изрядно помучившись с непривычной вёрсткой, выпустило в свет книгу об Иване Семёнове.

  • Ее издавали в Вильнюсе, Варшаве, Праге, Киеве, в Москве, в Перми еще три раза (последний раз - в 2004 году).

Краткая история создания фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова»

В начале 1960-х годов пермский писатель Лев Давыдычев написал повесть лихую по форме и дерзкую по содержанию. Одно название чего стоит - "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника".

В 1966 году на Пермском телевидении сняли художественный фильм под названием "Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова - второклассника и второгодника".

Режиссер: Константин Березовский.

Сценарист: Лев Давыдычев.

На главную роль выбрали обыкновенного пермского мальчишку –

Вову Воробья. Хотя он совсем не похож на Ивана Семёнова из книги.

По книге Иван Семёнов - долговязый. Невысокий Владимир Воробей не сразу понравился режиссёру Березовскому, но Лев Давыдычев сразу утвердил его на главную роль, как только увидел. Кстати, Владимир, в отличие от своего персонажа, был отличником и занимался спортом, играл в городской команде в турнирах "Кожаный мяч" и "Золотая шайба". Сначала планировали гримировать Ивана точно по книге, в том числе рисовать веснушки. Однако, от этого отказались, персонаж и так получился колоритным.

Фильм получился удачный.

Вовка Воробей обрёл пожизненную славу. Сорок три года прошло, но до сих пор Владимира Вацлавовича приглашают в школы и библиотеки пообщаться с детьми и учителями, рассказать о съёмках уникальной пермской киноленты.

"Идея снять фильм про Ивана Семенова на Пермской студии телевидения возникла сразу же после выхода в свет повести Льва Давыдычева. Однако у пермских телевизионщиков в то время опыта съемок полнометражного кино не было. Впрочем, как и у режиссера Константина Березовского, приехавшего работать на Пермскую студию телевидения из Уфы. Но прочитав сценарий, а затем и саму книгу, Березовский согласился работать над фильмом, поставив единственное условие - дать ему год на подготовку юных актеров. Каждую неделю на студии телевидения ребят обучали актерскому мастерству, а полученные навыки закрепляли с помощью телевизионных спектаклей. Большинство ребят позже сыграли в "Иване Семенове".

На экраны первый пермский полнометражный фильм вышел 1 апреля 1966 года. Тогда же он стал лауреатом на Первом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Киеве, а юный актёр Володя Воробей - получил приз за лучшее исполнение детской роли. Картина многим казалась чудом , в том числе и с экономической точки зрения: на ее создание ушло 33 тысячи рублей, что было в 7 раз дешевле фильмов, созданных на столичных студиях. Сколько же "Иван Семенов" заработал в прокате - а его смотрели и за рубежом - одному государству известно.
Об Иване Семенове слагают песни и сочиняют продолжения . Его охотно рисуют и ваяют дети и взрослые:
- писатель Владимир Киршин (2003).

Мечты Ивана Семёнова о славе сбылись. В последние годы любовь пермяков к нему ещё более возросла. Писатели Вячеслав Запольских и Владимир Киршин, например, создали Общество друзей Ивана Семёнова - для “пропаганды и развития пермской литературы, поиска и поддержки молодых талантов”.

А в 2003 году Ивану даже установили памятник. Скульптура работы Николая Хромова, высеченная из цельного куска гранита, стоит теперь в скверике возле театра кукол.

Признаем: бывший исполнитель роли к “своему” памятнику отнёсся скептически, назвал его неинтересным: “Это не памятник Ивану Семёнову, это скульптура, изображающая школяра. К Ивану Семёнову не имеет никакого отношения”

Владимир Воробей выступает за то, чтобы в городе был памятник Льву Давыдычеву и аллея его имени, в которой обосновались бы многие известные герои талантливого дет­ского писателя, в том числе Иван Семёнов, но другой.

