Композитор отдавший варшаве свое сердце. Если кто-либо знает…. Значение творчества Фредерика Шопена

В апреле этого года в варшавском костеле Святого Креста глубокой ночью была вскрыта ниша в одной из колонн. Эксперты-медики смогли увидеть хранящееся в храме сердце великого композитора Польши Фредерика Шопена. Исследователи надеялись, что это событие поможет поставить точку в многолетней дискуссии о причинах болезни и смерти Шопена. Но этого так и не произошло.

Колонна храма Святого Креста в Варшаве, в которой захоронено сердце Шопена

Фредерик Шопен умер 17 октября 1849 года в два часа ночи в парижской квартире на Вандомской площади в возрасте 39 лет. Смерть засвидетельствовал врач Жан Крувелье , он же производил посмертное вскрытие. Композитор был похоронен на кладбище Пер-Лашез, а сердце, по его завещанию, было отправлено в Варшаву.

Точный диагноз Шопена стал поводом для многочисленных статей в медицинских журналах, которые продолжают появляться и в XXI веке. Считалось, что причиной его смерти был туберкулез, но за этим названием на самом деле могут скрываться некоторые другие расстройства, которые в то время еще не умели различать.

Протокол вскрытия, сделанный Крувелье, был утрачен. В свидетельстве о смерти в качестве причины указан туберкулез легких и гортани. Однако в одном из писем Войцеха Гржималы, польского политика и банкира, парижского друга Шопена упоминается, что при вскрытии не было обнаружено признаков туберкулеза в легких и что болезнь Шопена неизвестна современной медицине.

Шопен с детства был болезненным ребенком. Он был болезненно худ: в возрасте 28 лет при росте 170 см весил всего 45 килограммов. Его желудок с трудом переносил жирную пищу, особенно свинину. Она вызывала сильные боли, диарею и потерю веса. Улучшить свое состояние он смог при помощи особой диеты, куда входили в частности мед и овсяные отруби. Также он всю жизнь страдал от приступов кашля и обильной мокроты, особенно по утрам.

В 1826 году он проболел полгода, страдая от увеличения шейных лимфатических узлов и головной боли. В 1830 году отек носа из-за хронического насморка вынудил Шопена отменить концерты в Вене. В 1831 году, когда Шопену был 21 год, был отмечен первый случай кровохарканья, возобновлявшегося и в последующие годы. Тяжелые ларингит и бронхит в течение двух месяцев 1835 года привели к тому, что в Варшаве возникли слухи о смерти Шопена: от него перестали приходить письма.

«Последние минуты Фредерика Шопена», картина Теофиля Квятковского

Жорж Санд в воспоминаниях о зиме 1838 - 1839 года, которую она провела с детьми и Шопеном на Майорке, писала, что многие местные жители сторонились их, считая Шопена заразным туберкулезным больным. Шопен и Жорж Санд с трудом смогли найти жилье. Хозяин одной усадьбы, где они останавливались, потребовал оплаты повторной побелки и штукатурки дома, объясняя это «мерами по уничтожению заразы, оставшейся в доме после больного катаром». Книга «Зима на Майорке» изобилует упоминаниями о тяжелом состоянии "нашего друга". Среди симптомов упоминаются кашель, слабость, бронхит.

Внимание исследователей привлекают ближайшие родственники Шопена. Родители были вполне здоровы. Отец перенес лишь несколько респираторных инфекций и дожил до 74 лет. У матери не было хронических заболеваний и она скончалась в возрасте 87 лет. Крепким здоровьем отличалась и сестра Шопена Изабелла (дожила до 70 лет). А вот сестры Людвика и Эмилия были болезненны, подобно брату. Людвика страдала от постоянных инфекций дыхательных путей и умерла в возрасте 47 лет. У Эмилии с самого детства отмечались кашель и одышка, в одиннадцать лет у нее начались кровотечения в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, а в 15 лет она умерла.

Официальным диагнозом Шопена при жизни, как уже говорилось, был туберкулез. Лечение, которое назначали его врачи, точно соответствует предписаниям медицины того времени в случае туберкулеза (включая кровопускания, которые истощали и без того невеликие силы больного). Однако современные медики выражают сомнения в этом диагнозе.

