Еше Цогьял — история жизни великой дакини. Препятствия для практиков на Пути. Наставления Падмасамбхавы Еше Цогьял Кто такие даки и дакини

Учение Трома Нагмо, Единственной Матери, Гневной Черной Дакини относится к циклу терма (сокровищ), открытых Херукой Дуджомом Лингпой. Трома Нагмо является гонгтер (терма ума) и входит в терма «Дагнанг Еше Драва» - «Сети мудрости Чистых Видений».

Практикующий Трома Нагмо должен соблюдать три вида естественного пребывания:

1. На уровне тела - не стричь волосы.
2. На уровне поведения – практика естественного поведения, ничего не исправляя, оставляя все что происходит как оно есть.
3. На уровне ума – должен оставаться в созерцании истинной природы ума, единства осознавания и ясного света, сохраняя поток длительности этого состояния.
Трома Нагмо относится к учениям Дзогчен, включая в себя цикл Трекчо и Тогел. 21 ученик Дуджома Лингпы достигли радужного тела посредством данной практики.

Трома Нагмо связана с практикой Чод. «Чод» буквально означает «отсекать».

Многие жизненные проблемы связаны со страхом и привязанностью, которые являются основными препятствиями на пути реализации своей истинной природы. Древняя практика Чод является искусным методом растворения этих препятствий.

Три вида Чод:

1. Внешний Чод заключается в пребывании в диких свирепых местах, местах силы, где нет людей, кладбищах.
2. Внутренний Чод – отдавание собственного тела в качестве пищи для всех существ.
3. Тайный Чод – избавление от всех омрачений двойственности, пребывание в Едином тигле природы ума, поддержание данного состояния.
Традиционно практикующие Чод (чодпа) выполняли практику чаще всего в условиях дикой природы. Считалось, что она скрывает в себе вредоносную энергию духов природы, чьи провокации вызывались дисгармонией между человеческим миром и миром духов. Распевая молитвы, стуча в барабан и звоня в колокольчик чодпа уходили в горы, чтобы победить духов «мечом мудрости» и уравновесить энергию между двумя мирами.
В практике Чод пугающие провокации духов также считаются внешними проявлениями собственного внутреннего страха и привязанностей. Таким образом, можно выявить собственный страх и эмоциональные клеши, не сходя с подушки для медитации.

В этих учениях вы получите понимание того, как практика Чод может помочь преодолеть равнодушие, влечение или неприятие, которые являются источником всех страхов; обрести понимание того, как раскрыть ваш творческий потенциал, растворить эмоциональные конфликты и воссоединиться с вашим естественным состоянием – состоянием, которое всегда открыто, осознанно и бесстрашно.

В Ваджраяне женщины считаются проявлениями мудрости. Многочисленные манифестации женской энергии известны как Дакини. Дакини сыграли ключевую роль в жизнях многих Мастеров прошлого.

«Тело это основа для проявления мудрости. И тела обычных мужчин и женщин в равной степени для этого подходят. Но если у женщины есть сильное вдохновение, то её потенциал выше» Это цитата Гуру Падмасамбхавы.

Гараб Дордже, основатель учения Дзогчен, даже говорил, что тело света или радужное тело будут иметь женскую природу.

Осознавание тела как корня привязанности к «я» в практике Кродхи Кали сформулировано в «Эссенции проявления в Согласии с Линией преемственности Ваджрной Сущности» ("The Quintessential Accomplishment in Accordance with the Lineage of the Vajra Essence"). Практика призвана уничтожить эту глубокую привязанность, одновременно развив сострадание ко всем живым существам.

На внешнем уровне, практика Кродхи Кали предстаёт как подношение исключительно тела. Тем не менее, визуализация тела как вселенной и предложение его является подношением всех желанных объектов. Таким образом, целью является избавление не только от привязанности к телу, но и уничтожение привязанностей вообще. Практика Кродхи Кали характеризуется как освобождающая от привязанности к телу на внешнем уровне, как избавляющая от привязанности к воспринимаемым объектам на внутреннем, как освобождающая от желаний и наслаждений на тайном уровне и как удаляющая эгоистическую установку на сверх-тайном уровне. В тексте «Эссенция проявления в Согласии с Линией преемственности Ваджрной Сущности» через чистое видение, где смех Трома подчиняет и подавляет величием. Естественное проявление изначальной мудрости - магическая манифестация бесконечных Дакини - разбивает богов и демонов двойственности не концептуальной изначальной природой отсутствия «я».

