Бухучет инфо. Учет товаров на малых предприятиях. Первый способ - суммовой учет Закладка «Расчеты с контрагентами»

Организация бухгалтерского учета сейчас на любом предприятии производится с помощью специальных программ. Одной из самых популярных является «1С», которая имеет множество специализированных версий.

Изучаем основы

Учет с помощью специализированного программного обеспечения не является довольно сложной процедурой и значительно облегчающет работу бухгалтера. Сегодня практически каждая отдельная организация имеет собственную доработанную версию 1С, которая адаптирована под конкретные цели предприятия.

Начать работу с данным программным обеспечением следует с:

  • изучения основных бухгалтерских и других специализированных понятий;
  • определения основных функций конкретной программы. Для этого следует изучить основной интерфейс и значение конкретных кнопок, форм и других функциональных особенностей.

Сложностью учета в данных видах систем является количество и движение определенного товара, денег, материалов и т п. Поэтому следует обязательно понять, каким образом добавлять, удалять, осуществлять любое движение товаров на складе, как редактировать и проводить основные финансовые операции.

Ведем складской учет

Рассмотрим, как используется 1С для контроля движения товаров на складе. Здесь существует несколько особенностей, которые следует учитывать при изучении программы:

  1. Приложение дает возможность контролировать наличие товаров на складе. При этом существует несколько функций, позволяющих проводить полный переучет, а также контроль остатков по определенной номенклатуре. Изучать это надо постепенно, чтобы понять, какая функция за что отвечает.
  2. Следующим шагом в изучении является контроль поступления или отгрузки товаров. Обязательно следует научиться добавлять или удалять конкретные поля, которые либо прибыли на склад, либо уехали. В основном программа делает это самостоятельно, но вам следует правильно проводить такие процедуры и вводить данные в определенные формы.
  3. Возвраты товаров — это одна из частых процедур для больших предприятий. Изучение оформления данной процедуры должно происходить после того, как вы овладеете основными навыками работы с данной программой.

При ведении учета в 1С следует предварительно изучить основные процедуры, которые проводятся на предприятии. Также обязательно следует знакомиться с ней в ходе консультаций с опытными сотрудниками или определенными специалистами.

Подробнее о ведении складского учета в программе 1С — в этом ролике:

Настройка параметров учета в 1С 8.3 является одним из первых действий, которое вы должны совершить, прежде чем приступить к полноценной работе в программе. Именно от них зависит корректность работы вашей программы, доступность различного функционала и правил ведения учета.

Начиная с версии программы 1С:Бухгалтерия 3.0.43.162, изменился интерфейс настройки параметров учета. Так же некоторые параметры стали настраиваться отдельно.

Перейдите в меню «Администрирование» и выберите пункт «Параметры учета».

Данный раздел настроек состоит из шести пунктов. Далее мы рассмотрим каждый из них. Все они позволяют влиять на состав субконто у определенных счетов и субсчетов.

Изначально у нас уже установлены флаги в двух пунктах, которые не подлежат для редактирования. Так же вы можете дополнительно включить ведение по способам учета.

Данная настройка так же была заполненной. Пункт «По номенклатуре» невозможно не использовать, зато остальные настройки при необходимости подлежат редактированию. Список счетов и субконто, на которые влияют эти настройки, приведен на рисунке ниже.

Здесь происходит управление субконто 41.12 и 42.02 счетов. По умолчанию был установлен только учет по складам. Он является предопределенным, и отредактировать мы его не сможем. Кроме этого данный вид учета можно вести по номенклатуре и ставкам НДС.

Учет движения денежных средств

Данный вид учета обязательно будет вестись по р/с. Так же рекомендовано дополнительно учитывать в 1С 8.3 движения ДС по их статьям для дополнительной аналитики по управленческому учету.

Вести учет такого вида расчетов можно как по сотрудникам в целом, так и по каждому отдельно. Эти настройки оказывают непосредственное влияние на субконто 70, 76.04 и 97.01 счетов.

Учет расходов обязательно будет вестись по номенклатурным группам. Если у вас есть необходимость готовить аудируемую отчетность в МСФО, желательно так же вести учет по элементам и статьям затрат.

