Что делать с крестом после установки памятника

Строка поиска: памятник

Найдено записей : 65

Здравствуйте, на могиле отца кто-то оставляет горсти монет или же несколько нательных крестиков, на памятнике, на столике, на полу. Не впервые. Что это может значить и как быть? Спасибо.

Татьяна

Татьяна. Я не знаю, кто и зачем это делает, но уверен, что Вам не нужно ничего опасаться. Крестики отнесите в церковь, а мелочь раздайте нуждающимся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что ставить на могиле родственника, а что нет? Достаточно ли креста, нужны ли фото и другие данные об усопшем? Говорят,что нужно что-то вроде памятника с фото и данными. Скажите, что действительно нужно?

Юрий

Здравствуйте, Юрий! Прежде всего, на православной могиле должен стоять крест. Для памяти живущих можно повесить табличку с данными усопшего, фотографию. Если же Вы со временем пожелаете поставить памятник, то крест на нем все равно должен присутствовать.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья. Я хотела заказать крест новый на кладбище, т. к. старый упал, а мне предложили поставить крест бу, но его также надо покупать, только он дешевле. Это, говорят, те кресты, которые убирают, чтобы поставить памятник. А можно ли вообще ставить такой крест?

Екатерина

Екатерина, конечно, можно. Если дорого поставить новый крест на могилу, поставьте тот, который Вам предлагают. На православной могиле должен быть не памятник, а именно православный крест.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, обязательна ли фотография на памятнике усопшего?

Татьяна

Татьяна, на православной могиле должен быть обязательно православный крест, все остальное (памятники, фото и пр.) совсем не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка! В Харьковской области во время пожара сгорела мать и трое ее детей - 6 месяцев, 6 лет и 7 лет. Похоронили их в двух гробах: мать с 6-месячным ребенком в одном гробу, и детей 6 и 7 лет - в другом гробу. И на кладбище вместо четырех могил всего две. Как церковь относится к таким случаям и допустимо ли такое вообще? Спаси Господь за ответ. Извините за беспокойство.

Наталия

Наталья, да, это возможно, здесь нет ничего предосудительного: вспомните, например, солдатские братские могилы, где похоронено множество людей, а над могилой - один большой памятник или крест. Более того, так было и с ранними христианскими мучениками - не всегда каждый из них был похоронен отдельно. Очень часто кости мучеников, сожженных в печи или растерзанных дикими зверями, язычники хоронили в одной могиле.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, правда ли, что землю с одной могилы нельзя сыпать на другую? Дело в том, что при установке памятников моим родителям земля с могил перемешалась. Если это нарушение, то как можно все исправить?

Лидия

Лидия, в церкви нет таких правил, которые бы указывали на то, что нельзя брать землю с одной могилы на другую. Я думаю, это не существенно. Мы же все живем на одной земле, под одним солнцем, и дышим все одним воздухом. Не переживайте, ничего страшного нет. Главное, молитесь за своих усопших, и сами чаще посещайте церковь, исповедуйтесь и причащайтесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на два вопроса по Бытию. 1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека – один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]? 2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения? Благодарю вас!

Владимир

Владимир, здесь нет противоречия, просто это стиль повествования, свойственный такому древнему памятнику, как Библия. Сначала говорится о сотворении мира и человека в том числе, а потом более подробно о происхождении всего сущего.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. У меня умерла бабушка, и точную дату смерти не знаем, т. к. нашли ее 12 января утром, и эту дату написали везде, в документах и на памятнике. Но сопоставив некоторые факты, мы с сомнением, но пришли к выводу, что умерла она днем 11 января. Как нам теперь быть и когда делать поминальные дни, особенно важный сороковой день? Очень мучительный для меня вопрос. Ведь мы можем опоздать (если можно так выразиться) с поминальным днем. Помогите, пожалуйста, и спасибо заранее.

Наталия

Наталия, если наиболее вероятная дата смерти – 11 января, то поминайте в соответствии с этой датой, и без смущения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что будет правильно: поставить на могиле православному памятник с изображением креста и фотографией умершего, или же просто крест? Если ставить просто крест, то можно ли на кресте помещать изображение умершего, или же разрешена только табличка с Ф.И.О. и датой рождения и смерти?

