Икона «Скорбящая Пресвятая Богородица»: значение чудотворного образа. Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, вознесенные ей, помогают избавиться от многих бед и болезней.

Как выглядит икона «Всех Скорбящих Радость»

Среди верующих икона «Всех Скорбящих Радость» считается чудотворной. Согласно преданию, благодаря молебну у образа Богоматери исцеление от тяжелой болезни получила сестра московского патриарха. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице, получали исцеление от бед, а страждущие избавлялись от невзгод.

Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся обиженные и угнетенные, находящиеся в отчаянии и скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, просят покровительства сироты.

В названии уже заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице в период, когда отчаялись найти выход из сложившейся ситуации, не теряя надежды на помощь. В Богоматери мы видим защитницу, которая всегда придет на помощь и направит на путь истинный, смыв с души тяготы и освободив ее от оков скорби, излечив тело и дух через молитву к Господу.

О чем молиться перед иконой

Многие на протяжении жизни проходят через трудности, лишения, болезни и печали. Когда выбрать время для посещения церкви не удается, а отчаяние захлестывает, помните, что молятся и почитают не конкретную икону, а того, кто на ней изображен.

Выберите правильное время для молитвы. Она может быть произнесена своими словами с искренней верой и чистыми помыслами, и тогда обязательно будет услышана.

Прося у иконы «Всех Скорбящих Радость» помощи и защиты, следует помнить о своих душевных помыслах. Вы должны быть честны перед самим собой, не держать на сердце зла и не просить об отмщении. Искренняя просьба и раскаяние увеличивают шансы в скорейшем времени избавиться от тягот и переживаний.

Перед обращением к Богородице зажгите свечу и наденьте чистую свободную одежду. Попросите у Господа прощения и прочтите молитву «Отче наш» . Для удобства запишите текст обращения к Богородице от руки на листе бумаги. Определитесь с просьбой и помолитесь, используя следующие слова:

Пресвятая Владычица Богородица, Царица моя, сохрани меня и укрой от невзгод, избавь от болезни и ниспошли радость бытия, не оставь сиротой безродной, дай утешение и верни радость жизни.

Существует множество икон, которым вы можете направить свои молитвы. К ним можно обратиться за помощью в исполнении желания , попросить помочь в выборе спутника жизни . Не бывает безвыходных ситуаций. Найдите в себе силы стремиться к свету, и удача не оставит вас. Любите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

05.11.2016 06:45

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей...

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.

Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».

Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.

Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» - икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.

Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.

Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.

Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.

Находится в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке , г.Москва

Описание и значение иконы Всех Скорбящих Радосте: в чем помогает икона, где находится, история первообраза Всех Скорбящих Радость. Вера и упование на Господа сильнее страха — это доказала икона Всех Скорбящих Радость.

Евфимия, родная сестра патриарха Иакима, уж год как была прикована к больничной койке. Болезнь была настолько тяжелой, что женщина готовилась покинуть этот мир. Незаживающая язва в боку причиняла нестерпимую боль, сквозь нее можно разглядеть внутренние органы.

Ожидая смерти, больная обращалась к Пречистой Деве, прося милости. Она молилась всю ночь, а утром услышала голос, спрашивающий ее: «Евфимия, почему ты страдая, не прибегаешь к помощи Целительницы всех?» И Богородица указала на Свой чудотворный образ, находящийся в Преображенском храме, что на Ордынке.

Назывался он «Всех скорбящих Радость». Женщина попросила родных узнать: так ли это? А когда убедилась, что икона существует, послала за ней и священником, чтобы у ее одра отслужили водосвятный молебен. После этого она полностью поправилась. Так в 1688 году было положено начало прославления святыни, которая, по словам Царицы Небесной, исцеляет всех .

История первообраза Всех скорбящих Радость

Благодаря тому, что брат Евфимии был патриархом, весть о чудотворной святыне облетела все епархии. Со всех уголков России потянулись больные и скорбящие за исцелением. Вскоре списки появились во многих уголках нашей Родины:

  • В Санкт-Петербурге;
  • Нижегородской пустыне;
  • Харькове;
  • Киеве;
  • Воронеже;
  • В монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ Сухуми;
  • Ельце;
  • Казанской губернии;
  • Орле;
  • Перми, Полтаве и во множестве других городов и губерний.

Более 25 образов признаны чудотворными, множество случаев исцеления и помощи зафиксировано от святых икон. Еще больше свидетельств не записано, так как, не везде ведутся дневники о совершенных Богородицей чудесах. Празднование иконы назначено на 24 октября (6 ноября по н. ст.) – день выздоровления сестры патриарха.


Чтили чудотворный образ и многие царские особы. По одной из версий Наталья Алексеевна (сестра Петра I) увезла икону в Петербург. По другой – забрала список (их в храме было три), который поместила в домовой церкви на ул. Шпалерной. Благодаря этому образу удалось остановить распространение эпидемии оспы, свирепствующей во времена Екатерины II.