В 1987 году Джон О’Ши (O’Shea) из Мельбурна опубликовал в «Австралийском медицинском журнале» с новой гипотезой о диагнозе Шопена. Позднее он развил ее в книге «Музыка и медицина. Медицинские профили великих композиторов». По мнению Джона О’Ши, у Шопена и у его сестры Эмилии был муковисцидоз - заболевание генетической природы, которое появляется в частности в повышенной вязкости секрета ряда желез. Муковисцидоз может иметь как легочные, так и желудочно-кишечные проявления.

В качестве признаков муковисидоза у Шопена Джон О’Ши приводит кашель, густую мокроту, проблемы с бронхами, рецидивирующие инфекции нижних дыхательных путей, низкую толерантность к физической нагрузке, желудочно-кишечные симптомы, непереносимость жиров. Известно, что в последнее десятилетие жизни у Шопена была бочкообразная грудная клетка - это было отмечено карикатуристами и видно даже на некоторых фотографиях. Такая форма грудной клетки часто отмечается у больных муковисцидозом. Однако другого характерного проявления муковисцидоза - синдрома «барабанных палочек», при котором деформируются кончики пальцев - у Шопена явно не отмечалось, сохранилось скульптурное изображение его руки, сделанное по слепку.

Муковисцидоз вызывается мутацией гена CFTR в седьмой хромосоме. Есть много типов мутации этого гена, поэтому формы муковисцидоза могут отличаться у разных больных. Возможно, у Шопена была сравнительно легкая разновидность заболевания, позволившая ему дожить до сравнительно большого (для человека с муковисцидозом) возраста. В какой-то момент болезнь могла усугубиться после заражения туберкулезом.

По крайней мере два основных диагноза легко проверить. И муковисцидоз, и дефицит А1АТ имеют генетическую природу, следовательно анализ ДНК их легко выявит. К тому же и материал для такого анализа есть - сердце Шопена в Варшаве. Но неоднократные обращения ученых за разрешением такого исследования встречают неизменный отказ польского правительства, неодобрение католической церкви и негативную реакцию ныне живущей родственницы композитора - прапраправнучки его сестры.

Помимо мнения, что изучение ДНК одной из святынь Польши будет кощунством и оскорбительным для поляков деянием, причиной отказа может служить и опасение. Возможно, в храме хранится сердце вовсе не великого композитора. Дело в том, что во время Варшавского восстания немцы взорвали костел Святого Креста. Колонна, куда было замуровано сердце Шопена, была разрушена. Но сосуд с сердцем спасли, вытащив его перед взрывом. Он попал в коллекцию обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Бах-Зелевского, который руководил подавлением восстания. Лишь после войны сердце вернули в отстроенный храм.

Поскольку нет гарантий, что сердце Шопена не подменили за это время, анализ ДНК кажется многим нежелательным. Однако профессор судебной медицины Тадеуш Добош, который участвовал в осмотре сердца в этом году, считает сомнения в его подлинности беспочвенными. По его словам, вид сердца, тип консерванта и использованного шовного материала однозначно указывают на середину XIX века, следовательно, сердце подлинное.

Итак, сосуд с сердцем Шопена не вскрывали, и он даже не покидал стен храма. Что же нового дал визуальный осмотр? Немного, но кое-что исследователи все-таки заметили. На сердце Шопена есть образования, которые могут быть туберкулезными бугорками. Следовательно, первоначальный диагноз еще не следует признавать неверным.

После осмотра эксперты подтвердили хорошую сохранность сердца, поэтому оно вновь было помещено в нишу колонны и замуровано. Извлечь его для следующего осмотра планируют в 2064 году.

Но ученым не следует полвека ждать следующей возможности уточнить диагноз. Образец ДНК Шопена вполне можно поискать в других местах. В музеях хранится немало его личных вещей, на которых могут остаться волосы или следы крови. Вполне возможно, кто-то из поклонников великого композитора сохранил, как это часто делали в XIX веке, прядь его волос в медальоне. При современных технологиях даже малого количества материала будет достаточно для проведения исследования.

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Cердце Шопена November 22nd, 2014

Автор - Dmitry_Shvarts . Это цитата этого сообщения

Cердце Шопена

Национальный филармонический оркестр. Дирижер: Гордон Лангфорд. - Шопен.Ноктюрн ми бемоль мажор...

