Классный час на тему театр. Классный час в начальной школе на тему: Театр. В какой одежде лучше всего посещать театр

Методическая разработка классного часа для классных руководителей.

Классный час по теме: «Приглашаем вас в театр»

Цели: расширить знания учащихся о театральном искусстве; развивать актерские дарования.

Ход мероприятия

Три команды получают домашнее задание: рассказать о театре Древней Греции, Древнего Рима, театре эпохи Возрождения.

Ведущий 1.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взявшись, занавес шумит.

Ведущий 2 . Вы догадались, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

Ведущий 1 . Многие из ваших сверстников сегодня отдают предпочтение кино и телевидению, но ни с чем не сравнится живая игра актера и та волна эмоций, которую можно пережить, наблюдая театральное зрелище.

Театр - особый и прекрасный мир. И в этом мире все необычно. Приходя в театр, вы видите декорации, нарисованные художником и сделанные в театральных мастерских. Видите людей, которые не существуют в повседневной жизни: их придумал драматург и сыграли актеры. Но глядя на сцену, вы забываете обо всем: о декорациях, о театральном освещении, об актерах. Вы окунаетесь совсем в другой мир, тот мир, который существует здесь, на сцене; сочувствия и переживания за героев, даже хотите им чем-то помочь. Вы переживаете вместе с ними неудачи и торжествуете победы. Вы даже не замечаете того, как мысли и мечты придуманных драматургом людей делаются близкими вам самим.

Не выходя из зрительного зала, вы сможете побывать в разных частях планеты, в разных эпохах, среди разных людей. Театр может вернуть вас на много лет и даже веков назад и поможет заглянуть в будущее.

Ведущий 2. Вот сначала ты в Древнем Риме переживаешь и сочувствуешь несчастным рабам под предводительством Спартака, а вот - Средние века и прекрасная любовь Ромео и Джульетты, конец второй трагедии, и вы уже не можете сдержать слез.

Театр научит тебя не удивляться, когда на его сцене заговорят не только люди, но и животные, и даже неодушевленные предметы. Но самое главное - театр научит тебя видеть прекрасное в жизни и людях.

И когда ты полюбишь театр всем сердцем, когда откроется тебе вся его красота и могущество, ты обязательно захочешь узнать, что же такое театр, каким было его прошлое и настоящее, о людях которые в разные времена и в разных странах щедро и бескорыстно служили театру. Так что же такое театр?

Ведущий 1 . Слово «театр» в переводе с греческого языка означает «зрелище». В театре вы видите отражение вашей жизни. Это всегда действующее, живое, текущее во времени искусство, а не застывшее отображение действительности.

Но как же возник театр?

Ты, наверное, уже знаешь, что в первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни - все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было как-то расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь важном деле считалось, по представлениям древних, волшебство, или магия. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное завершение этого процесса. Так родились обрядовые игры.

Участники обрядов использовали очень сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. Нашим предкам казалось, что все эти обряды имели магическую силу. И уже в обрядовых действиях начали появляться элементы современного театра.

Действия, которые развивались в обрядах, всегда связывались с Хозяйственной деятельностью, которой занимались первобытные

люди. Вот, например, в племенах, которые добывали себе пищу охотой и рыболовством, перед началом действий разыгрывались большие охотничьи представления. Участники делились на две группы. Те, кто изображали добычу, украшали себя перьями, надевали звериные шкуры, звериные маски, разрисовывали тело и лиц0 Игра заключалась в том, что другая часть участников выслеживала эту добычу, преследовала и убивала. Затем все участники танцевали под звуки барабана, воинственно кричали и пели.

В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до нашей эры ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников боге Осирисе.

В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса.

По мере развития греческого театра в трагедиях стали рассказывать не только о боге Дионисе, но и о греческих героях, например таких, как Геракл. Жизненные мотивы все больше проникали в трагедию, а в комедии они становятся преобладающими. В этом и было главное отличие древнегреческих театральных представлений от аналогичных форм в Египте и в странах Дальнего Востока. В театральных постановках строго соблюдались религиозная сторона обрядов, участники их не делали ни малейшего отступления от установленного ритуала. Поэтому в Египте и на Дальнем Востоке театральное действие так и осталось в рамках религиозных обрядов, далеких от современного театра. И только в Древней Греции родилось высокое искусство театра, на основе которого возник европейский театр.