Храм на Ордынке перестраивался, в 1930 году закрывался, в 1948 был открыт вновь. Святая икона хранилась в музее, передавалась патриархами на сохранение, и окончательно установить какой образ был первоначальным невозможно. Историки до сих пор не могут сказать точно, какую икону считать первообразом: московскую или петербургскую. Известно, что чудотворными почитаются обе святыни. В настоящее время фиксируются:

  • Исцеления от алкоголизма;
  • От наркомании – бич современного времени;
  • Помощь при глазных болезнях;
  • Известны случаи выздоровления смертельно больных и мн. др.

Примечание: Каждую субботу в храме служат молебен Пресвятой Богородице, то есть, Ее образу Всех скорбящих Радость. Люди, потерявшие всякую надежду на выздоровление, прибегающие с верой к помощи Целительницы всех, встречаются с чудом, получая просимое в молитве пред этой святыней .

История образа с «монетками»

Удивительная история произошла с одной из икон Всех скорбящих Радость, которая находилась в Тихвинской часовне деревни Клочки (близ Петербурга). В 1888 году в нее попала молния. Часовня загорелась, все иконы были опалены, кроме образа Богородицы. Кружка с подаянием разбилась вдребезги, а монетки разлетелись во все стороны.

Двенадцать медных грошиков прилипли к образу, краска которого от высокой температуры, видимо нагрелась, но не оплавилась. Наоборот, закопченный лик Богородицы обновился и просветлел. Услышав об этом событии, многие устремились к иконе за исцелением. Чудеса не заставили себя долго ждать. Через год стали появляться сообщения об исцелении больных:

  • с припадками;
  • парализованных;
  • потерявших голос и др.

Примечание: Ныне икона находится недалеко от места пожара, в храме Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Стоит отметить, что на многочисленных списках изображают Богородицу по-разному: то в царском облачении, то в простой земной одежде, количество грошиков тоже разнится, но чудеса подаваемые Пречистой Девой не оскудевают, если молящиеся обращаются к Ней с верой .

Вера и упование на Господа сильнее страха

Ноябрь 1768 года. В России свирепствует эпидемия оспы, унося в могилу и молодых, и старых, и дышащих здоровьем, и невинных деток. Способ борьбы известен: необходима прививка. Страх добровольно заразиться неизлечимой болезнью сильнее доводов ученых медиков. Кто знает: может беда минует, а тут привить оспу, и ждать что из этого выйдет. Нет, решиться на это невозможно.

К храму на Шпалерной, к чудотворному образу Всех скорбящих Радость подошла Екатерина II, пав на колени, молилась. До свиты доносились слова: страшно, я еще так молода, страшно. После этого женщина позволила сделать себе прививку оспы. Болезнь побеждена, бояться больше нечего. Ее примеру последовали все остальные. Эпидемия была остановлена. Царица стояла в храме и благодарила Ту, на которую уповала. Поверила Целительнице всех, победив свой страх, чем и спасла народ.

Заключение: Верьте и не бойтесь обращаться к святому образу Матери всех, уповающих на Нее. Богородица спасает от бед самых нуждающихся, безнадежно больных, попавших в трудную ситуацию. Она обязательно поможет, если доверитесь Ей.

В традиции Русской Православной Церкви имеется огромное количество различных образов (списков) Пресвятой Богородицы, среди них особое место занимает икона «Всех Скорбящих Радость».

Необычайное значение имеет почитание Пресвятой Девы на Руси. Это связано с большим количеством чудес, которые совершались после богослужений в честь Богоматери.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Одно из первых задокументированных чудес произошло в XVII столетии в столице государства. Не сохранилось исторических сведений, откуда чудотворный лик попал в храм Преображения. Существует мнение, что икона попала сюда лишь после реконструкции 1685 года.

По свидетельству очевидцев, в конце XVII века доска была необычайно дряхлой и понадобилась замена некоторых фрагментов. Согласно церковному преданию, родственница святейшего патриарха по имени Евфимия продолжительно мучилась от неизлечимого недуга. После длительных молитв, во сне она услышала голос, указавший на икону, находящуюся в храме на Ордынке.

После пробуждения женщина незамедлительно отправилась в храм. После непродолжительной молитвы она исцелилась, а лик иконы обновился. Данное чудо подтверждено документально и в храмовой летописи имеется соответствующая запись.

Весть про чудотворную икону быстро разлетелась по округе. В храм начали стекаться паломники. Недолго чудотворная икона пробыла в Москве. В начале XVIII столетия ее перевезли в Санкт-Петербург (по некоторым данным царица увезла копию, подлинник остался в храме). Горестные события ХХ столетия привели к пропаже иконы.

Знаете ли Вы, что: праздник иконы «Всех скорбящих радость» совершается осенью — 6 ноября.

Молитва Пресвятой Богородице

Православные христиане всегда особо чтили Пресвятую Деву Марию. Ее особое заступничество перед Господом Иисусом Христом помогало людям, обращавшимся к Ней с молитвами и просьбами.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвятая Владычице Богородице, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.

Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Не стоит забывать всегда и во всём благодарить Богоматерь и Её Сына Иисуса Христа, в храмах и монастырях можно заказывать специальные благодарственные молебны, благодарить можно и дома.

Канон и акафист Пресвятой Богородице

Во все века христианства верующие люди почитали Господа и Его Пречистую Матерь.

