Даев 33 галерея афиша. Выставка «Исаак Ильич Левитан и его современники. Живопись и графика из частных собраний

Выставка с таким названием открылась в московской галерее «Даев, 33», перед этим была показана в Плёсе. Работы из частных собраний. Ну, а под современниками тут следует понимать коллег-художников.

И начну с довольно необычной работы Исаака Левитана – ночного пейзажа (о том, чьим примером он в этом плане заинтересовался – чуть позже).

Не менее любопытная левитановская акварель – морской вид.

Вообще же, понятно, работ Левитана в экспозиции больше всего. Начнем с более ранних, 1880-х годов.

И работы зрелого периода, 1890-х годов.

Переходя к «современникам» – начнем со старших. Василий Поленов (в комментариях не нуждается, но отметим, что Левитан учился у него в МУЖВЗ – Московском училище живописи, ваяния и зодчества).

Павел Брюллов (Павел Александрович, то есть сын Александра Брюллова и племянник Карла). Интересно, что закончил сначала физико-математический факультет, потом посещал архитектурное отделение Академии художеств. Однако занялся более всего пейзажной живописью, входил в Товарищество передвижников, около полутора десятилетий был хранителем художественного отдела Русского музея.

Софья Кувшинникова. Больше всего известна как прототип героини чеховского рассказа «Попрыгунья» (который чуть не стоил Чехову вызова на дуэль от Левитана, поскольку именно Левитан, Софья Петровна и ее муж, врач Дмитрий Кувшинников, прочитывались за любовным треугольником в чеховском рассказе). Живописью занималась любительски, в основном под влиянием все того же Левитана (о котором впоследствии писала: «Восемь лет мне довелось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана. Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана, – это выше всякой школы»).

Переходим теперь к примерным ровесникам Левитана.

Сергей Светославский. Ученик Саврасова, Перова и Поленова, соученик Левитана, кроме пейзажей отдал дань карикатуре. Передвижник, организатор художественной студии в Киеве.

Аполлинарий Васнецов – представленная работа для него, пожалуй, неожиданно импрессионистическая.

Василий Бакшеев, ученик Саврасова и Владимира Маковского в МУЖВЗ (и также однокашник Леитана). Был одним из организаторов Союза русских художников, после революции вступил в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), потом в объединение «Искусство – социалистическому строительству». Дожил почти до ста лет, так что в конце концов успел получить по совокупности заслуг Сталинскую премию.

Мануил Аладжалов. Как и Левитан, учился в МУЖВЗ у Саврасова (правда, несколько позже).

Василий Переплетчиков. Происходил из обеспеченной семьи, закончил Московскую академию коммерческих наук. В МУЖВЗ у Поленова учился в качестве вольнослушателя. В конце концов оставил коммерцию и посвятил себя живописи.

Николай Клодт, представитель небезызвестной художественной династии (автору знаменитых коней на Аничковом мосту он приходился внуком). С начала 1900-х годов много работал для театров Москвы и Петербурга.

Сергей Иванов – передвижник, особое внимание уделявший социальной тематике.

Мария Федорова – ученица Шишкина. После революции эмигрировала в Финляндию.

Это вообще любопытный персонаж. Сын купца первой гильдии, основателя Даниловской мануфактуры. По воле отца учился коммерции, потом был вынужден взять на себя управление делами. Систематического художественного образования не получил, но брал частные уроки. И как только смог переложить управление семейными предприятиями на младших братьев, отдался занятиям искусством. А также обустройству подмосковной усадьбы Дугино, где подолгу гостили многие художники (включая Левитана) – для гостей даже была оборудована отдельная мастерская.

Сам Мещерин, как можно констатировать, увлекся пуантилизмом. Представлен его «Молодой месяц» в этой манере.

Сразу две работы на этой выставке подписаны «Коровин». Но внимание! – тут надо внимательно смотреть на имена. Потому что это Коровины разные.

Вот Сергей – старший брат более известного Константина. Ученик Перова, он был более склонен к социальной тематике. Здесь, впрочем, пейзаж – «Волга у Нижнего Новгорода».

А вот и младший Коровин, Константин. Тоже Волга, только возле Костромы.

Но пора переходить к более молодым современникам. Яков Вебер – выходец из небогатой семьи немецких колонистов в Саратовской губернии. Хотя семья видит его ремесленником – столяром, например, или слесарем, – едет «учиться искусству». В Москве у Коровина, в Пензе у Савицкого, в конце концов в Академии художеств, где его приглашает в свою мастерскую Репин.

Вернувшись на родину, руководит изостудией Республики немцев Поволжья. В 1937 году (ему уже 67) был репрессирован и сослан в Казахстан. Дожил до реабилитации в 1956 году, однако прижизненных выставок больше не имел.

А писал Яков Вебер в основном Волгу.

Витольд Бялыницкий-Бируля. Учился у Коровина и Поленова, работал в мастерской Левитана. Под влиянием всех перечисленных увлекся пейзажем.

Петр Петровичев – прямой ученик Левитана (а также Серова) в МУЖВЗ. Здесь – довольно редкий среди его работ морской пейзаж.

Есть среди представленного и жанровые сюжеты.

Вячеслав Бычков – ученик Архипова, Серова и Коровина. Позже вступит в АХРР и напишет ряд «индустриальных» работ, а пока – сцены с ярмарки («Базарный день»).