Настройки зарплаты

Для перехода к данному пакету настроек, необходимо перейти по одноименной гиперссылке в форме параметров учета. Многие настройки здесь следует оставить по умолчанию, но все равно у вас есть обширное поле для действий.

Общие настройки

Для полноты примера отметим, что учет зарплаты и кадровый учет будут вестись в данной программе. Конечно же здесь есть свои ограничения, но если в штате вашей организации работает не много сотрудников, то функционала 1С:Бухгалтерия будет вполне достаточно.

Перед вами откроется список настроек для каждой организации, учет которой ведется в программе. Откроем настройку для ООО «Конфетпром».

Здесь вы можете указать, как будет отражаться заработная плата в БУ, сроки ее выплаты, резервы отпусков и какие-либо особенные территориальные условия.

Вернемся назад и перейдем по другой гиперссылке.

Помимо прочего вы так же можете изменить способ упорядочивания списка сотрудников в документах и произвести настройки печатных форм.

Позволяет настроить списки видов начислений и удержаний. Изначально они уже заполнены некоторыми данными.

Так же, в данном разделе 1С можно включить доступность функционала больничных, отпусков и исполнительных документов. Настройка доступна только если в базе отсутствуют организации, где работает больше 60 человек.

Последняя настройка является очень полезной, так как при редактировании все его суммы будут пересчитываться автоматически.

Данный раздел необходим для того, чтобы указать способы разнесения затрат на оплату труда и обязательных страховых взносов с ФОТ по счетам БУ. Изначально эти настройки уже заполнены, но, конечно же, вы можете их откорректировать.

Кадровый учет и Классификаторы

Эти два последних раздела нет смысла подробно описывать, так как тут все интуитивно понятно. Классификаторы уже заполнены и зачастую оставляют данные настройки не тронутыми.

Прочие настройки

Вернемся обратно в форму параметров учета и рассмотрим кратко оставшиеся пункты настроек.

  • Сроки оплаты поставщиками и покупателями определяют, через сколько дней долг покупателя перед нами станет считаться просроченным.
  • Печать атрикулов – настройка их представления в печатных формах.
  • Заполнение цен продажи позволяет установить, откуда будет подставляться цена в соответствующие документы.
  • Тип плановых цен влияет на подстановку цен в документы, относящиеся к производству.

Некоторые из этих настроек 1С 8.3 ранее производились в параметрах учета. Теперь они вынесены в отдельный интерфейс. Найти его вы можете так же в меню «Главное».

Форма настройки показана на рисунке ниже. Здесь, переходя по разделам, вы можете настроить налог на прибыть, НДС и прочие данные.

В основе производственного учета в программе 1С лежит набор базовых действий, в совокупности позволяющих отражать все хозяйственные операции, происходящие в организации. Такими действиями выступают:

  • Оприходование поступающих материалов;
  • Передача материалов в производство;
  • Возврат готовой продукции;
  • Определение себестоимости продукции.

Поступление товара и ввод спецификации продукции

Первым документом, отражающим производственные операции, выступает «Поступление товаров и услуг». При этом оприходовать необходимо материалы. Приход оформляется по счету 10 стандартной процедурой.

Соответственно в справочнике «Номенклатура» необходимо создать товар, который планируется производить. Для рассматриваемого случая это «Светодиодный светильник».

После того, как определен весь перечень материалов для производства, проведено их оприходование и прием на склад, начинается непосредственно производственный процесс. Для отражения факта отправки материалов в производство в программе 1С потребуется создать один из двух документов:

  • Требование-накладная, предназначенная для отражения трат общепроизводственного назначения. Распределение расходов проводится в конце месяца основе процедур расчета себестоимости.
  • Отчет производства за смену, отражает распределение прямых затрат на конкретные товары, произведенные за период. Их отражение осуществляется через вкладки «Материалы» и «Услуги».

При этом одновременное оформление обоих документов является недопустимым.

Требование-накладная: передача материалов в производство

Передача в производство осуществляется с зачислением материалов на счет 20 одновременным списанием их со склада. Процесс передачи оформляется требованием-накладной, доступной в меню «Производство».