Были написаны прекрасные иконы, составлены замечательные молитвы и славословия, а музыкально одарённые люди сочинили во Славу Божию потрясающие по красоте церковные песнопения. Однако сколько бы люди не прославляли нашего Творца и Его Пречистую Матерь, всё равно этого будет бесконечно мало для того, чтобы выразить нашу благодарность.

Акафист в переводе с греческого означает «не сижу» или «не сажусь», т. е. это хвалебная песнь при которой не садятся. Читают акафисты, когда хочется особо помолиться, иметь небольшой молитвенный подвиг, когда есть особая молитвенная просьба.

Каноны описывают кратко происходившие события, явление иконы, чудеса, прославление.

Канон Первый Пресвятой Богородице пред иконой «Всех Скорбящих Радость»

Канон Второй Пресвятой Богородице пред иконой «Всех Скорбящих Радость»

О чем молятся и в чем помогает Божья Матерь

Человеческая жизнь полна разнообразных сложных ситуаций. Как показывает история, во все времена люди страдали от разнообразных бед и скорбей. Православные христиане всегда особенно трепетно относились к Богородице и часто обращались к Ней в молитве за помощью.

Перед Её святым образом «Всех Скорбящих Радость» можно молиться о преодолении различных неприятностей, которые происходят в нашей жизни.

Заболели дети, неприятности на работе, не удается простить человека, на душе сумятица и растерянность, нет понимания, как поступить в какой-либо ситуации — это означает, что необходимо обратиться к Пресвятой Богородице в молитве, попросить помощи и заступничества, излить свои печали и тревоги.

Где в Москве находится икона «Всех скорбящих радость»

Сохранившаяся копия находится в восстановленном Преображенском храме.

Адрес: Российская Федерация, Московская область, город Москва, улица Большая Ордынка, сооружение 20 .

Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

Изображение (копия) была перевезена в новую столицу в начале XVIII столетия. Образ установили в небольшой часовне. В начале XVIII века произошло очередное чудо.

Во время ужасной бури, молния угодила в сооружение и спровоцировала пожар. Однако икона не сгорела, кроме того, она таинственным образом обновилась. В 1890-х годах решением Синода было начато воздвижение храма вместо пострадавшей часовни.

Где находится икона с грошиками в Санкт-Петербурге

В Свято-Троицком Зеленецком мужском монастыре , который расположен по адресу: Россия, город Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, здание 24.

Заключение

В жизни человека происходят разные невзгоды, это выглядит обыденно и печально. Некоторые неприятности незначительные, другие невозможно разрешить самостоятельно. Бывают ситуации, когда необходимо обратиться за помощью к Господу Иисусу Христу, Пресвятой Деве Марии, святым заступникам и молитвенникам, чтобы разрешить сложную ситуацию или сделать правильный выбор.

После молитв происходит чудесная помощь. Некоторые люди длительное время молятся, а некоторым помощь приходит моментально. Необходимо верить, что Пресвятая Богородица слышит наши молитвы и обязательно поможет.

Н. И. Комашко

Богоматерь «Всех скорбящих Радость»


c. 22 ¦ Среди иконографических типов Богоматери, сложившихся в русской иконописи в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, «Всех скорбящих Радость», бесспорно, - самая интересная, многообразная и одновременно загадочная. Так называются иконы, подчас очень мало схожие, между собой, и понять, что же все-таки их всех объединяет, бывает сложно. В процессе своего формирования иконография «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой устойчивой композиционной схемы и существует в виде различных вариантов, в происхождении и особенностях которых мы и попытаемся разобраться. c. 22
c. 23
¦

Одна из самых чтимых Русской Православной церковью святынь - икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» - прославилась в Москве в 1688 году, когда Евфимия Папина, доводившаяся родной сестрой патриарху Иоакиму, получила от нее исцеление: у вдовы была незаживающая рана в боку. Об этом событии подробно повествуется в Сказании об иконе, написанном сразу же после произошедшего чуда, буквально по горячим следам. Новопрославленный образ находился в церкви Спаса-Преображения на Ордынке, прихожанкой которого была Евфимия. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. По-видимому, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена в камне на средства Евдокии Васильевой Акинфовой.

Чудо получило большой резонанс, поскольку произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха. Помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки.

В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие - второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» - и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, - в равной мере почитались как чудотворные.

Икона Натальи Алексеевны, украшенная драгоценным окладом, была поставлена в ее домовом Вознесенском храме за Литейным двором. Затем, после смерти царевны, ее дворец был переустроен под богадельню, к которой отошла и церковь. Позднее она была полностью перестроена и получила название Скорбященской - по находившейся в ней святыне. В советское время, когда храм был закрыт, эта икона исчезла. В Спасо-Преображенском «всей артиллерии» соборе в Санкт-Петербурге сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но это не более чем заблуждение. Сохранилось точное литографированное изображение чудотворного образа царевны, которое не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. В Скорбященском храме был чтимый список со святыни, тоже в драгоценном окладе. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Московская икона благополучно пребывала в храме на Ордынке вплоть до советского времени. Церковь была заново перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году - Осипом Бове. В Москве она более известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская по приделу, c. 23
c. 24
¦ посвященному чудотворному образу. При советской власти церковь была закрыта, а икона изъята. Тот образ, что ныне находится в Скорбященском храме, в годы Великой Отечественной войны подарил патриарх Алексий I при возобновлении в нем службы. Это точный список с московской чудотворной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века.