Париж 1849 года…. Фредерик Шопен, задыхаясь на смертном одре, прошептал последнюю просьбу, которая стала легендой: «Возьмите мое сердце, когда я умру, и похороните его в Польше». Он хотел, чтобы символ его души отдыхал на родине, по которой он тосковал в добровольном изгнании во Франции.


Эта фотография сделаная 5 ноября 2014, показывает мемориальную доску на столбе, где похоронено сердце композитора.

Шопен умирал молодым гением, и его сердце тосковало по Польше. К этому надо добавить любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья, разрыв с ней подорвал его здоровье.


С тех пор тело композитора покоится на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже, в то время как его сердце пережило дикое путешествие...

Шопен по пути к Duszniki Здруй 1826. Набросок Элизы Радзивилл

Сердце Шопена положили в банку с ликером или, как теперь полагают, с коньяком. Оно было тайно ввезено в Варшаву, мимо российских пограничников. Не так-то легко было доставить семейную реликвию в поделённую захватчиками страну: его сестра Людвига, в складках своего платья провезла через граничные кордоны сосуд с заспиртованным сердцем брата.


И не так-то легко было превратить сердце Фредерика в национальную реликвию: только лишь 1 марта 1879 года урна с её содержимым была замурована в варшавском костёле Св. Креста — «у первой колонны, налево, со стороны большого нефа»— через тридцать лет после смерти композитора! Но уж, по крайней мере, в день его рождения.



Eglise Saint-Croix или костел Святого Креста в Варшаве, около 1800г. Сердце Фредерика Шопена погребается в столб в храме. Гравюра Aderoy. (Фото Hulton Архив / Getty Images)

Сам костел чудесен - он известен с начала 16 века, когда сначала была построена часовня, вслед за которой появилась деревянная церковь. Современное здание костела появилось в 1696г. по проекту архитектора Йозефа Шимоно Белотто в стиле барокко.


Фигура Христа, которая венчает главный вход в костёл Святого Креста.
Она была повалена в ходе боёв. На заднем плане — немецкий офицер

Во время Второй мировой войны, бедное сердце Шопена на время попадало в лапы нацистов. Его эксгумировали несколько раз….

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции.


Совсем недавно, 5 месяцев назад, в строгой тайне его эксгумировали еще раз - проверить, хорошо ли сохранились ткани. Эксперты хотели провести генетическое тестирование, чтобы установить, умер ли болезненный гений в 39 лет от туберкулеза или какой-то другой болезни. Но они по-прежнему разочарованы. Польская церковь и правительство, хранители сердца, в течение многих лет отказывали на запросы любого инвазивного теста, отчасти из-за противостояния далеких родственников композитора.

Ближе к полуночи 14 апреля, после того, как последние поклонники покинули костел Святого Креста, 13 человек собрались в темном святилище.
С чувством тайны, которым наполнился воздух, они работали в общей сосредоточенности, говорили шепотом, они открыли банку - хранилище сердца и провели проверку - сделав более 1000 фотографий и добавив горячий воск для уплотнения крышки, чтобы предотвратить испарение.


Архиепископ Варшавы читал молитвы над сердцем, и оно было возвращено на свое законное место. К утру посетители церкви не увидел никаких следов эксгумации.

Богдан Здроевским, министр культуры, который принял участие в осмотре, и на этот раз отказал в разрешении инвазивного тестирования сердца.

"Мы в Польше часто говорим, что Шопен умер тоску по родине"- сказал Здроевским, который с тех пор покинул министерство культуры, чтобы быть депутатом в Европарламенте. "Дополнительная информация, которая могла быть получена о его смерти, не может быть достаточным поводом, чтобы нарушить покой и целость сердца Шопена."


Тем не менее, чиновники уже объявили о планах другой инспекции - через 50 лет.

Duszniki-Здруй (Душники-Здруй). Теперь здесь проводится Международный фестиваль Шопена.

Скльптура в усадьбе в Жыхлине, в нём Шопен жил 3 дня (заехал к своей знакомой на свадьбу).

Выдающийся сын польского народа, известный композитор Фредерик Шопен ворвался в громогласную и грандиозную музыку эпохи Романтизма тихим умеренным звучанием, поразив музыкальный мир глубиной и лиричностью своих творений. Индивидуальный стиль музыки польского композитора контрастировал на фоне властвующих в то время сочинений Листа и Берлиоза , показывая, что музыку можно просто слушать, а можно по-настоящему слышать, чувствовать, внимать… Творчество Шопена часто было окрашено в национальные тона — он был ярым патриотом и перед смертью завещал свое сердце польской земле.

