Билеты на лебединое озеро. П. И. Чайковский «Лебединое озеро Спектакль в Большом театре

Э кранизация балета «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича была осуществлена в 1983 году телережиссером Феликсом Слидовкером, автором музыкальных фильмов и телевизионных версий балетных спектаклей, а также кинорежиссером Инессой Селезневой.

История отечественного балета в целом и Большого театра в частности сегодня кажется немыслимой без «Лебединого озера», ставшего символом академического балетного искусства. А между тем путь этого спектакля к зрителю был тернистым. Более того, первая постановка, осуществленная в 1877 году дирекцией московской императорской труппы, вообще успеха не имела.

Счастливую сценическую жизнь старинной немецкой легенде о прекрасной принцессе, заколдованной злым волшебником и превращенной в лебедя, дали двадцать лет спустя прославленные хореографы Мариус Петипа и Лев Иванов. Их версия сказочной истории на музыку Чайковского обозначила границу между уходящим веком романтического дивертисмента и эпохой симфонизации балета. «Лебединое озеро», созданное этими двумя художниками, стало уникальным явлением русской и мировой культуры, впитав в себя наследие балетного искусства XIX века и во многом определив его развитие в XX веке. С тех пор новые постановщики балета, в том числе и легендарный хореограф, главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович, воплощая свои концепции, не могли не использовать бесспорные завоевания и находки первой постановки: «лебединую» картину Иванова и знаменитое «черное» па-де-де Петипа.

«Лебединое озеро» в постановке Григоровича, с чьим именем связаны периоды наивысших художественных достижений труппы Большого, взлета популярности и мирового признания русской балетной школы, пережило несколько редакций. Первая из них относится к июню 1969 года.

В тот год труппа театра собиралась на гастроли в Великобританию. В программу выступлений предполагалось включить и «Лебединое озеро». Но балет, переживший с конца XIX века и со времен постановки Петипа - Иванова множество трансформаций, в том числе от руки Александра Горского и Асафа Мессерера, не обновлялся с 1956 года и требовал «косметического ремонта».

Григорович, подойдя к процессу реконструкции творчески, предложил новую концепцию балета, реставрировав исходный хореографический текст Иванова - Петипа и сохранив все лучшее от предшественников - Петипа, Иванова, Горского. При этом он решительно отказался от бутафорских картонных лебедей на глади озера, а также искусственных крыльев на балеринах и прочих неуклюжих попыток придать сказочному повествованию правдоподобие.

В итоге было создано произведение философско-символического характера, четыре акта превратились в два акта по две картины каждый: сопоставление обыденной (рыцарской) и идеальной (лебединой) картин. Ведущие партии в постановке исполнили Наталия Бессмертнова (партия Одетты-Одиллии), Николай Фадеечев (Зигфрид), Борис Акимов (Злой гений). В этой версии спектакль вернулся к первоначальной партитуре Чайковского без последующих наслоений, к привычной четырехактной форме, действие возвращено в «легендарное» Средневековье, иначе сгруппированы национальные танцы. Григорович заново поставил IV акт, из которого исчезла сцена бури, кроме того, герои остаются вместе, а Злой гений погибает.

«Спектакль Юрия Григоровича по праву долгие годы был визитной карточкой русского балета - «нашим всем», - отмечает критик Александр Авдеенко в книге «Незабываемая. Наталия Бессмертнова». Особую изысканность здесь приобрела ведущая партия Одетты-Одиллии, всегда требующая от исполнительницы блестящей, виртуозной техники и тонкой лирической одухотворенности. Наталия Бессмертнова исполнила роль в балете Григоровича с невероятной грацией, наполнив привычный образ новым глубоким содержанием.

«Перед любой исполнительницей в «Лебедином озере» встает одна и та же задача: показать в Одетте и Одиллии разные лики любви. Бессмертнова не пошла путем контрастного противопоставления, точно ощутив нюанс новизны: все происходящее связано с внутренним миром принца. Ведь не только внешне похожи Одетта и Одиллия! Зигфрид у Григоровича больше ищет не лебедя, а свою любовь, свое ускользающее я. Один полюс этих стремлений - романтическая любовь, явившаяся в облике Одетты. Другой - блистательная Одиллия. Наталия Бессмертнова танцевала не искусительницу, ее черный лебедь тоже околдован» (из книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова»).