В пермской школе № 2 открыт музей писателя. Ученики пермской школы №2, где снимался фильм, заканчивают оформление «Музея детской книги Прикамья» и литературного кафе «Иван Семенов». Виновницей этих начинаний стала Ольга Давыдычева, внучка писателя. Ей, наследнице, достался его огромный архив, множество картин, книг и рукописей. Все это она предложила Пермской художественной галерее, где ей и сообщили о существовании гуманитарной школы №2. Именно туда перекочевали около 40 картин с дарственными надписями художников, библиотека Льва Давыдычева - большинство книг тоже с авторскими дарственными надписями, архив рукописей и пишущая машинка, на которой работал знаменитый детский писатель.На первом этаже школы уже открылось литературное кафе «Иван Семенов», в оформлении которого принял участие исполнитель роли второклассника и второгодника в одноименном фильме Владимир Воробей. Со стен на посетителей смотрят фотографии Ивана и кадры из культового детского фильма. По замыслу администрации школы, кафе должно стать местом встреч старшеклассников, различных литературных вечеров, интеллектуальных игр.

По инициативе губернатора Пермского края Олега Чиркунова появилась традиция дарить всем первоклассникам Пермского края книги пермских писателей. Так, в 2004 году была переиздана книга об Иване Семёнове, в 2005 г. – «Лёлишна из третьего подъезда», в 2006 году – «Руки вверх! Или Враг №1», в 2007г. – «Эта милая Людмила». В этих книгах оригинальные иллюстрации, которые нарисовала Ольга Давыдычева (внучка писателя). Она признается, что в издательстве, когда работали над книгой, царила атмосфера смеха - из каждого угла то и дело раздавался хохот.

Произведения Л.И.Давыдычева и сейчас любят и читают дети.

Результат.

Я считаю, что цель, поставленная мной, достигнута. Я узнала много интересного о Л.И.Давыдычеве, создала электронную презентацию об его жизни и творчестве, заинтересовала ребят своего класса творчеством Л.И.Давыдычева, мы просмотрели фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова», я провела викторину по книге «Жизнь Ивана Семёнова».

Библиография


  • Бутылочка нефти. Рассказ. (1952)

  • Волшебник дачного поселка. Сб. рассказов. ()

  • Горячие сердца. Повесть. ()

  • У звонких ручьев. Сб. рассказов. ()

  • Как медведь кашу ел. Сказка. ()

  • Трудная любовь. Повесть. ()

  • Друзья мои - приятели, или Повесть о том, как жили ребята в Нижних Петухах. Повесть. ()

  • Почему плакала девочка: Три тетради рассказов. ()

  • Чужой чемодан. Сб. рассказов. ()

  • Мой знакомый воробей. Сказка. ()

  • Гул дальних поездов: Пять тетрадей рассказов. ()

  • Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника. ()

  • Лёлишна из третьего подъезда. Повесть. (

  • Дочь революции. Рассказ.

  • Генерал Шито-Крыто.

Экранизации


  • Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова - второклассника и второгодника (фильм) - 1966 г.

  • Руки вверх! (фильм) - 1982 г.

Мультфильмы


  • Жизнь и страдания Ивана Семёнова - 1964 г.

  • Приключения Чипа - 1979 г.

  • Петькины трюки (по книге «Лёлишна из третьего подъезда») - 1980 г.

ЛИТЕРАТУРА


  • 1. Произведения пермских писателей в начальной школе (тексты и методические рекомендации для учителей начальной школы). Пермь, Издательство ПОИПКРО, 1993г.

    1. Найди все ошибки в письме Ивана Семёнова (напиши его правильно)

    2. Кто эти герои?

    - «Представьте себе крепкого рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет»

    (Иван Семёнов)

    - «Если бы эта девочка родилась мальчиком, то из неё (то есть из него) получился бы борец или боксёр самого тяжёлого веса. Эта четвероклассница ростом была как восьмиклассница»

    (Аделаида)

    - «Замучают они ведь так несчастного ребёнка, -думала она, - искалечат…Только одно и знают – воспитывать и перевоспитывать. А ребёнка жалеть надо, кормить его надо»

    (бабушка)

    - «Он никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками «пре-» и «пере-». У него получалось:

    Я пер-пугался.

