Что такое амплуа

Многие, размышляя об актерском даровании, задумывались и о таком определении, как амплуа артиста. Сегодня мы поговорим об этом и попробуем понять: амплуа - это приговор, штамп, который, по мнению К. С. Станиславского, не позволяет актеру развить свою индивидуальность, или все же возможность уяснить, в каких именно ролях дарование проявится особенно ярко.

Итак, амплуа - что это?

Слово «амплуа» пришло к нам из французского языка, где оно означает "место, должность, способ применения". В данным словом определяют роли, в которых преимущественно занят зависимости от его психологических и физических особенностей, не забывая при этом о его уровне мастерства и технике игры.

Как в театральном искусстве появилось понятие «амплуа»? Что это слово означало в 15 веке?

В европейском театре во второй половине 15 века возникает разделение актеров по типажу. Первыми и самыми древними, как вы понимаете, были амплуа трагика и комика, появившиеся еще в Древней Греции, а затем к ним присоединились и такие аллегорические образы, как Добро, Зависть, Разум, а также дурак (шут), бес и т. д.

Позже, уже в 17 веке, среди театральных образов появляются короли, тираны, красавицы, герои, злодеи. Растет интерес к личности, а с ним и расширяются амплуа актеров, играющих их.

В Екатерининском театре в России по указу императрицы труппа набиралась строго по характерам: герой, простак (комическое амплуа), благородный отец, фат, героиня, комическая старуха, травести, инженю, субретка. Такой подбор актеров позволял театру исполнять и трагедии, и комические спектакли.

Как расширялось актерское амплуа

Актерам четкое амплуа помогало глубоко вживаться в образ, подбирая приемы, точно и ярко изображающие героя. Но по мере развития театрального искусства и драматургии они больше не могли находиться в рамках одного образа-маски, и поэтому среди актеров появилась тенденция ломать его, играя и комические, и трагические роли. Это привело к более тонкой и неоднозначной игре, а также к глубокому и всестороннему восприятию зрителем ситуации, показанной на сцене.

Исчезло ли актерское амплуа? Что это понятие обозначает сейчас?

Развитие в 20 в. авангардных форм снова вернуло нам «маски» - амплуа актера. В качестве примера можно привести «Театр Райкина», активно использующий этот прием.

Но и остальные актеры театра и кино тоже порой не могут избавиться от своего амплуа окончательно. Ведь все мы понимаем, что часто типаж, особенности внешности или манера игры предопределяют для артиста те роли, на которые он будет приглашаться чаще всего. И сломать практически невозможно.

И еще раз об амплуа

Итак, актерское амплуа - что это? Хорошо или плохо увязнуть в типаже, в ограниченном представлении о своих возможностях? На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа. Разноплановость - это уникальная способность актера в любом образе сиять одинаково ярко. Но, подбирая на роль исполнителя, режиссер все равно будет опираться на его внешние данные, ведь трудно представить себе конопатую девчонку, играющую роль Катерины в «Грозе». Так что пока существует будет существовать и амплуа актера.

Амплуа
От греч. Employ - применение
Амплуа - в драматическом театре - род ролей, соответствующий сценическим данным актера. Различают амплуа героя, злодея, любовника, резонера, шута и т. д.

Герой/Героиня
Герой - сценическое амплуа ведущих актеров. В различных сценических жанрах получили распространение разновидности этого амплуа: герой-любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник, характерный герой, бытовой (рубашечный) герой.

Гранд-кокет
Гранд-кокет - актерское амплуа; роли красивых, изящных и задорных женщин.

Грандам
От фр. Grande-dame - знатная дама
Грандам - театральное амплуа; актриса на роли немолодых знатных женщин.

Грасьосо
исп. Gracioso
Грасьосо - в испанской комедии 16-17 веков - актерское амплуа; тип шутника и балагура.

Дуэнья
От исп. Duena - компаньонка
Дуэнья - амплуа характерных старух в пьесах классического испанского театра 16-17 веков. Обычно дуэнья служит посредницей между влюбленными или, напротив, препятствует их сближению.

Жен премье
фр. Jeune premier - первый молодой
Жен премье - устаревшее - амплуа актера, играющего роли первых любовников.

Инженю
От фр. Ingenue - наивная
Инженю - в русском дореволюционном театре - актерское амплуа; роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.