Будда-Дакини, Мать центрального направления, посредством бесстрашного проявления изначальной Мудрости Пространства и объектов собирает и подчиняет богов и демонов заблуждения. Подчинённые, они покоряются величием. Ваджра-Дакини, Мать восточного направления, посредством бесстрашного проявления изначальной Зерцалоподобной Мудрости подчиняет богов и демонов гнева. Подчинённые, они покоряются величием. Ратна-Дакини, Мать южного направления, посредством бесстрашного проявления изначальной Мудрости Равностности, подчиняет богов и демонов гордости. Подчинённые, они покоряются величием. Падма-Дакини, Мать западного направления посредством бесстрашного проявления изначальной Мудрости Различения подчиняет богов и демонов привязанности. Подчинённые, они покоряются величием. Карма-Дакини, Мать северного направления, посредством бесстрашного проявления изначальной Мудрости Всеисполняющей активности, подчиняет богов и демонов зависти. Подчинённые, они покоряются величием. Благословением 3-х Драгоценностей, сострадательной любовью Дакини 3-х тел и благословением 5-ти великих Матерей управляющие мужские демоны подчиняются, управляющие женские демоны подчиняются, хозяева земли и наги подчиняются, демонические силы места и тела подчиняются. Все полностью подавляются величием.

Главной практикой Трома Нагмо является отсечение привязанности к эго посредством поднесения собственного тела божествам и демонам. Эта практика может помочь отдать кармические долги, тем самым убрав бесчисленные препятствия в мирской жизни. Она также улучшает состояние ума, формируя понимание пустоты, развивая тем самым глубокую мудрость.

В Чоде главное медитативное божество – Еше Цогьял или Трома Нагмо (Черная дакини), как женское проявление энергии мудрости, вовлеченное в практику. В некоторых текстах Дакини бывают красного или чёрного цвета, иногда сначала красные, затем черные; иногда она держит в руках кривой нож в правой руке; иногда дамару в правой руке и бедренную кость в левой; иногда держит кривой нож в правой и череп в левой. Как Дакини, она является проявлением божественной мудрости; когда она красного цвета – она более мирная, в черном цвете она проявляется в более гневном обличии. Однако степень её гневности означает интенсивность сострадания, а не злость.

Она является Праджняпарамитой, трансцендентальной Мудростью, Матерью всех Будд.

Черная Дакини
Темное лицо Пустоты
Я черная Дакини, богиня Пустоты
Я ночное небо без звёзд, озеро без отражения
Когда я принимаю человеческое обличие, я имею гневную форму
С черно-синими волосами и кожей
С ожерельем из черного янтаря и костей
В небе насыщенно синего, сапфирового цвета
Я сижу на лотосе с серединой из чёрного бархата и золотыми лепестками
Когда у меня 2 руки, я держу ваджру и колокольчик
Когда у меня 4 руки, я также держу аркан и кнут В форме с 6-ю руками я также держу топор и чётки. Моя настоящая форма находится в глубинах пространства, в бескрайних просторах тишины
Но когда со звуком ХУМ я появляюсь в форме вращающейся чёрной ваджры, которая окаймлена золотом
Вокруг меня ХУМы как бусины четок на нитке
Вращаются, взрываются, выстреливают синими жемчужинами света во всех направлениях. У меня много имён.
Как Найратмия, я Тёмное лицо Пустоты
Волны на черной глади океана
Я вороноголовая Богиня, летящая в вышине
Мои перья черного, зеленого, синего и фиолетового цветов
Я чёрная богиня смерти, держащая мир в своих руках
Когда я возвращаюсь в глубокие воды
Я Мать, которая подталкивает своих детей от черного несуществования, которая смотрит за их жизнями и смертями.
Я гневная эманация Ваджра Дакини, которая проявляется из радужного кристалла
Я также ее проявление из тёмной пустоты. Я танцую со своим Бхайравой под барабанный бой сердца вселенной
И от нашего танца разлетаются миллионы крутящихся комет
Которые создают защитников ваджрных миров. Когда танец остановится, кометы вернутся
И вселенная вновь проявится из наших шагов
Я создаю объекты из пустоты и забираю их обратно
Я вырываю из пут привязанности
Мои ногти разрывают узы в лоскуты, которые пляшут на ветру праны
Это мои молельные флажки, знамёна моих воинов
Они разбрасывают клочки кармы по ветру Пустоты
Чтобы создать танцы миров. Я могу помочь тем, кто устремлен, но я опасна
Потому, что я заберу все, что есть у них
Если они отдадут это с радостью, то мы вместе станцуем на пепле
Но если будут цепляться, то потеряют свой ум и своё сердце.
Я ищу только тех существ, которые готовы к освобождению
Оставь все позади и мы вместе обнаружим красоту непреходящей пустоты