    Я пер-прыгнул.

    Я пер-бежал.

    (первоклассник Алик Соловьёв)

    Друг Ивана

    (Паша Воробьёв)

    Кому доставалось от всех проделок Ивана

    (Коля Веткин)

    - «Нет, не станешь ты знаменитым человеком, сказала она, - ты ведь знаменитый лодырь»

    (учительница Анна Антоновна)

    Кто доставал Ивана из-под ванны?

    (милиционер Егорушкин)

    3.Что за вывески читал Иван? Что обозначают эти слова?

    БАКАНОМ, ГАСТРОЛЕЯ

    (гастроном, бакалея)

    4. Иван мечтал, что на здании школы будет прибита каменная доска, а на ней написано… Что?

    (В ЭТОЙ ШКОЛЕ СТРАДАЛ И МУЧИЛСЯ, НО С ОТЛИЧИЕМ ЕЕ ЗАКОНЧИЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, НО САМЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ВСЁМ СВЕТЕ ИВАН СЕМЁНОВ)

А Вы знаете как продлить свою жизнь? Не знаете? Не расстраивайтесь, я тоже не знала. Но недавно я прочитала очередную повесть Льва Ивановича Давыдычева « Друзья мои, приятели» и теперь знаю ответ на этот важный вопрос. Так что, если Вам интересно, то Вы тоже можете узнать. Заодно выясните как бороться с крапивой, где находится поселок Нижние Петухи и как избавиться от привычки говорить неправду. Впрочем, из повести « Друзья мои, приятели» еще много чего можно узнать!

Вообще, книги Льва Ивановича Давыдычева мне очень нравятся. Не знаю как Вам, дорогие читатели, но мне от произведений этого писателя всегда на душе становится светлее, поднимается настроение, а жизнь видится совсем в иных красках. Об одной из популярных повестей «Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника» мы уже говорили на страницах "БиблиоГида". Стиль у Льва Ивановича Давыдычева легкий, слова простые, а события летят стремительно и быстро, как в жизни любого мальчишки! И если в повести про Ивана Семенова автор нас знакомит со школьной жизнью пацанов, то « Друзья мои, приятели» позволяют раскрыть мальчишеские тайны летнего отдыха.

А лето, и это знает каждый настоящий пацан, очень короткое! Поэтому нельзя пропускать ни одного важного денечка! Видимо, Лев Давыдычев не понаслышке знает о жизни мальчишек, поэтому он описал каждый важный день главного героя повести Павлика Меркушева 7 лет от роду. Ничего из событий упущено не было. И даже лекцию по истории поселка Нижние Петухи Лев Давыдычев на всякий случай тоже записал. Потому как любой мальчик знает, что история в жизни каждого человека очень важна! Особенно когда так хочется узнать почему же Петухи именно Нижние, и куда подевались, в таком случае, Петухи Верхние и Средние? Только не подумайте, что лекция эта была придумана каким-нибудь Мурашкиным! Вот уж кто фантазер из фантазеров! Врун из врунов! Жаль, что за бесконечные выдумки медали не дают и не печатают статьи о героях-лгунах в журнале "Огонек"! А что же касается лекции, то ее читал самый настоящий историк! И звали его Петр Петрович Золотарев. Так что, история поселка Нижние Петухи в надежных руках!

Если же кто из читателей пожелает возразить и вдруг в комментариях заявит, что нет такого поселка на свете!, то это значит, что мечта архитектора дяди Семена сбылась! Потому как именно он запланировал в своих чертежах как поселок разрастется в курортный город. В нем даже цирк должен быть! Правда, зеленых тигров поймать и выдрессировать мальчишкам так и не удалось, но зато желающих продавать билеты на представление искать точно не придется!

А знаете ли Вы, как себя ведут настоящие смелые мальчики в возрасте 7 лет, когда на них нападает сухопутный пират? Я тоже не знала. Теперь вот знаю. Оказывается, не такие уж они и страшные, эти сухопутные пираты! Главное — при встрече с ними дать им достойный и бесстрашный отпор!