В интерпретации роли балерина последовала всегда ценному совету хореографической педагогики «идти от себя», она реализовала в роли Одетты свою утонченную чувственность, недосказанность, иносказательность своего танца, а в роли Одиллии - его экспрессивность и филигранность. «Одетта Бессмертновой была девушкой-лебедью, хрупкой и вместе с тем сильной и энергичной. Прекрасно, «кантиленно» станцевала балерина адажио... Уже первое появление Бессмертновой–Одиллии поразило отточенностью силуэта балерины: необычайно тонкая фигурка в агатовой черной пачке пленила своей строгостью и изысканностью. У Бессмертновой в этой партии не было никаких традиционно обольстительных мотивов. Воплощение этой загадочной красоты было классически строгим, тонким и умным», - так характеризует исполнение роли известная русская балерина Марианна Боголюбская. Роль Зигфрида в экранизированной постановке исполняет выдающийся артист балета Александр Богатырев, ему принадлежат многие ведущие партии других постановок Юрия Григоровича. Балет дополнен неординарными сценами дуэта Зигфрида и Ротбарта в конце I акта, где Злой гений пародирует движения принца, становясь как бы его тенью, alter ego, что добавляет содержанию внутренний драматизм. Также Григорович расширил сцену национальных танцев оригинальной партией русской невесты.

Дирижер постановки - Альгис Жюрайтис, оператор фильма - Георгий Рерберг. Состав этой экранизированной постановки «Лебединого озера» можно по праву назвать звездным.

Театр классического балета «Moscow State Ballet» представляет балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» - музыкальный и хореографический шедевр, ставший эмблемой всего русского балета. В 2018 году исполнилось 141- год со дня первой постановки спектакля, которая состоялась 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. Но постановка успеха не имела и была признана неудачной. Премьера новой версии спектакля состоялась 27 января 1895 года в петербургском Мариинском театре. Мариусу Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз; Льву Иванову - II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт. Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера».На сегодняшний день балет выдержал около 1500 представлений, покоряя своей красотой всё новые и новые поколения.

Действие I

Картина 1

В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать - Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари.

Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть. Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты…

Картина 2

Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей. Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.

Действие II

Картина 3

В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте.

Он безучастно танцует с девушками - никто не может сравниться с его идеалом. Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье- искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Картина 4

Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой. Злой гений вызывает бурю, она разметала героев, им невозможно соединиться. И всеже сила любви Одетты побеждает,она прощает принца бросаясь в борьбу со Злым Гением и в последней схватке добра и зла, побеждает любовь. Смерть Злого Гения завершает это противостояние. Наступает рассвет. Принц остается с Одеттой

Незамерзающее озеро у села Советское. Место зимовки лебедей и уток. Оборудованы смотровые площадки.

Озеро Светлое (Лебединое) находится в Советском районе Алтайского края, рядом с селом Урожайное. Озеро является памятником природы, оно уникальное в своем роде. Здесь учрежден государственный природный комплекс заказник «Лебединый» с целью сохранения единственной на Алтае зимовки лебедей-кликунов.

Заказник расположен на Предалтайской равнине в районе луговых степей Северного Алтая и древних террас Катуни. Его площадь - 38,2 тыс. гектаров. На территории природного комплекса находится особо охраняемый водный объект - русло р. Катуни от устья р. Талицы до с. Сростки как нерестилище осетровых рыб. Кроме озера Светлого, в заказнике еще 3 памятника природы краевого значения: сопка Талицкая, родник у сопки Змеиной и сопка Змеиная.