Еше Дорже Ринпоче, в качестве подготовки к передаче практик Нендро Трома Его Святейшеством Дуджомом Лингпа пояснил: Трома неотделима от учителя как Дхармакая - Кунтузангмо (Праджняпарамита); Самбхогокая – Дордже Палмо (Ваджраварахи); Нирманакая – Трома Нагмо (Ваджра Кродхи Кали).

Сущность Трома Нагмо – Еше Цогьял. Трома Нагмо - это черная гневная женщина, которая демонстрирует могущественную природу Еше Цогьял и Кадро Тугтик, сердечную сущность дакини.

Ниже приведено описание от сангхи Чагдуда Тулку Ринпоче. Это выдержка из беседы в Лос Анжелесе 1986 года: «Трома – это Черная Ваджрная Матерь, истинная сердечная сущность Гуру Падмасамбхавы. Она также является методом многих великих сиддхов, от праотцов. Она была открыта благороднейшим Сиддхой и Тертоном Дуджомом Лингпой, который впоследствии переродился и был известен как Его Святейшество Дуджом Ринпоче.

Чод переводится как «отсечение», «прорыв». Сущность Чода – Праджняпарамита: постоянная, неизменная, пронизывающая абсолютная природа пустоты. Пустота не есть ничто. Это полностью сияющее качество тонкого проявления называется непрекращающейся чистотой: внутренней способностью природы пустоты. Она проявляется как олицетворение пяти супруг Дхьяни-Будд. Пустота неотделима от сияющей способности создавать приносящие благо манифестации, такие как Пять Гневных Матерей. Трома также известна как Ваджра Кродхи Кали.

Говоря о практике отсечения Чод, важно четко понимать, что мы отсекам и как. Ответом на вопрос об объекте отсечения будет – корень сансары. Сансара – циклы бесконечных страданий из-за постоянных становлений и разрушений: мы должны найти заставляющую нас страдать причину и удалить её. Мы находимся в омраченном состоянии не потому, что когда-то знали нашу абсолютную истинную природу, а затем забыли её. Также нельзя сказать, что мы обладали ей, а затем утратили. Первичная сущностная природа абсолютной чистоты врождённо присутствует в нас. Нереализованная чистота – это неведение и, таким образом, неведение должно быть отсечено. Оно должно быть уничтожено. Должно быть освобождено. Вслед за незнанием Природы, должен быть отсечён яд желания. У нас имеется базовое эгоцентрическое распознавание, которое функционирует через «я» или любые другие способы самовосприятия. За этим следует восприятие всего того что не является «я», того что мы называем «другой». Процесс восприятия через «я» и «не я» - способ двойственного существования. Вследствие такого дуализма появляется суждение «эта вещь приятная» и слабая привязанность «да, она мне нравится», которая даёт силу сильной привязанности – «она нужна мне» из которой и начинаются страдания. Если мы нуждаемся в объекте и не имеем возможности его получить, то страдаем, если мы нуждались в нем, заполучили его и обнаружили, что мы больше не хотим эту вещь, то мы снова страдаем. Если мы нуждаемся в вещи и получаем её, а затем она исчезает, растворяется в пустоту, как и все временные вещи – мы страдаем. Желание это опора для ненависти, которая, по сути, является отвержением. Это другая сторона желания. Так как я хочу чего-то, я вкладываю силы в то, чтобы это произошло. Но происходит нечто, мешающее выполнению задуманного, например, начинается дождь, и «мне это не нравится», потому что я вложил некоторые силы в свой план – это и есть отвержение. То, что не мешает мне обладать желаемым объектом, вызывает отвращение и, таким образом, мы обнаруживаем, что неприязни предшествует желание. Будучи омрачен ядами неведения, желания и отвержения ум дальше усложняет своё существование тем, что начинает гордиться собственным заблуждением. Мысли гордости кажутся очень привлекательными. Из гордости появляется зависть. Она завершает полный набор ядов, отравляющих ум.