Несмотря на то, что оба чудотворных образа были утрачены, мы вполне уверенно можем судить о том, как они выглядели, благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Самое удивительное, эти иконы - одна из которых является списком с другой - вовсе не идентичны по своей иконографии. Достаточно серьезные иконографические несовпадения между ними отчасти дают ответ на вопрос, какой же из образов был первоначальным. Скорее всего, им был петербургский, с абсолютно уникальными чертами, свидетельствующими о его оригинальности. И хотя на сохранившемся его изображении образ воспроизведен в окладе, почти полностью закрывающем живопись иконы, можно не сомневаться: рисунок оклада в точности повторял авторскую композицию.

На обеих иконах Богоматерь была изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Ее голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. Первое важное отличие петербургской иконы от московской заключалось в том, что и Богоматерь, и Младенец на ней держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Во-вторых, на петербургской иконе вверху в облаках был изображен Господь Саваоф, а не Троица Новозаветная, как на московской. Такое изображение кажется более правильным еще и потому, что на московском образе Христос оказывается представленным дважды - в небесах и на руках у Богородицы. На петербургской иконе Мария стоит на полумесяце. И, наконец, самое главное отличие - в ней нет изображения страждущих. Трудно представить, что при создании списка с чудотворной иконы по заказу царевны иконописец мог упустить столь важную деталь, которая стала в дальнейшем едва ли не определяющей для иконографии «Всех скорбящих Радости».

На московской иконе, наоборот, - развернутое изображение страждущих по обеим сторонам от Богородицы, которых от Ее лица утешают ангелы. Эта икона тоже по-своему уникальна. Ее особенность - дополнительные святые по обе стороны от Марии с Младенцем, представленные над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение Варлаама Хутынского здесь неслучайно. В Преображенском храме издавна существовал посвященный ему придел. Преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский как самые почитаемые русские святые часто изображались вместе. Что же касается таких редко изображаемых святых, как Федор Сикеот и Григорий Декаполит, то их присутствие можно объяснить только патрональным характером. Из всего этого следует, что московская икона была написана специально для храма на Ордынке c. 24
c. 25
¦ (на что указывает изображение Варлаама) по заказу неизвестного частного лица (ради которого введены изображения редких святых).

Идея создания такого образа могла возникнуть уже после прославления иконы «Всех скорбящих Радости». Оригинал был воспроизведен в развернутом композиционном варианте со страждущими, поскольку само название чудотворной иконы подталкивало к их изображению. Заодно были проигнорированы некоторые откровенно «латинские» детали, такие, как луна под ногами Богородицы и четки в Ее руках и Младенца. Со временем этот список занял место подлинной иконы, увезенной в Петербург. Весьма вероятно, что он тоже стал пользоваться почитанием еще тогда, когда обе иконы находились в одном храме, поскольку точные списки московской иконы с дополнительными святыми стали появляться еще до переезда Натальи Алексеевны в Петербург.

Московская икона в XVIII–XIX веках многократно повторялась в списках, как точных (в том числе с повторением размеров), так и свободных, где произвольно менялся состав дополнительных святых или они отсутствовали вовсе. Эти списки широко расходились по всей России. Распространению московского варианта иконографии способствовали и гравированные листы, выполненные в XVIII веке с чудотворного образа.

Икона Натальи Алексеевны, напротив, не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и, наоборот, наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Откуда же и когда пришла в русскую иконописную практику иконография «Всех скорбящих Радости»? Это, конечно, произошло еще до прославления образа на Ордынке и было связано с мощным потоком хлынувших в Россию различных западноевропейских изобразительных источников. Особую роль в экспорте «латинских» богородичных иконографий играла Польша, ориентация на художественную культуру которой при царском дворе достигла апогея в годы правления царевны Софьи.

«Всех скорбящих Радость» - начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Не случайно его писал не иконописец, а живописец, работавший в европейской стилистике. Такому мастеру легче было воспроизвести западный образец, соблюдая и его нетрадиционную иконографию, и стиль. Есть упоминания о том, что иконы с тем же названием находились до 1688 года в храме подмосковного села Коломенское и Алексеевском монастыре в Арзамасе. Сохранилось даже краткое описание арзамасской иконы, по которому она реконструируется как изображение Богоматери с Младенцем и двумя ангелами по сторонам. Таким образом, икона Натальи Алексеевны, не имевшая изображения страждущих, была не одинока в этом иконографическом ряду. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов - это широко распространенное c. 25
c. 26
¦ в католическом мире изображение «Мадонны во славе» («Gloria»). По-видимому, первые русские образы «Всех скорбящих Радости» восходили именно к этому западноевропейскому типу и никаких страждущих, упоминаемых в названии иконы, на них не было.