В России всего два заказника, где зимуют лебеди-кликуны: в Анадырском районе Чукотского автономного округа и в Советском районе Алтайского края на озере Светлом. Вода в озере чистая и прозрачная на всю глубину, отсюда название - Светлое. Из-за обилия ключей, бьющих со дна и питающих водоем теплой водой, озеро зимой не замерзает. Даже в 40-градусный мороз температура воды не опускается ниже плюс 5-6 С. Летом невысокие приболоченные берега зарастают осокой. Много ключей встречается и вдоль берегов озера.

Каждый год в декабре в лебединый заказник прилетает белоснежная стая и остается зимовать на незамерзающем озере, отсюда второе название озера - Лебединое. Первые лебеди появились в этих местах в 1967 году - тогда было всего 15 птиц, сейчас же около 350 лебедей и с каждым годом их становится все больше. В марте лебеди улетают на гнездование в полярные районы, а как только северные озера окончательно покроются льдом, вновь возвращаются на озеро уже с молодым потомством.

Лебеди-кликуны - очень осторожные птицы. Им нужен покой, и чтобы их не беспокоить, доступ людей ограничен. Для всех желающих понаблюдать за птицами построена смотровая площадка высотой 10 м, откуда открывается живописная панорама озера, а чтобы лебеди не пугались людей на площадке, со стороны, которая ближе к озеру, для просмотра оставили только маленькие окошечки. Можно понаблюдать за процессом подкормки лебедей с закрепленных на водной поверхности плотов-кормушек, позволяющий ближе рассмотреть этих прекрасных птиц.

Популяция лебедей, обитающих здесь, уникальна тем, что практически изолирована от других. Местные жители села Урожайного лебедей никогда не пугали, всегда старались накормить их, чем могли. К лебединым песням жители окрестных деревень уже привыкли, а озеро Светлое считают местной достопримечательностью.

В комплексном государственном заказнике охраняются все виды диких животных и птиц, которые там обитают. Останавливаются на пролете или живут там постоянно. На протяжении всей зимы егеря заказника «Лебединый» подкармливают лебедей и других птиц и следят за их безопасностью. Лебединый заказник выполняет функцию большой зоны покоя для охотничьих видов птиц и животных в период промысла. Стабильное финансирование, отработанная система охраны и биотехнических мероприятий позволят заказнику занять важное место в поддержании экологической стабильности в районе.

До сих пор существует поверие - где живут и зимуют птицы - там добрый народ, у которого всегда будет любовь и счастье. Считается, что лебеди приносят удачу.

П.И. Чайковский
Юлиус Венцель-Райзингер
Лев Иванов
Мариус Петипа


Идея постановки балета «Лебединое озеро» принадлежала дирекции Московской императорской труппы.

В основу сюжета легла старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе, превращенной злым волшебником в лебедя

Всего было три версии-постановки балета. Первые две считаются неудачными. Только третья, опрокинув все каноны академической хореографии, принесла балету не просто успех, но и бессмертие и является основой всех последующих классических редакций балета.

Первоначально в сценарной разработке Одетта и Одиллия были разными персонажами. Но в процессе создания музыки композитор решил, что они должны быть связаны между собой и очень похожи, что и привело принца к трагической ошибке.

И тогда Петр Ильич внёс в партитуру, что Одетту и Одиллию должна исполнять в балете одна и та же балерина. 23 марта 1876 года в московском Большом театре начались репетиции. Спектакль ставил балетмейстер Юлиус Венцель Райзингер, чешский балетмейстер.

Успеха представление не имело. Похвалы критики удостоился только художник Карл Вальц, придумавший особую технологию использования пара для создания иллюзии тумана. Вторая версия балета так же оказалась провальной.

Л. И. Иванов в третьей версии постановки понял структуру «Лебединого озера» и причину неудач двух первых постановок. Он совершил определенный революционный шаг в нарушении академического построения балетных позиций, убрав искусственные лебединые крылья в костюмах балерин, но балетными движениями рук придал схожесть с махами крыльев.

Так, совершенно случайно, началось возрождение балета, а точнее - рождение нового великого сценического произведения.





































I Действие

I Картина

Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие.

Озорной шут развлекает присутствующих.

Слуги сообщают о появлении королевы – матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет и напоминает о том, что пришло время подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.

Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев в небе стаю белых лебедей, принц устремляется к озеру.

II картина

Озеро в лесной чаще. Увидев девушек лебедей, Зигфрид опускает арбалет. Он поражен удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта, и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары. Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.

II Действие

I Картина

Бал в замке.

Одна за другой возникают перед принцем красавицы из разных стран, но ни одна не привлекает его внимания. Сердце Зигфрида отдано Одетте. Лишь повинуясь настояниям матери, принц любезен с приглашенными на бал невестами.

Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним – его дочь Одиллия.

Зигфрид растерян: эта красавица чрезвычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен ею, что признается ей в любви. Отныне она его невеста!

Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, а значит – нет любви, нет преданности, и ничто не в силах противостоять его власти. Перед Зигфридом на мгновенье возникает картина лебединого озера и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.

II Картина

Ночь. Берег озера.

Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытается разлучить Ротбарт, но Зигфрид побеждает волшебника. Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца даруют жизнь, любовь, счастье…

Балет в 4-х действиях (3ч15м, 2 антр.) 6+

П.И. Чайковский
Балетмейстер-постановщик: В. Бурмейстер
Дирижер: Феликс Коробов С 21.07.2019 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши":

Когда проза будней, суетня, толкотня, метро, пробки и всякая другая жизненная мишура так берут за горло, что не продохнуть, тогда в самый раз в балет. Где все нереально, эфемерно и, на первый взгляд, далеко от действительности. "Классический балет есть замок красоты", – напишет Иосиф Бродский. Да, замок, а балет "Лебединое озеро" композитора Петра Чайковского, балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова – один из прекраснейших замков. И хотя возраст у него преклонный, сто тридцать лет (впору пошло сострить – "так долго не живут"), но красоты своей за это время не растерял. Здесь выпевает свой лебединый танец королева лебедей Одетта, кружатся в белом хороводе девушки-ле-бе-ди, коварная Одиллия соблазняет прин-ца Зигфрида, и двое влюбленных, Одетта и принц Зигфрид, гибнут в разбушевавшемся озере. Сказка? А может быть, всегда совре-менная и всегда трагичная история о любви и предательстве.


Трудно поверить, но премьера балета Чайковского "Лебединое озеро", состоявшаяся в Большом театре в Москве 1877 года, успеха не имела. Это был почти провал. Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова "Лебединое озеро" потрясет зрителей и критиков. И с этого времени "Лебединое озеро" – один из самых известных балетных шлягеров, главный спектакль лучших балетных сцен мира. "Лебединое озеро" существует во множестве версий и редакций. В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко балет идет в постановке Владимира Бурмейстера. Его премьера состоялась 25 апреля 1953 года, став на многие годы образцово-показательнымпрочтением классического "Лебединого озера". Яркий, драматургически выстроенный и танцевальный спектакль, в котором выступали ведущие солисты театра Виолетта Бовт и Алексей Чичинадзе, где танцевалаМайя Плисецкая, привлек внимание Парижской оперы. И в 1960 году "Лебединое озеро" Бурмейстера увидели парижане. Уникальный случай, когда советский балетмейстер в самые запретные годы осуществляет постановку за пределами родины, в самомцентре европейского капитализма. Там этот спектакль с успехом шел лет двадцать, пока его не скинул с корабля современности Рудольф Нуреев за советский, оптимистический финал.


Но в Москве "Лебединое озеро" Владимира Бурмейстера и сегодня неплохо смотрится. Здесь есть чем и кем увлечься. Это стильные декорации художника Владимира Арефьева, заново оформившего балет в 1992 году, и это прекрасный исполнительский состав. В "Лебедином" заняты: одна из лучших Одетт Москвы Татьяна Чернобровкина, а также Наталья Крапивина и Оксана Кузьменко. Кавалером этих Одетт-Одиллий, романтичным принцем Зигфридом предстает Георги Смилевски, а в роли Злого гения выступает яркий, характерный Антон Домашев.И, конечно, это хореография Владимира Бурмейстера, уводящая от жизненной прозы в мир поэзии, танца и красоты.