Конкурс театральной импровизации

Учащимся нужно изобразить, как они представляют себе танец, изображающий призвание дождя, солнца, проводы зимы, охоту, удачный урожай и т. д.

Конкурс «Домашнее задание»

Команды рассказывают о роли театра в жизни разных стран в разные эпохи.

Театр Древней Греции

Театр Древней Греции был государственным учреждением. Театральные представления устраивались три раза в год. Это были праздники, посвященные богу Дионису. Представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров.

Сначала в этих театрах выступал один актер. Потом ввели двух, затем трех актеров. Причем актерами были только мужчины, которые играли и женские роли.

Большинство трагедий, поставленных в древнегреческом театре, заканчивались гибелью главного героя. Но эти постановки не оставляли у зрителей впечатления безысходности, а, наоборот, вызывали восхищение, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо.

Комедии должны были вызвать смех, поэтому маски, в которые облачались актеры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Комические ситуации, состязания в остром слове - все это придавало театральной постановке живой характер.

Наряду с трагедией и комедией в Греции были популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим - это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины. В этих театральных постановках актеры играли без масок.

Театр Древнего Рима

Истоки римского театра, как и греческого, восходят к сельским праздникам сбора урожая, во время которого два хора ведут между собой шутливый диалог, распевая веселые и грубоватые песни. Однако театр в Риме не играл большой роли в жизни народа по сравнению с театром в Греции. Римский театр - это зрелище, предназначенное и для развлечения публики. А актеров считали людьми самых низших сословий. Но тем не менее некоторое из них пользовались всеобщим уважением.

Театр эпохи Возрождения

В театрах эпохи Возрождения спектакли создавались коллективом актеров, постановки опирались на определенный сценарий и постоянные образы. Спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Актер начинает вступать в непринужденное общение с публикой. Театральные зрелища устраивали на площадях на деревянный подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах.

В тот же период происходит разделение театра по видам: театр кукол, миниатюр, театр теней и т. д. Каждый созданный театр продолжает развиваться самостоятельно. Опера, например, возникла на рубеже XVI-XVII вв., балет с середине XVIII в., оперетта с середины XIX в.

В драматургии эпохи Возрождения присутствует высокое героическое начало, строгое разделение на добро и зло, свободный переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.

Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому театру, который вы знаете сейчас.

Конкурс театральный

Предложите ребятам (или участникам театрального кружка) поставить небольшую сценку из весенней сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка».

Действующие лица

Весна-Красна.

Дед Мороз.

Девушка Снегурочка.

Масленица, соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог - на Красной горке вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие - в заречной слободе Берендеевке. Второе действие - во дворце царя Берендея. Третье действие — в заповедном лесу.

Пролог

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты редкого безлистого березняка; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине под горой река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы - все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность.

Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю окруженная свитой птиц.

Леший .

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю,

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил - ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло).

Цели и задачи:

Воспитание человека достойного, красивого, толерантного.
Понимание различий людей, живущих в многокультурном обществе.
Учиться слушать и слышать друг друга.
Учиться уважать мнения одноклассников.
Развитие зрительной и слуховой памяти, абстрактного мышления, комуникативных способностей.
Учиться любить и понимать театр.
Учиться хорошим манерам.

Форма работы: коллективная.

  1. Музыкальное оформление
  2. .

    На перемене и несколько секунд после звонка на урок звучит музыка (увертюра к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

  3. Оформление доски
  4. .

    Тема классного часа на доске прописывается крупными буквами:

    “Театр уж полон…” А.С. Пушкин

    В левом углу доски записаны основные требования к работе:

    класс - “поле внимания”

    “мнение каждого - величайшая ценность”

    В правом углу доски театральный словарик:

    Гардероб

    Оркестровая яма

    Дарить цветы

    Аплодисменты

    Мороженое

    Также на доске можно разместить театральные афиши, програмки.

  5. Собственно классный час.
  6. Учитель. Здравствуйте! Тема нашего классного часа сегодня “Театр уж полон…” (показать на доске) Мы будем говорить о театре. Давайте не только говорить, но и слушать друг друга, давайте не только говорить и слушать, но и слышать друг друга. Обязательные условия, которые сегодня будут все выполнять:

    1. Наш класс-поле внимания

    2. Мнение каждого - величайшая ценность (показать эту запись на доске, важно задействовать слуховую и зрительную память)

    И так “Театр уж полон…” Что можно увидеть и услышать за этой фразой? (пауза)

    Угасающие огни нарядных люстр.