В прогуливающейся по набережной Волги купеческой парочке легко опознать руку Бориса Кустодиева. Так оно и есть.

Еще один «Базарный день» – от Александра Маковского, представителя многочисленной художественной династии.

Василий Мешков, рано оставшийся сиротой, с детства зарабатывал на жизнь иконописью. Потом попал в МУЖВЗ, затем и в Академию. Писал в основном жанровые картины в духе передвижников. После революции перейдет на портреты деятелей коммунистической партии.

Впрочем, еще заметнее отметился в портретировании советских вождей Исаак Бродский. А ведь был когда-то учеником Репина. И его пейзаж 1910-х годов очень даже неплох.

Но закончим еще одной ранней работой Левитана – «Пароход на Волге».

И в заключение практическая информация. Выставка будет работать до декабря. Вход в галерею свободный, выходной в воскресенье. И призываю обратить внимание на каталог выставки – там опубликованы многочисленные фрагменты переписки Левитана и воспоминаний современников о нем.

15:42 21.11.2016 -

До 3 декабря в галерее искусств “Даев-33 ” проходит выставка, где представлены работы Исаака Левитана из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, а также картины и этюды его современников - учителей, сокурсников и учеников.

Исаак Левитан - русский художник, мастер "пейзажа настроения". "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже - его душу, его очарование" - писал о друге художник Михаил Нестеров.

На экспозиции в галерее представлено 40 работ художника, которые находятся в частных коллекциях. Среди них - "Пароход на Волге", “Стога ” , “Лесная тропинка ” , “Мельница ” , "К вечеру. Деревня осенью", “Двор ” и другие.

Кроме работ самого Левитана на выставке можно увидеть картины его учителей Алексея Саврасова и Василя Поленова, товарищей по учебе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Константина и Сергея Коровиных, Сергея Светославского, Алексея Степанова, Сергея Виноградова, Василия Бакшеева, а также учеников пейзажиста Петра. Петровичева и Бориса Липкина. Здесь же представлены работы русских художников, творивших "по мотивам Левитана" -это Мануил Аладжалов, Витольд Бялыницкий-Бируля, Николая Мещерин, Станислав Жуковский, Василий Переплетчиков, Василий Мешков и другие.

Специально для выставки создан иллюстрированный каталог, в котором опубликованы не только иллюстрации, но и выдержки из воспоминаний об Исааке Левитане его друзей и знакомых, коллег и учеников, а также фрагменты из переписки художника с коллегами, отрывки из газетных статей.

Летом выставка "Исаак Ильич Левитан и его современники. Живопись и графика из частных собраний" , которая проводится под эгидой Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, уже проходила в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, где пользовалась большой популярностью у посетителей.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся русский художник-пейзажист. В своем творчестве он сумел глубоко понять и передать задушевность и лиричность русской природы, обогатил русскую пейзажную живопись, не только поэтическим изображением самого состояния природы, но и утонченной передачей средствами пейзажа человеческих чувств и переживаний.

«Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже – его душу, его очарование» – так писал в своих воспоминаниях о художнике М.В. Нестеров.

Всего в нашей экспозиции 40 работ из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них картины и этюды И.И.Левитана: «Пароход на Волге», «Стога», «Лесная тропинка», «Мельница», «К вечеру. Деревня осенью», «Двор», и многие другие.

Кроме работ И.И. Левитана на выставке представлены работы его учителей – А.К. Саврасова и В.Д. Поленова, товарищей по учебе в МУЖВЗ – К.А. Коровина и С.А. Коровина, С.И. Светославского, А.С. Степанова, С.А. Виноградова, В.Н. Бакшеева и его учеников – П.И. Петровичева и Б.Н. Липкина. В своей педагогической деятельности Левитан продолжал развивать традиции лирического «пейзажа настроения», заложенные А.К. Саврасовым и В.Д. Поленовым.

Также на выставке представлены картины и этюды его последователей, продолжавших развивать творческий метод И.И. Левитана в своей живописи – М.Х. Аладжалова, В.К. Бялыницкого-Бируля, Н.В. Мещерина, С.Ю. Жуковского, а также живописцев, живших с ним в одно время и испытавших некоторое увлечение творчеством И.И. Левитана – В.В. Переплетчикова, В.Н. Мешкова, Б.М. Кустодиева, А.В. Маковского, И.Л. Куликова и других.

К выставке издан иллюстрированный каталог. Помимо изобразительного материала в нем опубликованы выдержки из воспоминаний о И.И. Левитане его современников – друзей и знакомых, коллег и учеников о его личности, жизни, мастерстве и творческом методе художника. Также публикуются фрагменты из переписки И.И. Левитана, отрывки из газетных статей, связанных с важными этапами жизни художника.

Летом 2016 года данная выставка под эгидой Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров экспонировалась в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, где пользовалась большой популярностью у посетителей музея. Теперь ее можно будет увидеть и в Москве.

Выставка «И.И. Левитан и его современники» и сопровождающий ее альбом – каталог позволяют любителям живописи получить комплексное представление о личности и творчестве И.И. Левитана, его участии в художественной жизни своего времени, составить наглядную картину влияния И.И. Левитана на эволюцию русской живописи конца XIX – начала XX веков.

Выставка работает с 23.09.2016 по 03.12.2016

Будни с 12.00 до 19.00. Суббота с 12.00 до 18.00. Воскресенье выходной. Вход свободный.

Москва. Даев переулок, 33.