Информационный вброс: что известно про друга президента Сергея Ролдугина. Схема наполнения кошелька Путина. Что нужно знать о расследовании OCCRP

Создается впечатление, что для этого в министерстве придумали элегантную схему: его работодателем стал не министр, как у других, а директор Санкт-Петербургского Дома музыки, где он работает худруком.

Ролдугин отказался общаться с Forbes, когда редакция готовила .

Пресс-служба Министерства культуры сообщила, что разница между ним и остальными художественными руководителями госучреждений культуры (такими, например, как Владимир Спиваков из «Национального филармонического оркестра России», Юрий Башмет из «Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и десятками других. — Forbes ) состоит в том, что «в соответствии с приказом Минкультуры России от 14.08.2015 № 2222… художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Ролдугин Сергей Павлович, назначенный на свою должность генеральным директором Анисимовым Олегом Геннадьевичем, не представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Минкультуры России… У «Дома музыки» обязанности по публикации таких сведений нет (обязанность публикации таких сведений лежит на министерстве)».

Изящная двухходовка — и заинтересованные в борьбе с коррупцией граждане никогда не узнают, не пора ли внести малоизвестного до панамского скандала музыканта в список Forbes.

Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл - Россия» Илья Шуманов подчеркивает, что в приказе Минкульта, определяющем список руководителей, обязанных отчитываться о своих доходах и имуществе, перечислены три позиции: руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер. Тем не менее отчеты регулярно представляют и художественные руководители. «С точки зрения конспирологии я могу представить, что, возможно, изначально в этом приказе речь шла и о худруках, и в пользу этого говорит то, что данные художественных руководителей остальных организаций министерство публикует, — говорит Шуманов. — А потом эту позицию могли из приказа вычеркнуть».

На художественных руководителях, объясняет он, зачастую лежит бо льшая ответственность, чем на администраторах. Хотя «если подходить формально, Ролдугин, действительно, отчитываться не должен». Шуманова смущает и то, что последний приказ с перечнем должностей был подписан 29 декабря 2015 года, а зарегистрирован в Минюсте 15 марта 2016 года -- как раз в промежутке между этими датами разразился скандал с документами фирмы Mossack Fonseca.

В итоге остается только гадать, какие бы цифры появились на свет, если бы Ролдугин отчитывался наравне с коллегами-худруками. Судя по данным с сайта Минкульта, больше всех заработал в 2015 году художественный руководитель-директор «Мариинского театра» Валерий Гергиев - 130 млн рублей, или около $2 млн. Из графика его выступлений, размещенного на личном сайте артиста, следует, что за год он выступил с оркестром 286 раз (из них 154 в России и 132 - за рубежом) — значительно чаще чем раз в два дня.

У Ролдугина полноценного собственного сайта нет, но, если собрать упомянутые на сайте Дома музыки его выступления, получится, что в сезоне 2015-2016 он как исполнитель и дирижер дал 13 концертов в России и два за рубежом. Хорошо знающий его руководитель одного из концертных агентств подтверждает: «У него много мастер-классов, а концертов действительно 15 [в год]».

Ролдугин еще курирует как художественный руководитель программу «Река талантов» (длительные гастроли молодых исполнителей по Поволжью) и «Посольство мастерства» (зарубежные гастроли российских исполнителей). Руководитель агентства сомневается, что сведения о доходах Ролдугина были скрыты специально. По его мнению, «видимо, Сергей Павлович не хотел принимать на себя еще и административную нагрузку и выбрал такой вариант оформления на работу».

Доходы нередко оценивают по размеру расходов, которые человек может себе позволить. По словам Путина, Ролдугин тратит все заработанное на покупку уникальных скрипок и виолончелей. На последней прямой линии президент рассказал, что артист купил две скрипки и две виолончели. Лишь за одну из них — виолончель Страдивари Stuart (1732 года) — Ролдугин якобы заплатил $12 млн, признался Путин.

Эта покупка тоже не обошлась без странностей. Как только Путин объявил о дорогом приобретении Ролдугина и его цене, продавший виолончель аукционный дом Reuning

ВСЕ ФОТО

"офшоргейта" друг президента Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин поддержал версию о том, что свои деньги тратит на покупку редких музыкальных инструментов, все вкладывает в развитие детских талантов и Дом музыки в Петербурге. Интервью с Ролдугиным взяла программа "Вести недели", текст репортажа опубликован на сайте . Об офшорах Ролдугина в программе не говорится, но приводится другой положительный пример: о том, как манипуляции с офшорными компаниями помогли сохранить контроль государства над кабельными сетями, и российские зрители не достались "американцам".