На западное происхождение указывают и другие детали петербургской иконы. Так, четки у Богородицы и Младенца - непременная деталь изображения «Rosarium», или видения святого Доминика. Дева Мария явилась ему с Младенцем Христом на руках и вручила четки для чтения особого цикла богородичных молитв, так называемого «Розария». В польской традиции Богоматерь «Розариум» (или «Ружанцова») нередко изображалась без святого Доминика, причем четки порой держала не только Мария, но и Христос. Именно так они представлены на петербургской иконе «Всех скорбящих Радости». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее от нее, соответствуют тексту Апокалипсиса, в котором упомянута «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Апокалипсис 11–1). Начиная с XIV века изображения Девы Марии с Младенцем на руках или без него, стоящей на луне и окруженной сиянием, были широко распространены на Западе, откуда в XVII столетии пришли в Россию, дав начало нескольким богородичным иконографиям, в том числе - «Благодатному Небу» и «Солнечной».

После прославления в 1688 году образа Богоматери «Всех скорбящих Радости» эта иконография обогащается дополнительным изображением страждущих, которое быстро стало едва ли не обязательной ее чертой. К тому времени подобные изображения были хорошо разработаны в других богородичных иконографиях, откуда и перекочевали во «Всех скорбящих Радость». Одна из этих иконографий - Богоматерь «Живоносный источник», заново открытая в России в годы патриаршества Никона уже в развернутом греческом варианте композиционной схемы, включающей изображения всевозможных больных, старых, убогих и т. п. Другая иконография, также имевшая изображение страждущих, - «Образ умиления и посещения в беде страждущим». Этому типу довелось стать своеобразным двойником «Всех скорбящих Радости» и со временем раствориться в этой иконографии.

Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания - 1687 год. Основная черта этой композиции - изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26
c. 27
¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю - фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет.

Конечно, и эта иконографическая схема возникла не без западных влияний. Основой композиции стала Мадонна «Misericordia» («Милующая»), своеобразный западный аналог русского «Покрова Богородицы». В таких изображениях Мария представала с широко разведенными руками, простирая свой плащ над молящимися людьми. Именно эта схема была применена для изображения «Покрова Богородицы» в западных и южнорусских землях после вхождения их в состав России. По смыслу изображение Мадонны «Misericordia» полностью совпадает и со «Всех скорбящих Радостью», выражая заступничество Богородицы за всех страдающих людей, обращающихся к ней за помощью.

На рубеже XVII–XVIII веков в Поволжье особое распространение получили изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим». Там они встречаются не только в иконах, но и стенописях. Такой важный смысловой аспект этой композиции, как райский сад, в них постепенно утратился. Белый фон сменился на цветной, но фантастические цветы по сторонам фигуры Богородицы остались как напоминание о рае.

Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому - большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий.

Иконы такого типа в великом множестве писались в иконописных центрах по всей России. Неравнодушны к нему оказались и старообрядцы. Вообще остается загадкой, как иконография, сложившаяся после патриарха Никона и несущая в себе откровенное влияние «латинства», прижилась в старообрядческой среде. Тем не менее она пользовалась в ней большой популярностью, как в московском варианте, так и в типе «Умиления и посещения». К схеме «Мизерикордии» восходят многочисленные образы «Всех скорбящих Радости», писавшиеся в иконописных мастерских старообрядческого села Ветка в Белоруссии.

Нередко свиток в руке Богородицы заменяли на хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение». Часто повторяли такую заметную деталь, появившуюся еще у Семена Спиридонова Холмогорца, как белый плат на главе Богородицы. В XIX веке одна из подобных икон расхожего письма находилась в часовне при стеклянном заводе близ Санкт-Петербурга, где от нее произошло несколько чудес, прославивших этот образ по всей России. 23 июля 1888 года в часовню во время грозы ударила молния, и она загорелась. После того как пожар был потушен, заметили, что к иконе «Всех скорбящих Радости», упавшей из киота на рассыпавшиеся c. 27
c. 28
¦ из ящика денежные пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В 1890 и 1891 годах от иконы произошло два исцеления - 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

После посещения в 1893 году царской семьей часовни при стеклянном заводе началось строительство храма для вновь прославленного образа. Проект разработали А. И. фон Гоген и А. И. Иванов. Через пять лет строительство завершилось. В 1932 году Скорбященская церковь была разобрана, а образ перенесен в выстроенную по проекту архитектора Николая Львова Троицкую церковь (1785), более известную под названием «Кулич и пасха».

С иконы в конце XIX - начале XX века было создано множество списков, на которых обязательно писались имевшиеся на ней монетки. Иногда это были настоящие медные копейки, которые прикрепляли к изображению. Списки «с монетками» имели широкое хождение по всей России, особенно много их было в Петербургской губернии.