Олег

Олег, Крест должен быть у христианина всегда, и при жизни, и после смерти. Крест на могиле должен стоять независимо от памятника. Можно поставить и памятник, как удобно, но крест - отдельно. На кресте лучше сделать только дату и Ф.И.О., а фото отдельно. Но можно сделать надгробную плиту с надписью и фото, а крест поставить отдельно, это будет недорого.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Помогите, подскажите, что мне делать. Соседи привозят с кладбища могильные кресты и устанавливают пред моими окнами. Также поставили памятник с изображением усопшей. Ранее от действий этих людей пострадал мой ребенок - пролежал в больнице более месяца, а когда выписался, под окном появились кресты. Убрать их я не могу. Я живу одна и двое маленьких детей.

Ирина

Какие, однако, "трудолюбивые" соседи Вам попались, Ирина! Их бы энергию - да в мирное русло!
Ничего не бойтесь, весь этот цирк Вам не повредит. А сами - стойте покрепче в вере, живите вместе с Церковью, приступайте почаще к церковным Таинствам, благодать Вас защитит, а Господь Своих - не оставит! Апостол сказал: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. Гл.8, ст.31). А кроме того - можно обратиться и в комунальные службы, и к помощи закона, т.к. вряд ли закон дозволяет устанавливать на жилой или общественной территории неизвестно откуда взятые кладбищенские кресты.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо за все ваши ответы. У меня созрел еще один вопрос: заказали памятник для покойной мамочки, а бабушка хотела (хорошо, что отговорили) предварительно и себе сделать памятник с портретом и датой рождения. Не грех ли заранее себе заказывать памятник?Ии еще такой вопрос: говорят, что молодым людям нельзя носить на кладбище живые цветы, а только искусственные - а то якобы будут молодые люди умирать. Это ведь просто суеверия? И откуда люди берут эти глупости? Спасибо заранее за Ваши ответы!

Здравствуйте, Юлия! В православии есть традиция при жизни готовить себе гроб и крест. Так делали многие святые, и в этом нет ничего плохого. Это памятование о смерти, которое должно быть у каждого христианина, тем более престарелого. Если бабушка желает заказать памятник, пусть заказывает, если родственники не будут против. Относительно цветов – однозначно суеверие. Живые цветы на кладбище – символ вечной жизни умершего. А суеверия рождаются от незнания и нежелания изучать свою веру.

иерей Владимир Шлыков

В 2007 г. я установил надгробие умершей жене. На надгробии из красного гранита изображен православный крест, портрет Танюши, любимый цветок - клематис и стилизованное (неузнаваемое) скульптурное изображение маленькой девочки. Вкладываемый смысл в том, что моя Таня будет как ангел-хранитель своей внучке Александре, которую она очень любила. Сейчас старшая дочь Анастасия настаивает на переделке памятника. Посоветуйте, отче, как быть.

Козловский Владимир Леонидович

Конечно же, Вашей дочерью движет суеверный страх. Памятник переделывать не нужно, можно перетолковать сюжет. Посмотрите на икону Успения Божией Матери, там душа Богоматери изображена на руках Спасителя в виде маленькой девочки, так что можно истолковать эту фигуру на надгробье как символическое изображение души покойной.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, меня зовут Наталья, я из Казахстана. У меня возник один вопрос, но сначала небольшая предыстория: моей мамы, к моему великому сожалению, нет уже почти 5 лет, она пела в церковном хоре и я росла при церкви (если можно так сказать) и вот, я помню, что мама всегда говорила, что не хочет, чтобы ей после смерти поставили памятник, разрешила нам поставить только деревянный крест. Она это объясняла, но вот как объясняла, дословно я не помню. Что-то говорила о том, что в судный день крест надо будет нести, а памятник невозможно будет поднять... И мой вопрос: это описывается где-то в Библии? Откуда у мамы было такое решение?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, благословите! На могиле моего отца для благоустройства использованы бордюрные камни. Хочу поставить на могиле памятник, а бордюрные камни убрать. Можно ли их использовать на дачном участке? Спаси Господи.

Олег

Здравствуйте, Олег! Эти камни – Ваша собственность, можете поступать с ними как пожелаете. Но брать камни с кладбища домой лично я бы не стал.