Применение данного документа актуально для ситуаций, когда происходит списание материалов, отнести которые к конкретному виду готовой продукции не представляется возможным. Это в первую очередь ГСМ, канцелярия и так далее.

При создании документа необходимо провести заполнение шапки, а данные в табличной части формируются за счет ранее созданных спецификаций.

После проведения документа имеется возможность просмотреть набор созданных программой проводок.

Фактически создание документа позволяет определить себестоимость продукции с передачей материалов со счета 10 на счет 20.01. Для принятия в расчет косвенных трат требуется в шапке документа отменить флажок «Счет затрат на закладке «Материалы». В этом случае программа предлагает для документа вкладку «Счет затрат». Она позволяет провести списание расходов, не имеющих прямого отношения к производимой продукции, но оказывающих воздействие на итоговые значения себестоимости.

«Отчет производства за смену» применяется при отнесении на конкретную продукцию прямых затрат, понесенных в процессе ее производства.

Данный документ также доступен для пользователей в разделе «Производство». После внесения данных в шапку требуется заполнить табличную часть. Для этого из справочника «Номенклатура» выбирается созданная перед этим модель светильника. Указать потребуется количество единиц и плановую цену.

Плановые значения выставляются с учетом отсутствия точных значений по себестоимости. Они будут известны только после того, как в конце месяца будет проведено регламентное закрытие месяца.

Используемый счет учета – 43 «Готовая продукция». Также выбирается спецификация, причем один и тот же товар способен обладать несколькими вариантами спецификаций, создаваемых с учетом фактически имеющихся материалов, применяемых для производства.

Закладка «Услуги» предназначена для отражения услуг, полученных от контрагентов в рамках производства продукции. Сюда же включаются и услуги, связанные с доставкой приобретаемых материалов.

Для закладки «Материалы» с использованием кнопки «Заполнить» можно перенести из спецификации все необходимые материалы. Количество материалов система рассчитает самостоятельно, опираясь на указанное количество выпущенной продукции.

Необходимо учесть, при что списании материалов через требование-накладную, повторное списание не требуется, так как система удвоит фактически списанный объем, что станет причиной появления ошибки в отчетности.

После проведения отчета по производству за смену система создаст необходимые проводки.

Документ требование-накладная предполагает отражение операций по дебету счета 20. Списание в производство проводится со счета 10 «Материалы». Отражение поступившей готовой продукции, в данном случае светильников, отражается по счету 43. Первоначальная разница в себестоимости будет закрыта в конце месяца после того, как проведена регламентная операция «Закрытие месяца».

Программа 1С Предприятие 8 имеет множество интересных возможностей и особенностей своей работы.

Но для начинающих обучение работе в 1С Бухгалтерии 8.2 важно выделить самые существенные особенности, чтобы с одной стороны понимать как работает программа, а с другой стороны — не усложнять обучение лишней в данный момент информацией.

Для понимания принципов работы программы 1С Бухгалтерия 8 нужно выделить следующее.

1С Бухгалтерия 8.2 умеет вести многофирменный учет , чего не умела делать 1С бухгалтерия 7.7 и не умеют многие учетные программы других разработчиков. Суть многофирменного учета заключается в том, что бухгалтер может вести учет в одной информационной базе несколько своих предприятий. Это могут быть предприятия одного учредителя, одного вида деятельности, наконец, один бухгалтер просто может вести учет нескольких фирм, не имеющих ничего общего, то есть оказывать бухгалтерские услуги разным организациям.

Например, фирма осуществляет реализацию от своего имени, от имени ИП, которым является руководитель этой же фирмы и оказывает дополнительные услуги своим покупателям, но через другую фирму на упрощенке (УСН). По документам 3 разных организации со своими печатями, расчетными счетами, отчетными документами. А по сути – одна: поставщики общие, покупатели общие, работники организаций одни и те же, реализация осуществляется общей номенклатуры с одного склада и одна бухгалтерия выполняет обработку всех учетных документов.

В случае ведения многофирменного учета в 1С Бухгалтерии 8.2 в одной базе снижается трудоемкость ведения учета. Потому что общие и не надо по нескольку раз заводить в компьютер одну и ту же номенклатуру, контрагентов с их счетами, ИНН, КПП, юридическим и фактическим адресами и т.д.