В начале XVIII столетия под именем «Умиления и посещения в беде страждущим» подразумевали, по-видимому, не только иконы типа «Мизерикордии», но вообще любое изображение Богоматери без Младенца, в окружении страждущих. Именно такое название имеет образ начала XVIII века, происходящий из церкви Архангела Михаила в Бронницах и написанный, видимо, царским изографом Тихоном Филатьевым (ЦМиАР). На этой иконе Богородица изображена не с опущенными, а молитвенно сложенными на груди руками. Ее фигура окружена клубящимися облаками и херувимами, парящими в золотистом сиянии. Богородица стоит на полумесяце, в руке жезл, а глава увенчана короной Царицы Небесной. Жест рук Богородицы говорит о том, что это изображение восходит к западному иконографическому типу «Непорочного зачатия Богородицы» («Imaculata»). Это символическое изображение Девы Марии сложилось в католической изобразительной традиции после Тридентского собора (1545–1563), где был выработан догмат, согласно которому Богородица была зачата непорочно. В западных изображениях на этот сюжет Мария, стоя на луне со скрещенными на груди руками, попирает крылатого змея, олицетворяющего первородный грех человечества. На c. 28
c. 29
¦ рубеже XVII–XVIII веков такая деталь как змей казалась, по-видимому, еще слишком смелой для русских иконописцев, но уже к середине XVIII столетия она прочно укоренится в некоторых ростовых иконографиях Богоматери.

Наряду с типами иконографии «Всех скорбящих Радости», о которых уже шла речь, в русской иконописи рубежа XVII–XVIII веков появился еще ряд ее вариантов. Они известны по иконам больших размеров, хранящимся сейчас в различных музейных и церковных собраниях. Все они были созданы мастерами иконописной мастерской Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Иконы схожи между собой по изображению страждущих в нижней части композиции, но различаются тем, как представлена Богородица. Нередко изображение на них дополняется виршами, прославляющими Богоматерь.

Некоторые из этих икон восходят к гравюрам московского гравера Леонтия Бунина, точно повторяя их в деталях. До нас дошли две гравюры Бунина, с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у нее жезл, а левой она поддерживает Младенца. На головах у них - короны, а в руке у Христа - держава. На второй гравюре Богоматерь изображена стоящей. Она поддерживает Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Этот жест рук восходит к древнему образу Богоматери «Salus populi Romani » из церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В русской иконописи рубежа XVII–XVIII века такое изображение в поясном варианте стало известно под названием «Богоматерь Римская».

В связи с чем были выполнены эти гравюры, давшие новые варианты иконографии «Всех скорбящих Радости», и не было ли их больше? Ведь сохранившиеся иконы «Всех скорбящих Радости» начала XVIII века, принадлежащие к иным типам, явно восходят к подобным графическим образцам. Имеющиеся скудные сведения позволяют предположить следующее (эти рассуждения, безусловно, носят характер гипотезы).

После прославления иконы в храме на Ордынке патриарх Адриан замыслил целый ряд деяний, призванных прославить этот образ. Как уже говорилось, были составлены Сказание об иконе, служба ей и отдельные молитвы. Очевидно, что предполагалось также написание Акафиста вновь прославленному образу. Более того, Акафист, вкупе со Сказанием и службой иконе, по-видимому, было задумано издать типографским способом, проиллюстрировав гравюрами Леонтия Бунина. c. 29
c. 30
¦ Издание это по неизвестным причинам тогда не было осуществлено (имеющийся сейчас Акафист Богоматери «Всех скорбящих Радости» был составлен и издан только в XIX веке). Но несколько гравюр Бунин выполнить успел.

Поскольку предполагался цикл иллюстраций, прославляющих чудотворный образ «Всех скорбящих Радости», то Бунин использовал в каждом листе особую композиционную схему в изображении Богоматери. В то же время это была единая серия, где изображение скорбящих присутствовало на каждой гравюре. Очевидно, что их было не две, а больше. Сохранившиеся иконы начала XVIII века, связанные с мастерами Оружейной палаты, дают возможность реконструировать не дошедшие до нас варианты этого гипотетического цикла.


Илл. с. 28.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец XVII - начало XVIII в. Школа Оружейной палаты. ЦМиАР. Тип тронной Богоматери, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Первая половина XVIII в. Частное собрание в Германии. Тип Богоматери Римской, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец 1713 г. ЦАК МДА. Тип «Мизерикордии».

Илл. с. 30.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Середина XVIII в. Кострома. Ярославский художественный музей. Развернутый вариант типа «Мизерикордии».

Кроме Богоматери тронной и Римской, в него должен был войти лист с изображением «Мизерикордии», но не в варианте Семена Спиридонова Холмогорца, а в настоящей европейской редакции. Эта схема была воспроизведена на иконе 1713 года из Златоустовского монастыря в Москве (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Здесь нет изображения рая, зато Богородица накрывает скорбящих своим плащом.

Не исключено, что в цикле Бунина могло присутствовать изображение Богоматери типа «Мизерикордии», но с ангельскими крыльями. Сохранилась единственная такая икона - небольших размеров, отличающаяся большой тонкостью письма (в том же собрании). Написанная изографом Оружейной палаты, она, по-видимому, первоначально принадлежала одному из членов царской семьи. Гравюра с западным, по своему происхождению, изображением крылатой Богородицы в конце XVII века была издана в типографии Ильинского монастыря в Чернигове и, безусловно, могла быть известна в Москве. Эту схему дополнили страждущими, в результате чего получился еще один вариант «Всех скорбящих Радости».

