Физиологические механизмы мышления. Физиологическая основа мышления

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.
Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).
И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление...».
В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.
В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека - наука» (Павлов).
Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности.
Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.



Социальная природа мышления

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.
Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.
Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.
Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.
Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.
Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

Мыслительные операции

В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления. Рассмотрим некоторые из них.
Анализ и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно. Как знакомят младших школьников с растением? Предлагают выделить его части: ствол, ветви, листья, корни. И затем уже определяют назначение каждой из этих частей.
Но в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы предмета соединять вместе. Так, нельзя получить представления о растении, если мысленно не объединить его отдельные части (ствол, листья, ветки, корни) в одно целое. Прием объединения отдельных элементов или частей в целое называется синтезом.
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные приемы. Многие процессы мышления включают их. Умственная деятельность человека есть, как говорил академик Павлов, деятельность аналитико-синтетическая.
Мысленный анализ и синтез возникли у человека в результате практических действий с предметами. «Уже разбивание ореха,- писал Энгельс,- есть начало анализа». Анализ и синтез применяются и в самых простых умственных операциях, и в очень сложных мыслительных процессах, связанных с творчеством.
Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнение имеет большое значение в процессах мышления. К. Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, что все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-нибудь признаку или по целому ряду признаков и свойств; так, климат двух стран можно сравнить друг с другом по средней годовой температуре, а можно и по количеству выпадающих осадков, по устойчивости погоды, по преобладающим ветрам, по влиянию на здоровье жителей и т. п.
Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделивкакой-то один признак или свойство. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Или, допустим, мы говорим: «сила - важное качество», но не поясняем конкретно, о какой силе идет речь: человека, животного, машины, о силе земного притяжения и т. п. В обоих случаях мы отвлеклись от целого ряда предметов, обладающих данными свойствами, и говорим о свойстве вообще. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации. Мы говорим, например, о зеленом цвете обоев в комнате или высказываем мысль о том, что наш товарищ обладает большой физической силой. В том и другом случае мы имеем дело с конкретными понятиями, хотя они и выражены теми же словами, как и приведенные выше абстрактные понятия («цвет», «сила»).
Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» - это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове - «металл». Но не всегда в основу обобщения берется существенный признак. Иногда объединение происходит по случайным признакам. Такие ошибки часто допускают дети.
К обобщению прибегает писатель, беря некоторые черты у отдельных людей и объединяя в одном лице, создавая таким путём типический образ литературного героя. А. М. Горький говорил о том, что необходимо очень хорошо присмотреться к сотне людей какого-либо класса для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного его представителя.

Основные формы мышления

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие - это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая состоит из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникает понятие «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры его, наличие или отсутствие ящиков.
Понятие отличается от представления, которое является образом предмета. Когда я представляю дом, в котором живу, я мысленно вижу именно этот дом, со всеми его особенностями (новый, из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом - жилище человека», я не имею в виду какой-либо определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить го, что невозможно представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.
Понятия выражаются словами. Однако нельзя считать, что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии - полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски - стол, по-английски - the table, по-немецки - der Tisch и т. д.).
Мысли о предметах и явлениях, о связях и отношениях между ними мы выражаем в форме суждений, например: «На улице идет дождь»; «Ученик не решил задачу».
Суждение - это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо. В суждениях нередко раскрывается содержание понятий: «Психология - наука о законах психической жизни человека». В этом суждении раскрывается содержание понятия «психология».
На основе одного или нескольких суждений нередко делается какой-либо вывод. Например, мы высказали два суждения: «В V классе - все пионеры»; «Иванов - ученик V класса этой школы». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов - пионер».
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,- это способ рассуждения, при котором на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда).
Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,- это способ рассуждения, при котором от общих положений идут к частным выводам. Так, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное и дедуктивное) помогают человеку расширять свои знания об окружающем мире.
Процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления получают убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.
Ярким примером строго логического мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

Понимание

Одной из целей мыслительной деятельности человека является понимание сущности какого-либо предмета, явления или мысли, высказанной другими.
В одних случаях понимание сводится к уяснению того, что представляет собой предмет, который перед нами. Так, биолог поймет, какой вид растения он нашел в иоле, включив это растение в соответствующий класс (или вид).
В других случаях понимание заключается в том, что находится причина какого-либо факта, устанавливается связь между явлениями и т. п. Например, механику удается понять, почему машина перестала работать.
Большое значение в умственной работе имеет понимание речи (как устной, так и письменной). Понимание сводится прежде всего к тому, чтобы за словами и фразами чужого сообщения у слушателя или читателя возникали соответствующие представления предметов или явлений, устанавливались связи нового с уже знакомым и понятным.
Так, понимание фразы на иностранном языке наступает тогда, когда человеку известно, что обозначает каждое слово в ней, и, кроме того, уясняется связь между словами в данном предложении.
Огромное значение для понимания имеют знания, прежний опыт, так как, обладая им, оказывается возможным соотнести новое со старым, непонятное с понятным, незнакомое с тем, что уже известно человеку.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Тема 9. Мышление и воображение

1. Сущность, особенности, механизмы мышления

3. Речь как основа мышления

4. Сущность, функции, физиологический механизм воображения

5. Виды воображения

Вопрос

· Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых и закономерных свойств, связей и отношений между познаваемыми предметами.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В настоящий момент мышление изучается психологией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. В рамках психологии существуют различные теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология).