А знаете ли Вы, что коровы даже очень разумные существа? Представляете, они знают адрес своего места жительства! И ни по чем не желают заходить в чужой двор! Даже если их очень вежливо об этом попросить!

В один из десяти важных дней ребята решили устроить войну. Сами понимаете, какие же это мальчишки, если нет игр в войнушку?! Врага ребята выбрали самого что ни на есть страшного и очень опасного. Были даже раненные! Попробуйте угадать кто был врагом! Сдаетесь? Так и быть, расскажу, а то ведь могла навредничать и отправить к книжке! А врагом мальчики выбрали КРАПИВУ! Ох и досталось ребятам! Война была очень трудная. Чтобы одержать победу пришлось пополнить свои ряды взрослыми и… и это хуже всего, девчонками!

Да, скажу я Вам, мальчишки — народ отважный. Но стоит только завести речь о девчонках, или еще хуже, начать с девчонками дружить, то тут нужна сверх-смелость! А это не каждому мальчику под силу!

Словом, событий в то лето у Павлика Меркушева хватало. То вездеход нужно было делать, то разгадать тайну бородатого человека… Но самое главное — Павел наконец-то смог преодолеть свою трусость и подружиться… с девчонками! Не верите? Я тоже не сразу поверила. Но… так написал Лев Давыдычев , а уж он-то про мальчишескую дружбу знает все!

Увлекательного Вам чтения!

После окончания 2 класса учащиеся получили задание на летние каникулы: прочитать повести Льва Давыдычева и повесть Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс»

В сентябре нового учебного года учащимся была предложена игра "Наши любимые книги".

Цель:

Обобщить знания учащихся о творчестве Л.И.Давыдычева;

Формирование читательского интереса к произведениям Л.И.Давыдычева Э.Успенского;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная медиа – игра «Наши любимые книги»

Составлена и проведена учителем начальных классов

МОУ «Суксунская СОШ № 2» Пермского края

Китаевой Ольгой Павловной

Предварительная работа:

После окончания 2 класса учащиеся получили задание на летние каникулы: прочитать повести Льва Давыдычева и повесть Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс»

В сентябре нового учебного года учащимся была предложена следующая игра.

Цель:

Обобщить знания учащихся о творчестве Л.И.Давыдычева;

Формирование читательского интереса к произведениям Л.И.Давыдычева Э.Успенского;

Формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев прочитанных книг.

Познавательные универсальные учебные действия:

Развитие внимания, памяти, наблюдательности, речи учащихся, умений обобщать, делать выводы;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из прочитанных книг;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Участвовать в работе команды, распределяя роли, договариваться друг с другом;

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Отборочный тур.

  1. Кто изобрёл трактор «Митю»? (инженер Тяпкин)
  2. Сколько лошадиных сил в тракторе? (20)
  3. В каком городе родился Л.И.Давыдычев? (Соликамск)
  4. В какой газете работал Л.И.Давыдычев? («Звезда», «Молодая гвардия»)
  5. Сколько деревень под названием Простоквашино нашёл на карте папа дяди Фёдора? (22)
  6. Как звали учительницу Ивана Семёнова? (Анна Анатольевна)
  7. Как звали кота из повести о И.Семёнове? (Бандюга)
  8. Фамилия милиционера из повести о И.Семёнове? (Егорушкин)
  9. В каком классе училась Аделаида? (В 4 классе)
  10. Кто научил Петьку-пару плеваться? (Сусанна)
  11. Кличка обезьянки из повести о Лёлишне? (Хлоп-Хлоп)
  12. Как звали корову в Простоквашино? (Мурка)
  13. Как назвали телёнка дядя Фёдор, кот и пёс? (Гаврюша)
  14. Кто спас Шарика, когда он чуть не утонул? (бобёр)
  15. Что значит по мнению Шарика весёлый характер? (колбасно-угощательный)
  16. Чем занимались бабушка и дедушка кота Матроскина? (плавали на кораблях)
  17. Кем мечтала стать Лёлишна по профессии? (укротительница)
  18. Кличка тигрёнка из повести о Лёлишне? (Чип)
  19. Куда написал заявление И.Семёнов? (В министерство)
  20. Кто учил галчонка разговаривать? (кот Матроскин)

II.Формирование команд, выбор капитана, названия команды.