    Шелестящее шуршание щелка, открывающего таинственную глубину сцены.

    Серый сумрак зрительного зала, наполненный дыханием и легким шорохом красивых одежд.

    Радостное ожидание чуда …

    Для меня театр – это праздник, а для вас?

    Ученики………………………………………………

    (Дать возможность каждому ученику, присутствующему на классном часе, высказать свою точку зрения! Нельзя обсуждать сказанное ни учителю, ни детям, очень важно выполнение условия “Мнение каждого – величайшая ценность”. Ученикам можно немного помочь вопросами: А для тебя (имя) театр - это что? “Театр уж полон…” - что ты (имя) слышишь за этой фразой? “Театр уж полон – что ты (имя) видишь за этой фразой? Учитель говорит: “Спасибо” каждому, кто высказал свое мнение. Не имеет значения много или мало, интересно или неинтересно,…, ответил ученик. Отвечая, дети не встают. Учитель побуждает к ответу учеников не только фразой, но и жестами, мимикой, движением тела. Руки учителя – обращены к классу ладонями вверх; никаких закрытых поз. Ни к чему слишком много ходить по классу. Очень важны интонации, с которыми учитель произносит каждую фразу, каждое слово.)

    Учитель. Всем спасибо! Какие мы все разные! А теперь, послушайте следующие утверждения и найдите в них ошибки. (Текст написан на карточках, учитель зачитывает их по очереди, все подряд, при этом делая паузы между ними)

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец, так удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

    Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще никогда не начинались бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, что бы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников

    Не будьте эгоистом. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Учитель . Надеюсь, вы поняли эту игру в “перевертыши”? А теперь, пожалуйста, сами постарайтесь поставить все с головы на ноги. (Учитель еще раз зачитывает тексты, а ученики обсуждая информацию, сами находят ошибки.)

    Учитель. А вот театральный словарик (показать на доске) Кто знает значение этих слов?

    Ученики. (Ответы на вопросы учителя. Идет обсуждение театральных терминов, написанных на доске)

    Например:

    Акт – театральное действие, часть спектакля.

    Аплодисменты – форма выражения благодарности.

    Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот и поедание пирожных от того, за чем мы пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.

    Гардероб – это место, куда наиболее “культурная” часть публики начинает собираться задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль.

    Дарить цветы – один из самых древних и самых красивых театральных обычаев.

    Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм и соседям настроение.

    Учитель. Сегодня мы с вами решили, что театр – это праздник, ….(перечислить то, что говорили дети) А чтобы не испортить этот праздник себе и тем, кто рядом следует соблюдать правила этикета.

    (Если останется время)

    Учитель . В разные исторические эпохи правила этикета были разными. Вот один из примеров, подтверждающий это. (Учитель зачитывает текст )

    В лондонском театре давали трагедию Шекспира “Король Лир”. Страшные события трагедии приблизились к кровавой развязке. На сцену вышел Лир – знаменитый английский актер Гаррик, неся на руках тело погибшей дочери Корделии. Но неожиданно Гаррик разразился не рыданиями, а хохотом. Тряслась от смеха и “бездыханная” Корделия. Занавес упал. Впервые в истории театра король Лир остался в живых.

    Кто же так рассмешил великого артиста? Один почтенный лондонский адвокат. Он пришел в театр не один, а с собакой (в XVIII веке это позволялось). Адвокат расположился в первом ряду, а пес – у ног хозяина. Забыв обо всем на свете, зачарованный театрал утирал пот и слезы париком. А к концу спектакля нахлобучил парик на своего пса, который, положив лапы на край сцены, с любопытством разглядывал артистов. Этого пса в парике и увидел Гаррик. Ну, как тут не умереть со смеху!

    Учитель. Наш классный час заканчивается. Мы учились слушать и слышать друг друга, мы говорили о театре… И вновь я обращаюсь к вам с просьбой послушать и услышать друг друга (обратная связь) Продолжите любую из этих фраз:

    Сегодня мне…

    Я тот, который в театре никогда не станет…

    Этот классный час…(слово каждому ученику, учитель может быть первым или последним, а может первым и последним )

    Учитель. Сегодня мне с вами было хорошо и уютно. Спасибо вам!