Материалистическая психология рассматривает мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Особенности мышления как познавательного процесса:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер . Человек имеет возможность познать не только то, что непосредственно в восприятии не представлено. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на прошлый опыт.

2. Мышление отражает окружающую действительность обобщенно. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Обобщенность мышления связана с его знаковым характером.

3. Мышление дает возможность устанавливать связи между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений или отдельные явления.

4. Мышление – всегда отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме.

5. Мышление всегда связано с практической деятельностью человека, это не просто «созерцание» внешнего мира, а такое отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на преобразование внешнего мира. Дл я того, чтобы осуществить в окружающей действительности разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой.

Мышление человека качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и др. используемые при этом знаковые системы, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности.


Физиологический механизм мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при их одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражениями связи (ассоциации) и составляет физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своей регулятивной функции выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Источником и начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Характеристики проблемы:

цель (ориентировочная основа для решения задач);

условия, в которых задана данная цель;

потребность в достижении цели;

недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

В процессе решения задач выделяется три типа мыслительных действий :

I. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза, предположение, проект решения задачи. Гипотеза способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли и, в конечном итоге, переходит в план решения.

II. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

III. Нахождении ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и продолжается до тех пор, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

Вопрос

Мышление включает ряд таких операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция . С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства, составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств, отношений друг с другом и выявлении общности и различий между ними.

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов и явлений по какому-то общему признаку.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

· Понятие - форма мышления, отражающая существенные связи, и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и общими. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

· Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждении или отрицание чего-либо.

Понятия могут быть истинными и ложными.

· Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Способы мышления:

· Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

· Дедукция – это способ мышления, способ мышления, при котором умозаключение идет от общего к частному.

Физиологические механизмы познавательных процессов

2.3 Физиология мышления

Мышление - это работа мозга, в результате которой может при помощи слов и образов представить и выразить саамы различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Уже из общего определения следует, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом. В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей.

Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.

В современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что не исключает наличия в пределах рефлекторности циркуляторных процессов лежащих в основе саморегуляции./Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности.,М.,1972 г.с.142/.

К другому механизму саморегуляции относится механизм поддержания порой собственного тонуса через ретикулярную формацию. Случаи, когда под влиянием коры возбуждаются эмоциональные структуры, в вследствие этого повышается собственный тонус коры, относятся к явлению кортикальной саморегуляции, которые осуществляются через лимбико-кортикальные двусторонние и внутри кортикальные связи. К механизмам мозговой саморегуляции относятся также акцептор действия и нервная модель стимула.

Таким образом, временные связи это как бы строительный материал, из которого аналитико - синтетические механизмы мозга формируют высшую нервную деятельность.

Временные связи у человека, несмотря на общие закономерности их образования, качественно отличаются от временных связей животных. Вследствие этого и мышление человека и животных качественно отличаются. И.П. Павлов «мышление» у собаки называет конкретным, являющимся результатом анализирования и синтезирования падающих на ее органы чувств раздражений. Человеку же принадлежит «высшее мышление», основанное на отвлечении от действительности, благодаря наличию у него механизма сигнала сигналов - второй сигнальной системы. Обучение, мысль, мышление, знание- процесс образования временных связей, а пользование ими - понимание. И.П. Павлов полагал, что физиологическая сущность понимания - это не что иное, как использование ранее сформированных временных связей, ассоциаций. /Соколов Е.Н., Теоретическая психофизиология., М.,1986г.,с.141/.

Разгадка внутренних механизмов ума, разума, интеллекта, представляющих в свете знаний как саморегуляторные механизмы приема и переработки информации, остается главнейшей задачей науки о мозге.

Итак, образное и абстрактное мышление у человека есть результаты аналитико- синтетической деятельности мозга и ее механизмов - сигнальных систем. Образное и абстрактное мышление человека органически связаны, как и их механизмы - первая и вторая сигнальные системы.

Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами...

Влияние физиологии на психологию

Физиология (от греч. цэуйт -- природа и греч. льгпт -- знание) -- наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см...

Влияние цвета на психику и деятельность человека

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора...

Исследование уровня стрессоустойчивости у кардиологических больных

Любой, сам по себе нейтральный, стимул вызывает стрессовую реакцию. Раздражение, воспринимаемое сенсорными рецепторами периферической нервной системы, передается в ЦНС, где от главных путей, восходящих к неокортексу...