иерей Владимир Шлыков

На захоронении моей матери 57 лет назад был установлен православный крест. Сейчас хочу поставить памятник. Можно ли заменить или убрать пришедший в негодность старый крест?

Александр

Здравствуйте, Александр! Вы можете поставить памятник с изображением креста, а старый крест, чтобы не было поругания, можно сжечь или распилить на части и опять-таки сжечь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень хочу вышить наш с мужем свадебный портрет. Все готово для этого. Мама, узнав о моем желании, через пару дней сказала, что нельзя этого делать, что это что-то вроде памятника при жизни. Я очень расстроилась, поэтому хочу знать, так ли это, и можно ли вышивать свадебный портрет? Может, нужно перед началом работы сходить в церковь и попросить благословения. Скажите, пожалуйста, как правильно поступить?

Не раз от односельчан перед родительскими днями, в том числе и накануне Троицкой родительской субботы, до-велось слышать вопросы: как же правильно поминать близ-ких, можно ли менять надгробные памятники и кресты, которые со временем упали, подгнили, и куда их девать при замене на новые... Эти и другие вопросы корреспон-дент «ЗС» адресовала настоятелю Нельканского храма Бла-говещения Божией Матери отцу Константину.

Не надо поминать снедью умерших на кладбище. Этот обычай не имеет под собой никакой религиозной почвы, - говорит отец Константин . - Он появился в советское вре-мя, когда храмы были закры-ты. В поминальные дни люди приходили на кладбища и по своему разумению поминали усопших родных. С годами этот обычай, не освященный церковью, приобрел гиперт-рофированные формы. По-минки превращаются в пик-ники с обильным употребле-нием алкоголя. Налицо упадок духовной культуры. Вот поче-му необходимо соизмерять наши поступки с церковным учением о загробной жизни.

Церковь выполняет в мире такую же роль, как соль для пищи. Как пища без соли не имеет вкуса, так и человечес-кие обычаи без церковного освящения портятся, а обще-ство постепенно деградирует. Поэтому нужно разъяснять смысл происходящего на кладбищах в родительские дни. Прежде всего, это дни духовного, молитвенного по-миновения, а не праздник жи-вота и не повод выпить. В этот день мы должны прийти в цер-ковь, поставить свечи, напи-сать записку с именами усоп-ших и тем самым присоеди-нить свою молитву к той, что в этот день совершается в хра-ме. Это наша духовная мило-стыня по отношению к умершим. Знак того, что мы духов-но вместе с ними и не забыва-ем их и тогда, когда наше серд-це наполнено радостью праз-дника Святой Троицы. Вмес-те с церковью мы просим об улучшении участи их душ в загробном мире. Ведь душа, созданная по образу и подо-бию бессмертного Бога, не уничтожается в момент смер-ти. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Евангелие от Луки, пл. 20, 38 стих). Затем можно идти на кладбище для того, чтобы поухаживать за могилами на-ших близких, молитвенно по-здравить их с Пятидесятни-цей. Усопшие слышат наши молитвы. Можно посыпать для пернатых пшена. Забота о братьях меньших это тоже форма поминовения. И все - достаточно.

Апостол Павел, видя не-воздержание своих совре-менников, увещевал их: «Раз-ве у вас нет домов, где вы мо-жете есть и пить?». Разве ме-сто для трапезы в месте тле-ния? Разве место для пирше-ства в месте упокоения? Не должно ли наконец дать усоп-шим, уставшим за свою зем-ную жизнь, право покоя от многомятежности? Разве они этого не заслужили? Ис-ходя из этих соображений, церковь не благословляет тризны на кладбищах, как дело не христианское.

- Означает ли сказанное, что происходящее вкуше-ние еды и спиртного, хож-дения от одной могилы к другой - это просто язычество? Но ведь люди не зна-ют, как надо поступать. Мне не раз доводилось слы-шать в Аиме, да и в Нелькане от местных жителей, что раньше у эвенков было вообще не принято ходить на кладбище. Похоронили и оставили в покое.