Кроме того, все отчеты формируются в одной информационной базе, не надо переключаться по разным программам.

А в будущем можно будет в этой информационной базе завести новую фирму и пользоваться всеми введенными ранее справочниками.

Фирмы, по которым ведется учет в 1С 8, называются организации.

Открываются через меню программы 1С Бухгалтерия «Предприятие» — «Организации». Не путайте с контрагентами.

С другой стороны, многофирменный учет в 1С 8.2 накладывает дополнительные обязанности на работающего в программе: во всех документах и отчетах нужно следить за полем ввода «Организация», многие настройки, например, ставки налогов, вводятся раздельно по организациям учета, при неудачном раскладе возможны неприятные сюрпризы (например, случайно выписали документы не от той организации), возможны проблемы с получением лишней информации рядовыми пользователями по организациям.

Оказаться от технологии многофирменного учета в 1С Бухгалтерии 8.2 Проф никак нельзя, даже если эта многофирменность и не нужна. Ее нужно просто понять и не забывать при работе.

Многофирменный учет НЕ ведется в , ввиду ограничений базовой конфигурации.

Управленческий учет в 1С реализован в виде нескольких возможностей. Подробнее об этих возможностях и нюансах организации управленческого учета в 1С поговорим в нашей статье.

Общие характеристики программных продуктов в 1С

Российская компания «1С» ведет свою деятельность с 1991 года. Название «1С» образовано от словосочетания «1 секунда» — именно столько требовалось для получения запрошенной информации с помощью первой программы, созданной основателями.

Наиболее известными продуктами 1С стали учетные системы различного назначения.

Современные программные продукты 1С для ведения учета обычно построены по принципу «оболочка и база данных».

Оболочка — технологическая платформа, система объектов и механизмов управления ими. В свою очередь, объект — это составной элемент, кусочек мозаики, который необходим для построения нужной картинки — конфигурации. Все возможные кусочки мозаики и составляют оболочку. Прикладное решение (конфигурация) выбирает нужные для прикладного решения объекты, по которым оболочка создаст информационные структуры и будет работать с внесенными в них данными заранее определенным образом.

База данных — совокупность информации, хранимой в системе, структурированная и управляемая с помощью технологической платформы. В версии 1С 8.2 есть новшество — объект «Внешние данные», с помощью которого можно напрямую подключаться и к внешним источникам информации (данных).

Подобное устройство — секрет успеха 1С. С такой технологией разработчику остается только выбрать те кусочки мозаики (объекты), которые отвечают запросам пользователя, и получить картинку-конфигурацию, решающую поставленную задачу.

Управленческий учет, встроенный в специализированный модуль программы

Устройство программы способствует 2 основным вариантам реализации управленческого учета в 1С :

  • когда в специализированную конфигурацию (например, зарплатную или складскую) добавлены элементы управленческого учета, т. е. выбраны кусочки мозаики, которые дадут цельную картину по выбранному направлению (персоналу или запасам);
  • когда конфигурация изначально построена для реализации управленческого учета, т. е. все возможные элементы мозаики, необходимые для создания картинки, по которой можно принимать управленческие решения, включены в конфигурацию.

Рассмотрим 1-й вариант на примере «1С: ЗУП» («Зарплата и управление персоналом»).

Как можно понять из пояснений выше, данная конфигурация является специализированной. Помимо обслуживания бухгалтерских нужд, в нее добавлены объекты, позволяющие выполнять управленческие функции.

Например, помимо справочников «Сотрудники» и «Штатное расписание», есть возможность формирования справочника «Вакансии». Для каждой вакансии можно указать требуемые параметры (например, по заявкам руководителей подразделений) и описание рабочего места, после чего можно сформировать «Кадровый план» (какие сотрудники и куда нужны).

Следующая функция — «Набор персонала», позволяющая вводить в систему информацию о соискателях с упорядочиванием сведений по нужным параметрам. Это позволяет анализировать эффективность затрат на набор персонала и работу кадровой службы.

По принятым сотрудникам формируются карточки в справочнике «Сотрудники», и в «Кадровом плане» их рабочие места перестанут быть вакантными.