В Чоде мы всегда имеем дело с тем, что называется четырьмя демонами или марами, которые чинят препятствия. Первая помеха это собственные загрязнённые факторы ума: загрязнения – это пять ядов (неведение, страстная привязанность, гнев, гордость, зависть). Второе демоническое влияние – ложная удовлетворенность, являющаяся чем-то вроде гордости. Некто принимает хорошие ситуации как должное, полагая, что так будет продолжаться вечно: это очень большая помеха, потому что из-за этого практикующий упускает возможности. Третьим демонический влиянием, которое препятствует реализации просветления, является цепляние за «я» и «другого». Ум мечется между «мне нравится это» и «а это мне не нравится», «это приятная вещь, а эта нет», «мне нужно это», «а вот это мне не нужно». Наш ум, притянутый приятным видом объекта, устремляется к нему и становится динамично вовлечённым в него. Таким образом, он полностью соблазняется сансарными видимостями. Четвёртое препятствие, корень трёх других – наша зацикленность на собственном «я». Метод, которым прорываются через эти демонические влияния, называется Чод.

Чистая мотивация практикующего – это лезвие, которое отсекает ошибки эгоцентричности. Чод – это практика щедрости, в которой отдаётся самое ценное, что есть у каждого – его тело. Нет ничего, что бы мы ценили больше, поэтому его мы используем как дар. Наш ум бессмертен, наше тело – нет, так что мы выводим ум из тела и чистый, он полноте пребывает в пространстве. Тело как скорлупа, пустая оболочка. Посредством мантры и визуализации йогин трансформирует тело в обширное и целительное подношение всех желанных объектов. Подношение – это не только субстанция, но также и нектар мудрости, который заполняет бесконечность космоса. Затем он подносится всем бессчетным Буддам, Бодхисаттвам и всем существам мудрости. Затем делается подношение всем без исключения живым существам, какими бы они ни были. Какие бы конкретные нужды они не испытывали, они полностью и окончательно удовлетворяются этим подношением. Это тренирует нас в отсечении привязанности.

Благодаря этой практике человек одновременно собирает накопления заслуги (через даяние) и мудрости, через понимание того, что наша физическая форма не реальна. Практик понимает природу пустоты, которая пронизывает всех живых существ, благодаря чему совершает накопление мудрости. Просветление происходит в результате собрания двух накоплений заслуги и мудрости, так что Чод - это путь способный привести к полной реализации просветления».

Из динамиков льется: АNI CHOYING DROLMA & SINA VODJANI – Танец Дакини

И вспомнилось, что прочтена мною была книга Учения Дакини. Устные наставления Падмасамбхавы царевне Еше Цогял . Вернее она читалась от случая к случаю, когда для того была нужда, необходимость соприкосновения с кристальной мудростью. По сути своей это практические наставления, которые великий Гуру Падмасамбхава, считающийся в Тибете вторым Буддой, дал своей ближайшей ученице и супруге царевне Еше Цогял. Составляющие данную книгу священные тексты относятся к категории тэрма (сокровищ), которые были первоначально записаны тайным языком, именуемым письменами дакини, и сокрыты от людей, дабы учение в первозданной чистоте сохранилось для грядущих поколений.

Книга-состояние, дарующая мир и покой уму, направляющая сквозь омрачения и неведение к свету и ясности.

Дакини…

Часто их изображают гневными или уродливыми, и при этом дакиниа считаются воплощениями женского начала. Дакини почитаются как защитницы стремящихся к Пробуждению и носительницы высшего знания. Так говорит Буддизм Ваджраяны.

Дакини неуловимы и обладают игривой природой, и пытаться «зафиксировать» их аккуратным определением значит пытаться ухватить руками воздух. Они всегда игнорируют интеллектуальные концепции, поскольку основа их мудрой игры совершенно не такова.