О том, что Ролдугин привозит в Россию элитные музыкальные инструменты, комментируя скандал вокруг "Панамских документов", заявлял президент Владимир Путин . Газета "Ведомости" после этого опубликовала таможенную статистику, из которой следует, что импорт всех музыкальных инструментов в Россию в 2015 году не превысил 50 млн долларов , а "прочих смычковых", в которые входят и виолончели, ввезли всего на 75 тысяч. В Кремле детали сделок Ролдугина назвали его частным делом .

Авторы расследования нашли в офшорных компаниях, зарегистрированных на Ролдугина, около 2 млрд долларов. Сооснователь Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и один из авторов расследования Дрю Салливан заявил, что на эти деньги он мог бы скупить все виолончели в мире.

"Вести" утверждают, что Ролдугин до апреля не знал о своем миллиардном состоянии: "Когда 3 апреля были опубликованы так называемые панамские документы, знаменитый музыкант узнал о том, что он еще и миллиардер. Хотя большую часть жизни, по его словам, наоборот, просил у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки". Салливан в интервью "Дождю" называл версию о том, что Ролдугин мог не знать о панамских компаниях, вполне вероятной.

В интервью "Вестям" Ролдугин вспоминает: "Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил".

Потом, как сообщают "Вести", "меценаты предложили Сергею Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы". У Ролдугина миноритарная доля в банке "Россия", который называют "банком друзей президента". Крупнейшие акционеры - Юрий Ковальчук и Николай Шаламов.

"Вести" сообщают, что "все так называемые миллиарды" в Алексеевском дворце, где расположен Дом музыки, "в полной сохранности, и их можно потрогать". По данным РБК, деньги на реконструкцию выделили власти , на это ушло 800 млн рублей. На открытии в 2008 году побывал президент Владимир Путин.

Ролдугин подробно рассказывает о купленных для детей инструментах: "Работы мастеров Гварнери, Страдивари. Рояли Steinway. Я хочу подарить четыре инструмента образовательному детскому центру в Сочи. Четыре восхитительных инструмента. Рояль Fazioli. Если перечисленное услышит специалист, он скажет: да, действительно, это бешеные деньги! Виолончель Страдивари. Золотой период Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она может стоить? Поинтересуетесь". "Вести" сообщают, что такие инструменты продаются "раз в сто лет", а нижняя планка цены превышает 10 млн долларов.

"Все это - уже российское достояние, это все уже здесь. На этих инструментах играют наши российские ребята", - заявил Ролдугин.

"Если вспомнить других фигурантов из офшорных списков, картина еще понятна. Премьер Великобритании пользовался офшорной фирмой своего отца. У Порошенко - запрещенные для президента офшоры собственные. Премьер Исландии не платил налоги. Все понятно. Но причем тут Путин?!" - задаются риторическим вопросом "Вести".

А в заключительной трети публикации "Вести" повествуют о том, как офшоры помогают стратегическим интересам России. В 2008 году компанию "Национальные телекоммуникации" с аудиторией в несколько десятков миллионов зрителей для продажи на фондовом рынке вывел в офшор бизнесмен Сулейман Керимов. По данным телепрограммы, "на активы моментально положили глаз американские фонды прямых инвестиций", а российские власти обратились к бизнесу, чтобы аккумулировать в офшоре около 1,5 млрд долларов, на которые была выкуплена компания. "Это и был питерский удар в зубы", - сообщают "Вести".

В четверг, когда Путин выступал на форуме ОНФ, ему задали вопрос о фигуранте панамского досье, виолончелисте Сергее Ролдугине.

Как посчитали журналисты "Медузы" , собственно на вопрос Путин начал отвечать через шесть с половиной минут, а до этого говорил о Югославии, Сирии, Wikileaks и Первой мировой войне. Сам ответ дословно так:

Теперь что касается Сергея Павловича Ролдугина. Он не просто какой-то музыкант, он - народный артист России, блестящий музыкант. Я думаю, один из лучших в стране. Он был членом жюри на международном конкурсе Чайковского. Он начинал работу в Ленинграде, в Петербурге у [дирижера Евгения] Мравинского. Он долгое время работал у Гергиева. Был ректором Петербургской консерватории. Он человек творческий очень.

Многие творческие люди в России (я не знаю, каждый второй, может быть), если вы обратите внимание, пытаются заниматься бизнесом. Насколько я знаю, Сергей Павлович тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний. И там какие-то деньги зарабатывает. Но это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь, нет ничего подобного. Какие-то зарабатывает.