Польский вундеркинд

Дом, где родился Ф. Шопен

Шопен родился 1 марта 1810 года в живописной польской деревушке Желязова-Воля, расположенной недалеко от Варшавы. Его отец Николя Шопен был французом и выходцем из простой рабочей семьи. Он еще в молодом возрасте переселился в Польшу, где отдался военному делу, а позже — стал воспитателем и педагогом. Мать будущего композитора Юстина Кшижановская происходила из древнего знатного рода и именно она повлияла на формирование и становление творческих и музыкальных вкусов сына. По словам ее современников, Юстина отлично владела языками, мастерски музицировала на фортепиано и пела.

Юстина Кшижановска — мама

Единственный сын в семье, среди троих дочерей, Фредерик был окружен любовью и заботой, а когда родители заметили настоящую одержимость музыкой, то поспособствовали развитию его таланта. Кроме того, интеллектуальная и интеллигентная атмосфера в семье способствовала тому, что Шопен рос очень воспитанным, корректным молодым человеком с безупречными манерами.

Николя Шопен — отец

Увлечение музыкой у Фредерика было по-настоящему всепоглощающим — он мог вскакивать ночью с постели, чтобы воспроизвести звуки, пришедшие ему во сне или плакать, слушая какую-либо мелодию. Казалось, мальчик полностью растворялся в музыке, соединяясь с ней в единое существо, проживая каждый аккорд, каждый звук. Будучи учеником начальной школы, Шопен сочинял пьесы, которые поражали. О юном даровании писали газеты, называя музыкальным гением, вундеркиндом, мальчиком, который обладает безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции.

О редком таланте Шопена говорило и то, что его учитель, выдающийся пианист Войцех Живный , начав заниматься с 7-летним мальчиком, удивился скорости того, как поляк постигал музыкальную науку, а когда ученику исполнилось 12 лет и вовсе отказался от занятий, так как Фредерик во многом превосходил своего наставника. После завершения обучения в училище великий музыкант начал обучение у композитора Й. Эльснера , который также немало был удивлен столь юным дарованием.

Музыкант, покоривший высший свет

Связи родителей и дружба со многими знатными польскими родами посодействовали тому, что Фредерик крутился в верхах светского общества. Его появление там вдохнуло в жизнь польского бомонда свежий глоток: настолько необычным был юный Шопен. Когда молодой композитор входил в зал публика замирала: настолько величественно он держался, его манеры были безупречными, а поведение галантным. В худобе и утонченности Фредерика читался неподдельный аристократизм и трудно было не поддаться его магнетизму — Шопен всегда был в центре внимания.

В конце 20-х гг. Фредерик активно путешествует по Европе и посещает различные концерты знаменитых музыкантов, что отразилось на совершенствовании его музыкального вкуса. А с 1829 года начинаются гастроли самого Шопена — он выступает в Кракове, Варшаве, Вене и его музыка воспринимается неоднозначно. Многих сражает наповал манера игры композитора, другие же находят ее малоинтересной и скучной. Тем не менее о поляке говорят и он начинает иметь определенную популярность. Когда же в 22 года Шопен дает свой первый полноценный концерт в Париже, то его успех был колоссальным.

Мария Водзиньска — невеста Шопена

В 30-х гг. творческие успехи Шопена преумножаются , как и число его поклонников, он вот-вот должен стать женатым человеком: прекрасная Мария Водзинская помолвлена с музыкантом и ничего не предвещало беды. Но в мгновение ока полька расторгла помолвку, объяснив это тем, что она не уверена, что Фредерик это тот человек, который способен сделать ее счастливой. Опечаленный Шопен не находил себе места и старался как можно чаще бывать в обществе, чтобы хоть как-то утихомирить душевную боль.

Встреча с Жорж Санд

В 1831 году Шопен переехал жить во Францию, захватив с собой кубок, наполненный родной польской землей. В это время в одном из салонов произошла роковая встреча польского композитора Фредерика Шопена и французской писательницы Жорж Санд . Первая встреча будущих любовников вовсе не имела романтической подоплеки — увидев эксцентричную Санд , Шопен спросил у своего друга: «Кто эта мужеподобная женщина и женщина ли она?». Надо заметить, что несмотря на свое безупречное воспитание, музыкант любил острить и шутки его были настолько остроумными, а мимика лица живой, что вся публика покатывалась со смеху от высказываний гениального поляка. У Шопена определенно был актерский талант и он стал бы замечательным комедийным актером. Но судьба сложилась иначе.