А вот Индуизм дает следующую историю. Шива некогда сражался с демоном Андхакой; каждый раз, когда кровь из ран демона проливалась на землю, из неё появлялись новые и новые его двойники. В этот то момент богами были созданы чудесные девы – дакини, которые на лету ловили брызги крови демона, не давая им упасть на землю. Так их и изображали - с чашами, полными крови, в руках.

Как сказала Кхандро Ринпоче, «Традиционно термин «дакини» был использован для выдающихся женщин-практикующих, супруг великих мастеров, и для обозначения просветлённого женского принципа недвойственности, который превосходит пол». Кхандро Ринпоче определяет подлинный принцип дакини как «очень острый, блестящий ум мудрости, которая бескомпромиссна и, честно говоря, немного гневна.» Это, как мне кажется, очень точное описание качеств учителей-женщин. Несмотря на их мягкость и юмор, они бывают очень прямые, с резким умом, радикальны и мужественны.

«Дакини, — говорит американский учитель ваджраяны Цультрим Aллионе, — это ключи, привратники и стражи безусловного государства. Если мы не готовы пригласить дакини в нашу жизнь, то мы не можем войти в эти тонкие состояния ума. Иногда дакини появляются как посланники, иногда в качестве гидов, а иногда и в качестве защитников «.

На тайном уровне дакини рассматривается как проявление фундаментальных аспектов явлений и ума, и так ее сила тесно связана с самым глубоким прозрением ваджраяны — бесформенной мудростью природы ума. Это наиболее важный аспект. На внутреннем, ритуальном уровне она — медитационное божество, имеющее тело, форму. На внешнем уровне она является энергетическим воплощением разума в в виде сети тонких каналов, тигле и жизненного дыхания.

Вот такие они Дакини…

Дакини - женский Будда-аспект (Йидам), связанный со знанием, интуицией и мудростью. Одни из них (Ваджраварахи, Найратмя и др.) считаются партнёршами идамов, другие сами выступают в роли идамов. Дакини оказывают помощь сторонникам буддизма, они могут посвящать человека в глубочайшие тайны учения, но в то же время они яростно выступают против всего, что связано с продлением существования сансары.

1. В традиционной индусской мифологии - демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали. Это злобные и вредоносные духи женского пола, которые пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот и причиняют множество бедствий. Они называются также ашрапами (кровопийцы) и представляют собой одно из звеньев особой мифологической иерархии кровожадных богинь, почитаемых шиваитами. Согласно легенде, дакини посвящали ищущих истину людей в тайны дхармы - сокровенной божественной мудрости. Этих существ изображали в достаточно неприглядном виде, что было связано с их яростным неприятием человеческого стремления продлить существование в сансаре - цикле воплощений обусловленных причинно-следственной связью (кармой). Воплощения могут быть не только земными (на физическом плане). Существа могут перевоплощаться в мирах богов, полубогов, голодных духов и т.д. Сансара связана со страданием, а суть учения, которое доносили до людей дакини, заключалась в том, что человеку следует добиться освобождения от такой формы существования и прекратить цепь перерождений, покинуть "колесо самсары".

2. В учениях тантрических школ - спутницы богов и небожителей, символизирующие энергетический аспект их сущности (так называемую праджню). Несмотря на свой гневный или уродливый облик, считаются воплощениями женского начала и почитаются как защитницы стремящихся к просветлению, просветленных и носительницы высшего знания. Литература ваджраяны содержит множество легенд о том, как дакини посвящали буддийских подвижников в глубочайшие тайны учения.