III.Беседа о творчестве Л.И.Давыдычева. Слайд 2

Лев Иванович Давыдычев 1927 – 1988

Родился 1 января 1927 г. в Соликамске. В Перми закончил нефтяной техникум, после чего год проработал оператором на нефтепромысле в г.Краснокамске.

1946г. стал началом журналистской деятельности Л.Давыдычева. Он стал репортёром пермских газет «Звезда» и «Молодая гвардия». А в 1952 году выходит его первая детская книжка «Волшебник дачного посёлка». Всего Л.Давыдычев написал 15 книг.

Все произведения писателя немного юмористические, чуть-чуть сатирические, в меру детективные, некоторым образом фантастические.

Книги Л.Давыдычева изданы большими тиражами на многих языках мира, по их сюжетам ставились спектакли, снимались кинофильмы.

В 1988году Л.Давыдычева не стало. Он умер от инфаркта. Не выдержало сердце той нагрузки, которая сопутствовала его творчеству.

IV.Ход игры.

Задание 1.

Как звучит правильное полное название повестей Л.Давыдычева? Сколько слов в названии? Слайд 3,4.

«Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии»

«Лёлишна из третьего подъезда, или повесть о доброй девочке, храбром мальчике, укротителе львов, двоечнике по прозвищу Пара, смешном милиционере и других интересных личностях, перечислить которых в названии нет никакой возможности, потому что оно и так получилось слишком длинным»

Задание 2.

Парад участников. (По повестям Л.И.Давыдычева)

1.1. « Замучают они ведь так несчастного ребёнка, - думала она, - искалечат… Только одно и знают – воспитывать и перевоспитывать. А ребёнка жалеть надо, кормить его надо» (Бабушка «Жизнь Ивана Семёнова»)

1.2.«Представьте себе крепкого рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет» (Иван Семёнов)

2.1. «Если бы эта девочка родилась мальчиком, то из неё (то есть из него) получился бы борец или боксёр самого тяжёлого веса. Эта четвероклассница ростом была как восьмиклассница» (Аделаида)

2.2. «Он никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками «пре» и «пере». У него получалось:
Я пер-пугался
Я пер-прыгнул
Я пер-бежал» (Алик)

3.1. «Интересная и опасная была у него профессия. Но какие бы с ним не приключались беды и несчастья, он не унывал» (Укротитель львов Эдуард Иванович)

3.2. Ей 10 лет. Всего 10 лет! Но за свою небольшую жизнь она ухитрилась сделать людям столько неприятностей, сколько другому не сделать и за 200 лет. Можно сказать, что она только тем и занималась, что злилась. (Сусанна Колокольчикова)

4.1. «Когда он во дворе, все могут быть спокойны. Он, если потребуется, напинает любому хулигану, защитит малыша или девочку, синяк под глаз получит, но не убежит от опасности. И вовсе не потому, что он сильнее всех и длиннее. Наоборот, он самого среднего роста, и мускулы у него самые обыкновенные» (Виктор Мокроусов)

4.2. «Жизнь у него была в высшей степени скучная. Он даже читать не любил. Да чего там – читать! Он даже в футбол не играл. Но воровать ему, скажем прямо, понравилось. Конфеты ел, в кино каждый день ходил, мороженое по нескольку штук за один раз сглатывал…» (Головёшка – Владик Краснов)

5.1. «Она была главой семьи и всё делала сама» (Лёлишна)

5.2. «Спать он мог до двух часов дня, если его разбудят, а если – нет, то до трёх или четырёх часов. Будит его бабушка. На эту операцию ей требуется часа полтора, а то и два. Да ещё с половиной» (Петька-пара)

Задание 3.

Куда написал заявление И.Семёнов? Почему почтальон возвратил письмо назад? Что он посоветовал Ивану?

