Боянская во имя святителя николая, архиепископа мирликийского, церковь. Боянская церковь (Болгария): фото и отзывы Мифы и факты

Боянская церковь находится в Софии в квартале Бояна. Этот квартал в подножии Витоши застроен не многоэтажками, а виллами и частными домами. В частности там живут президент, премьер- министр и председатель Народного собрание (т.е. думы).

Ранним субботним утром район выглядел очень пустым.

Ползучии растения агрессивно отвоёвывают территорию.

С парковкой тут плохо. А ведь почти в каждом доме есть гараж!

Смешная машинка. Что это?

Из квартала вид на всю Софию в утренней дымке.

Отсюда начинаются велосипедные и пешеходные маршруты по Витоше.


И вот за забором она! Цель моей вылазки в этот отдалённый район Софии.

Плющи вообще очень коварны. Сбивают черепицу и портят стены, в них живут мышки, но как они красиво смотрятся.

Перед входом много информационных табличек. Церковь - памятник ЮНЕСКО за номером 42 (один из 9 в Болгарии).

Также у многих интересных объёктов в Софии поставили информационные щиты: можно позвонить и за умеренную плату в 1,2 лева послушать про памятник.

Режим работы церкви.

И краткая историческая справка.

Рядом на дереве прыгал поползень. Впервые увидела эту птичку вживую ^_^

У входа на территорию парка памятник погибшим в Балканской войне из села Бояна.

После освобождения (от Османского рабства) в 1912 году местные жители хотели построить бОльшую по размерам церковь и снести для этого всё, кроме первоначальной постройки XIв. Но тут вмешалась царица Элеонора, вторая жена царя Фердинанда. Жителям она выделила другое место под постройку, а вокруг Боянской церкви царь Фердинанд разбил парк. В нём он посадил необычные для Болгарии северо-американские секвойи и другие растения.

От такой гигант вырос за сто лет!

Тут мне на встречу выбежал котик! Очень воспитанный и с шёлковой шерсткой. О нём тут явно хорошо заботятся.

Без чешмы в Болгарии никуда.

Кто-то из какого-то города установил в благодарность за что-то своё спасение в 1882 году.

А вот и сама церковь. А вернее самая новая её часть

Памятная плита посвещена Андрею Грабарю, автору первых публикаций о Боянской церкви и византийском искусстве в Болгарии.

Правила поведения в музее.

У церкви ещё раз напоминают о том, что это памятник всемирного культурного наследия ЮНЕСКО для тех, кто не запомнил сразу.

Церковь в том виде, в котором мы её видим сейчас, появилась не сразу. Её стоили в три этапа.


Первый этап : Х - ХІ в. Тогда построили маленькую однокупольная церковь, имеющую в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой. Её размеры всего 5,80м на 5,60м.

Второй этап: ХІІІ в. На дарения севастократора Калояна и его супруги Десиславы к первой церквушке пристроили вторую двухэтажную. Первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами.

Третий и последний этап : середина ХІХ в. Ещё одну пристройку сделали на дарения местного населения.
Церковь действовала и в тяжёлые времена турецкого рабства.

В 1954 г. исторический храм закрыли для богослужений, а c 1977 г. - и для посетителей.
С 1999 году храм снова открыт для посещения.

Если церковы не показалась вам впечатляющей и достойной списка ЮНЕСКО это ничего, ведь главное тут находится внутри. Снимать там конечно же строжайше запрещено, поэтому дальше картинки с указанием источника.

Известность церкви принесли росписи 1259 года. 89 сцен и 240 образов святых, ангелов и царских портретов, которые считаются древнейшими сохранившимися портретами исторических личностей в Болгарии.

Не отступая от церковных канонов живописцам удалось необыкновенно верно изобразить эмоции и характер персонажей.


Боянская церковь единственных сохранившийся памятник Тырновской школы живописи.