Когда люди были воцерковленными, такого обычая не было не только у эвенков, но и во всей России. Появил-ся он в эпоху борьбы с Церко-вью. Устраивать поминальные трапезы на местах захороне-ний - есть возрождение дохри-стианских обычаев, языческих тризн, сопровождавшихся оргиями и всяческим непот-ребством. Это последствие утраты истинных знаний о загробной жизни. Церковь же призывает нас утешаться не пищей тленной, а словом Божиим: «Истинно, истинно го-ворю вам, что наступает вре-мя, и настало уже, когда мерт-вые услышат голос Сына Божия и, услышав - оживут... И выйдут творившие добро в воскресение жизни, а творив-шие зло - в воскресение осуждения» (Еван. от Иоанна, гла-ва 5, ст. 25, 29). Какое утеше-ние знать, что наше расстава-ние не навсегда, а лишь на время, ведь Господь наш Иисус Христос обещает их воскресить, так же, как вос-крес Сам! Нужно оставить наших усопших в покое и на-учиться поминать их молит-вой и добрыми делами. Для них будет от этого больше пользы, в чем мы сами убе-димся, перейдя в свое время к вечности.

- А как считает церковь, можно ли заменять крест или памятник, если он сгнил с годами и упал? Куда девать его?

Поскольку памятники, ус-тановленные на могилах, не освященные, то утилизацию сгнивших и пришедших в не-годность допустимо произ-водить вместе с прочим му-сором. Если же был установ-лен Крест и освящен, то ути-лизация освященных предме-тов, со временем приходящих в негодность, происходит пу-тем их сжигания или опуска-нием в реку. Также можно за-капывать их в землю при по-гребении кого-либо, опуская в могилу вместе с усопшим.

- Хотелось бы еще заме-тить, что в родительские дни многие оставляют на могилах родных еду, спирт-ное. Якобы для усопшего. Что Вы думаете по этому поводу?

Мертвым оставленная пища не нужна. Душа, раз-лучившись с телом, в мате-риальной пище не нуждает-ся. Поэтому ее лучше не ос-тавлять на могилах, так как после ухода людей начинает-ся собачье пиршество. Дума-ется, что кормить собак луч-ше в другом месте, ведь за-частую они, простите, тут же и испражняются, оскверняя наши святыни. А могилы, кладбища относятся к святы-ням, как и храмы. Животным здесь делать нечего. Пищей лучше кого-нибудь угостить. Такая милостыня, в память умершего, доставит его душе великую пользу из рук само-го Христа. А на могиле по-сыпьте пшено, птички, по-клевав, по-своему помолят-ся Творцу об усопшем. «По-стараемся, сколько возмож-но, помогать усопшим, вме-сто слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношени-ями, дабы таким образом и им, и нам получить обето-ванные блага», - писал свя-титель Иоанн Златоуст.

- Хотелось бы еще ска-зать, что каждый усопший православный христианин должен ежегодно поми-наться в дни его рождения, кончины, в день именин. Же-лательно в такие дни жерт-вовать на нужды церкви, да-вать милостыню с просьбой молиться об усопших.

Беседовала
Татьяна Фонова.

Как оказалось, вопросом о том, через сколько можно ставить памятник на могилу после похорон, задаются очень многие люди, пережившие утрату близкого человека. Собственно, удивляться тут нечему: последний долг перед умершим близким хочется выполнить правильно и достойно, с соблюдением всех традиций и предписаний. Я решила подробно на этот вопрос ответить, так сказать, со всеми вытекающими, чтобы разрешить этот спор раз и навсегда.

А начать можно с не менее часто задаваемого вопроса:

А нужно ли вообще ставить памятник на могиле ?

Скажу честно: сколько я не искала какой-либо исчерпывающей информации на эту тему в православных источниках, однозначный ответ на этот вопрос мной так и не был найден. Даже с батюшкой советовалась, мол, какие по этому поводу указания “свыше”? Святой отец поведал, что крестик — благоприятно, а если родственники памятник хотят, то душа умершего будет благодарна, если там будет икона изображена или храм. А как таковых наставлений относительно установки надгробного монумента и времени, когда его ставить, церковь не дает.

Другое дело — требования. Существуют официальные нормативные акты, согласно которым каждое захоронение должно быть обязательно обозначено. Притом не просто обозначено, что на этом месте человек похоронен. Памятник ставить нужно непременно с указанием имени покоящегося и периода его жизни.

Не стоит забывать и о традициях, ведь это наше культурное наследие. А согласно им памятник после похорон все-таки нужно установить. И портрет желателен, и слова прощальные, такая уж она — русская душа — тонкая и немного сентиментальная.