Основные этапы онтогенеза речи

Развитие членораздельной речи помимо изменения слуха на определённом этапе эволюции человечества вызвало совершенствование речевых органов: · изменение формы нижней челюсти и степени ее подвижности...

Физиологические и клинико-психологические аспекты боли

Первые научные концепции физиологии боли появились в первых десятилетиях 19-го столетия. Это был век прорывов в изучении механизмов боли, позволившие учёным не только лучше понять боль, но иногда и облегчить её...

Физиологические механизмы познавательных процессов

2.1 Теории сознания О том, что представляет собой сознание, высказывается разнообразие мнений. Можно определить сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам, например таким...

Физиология стресса или как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья человека

Все живые существа испытывают в той или иной форме ментальный и физический стресс. Стресс необходим для нашего развития и эволюции. Когда мы даем стресс нашему телу в процессе спортивных занятий, наше тело становится сильнее...

Целебный смех

Физиологически, смех представляет собой серию спазматических и отчасти непроизвольных выдохов с необычной вокализацией, чаще всего указывающих на состояние веселья...

Эмоции в учебной деятельности школьника

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания...

Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. Нет единого мнения о значимости и по­рядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспе­чивающих процесс мышления. Лобные доли играют значимую роль в мыслительной деятельности как одним из вариантов це­ленаправленной деятельности. Также играют роль те зоны коры полушарий, которые обеспечивают гностические (познаватель­ные) функции мышления и речевые центры, обеспечивающие словесно-логическое мышление. Образное мышление опосреду­ется теми же структурами мозга, что и восприятие. Итогом ана­лиза и синтеза раздражителей, как внешних, так и внутренних, является образование временных связей – ассоциаций (association – союзное общество, объединение). Временные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозге объек­тивно существующих связей между объектами и явлениями. Ассоциативные связи представляют основу упорядочен­ного хранения информации в мозге человека, обеспечивающую быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу. Считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, - сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений - со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека - использование языка - основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались - как приятные или неприятные.

Мыслительные операции

Мыслительная операция – это один из способов мысли­тельной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информа­ции, которую он подвергает мыслительной переработке.

· Анализ – мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или вычленение части из целого. Суть состоит в том, что, вос­принимая какой-либо предмет или явление, мы можем мыс­ленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ возможен и при воспроизведении образа предмета по памяти.

· Синтез – противоположен анализу, т.е. построение целого из аналитически задан­ных частей, создание нового целого.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Про­цесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуа­ции). Далее на основе анализа осуществляется вто­ричный синтез. Получаются новые знания об этом це­лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

· Сравнение – основано на установлении сходства и раз­личия между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.

· Обобщение – объединение объектов в группу на основании представленных признаков. существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без которого этот объект не может существовать. Виды обобщений:

1. Классификация – базируясь на сравнении, позволяет разделить объекты на группы, сходные по какому-либо при­знаку.

2. Систематизация – это разделение и последующее объ­единение групп объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством (на пример, систематика животных и растений, химических элементов и т. п.).

· Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо час­тей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет, мы выделяем в нем определенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, сказав стол, представляется образ целого класса предметов. Чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для оп­ределенного предмета или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость. Выделяют практическую абстракцию, включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опо­средованную, выраженную в понятиях.

· Конкретизация – из общего определения понятия выво­дится суждение принадлежности единичных вещей и явле­ний определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.

· Аналогия – умственная операция поиска сходства пред­метов или явлений в определенном отношении. В основе прове­дения аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций.

Параметры мышления

· Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.

· Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сто­рон объективного мира и его взаимосвязей.

· Целенаправленность – необходимость мыслить ради ка­кой-либо реальной цели.

· Темп – скорость протекания ассоциативного про­цесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в еди­ницу времени.

· Доказательность – способность последовательно обос­новать свое мнение или решение.

· Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые.

· Экономич­ность – выполнение определенной мысли­тельной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций.

· Широта – кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое.

· Глубина – способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на по­верхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

· Критичность – умение адекватно оценивать резуль­таты собственной мыслительной деятельности, т.е. насколько мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

· Самостоятельность – способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ.

· Пытливость – стремле­ние дознаться до основных при­чин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изу­чить.

· Любознательность –стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни.

· Находчивость – умение быстро найти способ ре­ше­ния мыслительной задачи.

· Остроумие – способность к неожиданным, нешаблон­ным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие ка­чества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.

· Оригинальность – индивидуаль­ное качество мысли­тельного процесса, накладывающее от­печаток на все его прояв­ления, заключается в способности прийти к правильным выво­дам нешаблонным путем.

Формы мышления

1. Понятие – процесс отражения существенных свойств предметов или явлений и объединение их в слове. Каждое слово – это понятие. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (напри­мер, стул, здание, болезнь и др.). Единичные понятия обозна­чают какой-либо один предмет (например, «Енисей», «Саратов» и др.).

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.