  7. Заключение.

Звучит театральная музыка.

Классный час.

Тема: Мы и театр.

Цели:

    Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о различных театрах в родном городе, вспомнить профессии людей, работающих в театрах, познакомить с правилами поведения в театре, повторить правила этикета при общении;

    Способствовать развитию речи, мышления, памяти;

    Воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся? (2 сл.)

Дети : в театре.

Учитель : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Учитель : кто из вас знает, как появился театр? (3 сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ». Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, (4 сл) они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Учитель : (5 сл.) актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году . (6 сл.). Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры в нашем городе Кемерово вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: (7 сл.) в центре города, на проспекте Советском на театральной площади, возле фонтана возвышается Драматический театр имени А. В. Луначарского , в котором ставятся (8 сл.) пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героя.

Немного дальше, на этом же проспекте, стоит столь же красивое здание (9 сл.), которое называется Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва , в нем ставятся оперы (10 сл.), где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств, движением.

(11 сл.) На улице Весенней расположен театр Кукол имени А. Гайдара . Здесь главными героями являются куклы , которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные: (12 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Учитель: а вот и он! (13 сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Учитель: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Учитель: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Учитель : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Учитель : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (14 сл)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Учитель : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Учитель : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Учитель : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль «Дюймовочка», на 16 мая. Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Сценка. Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Учитель : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Учитель : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Учитель : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей . Приготовь заранее одежду.

Умойся, расчешись.

Выйди из дома заранее .

Учитель : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Учитель : проходим дальше, что мы должны сделать?

Дети: снять верхнюю одежду.

Учитель: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе. (15 сл)

Учитель : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Учитель : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Учител ь: вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Учитель : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Учитель : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Учитель : посмотрите на свои билеты (на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места). Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа? (16 сл.)

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Учитель : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Учитель : конечно же нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Учитель : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. послушаем, что она скажет на этот раз?

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – побольше двигайтесь! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения. (17 сл)

    Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

    Будь аккуратен и опрятен;

    Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

    Не шурши фантиками и не разговаривай;

    Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

    В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

    Веди себя скромно и воспитанно.

Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Учитель : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:

    Профессия человека, исполняющий разные роли.

    Перечисли Театры в городе Кемерово.

    Главные герои кукольного театра.

    Место, где продают билеты.

    Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

    Место в театре, где можно перекусить.

    …………..

Учитель: я думаю, что правила которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.

Дети : (18 сл.)

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Классный час "Театр вчера, сегодня, завтра"
Цели внеклассного мероприятия:
– обучающая: познакомить учащихся с театральным искусством;
– развивающая: развивать кругозор, коммуникативные умения, воображение, внимание,
память, эстетическое чувство; научить учащихся видеть прекрасное, пользоваться
театральной лексикой.
– воспитательная: воспитывать толерантность, ответственность, инициативность,
способствовать развитию классного коллектива.
Оформление и оборудование:
1. Презентация о театральном искусстве.
2. Театральные афиши, программы.
3. Яркие высказывания о театре, оформленные на доске.
В правом углу доски театральный словарик:
Партер
Акт
Гардероб
Фойе
Ложа
Оркестровая яма
Занавес
Дарить цветы
Аплодисменты
Буфет
1

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют:
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдем туда скорей!
– Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Ему не раз предрекали гибель, но
он каждый раз выживал – выдерживал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с
компьютером. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия.
1. Вступительная часть:
Слово учителя
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто не
скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время
существования театра измеряется временем существования самого рода человеческого.
В золотую пору детства человечества первые поэты – греческие трагики Эсхил, Софокл,
Еврипид уже склонились над колыбелью театра. (слайд 3)
Эпоха следовала за эпохой, возникали и исчезали государства: в глубинах океана исчезла
Атлантида, разгневанный вулкан Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею,­ но ничто
не прерывало вечности театра. Его проклинали, его ненавидели, запрещали, подвергали
гонениям, наказаниям и преследованиям, отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами.
Но ничто не сломило театр. Десятки тысяч зрителей собираются сейчас – десятки тысяч
зрителей собирались на театральные представления и раньше, в Древней Греции.
Древнегреческий театр. (слайд 4,5)
Алина. Приехав в столицу нынешней Греции – Афины, мы увидим возвышающуюся над городом
скалу. Спустившись по дорожке, можно дойти до развалин театра Диониса.
Дионис – древнегреческий бог, покровитель театра.