В народном религиозном культе Тибета дакини отождествлены с богинями добуддийского пантеона; например, в Ладакхе (первоначально: район Тибета; ныне - северо-западная часть Индии) до сих пор существует обычай приглашать на свадьбу 500 тысяч дакинь, которые, по поверью, приносят счастье молодоженам. Обычно дакини изображаются в виде прекрасных обнаженных женщин или уродливых старух, а также женщин с головами животных. Атрибуты дакинь - жезл кхатванга, григуг и габала. Они носят корону и ожерелье из черепов, их тела покрыты бесчисленными ожерельями из человеческих костей. Основной тип легенд, где фигурируют дакини - это рассказы о том, как дакини являются медитирующему отшельнику и открывают ему суть духовных практик. Так, например, дакини Наро (санскр. «Сарва-Будда» - «Всепросветленная») связана с махасиддхой Наропой, который получил от нее духовные знания и создал ритуал ее почитания-«Садхану Наро Кхечари».Считается, что верующие, которые успешно занимаеются ее практикой (санскр. «садханой») и поют ее призывания и мантры, могут предотвратить войну, болезни, бедствия и голод, а также способны преодолеть всевозможные враждебные силы. Покинув мирскую жизнь, Наропа получил посвящение от настоятеля Буддхасараны и затем предпринял путешествие в Наланду, огромный монастырский университет в Бихаре, где изучал читтаматру и философию мадхьямики. Со временем он достиг положения видного учёного в Наланде, став в конечном итоге одним из четырёх «стражников» четырёх ворот этого заведения. В то время он был известен как Абхаякирти (санскр. Abhayakīrti, букв. «Слава Бесстрашия»). И в этот момент посредством благословения дакини Наропе было внушено желание оставить монастырь. Однажды, когда он читал книгу, перед ним упала тень, и, подняв взгляд, Наропа увидел перед собой мерзкую старуху. Когда ведьма спросила, что он читает, он ответил, что читает сутру и тантру. Тогда старуха спросила, понимает ли он истинное значение текста, и Наропа ответил: «Я понимаю слова и значение». Этот ответ привёл ведьму в бешенство, и вне себя от раздражения она обвинила его во лжи. Наропа, вынужденный признать справедливость этого обвинения, в тот же момент осознал, что эта женщина - дакини. Тогда Наропа спросил её, кто же знает истинное значение, и та ответила, что это знает только ее брат Тилопа, и что именно он должен стать гуру Наропы. Когда она растаяла в воздухе,Наропа понял, что у него нет другого выхода, кроме как оставить Наланду и искать Тилопу, под руководством которого он впоследствии добился всех высших и обычных реализаций.

Многочисленные легенды о дакини собраны в книге А.Давид-Неель «Мистики и маги Тибета».

3.В тантрической практике Ваджраяны - женщина-лама, получившая ванг-чаще называется синонимичным тибетским термином «кхадома», или обладающая признаками дакини при рождении, иногда в монашестве, иногда в миру. Каждая такая женщина считается земным воплощением дакини, к которой практикующие относятся чрезвычайно уважительно-при входе в дом своего наставника сначала кланяются ей, а потом-ему. Так как по представлению буддистов и индуистов женское начало всегда порождает мужское, практикующими считается, что без поддержки дакинь невозможно добиться реализаций собственной садханы или же она может быть крайне затруднительной. Именно по этой причине, практикующие садхану-«садхаки»-на пути к достижению собственных реализаций должным образом почтительно относятся ко всем существам женского пола, боясь навлечь на себя «гнев дакинь».

4.В мифологии монгольских народов с распространением буддизма дакини были включены в пантеон как один из классов мифологических персонажей. В шаманской мифологии примыкают к разряду бурханов (иногда входят в него) и относятся к классу докшитов.

Существует также символический язык дакинь, многие из обнаруженных тертонами ранее сокрытых текстов практик написаны именно на нем.

Пять Дхьяни-Дакини

Данная группа является собранием женских божеств-эманаций Пяти Дхьяни-будд, поскольку эти Дакини являются женскими Буддами. В отличие от образов Тары, спокойных и сидящих, Дакини всегда пребывают в танцующей позе (слово дакини и переводится как "небесная плясунья") и облик их гневный либо гневно-страстный. Дакини являются в трудные и важные для созерцателя моменты. Предание донесло одну такую историю о Махасиддхе Вирупе, который длительное время созерцал Дакини и начитал мантр больше положенного, однако Пробуждения и сиддх связанных с ним не наступало. Тогда, решив, что эта практика ни к чему не приведет, он в гневе и разочаровании выбросил свои четки. Тут то и явилась ему Дакини и вдохновила на дальнейшую практику. Таким образом Дакини - это вдохновляющий аспект чистой страсти. По преданию, единственная страна, где в буддизме не заказана страсть - это Страна Дакинь.