В западной традиции Мадонна «Мизерикордия» имела и другие иконографические ответвления. Среди них - «Мадонна мореплавателей», также оставившая свой след в русских иконах «Всех скорбящих Радости». В «Мадонне мореплавателей» Мария покрывала своим плащом не только молящихся ей моряков, но и корабли, изображенные плывущими по морским волнам в нижней части композиции. Весьма вероятно, что в России мотив кораблика впервые появился тоже у Бунина. Во всяком случае, именно с начала XVIII века он приходит в иконографию «Всех скорбящих Радости». Помещали кораблик либо внизу, под фигурой Богоматери, либо сбоку от нее. Любопытно, что этот мотив постоянно присутствует в иконах «Всех скорбящих Радости» в тех городах, где жители были тесно связаны с путешествиями по воде, в частности, в Великом Устюге. В этом крупном купеческом городе изображение кораблика c. 30
c. 31
¦ появилось как раз в самом начале XVIII столетия, причем и в тех иконах, где Богоматерь представлена без Младенца, и в тех, где она держит его на руках.

Уже в начале XVIII века встречаются в целом очень редкие изображения, где Богородица изображена стоящей на радуге. Этот мотив присутствует в некоторых западных изображениях «Глории», в которых сияние вокруг Марии образует свернутая в кольцо радуга.

Еще один, очень своеобразный извод «Всех скорбящих Радости», появившийся в то время, известен по нескольким иконам, первая из которых, видимо, была написана мастером Оружейной палаты Алексеем Квашниным в 1707 году (ГТГ). Нижняя часть композиции достаточно традиционна для «Всех скорбящих Радости» - ангелы утешают страждущих, но в центре этой группы изображено здание, вероятно, храм итальянизирующих архитектурных форм. Фигура Богоматери здесь не выделена композиционно. Она изображена в верхней части иконы, как бы обращающейся к восседающему на престоле Христу. Вокруг них представлены силы небесные. Между горним и дольним мирами мастер поместил символическое изображение неба со звездами и планетами на своих орбитах. Это так называемые «беги небесные» - любимая тема росписей потолков в покоях царских дворцов. Среди звезд и планет изображено множество ангелов, слетающих вниз на помощь страждущим людям.

Этот оригинальный и сложный по композиции образ несколько раз повторялся в иконах в начале XVIII века, причем как с «бегами небесными», так и без них. Очевидно, похожая композиция была сначала использована в одной из гравюр, с которой, собственно, и была написана первая икона. Трудно сказать, каким конкретным изобразительным источником воспользовался русский мастер при создании этого извода. Их, очевидно, было несколько, и все они были тоже западного происхождения. Интересно проследить эволюцию форм храма от иконы к иконе. Если у Квашнина это c. 31
c. 32
¦ здание - европейских ренессансных форм, то в последующих иконах оно эволюционирует через античные руины (очевидно, символ храма Соломона) к типичному украинскому фасаду храма конца XVII - начала XVIII века, напоминающему перестроенный к тому времени Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Основная смысловая часть композиции иконы - восходящая на небеса Богоматерь. Такое восхождение на небеса в близкой иконографической схеме использовалось в русской иконописи в иллюстрации Слова об Успении Богоматери и прямо восходило к гравюре голландца Иеронима Вирикса. Вероятно, эта гравюра и была трансформирована применительно к иной теме: Богородица восходит на небеса к своему сыну, которого молит помиловать страждущих на земле.

Все эти многочисленные оригинальные варианты, возникшие в русской иконописи в начале XVIII века под общим названием «Всех скорбящих Радость», в большинстве своем не получили широкого распространения. Лишь некоторые из них дали довольно продолжительную иконографическую традицию, в том числе «Мизерикордия» европейского типа. На протяжении XVIII–XIX веков встречаются и образы с Богоматерью, восседающей на престоле. Остальные изводы, зародившиеся при царском дворе после прославления чудотворной иконы, встречаются лишь в единичных памятниках.

Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, в Новое время оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим». В то же время в иконе, ориентированной на живописную стилистику, напротив, возникают совершенно новые изобразительные схемы, лишь отчасти связанные со старыми изводами. Изображение страждущих в них может сильно варьироваться по численности персонажей, с тяготением к их сокращению. Поза и жесты Богородицы и Младенца обычно свободны от каких-либо жестких схем, поэтому живописные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости» практически невозможно классифицировать с точки зрения устойчивой иконографии. Зато они весьма зависимы от господствующего стиля. Если во второй половине XVIII века это - барочные иконы, то в XIX веке они писались в духе академической живописи, а на рубеже столетий - в неорусском стиле.

В то же время в традиционной иконе утрачивались важные иконографические особенности первообразцов. Уже в московском чудотворном образе Богоматерь была изображена с приложенной к груди, а не опущенной рукой (на петербургском чудотворном образе она, как мы помним, держала в ней четки). Но порой жест опущенной руки встречается и позднее, причем, чтобы оправдать его, в ладонь Богородицы вкладывали свиток.

То, что Богоматерь «Всех скорбящих Радость» в типе, восходящем к «Мизерикордии», по композиции и смыслу была очень близка иконографии Покрова Богородицы, стало причиной появления своеобразных иконографических гибридов. Богородицу, например, могли c. 32
c. 33
¦ написать с покрывалом в разведенных руках, как в Покрове, но внизу изобразить страждущих, как во «Всех скорбящих Радости».