Кокет
фр. Coquette
Кокет - актерское амплуа; роли красивых, изящных, задорных и молодых женщин.

Комик
Комик - театральное амплуа; актер, исполняющий комедийные (комические) роли.

Любовник
Любовник - устаревшее актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом и т. п. , любящих или являющихся предметом любви.
В зависимости от жанра произведения и характера ролей различают героев-любовников и салонных любовников.
В зависимости от значительности роли различают первых и вторых любовников.

Наперсник
Наперсница; Конфидант; Конфидантка
фр. Confident; фр. Confidente
От лат. Confido - полагаюсь, верю
Наперсник - в трагедиях 17-18 веков - сценическое амплуа; кормилица, гувернер, секретарь, компаньонка или иное приближенное лицо к герою или героине. Роль наперсника имеет вспомогательный характер: отвечая на вопросы наперсника, герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.

Петиметр
От фр. Petit maitre - щеголь
Петиметр - в русском театре 18 века - актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.

Простак
Простак - актерское амплуа; роли простодушно-наивных или недалеких людей.

Резонер
Резонер - актерское амплуа; роль рассказчика:
- не принимающего активного участия в развитии действия; и
- призванного увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.

Субретка
фр. Soubrette; итал. Servetta
Субретка - во французской комедии - амплуа бойкой, остроумной, находчивой и лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах. Амплуа субретки произошло от маски Серветты в итальянкой комедии дель арте.

Травести
От итал. Travestire - переодеваться
Травести - амплуа в драматическом театре; актриса, исполняющая:
- роли мальчиков, подростков, девочек; а также
- роли, требующие в определенные моменты действия переодевания в мужской костюм.

Трагик
Трагедийный актер; Трагедийная актриса
Трагик - сценическое амплуа; актер, исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова амплуа

амплуа в словаре кроссвордиста

амплуа

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

амплуа

ср. несклон. франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

амплуа

нескл., ср. (фр. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,

перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа домашней хозяйки. Амплуа остряка. Быть на амплуа кого-н. (играть роль кого-н.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

амплуа

нескл., ср. Тип актерских ролей. Л. резонера. Это не его а (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

амплуа

ср. нескл.

    Специализация актера на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования.

    перен. Положение, роль в обществе, круг занятий, интересов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

амплуа

АМПЛУА (франц. emploi, букв. - применение) относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой - любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

Амплуа

(франц. emploi ≈ употребление, использование; должность), специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

Т. М. Родина.

Википедия

Амплуа

Амплуа́ - определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра.

Примеры употребления слова амплуа в литературе.

В комнате двое - Безруков и подполковник Калинин, некогда в Москве подвизавшийся в амплуа мужа Лидии, а теперь срочно прибывший в Лондон, чтоб расхлебывать заварившуюся здесь кашу.

Наблюдавшие его много позже совсем в другом амплуа такие разные люди, как А.

Американская пресса к тому же с тревогой обнаружила, что у Советов появился лидер, способный бросить вызов Рональду Рейгану в той сфере, где он считал себя непревзойденным профессионалом: амплуа публичного политика.

Демиурга нового мира или лидера второй мировой сверхдержавы в амплуа секретаря крайкома, отвечающего за все, что происходит на подведомственной ему территории, - от заготовки кормов до обеспечения школьников учебниками.

Выбор амплуа профессионального эволюционера в приученной к бунтарям-анархистам и деспотам стране мог означать либо вопиющую наивность, в чем Горбачева не устают обвинять российские критики, либо высшую политическую мудрость, за которую его не устают превозносить главным образом западные поклонники.

О мир, где вместо падуг Над нами арки радуг, Где блещет вместо ламп Луна, Где мы, мы играем слабо, О, как бы нам хотя бы Не путать амплуа , амплуа , амплуа , амплуа , амплуа , Оп-ля-ля.

Лопе де Вега, который и создал это сценическое амплуа - амплуа ловкого или, наоборот, неповоротливого слуги, часто - смышленого и лукавого крестьянина.

Как вы смотрите на то, -- поинтересовался он, бесстрастно улыбаясь, -- чтобы испытать себя в амплуа телеведущей в программе криминальных новостей?

Для амплуа ТР-физика вы кажетесь мне, извините, слишком юной и слишком рыжеволосой.

Работаю здесь уже четыре дня и, как вы только что выразились, именно в амплуа ТР-физика.