Но вот что любопытно и интересно. Я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович: и в числе своих друзей, и вообще в целом. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Дорогие вещи.

Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное, но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры, фактически оплачивая [это] за свой счет. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше. И я горжусь, что у меня есть такие друзья.

Путин комментируя ‪#‎PanamaPapers‬:
1) признал Ролдугина своим другом (подтвердил, что они с ним связанные лица, для обывателя это не важно, а важно для официального расследования)
2) подтвердил сверхдоходы офшорных компаний Ролдугина (значит был в курсе Ролдугинских оффшоров и того как они "зарабатывают")
3) оправдал сверхдоходы офшоров Ролдугина закупкой дорогих муз.инструментов для России (на что пошли деньги, которые были отмыты совершенно неважно).

Делая вывод, можно сказать, что тот кто готовил выступление Путина на медиафоруме или специально хочет того, чтобы в официальных расследованиях других стран появилась фамилия Путин или просто дурак.

Ответ профессионального политика. Вопрос нужен не для того, чтобы на него отвечать, а для того, чтобы сделав вид, что ты на него отвечаешь, в очередной раз повторить свой месседж.
Вспоминается Киссинджер, который подойдя к журналистам спросил: "Ну, у кого из вас есть вопросы для моих ответов?"

Я бы сказал, что это позор. Если это заготовка, то даже на троечку не тянет.

думаю, всё же импровизация
он уже привык базар не фильтровать

Почетное звание "Тролль невыносимый" присваивается газете "ВЕДОМОСТИ"!

Приходил Ролдугин. Принес виолончель. И пианино. И скрипку Страдивари. И саксофон Клинтона еще. И губную гармонику на сдачу.
Вас, говорит, мало. Сто сорок миллионов всего. А денег, говорит, много. Два ярда. Работы невпроворот. Так что я завтра, говорит, еще оргАн Баха принесу, лады? Ты уж потерпи...
Ну, чтош. Пострадаю за Родину.
Мужики, в уголок вон ставьте.
Спокойной ночи.

Сначала подставил и опозорил этого Ралдугина, а теперь так бездарно "извинился" - дескать тот на два мильярда балалаек да гармошек накупил..

а ведь на два миллиарда можно скупить весь мировой запас гварнери, аматти и страдивари - и еще останется на стенвей в каждый сельский клуб

Кое-что о цене музыкальных инструментов

1. Самый дорогой музыкальный инструмент мира - виолончель работы Страдивари - была приобретена у наследников Ростроповича за $20 млн.
2. Все прочие инструменты из ТОП10 проданных в сумме стоят меньше.
3. Ни один инструмент ТОП10 не приобретался Сергеем Ролдугиным.
4. Последний инструмент ТОП10, по данным Форбс, стоил $25000.

Таким образом, если Сергей Ролдугин и приобретал какие-то музыкальные инструменты, то по цене не выше $25000 за штуку, а значит, должен был купить на свои (честно заработанные) офшорные деньги около 80000 штук.

5. Всего в России насчитывается чуть более 3000 детских музыкальных школ, 176 средних и 45 высших учебных заведений этого профиля. Итого на каждое из них должно приходиться не менее 20 инструментов экстра-класса.

Ждем-с.

PS. В комментариях есть много интересных и ценных уточнений о стоимости инструментов. Попозже сделаю апдейт, будет еще веселее.

Добавлю сюда один мой комментарий в качестве объяснения того, почему этот очевидный пост набрал столько лайков.
Как ни странно, очень многим вроде бы разумным людям просто не приходит в голову аккуратно сосчитать что-либо. Это известный эффект больших цифр. Все понимают, что 2 млрд - это "много". А еще все понимают, что музыкальные инструменты могут стоить "дорого". Насколько соотносятся эти "дорого" и "много", мало кто пытается понять, именно поэтому результат простого действия "разделить 2 млрд на стоимость одного инструмента" многим не очевиден.

"Саня, это уже не пати, это уже дебош": Путин пояснил, что почти все деньги, которые Ролдугин заработал, "он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию". Путин указал на дороговизну этих музыкальных инструментов".

Самая дорогая скрипка Страдивари стоит в районе 3 млн долларов. Всего сохранилось около 600 скрипок. Таким образом, только на известные нам 2 миллиарда долларов (явно не первая и не последняя проводка через оффшоры) Ролдугин мог купить всю коллекцию скрипок Страдивари и еще пару барабанов на сдачу. Или, если говорить о массовом сегменте, построить скрипкостроительную фабрику.