Команды! Исправьте ошибки Ивана. А болельщики – ошибки на конверте.

Взаимопроверка командами работы .

Вминестерство.
Учительница Меня Мучеит за каждую ашыпку ставитпару. Прашупринятмеру и асвабадит Меня по здоровю атучёбы спасибо Хачу получит пеньсию. За это квам опят спасибо и првет
Иван Семёнов

В министерство.
Учительница меня мучает. За каждую ошибку ставит двойку.
Прошу принять меры и освободить меня по здоровью от учёбы. Спасибо. Хочу получить пенсию. За это вам опять спасибо и привет.
Иван Семёнов.

Наше любимое Простоквашино

Задание 4.

Портрет героя. Слайды 20 – 26.

1.1.Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в 4 года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил. (Дядя Фёдор)

1.2. Дядя румяный такой, в шапке. Лет пятьдесят с хвостиком…(Печкин)

2.1. Рыжая, мордастая и важная такая! (Корова Мурка)

2.2. Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый, пресердитый! (галчонок Хватайка)

3.1. Зверь маленький, пушистый, глаза грустные и хвост лопатой. (бобёр)

3.2. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова лизнула…(Дядя Фёдор)

Задание 5.

Что бы это значило? Слайды 27 – 33.

1.1….И штаны начали планирование с пятого этажа…

(Пеька-пара упал, Лёлишна выстирала его штаны. Петька вышел на балкон их сушить, но неожиданно увидел внизу тигрёнка…)

1.2. мечта Ивана Семёнова: «Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась…»

2.1.Аделаида обозвала Ивана УО. Иван представил, как ВСЕ будут его так же называть…

2.2.Ксения Андреевна Краснова, мать Владика, была больна и не смогла прийти на представление в цирк. Артисты цирка решили выступить для Ксении Андреевны прямо во дворе.

3.1.Дядя Фёдор решили подменить ящики, чтобы взять у почтальона Печкина посылку, присланную родителями дяди Фёдора.

3.2.Шарик затосковал «Хочется ему в лес на охоту и всё тут. А как выйдет он с ружьём, увидит зверюшку – выстрелить не может…» Что бы его развеселить, друзья решили сделать из него цирковую собачку – пуделя и отвели в парикмахерскую…Только Шарик ещё больше загрустил…

Задание 6.

Путаница. (Зачеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв получится слово. Объяснить, какое отношение оно имеет к прочитанным произведениям)

  • В Ш А П Д И М О Д Н В А М (ШПИОН)
  • З Л Р У О Н Г Б А Г Т О И Р К З Б (ЛУНАТИК)
  • В О Б М У П К Ж С П И М Р О Ж (БУКСИР)
  • О М Ь У Д Р Б З И Л Д К Б А О Ь (МУРЗИЛКА)

V.Конкурс рисунков к прочитанным произведениям.

VI.Подведение итогов игры. Награждение.

Предварительный просмотр:

«Замучают они ведь так несчастного ребёнка, - думала она, - искалечат… Только одно и знают – воспитывать и перевоспитывать. А ребёнка жалеть надо, кормить его надо»

«Представьте себе крепкого рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет»

«Если бы эта девочка родилась мальчиком, то из неё (то есть из него) получился бы борец или боксёр самого тяжёлого веса. Эта четвероклассница ростом была как восьмиклассница»

«Он никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками «пре» и «пере». У него получалось: Я пер-пугался Я пер-прыгнул Я пер-бежал»

«Интересная и опасная была у него профессия. Но какие бы с ним не приключались беды и несчастья, он не унывал»

Ей 10 лет. Всего 10 лет! Но за свою небольшую жизнь она ухитрилась сделать людям столько неприятностей, сколько другому не сделать и за 200 лет. Можно сказать, что она только тем и занималась, что злилась

«Когда он во дворе, все могут быть спокойны. Он, если потребуется, напинает любому хулигану, защитит малыша или девочку, синяк под глаз получит, но не убежит от опасности. И вовсе не потому, что он сильнее всех и длиннее. Наоборот, он самого среднего роста, и мускулы у него самые обыкновенные»