Значит, с вопросом “ставить или не ставить” разобрались — ставьте. Это нужно не только потому, что так того требуют вышестоящие органы, но и для сохранения памяти для потомков, а в первую очередь — для нас самих. К умершему человеку, которого любил и уважал, волей-неволей обращаешься, когда приходишь на могилу, и как бы это странно сейчас ни прозвучало, но памятник с такими дорогими сердцу чертами на нем, помогает облегчить душу. Теперь давайте выясним

Когда можно ставить памятник после похорон ?

Непосредственно после погребения ставится так называемая временка — то есть временный памятник. Чаще всего предпочтение отдают деревянному кресту: он и легкий и недорогой. Похороны и все ритуальные услуги сегодня и так недешево обходятся, поэтому недорогой памятник — это хорошее решение.

Постоянный же монумент можно смело ставить через год после похорон. Дело в том, что за год почва успевает как следует утрамбоваться, а это значит, что печальное зрелище перекошенной стелы или просевшего постамента вам наблюдать не придется. Но этого совета можно не придерживаться строго. Например, если печальное событие произошло осенью, то памятник на могилу можно ставить через полгода — весной. За зиму почва обычно достаточно просаживается и проблем с установкой надгробия возникнуть не должно.

Существует и другое мнение, что лучше ставить памятник через два года , а раньше никак нельзя. Первый раз я с такой рекомендацией столкнулась на одном форуме в сети. Там утверждалось, что до года, а тем более за шесть месяцев, почва не утрамбуется как положено. Якобы еще должен гроб разрушиться и все пустоты должны заполниться. Когда я стала об этом более подробно узнавать, оказалось (по заверению мастера из одной довольно крупной ритуальной конторы), что сейчас таких гробов, которые могли бы быстро прогнить и образовать те самые опасные для памятника пустоты, не делают, за что, собственно, производителям большое человеческое спасибо.

Когда у меня интересуются, почему нельзя ставить памятник до года, сразу становится понятно, что человек боится нарушить какие-то традиции или “неписанные законы”. Но как видите, никаких предписаний по этому поводу нет. Ставить можно через 3-4 сезона, когда пройдут дожди, все осадки выпадут и высохнут, так сказать, когда сезонный круговорот пройден. И связано это только лишь с практическими соображениями. Церковь оставляет этот момент исключительно на усмотрение родственников, и это хорошо. Ведь всякие бывают ситуации: кому-то хочется как можно быстрей могилку обустроить, а другие финансов решают подсобирать, чтоб уже поставить, пусть не сразу, но на века.

Еще один момент. Иногда время, когда нужно ставить памятник, приходится на зиму . Но в таком случае придется подождать, и это будет правильно. При мерзлой почве даже самый опытный установщик не сможет осуществить монтаж надгробия качественно, и весной придется “разгребать последствия” такой спешной установки. Да и на кладбищах, насколько мне известно, разрешения на установку зимой никто не выдаст.

И последнее. Многие современные фирмы, которые занимаются продажей памятников, и как правило, их установкой, предлагают ставить надгробие прямо в день похорон. Честно говоря, слабовато верится, что каменная глыба в несколько тонн может быть без последствий установлена в рыхлую почву, но смотрите сами. Если на такую установку вам дадут хотя бы год гарантии — почему бы и нет? По крайней мере, за свои деньги не придется стелу на место ставить. Но мой вам совет — лучше не торопитесь. Пусть это будет взвешенное решение, спокойно оговоренное в кругу семьи и никем не навязанное.

Жизнь и смерть - две неразрывные составляющие земного существования человеческой души. У разных народов сложились определенные правила погребения, бережно передаваемые из поколения в поколение. По христианским обычаям усопших предают земле, в день погребения на могиле ставится деревянный восьмиконечный крест, возлагаются цветы. Когда убирают венки с могилы после похорон и нужно ли это делать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на церковные каноны и народные традиции.

Крест как символ нетленности души

По христианским обычаям крест следует ставить в ногах усопшего, чтобы лицо покойного было обращено к распятию. Этим правилом часто пренебрегают, устанавливая крест в головах. Нередко нарушается еще один церковный канон - прикручивание к кресту фотографии умершего родственника. Так делать не нужно, достаточно повесить табличку с именем и датами рождения/смерти.