В отношении работающих сотрудников предусмотрены функции:

  • «Управление компетенциями», позволяющая оценивать сотрудников и проводить аттестацию.
  • «Управление обучением», дающая возможность определить потребности в обучении, составить учебный план и организовать учебу.
  • Еще одна функция, «Планирование занятости», может пригодиться для тех сотрудников, которым полагаются высвобождение рабочего времени и отпуск в связи с учебой. Помимо этого, функция позволяет планировать совещания, встречи, презентации и даже пространственно-временные параметры, например использование сотрудниками переговорных помещений по графику.
  • «Управление мотивацией» позволяет рассчитать в первую очередь финансовые стимулы путем анализа взаимосвязи доходов сотрудников и результатов их деятельности.

Таким образом, используя управленческие возможности «1С ЗУП», можно почти полностью автоматизировать формирование управленческой информации для кадровых решений, повысив при этом оперативность и полноту информации, а также эффект от самих решений. Достигается это с помощью включения в конфигурацию соответствующим образом подобранных объектов платформы.

Решения для управленческого учета в 1С

При 2-м варианте управленческого учета в 1С также существует несколько прикладных решений. Обычно решение выделяется применительно к специфическому виду деятельности, например «1С-Рарус: Управление рестораном». Объединяет эти конфигурации принцип построения: в них использованы все управленческие кусочки мозаики, что в итоге дает комплекс функций, охватывающий все ключевые моменты учета и управления организацией или группой организаций.

Наглядно это можно увидеть на примере «1С: УПП» («Управление производственным предприятием»).

Факт хозяйственной деятельности регистрируется 1 раз — в документе, в полях которого проставляется вся необходимая информация (признаки), позволяющая системе далее классифицировать ее по соответствующим видам учета и отчетов: бухгалтерскому, налоговому и управленческому. Это обеспечивает:

  • сопоставимость учетных данных;
  • независимость учетных данных одной системы учета от другой;
  • совпадение суммовых и количественных показателей в случае, если нет причин для расхождений (например, из-за разницы в учетных политиках);
  • выявление расхождений и их влияния, если расхождения имеют место.

В решение «1С: УПП» также входит комплект интерфейсов и система доступов, позволяющая конкретному пользователю видеть или вводить именно те данные, которые ему нужны. То есть менеджер, анализирующий вверенный ему участок, например сбыт, не будет вынужден блуждать в лесу из бухгалтерских проводок и обороток. Настройка его рабочего места сразу позволит получить управленческие данные в нужной группировке и аналитике. А конструктор отчетов позволит представить информацию сразу в требуемом формате.

Отдельные элементы внутреннего контроля также заложены на автоматическом уровне. Например, при вводе расходного кассового ордера система может автоматически проверить:

  • наличие заявки на выдачу;
  • доступность средств (с учетом других текущих заявок);
  • состояние взаиморасчетов с получателем;
  • соответствие расхода установленному бюджету.

Нюансом, следующим из такого устройства системы, является необходимость подстройки внутрифирменной среды к функциям системы. Например, чтобы программа проверила наличие правильно оформленной заявки на выдачу наличных, должен существовать внутрифирменный регламент, обязывающий ответственных лиц такую заявку создавать и визировать. А чтобы автоматически уточнялось соответствие наличного расхода бюджету, в управленческий учет в «1С: УПП» должна быть введена необходимая информация о рабочем бюджете на текущий период (что тоже обеспечивается локальными актами предприятия).

Зато после всех отладок у любого лица, отвечающего за принятие управленческих решений, появляется надежный инструмент сбора и обработки необходимых данных и их представления в наиболее удобном для него формате.

Таким образом, путем включения в картину всех управленческих кусочков мозаики в «1С: УПП» создано единое информационное пространство, в котором отображены все бизнес-процессы предприятия, что позволяет получать полную и оперативную информацию для принятия управленческих решений.

Итоги

Управленческий учет в 1С может быть реализован 2 основными путями:

  • дополнением программного решения управленческим функционалом;
  • созданием единой информационной системы, обеспечивающей управленческий учет во всех аспектах.

Выбор предприятием той или иной конфигурации зависит от поставленных перед менеджментом задач, масштабов и специфики деятельности предприятия.