Не говоря уже о том, что мы немножко пропустили момент, когда опционы на покупку акций "Автоваза" вдруг стали музыкальными инструментами. Типа пришел такой в цех и напильником на кардане Highway to Hell фигачишь, "купил инструмент. Музыкальный!"

Похоже, Путин реально думает, что вокруг 1970 год и можно нести любую чухню, "все равно не проверят".

Получается, это ему так скидывались на инструменты Мордашев и Ротенберги? А зачем через офшоры? Почему нельзя было просто сделать фонд и легально купить инструменты?

Вспомнился анекдот советский.
ОБХСС выследил торговца цветами с Кавказа, и вот он вышел из аэропорта с набитыми цветами чемоданами, прыгнул в такси, едет и видит,что за ним хвост.
- Куда ехать, шеф? - спрашивает таксист.
- К первому же памятнику Ленину!
Такси останавливается у памятника Ленина, преследователи тоже останавливаются, кавказец с чемоданами кидается к подножью памятника, высыпает цветы, с криком:
- Спасибо тебе, дорогой Владимир Ильич от всего Кавказа!

Я к тому, что будет забавно, если они сейчас действительно начнут судорожно скупать виолончели.
С другой стороны, в каком неадеквате живет человек, если серьезно думает, что 2 миллиарда долларов в офшоре можно объяснить покупкой виолончели. Чувак так привык ворочить милиардами, что забыл, как это много на самом деле.

Вот их просто ловят с поличным. Предъявляют документированные схемы взяток.
Тычат в лицо документами: вы отель, сволочи, купили.

А он смотрит всем в глаза и говорит: мой друг на все деньги купил музыкальные инструменты.

Чудовищный лжец. Вор и лжец.

И сидит в окружении такого же лживого ворья, кивающего головой: да-да, на все деньги купили музыкальных инструментов.

То есть, Жванецкий был прав и в консерватории действительно нужно кое-что подправить? Ну, во всяком случае, в классе виолончели..

С музыкальными инструментами, конечно, стыдобища невероятная. Особенно буквально сразу же после практически незамеченного массами, но очень пронзительного выступления Мацуева о том, что в России больше не производится фортепьяно ни в каком виде. И про то как он ездит по регионам и пытается уговорить местные власти купить новые инструменты в музыкальные школы. А не в свои <чёртовы> кабинеты.

Обратите внимание , он известен в том числе и тем, что изучал большие массивы с данными о транзакциях фирм-однодневок и публиковал соответствующие работы, поэтому его мнение вполне можно считать экспертным.

Миронов пытается ответить на три важных вопроса:

1. Являются ли переводы на офшоры путинского друга Сергея Ролдугина взятками?

Причем не «вероятно, взятки», а совершенно точно - взятки. Я могу это утверждать с уверенностью - исследованиями фирм-однодневок (в том числе для получения взяток) я занимаюсь довольно давно и опубликовал несколько научных статей на эту тему. Краткое изложение моего первоначального исследования было опубликовано в SmartMoney еще в 2006 г. Там были описаны, в том числе, однодневки Газпрома и других крупных российских компаний. За 10 лет ни Газпром, ни другие упомянутые мной компании не опровергли информацию по существу и не подали на меня в суд за клевету.

Поэтому если изучить описанные шаблоны операций оффшоров Ролдугина - то с вероятностью, близкой к 100%, можно утверждать - это были взятки.

2. Два миллиарда долларов, попавшие на счета Ролдугина - это много или мало?

Два миллиарда долларов даже в российских масштабах - деньги довольно значительные, чтобы реальный бизнес такого уровня оставался незамеченным широкой публике. Для сравнения - чистая прибыль Сбербанка за 2015 год - 3.5 миллиарда долларов, прибыль Роснефти в 2015 ожидается на уровне 5 миллиардов, ВТБ24 - 50 миллионов долларов, ВТБ по результатам года ожидает убыток. Самый прибыльный частный банк по итогам 2015 г, Альфа-банк, показал прибыль 720 миллионов долларов. То есть два миллиарда - это соответствует уровню годовой прибыли крупнейших российских корпораций, в которых работают тысячи и десятки тысяч людей.

3. Для кого же всё-таки брал эти взятки Сергей Ролдугин?