Внутри церковь очень маленькая, туда пускают небольшими группами по 8 человек и всего на 10 минут.
Меня и одну семейную пару, например, пустили с групкой японцев. Групповые посещения там рассчитаны по минутам и заранее.

Болгарскую царицу Элеонору, которая спасла церковь от сноса, похоронили у южной её стены. В период социализма могила её была разграблена. После демократических перемен 1989 года могила была отстроена в первоначальном виде.

И это не еденственная могила на территории парка. Есть и другие, но уже безымянные надгробья.

А в парке жизнь кипит.

Увидела как белочка сначала съела один грецкий орех, а потом второй спрятала!

И котик опять встретился.

На боянскую церковь не наткнёшься случайно, гуляя по городу. Надо ехать туда целенаправленно и оно того стоит.

Пока шла к остановке застаа очередную атаку плюща:)




####################################### #######################################

Полезная информация.

Как добраться общественным транспортом:

От НДК: Тб 2,8,9
От пл. Ал Невского: Тб 9
От центрального ЖД вокзала: A 74

до остановки "Център по Хигиена".

Там сесть на автобус 64 и ехать до остановки "Боянското Ханче" (12-ая остановка, примерно 25 минут в пути)

Лучше сразу купить в ларьке 4 билетика на автобус (2 туда, 2 обратно). Компостируются в автобусе.

Билет.

Вход в парк бесплатный. Вход в церковь 10лв.

Можно взять комбинированный билет:
Боянска църква + Национальный исторический музей - 12 лв.
Боянска църква + Национальный исторический музей + Земенски монастырь - 14 лв.

Рабочее время:

ноябрь- март:
каждый день 9:00 - 17:30 ч. (билеты продают до 17:00.)

апрель - октябрь:
9:00 - 18:00 ч. (билеты продают до 17:30)

Группы по предварительной записи.

Боянская церковь находится в одноименном себе селе (в 8 километрах от болгарской столицы), является частью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Это сооружение – одно из немногих на территории Восточной Европы дошло до наших дней в идеальном состоянии. Расположен средневековый памятник живописи и архитектуры в невероятно красивой местности – у горного подножия Витоша и в обрамлении пышной зелени.

Если углубиться в истори ю Боянской церкви, то нужно упомянуть святых Николая и Пантелеймона, вернуться в 10-ый век и увидеть село Бояна тех лет. Было оно тогда крепостью, названной Батилом. И в 11-ом столетии укрепление сыграло значительную роль в битвах с Византией.

Церковь образуют три предела. Восточный храм , посвященный Николаю Чудотворцу и святому Пантелеимону, возведен в 10-ом веке, представляет собой однокупольную церквушку в духе традиционности этой местности. Спустя три столетия ее расширил Себастократор Калоян, велев построить рядом еще одно двухэтажное сооружение в той же стилистике, что и Восточная церковь. Первый ярус пристройки использовалась в качестве боярской усыпальницы, а вторая – церкви. Фрески второго предела были нанесены в середине 13-ого столетия, сегодня они считаются одними из самых важных с точки зрения исторической ценности изображений средних веков. Завершили церковную композицию третьим пределом , возведенным уже в 19-ом столетии, который в отличие от первых двух не может похвастаться роскошным декором.

Настенная роспись как раз и сделала Боянскую церковь широко известной: представлена она тремя эпохами (11, 13 и 14-15 столетиями); насчитывает около 2,5 сотен фигур, 89 сцен и художественных композиций. Древнейшими называют фрески с изображениями святых Иоанна Рильского Чудотворца и Петки Тырновской. Также присутствуют портреты царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны. Не обошлось и без Калояна с Десиславой, на средства которых была возведена, а после расписана церковь.