«Жизнь у него была в высшей степени скучная. Он даже читать не любил. Да чего там – читать! Он даже в футбол не играл. Но воровать ему, скажем прямо, понравилось. Конфеты ел, в кино каждый день ходил, мороженое по нескольку штук за один раз сглатывал…»

«Она была главой семьи и всё делала сама»

«Спать он мог до двух часов дня, если его разбудят, а если – нет, то до трёх или четырёх часов. Будит его бабушка. На эту операцию ей требуется часа полтора, а то и два. Да ещё с половиной»

Работа над ошибками

Вминестерство. Учительница Меня Мучеит за каждую ашыпку ставитпару. Прашупринятмеру и асвабадит Меня по здоровю атучёбы спасибо Хачу получит пеньсию. За это квам опят спасибо и првет Иван Семёнов

В министерство. Учительница меня мучает. За каждую ошибку ставит двойку. Прошу принять меры и освободить меня по здоровью от учёбы. Спасибо. Хочу получить пенсию. За это вам опять спасибо и привет. Иван Семёнов.

Наше любимое Простоквашино!

Портрет героя

Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в 4 года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил

Дядя румяный такой, в шапке. Лет пятьдесят с хвостиком…

Рыжая, мордастая и важная такая!

Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый, пресердитый!

Зверь маленький, пушистый, глаза грустные и хвост лопатой.

Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова лизнула…

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

ПУТАНИЦА

В Ш А П Д И М О Д Н В А М ШПИОН З Л Р У О Н Г Б А Г Т О И Р К З Б ЛУНАТИК В О Б М У П К Ж С П И М Р О Ж В БУКСИР О М Ь У Д Р Б З И Л Д К Б А О Ь МУРЗИЛКА

Разделы: Начальная школа , Внеклассная работа

Русский язык и литература

Задания на 1 балл

1. Разбери по составу слова:

Ручка, стишок, подъезд, бабушка, бесхвостенький.

2. Найди и подчеркни главные члены предложения.

А) Иван старательно вырвал забрызганный лист и переписал примеры.
Б) Иван Семёнов – самый несчастный человек на всём белом свете.

3. Составь толковый словарик. Соедини линией слово и его значение.

Задания на 2 балла

1. Вспомни героев повести. Вставь пропущенные имена собственные:

Иван ____________________
Паша ____________________
Алик ____________________
Колька ___________________
Буксир ___________________
Учительница ______________________________
Милиционер ______________________________
Дед по прозванью __________________________

2. Разделите слова на 2 группы: разные формы слова болезнь и однокоренные слова к слову болезнь. Какое слово лишнее?

Болезнь, заболел, болен, болезни, болела, больной, болезнью, болеет, большущий, больница, о болезни.

3. Помогите Ивану Семёнову исправить ошибки в заявлении. Вот что у него получилось:

Вминестерство

Учитаельнца Меня Мучеит. за каждую ашупку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня по здоровю атучебы спасибо Хочу палучитпеньсию. За это к вам опять спасибо и привет. Иван семёнов.

Задания на 3 балла

1. Алик никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками “пре-” и “пере-”. Запиши, какие слова произносил Алик:

Пер-прыгнул, пер-пугался, пер-нёс, пер-кратите, пер-ступники, пер-бежал, пер-путал, пер-дерутся, пер-едут, пер-спокойный.

2. Напиши правильно слова.

Конч[и]к, внуч[и]к, цветоч[и]к, хвост[и]к, Бандит[и]к, замоч[и]к, ребёноч[и]к, жул[и]к, человеч[и]к, сусл[и]к.

3. Укажи над словами, какой частью речи они являются.

Аделаида не шевелилась. Пёс ткнул влажным носом в её колени и замер с закрытыми глазами. Из-за угла клуба появились две фигуры и направились прямо к Аделаиде. Впереди шагал милиционер Егорушкин, за ним вприпрыжку торопился дед Голова Моя Персона.