Методом исключения политиков, кто чисто теоретически мог собрать взяток на 2 миллиардов долларов, единственным в списке остается Владимир Путин.
Больше никто в России не мог собирать взятки в таком масштабе, в течение такого периода, от такого широкого круга лиц. Однако, возможно, я ошибаюсь, и упустил какого-то политика, который мог собирать взятки в таком масштабе. В этом случае, в интересах Владимира Путина максимально быстро найти этого политика и публично идентифицировать, чтобы защитить свое доброе имя. Тем более расследование можно провести фактически за один день. Достаточно спросить господ Варданяна, Грефа, Костина, Керимова, Мордашева и Роттенбергов, в пользу какого политика они платили взятки, совершая операции с оффшорами Ролдугина? Вдруг в России есть тайный политик федерального уровня, о котором мы никогда не слышали? Ведь не слышали же мы до вчерашнего дня о тайном миллиардере-виолончелисте?
http://echo.msk.ru/blog/mmiron...

Именно об этом и я вчера говорил в эфире «Эха Москвы» : у нас нет расписки от Путина «я подтверждаю, что деньги Ролдугина принадлежат мне», однако, есть совокупность доказательств, которые не оставляют нам сомнений.

Это взятки, переданные президенту РФ Владимиру Путину. Этой совокупности доказательств достаточно для импичмента.

Инструмент работы Страдивари за $12 млн могут защитить от ареста за границей особой схемой владения

Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин , сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».

Стивен Хонигберг играет на теперь уже российском «Стюарте».

Начнем с конца - про Японию. Про антикварную виолончель Дюпора (Страдивари ее сделал в 1711 году) сейчас все знают, поскольку, во-первых, на ней с 1974 по 2007 гг. играл Мстислав Ростропович (и называл своей любовницей), а, во-вторых, она объявлена самой дорогой в мире (по косвенным данным, после смерти Ростроповича инструмент был приобретен Японской музыкальной ассоциацией за 20 млн. долларов).

Не удивительно, что не менее , на которой в последнее время играл американский музыкант Стивен Хонигберг, могла быть приобретена за 12 млн. Путин допустил, что инструмент может быть передан государству для общего блага.

Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Госколлекцию, но наши эксперты допустили, что Ролдугину связываться с нею совершенно ни к чему. «Редкие инструменты хранятся нынче не только в Госколлекции, но состоят на балансе Большого и Мариинского театра, и даже крупных оркестров. Ролдугин является худруком Санкт-петербургского Дома музыки, расположенного во дворце Великого князя Алексея Александровича, - сам дворец как музей, там много аутентичных предметов того времени, кроме того, есть и музыкальные инструменты, которые Ролдугин использует для проведения мастер-классов молодым талантливым исполнителям».

Понятно, что владеть лично ценной виолончелью он не будет - слишком велики страховые издержки, гораздо надежнее держать ее на балансе своего же Дома музыки, причем есть такой нюанс. Сегодня для многих музыкантов Госколлеция редких инструментов несколько теряет значение, потому что а). она официально относится к Музею музкультуры им. Глинки (а ранее была самостоятельной структурой), что не может не накладывать на нее отпечаток некой закрытости; и б). из-за угрозы ареста российского имущества по делу ЮКОСА, вывозить за кордон редкие госинструменты сейчас запрещено, а зачем они тогда нужны, если не для развития международной карьеры солиста?

Напомню, плата за аренду и страховку инструмента из Госколлекции ложится тяжким бременем на музыканта - сумма может доходить и до миллиона рублей в год. А вот если виолончель «Стюарт» будет на балансе Дома музыки в Санкт-Петербурге, ее юридически могут не просчитать на Западе как часть госимущества, все-таки речь будет идти о музыкальном учреждении.


Сергей Ролдугин.

«Так что, если такой инструмент в самом деле станет российским, - комментируют наши эксперты, - молодые таланты будут только рады время от времени прикасаться к нему; читателям лишний раз стоит напомнить, что инструменты - не картины, они постоянно должны быть в игре, а не в хранении, их красота именно в звуке (сейчас не берем во внимание старинные живописные клавесины или хрустальные рояли), если на Страдивари не играть - он перестанет быть Страдивари».

Что касается самого Ролдугина, то наши эксперты склоняются к мнению, что скандал, конечно, не пошел ему на пользу. «Все зависит от темперамента человека. Иной бы после такого мощного пиара не вылезал бы с тусовок и с экрана телевизора, стал бы новой звездой, скандал многократно бы увеличил его популярность.

Далеко ходить не надо - только ленивый до сих пор не взял по поводу очередного разоблачения. Но пиар, скандалы и тусовки - это не стиль Ролдугина, который является человеком закрытым, серьезным, очень образованным, издает ноты, глубоко и ответственно занимается музыкой, это человек умственной работы, а не барыга от музыки, норовящий поделить рынок, подмять под себя фестивали, бюджеты и прочее. Так что, личного комфорта вся эта ситуация ему вряд ли добавила».