У православных крест является традиционной формой надгробия, стремящаяся вверх макушка указывает на небеса - место пребывания освободившейся от бренного тела души. По сложившимся традициям, на могилу возлагают цветы и ставят похоронные венки в дань памяти и уважения к покойному.

Какие цветы лучше, живые или искусственные?

Поддержание порядка на кладбище - аспект не столько духовный, сколько социальный. Согласитесь, что умершему абсолютно неважно, как выглядит его могила. Это нужно живым - чтобы было куда прийти в минуты скорби или радости, попросить совета или получить благословение. Вопроса, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, не должно было существовать в принципе. Во всяком случае, до середины прошлого века такой проблемы не возникало.

Всё дело в том, что по христианским обычаям могилы украшались живыми цветами, срок жизни которых недолог. Поэтому их убирали в течение первых нескольких дней. Очищать место погребения от ненужных деталей, приводить его в надлежащий вид можно и нужно в любое время. Так считает большинство священнослужителей. Более того, по канонам церкви, искусственные цветы, пришедшие сегодня на смену живым, - символ лжи и лицемерия.

Привязка к сороковому поминальному дню

В советское время, когда особо не соблюдались, появилась традиция возлагать на могилы цветы, изготовленные из легкой ткани или бумаги. Сегодня похоронные венки делают из пластика, что значительно продлевает срок их службы. Эти поминальные атрибуты могут находиться под открытым небом без ущерба своему внешнему виду несколько месяцев и даже лет.

Люди, глубоко верующие, на вопрос, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, обычно отвечают: к сороковому дню после захоронения. В действительности, строгих церковных правил на этот счет не установлено.

Можно объяснить справедливость данного утверждения сложившимся в православии обычаем по истечении 40 дней после похорон приглашать священника на могилу усопшего для свершения заупокойной службы. Весьма желательно, чтобы к приходу батюшки здесь было красиво и чисто прибрано. Но повторимся: никаких запретов на наведение порядка в местах захоронения раньше этого срока не существует.

Как ухаживать за могилой

Уход за могилами, по мнению священнослужителей, должен осуществляться регулярно, по мере необходимости. Убирать увядшие цветы, заменять пришедшие в негодность венки, подправлять осыпавшуюся землю - это можно делать в любое время. Таким образом живущие отдают дань уважения умершим, показывают окружающим и в первую очередь себе, что в их сердцах не угасает память и любовь к ушедшим.

Когда убирают венки с могилы после похорон, в случае оседания почвы, ее подправляют лопатой, придавая холмику правильную форму. Поверхность можно обложить зеленым дерном, высадить вокруг многолетние цветы. Хорошо приживаются и не требуют постоянного ухода хризантемы, цинии, бархатцы, нарциссы, ландыши. В таком случае отпадает необходимость в использовании искусственной атрибутики.

Куда девать пришедшие в негодность венки

При каждом кладбище существуют специально отведенные места для складирования подобных предметов, являющихся в конечном итоге бытовыми отходами, подлежащими утилизации. Во многих странах постепенно отказываются от использования искусственных венков, так как переработка пластика требует дополнительных затрат и наносит вред экологии.

Представьте себе огромное городское кладбище, где ежедневно производятся сотни захоронений. Естественно, когда убирают венки с могилы после похорон, образуются целые завалы ненужных поминальных атрибутов, которые потом вывозятся на свалку. В сельской местности отслужившие свой срок венки попросту сжигают где-то поблизости. Выделяющийся при этом едкий запах пластика не только загрязняет окружающую среду, но и нарушает благостную атмосферу внутри деревенского погоста.

В какие дни нельзя убираться на кладбище

Согласно церковным уставам, запрещается делать уборку, красить ограды, сажать цветы и деревья на могилах во все воскресные дни, а тем более в православные праздники. Такие действия считаются грехом и высказыванием неуважения к церкви.

Кроме того, существуют определенные периоды, когда вообще не следует ходить на кладбище. К таким относятся:

  • Святочные дни (с 7 по 20 января).
  • Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота.
  • Пасха и последующая за ней Светлая седмица.
  • Дни двунадесятых праздников.
  • Любые воскресные дни.

Навещать усопших обычно начинают с Радоницы (родительского дня), приходящейся на вторник спустя шестнадцать дней после Пасхи.