Перед нами что­то похожее на стадион. По склону полукругом идут каменные ряды
сидений для зрителей и сцена. Таким был театр в пятом веке. Сейчас здесь безлюдно, между
камнями растет трава. А раньше каменные сиденья были заполнены десятками тысяч зрителей.
При ярком свете дня, под открытым небом появлялся и пел трагический хор. Слышались
голоса актеров, которые нараспев декламировали стихи знаменитых греческих драматургов.
Декораций не было, не было и занавеса.
(слайд 6, 7, 8, 9) У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха),
покровителя виноделия.
Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных
богов ­ сатиров.
Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами ­ песнями,
прославляющими Диониса.
В 6 в. до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1­ ые спектакли.
Вскоре праздники были перенесены в специальные места­театры, а спустя некоторое время
появились драматурги ­ люди сочинявшие пьесы для театра.
Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места
было бы хорошо видно сцену.
Сначала театры строили из дерева. Они быстро приходили в негодность, часто сгорали,
поэтому позднее их стали строить из камня.
Ира Рано появились театральные машины, позволяющие действующим лицам спускаться
сверху или «проваливаться» под землю.
Древнегреческие актеры были в длинном одеянии, обувь на высоких деревянных или
толстых кожаных подошвах. Это увеличивало рост.
На голове были маски (громадные впадины глаз, широко открытый рот, резкие морщины,
высоко поднятая прическа. В рот маски вставлялась металлическая пластинка, чтобы усилить
голос. Роли исполнялись только мужчинами, рабов не допускали.(слайд 10)
Маски менялись в течение спектакля. Вид греческого актера мог напугать.
(слайд 11) Древний автор писал: «Актер показался им страшным, даже пока он молчал на
сцене. Не без ужаса смотрели они на него, делающего громадные шаги, сильно разинувшего рот,
стоящего на высоких каблуках, завернутого в диковинные одежды. Когда же, нарушив
молчание, он выкрикнул первые слова, большинство зрителей обратились в бегство».
Карина. Греки были страстными любителями своего театра. В дни весенних праздников
десятки тысяч зрителей наполняли театр, где давались трагедии. Зрители высиживали в театре

с утра до заката солнца. Другого освещения, кроме солнца, не было. Перед началом
представления были подарки, приносили жертвы богам, в частности Дионису. По сигналу
трубы начиналось представление. Четыре пьесы шли друг за другом. Зрители ели и пили во
время спектакля, но слушали внимательно. Плата была очень низкая – за билет 2 обола (около
400 р.); зритель получал билет – бронзовый или свинцовый жетон. (слайд 12)
Все посетители театра делились на 2 группы: почетные гости и обычные зрители.
Почетными гостями были ­ жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.
Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.
Рита. Позднее стали аплодировать, а неудачную игру освистывать или топтать ногами в знак
неодобрения. Бывали случаи, когда в актера или автора пьесы кидали камни. После
представления из среды зрителей избиралось жюри, присуждавшее награды актерам. Театр не
был забавой, актеры не были потешниками зрителей, писали ради славы и почета, а не ради
наживы. До нас дошли целиком 33 трагедии. Они составляют большую ценность и переведены
на все языки мира.
В разные времена театральное искусство призвано было то развлекать, то воспитывать. И с
этим театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр
всегда сравнивали с храмом, осуждая «низкие нравы и заблуждения пробуждает людей к жизни
достойной», для Н.В. Гоголя он был кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра».
2. Театр – искусство не одного человека, а коллективное. Спектакль – это результат
деятельности многих людей.
В театре сочетаются многие виды искусств: музыка, живопись, танец. В зависимости от
преобладающего жанра выделяют несколько видов театра. Давайте посмотрим, какие бывают
театры: (слайд 13 – 19)