Калоян на росписи представлен высоким, с черными усами и бородой. Голову его венчает корона, инкрустированная жемчужинами и синими драгоценными камнями. В руках Калояна модель церкви, которую он протягивает Богу – аллегория финансовых затрат на строительство и декор храма. Десиславу нарисовали юной и стройной, облаченной в длинные золотые одежды, украшенные концентрическими кругами, в которые вписаны львы. На голове царицы сияет корона, вся в разноцветных каменьях и жемчуге. Портреты этих монархов – один из самых значимых образцов болгарской живописи.

Чем удивляют фрески? А тем, что оставшиеся анонимными болгарские творцы воплотили образы и сюжеты, нехарактерные искусству тех веков. Они преодолели каноны, барьеры и шагнули в будущее. Реалистичность на фоне средневековой живописи до сих пор удивляет общественность.

Годы шли, памятник пережил реставрацию, и сегодня его может посетить каждый .

Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимисяя средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви, расположенной в пригороде столицы - Софии. Охраняют этот памятник архитектуры ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Боянская церковь уникальна тем, что за всю свою десятивековую историю пережила всего лишь два существенных архитектурных вмешательства. Она была построена в X веке на территории крепости Батил (ныне село Бояна) как церковь святых Николая и Пантелеймона. Спустя три века севастократор Средеца (так называлась София в средние века) Калоян проспонсировал первую достройку , которую в его честь стали называть «Калояновой», а в XIX веке было осуществлено третье и последнее расширение.

Ныне в храме постоянно проводятся работы по сохранению фресок, он открыт для посещения, однако полюбоваться настенными росписями разрешается недолго, посетителей впускают небольшими группами, а фото- и видеосъемка запрещены. Вдоволь насладиться живописью древности можно в музее (расположен рядом с церковью), где выставлены списки с фресок.

Что посмотреть

Аскетичная внешне Боянская церковь – памятник средневековой архитектуры и живописи. Состоит она из трех частей, построенных соответственно в разное время, которые вместе смотрятся единым архитектурным ансамблем.

Самая старая – восточная часть – однокупольный храм XI века, в плане имеет форму креста. Вторая часть – двухэтажный храм (XIII век), в котором нижний этаж служил усыпальницей боярам, а верхний – непосредственно храмом. Третья, западная часть церкви – пристройка 1882 года, без особых украшений.

Интересны росписи XI, XIII-XX веков. Самыми ценными являются фрески из второй церкви (XIII в), где изображены сцены из жизни Иисуса и 89 библейских праздников (всего 240 персонажей). Впечатляют как изображения святых (покровителя Болгарии Иоанна Рильского, Петки Тырновской), так и портреты правителей Второго Болгарского царства (Калояна и его жены Десиславы). Каждый образ индивидуален и довольно реалистичен: черты лица, эмоции, роскошные одеяния, мелкие детали. Интересно, что уникальная портретная техника, в которой выполнены бояновские фрески, больше нигде не встречается.

Боянская церковь (Боянската църква) открыта ежедневно с 9.30 до 17.30 летом и с 9.00 до 17.00 зимой.
Стоимость: 10 лв (около 5 €), студенты и школьники – 2 лв.
Как добраться: находится в8 кмот Софии, в селе Бояна. Из Софии ходит автобус № 64 до остановки "Бояна".

Боянская церковь находится в 8 км к юго-западу от центра Софии. Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42. В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.

Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства. Церковь стоит у подножья горы Витоша, в пригороде Софии, который когда-то был селом Боян. По названию села получила свое имя и церковь, первоначально же она была храмом святых Николая и Пантелеймона.

История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией. Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.

Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех разновременных построек. Первую датируют XI веком, следующую – XIII, а последнее крыло было достроено в XIX веке.

Первая постройка самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь, построенную согласно местным традициям. Второе строение - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. На первом этаже располагается усыпальница Калояна и его жены Десиславы, а на втором – семейная часовня. Снаружи церковь украшена керамикой. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи. Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года.

Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения основоположника болгарского монашества, великого отшельника Святого Иоанна Рильского, Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

Архитектура и внешнее оформление отвечают местным строительным традициям: они скромны и не поражают ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого каменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой стариной и той изящной "стильностью", по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени.

Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

Неизвестные болгарские художники сумели выйти из рамок традиционной церковной живописи и создать образы, новые для европейского искусства XIII столетия. Исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что болгарские мастера еще за сто лет до ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали в боянской церкви поразительные по своему реализму образы, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью, суровый аскетизм соседствует с внутренним самосозерцанием. Это самые ранние реалистические портреты в монументальной живописи средневековой Европы.

Памятник ЮНЕСКО - Храм святых Николая и Пантелеймона в Софии, более известный как Боянская церковь, был реставрирован и открыт для посещения. В торжественной церемонии открытия принял участие президент Болгарии Георгий Пырванов. Стенописный ансамбль церкви - самый яркий памятник болгарской церковной живописи.

Восстановление церкви началось в 1954 году. Предметом острой дискуссии между болгарскими и зарубежными экспертами стали методы и средства реставрации росписей. Споры и отсутствие финансирования привели к тому, что в течении многих лет Боянская церковь, включенная в список мирового культурного наследия, была "законсервирована" и закрыта для посещения. Завершить реставрацию удалось благодаря частным пожертвованиям. Стоимость работ составила около 80 тысяч евро.

Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

Боянская церковь (Boyana Church) - уникальная средневековая церковь, стоящая в предместье Софии, в селе Бояна у подножия горы Витоша, которая включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь состоит из построек различных эпох. Восточная часть: однокупольная церковь (XI в.), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой. Центральная часть: «Калоянова церковь» - двухэтажная постройка (XIII в.). Первый этаж занимают часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Но главное достоинство храма - его фресковый цикл, который является одним из самых ценных собраний болгарской средневековой стенописи.

Живопись Боянской церкви

Живопись Бояны относится к периоду захвата Византийской империи (ориентир и источник художественной техники православного мира) крестоносцами, что привело к росту значения местных художественных школ.

Профессионалы отмечают, что при всей близости к византийскому художественному корню росписи Бояны отличают некоторая плоскостность, контурность, жесткость рисунка и при этом почти острая портретность лиц, усложненность многими оттенками эмоций - серьезности, душевности, мягкости и т.д. Все знатоки в один голос утверждают, что Христос Вседержитель (Пантократор) на куполе имеет необыкновенно доброе, человечное лицо. Боянская Церковь, как и Драгалевский монастырь (XIV в., он недалеко), считается предвестником Ренессанса в Европе.

Тоже интересно

Необычные экскурсии в Болгарии

Боянская Церковь. Фрески

Главные, самые значимые фрески, поражающие глубиной, достоверностью передачи эмоций и художественной выразительностью, образца 1259 г., расположены в центральной части церкви. Фрески нанесены поверх более ранних росписей (их фрагменты можно увидеть в нижней части апсиды, а также на северной и западной стенах) и изображают 89 библейских сюжетов и сцен из жизни Христа, в которых занято в общей сложности 240 персонажей. Восемнадцать сцен на стене притвора описывают житие святого Николая Мирликийского.

Здесь же находится фреска XIV в., где изображено вознесение Девы Марии, портрет св. Николая XVI века и фрески со сценой вознесения двух главных святых этой церкви - св. Николая и св. Пантелеймона (еще одно название храма), написанные в 1882 г.

На северной стене висят портреты тогдашнего царя Болгарии Константина Тиха, его жены царицы Ирины, царского брата Калояна, на чьи деньги и была построена церковь, а также его жены Десиславы - это самые старые произведения болгарского живописного искусства на сегодняшний день.
Прах Калояна и Десиславы захоронен неподалеку, в склепе, расположенном в центральной части Боянской церкви.

Фрески неоднократно реставрировались, впервые в 1912 г., с помощью австрийских специалистов, потом в 1934, 1944, 1977-м и в последний раз - в 2006 г. Реставрация 1977 года была самой масштабной, и ее методы признали весьма спорными.