А нужен ли памятник?

Православная церковь осуждает любые излишества при обустройстве мест захоронения. Но поскольку многие из нас не относят себя к глубоко верующим, на протяжении последних нескольких десятилетий сложился обычай устанавливать на могилах памятники. Как правило, такие монументы изготавливают из мрамора или гранита, отливают из различных видов металла. Часто можно слышать в ответ на вопрос, когда ставить памятник после похорон, утверждение: не раньше, чем через двенадцать месяцев. Почему так?

Некоторые объясняют это необходимостью выдержать срок в 1 год, после которого любые манипуляции на могиле усопшего не смогут его потревожить. Согласно народным поверьям, через 12 месяцев душа покойного окончательно покидает наш мир. Вполне возможно, что в таких рассуждениях присутствует какое-то рациональное зерно. Заглянуть за грани вечной темноты еще никому не удавалось.

Что интересно, в мастерских по изготовлению тяжелых надгробий вам скажут то же самое. Только основание будет более приземленным, без привязки к загробной мифологии. Итак, когда ставить памятник после похорон? Только тогда, когда почва на могиле полностью уплотнится, даст окончательную усадку. На этот процесс в большинстве случаев требуется не менее одного года. В противном случае металлическая или каменная конструкция может встать неровно, перекоситься, упасть или деформироваться из-за движения почвенных слоев.

Крест памятнику не помеха

Теперь мы знаем, куда и когда убирают венки с могилы после похорон. Но вот с установленными при погребении крестами, согласно православным обычаям, следует обращаться бережно. Даже если вы решили увековечить память умершего родственника в мраморе или бронзе, крест нужно оставить на месте. Монумент в таком случае устанавливается либо рядом с крестом, или на противоположной от него стороне.

В отдельных случаях крест можно уложить рядом с могилой или, по согласованию со священнослужителем, сжечь в церковной печи. Думается, что при любом раскладе не так уж и важны внешние проявления уважения к усопшим. Главное - душевное родство и память, живущая в нашем сердце.

Сразу после погребения на могиле устанавливается христианский крест. До момента возведения памятника установленный крест остается на месте захоронения, но после принятия родственниками окончательного решения по благоустройству могилы возникает вопрос о том, куда девать крест после установки памятника. Относительно данной ситуации существует ряд однозначных рекомендаций.

Куда девать крест после установки памятника

Стоит заметить, что для комплексного понимания приводимой ниже информации желательно обладать базовыми знаниями о христианской вере, например — знать,

В первую очередь необходимо уточнить, что нельзя делать с намогильным крестом.

  • Крест после установки памятника нельзя выбрасывать

Христианский крест является символом вечной жизни, напоминанием о жертве Христа ради спасения человечества. Поэтому выбросить крест на свалку – тяжкий грех.

  • Нельзя продавать крест

Как сказано выше, крест является символом вечной жизни, поэтому использование его в качестве товара недопустимо.

В зависимости от типа материала изготовления, крест потребуется разобрать и захоронить в надгробие, а деревянный — рекомендуется сжечь.

Металлический либо гранитный крест обычно разбирают и закапывают на могиле. Деревянный крест сжигают и развевают пепел крестообразно над могилой.

Достойным поступком будет отдать хорошо сохранившийся крест малоимущей семье, которой требуются средства на организацию похорон близкого человека.

При наличии храма на территории кладбища одним из вариантов, куда девать крест после установки памятника, можно порекомендовать отнести его в храм. Соответственно, в дальнейшем такой крест может быть передан нуждающимся людям.

Также стоит знать, что наносить какие-либо надписи на крест нельзя. Сюда относятся в том числе и даты рождения и смерти усопшего. С целью размещения информации о покойном на противоположной от креста стороне могилы устанавливается небольшая плита с датированной информацией и иными данными о покойном. В таком случае разные стороны установки креста и памятника символизируют духовную и материальную жизнь.

Также при установке памятника необходимо позаботиться о наличии на нем изображения креста.

Таким образом, требования относительно того, куда девать крест после установки памятника, нельзя назвать обширным либо сложным в исполнении.

Выбирайте только качественные косметические средства. Особое внимание советуем уделить составу тонального крема. Хороший тональный крем для кожи приобрести сейчас совсем несложно!