Математика

Задания на 1 балл

1. Как Иван получил две восьмёрки за домашнее задание?

2. Сколько раз Иван показал сам себе кулак в зеркале около парикмахерской?

3. Врач прописал Ивану ложку лекарства через каждые 20 минут. На какое время хватит Ивану этого лекарства, если в пузырьке его ровно на 3 приёма?

Задания на 2 балла

1. Взял Иван полотенце, чтобы убить муху. А муха улетела. Иван от злости хлопнул полотенцем по потолку 4 раза. Потом еще столько, да полстолька, да четверть столько. Сколько раз хлопнул Иван полотенцем по потолку?

2. Во сне Иван увидел, что будто бы сидит в столовой и ест учебники. Они вкусные-вкусные. Вот он съел уже 4 учебника русского языка и 3 учебника чтения, но особенно понравилась ему арифметика – с жареным луком и соусом. Поэтому он их съел в 3 раза больше, чем учебников русского языка. Сколько всего учебников съел Иван?

3. Мамаша Аделаиды до смерти боялась жуликов. Поэтому на двери было три висячих и четыре врезных замка, две щеколды да ещё цепочка. 5 окон закрывались ставнями, а ставни замками. Во сколько раз больше было замков на двери, чем на окнах?

Задания на 3 балла

1. Лужа, в которой Иван утопил свою фуражку, была необычной формы. Сколько всего квадратов в этой фигуре? Раздели фигуру на три равные части.

2. Три первых урока в школе были: арифметика, русский язык и чтение. Арифметика – не первый, чтение – не первый и не третий. Какой порядок уроков?

3. Бабушка положила на стол две квадратные салфетки 5 дм на 5 дм на столе так, что получается прямоугольник 5 дм на 8 дм. Какая площадь стола покрыта в два слоя?

Окружающий мир

Задания на 1 балл

1. Назови три состояния воды. В каком состоянии встречается вода в повести? Приведи примеры.
2. Какое животное лишнее? Объясни почему?

Белый медведь, кот Бандюга, муха обыкновенная, пёс Былхвост.

3. Составьте цепь питания.

Задания на 2 балла

1. О какой части тела говорится в отрывке? Какие части тела ты ещё знаешь?

“Пришёл бы он (Иван Семёнов) в класс, спокойненько бы сел на своё место, отвинтил бы … и спрятал бы в парту”.

2. Иван и Аделаида сварили борщ. Иван съел три тарелки. Цифрами укажи последовательность переваривания пищи в его организме:

  • Ротовая полость ___
  • Желудок ___
  • Лёгкие ___
  • Пищевод ___
  • Кишечник ___

3. Чем питаются мухи?

  • Пыльцой растений
  • Кровью людей и животных
  • Кожей людей и животных

Задания на 3 балла

1. Мокрую одежду Ивана и выстиранную одежду Кольки Анна Антоновна развесила на балконе и сказала: “Высохнет через два часа”.

А) Почему через некоторое время мокрая одежда становится сухой?
Б) Что можете рассказать о погоде, если выстиранная одежда будет сухой через 2 часа?

2. В одной из глав повести рассказывается о том, как Иван научился чистить картошку.

А) При каком правителе картофель попал в Россию?

  • Иван Грозный
  • Пётр I
  • Екатерина II

Б) С какого континента завезли картофель?

  • Африка
  • Северная Америка
  • Южная Америка

В) Какое вещество получают из картофеля?

3. Годы жизни Льва Ивановича Давыдычева 1927 – 1988. Как называлась наша страна в этот период? Какого цвета был флаг нашей страны?

ТРИЗ

1. Предположи, как бы развивались события в повести, если бы Ивана Семёнова не пригласили сниматься на телевидение.

2. Фуражка Ивана намокла, утонула, и из лужи виднелся лишь кончик козырька. Придумайте свой метод, как можно извлечь фуражку из лужи, если нельзя использовать ведро или палку, нельзя “разуваться и босиком – топ-топ” или “держать за ноги в воздухе, а руками топ-топ”.

3. На данном рисунке найди и раскрась пса Былхвоста.