Жорж Санд

Хоть первая встреча с Жорж Санд не произвела на Фредерика должного впечатления, Жорж в тот же момент воспылала страстью к молодому гению. Личная жизнь француженки была настолько же скандальна, как и сама ее персона и литературные произведения. Поговаривали, что список любовников, который писательница ни от кого не скрывала, насчитывал более 300 человек! И когда на жизненном пути Жорж Санд возник молодой, талантливый, несказанно красивый поляк, то она решила добиться его расположения чего бы ей это ни стоило.

Чем же не понравилась утонченному Шопену знаменитая Санд ? Абсолютно всем. Как человек творческий, тонко ощущающий красоту мира, он привык к женщинам изысканным и красивым, с деликатными манерами и безупречной репутацией. Аврора Дюпен , а именно так звучит настоящее имя француженки, не обладала ни одной из перечисленных характеристик и была скорее абсолютной противоположностью идеалов Шопена. Современники описывают Санд как женщину плотного телосложения, коренастую, с грубыми чертами лица. Глядя на нее не возникало никаких ассоциаций с женственностью и утонченностью: манеры Авроры были своеобразными, движения резкими, а разговоры настолько пошлыми, что даже мужчины краснели от ее речей.

Начало десятилетнего романа

И тем не менее Жорж Санд нравилась мужчинам, как вскоре пришлась по душе и Фредерику Шопену. Что-то в этой женщине притягивало как магнитом, приковывало внимание и когда первое впечатление от грубоватой внешности и манер проходили, то она сражала наповал своим магнетизмом и специфическим шармом. Аврора Дюпен , как и возжелала, добилась ответных чувств от польского композитора — с этого начались мучительные и непростые отношения, длиной в десятилетие.

Фридерик Шопен

Чем была продиктована страсть Фредерика к Авроре точно неизвестно. Возможно, она покорила его своей необычностью, умом и творческой натурой, а, может, главную роль сыграла забота французской писательницы о великом композиторе. Параллельно со знакомством с Санд у Шопена обострилось хроническое заболевание легких, которое тянулось с детства, предположительно это был туберкулез. Этим объяснялась и чрезвычайная бледность и худоба музыканта, ведь при росте 170 см его вес составлял всего 40 кг!

Тайные отношения композитора и писательницы

Опытная Жорж Санд заботилась о Шопене как о собственном сыне, помогая превозмогать сильные приступы кашля, сопровождающиеся кровохарканьем. С целью поправить здоровье своего возлюбленного Санд часто привозила его в свое поместье на острове Майорка, где благотворный морской воздух позволял Фредерику накопиться сил и окрепнуть.

Шопен за пианино

Хоть возлюбленные и проводили большую часть времени вместе, но публично свои отношения длительное время скрывали. Они жили раздельно, на публике держались как едва знакомые люди и никто даже предположить не мог, что утонченный композитор имеет что-то общее с эксцентричной и мужеподобной Санд , которая расхаживала в мужских костюмах и курила сигары.

Период отношений стал для обоих временем расцвета в творческой сфере. Шопен за это десятилетие написал лучшие свои произведения, а окрыляющая для Санд любовь помогла наполнить произведения новым, более глубоким смыслом. Позже Фредерику наскучит жить по соседству с возлюбленной и они заведут свое общее любовное гнездышко на одной из тихих улочек Парижа. И тем не менее открыто заявить об отношениях поляк и француженка не спешили: когда в их доме собиралась компания гостей, они все так же продолжали играть в конспираторов, не выказывая близких отношений и демонстрируя холодность. Хозяйкой подобных вечеров была Санд , а Шопен старался и вовсе быть незаметным, играя второстепенную роль, как и в отношениях.

Роковой разрыв любовников

С 1839 года отношения Авроры Дюпен и Фредерика Шопена усложнились. Она все больше начинает играть роль заботливой мамочки, которая печется о здоровье своего сына, а не спутницы жизни. Читая постоянные нотации о том, что следует беречь свое здоровье, Санд отказывает Шопену в интимной близости, объясняя это тем, что не стоит тратить силы на что-либо, кроме лечения. Отношение между партнерами охлаждаются и переходят в разряд платонических, а вскоре и вовсе писательница начинает относиться к композитору как к старому другу.