Вчера я начала новую жизнь в непривычном для себя амплуа , в незнакомом доме, и, чтобы дебют не провалился, просто необходимо было подвести баланс моим достижениям и поражениям, ознаменовавшим эту жизнь.

Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.

Женская роль -- оннагата, быть может, в большей степени, чем какое-либо другое амплуа , требует от исполнителя особого дара перевоплощения.

Поэтому, когда на деле мечты о трудовом хлебе разрешились тем, что ей предложили занять опереточное амплуа на подмостках одного из провинциальных театров, то, несмотря на контраст, она колебалась недолго.

Такой механизм Виго находит, возвращаясь к гротеску: начинается массовое буйство Буффон подлежит истязанию, но при этом ни на секунду не утрачивает своего амплуа .

Необходимым свойством актера является способность к рефлекторной возбудимости. Человек, лишенный этой способности, актером быть не может.

ВОЗБУДИМОСТЬ

Возбудимость есть способность воспроизводить в чувствованиях, в движении и в слове полученное извне задание.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ

Координированные проявления возбудимости и составляют ИГРУ актера.

Отдельные проявления возбудимости суть ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ АКТЕРА.

Каждый элемент игры неизменно образован тремя обязательными моментами:

1. Намерение

2. Осуществление

3. Реакция

Намерение - есть интеллектуальное восприятие задания, полученного извне (автор, драматург, режиссер, инициатива лицедея).

Осуществление есть цикл рефлексов волевых , миметических и голосовых .

В целях большего овладения вниманием аудитории для достижения поставленного себе задачей эффекта драматурги прибегают иногда к смещению или полному обращению композиции; так, традиционно комическое положение излагают в трагической плоскости и наоборот или перемещают общепринятые представления о критерии драматической перспективы. Весьма распространенное явление природы, называемое закатом, дает достаточно полное понятие о природе подобного эффекта. Наблюдатель, до механичности привыкший видеть теплые тона на первом плане и учитывать их деградацию в холодные по мере удаления к горизонту, а потому склонный вообще отождествлять понятие дела с таким цветораспределением, неизбежно поражается, увидев красно-оранжевый тон горизонта и синий цвет первого плана.

Наиболее примитивным применением парадоксальной композиции является простая пародия, откуда большая распространенность метода в комических построениях.

Умышленная утрировка и перестройка (искажение) природы и соединение предметов, не соединяемых ею или привычкой нашего повседневного опыта, при настойчивом подчеркивании материально обыденной чувственности формы, создаваемой этим путем. Отсутствие такой настойчивости, переводя прием перестройки и комбинации в область внематериальной игры фантазии, обращает гротеск в химеру. В области гротеска замена разрешения готовой композиции разрешением прямо противоположным или приложением известных и почитаемых приемов к изображению предметов, противоположных предмету, установившему эти приемы, называется пародией .

Театр, являясь внеприродной комбинацией естественных временных, пространственных и числовых явлений, неизменно противоречащих повседневности нашего опыта, по самому своему существу есть пример гротеска. Возникнув из гротеска обрядового маскарада, он неизбежно разрушается при какой угодно попытке удаления из него гротеска в качестве основания его бытия. Будучи основным свойством театра, гротеск для своего осуществления требует неизбежной перестройки всех элементов, извне вводимых в сферу театра, в том числе и необходимого ему человека, переделывая его из обывателя-личности в лицедея. Переделка эта, имея целью приготовить чувственно материальный элемент внеприродной комбинации гротеска, отбрасывает из сценических способностей актера целый ряд их проявлений в пользу одной какой-либо определенной их группы, предназначенной для занятия лицедеем определенного театрального места и исполнения им строго квалифицированной должности. АМПЛУА - должность актера, занимаемая им при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции.

Интрига - взаимосплетение последовательности внешних препятствий и внешних способов их преодоления, сознательно вносимых в действие драмы заинтересованными персонажами.

15 РАЗРАБОТКА ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ АКТЕРА

Указанные выше природные данные, являясь необходимыми для актера, не являются еще достаточными для него, почему должны быть развиты и разработаны.

Это развитие, согласно предыдущего, должно идти в двух направлениях: а) развитие способности рефлекторной возбудимости и б) разработка физических данных амплуа приемами игры им свойственными.

ГЛАВНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ РАБОТЫ ПО ГРУППЕ «А» БУДУТ :

1) Развитие ощущения своего тела в пространстве (движение с осознанным центром, равновесие, переход от крупных движений к мелким; осознание жеста, как результаты движения даже в статические моменты).

2) Приобретение способности превращать музыкальный инстинкт в сознательное руководство собой, как музыкантом.

3) Приобретение умения ориентироваться в системе игры.

ПО ГРУППЕ «Б» :

По осознании с геометрической ясностью всех положений биомеханики, исходный пункт которой - установление единого закона механики во всех явлениях силы и сходство членов всех животных, применение движений, свойственных животным к определенным группам ролей, по принципу подобия этими движениями характеризуемых.

Вся эта работа неизбежно проделывается каждым человеком, посвятившим себя лицедейству, независимо от его желаний или теоретических убеждений. Обычно она ведется ощупью и на три четверти бессознательно, при чем теряется безмерное количество усилий, нервной возбудимости и времени. Задачей театрального образования является систематизация такого труда.

ПОСТРАНИЧНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания.

То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения).

Оба указанных метода - первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, - должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию.

Более подробный анализ упомянутых явлений будет дан в специальном исследовании «Игра актера». (№ 3 производственного плана издания ГВЫРМ)

«Рефлексов … миметических» - этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.

– Странно как-то Васька себя вести начал, – проворчала Николаевна, посматривая на проходящего мимо соседа, прикупившего к весне новое длинное пальто и запасшегося белым шарфом.

– Ну, скажешь тоже. У него теперь енто… амплуа новое, – покивала её подружка, отправляя в рот очередную семечку.

– Амплуа? А чой-та? – вытаращила глаза Николаевна.

Мы, конечно, не Николаевны, и значение красивого слова «амплуа» знает каждый второй, а каждый первый как минимум догадывается что это.

Амплуа произошло из французского, если переводить дословно, то можно найти не одно значение этого слова. Не только роль и должность, но даже место и занятие.

Изначально, амплуа никак не относилось к жизни простых людей и понятие это употреблялось только в театре. В середине XV века, европейский театр начал распределение амплуа у актеров. В те времена использовались лишь два понятия, трагик и комик – многие, наверное, помнят эти знаменитые маски-близнецы, где одна улыбается, а другая плачет.

Эти два образа были позаимствованы из древней Греции, где впервые появилось деление актеров на две группы. В группу трагиков мог попасть высокий, хорошо сложенный человек с глубоким, низким голосом. В группу комиков же попадали исключительно противоположности трагиков – низкие, с высоким голосом и полноватой фигурой. Из театра они перешли в кино, хотя бы вспомним дуэт Арнольда Шварценеггера и Дэнни Де Вито.

Позже, театр классицизма расширил понятие амплуа на множество параграфов. Как, к примеру:

Инженю – образ простодушной, искренней и наивной девушки, реже, парня.

Молодых людей образа «инженю» чаще называют «простаками». Это тот же недалекий, наивный образ, но более противоречивый, чем инженю. Нередко оказывается, что «простак» только выглядит так, а на самом деле далеко не глуп.

Не далеко от этого образа ушел и образ субретки (в мужском воплощении «слуга») – обычно, это комический персонаж. Бойкая, веселая девушка-служанка, которая зачастую помогает своим хозяевам в любовных делах.

Или, в противовес им, резонер – амплуа рассудительного, вдумчивого человека, который не участвует в пьесе или спектакле, но наблюдает и даёт моральные оценки происходящему.

Существует и образ, который называют «фат», оно описывает глупого, самовлюбленного человека, но сейчас этот образ уже устарел и его почти не используют, зато появились новые понятия.

К примеру, понятие «травести» - когда мужскую роль исполняет женщина, и наоборот. Впрочем, если так посмотреть, то все актеры древности были травести, ведь когда театр только появился, женщинам запрещено было играть в нем и все роли исполняли только мужчины.

Впрочем, давайте признаемся себе, мы редко используем слово «амплуа» для разговоров о театре. Сейчас, это скорее применимо к людям и их образу, и стилю жизни. Если человек создал себе какой-то образ и придерживается его не только в одежде, но и стиле жизни, вплоть до вкусов и предпочтений, то это смело можно назвать его амплуа. Не сценическим, конечно, но тоже, порой, достойным премии и аплодисментов.