Мы первый раз сюда пришли,
Когда мы были малыши.
На сцене нет почти людей,
В театре КУКОЛ для детей..
На стене появилось пятно.
То в зайца, то в волка превращалось оно.
Фонарь вдруг погас – и нету зверей,
Это был театр ТЕНЕЙ.
Сей жанр родился в США.
Сейчас популярен, как никогда.
Послом назначен был Notre Dame,
Я представляю МЮЗИКЛ вам.
От латинского слова «танцевать»
Куда купила я билет?
Вечером вместе идем на БАЛЕТ.
Все девять муз объединились,
В эстрадных сценках воплотились.
В подвале ночного кафе
Приветствует вас театр – КАБАРЕ.
Жест – главнее, чем слова,
Пластика актера очень важна.
Без звука сюжет разыграли
В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.
Здесь не актеры, а певцы
Для нас играют, и все мы
Услышим арию от них,
Этот театр стали все называть.
ОПЕРУ однажды посетив.
– Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Здание театра: зрительный зал, фойе и волшебное закулисье удивительный мир.
3. Театры России. (слайд 20)
4. Благовещенский театр (слайд 21, 22, 23)
Театр как искусство появился в г. Благовещенске два года спустя после Указа
императора Александра II об учреждении города на Амуре ­ то есть в 1860 году.
Первые любительские спектакли проходили в солдатской столовой. Такие представления
возобновлялись с приездом очередного энтузиаста, страстно влюбленного в театр, и
оживлялось благовещенское общество, состоявшее в основном из офицеров, купцов,
чиновников и их семей. Открылся в декабре 1883 спектаклем "Ревизор" Н.Гоголя на сцене
Общественного собрания Благовещенска. В 1886 на добровольные пожертвования
предпринимателей, купцов и горожан разного сословия построено здание, в котором театр
играет по сей день. За последние годы участвовал в фестивале "Благая весть" в
Благовещенске (2000). Гастролировал в Москве (1983), Сибири, на Дальнем Востоке, в
Средней Азии, Поволжье, Якутии, на БАМе, Сахалине, Украине, Хабаровске (2002). Послелицо. Она что­то изображает, например, человека или животное.
Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо,
изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.
Давайте попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так.
Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски. Ребята определяют, что они
выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии), вторая веселая (маска
комедии).
Вы сами решите, какую маску вам сделать, грустную или веселую?
5. Изготовление масок.
8. Подведение итогов классного часа.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ.

Классный час « МЫ ИДЁМ В ТЕАТР».

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.
  2. Закрепить знания школьников о правилах поведения.
  3. Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

II. Беседа по теме.

Ребята, кто из вас знает, что такое общественное место или культурно-просветительное учреждение?

Какие культурно- просветительные учреждения вы знаете?

В каком из них вы были?

III. Сообщение темы.

А тема сегодняшнего занятия « Театр».

Был ли кто из вас в театре?

Вы знаете, как нужно вести себя в театре?

Есть несколько правил по поведению в театре:

  • Если собрался в театр, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.
  • В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
  • Нельзя опаздывать к началу программы.
  • В зале надо занять свои места.
  • По ряду нужно идти лицом к сидящему; извинится, если нечаянно заденешь кого-нибудь.
  • Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать.
  • Не есть во время действия.
  • Не делись громко своими впечатлениями, не мешай другим зрителям.
  • В зрительном зале нельзя сорить, совершенно не допустимо грызть семечки.
  • Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично.

IV. Закрепление материала.

Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?

Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

  1. Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

А) за полчаса;

Б) за 5 минут;

В) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

А) лицом к сидящему;

Б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

А) кричать;

Б) топать;

В) свистеть;

Г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

А) на любое;

Б) указанное на билете;

Где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

А) поп-корн;

Б) конфеты;

В) ничего;

Г) семечки.

V. Закрепление на практике.

Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давай те попробуем применить эти правила на практике.

Есть желающие?

(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)

VI. Беседа по стихотворению.

Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Ребята, увидела ли девочка спектакль?

Правильно ли она поступила?

Как надо было вести себя в данной ситуации?

VII. Кроссворд.

Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.

Вопросы по горизонтали:

  1. Что показывают в театре? (спектакль)
  2. Что такое «Лебединое озеро»? (балет)
  3. Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)
  4. Человек, который смотрит спектакль? (зритель)

Вопросы по вертикали:

  1. Человек, исполняющий роль? (актёр)
  2. Помещение, где продают билеты? (касса)
  3. Пропуск в театр? (билет)
  4. Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)
  5. Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)

VIII. Подведение итогов.

Какие правила поведения в театре вы запомнили?

Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?

Наше занятие закончено.