Такое положение вещей вызывает у влюбленного Шопена бурю эмоций, он не приемлет дружбы на пепелище былой любви и между бывшими любовниками разгораются постоянные ссоры. Дров в огонь подбрасывали и дети Жорж Санд , которые жили вместе с ними и были против любовной связи своей матери. Ревность и злоба толкнули дочь писательницы Соланж оклеветать свою мать перед Фредериком для того, чтобы разрушить и так подходящие к завершению отношения. Узнав из слов Соланж об многочисленных изменах Жорж Санд , композитор разрывает отношения и уезжает.

Ухудшение здоровья и смерть Шопена

Композитор при смерти

Возненавидев свою любовницу, он избегает встреч с ней, не отвечает на письма. Когда же состоялась их случайная встреча в 1848 году Шопен, услышав приветствие Санд , просто развернулся и ушел прочь. Это была их последняя встреча. Неудачное завершение длительного романа серьезно подорвало и так слабое здоровье Фредерика Шопена, а его переезд в Лондон серьезно обострил легочный недуг. Сырой климат, постоянные денежные затруднения, разрыв с Санд все это привело к тому, что состояние Шопена становилось все хуже. Приступы кашля учащались и усиливались и один из них стал последним.

Сердце Шопена

Фредерик Шопен скончался в 1849 году, рядом с ложем умирающего находились его друзья и личный врач, который констатировал смерть от туберкулеза. По завещанию усопшего было произведено вскрытие тела и вынуто сердце, которое сестра выдающегося поляка привезла на родину в хрустальном сосуде. Тело композитора было похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже, под аккомпанемент произведений Моцарта (любимого композитора Шопена) и его собственных произведений. Проститься с великим музыкантом собралось бесчисленное количество его поклонников, друзей и знакомых, которые искренне скорбели о грандиозной потере мирового масштаба.

Причина смерти великого композитора

Через несколько лет после смерти композитора среди его биографов и медиков появилось множество версий того, почему же на самом деле умер Шопен. Эти споры не утихают и сегодня. Так, польский ученный Войцех Циши отрицает версию того, что великий музыкант болел туберкулезом. По его версии настоящей причиной смерти и болезнью всей жизни Шопена был муковисцидоз — генетическое заболевание, которое и в наше время считается неизлечимым.

Догадки ученного подтверждает то, что несмотря на активную половую жизнь Шопен не имел детей, его вес никогда не превышал 40 кг и поляк страдал постоянными проблемами с кишечником. Эти симптомы указывают на то, что заболевание Шопена больше похоже на муковисцидоз , чем на туберкулез. Циши также отмечает, что хоть протокол вскрытия исчез в одном из пожаров, существуют записи врачей того времени, которые говорят, что при вскрытии тела Шопена туберкулез не устанавливался как причина смерти.

Сейчас ученный пытается добиться проведения анализов сердца Фредерика Шопена, которое находится в колоне одного из польских храмов. Против этого выступают потомки композитора, которые не хотят беспокоить прах своего предка, который и так в 1949 году был извлечен для осмотра и показал, что останки Шопена отлично сохранились, будучи законсервированы в коньяке.

Значение творчества Фредерика Шопена

Так или иначе, несмотря на тяжелое заболевание и короткий жизненный путь, Шопен успел совершить настоящую революцию в музыке, показав что она необязательно должна быть громоподобной чтобы ее услышали. Его нежные, лирические композиции — это сама жизнь, любовь, надежда. Эта музыка не утратила своей актуальности и до наших дней, звуча современно и необычно, наполняя душу восторгом от услышанного, позволяя прикоснуться к прекрасному.

Несмотря на то что Фредерик Шопен большую часть своей жизни провел за границей, его душа всегда была рядом с польским народом: он горячо сопереживал полякам и даже отправился поддержать свой народ когда началась революция, а ее подавление нанесло сильный моральный урон композитору, повергло его в депрессию, что отразилось в его творчестве. Любовь к Польше Шопен выразил и в своем завещании, желая оставить свое сердце почивать там, где ему и место — на своей родине, к которой тянуло всю жизнь и которая всегда была в сердце.