Буддадакини. Эта Дакини относится к Семейству Татхагаты, и является жен-ским аналогом Вайрочаны. Она белого цвета, одноликая (трехглазах), двурукая, обнаженная. Волосы на голове завязаны в узел, локоны спадают и рассыпаны по плечам, голова украшена пятизубчатой короной, в ушах золотые серьги, на ней украшения из драгоценностей и костей, с шеи свисает гирлянда из человеческих голов. В правой вытянутой вверх руке держит дхармачакру, в левой у сердца габалу с кровью, подмышкой у нее зажата длинная кхатванга, на которую она опирается. Правая нога поджата (метод подчиняется Праджне), левая стоит на лунном диске, а тот на лотосе. Вокруг тела протуберанец-аура из языков пламени. На заднем фоне только высокие горы. Буддадакини контролирует в мандале направление центра.

Ваджрадакини. Эта Дакини относится к Семейству Ваджры и является женским аналогом Акшобхьи. Она синего цвета, в правой вытянутой вверх руке держит ваджру, остальные иконографи-ческие детали такие же, как у Буддадакини. Ваджрадакини контролирует в мандале направление востока.

Ратнадакини. Эта Дакини относится к Драгоценному Семейству и является женским аналогом Ратнасамбхавы. Она желтого цвета, в правой вытянутой вверх руке держит Чинтамани, остальные иконографические детали такие же, как у Буддадакини. Ратнадакини контролирует в мандале направление юга.

Кармадакини. Эта Дакини относится к Семейству Кармы и является женским аналогом Амогхасиддхи. Она зеленого цвета, в правой вытянутой вверх руке держит меч, остальные иконографические детали такие же, как у Буддадакини. Кармадакини контролирует в ман-дале направление севера.

Падмадакини. Эта Дакини относится к Семейству Лотоса и является женским аналогом Амитабхи. Она красного цвета, в правой вытянутой вверх руке держит лотос, остальные иконографические детали такие же как у Буддадакини. Падмадакини контролирует в мандале направление запада.

Вишвадакини. Эта Дакини также относится к Семейству Кармы и тоже является женским аналогом Амогхасиддхи. Она воплощение бодхисаттвы Вишвакамбхина. Однако она белого цвета, в правой вытянутой вверх руке держит вишваваджру, остальные иконографические детали такие же, как у Буддадакини. Вишвадакини контролирует в мандале не север, а зенит.


Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим познакомить вас с удивительной женщиной, которая внесла огромный вклад в развитие буддийской мысли – Еше Цогьял. Статья ниже поведает, кем она была, по каким тропам шел ее жизненный путь, почему ее помнят и почитают в буддизме. Будет интересно, а главное – познавательно.

Кто она

Еше Цогьял – принцесса, жившая в Тибете во второй половине восьмого столетия. Она одна из двух жен и духовных помощниц Падмасамбхавы – основоположника учения тантры . В буддистской школе он известен также под именем Гуру Ринпоче и почитается почти так же, как Будда.

Еше Цогьял как дакиня, несущая учение, достигшая просветления, тоже имеет огромную любовь тибетцев. Она считается тибетской Сарасвати, которая является главной богиней в индуизме и ведической культуре, символом мудрости, творчества, знания, искусства, супругой Брахмы.

Падмасамбхава с женами — Еше Цогьял и Мандаравой

За Еше Цогьял говорит ее имя – оно переводится как «Океан первичной мудрости, несущий победу». Вместе с супругом дакиня несла тибетскому народу .

Еше Цогьял стала символом мудрости, а другая жена Падмасамбхавы по имени Мандарава – физического здоровья, активности, долгих лет. Вдвоем они полностью воплощают представления о женском начале. Нередко на они изображаются втроем: в центре Падмасамбхава, по правую руку – Еше Цогьял, по левую – Мандарава.

История жизни

Когда родилась Еше Цогьял, Тибет переживал спокойные времена: у власти находился император Трисонг Дэцен, государство было сильным, а буддийская философия уже начала распространяться повсеместно и крепнуть в умах тибетцев. Правитель позвал в свою страну гуру тантры Падмасамбхаву, в каждом жизнеописании которого впоследствии фигурировала Еше Цогьял. Но обо всем по порядку.