Постоянному дроблению и расщеплению иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом способствовало то обстоятельство, что образ был чрезвычайно популярным, - по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием. Каждый из них рождал собственную иконографическую традицию, будучи повторенным в списках, которые, в свою очередь, также могли отличаться от оригинала деталями. К сожалению, в большинстве случаев у нас нет сведений о том, как выглядели разбросанные по многочисленным российским храмам чудотворные иконы «Всех скорбящих Радости». Сохранилось изображение лишь малой их части. А между тем знание композиционных особенностей чтимых икон могло бы стать сегодня хорошей базой для атрибуции множества памятников этой иконографии.

Упомянем о некоторых иконах «Всех скорбящих Радости», некогда почитавшихся в России, - тех, чьи иконографические особенности нам отчасти известны.

Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца в типе «Мизерикордии». В их числе - икона из Воскресенской церкви в Тобольске (XVIII век), списки с которой находились во всех тобольских храмах; образ из села Осипово Ярославской губернии (XVIII век), поля которого были украшены необычным орнаментом; икона в Троицком Ахтырском монастыре Харьковской губернии (XVIII век). Любопытной особенностью такого образа из церкви Варлаама Хутынского в Пскове (до 1763 года) было изображение цветущей ветви в левой руке Богородицы, позаимствованной из иконографии «Неувядаемый Цвет», а на иконе из Воскресенского собора в Вологде (середина XVIII века) в левой руке она держит хоругвь (икона сохранилась). Редкой особенностью вологодской иконы было изображение над Богоматерью образа Нерукотворного Спаса - вместо Саваофа или Новозаветной Троицы. Легко узнаваемыми индивидуальными особенностями обладала икона этого типа из Сретенской церкви в Киеве: страждущие на ней изображены строго по сторонам Богоматери в три ряда, икона имела скругленный верх, а также изображения дополнительных святых - Кирика и Улиты, очевидно, соименных заказчикам образа. К типу «Мизерикордии» относилась и выполненная в академическом стиле икона в селе Старь Орловской губернии, которой со временем добавили изображение Младенца по типу Знамения. Икона эта сама была списком с чудотворного образа из села Людинова Калужской губернии.

Второй широко распространенный тип - это изображения Богоматери с Младенцем, восходящие к чудотворному образу. В этой группе выделяются точные списки с московского образа, такие, как иконы из кафедрального собора в Тамбове, Богоявленского собора в Елохове (сохранилась), в селе Вердеревщина Тамбовской губернии (1824), Введенской церкви в Воронеже, Успенского собора в Полтаве. Последняя икона была c. 33
c. 34
¦ одним из многочисленных списков, созданных в 1888 году в Москве в связи с празднованием 200-летия прославления иконы. Вообще, по-видимому, многие иконы «Всех скорбящих Радости» пользовались на местах почитанием только в силу того, что были точными списками московской. Среди них и ранние - икона из Благовещенского монастыря в Нежине, подаренная ему в 1716 году Стефаном Яворским, и образ в Вознесенском монастыре Московского Кремля (1732). Кремлевская икона, в отличие от образа из храма на Ордынке, имела изображение не шести, а двенадцати групп страждущих.

Вольной интерпретацией московской иконографии были чтимые иконы из Богословской церкви в Воронеже, тюремной церкви в Вологде (XVIII век), а также икона из села Майкор Пермской губернии. Особенность этой иконы - изображение под ногами Богоматери радуги, обращенной концами вверх. Майкорский образ был написан в 1823 году, но, несомненно, восходил к более древнему образцу. Нечто подобное на большой доске раннего XVIII века, но под ужасающей записью XX столетия, автору статьи довелось увидеть в тех же краях - в Богословской церкви в Чердыни Пермской области.

У петербургской иконы «с монетками» тоже были чтимые списки. Такой образ был в селе Рохлино Смоленской губернии.

В XIX веке иконам, исполненным в академическом стиле, название «Всех скорбящих Радости» нередко присваивалось произвольно. Под этим названием известна, в частности, икона из Успенского Драндского монастыря близ Сухуми, найденная при возобновлении обители в 1885 году. Богоматерь была на ней изображена в облаках без Младенца, без страждущих, с двумя ангелами по сторонам. Первоначально ее не относили к типу «Всех скорбящих Радости», это имя она обрела с легкой руки авторов изданий, посвященных чудотворным иконам Богоматери.

Перечисленными нами образами далеко не исчерпывается число почитавшихся в России икон Богоматери «Всех скорбящих Радости». Этот список можно продолжать еще долго, но сказать что-либо о том, как они выглядели, мы, к сожалению, не можем.

Таким образом, нельзя не признать, что иконография «Всех скорбящих Радости» была своеобразной творческой лабораторией по восприятию и адаптации западноевропейских новшеств на русской почве. Этот тип формировался под влиянием нескольких «латинских» иконографий, которые параллельно могли порождать и другие изводы, существовавшие в России под собственным названием и более устойчивые композиционно. Всеядность этой иконографии, обусловленная, по-видимому, конкретными историческими обстоятельствами, связанными с несостоявшимся изданием Акафиста иконе, стала причиной того, что процесс формирования нового извода так и не был логически завершен. Это иконографическое древо дало множество разнообразных побегов, существующих под единым названием «Всех скорбящих Радости». c. 34
¦