В одном провинциальном тибетском городке властвовал Карчен Шоннуп. Его 15-летнего сына Карчена Пелгьи Вонкчука сосватали с девушкой Гетцо Нуб из благородного рода. В 757-м году, сопровождаемая добрыми знаками, у молодых людей родилась дочь.

Девочка росла не по дням, а по часам – спустя месяц она была похожа на ребенка восьми лет. Долгие годы молодые родители прятали дочурку от чужих взоров. После заточения десятилетняя Еше выглядела как взрослая девушка, и отовсюду начали стекаться желающие завоевать ее сердце.

Еше Цогьял

Против воли родители решили отдать дочь в жены Зуркхарпе – одному из принцев Тибета. Еше не нравился их выбор, поэтому, когда новоиспеченные молодожены путешествовали, девушка совершила побег. Она скрывалась в местности Вомпу Такцанг, ела фрукты и овощи, ткала одежду из хлопка.

Однако спустя время по приказу супруга девушку нашли триста его подчиненных-воинов. Ситуация была на грани конфликта, поэтому император Трисонг Дэцэен разрешил спор, сам женившись на тринадцатилетней Еше.

Спустя три года в гости к императору пожаловал Падмасамбхава и принес правителю тантрические истины, духовные тайны, которые имели огромную ценность. В качестве благодарности император одарил Гуру Ринпоче драгоценностями, золотой и главное – выдал за него Еше Цогьял.

Так девушка стала супругой учителю Падмасамбхаве и верной соратницей. Он провел процедуру ее посвящения, а затем они вместе поехали осваивать тайную йогическую практику в горы Чимпу.

Там девушка времени не теряла и с помощью Гуру Ринпоче постигла важнейшие буддийские знания:

  • 4 благородные истины;
  • священный текст ;
  • знания о ;
  • знания о божествах, их мантрах, мандалах, мудрах;
  • медитативные практики, направленные вглубь себя, на познание внутренней природы;
  • знания об обетах речи, тела и ума Будды.

Еше Цогьял дала все эти обеты. В числе прочих оказались 25 побочных обетов:

  • 5 действий;
  • 5 веществ;
  • 5 достижений;
  • 5 чувств;
  • 5 видов знания.

После этого Падмасамбхава подарил супруге, которой исполнилось двадцать лет, высшее посвящение. Они стали единым целым, слились. Вместе они долгие годы много путешествовали, распространяли учение, практиковали в пещерах, старались жить аскетично, читали молитвы с многочисленными учениками.

Великая дакиня умерла в 817 году, хотя сама Еше Цогьял в автобиографии, переданной тысячей лет позднее, утвердала, что прожила 211 лет. В один погожий день она приняла образ ваджрайогини, завещала ученикам последние наставления, после чего засияла радугой, слилась с крошечной капелькой синего цвета и пропала.

Значение в буддизме

Еше Цогьял была соединена с супругом – Падмасамбхавой, благодаря которому узнала мандалу божеств тантры, прошла внутреннее, внешнее, тайное, великое посвящение. Она познала учение и щедро делилась им со всеми желающими, распространяя по тибетской земле.

Падмасамбхава и Еше Цогьял

В 18-м столетии йогином Такшамом Нуден Дордже была написана терма – именно так называют тантрические священные тексты – «Тайное жизнеописание и гимны Еше Цогьял».

Вообще, Еше обладала уникальной способностью, дарованной ей самой Сарасвати – она могла дословно запомнить все слова Гуру. Вместе они написали тысячи терм, многие из которых имеют вопросно-ответную форму. Дакиня задает Гуру Ринпоче определенные вопросы, касающиеся учения, а тот разъясняет его, отвечает подробно.

С Еше Цогьял связан также известный диспут в монастыре Самья, где в качестве оппонентов выступали тибетские ламы и разного рода шаманы – представители древней религии Тибета . Тогда она одержала победу в диспуте йогов.

Эта победа привела к еще большему укреплению буддистской философии, бонская литература же была спрятана или сожжена, а шаманов отправили в отдаленные районы Тибета или в Монголию.

На изображениях, например в скульптурах или тханках, дакиня сидит справа относительно Падмасамбхавы. Ее левая рука сжимает капалу, то есть сосуд из черепа, а правая сложена в мудре благословения и устремлена вверх.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья о великой дакине тибетского буддизма оказалось полезной для вас. Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.